Бруталист
The Brutalist
6.8
7.5
2024, драма
США, Великобритания, Венгрия, 3 ч 21 мин
В ролях: Ванесса Кирби, Джоэл Эдгертон, Марион Котийяр, Рэффи Кэссиди, Марк Райлэнс
и другие
1947 год. Венгерский архитектор Ласло Тот без гроша в кармане эмигрирует из послевоенной Европы в США. Получив 25-долларовый ваучер на проезд от местных властей, он перебирается в Филадельфию к двоюродному брату Атилле и его жене Одри, которые владеют мебельным магазином. Там он начинает новую жизнь, помогая родственнику в бизнесе, и пытается переправить в страну свою супругу Эржебет и её больную племянницу.

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бруталист

английское название:

The Brutalist

год: 2024
страны:
США, Великобритания, Венгрия, Канада
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Лол Кроули
композитор:
художники: Джуди Бекер, Csenge Jvri, Virg Tyekvicska, Александр Линде, Кейт Форбс, Krisztina D Nagy, Патриция Кучча, Mercdesz Nagyvradi, Чаба Лоди, Сари Вайхингер
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 10000000
Сборы в США: $16 279 129
Мировые сборы: $47 692 815
Дата выхода
Мировая премьера: 1 сентября 2024 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Бруталист», 2024

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бруталист», 2024

Тепло из недр сердца

«Бруталист» — самая необычайная и гениально сконструированная вещь, сделанная человеком за долгие годы существования кино.

Это мастерство, предельно выражающее себя во всех отношениях. Это такое кино, в котором ценишь само кино. То, как это прожито, как это снято, как это выстроено, как это озвучено и смонтировано. Стоит только подумать, что все ракурсы и операторские приёмы уже исчерпаны, как Лу Кроули, оператор данного фильма, тут же демонстрирует что-то новое, ранее нигде не использованное и никому до этого в голову не приходящее. «Бруталист» кажется настоящим неиссякаемым источником, последовательно излагающим свои мысли, учитывая все нюансы времени и тональности.

Весь фильм можно фрагментировать на околоминутные отрывки, способные невольно да поселить радость даже в самую обречённую душу. В самом начале, когда герой Броуди пробирается куда-то в тесной темноте, которая окажется брюхом корабля, пока на него почти буквально не рухнет статуя Свободы. Этот момент под торжественное музыкальное сопровождение всегда вызывает у меня необъяснимую одержимость, чувство возвышенности, безумия. И так с каждым моментом, каждый уникален, притягателен, технически революционен.

Отдельно стоит поговорить о главном герое — Ласло Тоте. Упрямый идеалист, рассчитывающий только на себя, сомкнув зубы. Настоящий конгломерат грубой маскулинности и тонкой нежности, чувственности и глубокой неудовлетворённости. Он не гонится за материальными благами, он до последнего отстаивает себя. На протяжении всего фильма он занят лишь одним делом — поиском утраченного идеала. Фотографий, увековечивающих его архитектурное наследие, женщины, которую любит больше всего на свете, своего места в этом жестоком мире капитализма.

Композитор фильма — Дэниэл Блумберг. Это что-то словами невыразимое. Его музыка при первом своём звучании невидимой, тягучей и тёплой жидкостью почти что мгновенно заполняет до краёв. Она излучает такое тепло, тепло, от которого хочется светиться и заполнить собой всё пространство. Внушительно и изящно она отклоняется от звенящих джазовых мотивов и фортепиано к ревущим, сотрясающим кинотеатр взрывам духовых инструментов и барабанов, вызывающих смятение внутреннего мира Тота. Это тот редкий случай, когда саундтрек фильма становится на один уровень с самим фильмом. Такое пока удавалось Джонни Гринвуду, написавшему саундтреки к фильмам Пола Томаса Андерсона и Пабло Ларраина.

Я впервые встречаю такое, когда тяжеловесное и монументальное кино оставляет тепло на душе. Оно делает тебя чувственным, нежным и ко всему ранимым. «Бруталист» — та вещь, которую я буду ценить до конца, буду хранить у себя на груди, глубоко в сердце.

16 марта 2025

Золушка, плывущая по течению

'Бруталист' Брэди Корбета — амбициозная, затянутая, почти трехчасовая драма, которая пытается совместить монументальность архитектуры с хрупкостью человеческой души. История Ласло Тота, венгерского архитектора, бежавшего в Америку после войны, на поверхности — это притча о выживании и творчестве. Но под слоем бетона и пафоса проступает знакомый силуэт Золушки, лишенной волшебства, зато с героиновой зависимостью. С явной левацкой повесткой, созвучной чаяниям современных демократов, и очевидным прицелом на 'Оскар', фильм эффектный, но вторичный, особенно если вспомнить 'Пианиста' с тем же Эдрианом Броуди.

Ласло Тот (Броуди, чья изможденная харизма снова работает) — не утонченный европейский архитектор, а скорее выходец из СССР: суровый, упрямый, с душой, выкованной в коллективной травме Холокоста и послевоенной разрухи. Его Баухауз — не символ прогресса, а призрак прошлого, как советские идеалы, раздавленные реальностью. Как и Золушка, он стартует из нищеты и унижения. Как и Золушка, Ласло не способен сам выстроить свой путь — его несет течение обстоятельств, от случайных заказов до монументального проекта для. Его 'туфелька' — бетонный мемориал, но он не надевает ее сам, а получает от судьбы, почти случайно. Ласло не творец своей судьбы, а марионетка внешних сил. Его триумф — не результат воли, а стечение обстоятельств, за которое он платит здоровьем, семьей и самоуважением.

'Бруталист' кричит о несправедливости капитализма с такой страстью, что мог бы стать агитационным роликом для современных демократов. Ласло и Эржебет — беженцы, маргиналы, чьи таланты эксплуатирует буржуа Ван Бюрен. Фильм бьет по 'американской мечте', показывая, как она перемалывает тех, кто не готов продаваться. Темы меньшинств, классовой борьбы и системного угнетения — это ингредиенты, которые Голливуд обожает в оскароносных блюдах. Добавьте визуальную мощь — и вот вам модный продукт, рассчитанный на восторг критиков и статуэтки.

Ласло — не герой, чья странная неспособность продать себя и заниженная самооценка делают его одновременно трогательным и раздражающим. Он не умеет играть по правилам капитализма как будто воспитан в советской системе. Его пассивность — ключ к образу: он не борется, а плывет по течению, от нищеты к героину, от зависимости к случайному успеху. Зависимость подчеркивает его уязвимость: он не управляет жизнью, а подчиняется ей. И тут всплывает 'Пианист' Романа Полански: Броуди снова играет выжившего еврея, чья судьба зависит от внешних сил. Но если 'Пианист' был пронзительно оригинален, 'Бруталист' кажется вторичным — сценарий словно собрали из знакомых клише, приправленных модной повесткой, чтобы угодить вкусам 2025 года.

'Бруталист' — это не легкое кино: его темп тягуч, эмоции гнетут, финал открыт. Он красив и мощен, как бруталистская архитектура, но оставляет послевкусие переоцененного блюда. Ласло — Золушка без чудес. Левацкая повестка и оскароносный лоск делают его явным претендентом на награды, но вторичность сценария — как специи, которые не скрывают знакомый вкус. Это кино для тех, кто любит громкие заявления и бетонную поэзию, но если вы видели 'Пианиста', это покажется вам дорогим ремейком в модной упаковке — эффектным, но не новым.

14 марта 2025

После мраморов Каррары…Как живется вам?

Как бы не нападали на 'Бруталиста', но в чем его точно нельзя обвинить, так это в халтуре - актерская игра, операторская работа, экспозиция - все на высоте профессионализма и эстетичности, а чтобы достоверно передать картинку 50-х, создатели сдули пыль с технологии VistaVision, которой последний раз киноделы пользовались 61 год назад, и отсняли фильм на пленку. Все это при относительно скромных бюджетах и малоизвестном режиссере, чью фамилию только после Серебряного льва Кинопоиск переписал без ошибки. Это абсолютно авторское кино, вышедшее из тени благодаря Венецианскому фестивалю, и оттого, возможно, встреченное не особо ласково массовым зрителем.

Да, в фильме есть не самые приятные сцены - это драма, и она выворачивает внутренности, как и положено драме, при условии, что она о людях, а не о картонках. Три с половиной часа нас качают между эстетикой и отвращением, позволяя расслабиться только во время интермиссии. Кстати, в кинотеатрах она была полноценной и длилась 15 минут, для домашнего проката антракт сократили до минуты. Вопреки опасениям, меня совершенно не утомил хронометраж - это тот редкий случай, когда продолжительность фильма оправдывает каждая сцена и нет ничего лишнего.

Броуди и Пирс великолепны без лишних слов.

У 'Бруталиста' определенно есть все данные для звания Лучшего фильма-2024.

Вышло чуть больше пары слов, подстать масштабности этой картины?

