Мандарины (2013)

Mandariinid
Рейтинг фильма
Кинопоиск 8.1
IMDb 8.2
Описание фильма
оригинальное название:

Мандарины

английское название:

Mandariinid

год: 2013
страны:
Эстония, Грузия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Рейн Котов
композиторы: ,
художники: Теа Телия, Симон Матчабели
монтаж:
жанры: драма, военный
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: €650 000
Сборы в США: $144 501
Мировые сборы: $1 024 132
Дата выхода
Мировая премьера: 16 октября 2013 г.
Премьера в России: 26 февраля 2016 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч. 27 мин.
Отзывы о фильме Мандарины

1992 год, Абхазия. Древнее эстонское село, расположенное в живописном месте между горами и морем, опустело - эстонцы вернулись на свою историческую родину. Остались только хозяин товарного цеха Иво, его сосед, владелец мандариновой плантации Маргус и местный доктор Юхан, который уже готов покинуть селение. Маргус также собирается уехать в Эстонию, но лишь после того, как будет собран урожай мандаринов. Война доходит до села, происходит боевое столкновение между грузинами и абхазцами. После боя Иво и Маргус находят одного оставшегося в живых чеченского наёмника по имени Ахмед, который воюет на абхазской стороне. Иво забирает Ахмеда к себе домой, чтобы его вылечить. Ночью, хороня погибших, Маргус обнаруживает, что, несмотря на тяжелое ранение, в бою выжил и один грузин - молодой парень Ника. Его тоже относят в дом Иво. Так под одной крышей оказываются бойцы противоборствующих сторон...

Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Видео к фильму «Мандарины», 2013

Видео: Tangerines Official Trailer 1 (2015) - Oscar-Nominated Estonian War Drama HD (Мандарины, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Tangerines Official Trailer 1 (2015) - Oscar-Nominated Estonian War Drama HD

Постер фильма «Мандарины», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мандарины», 2013

В августе 1992 года противостояние между Грузией и Абхазией превратилось в серию вооруженных столкновений, что связано с вводом на территорию Абхазии сил Национальной гвардии Грузии. Данное военное противостояние продолжалось больше года с переменным успехом для каждой из сторон. Столкновение также поддержали многочисленные добровольцы из Северного Кавказа: они принимали участие в боевых действиях наравне со сторонами конфликта. В октябре 1993 года Миссия ООН установила, что ответственность за нарушения прав человека в отношении гражданского населения несли и грузинские войска, и абхазские силы, и гражданские лица, сотрудничавшие с ними. 14 мая обе стороны в рамках Женевских переговоров по урегулированию конфликта подписали «Соглашение о прекращению огня и разъединении сил».

В 2013 году совместное сотрудничество эстонского и грузинского кинематографа выпустило на суд общественности, по сути, авторский проект Зазы Урушадзе «Мандарины, посвященный этому конфликту. Картина получила номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» в таких престижных кинопремиях, как «Оскар» и «Золотой Глобус».

А теперь обо всем понемногу.

1. СЮЖЕТ

Фильм выпущен через пять лет после событий в Цхинвале, которые стали отголоском тех самых военных конфликтов 1992 года, и определённо направлен на то, чтобы примирить враждующие стороны, показав правду отдельных людей, которые вынуждены проливать кровь на полях сражения. Заза Урушадзе выступил и продюсером, и режиссером, и сценаристом проекта, поэтому его справедливо можно считать полностью авторским. Несмотря на то, что фильм снят грузином, абхазы не показаны с какой-то уничижительной, варварской стороны, за это автору нужно отдать должное.

Сюжет повествует о двух эстонцах, проживающих на территории древнего эстонского поселения на землях современной Абхазии. Главный герой — плотник, который делает ящики, чтобы его друг, выращивающий мандарины, мог в них поставлять фрукты на рынок. В начале конфликта в поселении их осталось двое (плюс доктор, который собирается возвращаться на родину). Волею судеб, под крышей главного героя, рассуждающего на тему бессмысленности войн и кровопролития, оказываются два тяжело раненых солдата: молодой грузин и чеченский наемник, воюющий на стороне Абхазии.

Фильм камерный и практически полностью диалоговый, он вполне бы мог быть пьесой или постановкой по своему строению. Он снят приятно и качественно. Сюжет сложно назвать каким-то невероятно новаторским (зритель с самого начала сможет предсказать, чем закончится картина), но главное достояние фильма — это плотные, заставляющие задуматься диалоги с множеством подтекстов, мощных метафор, философских тем и житейских измышлений. Этого у фильма не отнять. Также зрителю нужно быть готовым к солдатскому мату, которого в фильме немного, но без него сложно было обойтись.

Безусловно, фильм будет тяжело даваться сторонам конфликта, ведь он, словно строгая воспитательница, тыкает подравшихся детей в бессмысленность насилия и просит помириться. Не всегда получается спокойно принять такое примирение.

2. АКТЕРСКАЯ ИГРА

Совершенно неожиданно было видеть в фильме постаревшего Ламбита Ульфсака, который сыграл главную роль. Старый добрый Тиль Уленшпиегель из «Легенды о Тиле», харизматичный Жак Паганель из «В поисках капитана Гранта» и Робертсон из «Мэри Поппинс, до свидания» — большинство его культовых ролей пришлось еще на кинематограф СССР. И вот он, обросший седой бородой, играет уставшего деда с грустными умными глазами. Ульфсак — хорош! Весь фильм он спокоен и расчётлив даже в тяжелых опасных ситуациях, но в этот же момент в глазах столько отеческой боли за незнакомых ему людей, что зритель ненароком сопереживает его герою.

Вообще весь актерский состав в фильме играет на высоте, будь то Георгий Накашидзе, сыгравший чеченца Ахмеда или Миша Месхи, воплотивший на экране роль грузина Ники. Между ними весь фильм висит такое напряжение, что зритель его практически физически чувствует, сидя у экрана.

3. РУССКИЕ В КОНФЛИКТЕ

А вот и ложка дегтя для русского зрителя. Русские в фильмы показаны бездумными, бездушными и недальновидными антагонистами. Они появляются под конец фильма и, в отличии от абхазов, эстонцев и грузин, показаны только с отрицательной стороны. Безусловно, фильму нужны были такие персонажи, но плохо даже не то, что их сделали русскими, а то, что их всех поголовно сделали отрицательными персонажами. Что мешало показать их такими же, как абхазов и грузин? Тогда бы фильм был про обычных людей не хороших и не плохих.

«Мандарины» — сильный военный фильм, про людей, про ценности жизни, про значимость мира. Он не безукоризненный, но очень хорошо скроенный и достаточно умный. За короткий хронометраж чуть меньше полутора часа фильм успевает показать мощные актерские работы, сильную историю и тяжелую драму героев.

ИТОГ: фильм, который лучше вдумчиво посмотреть в одиночестве или в тесном кругу семьи или друзей (лучше после изучения информации о войне 1992 года).

7 из 10

20 октября 2020

Лучший фильм на военную тему

«Это самое главное послание моего фильма — чтобы мы помнили, что самое главное — оставаться человеком» — Заза Урушадзе.

Я сказала, что это лучший фильм о войне скорее всего потому, что он не о войне. Даже название тут специально отвлеченное от военной тематики. Здесь нет никакого политического манифеста. Война — это обстоятельство, в которой люди теряют человечность. А по словам режиссёра Зазы Урушадзе его фильм в первую очередь — о человечности.

В первую очередь — все мы люди. Другого происхождения, другого государства, другой веры, но всегда — люди. Это удивительно, видеть, как такие закостенелые, упрямые герои начинают задумываться над вещами, которые всегда воспринимали как данность, и как они меняются!

