Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поле в Англии |
английское название: |
A Field in England |
год: | 2013 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Бен Уитли |
сценаристы: | Эми Джамп, Бен Уитли |
продюсеры: | Клер Джонс, Эндрю Старк, Анна Хиггс, Antonio Gould, Пит Томбс |
видеооператор: | Лори Роуз |
композитор: | Джим Уильямс |
художники: | Энди Келли, Эмма Фрайер |
монтаж: | Эми Джамп, Бен Уитли |
жанры: | ужасы, драма, детектив, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 316000 |
Сборы в США: | $32 846 |
Мировые сборы: | $97 195 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июля 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Сюжету фильма даются разные толкования, например, всё происходящее — метафора апокалипсиса. При этом, самое простое объяснение событий старательно отрицают. Через сюрреалистические образы и аллюзии на произведения искусства нам рассказывают историю четырёх дезертиров одной из битв гражданской войны в Англии времён Шекспира. От нынешних людей главные герои ничем не отличаются, разве что одеждой и знаниями, а вот пороки были, есть и будут всегда.
Особняком стоит писарь по фамилии Уайтхед, довольно трусливый и жалкий тип, оказавшийся в компании прожжённых жизнью солдафонов, которым надоело творящееся вокруг безумие, и все вчетвером решают свалить в ближайшую таверну за элем.
Путь их лежит через поле, где они устраивают привал и варят суп с грибами, собранными здесь же. Никто не удосужился проверить, можно ли их вообще есть, но голод не тётка, как говорится, и остальные кроме Уайтхеда (у него, видите ли, пост), накидываются на еду.
Если отбросить то, что одного могло просто контузить в начале фильма, а трое других объелись галлюциногенных грибов, происходящее в фильме можно интерпретировать абсолютно по разному, например, уже упоминавшимся ранее миниатюрным апокалипсисом или ничтожностью человека перед высшими силами либо невозможностью познать Высшую Мудрость и покорить материю.
Стиль фильма мне очень понравился — люблю такие неторопливые психологические истории. На протяжении сюжета группа медленно деградирует, потеряв границу между реальностью и вымыслом. Остаётся вопрос, кто останется собой. Эта история актуальна на все времена — история о людях, которые теряют человечность, когда их привычный мир рушится. Полагаю, в наших нынешних реалиях она очень актуальна.
7 из 10
27 июня 2024
Мрачное психопатическое произведение от автора, который похоже специализируется на форме вгоняющей в меланхолический транс. Чёрно-белая картинка, несколько грязных актёров и монотонная динамика.
Сюжет. Англия, наверное 17 век. Идут сражения. Какой-то мужик, вроде как астролог, ищет другого мужика, по приказу хозяина. Хозяина протыкает копьём третий мужик. Копьеносец берёт в плен астролога и ещё двух и тащит их к мужику которого искали. Попутно кормит кашей с грибами. Грибы торкают, а мужик которого искали оказывается колдуном алхимиком. Всех пятерых жёстко трипует, то ли от грибов, то ли от колдовства. Алхимик с помощью астролога пытается найти клад в тех самых полях, попутно всех унижая и подавляя. В какой-то момент остаётся только мелькающая картинка, с быстрой сменой кадров, от которой тошнит. Об этом предупреждали. Ни черта не понятно и вроде как не особо интересно. Всё движется, явно к драматичному и скорее всего трагичному финалу.
Когда всё как-то заканчивается, остаётся абсолютное недоумение. К чему всё это? Наверное это какая-то фирменная фишка режиссёра. Думаю, что большинству, даже любителям арта это кино не зайдёт.
13 июня 2023
Где-то посреди гражданской, неведомой мне войны, и остального мира. Испуганный священник полз на животе, а вслед за ним летели крики, и ружейные залпы. На этой тропе он такой не один. Что славно, и в миру событий интересно.
Внезапно озадаченные вселенским вопросом товарищи по несчастью,-А зачем нам эта война? Побитые жизнью англичане отправляются в странствие по бескрайним землям. Все бы ничего, да только компания подбилась занимательная- пара солдат, дезертир, и капеллан. Прямо таки анекдот из дремучих времён. А ведь по сути это он и есть. Только юмора в нем хватает с головой, хорошего такого, средневекового, вроде неподдающихся правке сказок братьев Гримм. Или просто истории что в кабаке времён Людовика травят, между сблевом и великой чумой. Правда матушка как она есть, а вместе с ней псилоцибин и тайны алхимического толка.
Мне понравилось, только это не Трип, а скорее зарисовка ситуации, житейской и беспощадной. Чтобы понимать надо сразу прийти к тому, что история это не только скупые научные факты и унылые повествования, но и увлекательный театр абсурда, в котором смерть была обычным и часто практиковалось среди всех сословий. Плюс к этому добавляется щепотка той самой английской алхимии. Чтоб с грибами, странными атрибутами, и алчным чернокнижником в шляпе.
