Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Валенса |
английское название: |
Walesa. Czlowiek z nadziei |
год: | 2013 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Вайда |
сценарий: | Януш Гловацкий |
продюсеры: | Михал Квечински, Малгожата Фогель-Габрысь, Катажина Фукач-Цебула, Ян Квечински |
видеооператор: | Павел Эдельман |
композитор: | Павел Мыкетын |
художники: | Магдалена Дипон, Магдалена Беджицка, Alicja Patyniak, Яцек Чеховский, Массимо Кантини Паррини, Веслава Чойковская |
монтаж: | Миления Фидлер, Гражина Градон |
жанры: | комедия, драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Мировые сборы: | $5 250 588 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 сентября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Качественно сделанная лента известного мастера польского исторического кино Анджея Вайды надолго запомнится любителям биографического кино, а также всем интересующимся современной историей Восточной Европы. В очередной раз заслуженный режиссёр затрагивает вопросы, связанные с переломными моментами истории его многострадальной Родины и переносит повествование в годы Польской Народной Республики — государства, занимавшего важное место в социалистической системе (договор 1955 года был всё таки варшавским). В центре рассказа личность, пожалуй, самого влиятельного польского политика Леха Валенсы. Обычный электрик гданьской судоверфи им. Ленина благодаря своей харизме и пробивному характеру, свойственному, наверное, только вольным шляхтичам первой Речи Посполитой или лидерам польских национально-освободительных восстаний 18 и 19 веков, боровшихся с гнётом ненавистной им варварской и необразованной «Империей зла», сумел добиться практически невозможного — победить в схватке с коммунистической системой, порождением которой и являлся.
Создание фильма, безусловно, имело политический подтекст. Многие государства Восточной Европы в последние годы проводят активную «политику памяти» — формируют новую идентичность, прививают молодёжи новые принципы и понятия, создают представление о том каким должен быть «настоящий патриотизм». За примерами далеко ходить не надо: современная Украина очень много сделала в том направлении. Наверное, ненависть к определённому периоду своей истории является отличительной особенностью и современного патриотического кино в Польше. Социалистический период представляется в фильме как тёмное, холодное время, когда на полках в магазинах ничего не было, а люди жили в жутких коммунальных условиях. Как принято в этой антисоветской традиции, режиссёр намеренно заостряет внимание на отсутствии удобств и комфорта в жизни простых людей в ПНР. Ведь данные аспекты жизни ценятся очень высоко в потребительском обществе ЕС. В политической и духовной сфере господствует пропаганда и кровавая «гэбня», массово избивающая рабочих, участвовавших в беспорядках в декабре 1970 года. За спиной у польских чекистов стоят коллеги из Москвы, готовые на всё чтобы задушить демократические порывы польского общества. Вайда уже выразил своё отношение к России и её истории в другой его современной ленте «Катынь». Однако, несмотря на все происки властей коммунистической Польши, у народа появляется настоящий лидер — ясновельможный пан Валенса, лучик света или католический герой со святой Марией на груди и портретами Ионна-Павла IIого. Обладая такими качествами, как настойчивость, хитрость, открытость, понятность, бравый Лех становится во главе демократического движения «Солидарность», которому будет суждено стать предвестником «Ветра перемен» во всём регионе и скинуть, наконец, ярмо «красных». Кроме того, Пану Валенсе удаётся избежать больших жертв, превратить революцию в «бархатную», сохранить семью и в довершении ко всему получить Нобелевскую премию мира (абсолютно не политическое решение нобелевского комитета — как всегда, объективность превыше всего).
Стоит отметить, что фильм запомнится мне во многом как идеологическая картина, призванная оказать влияние на взгляды молодого поколения. Либеральные ценности демократии, а также экономическое процветание показаны как основа основ, за которую стоит сражаться на забастовках и баррикадах. Такие элементы социалистического общества, как бесплатное образование или любовь к Родине, автор не упоминает и даже не касается их вскользь. Музыкальное сопровождение также укладывается в либеральную идеологическую канву: запомнился эпизод, в котором играет песня со словами «Война! Против нас воюют рабы» и при этом на экране демонстрируются действия польского ОМОНа во время военного положения 1981—1983гг. Неудивительно, что в качестве финальной сцены фильма избрано выступление Валенсы в Конгрессе США, в этом святилище либерального духа. В фильме присутствует определённый посыл для жителей всей Восточной Европы, которым предлагается идеальная модель в виде «польского пути к демократии». У истоков этого пути стоял господин Валенса — бывший электрик, у которого теперь есть фамильный шляхетский герб. Невозможно не провести параллель с нынешними событиями в соседней славянской республике, чем-то похожей на Польшу культурно и политически, где дорога к демократической мечте, в силу отсутствия такого здравого лидера, как пан Лех, оказалась более тернистой, а национальное движение столкнулось с большими проблемами в связи с неоднородностью общества (в отличие от Польши) и мгновенно радикализировалось. Символично, но польская обложка фильма выполнена как раз в украинских цветах.