А в российском прокате его не было…

9 из 10

1 июля 2020

Рецензия кратко

Не мастер, поэтому пишу — когда задело!

Сам фильм правильный, красивый (хотя, применив любимый русскими режиссёрами фильтр, можно и из абрикосовой рощи «левиафана» сделать). И, поначалу относясь скептически к коллаборации грузинов и эстонцев, я начал проникаться происходящим. Уважительное отношение к врагу, передан, пусть и в ироничном ключе, менталитет двух (именно двух) народов. Даже эстонцы, хоть и потрясают своими диалогами, но очень гармонично смотрятся в горах, очень «по горски», что ли…

И начинаешь верить, что это — фильм-примирение, что это посыл к прощению и пониманию простых человеческих эмоций… НО НЕТ!

Блин, пятиминутная сцена переворачивает твой настрой от понимания и прощения до брезгливости и желания не смотреть это порно до конца! Как можно было так грубо спалиться в истинной цели производства данного «продукта»?!

Это мне напомнило проект нашей новой конституции — «кошечки», «берёзки», «детишки», «старики»… вроде всё так мило и наивно — и тут 10 секунд выступления Терешковой, и все всё поняли, догадывались, конечно, все раньше, но так грубо, грязно, сапогами в хату…

Вот и с этим фильмом всё так же — мудро, спокойно, хорошо… и тут — хрясь — лещом по харе!!!… и сразу всё ясно-понятно. И вишенкой на торте титры. Рад, что русский и чеченский актёры не стали марать своё имя.

1 из 10

14 мая 2020

Война за мандарины

Тема бессмысленности войны, уже не нова, ее поднимали множество раз, но она по прежнему остается актуальной, чтоб люди не забывали об ужасе и глупости войны. Данная картина показывает события 1992 года в Абхазии и будет близка людям из постсоветского пространства, так как данная тема для нас всегда остается очень важной. Война — глупа и жестока, где люди убивают не олицетворенных существ, но сидя за столом, за чашкой чая оказывается, что они ничем не отличаются. Также дышат, чувствуют, любят. Как раз в «Мандаринах» произошла комичная ситуация в печальной истории, когда за одним столом встретились два злейших врага Ахмед (Георгий Накашидзе) и Ника (Миша Месхи). Где-то рядом со столом человек по имени Маргус (Элмо Нюганен), который думает, что война дает время на выполнение дел. И во главе стола сидит седовласый старец Иво (Лембит Ульфсак). Все они находятся на расстоянии одного шага от любви и ненависти, войны и мира, жизни и смерти.

Как легко подается манипуляциям мозг человека. Еще вчера вы друзья и ходите друг к другу в гости, а сегодня приходите с автоматами. Почему так? Почему не все так мудры как Иво? Если бы люди имели хоть небольшую способность видеть ситуацию немного поодаль как главный герой, то в этом мире никогда бы не было воин. Но есть печальная реальность, где люди «плохо знают историю», имеют жажду наживы и в целом нетерпимы к другим. Откуда столько враждебности к нашему близкому? По мнению биосоциологов, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации. Многие из нас дети страха, из красной страны. Стали ли мы умнее после событий 30 летней давности? Боюсь, что нет.

Этот фильм однозначно стоит вашего внимания, потому что создатели картины подготовили для вас прекрасный юмор, драму пробивающую до слез и еще множество различных эмоций.

8 июля 2019

Мандарины лучше оружия.

Фильм получился мощный, исторически верный, хотя переплетение национальностей предполагает и нечто иное. За фильм я болел, когда вручали «Оскар» и, как понимаю, ему совсем немного не хватило. Впрочем, не так это и важно. Снятый грузинским режиссером, он привлек меня эстонским участием. С некоторых пор я смотрю большинство эстонских фильмов.

Тема бессмысленности кровопролитий Абхазской войны 1992 года подана очень тонко, противоречиво с помощью смертей, стрельбы и нецензурной брани с экрана. Ощущение присутствия войны полное. На фоне сельской тишины, где не успевают собирать те самые абхазские мандарины, которые я люблю гораздо больше других, раздаются короткие очереди автоматов зарубежного производства.

Главный герой, эстонец, по сути, третейский судья, у него в доме раненый грузин и раненый чеченский наемник. Фильм вылез за границы войны, вылез за границы отдельной нации, в нем осталось только человеческое. Ну, конечно, промелькнули и российские солдаты, без них здесь никак.

Рекомендую к просмотру всем, фильм нелегкий, противоречивый, но выводы только однозначные.

10 из 10

12 января 2019

Кто твой ближний?

«Мандарины» — это качественно поставленная драма, однако писать большую рецензию на эту картину особого смысла нет. Стоит лишь отметить, что этот фильм не о грузино-абхазской войне (т. е. никакой информации об этом конфликте вы из него не узнаете). Основную идею фильма достаточно точно сформулировал сам режиссёр Заза Урушадзе:

«Именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди. Это главное послание моего фильма — чтобы мы помнили, что самое главное — оставаться человеком».

Лично мне отвратительна любая форма ненависти по отношению к людям другой национальности, другой религии или другого цвета кожи. Судить о конкретном человеке исходя из того, к какой этнической группе он принадлежит, — это просто-напросто противоречит здравому разуму. Поэтому идеи фильма мне достаточно близки и я бы поставил ему 8 из 10, но только эта тема уже неоднократно поднималась в кинематографе, так что итоговый бал придётся снизить.

7,4 из 10

9 октября 2018

Несколько лет назад я впервые посмотрела эстонско-грузинский художественный фильм «Мандарины» («Mandariinid») режиссёра Зазы Урушадзе. Моё первое впечатление после просмотра вылилось в большое молчание. Не потому, что эти полтора часа оказались потраченными зря, и в молчании я обдумывала, зачем я это сделала, и так далее. Правильное, к месту, молчание произошло от влияния серьёзных тем и глубоких эмоций. Не так давно пересмотрев «Мандарины» во второй раз, я захотела написать на него рецензию.

Премьера картины состоялась в 2013 году, на Варшавском кинофестивале, где она завоевала награду за лучшую режиссуру, а также приз зрительских симпатий. После номинаций и побед на разных европейских и американских кинофестивалях, кульминацией её пути стали номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус» в категории «Лучший иностранный фильм», (в тот год «Мандарины» стояли в одном ряду с «Идой» Павликовского и «Левиафаном» Звягинцева). Удивительно, что фильм не был номинирован за музыкальную составляющую ни на одном фестивале. Но и без того главная тема, написанная Ниазом Диасамидзе, лично для меня — одна из самых сильных в мировом кинематографе.

«Мандарины» обращаются к теме грузино-абхазской войны 1992—1993 гг. Хоть в фильме и говорится о событиях 20-летней давности, её актуальность не утрачена до сих пор.

В древнем эстонском селе осталось всего лишь 3 жителя — плотник Иво (Лембит Ульфсак), его сосед Маргус (Элмо Нюганен), владелец мандариновой плантации, и доктор, Юхан (Райво Трасс), готовящийся к отъезду. До их небольшого поселения доходит война, — буквально за окнами их домов происходит столкновение между грузинами и абхазцами. После боя выживают по одному бойцу с каждой стороны: чеченец Ахмед (воюющий за абхазцев) (Георгий Накашидзе) и грузин Ника (Михаил Месхи). Обоих пострадавших Иво размещает у себя в доме. Так под одной крышей оказались две противоборствующие стороны…

Несмотря на то, что действие «Мандарин» разворачивается в атмосфере войны, на экране присутствует немного перестрелок и взрывов. Все компенсируется психологическим напряжением. Это напряжение циркулирует в людях с разными точками зрения на происходящее и изо всех сил сдерживается, чтобы не взорваться.