Мякотка в том что фильм не столько о грибах, сколько и мистическом поиске, который является первопричинным, а грибы своего рода катализатором и ключом от врат, за которыми по алхимическим законам кроются дары. Кто-то, словно чернокнижник, ищет золото, кто-то выпивку и ласку путаны, а некоторым нужна дружба. Это и есть ключ к пониманию поля. Если даже отбросить сюрреализм и концепцию метафор, то остаётся качественный сюр на временные рамки и реконструкцию неких исторических событий. Как бы там ни было это фольклорный анекдот достоин внимания.
8 августа 2021
Грибное кино в буквальном смысле, так как действия персонажей будут связаны с последствием поедания супчика из не тех грибов, каких надо. Костюмированная кинокартина стилизована под конкретный период мировой истории: 17 век, англичане, давно утомлённые гражданской войной — и мы идём по психоделическому пути четырех солдат прямо в кроличью нору. Персонажи стабильны и недостаточно развиты, поэтому можно подумать, что их хотели использовать для рассказа какой-то захватывающей истории, мифа, в котором двумерная плосковатость героев была бы уместна. Однако в сюжете нет ни особых нюансов, ни новаторских решений. К тому же постановка пронизана настолько тонким английским юмором, что его даже и не видно, а также гомосексуальным подтекстом. Чёрно-белая цветовая гамма не делает её интересней, хотя моменты наркобреда с пятнами Роршаха и чёрным солнцем вроде бы ничего так. Тем не менее фильм как бы застрял ни здесь ни там, до конца не раскрыв свою «странность». То, что могло бы сделать этот фильм великим, в конечном итоге было вынуждено отойти на второй план в пользу самых некачественных элементов. В итоге всё экспериментальное действо в целом производит впечатление этюдов с начинающими и малоизвестными актёрами, которые предприимчивый режиссёр постановки умудрился не только заснять, но и продавать как фильм, цель которого больше сводится к производству искусства ради самого искусства, чем к пропаганде идеи о вреде поедания галлюциногенных грибов.
13 марта 2021
В данном фильме действие происходит в поле, где нет никаких «укрытий» цивилизации, вроде домов в городе. Только поле, кажущееся бесконечным и небо над головой. Человек как бы открыт всем ветрам. Ничем не защищен и вообщем-то беззащитен. Мне кажется это важным обстоятельством. В мире этого фильма правит не разум, не рацио, а нечто куда более мощное, но обычно скрытое за покровом обыденности, иррациональность.
Герои переходят из обыденного мира в мир иррационального. Но в какой момент? Когда они едят грибы? Но Уайтхед не ел их. Возможно это происходит когда они откуда-то «вытаскивают» колдуна-алхимика О`Нила? Во всяком случае, с этого момента начинают происходить очень странные и пугающие вещи.
Колдун-алхимик О`Нил (которого в фильме не раз называли Дьяволом) считает, что в этом поле запрятано сокровище и поэтому специально выманивает героя которого зовут Уайтхед (Светлая голова), что очень символично. Это знакомый сюжет для многих сказок и сказаний: найти сокровище может только чистый, невинный человек. Не даром алхимик О`Нил говорит ему что хозяин воспитал Уайтхеда в девственном неведении относительно грязи окружающего мира. Но Уайтхед не просто человек находящийся в неведении, похоже что хозяин еще и сделал его «не только чужим для окружающего мира но и для себя самого».
Нам не показывают что О`Нил сделал с разумом Уайтхеда, но мы слышим жуткие крики последнего и какое-то время он словно становиться одержимым. У меня это вызвало ассоциации с первой стадией Великого Делания в Алхимии — нигредо, погружение в черноту. Интересно что аллегорией нигредо является чёрное солнце и Уайтхед в буквальном смысле видит черное солнце, постепенно приближающееся.
Возможно этот фильм про извращенное понимание поиска философского камня, когда вместо просветленного сознания, которое и есть настоящее сокровище, человек ищет материальное «сокровище» — богатства. Но все же главным, как мне кажется, является мотив обретения подлинного себя, то есть когда Уайтхед из робкого «труса», пережив все испытания, становится целостной и зрелой личностью. Как раз у него и есть все шансы найти «сокровище» — философский камень.
6 октября 2018
Слово » психоделика » является слишком модным в наше время. Не вдаваясь в понятие этого слова, мы можем убедиться, что в современность производную психоделики извратили и максимально небрежно изнасиловали. Ну, вот такое противное наше время. Но, оказывается, где-то три года назад на просторах Великобритании вышла высокохудожественная Библия для грибоедов. И имя Ей — » Поле в Англии «. Удивительное зрелище.