Кому и когда смотреть - поклонникам серьезного авторского кино или тем, кто хочет его полюбить (но лучше начинать этот путь с чего попроще); во время настроя грузануться и - важно - при отсутствии отвлекающих маневров и помех справа на протяжении минимум 3,5 часов.

Кому и когда воздержаться - любителям легких расслабляющих фильмов; если обязательно наличие экшна и, пожалуй, после тяжелого рабочего дня и под пивко с чипсами лучше подобрать что-то другое.

14 марта 2025

Фильм начинается с переезда героя в Америку и первым же кадром может оттолкнуть зрителя нарочитым по нынешним временам намёком на вульгарность, которая может, восприниматься за откровенность.

Повествование картины идёт медленно и не спеша, пытаясь вобрать в себя исторический дух времён 50-60г, операторская работа и вправду цепляет, герои раскрываются постепенно по ходу картины, уже в начале фильма, видя героев, ты как бы можешь угадывать их характеры и наклонности, постепенно убеждаясь в своих изначальных догадках.

Первая часть картины представляет перед нами гг Эдриана Броуди – архитектора, оставившего на родине жену, о ней вспоминается иногда и может быть непонятно для чего вообще нужен этот персонаж, пока мы не подходим к концу первой части.

В первую очередь фильм цепляет отношениями между гг и его супругой, на мой взгляд – это одна из главных тем, если не самая главная – любовь, Союз, который способен выдержать весь ужас, весь хаос, слабости ближнего, достигая катарсиса и 'станут двое одною плотью'. Эржебет в роли Фелисити Джонс сыграна потрясающе, она сильная и одновременно слабая, она независимая и одновременно зависимая, сколько скромна, столько же и храбра. Когда гг хочется сдаться, она продолжает, когда он падает – она прощает, там где другие пытаются скрыть – она выявляет, даже если это в ней, и просит за это прощение (сцена, где они узнают о переезде племянницы). В её кажущейся слабости проявляется большая сила внутреннего духа. Интересно, что её физическая немощность прямо противоположна её внутренней силе, таким образом как бы что-то внутри неё уравновешивается.

Хочется отметить момент встречи пары после долгой разлуки – отчужденность, вина и темнота, которые благодаря той особой внутренней силе супруги переходят в молчаливое раскаяние гг и последующее воссоединение пары, на мой взгляд, является ключевым.

Темы холокоста и тема искусства, на мой взгляд, являются не ключевыми в этом фильме, а вспомогательными, поэтому говорить об этом не вижу большого смысла.

Концовка фильма может быть поначалу неприятна, но вполне логична. Маски снимаются и персонажи предстают перед нами в подлинном обличии, столкнутся с которыми не каждый из них готов.

Смутило, что уже в самом звучит сомнительный вывод о 'важности цели, а не пути'.

Разве не в пути осознаётся вся ценность и важность конечного результата?

Корректно ли вообще задаваться таким вопросом? Вопрос остаётся открытым...

9 марта 2025

Ничего увидел у Брэйди Корбе ни в каком амплуа, и вообще поначалу думал, что слово «бруталист» описывает не архитектурный стиль, а какие-нибудь черты человеческого характера — очень стыдно, конечно. Сам режиссер, кажется, тоже сделал буквально все, чтобы предельно завысить порог вхождения в свою новую работу: три с половиной часа с антрактом, нестандартный популярный в 1950-х формат пленки, весомый исторический бэкграунд с невнятно раскрытыми тонкостями национальной идентичности главного героя, то ли намеренно, то ли случайно названного также, как знаменитый вандал, в 1972 году изуродовавший молотком микеланджеловскую «Пьету». Если еще немного углубиться, на ранних этапах производства картина подразумевала совершенно другой ключевой актерский состав, однако тот, который в итоге оказался финальным, по ходу просмотра впечатляет здесь в первую очередь. Броуди и Пирс великолепны, как и всегда, когда снимаются не в откровенных бэхах, из саппорта больше других радует Джо Элвин.

Во второй половине картина сильно теряет в ритме и несколько раз пытается слишком прямолинейно тебя разжалобить, как это часто бывает в драмах с участием тоже, кстати, замечательной Фелисити Джонс. При этом чуть ранее в какой-то момент ловишь себя на мысли, что уступаешь величию и размаху фильма, оказываешься поэтически сдавлен его техническими пропорциями и общей энергетикой, словно маленький человек на улицах мегаполиса, и это производит действительно необычный мощный эффект. Гюго писал, что до появления печати, именно архитектура служила людям инструментом для записи в вечности важных страниц прошлого. Не уверен, снял ли Корбе свой magnum opus, равно как и в том, оставлю ли сам какое-то наследие, но это тот тип кино, который заставляет думать, что как минимум хочу.

5 марта 2025

Монументальное кино об иммиграции

Когда фильм длится 215 минут минут, разделен на главы и имеет 15-минутный антракт, он становится киноисследованием, романом, который изучает целое явление через героя.

«Бруталист» — большое кино о маленьком человеке, который без особого рвения пытается реализовать свой талант. Персонаж Эдриана Броуди отличается скромностью и достоинством, его незначительная роль в новом для него американском обществе не вызывает у него сметения или стыда, но при этом с уважением и благодарностью он принимает возможность заняться грандиозным архитектурным проектом.

Внимательная и чувственная камера оператора Лоли Кроули с осторожностью обнажает изъяны главного героя и его «господ». Со стыдливой откровенностью она показывает сцену насилия над телом и честью в кульминации. Благодаря этой выразительности время при просмотре пролетает незаметно.

Про капиталистическую порочностью и социальное неравенство снято множество эпичных фильмов, и если «Мегалополису» Фрэнсиса Форда Копполы понадобилось 120 млн $ (еще и вышло не очень убедительно), то режиссер Брейди Корбет с «Бруталистом» уложился в 10 млн $.

Достойно ли это кино главной награды на Оскаре как фильм, отражающий социальную картину 2024? Думаю, да. В мире, который доходит от крайней степени проявления толерантности к «иным» до высшей степени ненависти к мигрантам, «Бруталист» может стать отрезвляющей пилюлей.

2 марта 2025

Не великое искусство

50-е и конец 40-х прошлого века, несмотря на внешнюю свободу и подъем, таили в себе что-то тревожное. Может быть потому, что многие не могли еще оправиться от послевоенных травм, или потому, что слишком благостная картинка рисовалась, а проблемы тогда было удобнее замалчивать. И, конечно, особенным блеском ее наделяла погоня за американской финансовой мечтой.

Так и в 'Бруталисте' мы окунаемся в тревожную атмосферу, которая понятна, когда герой еще не добрался до Америки и не освоился там, но труднобъяснима, когда вроде бы дела налаживаются и идут на подъём. Мы слышим умиротворяющие музыкальные темы и камера на время перестает искать 'неправильные', сбивчивые планы, но чувство, что что-то не так, не покидает. Может быть, сам образ богача Ван Бюрена, берущего под свое крыло архитектора Ласло Тота, тому способствует. Потому что остается непредсказуемым: от культурного внимания до гневных унизительных вспышек всегда один шаг. То и есть власть денег, довлеющая над большим искусством. А, может быть, мы и подсознательно уже ощущаем, что радостный флер того времени не может быть до конца правдив.

Проблема в том, что 'Бруталист' не пытается быть точным. Можно опустить сомнительные исторические и архитектурные детали и то, что главный герой - это лишь прообраз реального персонажа. Можно простить даже размытость момента, когда разрыв в отношениях со своим покровителем у творца становится слишком велик. Это компенсируется визуальным рядом, сменой обстановки на антично-европейскую ирреальную. И тем фактом, что непредсказуемость и затаенный мрак злодея мы уже почувствовали. Но главная неточность происходит в финале.

Я не буду говорить, что финал так уж плох, он вполне логичен и посыл у него правильный - искусство в конце концов находит признание, а финансовые воротилы практически исчезают из истории. Поэтому оглашается, что результат важнее пути. Но на самом деле для творца важен путь и сам процесс творчества. Если все вокруг складывается не лучшим образом, то в минуты творения можно обрести свои крупицы счастья. Однако по ходу фильма мы это понимаем с трудом. Изначально может показаться, что эта работа нужна Ласло Тоту скорее ради денег. Затем мы видим, что раз он решил пожертвовать своим гонораром, значит все же прикипел душой к проекту. Видим в целом трепетное отношение к своим прошлым проектам и архитектуре. Но все это происходит как будто на втором плане, когда на первом - несчастная переменчивая жизнь, отягощенная болезнью жены и собственной зависимостью. Результат важнее пути - это девиз для строителя, а не архитектора, или для советской производственной драмы. Вот и получается, что на выходе мы имеем оную, только снятую в искусной европейской манере и прикидывающуюся американским классическим байопиком. Зрелище по-своему завораживающее и не слишком утомляющее за 3,5 часа, но на 'Оскара' потянет разве что игра актеров, работа оператора и композитора, а в остальном дотянуть поможет только если израильская политическая повестка.