Режиссёр фильма, Заза Урушадзе, не задумывал свою работу, как политический манифест, призывающий остро ткнуть в ту или иную сторону конфликта. Для него (и, к счастью, для зрителя тоже) «Мандарины» — прежде всего, история о людях, и о том, что происходит с их человечностью в ситуациях, которая намного превышает их возможности.

В фильме львиная доля внимания уделяет самому понятию человека на войне, — солдата, мирного жителя. Довольно обширное понятие, не спорю: в рамках одного художественного произведения раскрыть его полностью невозможно. Но представить несколько взглядов на него удастся.

На примере персонажей «Мандарин» нам показывают, что в таких напряженных условиях у каждого человека есть свои ценности, что-то дорогое, ради чего можно идти на жертвы.

К примеру, Мариус до сих пор живет в этой деревне из-за своей большой плантации мандарин. Ему сложно оставить результат своих многолетних усилий. А у Ники есть кассета со грузинской песней «Me gadmovtsurav zgvas» Иракли Чарквиани, пленку которой он усердно перематывает на протяжении всего фильма. Для него это — память о родном, о времени до войны, когда он был не солдатом, а актёром.

Эти важные детали многое говорят об их человечности, больше, чем сказали бы они сами.

«Мандарины» также и о том, как человечность одного влияет на других. Так, сидя «на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме» Иво, Ахмед и Ника проходят сложный моральный путь. В начале они видели друг в друге ублюдков, пришедших на свою землю. Но потом вражда постепенно сменяется иронией и нахождением общего языка, в котором приходит понимание того, что они — люди, защищающее то, что им дорого. Так поступил бы каждый. Эти «дети смерти» (как назвал их Мариус) пришли к общему знаменателю. От него они не отказались до самого конца.

Финальный эпизод, главный нерв которого воплотил Иво, говорит нам о мудрости. Мудрости, закаленной тяжелыми событиями и не менее сложными решениями. Его стойкость и сила духа вызывают бесспорное уважение. Но приобрести эти качества в таких условиях не пожелаешь никому…

«Мандарины» — повод ещё раз задуматься о злободневных и болезненных понятиях, без которых не бывает войны.

9 из 10

Рекомендую к просмотру!

30 сентября 2018

Сюжет:

1992 г., грузино-абхазская война. Одно из абхазско-эстонских сел. Почти все эстонцы после начало конфликта уехали на родину, и остались трое, двое из которых тоже уже «на лыжах» домой. Осталось только собрать урожай мандарин, получить копейку и можно ехать домой. Жаль только что уродили в такое время. Впрочем, дедушка Иво в любом случае остается. И вот как раз случается небольшое столкновение между грузинами и чеченцами прям у дома соседа Иво. Есть выжившие, но тяжело раненные с обоих сторон. Дедушка Иво приютил под одной крышей обоих…

О фильме:

Передаю уважение грузинам и эстонцам, снявшим этот фильм. Да, это грузино-эстонский фильм. А что мы знаем про кинематограф в Грузии и Эстонии? Ничего. А теперь вот знаем, что эти люди могут снять замечательное кино. Ну, и он заслуженно находиться в ТОПе, где я его и неожиданно обнаружил недавно.

В фильме как таковая война не показывается, а играет фоном для человеческих отношений вообще и в военное время в частности. При том, что ужасов войны в виде разорванных тел и колоссальных разрушений не показывается, фильму удаётся донести главные мысли, сделать хороший посыл и правильную мораль. Смотрится это всё легко, неспешно, но с интересом, есть место юмору и иронии, есть место и серьезным вещам.

При этом фильм не скатывается ни в одну из сторон, не фонтанирует патриотизмом, не давит на слезу, излишне не морализаторствует, ничего не украшает и никого не унижает. Есть, конечно, на КП гиперросспатриоты, которым не понравилась одна из сцен, где русских выставили плохими, но это чушь собачья. Это всего лишь один из возможных сценариев, где на месте русских могла быть любая другая национальность и тогда вой бы стоял совсем в другую сторону. Лично я не увидел именно направленную русофобность, а русские тут скорее выступили как ещё одна сторона конфликта и больше как случайность. Да и это война, ребята. В такое время редко кто бывает чёрным или белым.

В фильме задействованы всего лишь 3 основных персонажа и с десяток второстепенных. Играют все хорошо, мне понравилось. Особенно дед Иво. Персонаж вышел очень жизненный и душевный.

Резюмирую: драма не столько про войну, сколько про вопросы человечности, чести, морали на фоне войны. Фильм с правильными мыслями, настроением и посылом. Рекомендую к просмотру, тем более что оценил не только я.

8 из 10

14 мая 2018

- Не удивляйся. Есть ещё на свете честные люди — И оба сейчас в твоём доме?

Не смотря на то, что фильм с первых же минут дал понять что не претендует на звание бестселлера, отрываться от картинки не хотелось ни на минуту. Ходил слушок, что весь метр был снят на телефон (если же это так, то работа для такого уровня бесподобная).

Сюжет повествует о двух эстонцах, живущих далеко от родины во время Абхазской войны (1992—93) и занимающихся выращиванием и продажей мандаринов. Волей судьбы, на эту «нейтральную фруктовую территорию» попадают два воина, сражающиеся по разную сторону баррикад. В ходе сюжета зритель наблюдает взаимоотношения таких разных героев, их точки зрения о ситуации и принципы жизни.

Важно отметить, что действующие актеры не блещут какими-либо специфическим артистизмом, да и вообще — в некоторых моментах казалось что они и не играют вовсе, успех работы составили прекрасно прорисованные диалоги и некоторая доля юмора. Словесные перепалки грузина и абхазца просто шедевральные, построены интересно и грамотно. Хотя бы только ради этих моментов посмотреть фильм стоит.

Несомненно, когда дело касается войны и подобных щепетильных аспектов, нужно быть осторожным в высказываниях и действиях (тем более на экране). Неудивительно, что некоторые считают картину русофобской и с элементами пропаганды. Я же, в свою очередь, видел тут только один посыл: все мы люди, а война — это не по человечески. Да и не так часто номинируют на Оскар восточноевропейские фильмы. Так что посмотрите. Посмотрите обязательно.

8 из 10

11 мая 2018

Запирай его хоть на тысячу замков…

Топ-250

#225*

- Что с вами, молодые люди? «Убью, убью»… Кто дал вам на это право?

Я редко смотрю подобного рода фильмы. Не потому что они мне не нравятся, а потому что редко с ними сталкиваюсь. Но если же это происходит, то я всегда стараюсь оценить такие работы. В данном случае, если бы я не продвигался по Топ-250, то даже вряд ли бы узнал о существовании этого фильма. А он то на самом деле весьма неплох.

Начало 90-х. Село эстонских переселенцев почти опустело из-за надвигающегося грузино-абхазского конфликта. В нем остались только старики Иво, Маргус, а также местный доктор. Война доходит до села и недалеко от дома Иво происходит столкновение двух сторон. Добродушный Иво спасает раненых и начинает выхаживать их. Вот только два человека, которым он помогает, находятся по разные стороны баррикад…

Фильм мне понравился. Давненько я не смотрел ничего подобного. Сюжет может и не блещет новизной, но с такой стороны его еще никто не подавал. Попытки наладить отношения, а может и примирить двух врагов в военное время — сам по себе достаточно оригинальный ход. А тут еще и вмешиваются в этот процесс различные факторы.

Ни с кем из актерского состава я не знаком. Однако это не помешало мне оценить их работу. Отыграли просто блестяще. Ненависть, которую на экране испытывают бойцы друг к другу, ощущается чуть ли не физическом уровне. А перепады настроения у героев показаны на редкость реалистично. Их вспышки гнева реально меняют настроение фильма, атмосфера которого и так накалена до предела. Ну и конечно очень атмосферный финал.