Всегда забавно, когда в мире современного кинематографа есть персонажи-режиссеры, которые не скрывают свои пагубные пристрастия. В фильмографии сорока четырехлетнего режиссера Бена Уитли можно найти жуткий натуралистический фильм ужасов » Список Смертников » и чёрную комедию с элементами драмы » Туристы «. Да, эта пара кинокартин довольно интересна, но не этим прославился интригующий британец. В фильмографии Бена Уитли титанами восседают эпизоды культового сериала » Идеал » и незабываемый эксперимент » Поле в Англии «. И о последнем сейчас пойдет речь.
Конец XVII века. Англия. Гражданская война. Фильм открывает сцена битвы, где вперемешку проливают кровь англичане, валлийцы и ирландцы. Четыре персоны совершают побег, дабы не оставить свои несчастные тела на багровом поле. Это абсолютно разные люди с разными чинами, но им придется объединиться и отправиться на поиски » Эль » таверны, где их ждёт сытная еда и сладкое пиво. Главные герои идут через необъятное поле и решают с голодухи сварить в кастрюльке местные грибы. Собственно говоря, с этого момента и начинается главное достоинство кинофильма.
С начального кадра-эпиграфа фильм предупреждает, что эпилептикам сие смотреть не стоит. И, чёрт возьми, этот эпатажный кадр-эпиграф прав. В » Поле в Англии » собран эстетский и выверенный психоделический видеоряд, который яростно продолжает славные традиции сцены кладбища » Беспечного Ездока » Денниса Хоппера. Само же полотно чёрно-белое, но даже в этих узких цветовых рамках фильм творит чудеса. Фильм-гипноз, зрелище для разъедания глазной сетчатки, — его можно по-разному называть. Но это не забудется после финала и, возможно, искушенным сердцам полюбится.
Интересный факт, что вся съемочная группа состояла из женщин. В соавторстве сценария присутствует женщина, за операторским делом стоит женщина, художником-постановщиком » Поле в Англии » является женщиной, да и в монтажной мастерской вместе с Беном Уитли, опять же, трудилась женщина. Интересный и привлекательный момент. А в самом фильме присутствуют только мужчины со своими лондонскими гениталиями (есть крупные операторские планы пенисов с сифонами). И теперь представьте, грибоед Бен Уитли окружил себя женщинами и заставил слабых представителей человечества снимать крупным планом орудия для имения кузен и племянниц. Воистину, в процессе съемки данного кинофильма были соблюдены и почтены все щекотливые английские традиции. Да и вообще, процесс съемки этого кинофильма попахивал чем-то нелегальным. Маленькая группа киноделов собралась в большом и открытом поле, чем-то явно подкрепилась, и начала творить с червонцем актёров психодельное пиршество.
Ещё в кинофильме есть достойное музыкальное сопровождение под аккомпанемент талантливого композитора Джима Уильямса. Хотя моему заостренному слуху саундтрек » Поле в Англии » в каких-то местах показался слизанным с работы композитора Марко Белтрами в кинофильме » Три могилы Мелькиадеса Эстрады «.
Как итог:
Повторимся, » Поле в Англии » — высокохудожественная Библия для грибоедов, которую, к сожалению, обошла стороной популярность и признание. Но и без этих вещей данное английское полотно должно закрепиться в золотых архивах психодельного кинематографа, ведь его так мало. Да, психодельных видеорядов полно, но настоящих сюжетных качеств и заложенных метафор они, увы, не имеют. А » Поле в Англии » имеет не только интересную и притягивающую внимание историю, но, прозвучит по-сербски пафосно, имеет смысл и отправленное в космос сообщение.
28 апреля 2016
Трое дезертиров совершают побег от вынужденного кровавого сражения через густо заросшее сорняками, бурьяном и мхом поле, на котором они встречают на свою беду демонического алхимика-чернокнижника О`Нила и его верного слугу Катлера. Став заложниками чужой злой воли, герои, единственным пропитанием которых стали галлюциногенные грибы и растущая колючая трава, попадают в мир кошмаров и ужасающих видений, ирреальный и силлогичный мир, в котором они по воле дьявольского алхимика вынуждены искать некий клад. Выбраться из этого странного поля в Англии живыми и невредимыми вряд ли получится.
Участник престижных международных кинофестивалей в Карловых Варах и Торонто, а также фестивалей фантастического кино в Лунде и Остине, фильм «Поле в Англии» 2013 года стал четвертой по счету полновесной режиссерской работой британца Бена Уитли, который стал по-настоящему широко известен в мире авторского кино вместе со своей творческой соратницей, сценаристкой Эми Джамп в 2011 году благодаря авангардному фильму ужасов «Список смертников», а в 2012 году слава одного из самых неординарных независимых режиссеров Великобритании была закреплена дикой черной комедией «Раз! Два! Три! Умри!». «Поле в Англии» на фоне предыдущих картин дуэта Уитли — Джамп выделилось мгновенно, став по сути вершиной художественных поисков режиссера в тех сложносочиненных лабиринтах современного кинематографа, литературы и философии.