7 из 10

26 февраля 2025

В погоне за великим легко потерять себя

«Бруталист» — фильм, который явно хочет быть великим. Он говорит о монументальности буквально и метафорически. Исследует тему американской мечты через бетон и величественные постройки, через индустриальный саундтрек, через ощущение давления этой самой мечты. И с технической стороны он действительно великолепен.

Используя грамотную игру со светом и тенью, в напряженные моменты картина буквально давит на зрителя, а в сценах семейной идиллии, наоборот, дарит иллюзию тепла. Камера неотрывно следует за главным героем, создавая почти документальный эффект присутствия. Всё это превращает 10-миллионный артхаус в масштабное фестивальное событие. Визуальный язык фильма настолько убедителен, что кажется, будто мы наблюдаем за реальной историей. Но герой — вымышленный, и это важно.

Вопрос в том, о чём этот фильм на самом деле. Если считать, что это очередное кино о страдающем художнике, то «Бруталист» следует проверенному пути. Здесь есть противостояние творца и системы, есть тема Холокоста, которая в последние годы часто становится ключевой в кино, претендующем на награды. Этот мотив усиливается кастингом: Броуди, сыгравший в «Пианисте», будто бы приносит в фильм уже знакомую трагедию, заставляя нас автоматически заполнять пробелы в предыстории его персонажа.

Но для меня этот фильм больше про потерянного человека, чем про угнетенного художника. «Бруталист» напомнил мне «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Только если герой Дэниела Дэй-Льюиса был чудовищен в своём действии, то герой Броуди отвратителен в своем бездействии.

Он талантлив, но пассивен. Он винит обстоятельства, но сам упорно не делает шагов навстречу переменам. Он страдает от отторжения, но сам подчеркивает свою инаковость. Все шансы ему буквально приносят на блюдечке, но каждый раз он либо отказывается, либо делает вид, что ничего не происходит. В решающие моменты он не борется — он уходит в себя.

И при этом Броуди играет его так, что ты не можешь оторваться. Он буквально исчезает в этом персонаже. Даже скандал с нейросетями не должен помешать ему забрать заслуженную статуэтку — это один из лучших актерских перформансов последних лет. Он раскрывает героя, у которого словно нет предыстории, но при этом ты чувствуешь её в каждом взгляде.

Противопоставлен ему самый живой персонаж фильма — его жена. Если он опускает руки, то она продолжает идти вперед (и это особенно важно, учитывая её проблемы и дальнейший путь по фильму). Главный герой не смог бы даже привезти её в Америку без чьей-то помощи — и это важный момент. В погоне за великим он не только теряет себя, но и ломает жизни тем, кто рядом.

Вот почему мне хочется видеть в этом фильме историю о том, как американская мечта ломает человека. Как без должного склада характера она пережевывает и выплевывает тех, кто не готов следовать жёстким правилам. Но боюсь, что режиссёр хотел сказать не это.

Скорее всего, он снял очередную драму о художнике, страдающем под гнётом капитализма. И это — немного скучно.

Но, пожалуй, пусть лучше я увижу в этом фильме нечто большее, чем он сам про себя рассказывает, чем соглашусь с привычной, десятки раз пережёванной трактовкой.

8 из 10

26 февраля 2025

Бруталист

1947 год. Венгерский архитектор Ласло Тот без гроша в кармане эмигрирует из послевоенной Европы в США. Получив 25-долларовый ваучер на проезд от местных властей, он перебирается в Филадельфию к двоюродному брату Атилле и его жене Одри, которые владеют мебельным магазином. Там он начинает новую жизнь, помогая родственнику в бизнесе, и пытается переправить в страну свою супругу Эржебет и её больную племянницу.

Думаю, мало кто будет спорить с тем, что “Бруталиста” режиссера Брэйди Корбе можно смело назвать одним из главных фаворитов грядущей оскароносной гонки. Будто в противовес максимально лёгкой и прямолинейной “Аноре”, которая также является одним из главных фаворитов Оскароносной гонки, “Бруталист” представляет собой настоящее авторское кино с большой буквы, которая рассказывает историю вымышленного венгерского архитектора. Но одновременно с этим и именно на фоне этой самой истории охотно размышляет об обманчивости казалось бы безоблачной американской мечты, творческих метаниях гения, судьбе еврейского народа в пору Второй мировой войны и геноцида. Однако самое главное – на протяжении всех почти трёх часов экранного времени говоря о проекции перенесённых душевных травм в творческом русле. В данном случае, в архитектурном магнум-опусе главного героя Ласло Тота.

Аналогичным магнум-опусом данный фильм является и для постановщика Брэйди Корбе. Возможно сократи фильм хотя бы до бвух или двух с половиной часов экранного времени, история бы от этого только выиграла. Однако даже несмотря на это все почти три с половиной часа экранного времени буквально протекают за пару мгновений. В первую очередь подкупая великолепной операторской работой Лу Кроули, а также потрясающим вообращением художников постановщиков данной ленты. Фактически превращая данный фильм в такой же арт-объект, что и возводимое главным героем ленты здание.

Определенно фильм получился бы совсем иным, если бы не столь талантливые актерские работы всей актерской команды. Эдриан Броуди однозначно сыграл лучшую свою роль после “Пианиста” и продемонстрировал полное погружение в своего персонажа на уровне естественных эмоций. Чертовски хороша и Фелисити Джонс, которая фактически появляется лишь во второй половине экранного времени. Но компенсирует своё отсутствие очень характерным образом и не менее искренней актерской игрой. Нельзя не отметить Гая Пирса, которому достался наиболее неоднозначный персонаж картины и он отлично отыграл его на экране. Одновременно смотрясь как в качестве поддерживающего главного героя “хорошего парня”, так и в качестве эгоистичного и алчного негодяя.

8 из 10

Бруталист – это один из главных фаворитов грядущей оскароносной гонки, который представляет собой такой же арт-объект, что и возводимое главным героем данной ленты строение. Охотно радуя потрясающей визуальной составляющей, гениальными актерскими работами и глубокой историей, истинный смысл которого раскрывается каждый раз и по-разному.

25 февраля 2025

'Бруталист' - фундаментальный американский эпос, залитый в бетон, Холокост и оковы национальной мечты

Первые аналогии, возникающие в голове после трех с излишком часов 'Бруталиста', это монументы Пола Томаса Андерсона. Брэйди Корбе без брезгливости списывает всю линейку американского духа у 'Нефти', а токсичные отношения подчинения у 'Мастера'. Копнув глубже в авторский метод, легко увидеть дотошность Кубрика. Затянув сигару, нельзя не увидеть многоликость трактовок 'Гражданина Кейна'. Несмотря на тяжеловесность конструкции 'Бруталист' удивительно легко вписать в таймлапс истории американского кино.

Венгерский еврей Ласло Тот, пережив концлагерь, бежит в Новый свет. Его встречают перевернутая Статуя Свободы, родственник в Филадельфии и еще одна попытка пересобрать жизнь. В Европе осталась успешная карьера ведущего баухаус-провидца, бедняга-жена и стандартные беды еврейства после конференции в Ванзее. 'Бруталист' рассказывает про американский этап, где Ласло ждет трансформация от чернорабочего на стройке до придворного архитектора местного новоамериканского буржуа.

'Бруталист' довольно дотошен в вопросе форм. Архитектурность фильма обнажается уже в стартовых титрах, где каждое имя написано с разными шрифтами, размерами и отступами. Даже эти титры для Корбе - метафора плавильного котла, по сути, базовых настроек американского бытия. При этом 'Бруталист' ни на секунду не уходит от трактовки, что архитектура - это лишь форма, в которой запечатлена вечность. Вечность же напрямую зависит от смыслов, невозможных без гения, человека умеющих их структурировать.

При всех законах о чужих и своих, протагонист-еврей, очередная большая роль Броуди (по ощущениям лучшее, что он играл после 'Пианиста'), не может переосмыслить себя. Даже в рамках американской мечты, стеб над которой - главный творческий успех Корбе. Еврей по определению чужой там, где должна стоять часовня с крестом. Даже протестансткая. Даже этим евреем построенная. Даже без реально существующего креста, а лишь его световой копией.

Главный кошмар 'Бруталиста' - это мысль, что оковы Бухенвальда не сильно лучше оков капитализма. Такая точка бифуркации, откуда в одну сторону, расправляя плечи, уходит Айн Рэнд, а в другую - Корбе. Из последнего исходит другая формула фильма, которую Корбе продвигает как альтернативное дно американской мечты. Отношения имеющего талант и имеющего средства всегда будут построены на владении, пользовании и распоряжении.