До высшей оценки немного не дотягивает. Но девятка вполне заслуженная.

9 из 10

*Cписок ТОП-250 на момент 30.11.2017

16 декабря 2017

Запирай его хоть на тысячу замков…

Топ-250

#225*

- Что с вами, молодые люди? «Убью, убью»… Кто дал вам на это право?

Я редко смотрю подобного рода фильмы. Не потому что они мне не нравятся, а потому что редко с ними сталкиваюсь. Но если же это происходит, то я всегда стараюсь оценить такие работы. В данном случае, если бы я не продвигался по Топ-250, то даже вряд ли бы узнал о существовании этого фильма. А он то на самом деле весьма неплох.

Начало 90-х. Село эстонских переселенцев почти опустело из-за надвигающегося грузино-абхазского конфликта. В нем остались только старики Иво, Маргус, а также местный доктор. Война доходит до села и недалеко от дома Иво происходит столкновение двух сторон. Добродушный Иво спасает раненых и начинает выхаживать их. Вот только два человека, которым он помогает, находятся по разные стороны баррикад…

Фильм мне понравился. Давненько я не смотрел ничего подобного. Сюжет может и не блещет новизной, но с такой стороны его еще никто не подавал. Попытки наладить отношения, а может и примирить двух врагов в военное время — сам по себе достаточно оригинальный ход. А тут еще и вмешиваются в этот процесс различные факторы.

Ни с кем из актерского состава я не знаком. Однако это не помешало мне оценить их работу. Отыграли просто блестяще. Ненависть, которую на экране испытывают бойцы друг к другу, ощущается чуть ли не физическом уровне. А перепады настроения у героев показаны на редкость реалистично. Их вспышки гнева реально меняют настроение фильма, атмосфера которого и так накалена до предела. Ну и конечно очень атмосферный финал.

До высшей оценки немного не дотягивает. Но девятка вполне заслуженная.

9 из 10

*Cписок ТОП-250 на момент 05.11.2017

18 ноября 2017

Притча на современный лад

О фильме «Мандарины» сразу было приятно узнать, так как редко увидишь кино с постсоветской земли, которое способно бороться за высокие награды. И рейтинги его радовали, и оценки критиков не казались удручающими. Попадание в пятёрку лучших фильмов-претендентов на «Оскар» — достижение, которым может гордиться эстоно-грузинский кинематограф уж точно. В общем-то, более ничего узнать не удалось с первого взгляда, что и хорошо. Ведь впечатления о фильме приходят с его просмотром, как и аппетит во время еды.

Фильм снят на исторической почве: Абхазия, 1992. Год, когда шла война между Грузией и Абхазией из-за простой и банальной цели — земли. Здесь проживают эстонцы, которые переселились сюда ещё давно, но конфликт вынудил практически всех вернуться на историческую родину. Осталось лишь трое, из которых один также скоро покинет обжитое место. Вскоре в вымирающий хутор приходит война. В доме плотника по имени Иво оказываются двое раненых — чеченец-наёмник Ахмед и грузин Ника — люди с двух фронтов, враги по статусу. Чего стоит ждать от такого соседства?

Конфликт между двумя людьми зарождается буквально на ножах. Один хочет убить другого сразу же, бросается угрозами направо и налево. Другой и не сопротивляется, не пытаясь отступить перед назревающей резнёй. И только старик Иво останавливает бойню в своём доме, заставив чеченца выполнить клятву не убивать грузина в его доме.

Но со временем мы понимаем, что перед нами предстают непросто ставшие смертельными врагами солдаты. Потихоньку начинается раскрытие их моральных и духовных нравов: они глубоко-верующие, со своими ценностями, идеалами, у них есть жизнь помимо войны. В течение фильма оба они рассказывают о своих судьбах, почему пошли на войну. Истории разные, но объединяет их одно — деньги. Чеченец пошёл ради семьи, а грузин хотя бы чтоб банально прокормиться. И звучит это крайне мерзко: распавшийся и бедный СССР сделал два братских народа врагами… из-за денег. И стоят ли они того? Стоят ли денег жизни убитых друзей каждого из героев, ведь именно после эпизода с перестрелкой в самом начале назрел этот локальный конфликт? Нет, не стоят. Намекает на это хотя бы один эпизод, где Ахмед делится своим заработком с несчастным плантатором Маргусом, но тот их всё равно не берёт, потому что из-за них лилась кровь.

И этническую проблему стоит рассматривать уже обширно. В фильме присутствуют не только эти двое. Будут и абхазы, грязью льющие грузин, и русские, не узнающие в лицо своих. Но не стоит забывать, что конфликт развязался в деревне эстонцев. Эти несколько оставшихся мирных людей стали эпицентром огня случайно, они никак не были причастны к войне. По-хорошему, и не ввязывались бы, да жизнь заставила. Нам показывают Иво и Маргуса как высоконравственных и чистых людей, которые не видят причин воевать и вообще не понимают, зачем воевать. Старый плотник здесь выступает более нравственным. Он, помимо поддержки равновесия между двумя ранеными солдатами, и уезжать-то отсюда не хочет от большой любви к абхазской земле. Он-то и остаётся единственным романтиком, которого достойно держать село. Ведь, будучи пожилым, поседевшим и с виду угрюмым, он не теряет веры в человечество. Он-то и станет главным добродетелем этой притчи. Война его не уничтожит, но и не исчезнет никуда… Она останется, заберёт людей, а с ними их миры; навсегда оставит глубокие раны на семьях погибших. Война же и оставит историю драмой. Зачем? Лучше бы Ника был актёром в своём театре, а Ахмед благородно трудился в Чечне, а Иво с Маргусом как и раньше растили бы мандарины. Каждый из них, хоть порой и казавшийся слишком моральным, — это своеобразный, уникальный герой, о котором и в Библии не стыдно написать. Так зачем таких людей вмешивать в войну, вдобавок делая врагами?

Гораздо лучше быть братьями, жить в мире. И развязка фильма — тому подтверждение. В «Мандаринах» именно люди больше раскрыты, нежели какая-то чёрная история. Люди почём зря создали эту ненужную кровопролитную войну без победителей. Они уничтожили мирную жизнь в вымирающем селе, уничтожили главный символ добра — мандарины…

Достаточно сильный фильм удалось снять Зазе Урушадзе, менее чем за полтора часа показать бессмысленность и жестокость войны, не применяя голливудских спецэффектов и огромных трат. Особенно радует, что фильм снят странами, особо не блиставшими на мировой киноарене. И этот фильм получился хорошим дебютом для таких светлых начал. Уверен, что не «Оскар» был целью авторов «Мандаринов», а донесение людям, что надо жить во благе и мире, но почему бы не пожелать этим государствам развиваться в таком направлении и дальше. Особенно, когда они по-настоящему заслужили таких пожеланий.

9,5 из 10.

29 октября 2017

Выпьем за смерть! (с)

Фильм про врагов, встретившихся на «нейтральной территории» и имеющих возможность поговорить напрямую друг с другом, по-человечески.

Очень тонкое и глубокое произведение, мужское:) без лишних фраз и эмоций, все сурово и кристально чисто.

Такое кино очень полезно: когда со всех сторон геополитика и пропаганда, черное-белое, наши-враги — полезно вспоминать, что мы люди, и тут история про выбор, про сильных мужчин, мужчин с принципами, достойных и про стремление к человеческому.

Тронуло, сильное кино.

2 октября 2017

Драма

Благодаря Евгению Баженову узнал о этом фильме и был очарован. Простота сценария, минимум диалогов и нытья, хотя вокруг война и в любой момент можно остаться трупом на богом забытой земле.