Сценарно-литературная нить первичного повествования фильма уходит своими корнями в традиции средневековой литературы странствий и рыцарских приключений, демифологизируя, деконструируя и переосмысливая в гораздо более жестком и нетривиальном ключе ее основные мотивы, направляя их в русло дематериализации и деромантизации, насыщая плоть сюжетного нарратива мрачностью и безысходностью. Нетрудно догадаться, что «Поле в Англии», сюжет которого напрямую перекликается с средневековой ирландской литературой, лишенной, однако, всякой добросердечной фантасмагоричности, не имеет вовсе типического наивного романтизма и всерыцарского благородства главных героев, ибо ему на смену пришли жесткий метареализм, галлюциногенный сюрреализм и человеческая подлость, гнусность и низость. Центральный же мотив странствия трех главных героев, трусливого эскапизма с последующим погружением в нехристианское адово пространство в рамках художественного замысла фильма есть тем фактическим универсальным кодом вневременного и внепространственного бытия, его всепоглощающего континуума в рамках отдельно взятого метафизического и метафорического социума, отходя от привычных устоев которого герои под властной рукой паулокоэлевского Алхимика отбрасывают собственную самость и эгоцентричность. Сам же фильм от начала и до конца насыщен хронотопическими символами, имеющими поливариантное толкование в отношении семантической сюжетообразующей конструкции, поданной зрителю в оболочке монохромного визуального ряда, в котором сюжет по отношении ко всем остальным элементам не то чтобы вторичен, но и едва ли важен.
Нить же кинематографическая «Поля в Англии» искусно переплетается с великим множеством образцов кинематографа авторского и неординарного, начиная от «Плоти и крови» Пола Верховена и «Летучего голландца» Йоса Стеллинга и завершая авангардизмом и эпатажем «Фандо и Лиз» Ходоровского, «Порожденным» С. Элиас Мериге, «Сталкером» Андрея Тарковского и, в меньшей степени», недавним «Трудно быть Богом» Германа-старшего, неформальной предтечей которого и стал фильм Бена Уитли. Однако, если в отношении германовской антиутопической инвективы применимо определение как антикино, то «Полю в Англии» с его стильной черно-белой гаммой присуща нарочитая эстетизация и мрачная визуализация галлюциногенного потустороннего и более внятная сюжетная линия, не отличающаяся, однако, чрезвычайной линейностью. Эстетика эта крайне своеобразная и дико специфическая, эстетика отвратительного, аберрантно-мерзкого и чудовищно натуралистичного.
Бен Уитли мастерски насыщает буквально каждый кадр и мизансцену мерзопакостными подробностями: слюна, рекой капающая из открытых гнилых ртов; моча и дерьмо, которым переполнено все окружающее земное миропространство; крысы, копошащиеся в распухших животах мертвецов; рои мух, облепившие всех и вся, и трупные черви, совокупляющиеся на останках; тараканы, ползающие по чертогам и океаны рвоты на стенах и на испещренных шрамами телах.
В этом фильме не будет свержения диктатур и переустройства миропорядка под новые условия бытия, не будет голливудского слащавого хэппиенда и карнавала дешевых улыбок и пирровых побед. «Поле в Англии» — это сложное и тяжелое для зрительского сознания и восприятия умозрительное погружение в сознательное, подсознательное и бессознательное. Выразительно жестокая и мерзкая притча о свободе воли, статическая и откровенно экстремальная черная сказка о преступлении и наказании, о кровавой сперме и вреде употребления наркотических средств, жуткое черное фэнтези и сатира на современный мир, в котором предательство уже перестает быть одним из самых ужасных грехов. О`Нил — это Сталкер и Румата одновременно, Дьявол и Бог в одном лице, Эрос и Танатос. Встретив его однажды, человек навсегда изменится и станет другим. Богом быть трудно, но еще труднее быть с Богом в душе, оставаясь личностью самоценной и лишенной фанатизма. Трудно быть тем, кем не являешься и есть риск потерять себя, стать птицей в золотой клетке чужой воли, и заблудиться на таком бесконечном и ведущем в никуда английском поле.
2 июля 2015
Начитавшись рецензий о эпилептической силе данного фильма, о его мистическом сюрреализме, гипнотическом сне — незамедлительно приступил к просмотру. В первые же секунды нам показывают устрашающий дисклеймер «Внимание! Данный фильм содержит мерцающий видеоряд и стробоскопический эффект». Я, будучи ярым фанатом данных приблуд в кинематографе, понял, что видимо это как раз то, что мне нужно, я представлял себе хаотичное биение черного и белого, представлял себе отталкивающию и одновременно притягательную игру образов, сменяющих друг друга ежесекундно. И да, это имеется, признаю, но ровно 3 минуты всего экранного времени. В специально отведенной для этого сцене почти под конец фильма. Серьезно? После таких фильмов как «Вход в пустоту», «Другие ипостаси», «По ту сторону черной радуги», «Побудь в моей шкуре», «Саймон-убийца» — весь этот трехминутный перформанс ничего не стоит, при этом, прошу заметить, ни в одной из перечисленных кинолент такого смелого дисклеймера нет. Осознание того, что меня нагло обманули, сам режиссер и обычные рецензоры, привив этому фильму запрет для эпилептиков и слабонервных — очень расстроило. К тому же, до конца осталось непонятным почему в графе жанр самым первым стоит УЖАСЫ, не знаю, считается ли это спойлером, но никаких ужасов тут нет, а если по-честному, то даже для триллера тут очень шаткая основа.