К плюсам картины стоит отнести хорошую картинку, умелую операторскую работу, использование документальных кадров и подробное освещение значимых исторических событий. Однако, идеологическая ангажированность действительно испортила впечатления от просмотра.
6 из 10
12 августа 2014
Из диссидента в президенты
Фильм собрал в кинотеатрах Польши почти миллион зрителей, но больше не выходил ни в одной стране мира, поэтому формально его можно отнести к тем произведениям, которые создавались, что называется «для внутреннего потребления». Вайда использовал в подзаголовке своей новой работы уже дважды апробированную формулировку: в 1976-м он снял «Человека из мрамора», в 1981-м — «Человека из железа», из которого задействовал несколько кадров и для «Валенсы». Та игровая картина, снятая в начале 80-х, была настолько укоренена в реалиях забастовочного движения и расправляющей плечи «Солидарности», что сегодня выглядит почти документальной. Но и тогда эффект был столь силён, что жюри каннского фестиваля не нашло ничего лучшего, как поддержать новаторство и отвагу режиссёра, выступившего, по сути, против властей, и наградить «Человека из железа» «Золотой пальмовой ветвью».
В новой работе, впервые показанной минувшей осенью на фестивале Венеции в присутствии самого виновника торжества, 87-летний Вайда вновь возвращается в те времена, чтобы проследить становление лидера оппозиции. Двухчасовой байопик оказался на редкость энергичным, вобрав в себя малоизвестные подробности биографии главного героя, олицетворяющего собой особенностями польского национального характера, доведенного до крайности нуждой и неразумной политикой властей. Задействовав реальную хронику и ловкую стилизацию под документальные кадры, сопроводив это духоподъёмным польским роком, Вайда создал не по годам динамичное и энергичное кино о президенте Польши, который скорее вынужденно — в силу стечения обстоятельств, нежели осознанно, начал заниматься политикой, сделав в итоге невероятную карьеру. И если вы всерьёз интересуетесь историей, то сможете обнаружить немало поучительного в биографии человека, спровоцировавшего 30 лет назад Перестройку и кардинальную смену политических приоритетов в восточной Европе.
Фильм сконструирован как проиллюстрированное «этапами большого пути» интервью, которое в 1980-х Валенса дал в родном Гданьске знаменитой итальянской журналистке и писательнице Ориане Фаллачи. В то время как за его квартирой круглосуточно наблюдали агенты из комитета безопасности, лидер рабочего профсоюза, уже почувствовавший свою силу, не просто раскованно, но и уже с некоторым апломбом откровенничал перед микрофоном посланницы с Запада. Хотя в Польше коммунисты всё ещё являлись правящей партией и из последних сил притесняли свободы, вчерашний электрик с судоверфи, католик и отец шестерых детей, уже близок был к тому, чтобы встать во главе целой страны. В повышении его самооценки не последнюю роль сыграла Нобелевская премия мира 1983-го года, получать которую отправилась его жена, так как в противном случае самого лауреата вряд ли впустили бы обратно на родину. Но и за эту невинную рокировку супруге самого популярного человека страны пришлось тогда по полной программе расплатиться на таможне, где её подвергли дотошному и унизительному обыску.
Картина, обращающая внимание на малоизвестные, но весьма красноречивые факты и детали, заметно очеловечивает ныне уже канонизированный образ. Вайда, будучи соратником Валенсы, разделяющим многие его взгляды, не боится открыть миру, как неопытный молодой работяга, совершал промахи на первом этапе борьбы с властью, подписывая ради элементарного выживания компрометирующие бумаги, подсовываемые ему предусмотрительными органами безопасности. И если бы не крепость духа и растущая на глазах харизма, то при определённых обстоятельствах Валенса вообще мог оказаться завербованным агентом. Режиссёр поэтапно показывает становление его как политика — наученного собственным опытом и искушенного в отношениях с властью диссидента, который, каждый раз уходя на очередную забастовку, оставлял жене обручальное кольцо и часы — на случай, если вдруг уже никогда не вернётся обратно.