Сюжет простой как и все гениальное, под одной крышей у отшельника остаются два врага. Наемник из Чечни и грузинский солдат, их после тяжких ранений выхаживает старик оставшийся в деревне даже когда уехали почти все. Старик выступает в роли отца который принимает вернувшихся сыновей домой, и несмотря на их распри старается их образумить. Именно он пользуется непререкаемым авторитетом, его старость служит добрую службу и мирит двух людей которые хотят убить не только друг друга, но и представителей враждебного народа. Самое интересное то, как мастерски режиссер обходит политику хотя она сама напрашивается на обсуждение. Но история учит нас тому что ни цвет кожи, ни разрез глаз, ни национальность не имеет значения если ты человек. Все мы едины когда относимся с уважением к друг другу.

Огромное спасибо создателям за переданный дух, за проснувшееся понимание чеченцев и осетин. Лембит Ульфсак отменно исполнивший роль мудрого старца, вообще походил на Клинта Иствуда в «Гран Торино». Фильм обязателен к просмотру, так как это не пропаганда чего-то, а умело рассказанная история о человеческом сердце.

9 из 10

8 сентября 2017

Фильм о настоящем человеке

- Помочь тебе донести ящики?

- Не надо, я справлюсь. У тебя есть, ЧЕМ заняться.

Я уже давно хотел посмотреть этот фильм, т. к. номинации на Оскар и Золотой глобус говорят сами за себя. Получилось не совсем то что я ожидал, но на деле фильм оказался весьма неплох.

Сюжет бесполезно пересказывать, ибо так все скомкано и завязано между собой, что по идее, все что я скажу будет являться спойлером. Так что просто коротенько опишу фильм, как понял его я. Не вдаваясь в долгие рассуждения.

Нет никаких излишних подробностей, лишних микросюжетов, которыми обычно дурят зрителя, пытаясь отвлечь от головоломки «чем же все кончится». Фильм прост как пять копеек, но в то же время напичкан режиссерскими многоходовками, что не дает расслабится во время просмотра.

Основную мощь фильма составляют диалоги. Долгие, со смыслом, заставляющие задуматься. Конечно до арт-хауса тут далеко, но фильм и не претендуют на этот жанр. Тут скорее идет больший уклон в сторону драматизма происходящего, нежели поисков смысла.

К просмотру рекомендуется.

7 из 10

11 марта 2017

Есть категория фильмов, которая обозначается термином «личное кино». Фильм, от которого станет точно теплее, фильм, после которого хочется верить в людей, кино, не прикрытое масками, оно срывает их и оголяет то ценное, о чем мир стал забывать. Просто. Все очень просто и мощно… и тяжело. След остается надолго.

Невероятно грустная история войны без войны в кадре. Отсутствие визуализации войны как таковой, малое количество людей в кадре оголяют нерв темы до самых костей. Несмотря на, казалось бы, не очень приятную тему фильма, он очень уютный, не знаю почему, но он не раз заставит вас, включить его снова и посидеть с главными героями в доме. Все эти ароматы цитруса с экрана, тихий шум радио, треск бревен в печке, философские беседы врагов и того, кто волею судеб меж ними. У фильма абсолютно своя, неповторимая атмосфера, и кажется что ничего и никто не вмешается в этот ход событий.

Это не военная чернуха, не военная драма, не ужасы войны, это фильм о жизни, о том простом и понятном всем, и таком иногда незаметном в этой всей суете, которая вокруг. Мандарины так же продолжают цвести и созревать, а где-то за километр звучат канонады орудий, просто урожай некому теперь собирать…

Режиссера Зазу Урушадзе нельзя упрекнуть в обмусоливании темы гуманизма, ведь здесь все настолько просто, что и гуманизмом это называть то сложно. Слишком громкий и сложный термин для такой подачи с экрана. Оголенные и животные инстинкты мести, чувства вины, прощения и горести настолько здесь на виду, что невольно подступает слеза, которую ты смахиваешь, говоря себе: «да ладно, ну ведь ничего такого, чего это я». Ну и что, что грузин в роли чеченца недостаточно убедителен, ну и что что абхазов сыграли так же грузинские актеры, ведь суть таких вещей так мельчает когда на поверхности такие темы.

За то доброе и светлое, что несет этот фильм ему можно простить все. Хотя прощать нечего, все скомпоновано крайне удачно. От кадра до сценария. Не одной сюжетной просадки за весь фильм, не одного сомнительного сценарного куска. Все так, будто мы свидетели этих нескольких дней без войны на войне, двух врагов и великого пророка. Мир всем. Будь проклята война.

P.S. Многие после этого фильма будут искать ее, поэтому сразу назову и исполнителя и название песни — Irakli Charkviani — Me gadmovzurav zgvas

8 из 10

23 января 2017

Ничего не видел противоречивее

Картина смотрится очень легко. Искренняя, не натянутая. Снято — очень хорошо. Актерская игра — на высоте. Сюжет — хоть и предсказуем, но не разочаровывает. Я смотрел фильм с очень большим интересом и вниманием.

Конечно, я был расстроен, когда, казалось, взвешенная картина, которая показывает, что люди всех национальностей могут быть хорошими, что война — это зло, что лучше растить мандарины, чем воевать, что на земле всем места хватит, в конце оказалась такой предвзятой по отношению к единственной нации, к которой это всё не относится.

По сути, единственными настоящими, хоть и эпизодическими, злодеями здесь оказались русские. Мало того, что они нарушили свое слово (в отличии от чеченцев, грузин и эстонцев, которые всегда слово свое держат) и не приехали за мандаринами, так в конце фильма еще была сцена, которая перечеркнула для меня весь фильм.

Получается очень изощренная с точки зрения этики вещь. Сам фильм — очень неплохой в смысле идеи, которую он в себе несет: нет плохих национальностей, добро должно возобладать в человеке и помощь надо оказывать всем, война — это ужас. Но из этого доброго, светлого, вечного контекста вычеркнуты русские. На них это всё не распространяется. Потому что русские — вот такие дебилы, которых вы можете увидеть в фильме: беспринципные, тупые убийцы и мрази. Насколько это правда? Я думаю, что ни на йоту. В России не больше и не меньше плохих людей, чем в других странах.

Я, короче говоря, расстроен. При том. что башкир по национальности.

28 декабря 2016

Это — кино!

На вечную, всегда актуальную тему, правдивый и животрепещущий фильм.

Прекрасная съемка и антураж, радуют пейзажи кавказской природы.

Давно фильм не пробивал меня на слезу, всегда воспринимал большинство кинокартин достаточно спокойно, здесь же не удержался — прослезился. Надо отметить, что эффект присутствия просто непередаваем: создаётся впечатление, что ты являешься непосредственным участником событий. Далеко не каждому фильму это удаётся.

Стоит отметить хорошую игру актёров. Однако лично у меня в начале фильма сложилось впечатление, что Георгий Накашидзе (играет чеченца) переигрывает. К середине фильма мнение изменилось (возможно просто привык).

Рекомендую к просмотру.

10 из 10

4 декабря 2016

На Западном фронте без перемен. Или нет?

Фильмов о войне много и среди них немало достойных лент. Гораздо беднее выглядит список кинолент о том, что несет с собой война и о личностях людей, попавших в горнило сражений. «Мандарины» — достойный представитель указанной выше тематики: здесь не будет эффектных сцен с линии фронта, но зато вы получите прекрасно исследованную тему межнациональной вражды.

Идея встречи двух врагов едва ли не посреди поля битвы и описание гаммы их чувств — далеко не новая идея. Именно в романе Ремарка, название которого вынесено в заголовок, этот сюжетный поворот был использован едва ли не впервые. К слову, именно этот момент я считаю одним из самых тяжелых: посреди смерти, боли и общего безразличия у главного героя наконец-то просыпается эмпатия и он начинает сопереживать своему идеологическому врагу.