А так как у гения зачастую нет ничего материального, то он сам легко встает в пищевую цепочку. Образ Ласло Тота здесь как будто наследует Владиславу Шпильману - оба далеки от совершенства физического, оба - источники дурного характера, но оба имеют в собственности совершенный гений. А значит, в отличие от своих угнетателей могут менять мир.

По ходу хрона 'Бруталист' медленно трансформируется в историю о рабстве. Цитируя Гете с его 'нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает, свободным от оков', Корбе вступает в еще одну традиционную американскую полемику - вопрос самоидентичности, мессианства, привычно рождающегося в этом 'Граде на холме' из экономических успехов. Ласло балансирует к статусу раба лишь потому, что они не способны понять высоту его затей. Зритель тоже. Ему раскроют их лишь в эпилоге. Раскроют назидательно и безапелляционно.

Корбе не питает иллюзий и не пускается в интеллектуальные виньетки, называя Америку тогда и очевидно Америку сегодня обществом нетолерантным. 'Бруталист' отказывает этой земле в финальной точки на пути к Обетованной. Ласло Тот не способен найти тут дом, что искал. Америка здесь полигон для реализации пресловутой модели-Т. Та самая перевернутая Статуя Свободы - это не пошлая история про разбитые мечты. Это миф об отражении, где чтобы увидеть объект, надо найти определенный ракурс.

При этом нутро самого Ласло далеко от агиографии. Корбе с удовольствием препарирует потерянную тягу к жене-инвалиду. Жестоко фиксирует дуэль, где родные костыли проигрывают сражение порно в кинотеатре, первой попавшейся проститутке, наркотикам, глушащим боль. При этом жена в болезненном исполнении Фелисити Джонс - это частица своего, интимного мира, где слово 'интим' гораздо больше, чем просто страсть.

Поиск своего приводит героя в Европу, в место ее природного магнетизма - рудники Каррары. Место естественного брутализма. Музыки бетона. Такой же как могучий, тоталитарный саундтрек фильма. Именно здесь так видна метафора шрамов Европы, которые неведомы Америке. Штаты не способны понять войну, Холокост, но способны снять про это фильм, стать спонсором чужой боли.

Настоящий бруталист здесь - это магнат Ван Бюрен, сыгранный безумным, каким-то дэй-льюисовским Гаем Пирсом. Делец, играющий в любые игрушки, до которых дотянутся руки. Читающий первоисточники и делающий со своими вещами все, что он пожелает. Сохранить ген Ван Бюрену мало, поэтому итоговый вызов и происходит в форме камня, где на самом деле и покоится главный конфликт фильма. Ординарный человек против уходящего времени. Без всяких шансов зайти на пятичасовой чай в вечность. Как минимум, без посредника в лице Тота

'Бруталист' - это большое кино. Большая форма американского романа. В ней работали Стейнбек, Мелвилл, Фолкнер и Селинджер. А в кино - Кубрик, Уэллс и Пол Томас Андерсон. Теперь вот этот дерзкий 35-летний режиссер, еще недавно слывший второсортным актером. Он даже придумал антракт посреди фильма - грандиозная авторская наглость.

'Бруталист' - фильм-монолит, фильм-колосс. Жаждущий стать классикой без проверки временем. Фильм, который очень хочет на заметить эрозию. Если 'Пианист' спрашивал, что же будет с душой, если мир способен на такое, 'Бруталист' - это уже не вопрос, а простой ответ. Что мертво, умереть не может

Пожалуй, Америка всегда была страной без эпоса. Он есть даже у любой страны, знавшей смену вех, даже у Финляндии. Что ж эпос тут наконец-то появился. Корбе его создал прямо на наших глазах

24 февраля 2025

Поначалу кажется, что Бруталист - это экранизация некого великого романа. Но постепенно этот мираж испаряется. Лучшее ли мы увидели высказывание на тему эмиграции, холокоста, поиска себя, разлуки и любви? Очевидно, что нет. Хорошее? Пожалуй, да. Фильм Брэйди Корбе обладает рядом достоинств. Он красив, масштабен, драматичен моментами. Местами кажется, что вот он, тот самый большой Голливуд прошлого века вернулся. Монументальные кадры, повествование сквозь года, американская мечта, проблема изгнания и ущемления евреев, насилие, измены. Всё тут. Объемное плёночное изображение, мягкий цвет, шикарные пейзажи природы и архитектуры, костюмы и прически тех лет, такая вот машина времени. Насколько много в этом хорошего драматического кино со сложными конфликтами, напряжения, радости, ответов? Не так много, как хотелось бы.

На Эдриэна Броуди можно смотреть вечно. Он ходячая статуя и голая фактура. И здесь у него сложный персонаж. Не однозначно положительный герой. Он мечется, срывается, меняется. Не показывает всю начинку, постепенно выкладывает свою боль наружу. Мы не совсем понимаем его конечной цели, идеалов. Он иррационально недостаточно литературный. Возможно, перед нами попытка описать ПТСР, может, мы не в праве критиковать Ласло Тота, ведь он пережил настоящий ужас, как и его жена. Он пьет, колется, гуляет по клубам, пытается выжить и забыться, но постоянно плачет. Из нас хотят выдавить сочувствие, но это нелегко.

Американские аристократы, бизнесмены, элита, так их назовем, здесь самое слабое звено. Они кажутся немного примитивными, карикатурными. Не сомневаюсь, что таких циничных буржуев там было пруд пруди. Но в нашем фильме иногда неудобно смотреть на эту семейку и их выходки, вcю дорогу они как будто пьяные, неясно ни разу, когда они говорят правду, когда притворяются добрыми. Та самая сцена в мраморной пещере, без спойлеров, выбивается из общей энергии, она ни к селу, ни к городу, нам не дали времени въехать в неё эмоционально, не объяснили чувства героев. Она как бы хочет добавить крайней болезненности и так несчастным мужчинам.

Вполне легко можно всю эту линию с семейством Ван Бюренов выключить из истории. На мой вкус. Ведь масштаб трагедии остается. Боль человека пострадавшего от войны, уехавшего в другую страну без родных и каких-либо ресурсов. Это главное. Ласло Тот мог все два часа сидеть на кушетке молча и плакать по жене, которую он давно не видел. В его лице и так уже написан конфликт. И я благодарен авторам, что они эту тему вообще сняли. Таких фильмов становится всё меньше. А политических кризисов, войн, беженцев становится больше. И каждый может найти в этом сюжете часть себя. Обернули потенциально сильную начинку в слишком сладкую, красивую, стерильную упаковку. Сделали зрелищный ретро-аттракцион. Претензий почти нет. Но тема настолько травматичная, что просится к чему-то менее пафосному, к более лирическому, тихому. Брутализм - это лишь форма, в содержании его хранится бесконечный страх и одиночество человека в стенах сурового, неприветливого мира.

24 февраля 2025

У 'Бруталиста' 10 номинаций на Оскар, 4 премии БАФТА и звание лучшего фильма года от Золотого глобуса.

Это один из главных фильмов 2024 года. И как многие другие 'главные' фильмы прошедшего года это визуально великолепное творение, служащее прекрасной упаковкой для довольно агрессивной идеологической начинки.

'Бруталист' - это история талантливого еврейского архитектора, которому пришлось пережить ужасы холокоста. Ему удалось попасть в Америку благодаря родственным связям. А его супруга и племянница остались в Европе.

Абсолютно весь фильм герой Эдриана Броуди мученически страдает. Ну а чтобы поубавить святости в его образе, нам его представляют как человека, подсевшего на употребление наркотических веществ.

Сначала дела у нового американца складываются очень плохо, но затем везет. Миллиардер подбирает его чуть ли не с помойки, дает жилье, помогает привезти родственников из Европы, восторгается его талантами и предлагает свободу в реализации своей архитектурной задумки.

Наш герой счастлив? Ох, нет. Конечно же нет!

Он несчастен. Он страдает тотально и навечно. А как иначе? Он же супер-пупер талантливый еврейский архитектор. Он должен владеть миром, всеми восторгами, всеми возможностями и всеми деньгами. А не чувствовать себя второсортным и униженным в доме щедрого миллиардера и ущемлять широту своих творческих задумок.

Зрители за 3 с половиной часа должны зарубить себе на носу, что герой Эдриана Броуди всегда будет справедливо ощущать себя обиженным, оскорбленным и униженным. Как бы много ему не дали, необходимость что-то давать взамен - непереносимая ноша для него. И этот расклад предлагается зрителям как универсальная история для всех евреев.

Режиссер 'Бруталиста' Брэди Корбет буквально предлагает взглянуть на европейских евреев, переехавших в Америку после Второй мировой войны, как на новую партию рабов, эксплуатируемых мерзкими-премерзкими католиками. Денег евреем доставалось больше, чем нищим афроамериканцам, но 'поимели' их ничуть не меньше...

Ну и мораль всего этого визуально и аудиально прекрасного творения сводится к обоснованию справедливости утверждения государства Израиль и заявлению правильности проживания евреев именно на его территории. Брэди Корбет выстраивает красивую взаимосвязь между мучительным процессом создания архитектором своего творения и идеей поиска целым народом места, из которого они смогли построить для себя дом.