С другой стороны, у фильма есть свой стиль, есть своя манера подачи и своя атмосфера. Смотреть, при том, что основное действие фильма начинается ровно с 60-ой минуты, этот фильм не скучно. Игра актеров просто замечательная, наблюдать как трус и дезертир при неопределенных обстоятельствах превращается в некое подобие демона — одно удовольствие. Весь шарм этого фильма, если, опять же, быть честным, строится на актерах. Конечно, время от времени нам красиво показывают фауну, играя с объективами камеры, но все мы понимаем, что на этом далеко не уехать. Про сюжет говорить не буду, потому что его тут нет. Удивился когда увидел, что люди искали какие-то исторические подтексты во всем этом.
В заключении могу сказать, что фильм неплохой. Это, разумеется, артхаус, типичный артхаус, в какой-то степени камерный. Души, как таковой, я в этом фильме не заметил. При этом, если бы не этот досадный пиар-ход с табу для эпилептиков, я бы даже сказал, что фильм мне понравился. Все-таки, что-то в этом всем есть такое безумное. Но даже рядовой любитель подобного жанра ничего чересчур сверхъестественного в этом фильме не заметит, поэтому для меня остается загадкой такой кипиш в зеленых рецензиях. Возможно это какой-то заговор.
Ни рыба ни мясо.
27 февраля 2015
ЧТО ЭТО? Гражданская война в Англии, XVII-й век. Придворный астролог и еще несколько проходимцев попадают в плен к колдуну и чернокнижнику. С помощью астролога тот рассчитывает найти клад, зарытый в поле. Но их планы разрушает похлебка из грибов, которые они собрали здесь же, под ногами. После этого и без того непростая картина сходит с ума, то перетекая в психоделический видеоряд наподобие ранних клипов Pink Floyd, то в кровавый вестерн с более чем натуралистическим членовредительством. Финал неожиданный и не поддается однозначному толкованию. Например, в стиле грибного нью-эйджа: пройдоха-астролог Прошел Путь Воина и Стал Настоящим Магом. В общем, каждый должен решить сам, что он увидел на экране и что же это может означать.
ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ? Режиссер Бен Уитли предельно изобретательно сконструировал мир XVII века. Он обошелся минимальными средствами, без дорогих декораций — только костюмы и грим. Но получилось более, чем достоверно, почти как в Германовском «Трудно быть богом». Этого уже вполне достаточно для того, чтобы посмотреть этот фильм как мастер-класс по режиссуре на тему «снимаем исторический фильм на натуре с тремя камзолами и шляпами, тремя парами сапог и одной палаткой». Но есть еще и другой пласт, чисто британский. Не зря название страны вынесено в заголовок. В этом пласте, например, можно найти полемику с Питером Гринуэем. (Поставленный за 30 лет до «Поля в Англии» «Контракт рисовальщика» стал таким же странным и смелым экспериментом в области исторического фильма.) Или же по-британски ироничное преломление в пространстве другой эпохи психоделии 60-х и «эзотерического подполья» 80-х. И, конечно же, знаменитый абсурдистский юмор. В этом фильме его более, чем достаточно.
ПОЧЕМУ НЕ СМОТРЕТЬ? Например, потому, что вы ценитель простых и ясных историй. А «Поле в Англии» — фильм с нелинейным сюжетом и неоднозначной трактовкой. Кроме того, заряжен насилием и неприятными деталями. Однозначно не стоит смотреть англофилам. И, конечно же, если вы предпочитаете героев исторических фильмов с чистыми манжетами и белыми зубами. Хотя, как нас учили «Монти Пайтон», отличить знать от простолюдина проще простого: на них меньше дерьма, налипшего к одежде.
