Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Невероятное перемещение |
год: | 2014 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Александр Анисимов |
сценарий: | Рита Шаграй |
видеооператор: | Дмитрий Рудь |
композитор: | Олег Гембицкий |
художник: | Владимир Царикович |
жанры: | приключения, семейный, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Из «тёмного» Средневековья в современный Минск попадает лекарь и алхимик Парацельс, а вместе с ним и два жаждущих поджечь его на костре инквизитора: братья Бернард и Вильгельм. И теперь «учёный»-двоечник Вася Фёдоров и его сестра просто обязаны доставить Парацельса обратно в охваченную чумой Европу, иначе история примет необратимые последствия. Так мы устремляемся в лихой водоворот приключенческой детской/семейной комедии, которая не оставит равнодушным даже самого искушённого юного зрителя.
В последние годы Национальная киностудия «Беларусьфильм» стала активно возвращаться к тому жанру, который прославил её на всём советском кинематографическом пространстве. Я имею в виду не фильмы на военную тематику, к которой, бесспорно, также относится всё сказанное выше, но киноленты, обращённые самому юному зрителю. Детское/семейное кино, такое как «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» или «Город мастеров» знакомы каждому, кто имел детство, и составляют золотой фонд отечественного кинематографа. Неудивительно, что находясь на перепутье и переживая не самые лучшие времена, киностудия вновь обратилась к своему прошлому весьма успешному опыту.
Учитывая изменившееся приоритеты нового поколения, а также мировые тенденции в кинематографе XXI века «Беларусьфильм» выпустил сразу несколько художественных полнометражных картин для детского зрителя: «Тимур и команда», «Киндер-Вилейское привидение», «Чудо-остров, или Полесские робинзоны»… и, наконец, «Невероятное перемещение». Какие-то из этих картин оказались более успешными, благодаря своей коммерческой реализации, иные, несмотря на все свои достоинства, дальше премьерного показа в кинотеатрах не пошли.
Кино для детей особый случай, поскольку в плане окупаемости и реализации этого продукта жанр имеет куда меньше шансов: менее востребован в современном кинематографе и полностью вытеснен скажем в соседней России, рекламные показы в детских фильмах согласно закону резко ограничены, и у коммерческих телеканалов они мягко говоря «не в почёте». В этом плане повезло «Киндер-Вилейскому привидению» Елены Туровой, который несмотря на слабую актёрскую игру и спецэффекты всё же сумел пробиться на несколько телеканалов, в том числе TV 1000 Русское кино. В то время как куда более высокий с игровой и технической стороны «Невероятное перемещение» лишь спустя год с успехом прошёл на отечественных белорусских каналах, а показов у наших соседей — той же России или Украины я не заметил. Впрочем, вряд ли на особую окупаемость рассчитывала крупнейшая белорусская киностудия, зная ситуацию на современном рынке киноиндустрии. Достойно уважения, что в столь трудное время она не забывает о юном зрителе и не кормит его фантастическими блокбастерами, на создание которых не имеет не только средств, но и соответствующей технической составляющей. Вряд ли здесь вообще можно говорить хоть о какой-нибудь конкуренции, зато она заняла свою нишу доброго кино и достойно держит свою планку.
«Невероятное перемещение» — режиссёрский дебют Александра Анисимова. Я бы сказал, ему вполне удалось найти гармонию между всеми достоинствами старого советского кино с его лёгким и ненавящивым, но всегда уместным юмором, атмосферой уюта и теплоты с запросами современного юного зрителя, прикованного к экрану своего карманного устройства и практически не вылезающего из интернета. Задумка сценария не стала оригинальной — многие сюжетные ходы напоминают сцены из схожих «Иван Васильевич меняет профессию», а местами и «Кавказской пленницы». Наблюдая, как два инквизитора мечутся по закрытому салону трамвая, хочется продолжить: «Замуровали, демоны!» Навевают приятные аналогии из легендарных картин А. Гайдара сцены со спуском по верёвке из связанных простыней или дверью, разделяющей братьев-инквизиторов и их жертвы. Впрочем, часто А. Анисимов идёт дальше и придумывает своё развитие сюжета. Удачно обыграны сцены с многочисленными скульптурами, что разбросаны по всему Минску и с завидным постоянством встречаются братьям Бернарду и Вильгельму. От игры этих актёров просто невозможно оторваться и смотреть без улыбки. Юмор здесь приятный и совсем не грубый, он не столько на словах, сколько в комичности ситуаций. Инквизиторы, волей случая дающие перед школьниками рок-концерт… на латинице, осваивающие «самодвижущиеся металлические повозки» или отбирающие батон у прохожей — таких ситуаций немало, и поданы они с лёгкой иронией, без какого-либо морализаторства или грубости. В тоже время режиссёр привнёс картине несколько весьма важных и актуальных для современных детей моментов.
Актёры играют с большим азартом, может быть оттого и смотрится «Невероятное перемещение» на одном дыхании. Здесь есть всё, что так необходимо приключенческому жанру: невероятные повороты сюжета (даже для тех, кто знаком с советской классикой), увлекательно комичные погони, динамизм и песни (та же «рок-служба» инквизиторов), изобретательность. Видимо режиссёр позволил актёрам проявить некоторую творческую свободу, что только повысило «смотрительность» киноленты. Впрочем, иногда детям давали длительные громоздкие фразы, отчего они с усилием их проговаривали, видимо без особого понимания. Хоть подобных эпизодов не так много, свой отпечаток на общее представление это всё же накладывает.
С интересом узнал, что по первоначальному сценарию в современный Минск должен был переместиться сам Франциск Скарина (первый во всей Восточной Европе и у славян печатник и просветитель, родом из белорусского Полоцка). В таком случае фильм приобретал бы отчётливый национальный оттенок. Однако из-за коммерческих соображений его заменили алхимиком Парацельсом — более известной в современной Европе фигурой.
У фильма есть вполне внятный национальный акцент, некая оригинальность, легко узнаваемая изюминка, чего так не хватает современному кинематографу. Хочется верить, что это первый шаг к возрождению отечественного детского кино. Вполне достойные по своему оригинальные картины снимать научились (даже с очень малыми бюджетами) — дело лишь в раскрутке, которая сегодня напрочь отсутствует. Фильм с успехом прошёл в кинопракате самой Беларуси (доход от проекта А. Анисимова «Беларусьфилму» составил 20% от всех картин киностудии за 2014 год, оставив далеко позади такие нашумевшие совместные проекты как «Я не вернусь» и «Роль»). Однако с реализацией картины за границей и его эфирным показом есть проблемы. Этому нам у тех же российских коллег ещё стоит поучиться.
На V Санкт-Петербургском благотворительном кинофестивале «Детский КиноМай» (Россия) фильм получил Специальный приз «За создание самого доброго детского фильма, представленного в конкурсной программе кинофестиваля». Поскольку фильм можно посмотреть в основном лишь в интернете, ниже (чтобы не было рекламой) размещу ссылку, где можно с ним познакомиться.
27 сентября 2016