При этом Брэди Корбет, отлично владеющий способностью создавать метафоры и говорить со зрителем языком образов, решил включить в свое повествование абсолютно тупой топорный сюжет с изнасилованием. Это была эдакая вишенка на торте, которая ознаменовывала великую несправедливость в жизни нашего страдающего героя. Ведь иначе мученическое самосознание главного героя очевидно было бы недостаточно оправданным. А так все ясно, все понятно, все оправданно, все однозначно: плохие, тупые, бездарные, недостойные гои плохо себя ведут по отношению к хорошим, умным, талантливым и почти святым евреям.

Вот такое идеологическое кино. Красивое. Страдальческое. Обвинительное. В этом году почти все оскароносные номинанты такие. Страдальцы страдают... кто от расизма, кто от русских богатеев, кто от отсутствия творческой свободы, кто от политической власти. Ну а кто-то от естественных законов природы и содержимого своих трусов...

Базовая тема 'Бруталиста' в общем-то совершенно не нова и не оригинальна. В соседнем фильме 'Совершенный незнакомец' еврей Боб Дилан тоже страдает из-за того, что отсутствие власти и денег делает его несвободным. Проблема в общем-то вечная, универсальная, всем знакомая на собственной шкуре. Но киношники очень любят упаковывать ее именно в истории о супер-пупер талантливых евреях, чьи мучения из-за несправедливости мироздания видимо более ценны.

24 февраля 2025

Фильм точно оставляет некий осадок после себя, что неудивительно, ведь это почти четырёхчасовое творение. В середине фильма, между двумя частями, есть перерыв (интермиссия), который приходится как никогда кстати, учитывая хронометраж картины.

Сразу стоит отметить, что с архитектурой как таковой (как бы многие ни ожидали) фильм общего имеет мало. Он скорее о переживаниях артиста — венгерского еврея Ласло Тота, покинувшего свою страну ради исполнения 'американской мечты'. У картины Корбе, конечно, есть свои сильные и слабые стороны.

Хотелось бы начать с положительных аспектов фильма (кроме вышеупомянутой интермиссии). В первую очередь стоит отметить техническую работу: цветокоррекцию, звук, движения камеры, саундтрек — всё на наивысшем уровне. Лол Кроули абсолютно точно заслуживает свою номинацию на 'Оскар'. Также восхитительна игра актёров, которые безупречно справились со своей задачей. Гай Пирс (урождённый британец, проживший половину жизни в Австралии) идеально показал 'образцовый' американский акцент. Что интересно, при озвучке венгерского языка был использован ИИ, а работой руководил носитель языка, добавляя некоторые диалектные особенности.

И, наконец, сюжет. Первая часть меня приятно удивила — она была насыщенной и интересной. Смотря на череду неудач главного героя, начинаешь ему сопереживать, а когда у него всё же что-то получается, невольно радуешься его успехам.

Вторая часть, на мой взгляд, уступает первой. Она более тягучая, с не всегда понятной мотивацией персонажей. Но, несмотря на это, всё равно находит, чем удивить. Некоторым может не понравиться открытая концовка, но я считаю её достоинством фильма. Также хотелось бы отметить отсутствие пошлости в эротических сценах — это действительно сложно сделать.

Теперь о минусах. Во-первых, пролог кажется сделанным 'на коленке', чтобы как можно быстрее закончить картину (а то уже почти четыре часа хронометража!). Из-за этого остаётся всё-таки некий осадок. Весь смысл фильма авторы решили уместить в последней минуте, но при этом во время просмотра ты не задаёшься вопросом 'Что же хотел сказать автор?', а просто наслаждаешься самим фильмом.

В связи с этим я бы сказал, что фильм ни о чём: он не несёт какой-либо необычной повестки, не философствует о великом — он просто есть. И это отнюдь не плохо, ведь искусство не всегда должно что-то доносить, правда? В данном случае ты наслаждаешься тем, что видишь на экране, а не какой-то абстрактной идеей.

И всё же фильм тяжёлый и, скорее, на любителя. Порекомендовал бы я его кому-нибудь как must-see? Нет. Это сильная работа, которая всё же не является продуктом для массового зрителя, каким хочет казаться.

8 из 10

24 февраля 2025

Перед нами фильм, собравший весьма престижные награды Золотого Глобуса и номинированный в десяти категориях Оскара. Фильм, который расскажет нам тяжелую историю архитектора, прошедшего концентрационный лагерь и эмигрировавшего в Америку из послевоенной Европы. Правда, невзгоды на этом не закончатся и жизнь ещё преподнесет бедному архитектору ужасные сюрпризы.

Фильм длится три с половиной часа. И надо отметить, что это одна из самых скучных лент, которые я видел за последнее время. Это долгое и муторное повествование, в котором мы будем вынуждены смотреть на боль и страдания эмигранта еврейско-венгерского происхождения, который поверил в американскую мечту, но вот только она не поверила в него. Точнее, люди сначала заинтересованы в нем и всячески участвуют в его жизни, помогая ему, но через какое-то время вдруг не только перестают участвовать, а, по сути, начинают просто издеваться (и, конечно же, как обойтись без привычной нынче в Голливуде «половой жести», назовем это так). К слову, этот переход, так сказать, от любви к ненависти, никак не показан. Кино вообще не заинтересовано в раскрытии и развитии характеров персонажей. Из-за этого герои просто неинтересны. Когда же узнаешь, что это не биография, а выдуманные образы и истории (пусть и основанные на реальных фрагментах), то становится совсем грустно и никакого отношения к главному герою не испытываешь.

Это безумно нудное и скучное кино с очень достойной операторской работой и добротной игрой актеров. Но сюжетно, хватаясь за какие-то важные темы, перескакивая от Холокоста к американской мечте, от любви и искусства к наркотикам и изнасилованиям, фильм скатывается в какие-то банальности, которые не вызывают отражения в зрителе.

На мой взгляд, очень сильно переоцененное кино, которое, наверняка, возьмет свои статуэтки, но вообще не по праву.

23 февраля 2025

Такое кино выходит раз в год и смотреть его надо обязательно.

'Бруталист' - разноплановое кино.

Это и 'Шпиль' Голдинга, и исполнение 'американской мечты', но, что интересно, в Европе и, что ещё интереснее, после неудачи её осуществления в штатах.

В первую очередь это мигрантское кино. Это история о потреблении людей другими людьми, о притворной этике, о привилегиях, которые дают повод для насилия. Эта тема исследуется в кино часто в последнее время (или кажется? так как 'подтверждения сразу не нахожу), мне хочется убрать это, но, видимо, сексуального насилия в жизни происходит так много, что, видимо, в подобных историях этого не избежать. Такое, знаете, напоминание - власть и агрессия (которая, очевидно, есть у миллионера) порождает насилие. Цинизм героя, к слову, выражен в эпизоде с рассуждением, отправлять ли цветы погибшим рабочим.

К сожалению, этот бич передался и его сыну, который, как и положено, ведёт себя ещё более отвратительно, и нам остаётся только догадываться, как прогулялись они с Магги - племянницей.

Только дочь в этой семье умеет комбинировать семейный статус и человечность.

Также торчит и история Тота с наркотиками, но тут, как мне кажется, всё объясняется в новостях, которые мы слышим: время, доступность, незнание.

Эпилог картины (который именно так и назван; к слову, спасибо авторам за антракт и заботу о зрителе) может не удовлетворить эмоционально, но именно он раскладывает все смыслы по полочкам. Племянница Тота Ласлоу озвучивает хвалебную речь своему дяде, интерпретирует его работы. Это важный эпизод, так как именно он показывает, что остаётся в истории, какое мнение, которому, при всей симпатии, которую вызывает главный герой, не верится. Здание, которое он посвятил отношениям с женой, которой при занятии сексом закрывал лицо. Ну, чисто по-человечески, не верю. Но история забывает внутреннюю кухню, история запоминает результат и выбирает удобный слог. Именно этим посылом заканчивается кино (которое просится быть основанным на реальных событиях, но является вымыслом), как и эта скромная рецензия.

P.S. Мало про игру Эдриана Броуди? Тимоти не войдёт в историю, Броуди гениален.

23 февраля 2025

Пережив Холокост, венгерский архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди), эмигрирует в Америку в конце Второй мировой войны, оставляя жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу Зофию (Раффи Кэссиди) в Европе в надежде на скорое воссоединение. Поначалу вынужденный влачить жалкое существование в нищете, он неожиданно получает контракт от богатого бизнесмена, Харрисона Ли Ван Бюрена (Гай Пирс), который навсегда изменит его жизнь.