2 сентября 2014
Безымянная битва времен английской гражданской войны для Бена Уитли не более чем удобное сценическое пространство. Его «Поле в Англии» раскинулось на почве мрачного европейского фольклора, однако, помести Уитли своих героев в современность, изменился бы лишь антураж. Черная притча о трех дезертирах, бежавших по собственной трусости за сладостью эля, а встретивших самого дьявола, словно лишена пространственности. Широкое поле в одночасье становится совершенно безразмерным, его зримые границы теряются в мутной дымке. Грибная похлебка, связывающая беглецов с проклятым местом, не порождает безумие, она его лишь увеличивает. Компилируя свой фильм из множества мрачных образов, Уитли прекрасно осознает, какую историю он хочет рассказать. «Поле в Англии» — это апокалипсис в миниатюре, пример деморализации и разложения отдельно взятой группы людей, каждый из членов которой пришел на поле уже опустившимся. Их привели туда алчность, трусость и чревоугодие, а встретили жестокость, безумие и скверна. В поле нет бога, там правит другая сила, безжалостная и циничная. Этот клочок земли, окруженный лесом, сродни данииловой яме — проверка веры на прочность. При всей своей макабрической сущности, фильм не вступает в противоречие с христианством, напротив, именно вера во всевышнего становится для одного из героев стимулом к спасению себя и новых товарищей.
Неторопливый, временами замедляющийся чуть ли не до состояния застывшего кадра, фильм Уитли подобен средневековой гравюре, пугающей и завораживающей единовременно. В лишенных цвета естественных декорациях происходят на первый взгляд противоестественные вещи. Испражнения, грязь под ногтями, щербатый и распухший от болезни пенис — отталкивающих и мерзких людей режиссер помещает в контрастную по своей красоте природу. Но зримое обманчиво: живописное место действия вскоре покажется инфернальным, а сквозь внешнюю неприглядность, в троице дезертиров все отчетливее просматриваются благочестивые порывы. Дьявол, или же просто мерзавец, примеривший на себе его роль, по законам жанра облачен с иголочки. В этой личности не найти и толики света — абсолютное зло, подчиняющее себе волю слабых духом. Но Уитли не ограничивается в своем творении харизматичными характерами и панорамными планами. Он убаюкивает зрителя, пока камера ползет по траве, подолгу задерживается на лицах, выхватывает статичные мизансцены. И делает это лишь для того, чтобы взорвать сознание неподдающимся анализу грибным трипом или заполнить кадр черной как смола планетой, апокалипсической звездой, с огромной скоростью несущейся к земле и грозящей пожрать все сущее. Фильм Уитли способен шокировать и восхищать одновременно, как визуальным рядом, так и отображенными в нем событиями. Пройти через поле, совладав со всеми ужасами, значит очиститься от греха, остаться же в его канавах — не справиться с внутренним дьяволом и навсегда сгинуть.
4 августа 2014
Черно-белое кино от автора по слухам самого страшного околорелигиозного хоррора 2011 года «Список смертников», A Field in England, снятое в атмосфере британского эзотерического подполья и непонятного славянскому уму британского черного юмора, про группу дезертиров и парочку практикующих алхимиков с полей английской гражданской войны XVII века, которые спонтанно отправляются на поиски некоего мистического артефакта.
Тема галлюциногенного трипа присутствует, впрочем, не являясь сюжетообразующей (что бы не утверждали прочие рецензенты), некоторые минуты повергают в цепенеющий ужас, как в самых лучших домах — не дурной картинкой/сменой кадров, а намеками о том, что за ней подразумевается, я говорю сейчас о сцене с палаткой.
Сюжетные линии сменяются ретроразбивками из черных экранов в духе Бергмана, Рис Шерсмит невозбранно замечательно делает морду кирпичем джармушевского «Мертвеца», отстреливает лица плохим пацанам и созерцает черную звезду Полынь, готовую поглотить всея сущее, как и положено крутому колдуну.
Дежурного черта с агатовым магическим зеркалом (которое заставило меня прочитать целую статью про тибетские каменные зеркала, изменяющие ход времени) играет человек со страшной фамилией Смайли, который носит шляпу Алхимика из Священной горы Ходоровски. Тот самый детальный дьявол, который с головой выдает в Уитли человека, знающего, о чем он снимает и что он говорит, не важно, посредством какого набора художественных образов. И Триер, если уж на то пошло, не режиссер ни разу, он просто много роется в своем собственном мозговом дерьме. Получилось по-хорошему олдскульно, хотя многие вещи вытаскивает на себе именно Шерсмит. Годнота для всех, кого не пугает жанр артхаус, с его молчанием тоньше звука.
2 августа 2014
Необычный фильм для такого же необычного зрителя. Хоть и хочется вклеить строгий вердикт «арт-хаус», режиссер Бен Уитли явно не делает из своей работы полотно для инакомыслящих, в поисках чего-то высшего и непонятного. Он сделал куда больше чем тысяча независимых режиссеров — снял триллер «Поля в Англии» настолько своеобразным, что он, возможно, вообще выходит за понятия «арт-хауса».
Складывается впечатление, что каждый посмотревший фильм оказался невольником какого-то секретного оружия иностранного правительства, катушка, с которой слетают пятеро мужчин в сюжете фильма, буквально заканчивается у ног зрителя. Дать объяснение самому себе, что «я смотрю какую-то жуть или чепуху» оказывается не совсем легко, настолько психотропным веществом оказывается этот фильм.