И хотя президентство Валенсы в дальнейшем ограничится только одним сроком, и в декабре 1995-го он совсем чуть-чуть — три процента — уступит во втором туре Александру Квасьневскому, как личность он безусловно остаётся самым колоритным фигурантом новейшей истории Польши. В свою очередь, его биография, написанная камерой Вайды, может стать прекрасным учебным пособием для тех, кто намеревается делать политическую карьеру или просто реализовать задатки лидера в общественной жизни. А на фоне последних событий на Украине, эта картина становится ещё и интересным примером для сопоставления — как можно сравнительно мирным путём поменять государственный строй.
13 июня 2014
Анджей Вайда, уже более полувека являющийся флагманом польского кинематографа сумел в очередной раз удивить зрителя. Казалось бы престарелому мэтру подобает почивать на лаврах или снимать неспешные, спокойные картины, собирающие уважительные аплодисменты от нескольких десятков преданных поклонников на кинофестивалях. Однако девяностолетний режиссер смог создать фильм по своей энергетике и напряженности не уступающий, а в чем то и превосходящий самые яркие картины вайдовского золотого периода и, заодно, логически закрывающий «человеческую» трилогию.
«Человек из мрамора»-«Человек из железа»-«Человек надежды». Эти ленты разделяет четыре десятка лет. Первый фильм, притча о безвременьи и тщетности борьбы против системы, пропитанная печалью и горькой иронией — создан хмурой зимой семидесятых. Второй, полудокументальный, отснятый в гуле и грохоте проснувшегося Гданьска восьмидесятых — уже звенит яростью и надеждой на победу. Третий, наш современник — это подведение итогов под целым пластом истории на примере главного героя польского Сопротивления, ставшего могильщиком советской системы. Человека, совершившего невозможный, вроде бы, прыжок от простого электрика в президенты крупного европейского государства, доказавшего реалистичность и необходимость народной борьбы за свои права.
Валенса — персонаж иконизированный, а потом и, отчасти, развенчанный — все за одну, еще незаконченную, жизнь. Перед зрителем предстает неоднозначный человек — умный, хитрый, упорный, по простонародному ухватистый, самовлюбленный, хвастливый. Если мерить героями польского пантеона это, скорее, не Кмициц или Володыевский, а Заглоба вкупе с Твардовским. Тем более удивителен его взлет и интересна его биография.
Вайда вскрывает прошлое без гнева и пристрастия, спокойно, деловито, но не теряя темпа повествования. Не ретушируя неудобные моменты и не надевая на лицо своего героя парадную маску. Да — состоял, да — соглашался, да — испытывал трудности и сомнения, да — живой человек, да — победил и, в конечном итоге, оказался прав. На экране чередуются кадры старой и заново отснятой хроники, в какой-то момент мелькают герои из Железного человека, с помощью монтажа прихотливо вписанные в ткань нового фильма. Создаются подпольные профсоюзы, кто-то раскидывает листовки, кто-то бросает в полицию камни, кого-то лупят в полицейском участке. И рабочие снова берут Гданьск, Солидарность выводит миллионы на улицы, а партийные боссы лебезят перед недавними узниками застенков госбезопасности.
Хорошо, что современное кино может еще удивлять, пускай и с помощью гигантов прошлого. Может воспоминания, может дух былой эпохи вдохнули в Вайду свежие силы и удивительную для его возраста ясность и живость повествования. Все это на благо зрителя, ведь в итоге перед нами предстает одна из лучших политических картин последних лет, а так же остается надежда, что польский режиссер еще сможет радовать нас своими новыми фильмами.
10 из 10
17 мая 2014
«Nie chcem, ale muszem»
Личность Леха Валенсы, как и подавляющего большинства революционных лидеров, во многом достаточно противоречива. Первый демократически избранный президент Республики Польша, обладатель Нобелевской премии мира (1983) и массы орденов за свои заслуги перед страной и человечеством в целом, он является человеком с образованием электрика, которому удалось выбиться из грязи в князи буквально за счёт одних только лидерских качеств, веры и патриотизма. Возникновение экранизации его становления как политического деятеля было лишь вопросом времени. И не удивительно, что в режиссёрском кресле оказался вековечный автор польского патриотического кино Анджей Вайда, который, кстати, всячески избегал этой участи.
Сложно судить о том, насколько сильно слукавили создатели фильма, изображая личность Валенсы, но одно ясно наверняка — как биографический фильм, «Валенса» является замечательной иллюстрацией изображенного в нём исторического периода. Возможность посмотреть на просоветскую Польшу глазами простых рабочих и пройти, хотя и отрывисто, путь ко второму в истории удачному восстановлению польской государственности многого стоит. Несмотря на несколько затянутый хронометраж, впечатления от просмотра остаются достаточно приятными, чтобы посоветовать данную картину любителям современной польской и европейской истории.
10 марта 2014