Первая половина фильма действительно поражает. Путешествие Ласло Тота в Соединенные Штаты в поисках американской мечты с первых кадров фильма волнует и завораживает. Ласло впервые мельком видит статую Свободы, находясь на борту судна, прибывающего в пункт приема иммигрантов на острове Эллис в бухте Нью-Йорка. Чувство неподдельной радости и благодарности судьбе мгновенно передается зрителю, но статуя Свободы в его глазах перевернута на бок, в значительной степени символизируя грядущие события, поскольку американская мечта оказывается если не иллюзорной, то решительно скомпрометированной.

Однако вторая половина фильма крайне беспощадна. Режиссер слишком часто теряет повествовательную хватку, а история не столько объединяется, сколько нагромождается чередой странных событий, до предела перенасыщая и без того тяжеловесное повествование. Кажется, что нерешенные вопросы брака Ласло, его наркозависимость, финансовые проблемы и возрождающаяся карьера будут подробно рассмотрены во втором акте фильма, но Корбе позволяет большей части этого исчезнуть за кадром.

Ласло проявляет доброту и щедрость, даже когда у него ничего нет, изначально вызывая сочувствие зрителя, но его история вскоре начинает напоминать американские горки с многочисленными сомнительными выборами, которые неуклонно подрывают его целостность. В этом рассказе плотно переплетаются успехи и неудачи, но трагедии никогда не кажутся достаточно значительными, чтобы позволить истории Ласло подняться до уровня фильмов, из которых режиссер периодически заимствует идеи, включая «Однажды в Америке» Серджио Леоне и «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы.

Все начинает идти под откос, когда Ласло и Харрисон отправляются в Италию, в поисках мрамора. Зверский поступок, который Харрисон совершает против пьяного Ласло является не столько вульгарным, сколько эмоционально манипулятивным. Сообщение, которое скрывается под этим поступком, настолько очевидно и навязано, что невозможно не понять метафорическую цель этой сцены в контексте всего фильма.

Однако самое худшее в этой нисходящей спирали происходит в финале фильма, в котором Корбе решает еще раз закрепить и объяснить темы и идеи, которые были исследованы на протяжении фильма, подвергая зрителя мучительному вторичному изложению того, насколько велик Ласло, как прекрасны были спроектированные им здания и, в конечном счете, как ему удалось преодолеть антисемитизм и ксенофобию, будучи еврейским иммигрантом.

Фильм, который начинался как эпическое повествование и не разговаривал со своей аудиторией свысока, оставляя историю и персонажей открытыми для интерпретации, заканчивается на весьма надменной и самодовольной ноте.

«Бруталист», продолжительностью три часа и тридцать пять минут, является внушительной структурой, восхищающей кинематографичностью и грандиозностью музыкального сопровождения. Однако даже при его исключительной продолжительности и обширных временных рамках, охватывающих период с 1947 по 1960 год и перескакивающих вперед в 1980 год, он кажется незаконченным. С его чистыми линиями и точной сборкой он почти лишен фундаментальных практических аспектов и, таким образом, остается идеей для фильма, наброском для драмы, которая все еще находится в поиске своих персонажей. По мере развития повествования фильм рушится — сначала постепенно, а затем и сразу — буквально складываясь под собственной тяжестью, превращая двусмысленность в очевидность, а архетипы — в клише и все это ощущается как испытание на выносливость, причем совершенно безвкусное, из которого абсолютно нет выхода.

21 февраля 2025

Добро пожаловать в Америку! (пока она вас терпит)

Грандиозное кино. Это именно то, чего я хотел от фильма, о котором с каждого угла кричат 'Monumental!'. Было сделано всё, чтобы фильм получился похожим на старомодную эпическую драму 1960х.

Конечно, Броуди великолепен, в этом наградном сезоне он почти вне конкуренции, но вы видели Гая Пирса? Один из самых отталкивающих и одновременно притягивающих персонажей за последнее время. Так разыграть дружелюбие и обаяние, что, когда его злые качества случайно проявляются или свирепо вырываются наружу, абсолютно шокирует. Он с легкостью переходит от сочувствия к бездушию. Обоих актеров уже видели в довольно похожих ролях, но они никогда не проявляли себя с такой силой.

Не могу выразить словами, как сильно мне понравилась первая половина, и сколь же сильно ввела в заблуждение вторая.

Конечно, она такая же захватывающая, как и первая, но я надеялся, что она продолжится в том же духе, но вместо этого вторая половина идет по странному, запутанному пути. В некоторых идеях есть откровенность, которые кажутся такими же грандиозными, как и сам фильм, но по сути бесплодны; чересчур буквальные, неубедительные метафоры, которые чуждо смотрятся на фоне пройденного материала; надуманное использование жены Лазло (что усугубляется фактом, что Фелисити Джонс здесь самый слабый исполнитель из главных трёх); нагромождение большого количества побочных сюжетов в последнем часу, где персонаж Броуди окончательно потерялся; резкий эпилог для фильма, который так много требует от зрителей в течении 3.5 часов и не отвечает почти ни на что.

Тем не менее, первая половина филмьа - нечто по настоящему особенное. Сцена, где Лазло впервые видит старые фотографии своих зданий и спрашивает: 'Можно я их оставлю?' глубоко трогает, и я думаю, что отношения с Ван Бюреном затронули универсальное желание каждого художника - чтобы кто то, обладающий властью и влиянием, по настоящему оценил талант. Сцена у статуи свободы, строительство библиотеки; первое знакомство с процессом работы Лазло - всё выглядит потрясающе.

Наверное никогда не пойму, как это удалось снять менее чем за 10 млн. долларов. Один из самых красивых и хорошо звучащих фильмов года.

9 из 10

21 февраля 2025

«Бруталист» или Как выразить внутреннюю боль через искусство?

Для чего людям нужно творить? С древних времён искусство помогало многим отобразить их чувства, душу, внутренний мир. Даже рисунок маленького ребёнка может рассказать о его мыслях больше, чем многие слова взрослого человека. Бывают такие случаи, когда человеку настолько больно, что это чувство невозможно описать даже словесно. Что в этой ситуации будет делать настоящий художник? Ответ прост: конечно же, созидать.

'Бруталист' - это прежде всего кино об искусстве. И не только об искусстве, как о средстве заработка на жизнь, но и как о способе выразить собственную боль. Тема Холокоста является одной из самых печальных и трагичных. Пожалуй, за всю историю человечества не было ни одного настолько бесчеловечного и жестокого обращения с людьми. Одной из жертв этого ужаса стал венгерский архитектор Ласло Тот, главный герой фильма. После войны он решает мигрировать в Америку, где спустя время привлекает внимание богатого предпринимателя. В таланте героя создавать неординарные здания и интерьеры персонаж Гая Пирса видит личную для себя выгоду: возможность реализовать свои амбиции в виде мемориального центра, построенного по рисункам Ласло. Однако для самого героя это сооружение оказывается нечто большим, чем просто тщеславным проектом мечты.

Фильм сам по себе не пытается заинтриговать зрителя какой-то захватывающей историей с сюжетными поворотами. Кино представляет собой многогранное авторское высказывание. Молодой режиссёр Брэйди Корбет, используя плёнку и старые приёмы кинопроизводства, смог создать невероятно амбициозный, грандиозный и живописный фильм, похожий на монумент. Операторская работа очень красивая и естественная. Симфонический саундтрек выдаёт психологический портрет главного героя, иногда даже и подчёркивая масштаб всей истории. Фильм, в целом, создаёт ощущение, сравнимое с просмотром картины в галерее. Иногда даже без действия режиссёр на превосходном уровне владения киноязыком раскрывает тебе все важные детали сюжета. Кадры с дорогой, например, представляют собой мотив стремления героя начать новую жизнь с помощью 'американской мечты'. Отдельной похвалы также заслуживает и оформление титров в фильме, продуманное до мелочей.

Актёрские работы в фильме также великолепны. Один из моих любимых актёров Эдриан Броуди выдаёт здесь, пожалуй, свою лучшую роль со времён 'Пианиста'. Его Ласло Тот - сложный и многосторонний человек, травмированный войной, и выражающий свой внутренний мир через архитектуру в стиле брутализма. Борясь со своими внутренними демонами и пытаясь помочь семье, он терзается сомнениями и на протяжении многих лет пытается выбраться из пучины безумия. Перфекционист Броуди показал огромный актёрский арсенал с помощью разнообразного набора эмоций, сделавших персонажа таким глубоким и интересным.

Фелисити Джонс, сыгравшая жену героя, прекрасна. За её хрупким выражением лица и слабым физическим состоянием ближе к концу фильма раскрывается сильная женщина, способная твёрдо постоять за тех, кого она любит.

Гай Пирс играет амбициозного, тщеславного и циничного богача, которому никогда не понять трагедию Ласло и его жены, переживших Холокост. Он использует архитектурные способности протагониста в личных целях, но при этом обращается к нему, как к собаке. Возможно, из-за слишком видного раскрытия этот персонаж показался мне менее интересным. Более притягательным выглядел его сын в исполнении Джо Элвина. Вот он сыграл крайне скользкого и омерзительного типа, от которого каждый раз исходил тревожный осадок.

