Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Все ушли |
год: | 2013 |
страны: |
Россия,
Грузия,
Чехия
|
слоган: | «Мы все родом из детства» |
режиссер: | Георгий Параджанов |
сценарий: | Георгий Параджанов |
продюсер: | Екатерина Филиппова |
видеооператор: | Сергей Мачильский |
художники: | Юрий Григорович, Полина Рудчик |
монтаж: | Сергей Иванов, Вадим Красницкий |
жанры: | комедия, драма, биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
Признаюсь, я не знал, какой фильм увижу. Конечно, можно было догадаться, что режиссёр с фамилией Параджанов (не просто однофамилец, а родич Того Самого), даже будучи дебютантом, проходного кино не снимет. Но грузинский автор, грузинские актёры — я был прямо убеждён, что мне покажут затяжную меланхолию с трудно уловимым смыслом. Ждал скупых слёз по небритым грузинским щекам, бесконечных пауз и пустот на экране под печальный фолковый мужской хор.
Но через два часа мне мучительно хотелось, чтобы фильм продолжался. По возможности бесконечно. Параджанов сделал несомненный шедевр.
«Все ушли» имеет ожидаемый сюжет. Возрастной Георгий Параджанов, которого здесь играет Зураб Кипшидзе, приходит в дом своего детства. Темнота, тени и паутина — всё по канонам. А затем мёртвый дом плавно оживает, в нём появляется мальчик Гари — юный Параджанов, роль которого досталась Араму Магакяну. Затем его бабушка (Лали Бадурашвили) и дед (Давид Двалишвили). Я намеренно старательно нагуглил имена актёров, потому что они были прекрасны! Где-то там, за Кавказским хребтом они играют, а мы их совершенно не знаем.
Мальчик Гари начинает по спирали расширять пространство своего существования, и мы постепенно погружаемся в удивительную атмосферу окраин советского Тбилиси 60—70-х годов. Ну, это я уже потом распознал примерные сроки. А первое время терялся в хронологическом омуте — что это? Прошлое? Или реальность сегодняшнего дня? Есть ведь такие места, где и за полвека не меняется практически ничего.
И никаких небритых щёк и скупых слёз! Фильм поражает жизнью. Буйством жизни! Удивительной, сочной, яркой. Ах, до чего же замечательный народ — эти грузины! Как вкусно они живут, каким волшебным духом наполнена их вселенная! В похоронном бюро: «Иди копай ямы! — Так не умер же никто! — Ну и прекрасно! Что может быть лучше живого человека!» Как? Как директору похоронной конторы просто в голову приходит восхищаться жизнью в обычный бытовой момент. И так — каждую минуту. В каждой новой сцене.
Параджанов выводит на «подиум» яркие образы пачками, не давая зрителю передохнуть. В интервью он сказал, что почти все они — реальные люди из его детства. И ему верится. Потому как придумать такое трудно.
Весь фильм расцвечен удивительным языком. Образным, метафоричным. Языком создателей самых куртуазных тостов во Вселенной. И то, что героям приходится говорить на неродном русском — не страшно. Может быть, даже наоборот: нам, носителям (!) открываются совершенно новые грани и возможности великого и могучего, которым мы уже почти разучились пользоваться.
«Все ушли» — это очень смешной фильм. В принципе, на него легко могут пойти и любители просто посмеяться. Только юмор там не комедийный. Не шуточный, не «лицом в торт». Добрый житейский юмор. Проводниками его в жизнь являются бабушка с дедушкой Гари, а также мадам Вердо (Наталия Коляканова), которая обучала юных тбилисцев этикету, французскому, танцам, а также чудо-парикмахер (Михаил Гомиашвили).
Постепенно солнечный жизнерадостный и немного непутёвый мир фильма усложняется. Мистическая драма начинает заворачиваться вокруг старого голубятника Цысы, которого просто великолепно сыграл Автандил Махарадзе. Волшебного вообще много в фильме, особенно, если напомнить, что перед нами СОВЕТСКИЙ Тбилиси. Но советское врывается в повествование какими-то совершенно внешними и ненавязчивыми вкраплениями. А вот вера, суеверия переполняют его. Здесь тебе и православный батюшка и монахини-молчальницы. А с другой стороны — жертвенные животные на обряд матаха, колдуньи, гадалки. И всё это в фильме подано не как экзотика старины, а как часть повседневной жизни. К разгадывальщице снов каждое утро стоит очередь людей с бутылками. С бутылками — потому что в них люди рассказывают свои сны, а гадалка в этой таре дурные сны душит.
Сны — это вообще отдельная интересная составляющая ленты. Но о них я говорить не буду. И даже не из-за спойлера, а просто ничего вразумительного по этому поводу написать у меня не получится.