Я не буду много разглагольствовать о фильме: он прекрасен. Актеры, оператор, сценарист, режиссер — все достойны упоминания и самых ярких метафор. Удивительно, как имея на руках столь скудный бюджет, можно снимать столь замечательные картины. Хочется верить, что Заза Урушадзе продолжит в том же духе.

В свете событий последних лет фильм лишь прибавляет в актуальности. Не так давно гремели выстрелы в Абхазии, пару месяцев назад гибли в Нагорном Карабахе, до сих пор умирают на Донбассе. И все уверены, что воюют с твердым убеждением, что по ту сторону поля боя — абсолютно другие люди. Воюют и даже не представляют, насколько они могут ошибаться.

19 августа 2016

Доброе мудрое сердце сильнее войны и смерти

Мой первый отзыв на КиноПоиске — настолько затронул фильм.

Музыка к фильму затрагивает какие-то глубины души и играет ещё долго после окончания фильма..

Нахожусь сейчас под большим впечатлением. История о войне, если она снята не фальшиво, всегда не оставляет равнодушным. Эта история об одиноком мужчине-эстонце Иво, оставшемся во время боевых действий в Абхазии (хотя косвенно мы узнаём, что у главного героя есть родственники и они живы) и о его «гостях» — двух «врагах» чеченце Ахмеде и грузине Ника. Психологизм ситуации разворачивается когда шаг за шагом противодействие идей, установок «Это грузинская земля»,' Нет, это абхазская земля» и т. п. сменяется на просто человеческое отношение. Уважение оно не имеет национальности. Друг ты или враг — это одинаково в мусульманстве или в христианстве. А чувство долга и совести не зависит от географической принадлежности.

В фильме мы видим чистые образы: настоящих мужчин, для которых сдержать слово — это признак чести; уважение к старшим; гостеприимство и то, что слово хозяина — закон для гостя; отеческое наставление «буйного» Ахмеда, короткие разговоры с ним, и тёплый душевный разговор с Ника.

Доброе мудрое сердце сильнее войны и смерти.

10 из 10

8 августа 2016

Чужая вражда

В годы расцвета Советского Союза стремление отдельных республик к автономии было нечастым явлением и своевременно подавлялось. После Беловежского соглашения началась дележка территорий, и на некоторые нашлось сразу несколько хозяев. До сих пор непризнанная мировым сообществом Абхазия ощутила на своих землях всю тяжесть разразившейся войны с Грузией, отголоски которой еще долго разносились по близлежащим горам. Некогда населенное эстонской общиной крохотное село — всего лишь точка на карте боевых действий. Однако и в его границах абсурдность вооруженного столкновения между братскими народами очевидна. Волей обстоятельств пожилой столяр Иво стал свидетелем обоюдной ненависти, горящей в глазах бойцов противоборствующих сторон — чеченца и грузина. Старик приютил под своей крышей обоих тяжелораненых солдат, несмотря на неминуемую угрозу нового кровопролития. Так велит им воинский долг. Но есть и кое-что другое в жизни кавказского мужчины — слово, данное старшему, обещание не убивать в его доме. Неизвестно лишь, насколько сильно это слово при столь напряженных обстоятельствах.

«Мандарины» Зазы Урушадзе — не военный фильм, хотя в нем есть и война, и кровь, и смерть. Однако талантливый грузинский постановщик снял картину не с целью расставить конфликтующих по разным углам и огласить, кто, по его мнению, больше виноват, и кому на самом деле принадлежит абхазская земля. «Мандарины» — авторское высказывание на тему мира и согласия, каким бы анахронизмом эта фраза сейчас не казалась. У чеченца Ахмеда и грузина Ники разная история, вера и обычаи. На войну каждый пошел по своей дороге, которая закончилась тупиком в доме старика. Недалеко от жилища эстонца роскошный мандариновый сад, и эти плодоносящие деревья — лучший ответ на вопрос: что война отнимает в первую очередь? Жизнь, любую жизнь. Над потерянным после артиллерийского залпа урожаем никто не будет плакать. А над убитыми ни за что молодыми ребятами Иво утирает скупую мужскую слезу — он как никто понимает ценность долгой жизни в мире.

По мере того, как восстанавливающие силы Ахмед и Ника открываются друг другу, становится все меньше смысла в их появлении на войне, да и в самой войне. Чеченец честно признается, что сражается ради денег, и главу семейства за это не упрекнешь. Но о каком долге в этом случае можно вести речь, когда война превращается в чей-то преступный бизнес? Неслучайно Урушадзе противопоставляет выращивание мандаринов всему грузино-абхазскому конфликту. И там прибыль, и здесь прибыль — только очень разная. Медленно приходит осознание скудной ценности собственной жизни, которую могут отнять свои же, если не разберутся, кто перед ними. При всей своей очевидности, метаморфоза, переживаемая обоими солдатами, поражает простотой и тонкостью воплощения. Лютые звери, понимающие только скрип лязгающего затвора и грохот автоматной очереди, превращаются обратно в тех людей, которыми они и родились. В этом преображении значение мудрого слова, которым одаряет Иво двух заплутавших бродяг, не переоценить. Один короткий разговор, второй, совместное дело… Незаметно и неожиданно, прежде всего, для самих себя, враги перестают понимать причину вражды. Ведь это чужая вражда чужих людей, которым в силу непомерности собственных амбиций договориться не удастся никогда.

«Мандарины» отличаются от прочих картин подобного рода не только наличием сильной режиссерской руки, но и проработкой всех деталей антуража. Великолепное музыкальное сопровождение с первых же струнных аккордов оставляет неизгладимый след в душе. В отличие от «Кукушки» Рогожкина, картина Урушадзе лишена какой-либо наигранности, чему поспособствовало привлечение непрофессиональных актеров, за исключением Лембита Ульфсака. Известный еще по советскому экрану, он распространил благожелательную ауру в дом своего героя Иво, доказав, что быть старым — не значит утратить способность влиять на ход вещей. Перед нами предстал человек, который, единожды совершив выбор, стал неотделим от земли. На экране здоровый патриотизм и самого героя, и создавшего его режиссера. Принимая творение Урушадзе как нечто по-настоящему незаурядное, знаковое и фундаментальное, хочется лишний раз вспомнить, что когда-то именно Грузия рождала мастеров режиссерского искусства вроде Георгия Шангелая или Тенгиза Абуладзе. Смута при всей своей очевидной негативной сущности, имеет и положительную сторону — она однажды рассеивается. Картина «Мандарины» не несет в себе каких-то протестных настроений, политической пропаганды или малопонятного манифеста. Всякой посторонней шелухи нет и в помине. Надежда грузинской кинематографии снял честный и правдивый фильм о простых, но забытых в наше время вещах. А о них стоит помнить, даже если завтра придет война.

9 июня 2016

Мандарины… Как вы думаете, что у нас с ними общего?

Мандарины отличаются от других цитрусовых тем, что имеют очень тонкую кожуру и легко отделяются от мякоти.

А что, мы, люди?.. У многих из нас — суровые серьезные лица: кого-то наградили бородой, кого-то могучими бровями, а кого-то отметили шрамами, но все мы очень хрупкие и ранимые создания. Немного задев нашу «кожуру» — мы получаем ранение прямо в сердце(вину).

Мандарины быстро портятся при неправильном хранении и обращении. Мы, люди, несмотря на все различия — все очень похожи и едины. И отношения между людьми, казалось бы, благодаря этому, должны быть гармоничными, но стоит кому-то «подгнить» — и гниет целый ящик…

Фильм «Мандарины» рассказывает нам о чистой любви между людьми. Той любви, которая выражается через: уважение, помощь, сочувствие и единство.