Несмотря на все достоинства, фильм на мой вкус вышел сильно затянутым. Он идёт три с половиной часа и за это время можно было несколько раз потеряться в восприятии истории. А ещё, как мне показалось, несмотря на весь масштаб, сюжет этого фильма как будто мог бы уложиться в два часа. Просто, на мой взгляд, эта довольно психологическая история не подразумевает настолько эпичный размах. Однако это только моё мнение...

Возможно, 'Бруталист' - это не то кино, которое вы захотите посмотреть больше одного раза. Всё-таки несмотря на важность поднятых здесь тем искусства, миграции, классового различия и народной боли, этот фильм является медленным артхаусом не для всех. Но отрицать тот факт, что это просто мастерски сделанное кино просто бессмысленно. 'Бруталист' - это картина о тонком художнике, снятое самым настоящим художником.

8 из 10

20 февраля 2025

Первоначально я этот 3,5-часовой эпос смотреть не собирался т. к. он меня не совсем не заинтересовал и трейлер я у него тоже не смотрел. Но в последний момент любопытство взяло верх: что же там такого можно на столь лошадиный хронометраж наснимать, и я решил рискнуть.

Лента с самого начала нехило придавливает аурой и тяжеловесной режиссурой: есть интересные визуальные решения, работа со звуком, съёмки и ракурсы занятные, плюс в кадре шикарные артисты и действительно монументальные съёмки на натуре. Удивительно, как такое можно было снять всего за 10 миллионов (видимо, артисты работали почти бесплатно) Несмотря на длительный хронометраж, мне было интересно следить за сюжетными перипетиями, хотя, как это ни парадоксально звучит, особым разнообразием они не отличаются. Приехал венгр-архитектор из послевоенной Европы в США, начал устраивать свою жизнь, постоянно сталкиваясь с различным жизненными сложностями, а львиную долю сюжета занимает глобальный и амбициозный проект, над которым он трудится.

И к чести режиссёра, повторюсь, смотрится фильм с интересом, а действие охватывает пару десятков лет. Кино, конечно, не сильно доброе, тут достаточно гаденьких и мудацких персонажей, включая самого виновника торжества, а без специфичных «пикантных» сцен не обойдётся, хотя именно они и вызывают больше всего вопросов к сюжету, ведь именно это развешанное ружьё очень плохо и халтурно пришито к финалу и стреляет вхолостую. Вообще, в плане финала создаётся ощущение, что Брэйди Корбе (да, его фамилия пишется именно так, без Т) настолько вымотался при работе над сценарием (написан вместе с партнёршей Моной Фастволд), что уже не оставалось сил и идей, как фильм нормально закончить. При таком эпичном замахе и авторской подаче завершать картину так — верх пошлости и банальности. И это не говоря уж о странной сцене, которая этот финал предваряет — ощущение, что выпал целый кусок повествования и эпизод выглядит наскоро прилепленным — у него нет подводки, словно нужно было уже скорее закругляться.

Актёрски здесь всё прекрасно. Эдриан Броуди великолепен и блестяще солирует — вообще поразительно, как такой мощный и одарённый артист, может выдавать у авторских режиссёров невероятную мощь, драматизм и глубину и при этом сниматься в откровенном шлаке, вроде фильма Сарика Андреасяна — тут вопрос риторический, конечно. Гай Пирс тоже не лыком шит — интересный персонаж, харизматичный, фактурный и со своим двойным дном. На втором плане хороши Фелисити Хоффман, Рэффи Кэссиди, Джо Элвин, а особенно дико харизматичный (а когда у него было иначе) Алессандро Нивола.

В итоге, фильм смотрится здорово, но великим шедевром я бы его не назвал. Да, это эпичная авторская работа, хорошо снятая и хорошо сыгранная, с отличным визуалом, мощным придавливающим настроем, и при этом очень слабым и слитым финалом в духе пересказа странички на Вики. Добротная и крепкая работа, рекомендовать которую я не решусь — слишком специфично и длинно. Тут если только любители авторского независимого кино заинтересуются, ибо кино всё же совсем не для массового зрителя.

8 из 10

20 февраля 2025

Одновременный сеанс строительства и разрушения

Архитектурная драма “Бруталист” Брэйди Корбе рассказывает о том, что строительство и разрушение сосуществуют совсем рядом и даже одновременно друг с другом. В начале фильма в части “Увертюра” звучит цитата авторства Иоганна Гёте: “Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков”. Эта цитата подсказывает основной посыл всей истории, которая будет разворачиваться на протяжении трёх с лишним часов.

Эта драма вызывает воспоминания о “Мегалополисе” Фрэнсиса Форда Копполы при просмотре. В первую очередь из-за степени амбициозности самого проекта, а также из-за того, что в “Бруталисте” тоже сталкиваются мечты с капитализмом – творец мечтает создать что-то невероятное, увековечивая своё имя в камне, но забывает, что “Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов…”. Так или иначе, обе истории рассказывают о рабах империи.

В центре внимания этой драмы находится выживший в концентрационном лагере Бухенвальд венгерский еврей Ласло Тот (в исполнении Эдриана Броуди). Ласло – талантливый архитектор, выпускник школы Баухаус, автор многих архитектурных сооружений. За свои работы он впал в немилость Третьего рейха, который считал их “недостаточно германскими”.

Война разлучила Ласло с женой Эржебет (в исполнении Фелисити Джонс), забрала его сестру, а племянницу Жофию оставила сиротой.

Когда война кончилась, жизнь пришлось выстраивать заново, с чистого листа: найти работу и попытаться добиться воссоединения с Эржебет и племянницей (бывших узниц Дахау), которые после войны застряли на границе Австрии.

История состоит из “Увертюры”, двух частей (1947-1952 и 1953-1960), разделённых антрактом, и “Эпилога” (1980 год).

Это деление создаёт ощущение чего-то очень большого. Хронометраж мог быть короче, но он бы не дал такого сильного ощущения медленного разрушения и разочарования главного героя Ласло Тота, его жены Эржебет и их брака в частности.

Если бы не длинный хронометраж, то финальная сцена не выглядела бы так внушительно.

Архитектура тут рассматривается с двух сторон: война рушит жизнь человека, но сам он словно забывает о себе, берясь за возведение нового здания из мрамора, потешая чужое эго. Возводя чужие планы в мраморе, он продолжает сам разрушаться.

Странным образом этот фильм меня совсем не тронул при всей своей глубине и серьёзности (да и в целом с кино Корбе у меня пока не складывается). Этот фильм – отличный “сын” 2024 года. В нём есть темы смерти и выживания, амбиций и секса. Он жестоко высмеивает образ американской мечты, которая остаётся всё той же болезненной иллюзией. “Новая жизнь, новый язык, мы можем начать сначала”, произносимые Эржебетой как мантра на ухо мужу, всего лишь иллюзия раба о лучшей жизни. Харрисон Ли Ван Бюрен в исполнении Гая Пирса – это образ обманчивой американской мечты, которая сначала радостно приветствует, а потом эксплуатирует беззащитных иммигрантов, приехавших в страну в поисках лучшей жизни.

В сети есть занятная теория, что в образе главного героя может скрываться венгерский геолог Ласло Тот (сценаристы не делают никаких отсылок к истории об этом геологе, хотя его имя использовали). Геолог Ласло Тот в 1970-х переехал в Рим, где провозгласил себя Иисусом. В 1972 году, когда ему было 33 года, он вошёл в собор Святого Петра и с криком “Я Иисус Христос” ударил молотком по скульптуре Микеланджело “Пьета”, отколов левую руку Деве Марии. Автор теории рассуждает, что образ разрушителя в Ласло Тоте, герое “Бруталиста”, имеет место, если рассматривать его как разрушителя идеи американской мечты. Или, возможно, его стоит рассматривать как Христа, который тоже оказывается обманутым людьми, которые до этого называли себя его друзьями.

19 февраля 2025

Новый Вавилон

Уже становится хорошей (?) традицией номинировать на Оскар все фильмы о страдании евреев во время Второй мировой. Прошло уже 80 лет, тема не меняется. Окей, примем это как данность.

Культурологическая справка: Брутализм – это спартанский стиль в архитектуре, который проповедует функциональность, монументальность, резкие геометрические формы, отсутствие украшательств. Зародился в 50-х годах в Британии, как послевоенное течение. Был популярен в Советском Союзе.

Итак, архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди) еврейско-венгерского происхождения бежит после завершения войны в Америку. На родине остаются жена (Фелисити Джонс) и племянница, которых он очень любит. По прибытии он прямиком отправляется в бордель и за героином. Ласло был знаменит у себя на родине в Будапеште и надеется, что в США тоже сможет оставить свое наследие. Вскоре судьба подбрасывает ему этот шанс, но за него придется заплатить.