Люди видят волшебные сны, потому что и мыслят волшебно. Мадам Вердо рассказывает, как в крысоловку к ней попался вожак, и тогда крысы вынесли его из дома вместе с ловушкой. Это рассказано совершенно серьёзно, а у собеседника даже не возникает мысль усомниться. Потому что мир удивителен! Может случиться и не такое. И мальчик Гари растёт в этом мире. Когда он подбирается ночью к картине с Данаей, нарисованная обнажённая женщина обнимает его.
Можно расти непутёвым балбесом при «старорежимных» бабушке и дедушке. Можно не ходить в школу и почти не общаться со сверстниками. Но когда ты растёшь в таком волшебном мире, из тебя легко выйдет талантливый художник, каким и стал Георгий Параджанов, видимо, забравший дар колдуна Цысы.
Композиция фильма завершается по всем законам жанра — финал возвращает нас к постаревшему мальчику Гари. Закольцовывает сюжет. Старик ходит среди мусора, паутин и запустения мира своего детства. Какой был удивительный, какой живой мир! А теперь от него остались лишь воспоминания. Или это были сны? Которые Параджанов держал в себе как в бутылке. А теперь выпустил, подарив их нам.
10 из 10
21 декабря 2015
Все ушли — это фильм который стал для меня открытием, открытием в прямом и переносном фильме. Режиссер Георгий Параджанов сделал очень оригинальную, интересную картину, с большим смыслом и посылом для нас простых зрителей. А ведь это его первый опыт в игровом кино на поприще режиссера, до этого он снимал только документалки.
Сказать что мне кино понравилось, значит сказать очень мало или все ровно что ничего не сказать. Это волшебная картина о сокровенном, таком теперь уже далеком, которое никогда не вернется. О детстве, о воспоминаниях тех далеких дней не только Георгия Параджанова, но и наших с нами. Смотря картину я вольно или невольно вспоминал свое детство, вспоминал моменты которые очень давно ко мне не возвращались в моей памяти.
Режиссер показал нам человека, который вернулся в свой родной дом, дом который давно опустел, ведь все ушли и люди и воспоминания, для чего он вернулся? Прежде всего за теми теплыми, детскими и такими смешными и наивными воспоминаниями своего далекого прошлого. За тем что мы не найдем в сегодняшней взрослой жизни.
Посмотрев эту картину я окунулся в свои детские воспоминания, пережил снова некоторые моменты своего детства. Команда работавшая над фильмом проделала большую и кропотливую работу для того чтобы фильм получился аутентичным. Действие происходит в Тбилиси 1959 года. А от его центра того времени, ничего не осталось. Поэтому режиссеру пришлось постараться чтобы найти сохранившиеся объекты того времени. Отдельно говорю спасибо художнику фильма Юрию Григоровичу, ведь все предметы которые мы видим на экране настоящие, из давно ушедшей эпохи. Он сделал большое дело найдя все эти предметы.
Георгий Параджанов великолепно и очень как бы по интимному показал то время, время и город в котором он рос. Фильм получился очень ностальгическим и милым. Смотрел картину с неподдельным интересом и улыбка на всем протяжении просмотра не сходила с моих уст. Некоторые моменты просто потрясающе обыграны, они смешны и грустны одновременно. Сосед — успокоитель, мясник — целитель, учительница, все они гениально обыграны.
Как же здорово играют актеры в этом фильме. Их игра реалистична. Она смешна и анекдотична, грустна и трагична. Лали Бадурашвили в роли бабушки, Давид Двалишвили в роли дедушки, Евгений Елсуков в роли маленького Чарли великолепны. Их персонажи, полные иронии, смотреть за их игрой одно большое удовольствие. Да и другие актеры и созданные ими образы до слез смешны. Очень вкусное зрелище.
Картина получилась очень атмосферной, сделана с большой любовью к старой Грузии, получилась такая романтическая, ироничная, грустная и смешная картина одновременно. Посмотрев ее вы быть может будете относится к своим воспоминаниям более трепетно и нежно, лично у меня так и получилась. Очень символична в этом плане сцена в конце фильма, когда главный герой, уже взрослый, попадает в помещение к хранительнице бутылок, в них хранятся сны и воспоминания разных людей. Никто не приходит за ними говорит она взрослому Гарику. И он помогает ей их открыть, чтобы они вернулись к своим хозяевам. До меня они долетели и помогли вспомнить то чего я так давно не вспоминал.
Для меня эта совместная российско — грузинская картина одна из лучших на постсоветском пространстве.
10 из 10
P.S:
Вперед за воспоминаниями, смотрите и становитесь добрее.
14 июля 2015
Подслушанные вздохи о детстве,
когда трава была зеленее,
солнце казалось ярче
сквозь тюлевый полог кровати,
и когда, просыпаясь,
слышал ласковый голос
ворчливой няни…
Михаил Кузмин
Фильм однозначно не для всех (неудивительно, что я гонялась за ним целых 2 года и уже отчаялась его найти). Медленный, тягучий, как медовая патока; никакого «экшена», никакого стройного сюжета. Зато в нём есть обаяние старого Тбилиси, взрывной грузинский темперамент, щепотка абсурда, щедрая примесь юмора и много живописных кадров.