Сюжета действительно здесь практически нет — несколько солдат и алхимик, а также их таинственный хозяин, наевшись грибов в поле, начинают искать какой-то клад. А находят они очевидный эффект от употребления сомнительного супчика из грибов, что кидает картину «Поле в Англии» в различные жанровые стили — драма, комедия, триллер и мистика.
В итоге режиссер Бен Уитли отметился, безусловно, необычной работой, к которой есть и явное отвращение за бессмыслицу сценария, и невероятный восторг за ширму, которой режиссер прикрывает все свое действие. Не признать эстетическую красоту постановки, работы оператора и композитора просто невозможно, но ровно на столько, сколько и принять этот фильм в лавры успешных и рекомендуемых другим людям фильмов. Оценка фильма невозможна, поэтому, ставлю формальную галочку.
5 из 10
19 июня 2014
Трое дезертиров совершают побег от вынужденного кровавого сражения через густо заросшее сорняками, бурьяном и мхом поле, на котором они встречают на свою беду демонического алхимика-чернокнижника О`Нила и его верного слугу Катлера. Став заложниками чужой злой воли, герои, единственным пропитанием которых стали галлюциногенные грибы и растущая колючая трава, попадают в мир кошмаров и ужасающих видений, ирреальный и силлогичный мир, в котором они по воле дьявольского алхимика вынуждены искать некий клад. Выбраться из этого странного поля в Англии живыми и невредимыми вряд ли получится.
Участник престижных международных кинофестивалей в Карловых Варах и Торонто, а также фестивалей фантастического кино в Лунде и Остине, фильм «Поле в Англии» 2013 года стал четвертой по счету полновесной режиссерской работой британца Бена Уитли, который стал по-настоящему широко известен в мире авторского кино вместе со своей творческой соратницей, сценаристкой Эми Джамп в 2011 году благодаря авангардному фильму ужасов «Список смертников», а в 2012 году слава одного из самых неординарных независимых режиссеров Великобритании была закреплена дикой черной комедией «Раз! Два! Три! Умри!». «Поле в Англии» на фоне предыдущих картин дуэта Уитли — Джамп выделилось мгновенно, став по сути вершиной художественных поисков режиссера в тех сложносочиненных лабиринтах современного кинематографа, литературы и философии.
Сценарно-литературная нить первичного повествования фильма уходит своими корнями в традиции средневековой литературы странствий и рыцарских приключений, демифологизируя, деконструируя и переосмысливая в гораздо более жестком и нетривиальном ключе ее основные мотивы, направляя их в русло дематериализации и деромантизации, насыщая плоть сюжетного нарратива мрачностью и безысходностью. Нетрудно догадаться, что «Поле в Англии», сюжет которого напрямую перекликается с средневековой ирландской литературой, лишенной, однако, всякой добросердечной фантасмагоричности, не имеет вовсе типического наивного романтизма и всерыцарского благородства главных героев, ибо ему на смену пришли жесткий метареализм, галлюциногенный сюрреализм и человеческая подлость, гнусность и низость. Центральный же мотив странствия трех главных героев, трусливого эскапизма с последующим погружением в нехристианское адово пространство в рамках художественного замысла фильма есть тем фактическим универсальным кодом вневременного и внепространственного бытия, его всепоглощающего континуума в рамках отдельно взятого метафизического и метафорического соцуима, отходя от привычных устоев которого герои под властной рукой паулокоэлевского Алхимика отбрасывают собственную самость и эгоцентричность. Сам же фильм от начала и до конца насыщен хронотопическими символами, имеющими поливариантное толкование в отношении семантической сюжетообразующей конструкции, поданной зрителю в оболочке монохромного визуального ряда, в котором сюжет по отношении ко всем остальным элементам не то чтобы вторичен, но и едва ли важен.
Нить же кинематографическая «Поля в Англии» искусно переплетается с великим множеством образцов кинематографа авторского и неординарного, начиная от «Плоти и крови» Пола Верховена и «Летучего голландца» Йоса Стеллинга и завершая авангардизмом и эпатажем «Фандо и Лиз» Ходоровского, «Порожденным» С. Элиас Мериге, «Сталкером» Андрея Тарковского и, в меньшей степени», недавним «Трудно быть Богом» Германа-старшего, неформальной предтечей которого и стал фильм Бена Уитли. Однако, если в отношении германовской антиутопической инвективы применимо определение как антикино, то «Полю в Англии» с его стильной черно-белой гаммой присуща нарочитая эстетизация и мрачная визуализация галлюциногенного потустороннего и более внятная сюжетная линия, не отличающаяся, однако, чрезвычайной линейностью. Эстетика эта крайне своеобразная и дико специфическая, эстетика отвратительного, аберрантно-мерзкого и чудовищно натуралистичного.