Начнем с того, что это не биография. Ласло Тот – вымышленный персонаж, поэтому не стоит относиться к происходящему на экране слишком серьезно. Тем более, что и не похоже, что режиссер хотел нам показать судьбы конкретных людей. У него в фокусе эпоха.

Как в 2022 году оскароносный Дэмьен Шазелл на протяжении 3 часов пытался рассказать об эпохе немого кино (получилось не очень), так и Корбе пытается рассказать о судьбе многих иммигрантов в США: о крушении надежд, об отрезвлении, о предательстве. Но как и Шазелл, Корбе страдает той же болезнью: он настолько увлекается антуражем, что забывает, что в кино главное – герои. Им или хотя бы одному из них положено сопереживать. А сопереживать не получается, потому что мы ничего о них не знаем. А попытка срезать углы и просто указать, что они прошли через концлагерь не помогает, потому что концлагерь – это не описание личностных характеристик. Как и везде, там были хорошие люди и плохие (кстати, это могло бы стать неплохой идеей для фильма, если кто-то осмелится).

Так что в принципе финальный твист в Италии с американским миллионером (Гай Пирс) даже не кажется чем-то неестественным. Очевидно, что между этими двоими героями присутствовало невысказанное сексуальное напряжение, но и эту тему решили припудрить размышлениями о страданиях. Из-за чего концовка кажется просто прилепленной. Я ожидала совсем другого финала.

«Бруталист» бесспорно красив, прекрасная операторская работа. Но на мой взгляд, ему не хватает целостности драматического произведения. Он хватается за серьезные темы, но каждый раз сваливается в банальщину. Хотя смотреть его было любопытно.

7 из 10

16 февраля 2025

Самый европейский американский фильм

'Это самый европейский американский фильм,' - так одна моя знакомая охарактеризовала 'Бруталиста'. 'Он очень неприятный,' - пояснила она.

Мне кажется, такое сравнение обижает европейское независимое кино, которое, известное своей медлительностью, тяжелыми темами и страданиями персонажей, обычно художественно оправдывает эти характеристики. 'Бруталист' - это страдание ради страдания, torture porn, как это теперь принято называть. Невероятно красиво снятый и очень долгий, этот фильм рассказывает о жизни венгерского еврея-архитектора Лазло Тота, приезжающего в Америку после Второй мировой войны. Там он встретит судьбоносного заказчика в лице Харрисона Ван Бюрена, который закажет у него проект общественного центра.

Повествование разделено на три части - первую, вторую и эпилог. Две первые разделены 15-минутной интермиссией, что для такого хронометража более, чем уместно. Условно, можно сказать, что первая часть кино посвящена американской мечте, а вторая - ее деконструкции. Главный герой, будучи евреем и иммигрантом, встретит ото всех американских персонажей сначала участие, сочувствие и интерес к его творчеству, а затем - презрение и унижение. Почему? А вот это не очень понятно. Харрисон Ван Бюрен, в первой части с удовольствием разговаривающий с Лазло на равных, после интермиссии вдруг начнет издеваться и насмехаться над ним. Перелом в их отношениях произойдет за кадром. И в этом состоит одна из моих главных проблем с этим фильмом.

'Бруталист' не заинтересован в развитии и изменении персонажей. В каждой из трех частей он показывает их в застывшем, закостенелом состоянии, вместо их внутренних процессов концентрируясь на их страданиях. Почему во второй части Лазло из уверенного в себе профессионала вдруг превращается в униженного, истеричного типа? Корбету это не важно. Как изможденный, сидящий на героине герой доживает до эпилога, попутно создавая кучу архитектурных шедевров? Нет ответа. Как Корбет проговаривает в конце, главное - не процесс, а результат. Поэтому нам показывают только процесс страданий.

Другая моя проблема состоит в архитектуре. Я нежно люблю 'Колумбус' Когонаты и, судя по трейлеру, ожидала фильма, так же наполненного страстью к архитектуре. Я ожидала увидеть фильм глазами влюбленного в свою работу архитектора. Но Лазло, похоже, работает только для того, чтобы были деньги на алкоголь и наркотики, потому что именно этими вещами он идет немедленно заниматься после получки.

Общественный центр, проект которого он сначала показывает заказчику, а потом и местной публике, вызывает недоумение - то ли мавзолей, то ли крематорий, огромная бетонная гробница без окон (как запоздало объяснят в эпилоге, такая ассоциация близка к правде). Напрашивается вопрос - как все эти консервативные ксенофобные американцы допустили этот проект до реализации? У них что, глаз не было? До самого конца я надеялась, что чего-то не поняла, и здание будет прекрасным, но чуда не случилось. Если бы меня в детстве привели не во Дворец пионеров, а в эту серую коробку, я бы заплакала.

Вообще, объяснение идеи здания в конце фильма ощущается таким запоздавшим, как будто приписанным в последний момент, что уже и не нужным. В нем чувствуется попытка обдурить зрителя, сказав: смотрите, какой у нас тут глубокий смысл, а вы и не заметили, дураки. Но в трехчасовом эпике было достаточно времени, чтобы показать эту идею, вместо того, чтобы разжевывать нам ее в эпилоге.

Отмечу еще одну последнюю деталь: режиссер не стал нанимать носителей венгерского языка, и главные герои в основном говорят на английском с венгерским акцентом. Проблема в том, что они говорят так друг с другом даже наедине. После 'Аноры', показавшей, как можно виртуозно и очень правдоподобно изображать речь иностранцев в Америке, такой подход выглядел ленивым и неуклюжим.

Итог: если вы хотите насладиться идеальной оскаровской исторической драмой про архитектуру, где история выдумана, психологичность отсутствует, а архитектуру показывают мало и плохо, 'Бруталист' - ваш выбор. Но 215 минут вашей жизни вам никто назад не вернет.

19 января 2025

память

Для меня, лично для меня, в фильме есть как плохие, так и хорошие моменты. Начну с плохих. Очевидное время и место для политической израильской повестки. Глобально в повестках нет ничего плохого, т к. это просто инструмент для формирования мнения. Но это всегда сопряжено с манипуляцией и эксплуатацией. В фильме она не особо маскируется, но смешивается с другими сюжетными темами. Другой небольшой минус это затянутый и монотонный сюжет, от которого становится скучновато во второй части, где пропадает действие и развитие и остаётся меланхоличное самобичевание. Хорошие темы - сама корневая сквозная идея о памяти и чисто сюжетная мысль главного героя, открытая в финале. Это получилось действительно сильно. Естественно понравилась тема о классовом расслоении и о том, что для богатых бедные всегда будут людьми второго сорта. Не совсем я уловил тему о человеке, чувствующего себя чужим, в мире который его никогда не примет. Вероятно это - замес на религии и опять же, те же повесточные еврейские отсылки. Но, так же и общая тема о мечте, возможностях, вере в себя и близких. Технически, кино замечательное. Игра актёров очень хорошая и Броуди достойно получил Глобус. Эстетский антураж и архитектурная тематика гипнотизируют. Атмосфера мрачная и даже истеричная. Кино может произвести неприятное чувство. Есть реально мерзкие моменты. Но, видимо этого и добивались, чтобы в финале привести всё к некому очистительном у и вдохновляющему катарсису. Не знаю насколько фильм достоин Венецианского Льва и Глобуса, но драма получилась тяжёлой, крепкой и многогранной.

Сюжет. Главный герой еврей, после Второй Мировой войны бежит в США. Следом к нему пытаются пробиться жена и племянница. Несмотря на то, что он талантливый архитектор, в стране больших возможностей ему не особо везёт. А ещё он балуется наркотой, алкоголем и шлюхами. Случай сводит его с эксцентричным миллионером, тот берёт его на строительство монументального здания в честь умершей жены, которое должно стать церковью и домом культуры. Архитектор отдаётся работе, становится даже одержим ею, но связь с миром богатых скорее разрушает, чем действительно помогает и главный герой постепенно теряет себя. А к чему это приведёт - смотрите сами.

Фильм и его участники получили несколько призов Венецианского кинофестиваля, в том числе за режиссуру и несколько Золотых Глобусов, как лучший фильм, за режиссуру и за лучшую игру актёра. Рекомендую.

14 января 2025

Драма Бруталист на большом экране с 2024 года, его режиссером является Брэйди Корбе. Кто снимался в кино, актерский состав: Ванесса Кирби, Джоэл Эдгертон, Марион Котийяр, Рэффи Кэссиди, Марк Райлэнс, Алессандро Нивола, Исаак Де Банколе, Себастиан Стэн, Стэйси Мартин, Джеймс Батлер, Эдриан Броуди, Гай Пирс, Фелисити Джонс, Джо Элвин, Эмма Лейрд.

Расходы на кино составляют примерно 10000000.В то время как во всем мире собрано 47,692,815 долларов. Производство стран США, Великобритания, Венгрия и Канада. Бруталист — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.