«Все ушли» — это мозаика из воспоминаний с явным сладковато-горьковатым привкусом ностальгии и мистическо-эротическим подтекстом.
8 из 10
2 марта 2015
В прокат вышла, без сомнения, одна из лучших картин этого года, а в целом Петербурге одна копия…
Если вы соскучились по хорошему кино, если вы давно не вспоминали о своём распрекрасном детстве — вам на фильм Георгия Параджанова «Все ушли».
Сценарию 17 лет. им восхищались Алексей Герман и Тонино Гуэрра. И наконец-то экранизация. Чудесная работы оператора Сергея Мачильского, художника Юрия Григоровича («Юрьев день»). Картинка такая светлая и чистая, что создаётся ощущение, что эти прекрасные люди рассказывают о твоём детстве.
За два часа фильма я не только полюбил Грузию, но и вернулся в родную Алма-Ату. В те времена, когда мы с пацанами падали с соседской яблони и бежали, сверкая пятками, боясь и одновременно желая погони.
Фильм стоит в одном ряду с «Полторы комнаты» Андрея Хржановского. Не пропустите.
20 апреля 2013
Первоначально «Все ушли» Георгия Параджанова вызывало сильное предубеждение. А оказался очень хороший фильм, нежный, смешной и печальный рассказ о детстве и его географии, которой уже нет… Отлично играют актеры — реалистично и гротескно-анекдотично одновременно, особенно бабушка (Лали Бадурашвили), дедушка (Давид Двалишвили), грустный старик Циса (Автандил Махарадзе) и Евгений Елсуков (Чарлик). Впрочем, там практически любой эпизод — от «соседа-успокоителя» до директора кладбища сделан вкусно и подробно. Очень атмосферное кино, старая Грузия, снятая с романтико-идиллической любовью к ушедшему.
Конечно, в этом кино нет ясного конца, как нет и единого жесткого сюжета. Но едва ли в таком фильме и может быть конец: «Все ушли» — безразмерно, как любые воспоминания. Ну и пусть так. Это само течение жизни, ушедшее детство, которое вспоминает в образе выросшего и постаревшего героя Зураб Кипшидзе, играющий взрослого Гарри (и создавая образ практически без слов) грустным и серьезным успешным современным человеком, возвращающимся в начале фильма в старый дом своих бабушки и дедушки, где перед ним оживают воспоминания и…
И зрители погружаются с ним в свое детство.
Хороший очень фильм.
8 из 10
9 апреля 2013
Приходилось ли вам смотреть фильмы, похожие на воздушные шарики? Они начинаются благостно и оптимистично, но из-за излишнего желания режиссёра впихнуть в хронометраж побольше событий из своего детства (либо любой другой импровизированной каши) казавшиеся такими милыми истории постепенно сдуваются, скучнеют и их уже не спасает даже харизматичная актёрская игра. «Все ушли» Георгия Параджанова относится к предлагаемой категории.
Как бы поточнее описать свои впечатления? На протяжении почти двух часов они менялись как перебираемая крупа разных сортов. Причём «крупы» было до изнеможения много, ибо действо на экране кажется чудовищно затянутым. Весь фильм — это притча, сотканная из воспоминаний о совсем юных годах старого человека, навестившего заброшенный родной дом. Мы знакомимся с неиссякаемым количеством персонажей, каждый из коих несёт в себе определённую странность — нет, даже не странность, а какой-то склад особенных отличительных черт. Слоган к этой биографической комедии гласит: «Мы все родом из детства». Если скомкать необъятный сюжет в одну фразу — то вот она, великая и самая подходящая находка.
Вся картина — это разбитый кувшин из воспоминаний, которые по осколкам собирает главный герой. Возьмёт один осколок, тщательно рассмотрит, потом возьмёт другой — и перед нами уже другая маленькая история далёких дней безучастного прошлого. Безусловно, концепция построения заслуживает всяких похвал, но кто мог ожидать, что кувшин, каким бы неповторимым ни был, окажется таким объёмным и внушительным. Это как подглядывание в чью-то жизнь, в данном случае маленького грузина, жителя то ли кавказского городка, то ли деревеньки, наполненной необычными самобытными жителями.
Ворох забавных ситуаций сплетается в единый узел, ознаменовывающий незабываемое взросление Гари. Собственно, «Все ушли» — очень хороший для домашнего просмотра фильм. На него не жаль потратить полдня, порой прерываясь и осмысливая увиденное. Но за раз осиливать такой богатый материал будет сложновато, несмотря на замечательную актёрскую игру и мистическое очарование всего непонятного, непривычного, так искусно вплетённого в общее повествование.
Если подумать… да, определённо фильм на любителя, что не портит сути.
6 из 10
27 сентября 2012