Это невероятно драматическое произведение, в котором ты не только скорбишь и сопереживаешь и даже идешь умываться, но радуешься и от души смеешься от приятных и непринужденных моментов.

Вот так вот, обо всем и ни о чем конкретно. Каждый человек найдет в этом фильме что-то свое!

Всем желаю получить удовольствие от просмотра и немного поразмышлять в процессе.

8 июня 2016

Цитрусовая война

Вот никогда не думала, что скажу такое, но это лучший фильм о войне, который я когда либо видела.

Именно так война не стучась входит в твои двери, и тебе только и остаётся, что колотить ящики для соседа, который выращивает мандарины. А кто стреляет, по кому и из за чего абсолютно не имеет значения, когда погибают парни не старше твоего сына.

В этом фильме хорошо всё.

Нереально красивая природа, мандариновая роща, низенькие заборчики, открытое пространство.

Старенький, такой тёплый и обжитый домик, где всё на своём месте, а особенно хозяин.

Настоящие герои, старички, выхаживающие раненых, не глядя на их военную, национальную, религиозную принадлежность, боевики, которые верят в то, за что воюют, Ахмед, который признаёт, что пошел воевать за деньги, но который обещает не убивать врага в доме человека, спасшего ему жизнь, и Ника, актёр, который пошел воевать за родную землю.

Посыл, который кричит, что в войне нет победителей, правых и виноватых.

10 из 10

18 февраля 2016

Мандарины

Начнем с того что наткнулся на отзывы о фильме в интернете, где-то хвалебные, где то наоборот, но все же рейтинг заставил меня посмотреть его.

После просмотра фильм оставляет двоякое впечатление. В нем вроде бы есть все, что нужно — хорошая игра актеров, отличная мелодия, не плохая работа оператора, не сильно заезженный сюжет. История о врагах, история о уважении, о не нужной никому, вроде бы войне. Фильм смотрится на одном дыхании, но при всем этом концовка ломает все. Может быть потому что надоело такое отношение к нам. История о том как испортить впечатление от фильма за одну сцену. Я понимаю и абсолютно согласен с номинацией на оскар. Для европейца, американца и тп. главное увидеть в Русском зло.

Но все же, фильм стоит посмотреть, хотя бы для того чтобы самому определить какой должен быть у него рейтинг.

9 из 10

Если не смотреть на фильм с политической точки зрения.

31 января 2016

Кровавые цитрусы

У войны своя философия. Здесь мудрый не тот, кто много знает, а тот, кто точнее и быстрее выстрелит. Убивать легче, чем дискутировать или собирать урожай. И многие слова на войне приобретают совершенно неожиданный смысл: «маслины», «лимонка», «граната», «мандарины»…

Мало кто обратил внимание на мудрую (хитрую) игру слов в названии фильма: по-английски Mandarin — главный Злодей из Marvel Comics, чудовище-воин. И в этом смысле фильм Заза Урушадзе не столько о самой войне, сколько о людях-мандаринах, то есть о «людях войны»!

Но не воевать призывают нас авторы, а примириться. Дружить, а не убивать. И по сюжету — мудрый старик-эстонец до определенного момента охлаждает пыл горячих кавказских воинов, мечтающих пустить друг другу кровь.

Вот только Война не приемлет банального мультяшного призыва: «Ребята, давайте жить дружно». Война толкает людей на узаконенное убийство. Бог войны требует новых и новых жертв.

И по закону жанра — любая Драма должна закончиться Трагедией!

О художественных особенностях этого фильма скажу лаконично: лично меня приятно удивила незатейливая режиссура и потрясающая игра актеров (в первую очередь необходимо отметить игру Лембита Ульфсака). Невооруженным глазом видно, что этот фильм снят за копейки. Но Заза Урушадзе — Мастер, и он умудрился практически «на коленке» снять Шедевр.

Номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» — это уже Победа и фильма, и талантливого режиссера, и актеров, которые прожили своих героев, а не «играли войну на экране».

Рекомендация — смотреть всем, кто любит мудрое кино!

10 из 10

29 января 2016

«Ребята, против кого дружите?»

«Мандарины» — эстоно-грузинская военная драма Заза Урушадзе, хорошо обозначающая пределы современной толерантности. Выдвинутая на премию «Оскар» как конкурент «Левиафана» и «Иды», эта картина поначалу поражает зрителя взвешенным, даже объективным взглядом на обстоятельства грузино-абхазского конфликта. В качестве символического центра режиссер избирает эстонский дом, который становится прибежищем для раненых грузина и чеченца, своеобразной димилитаризованной зоной. Хозяин дома разговаривает со своими гостями на языке Традиции, взывая к корневым, общим у всех народов представлениям о нравственности и гостеприимстве, и враги начинают проникаться друг к другу уважением.

Иносказательным образом становится урожай мандаринов — плоды земли, которая принадлежит всем и способна примирить всех, однако, общий труд и созидание невозможны там, где безумствует война, — урожай уничтожен, плоды попраны. Противопоставление мирной конструктивной жизни хаосу, разрухе и бедствиям — стержень многих великих картин от «Сказок туманной луны после дождя» Мидзогути до «Андеграунда» Кустурицы, тем не менее, режиссерское послание «Мандаринов» — в другом.

Чужаки приезжают в дом дважды: в первый раз — это абхазцы, и герои выдерживают испытание, сплоченно выступая против обстоятельств, толкающих к братоубийству, как единая семья, дорожащая своими членами, но во второй раз вторжение заканчивается трагически — взаимное уважение расстреляны хамством и беспринципностью, главными же их носителями показаны русские. Именно они вторгаются в дом, встречая слаженное противодействие грузина и чеченца, бывших врагов. Смехотворность такой идеологической агитации тем более очевидна, что долгие разговоры героев на тему того, на чьей земле они находятся, подталкивают зрителя к выводу, что земля — общая.

Но, защищая «мультикультурализм и межэтнический диалог», фильм находит и их врага, весьма четко обозначая пределы политической корректности в современном мире: чтобы русские не делали, они всегда неправы. Именно в подобной расстановке акцентов, возможно, коренится причина выдвижения фильма на «Оскар». Перед нами — не столько художественное произведение, сколько прокламация о всеобщем сопротивлении «русской агрессии».

То, что фильм делался наспех и в угоду насущному историческому моменту, понятно уже с первых сцен: актеры играют плохо, напыщенно произнося свой текст, драматургия абстрактна, держится на двух-трех символах, превращающиеся на протяжении повествования в навязчивые лейтмотивы, чудесные абхазские пейзажи сняты в манере туристической открытки, простая, но лаконичная мелодия повторяется весь фильм, пытаясь придать ему лаконизм, которого в нем, к сожалению, нет ни визуально, ни сюжетно. Топорность режиссуры несколько компенсируется крепким сценарием, но все достоинства фильма нивелируются уже упомянутым русофобским финалом.

В очередной раз мы сталкиваемся с виктимизацией на экране национальных меньшинств, которых мы, русские, якобы угнетаем. Это примитивное, черно-белое видение сложных межэтнических конфликтов могло впечатлить лишь испуганное «русским медведем» американское сознание, о чем и свидетельствовала номинация на «Оскар». И, несмотря на то, что приз получила «Ида» (неровное кино, полное недостатков), такой выбор выглядит адекватнее, чем возможное награждение «Мандаринов» — русофобской агитки, прикидывающейся притчей.