Бен Уитли мастерски насыщает буквально каждый кадр и мизансцену мерзопакостными подробностями: слюна, рекой капающая из открытых гнилых ртов; моча и дерьмо, которым переполнено все окружающее земное миропространство; крысы, копошащиеся в распухших животах мертвецов; рои мух, облепившие всех и вся, и трупные черви, совокупляющиеся на останках; тараканы, ползающие по чертогам и океаны рвоты на стенах и на испещренных шрамами телах.
В этом фильме не будет свержения диктатур и переустройства миропорядка под новые условия бытия, не будет голливудского слащавого хэппиенда и карнавала дешевых улыбок и пирровых побед. «Поле в Англии» — это сложное и тяжелое для зрительского сознания и восприятия умозрительное погружение в сознательное, подсознательное и бессознательное. Выразительно жестокая и мерзкая притча о свободе воли, статическая и откровенно экстремальная черная сказка о преступлении и наказании, о кровавой сперме и вреде употребления наркотических средств, жуткое черное фэнтези и сатира на современный мир, в котором предательство уже перестает быть одним из самых ужасных грехов. О`Нил — это Сталкер и Румата одновременно, Дьявол и Бог в одном лице, Эрос и Танатос. Встретив его однажды, человек навсегда изменится и станет другим. Богом быть трудно, но еще труднее быть с Богом в душе, оставаясь личностью самоценной и лишенной фанатизма. Трудно быть тем, кем не являешься и есть риск потерять себя, стать птицей в золотой клетке чужой воли, и заблудиться на таком бесконечном и ведущем в никуда английском поле.
10 из 10
25 марта 2014
Когда в среде синефилов заходит разговор об европейском кинематографе, то хороших тоном считается преклонение перед скандинавской, балканской, на худой конец французской школами. И если я в очередной раз пытаюсь сказать пару слов за англичан, на меня смотрят с некоторой долей сочувствия.
Фильмы Туманного Альбиона прекрасны тем, что умеют удивлять буквально на пустом месте. Вот и в фильме «Поле в Англии», показанного в Москве в рамках фестиваля «Новое Британское кино» сюжет можно пересказать в нескольких предложениях: Трое дезертиров шли через поле, где встретили на свою беду алхимика-чернокнижника и его слугу. Поев грибов, растущих в изобилии вокруг, отряд начинает видеть в алхимике самого дьявола, который повелевает им найти здесь неизвестное сокровище.
Лента сочетает в себе едва ли не все известные жанры. Чего здесь больше? Не знаю… Думаю каждый выберет сам. Для кого-то это черная комедия, кто-то скажет — мистический триллер, третий заявит — это фантасмагория, и все они окажутся правы. Впрочем, чтобы понять многие тонкости из диалогов, надо хорошо знать английскую историю и культуры, чего мне по ощущениям местами не доставало.
Безусловно, главное достоинство картины — визуальный ряд. Даже при такой монохромной подаче кино пестрит ярчайшими оттенками и заставляет искать фокус в бесконечной глубине плоскости экрана. Эксперименты, где движение действия переходит в движение момента сдвигают что-то в восприятии. При этом сцены фильма периодически делятся черными заставками в несколько секунд, будто давая передохнуть или переключиться на новую страницу. Актеры шикарно отыгрывают как статичные сцены, так и сложные в плане действия эпизоды.
Атмосферу дополняет весьма недурный саундтрек написанный неизвестным лично мне композитором Джемсом Вильямсоном, вероятно последователем Деймона Алборна из Blur.
Единственное, чего на мой взгляд не хватило картине — так это целостности. Каждый элемент её выглядит удачно, но собрать из этого волшебного черного пластилина какую-то выдающуюся композицию почему-то не удалось. Будто это такой полуторачасовой видеоклип снятый специально для конкурса готической авторской песни. Кажется, ещё чуть-чуть и получился бы ещё один «Розенкранц и Гильденштерн» Тома Стоппарда, очень любимый в узких кругах театральных киноманов, но это «чуть-чуть» уносит киноленту совсем в другую степь, где властвует философская пейзажность Тарковского. Продолжая свои размышления я пришел к тому, что «Поле в Англии» — это фильм «Сталкер», каким он мог быть, если бы Тарковский жил в наше время. И искать здесь глубинный смысл тянет не меньше. Вот только жесткая брутальность порой возвращает на землю, показывая разницу между профессором и чернокнижником.
Я бы хотел, чтоб этот фильм воспринимался серьезно, хотя режиссер Бен Уитли сделал всё для противоположного эффекта. И должен признать, мне больше по душе ужасающая сентиментальность из фильма «Cashback», чем игривая жестокость героев «Поля». Но главное — британское кино ЖИВЁТ и ритм его жизни мне сладок и приятен.
7 из 10
11 ноября 2013