28 декабря 2015

Не знаю, могли ли представленные события действительно иметь место. Не возьмусь судить, правдиво ли изображены участники военного конфликта. Но весь фильм, снятый без глянца, спецэффектов, высокооплачиваемых актеров, кучи сюжетных линий, в которых путается как зритель, так и сам режиссер, и прочей мишуры, пронизан словно нитью, связывающей первый кадр с последней строкой заключительных титров, его главным достоинством, заключенным в двух словах: «кино настоящее». Такое определение этой картины на протяжении просмотра возникает в мыслях вновь и вновь подобно вспышкам маяка, что очень редко и ценно само по себе.

Но если проще, то этот фильм о людях на никому не нужной войне. Думаю, актуально в настоящее время.

10 из 10

23 ноября 2015

Притча о мандаринах или Ничья война

«- Это только в кино бывает… — Кино сплошной обман».

Фильм грузинского режиссера Зазы Урушадзе напоминает о грузино-абхазском вооруженном конфликте 1992—1993 гг., унесшем несколько тысяч жизней грузинов и абхазцев.

Сюжет фильма моделирует ситуацию «войны с человеческим лицом». На протяжении полутора часов мы в наблюдаем не за военными действиями, а слушаем диалоги простых людей, волей судьбы оказавшихся замкнутыми внутри одного дома, и относящимся к военным действиям прямо и косвенно.

Действие происходит в затерянном эстонском поселении Сальме на территории Абхазии. Иво — столяр-эстонец, изготавливающий деревянные ящики для мандаринов, его друг Маргус, выращивает мандариновые деревья и два молодых раненых участника противоборствующих сторон — чеченец Ахмед и грузин Ника. Все родные Иво давно уехали, он один остался в родных полюбившихся сердцу краях.

Замкнутые в одном пространстве, вынужденные выздоравливать, кушать и общаться за одним столом, Ахмед и Ника продолжают нападать друг на друга преимущественно огрызаясь словесно, будучи слабы. Хозяин дома всячески уравновешивает настроение в своем доме, на своей территории. С каждым днем мужчины крепнут, но и знакомятся ближе, и вместе с тем понимают, что ценности у них едины.

Фильм, безусловно, можно отнести к претенциозным фестивальным «опусам», и также можно поспорить на тему национальной аутентичности персонажей и правдоподобности событий. Поступили бы так или эдак реальные люди, участвующие в той войне?

Мне кажется, это неважно. Я представляю, что люди могут быть лучше, добрее, честнее. Я хочу в это верить.

Воплощение идеи, режиссерская работа, игра актеров — на хорошем уровне.

Музыка просто восхитительна, особенно тронул финальный трек Me gadmovzurav zgvaz в исполнении Иракли Чарквиани.

»- Если бы я умер вместо […], ты бы тоже похоронил меня возле сына?..»

Так чья это война?

9 из 10

18 ноября 2015

«Любая война является братоубийственной, ибо все люди братья»

Что будет если великий роман одной эпохи превратить в фильм следующей эпохи? Если первые главы про войну в романе Луи-Фердинанда Селина «Путешествие на край ночи» или роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!» превратить в фильм XXI века, то может получится только эстонский фильм «Мандарины». «Что мне сделали немцы?» скажет главный герой романа «Путешествие на край ночи»…

- Значит его убили грузины?

- Да, но, какое это имеет значение?

- Как не имеет? Ты похоронил грузина возле своего сына.

- Ахмед, это имеет значение?

Фильм «Мандарины», наверное, единственный современности фильм на военную тематику не имеющий как политической направленности, так и направленности унизить чьи-либо военные действия. Мы включаем один фильм, нам говорят здесь виновата Грузия. Мы включаем другой фильм, нам говорят здесь виновата Россия. Но, кто виноват в том, что человек должен убивать человека? Братоубийственная война, это когда врага хоронят с врагом в одной могиле. Война это когда ты не имеешь личной неприязни к врагу, но ты должен бороться. Бороться за землю, за чью-то политическую идею?

Ты не знаешь кто он, твой враг. Ты не знаешь абсолютно ничего, что бы могло вызвать в тебе ненависть к врагу.

- Он убил моего друга.

- А ты убил двух его друзей.

А способен ты узнать его поближе, сесть за одним столом, узнать ради чего он пришел сюда. Разногласия истории и разногласия политики всегда будут сражаться за свою правоту, но жертвой этих пререканий всегда будет человек. Один говорит эта земля моя, другой говорит это земля моя, почему не сказать что она наша? «Первой жертвой войны является правда» — говорил Черчиль. Но ведь правда в том, чтобы жить в мире, чтобы жить рядом с достойным человеком не зависимо от того, грузин он, эстонец, чеченец или русский. Правда в том, что человек забыл о главной правде жизни — ЖИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ.

Единственный фильм про войну, способный без патриотизма вызвать самые лучшие для человека чувства. Единственный фильм про войну, где враг становится кровным братом. Единственный фильм про войну, где человек становится человеком.

6 октября 2015

Ци-и-и-трусы

Бюджетная квази-военная драма с несвежим идеологическим подтекстом. Абхазия 1992.

Благообразный, как Мафусаил, дед-эстонец морально доминирует над теми, кому не свезло говорить на языке оче-е-е-ень длинных гласных. Так уж вышло. Есть среди них грузины, абхазы, чечены и, конечно же, русские. Все они озлоблены настолько, что готовы покусать друг друга. Но «европейский» инородец не даёт. Разводит по углам. Как миссия ОБСЕ. И ярость постепенно стихает. Чтобы дружно вспыхнуть в конце против известно кого.

Тема расхожая. В природе внутривидовая агрессия редко заканчивается смертью. Волк не загрызёт волка. Хитрый sapiens научился обходить запреты матери-природы. В основном за счёт дегуманизации противника, который объявляется как бы не вполне человеком. Засада с этим фокусом в том, что он надёжно работает только на расстоянии. При вольном или невольном взаимодействии сторон природа берёт своё — возникает сопереживание. Но, если контакт исчезает, вновь всплывает идеология. Хорош был для своего времени фильм «Сорок первый» (1956). Но даже рядом с ним этот — подмороженный гипсокартон.

Двух эстонцев играют эстонцы. В фильме они растят цитрусы. У главного героя повадки учителя словесности. Но по сценарию он плотник. Говорит на правильном русском. В остальном откровенно косячит. Криво, в несколько ударов (нет, не в два) забивает гвоздь. Плотничает в сарае, стены которого в щелях размером с ладонь… Его пацифизм выглядит так же фальшиво. Как мораль постороннего. Того, кто над схваткой.

Прочие этносы показаны в исполнении грузинских актёров. Те отработали бесстрастно, по шаблону. Свирепый, но «с понятиями» чечен-наёмник (?) Пылкий и безрассудно смелый грузин. Бестолково-жестокий русский. С последним произошёл казус. Для идентификации «свой-не свой» русский оккупант просит чечена сказать что-нибудь на родном языке. Это нелепо. Для русского слуха чеченский акцент слишком специфичен и распознаётся враз. Так что скорее грузинские идеологемы требуют адаптации и перевода. Впрочем, снимали не для нас.

Несмотря на елейную канву, фильм ядовитый. Призван разжигать, хотя и очень адресно. К счастью, он абсолютно бездарен и опасности в этом плане не пре-е-едставляет.

1 из 10

6 октября 2015

Драма Мандарины впервые показанa в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 8 лет, его режиссером является Заза Урушадзе. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Лембит Ульфсак, Элмо Нюганен, Райво Трасс, Георгий Накашидзе, Зура Бегалишвили, Миша Месхи, Джано Изория, Гиорги Цаава, Гия Гогишвили, Давид Хахидзе, Вамех Янгидзе, Алеко Бегалишвили, Темо Хуцишвили, Денис Хлибов, Виктор Гегешидзе.

На фильм потрачено свыше 650,000 евро.В то время как во всем мире собрано 1,024,132 доллара. Производство стран Эстония и Грузия. Мандарины — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.