Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Майор |
год: | 2013 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Майор - просто человек» |
режиссер: | Юрий Быков |
сценарий: | Юрий Быков |
продюсеры: | Кира Саксаганская, Алексей Алексеев, Анастасия Алексеева, Алексей Учитель |
видеооператор: | Кирилл Клепалов |
композитор: | Юрий Быков |
художники: | Елена Шмакова, Александр Мордовин |
монтаж: | Юрий Быков |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в России: | $120 966 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 июня 2013 г. |
на DVD: | 4 ноября 2013 г. |
на Blu-ray: | 9 декабря 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Это фильм про оборотней. Человек превращается в мразь, потом снова в человека и обратно в мразь. Эдакое бесконечное перерождение. Человеческая натура, так сказать, вырывается наружу, представая во всей своей мерзкой неприглядности.
И не хочется сыпать банальностями типа: «ну не мы такие – жизнь такая», «а сам бы то как на его месте поступил?» или «вот она настоящая Россия – здесь одна хтонь». Всё проще и сложнее одновременно. Героев фильма можно переодеть в форму другого цвета, представить актёров говорящих на иностранном языке на фоне других пейзажей – суть фильма от этого не потеряется. Он останется понятным любому зрителю практически в любой точке нашей планеты, уверен. Потому что Быков снимает истории про людей, оказывающихся в мягко говоря непростых обстоятельствах. А схожие обстоятельства могут с разной степени лёгкости возникнуть в любой стране. Снимает он обязательно с надрывом и безудержной щемящей тоской, заставляя переживать все перипетии вместе с героями картины – я бы даже сказал, совместно с ними гневаться, сомневаться и обязательно страдать. И вот в этом фильм по-настоящему русский.
А ещё тут саундтрек очень атмосферный, прям в кассу. Что не часто встречается в российских фильмах.
9 марта 2024
Пожалуй, да: можно признать сей факт, что впервые за 2024 год мне стало дурновато на просмотре кино, и это далеко не Ноэ или Триер, как было бы по классике. Быков выдал 'базу' и выбил меня из зоны комфорта несколько раз за полтора часа. Нервный, тягучий, с постоянным чувством саспенса. Кино, которое 'работает'. Кино, способное вызвать перманентный шок и безнадегу. Кино с большой буквы, и лучше про него и не скажешь.
Быков, как по мне - духовный наследник Балабанова. У них и мета-тексты рифмуются, и общее настроение похожее. За что стоит благодарить Юрия, так это за то, что он на протяжении долгих лет держит руку на пульсе и без прикрас обличает наше пост-советское общество. Его картины наверняка будут вызывать катарсис спустя годы, потому как сюжеты, так и идеи, заложенные в них, вполне работают в долгосрочной перспективе вот уже 40 лет. 'Майор' - это от и до эпос о коррумпированной 'системе', которая уже давным давно не видит берегов и номинально хоть и является противовесом криминалу, но самим криминалом в итоге и оказывается. Горькая и мрачная история в реалиях маленького провинциального региона о насилии, которое порождает еще большее насилия. Непредумышленное убийство способно запустить маховик и цепную реакцию, даже если ты, как катализатор, будешь плыть против течения и 'расчесывать против шерсти'. Сценарий а-ля 'мыши мучались, кололись, но продолжали жрать кактус': бешеная и душащая драматургия, который увлекает и захватывает с головой, но физически и нон-стопом вытерпеть это будет не каждому под силу.
Актерские работы прекрасные: Денис Шведов, местный антигерой и жертва обстоятельств. Его персонажу веришь, но мало сопереживаешь, и поэтому лицедей справился со своим ТЗ. Юрий Быков - режиссер, актер, палач и судья в одном лице - хоть и второплановый антагонист, но это именно тот человек, который всячески двигает историю вперед. Ирина Низина и Дмитрий Куличков - актеры третьего эшелона - местные родители, убитые горем и молящие о справедливости. Операторская работа длинными планами и ручной камерой - отвал крыши, способный подарить вам чувство времени, пространства и вовлеченности в происходящее. Монтаж отличный и уместный: где надо - его нет, а где он требуется, не обрывает кадр и сцену, а логично 'сшивает' рассказ воедино. Саунд-дизайн и пост-продакшен шикарные.
Отечественное BD-издание от 'Нового Диска' нормальное: хороший трансфер, русская дорожка в DTS 5.1 и наличие английских субтитров для иностранного зрителя.
'Майор' - это не только номинант от прессы на 'ветку' в 2013 году, но и самое нервное и тяжелое кино Быкова. Юрий тут буквально везде: ставит и пишет кино, отвечает за саунд, играет 'злодея' и является винтиком в системе, судит и выносит приговор другим действующим лицам. В общем, чуть ли не жестокое и божественное вмешательство в рамках контекста истории. Филигранная работа и шедевр на поприще отечественного кино. Да, 'Дураку' я поставил 'десятку', а тут занижу балл, но у меня есть аргументация по этому поводу: при всем изобилии художественных средств и наполнения в частности, Юрий забывает о темпоритме. Ему стоит хоть иногда 'отпускать' зрителя и давать ему передохнуть, чтобы он не ставил кино на паузу, иначе при наличии такой мощной истории можно действительно сойти с ума.
9 из 10
26 февраля 2024
Юрий Быков - определённо один из самых интересных русских режиссёров современности. Его неоспоримый талант - взять какой-то общеизвестный порок российской системы и сжать его до размера небольшой истории, которая при этом демонстрирует этот самый порок во всех неприглядных деталях. И делает это Быков настолько талантливо, что даже у тех зрителей, которые не сталкивались на собственном опыте с правоохранительными органами (а таких зрителей, надеюсь, большинство), возникает твёрдое убеждение, что всё обстоит именно так - и никак иначе.
В 'Майоре' молодой режиссёр рассказывает о такой проблеме российской правоохранительной системы как неравенство перед законом и покрывание 'своих'. При этом главный герой, которого сыграл один из любимых актёров Быкова Денис Шведов, является фигурой неоднозначной, противоречивой. С одной стороны, он с готовностью воспользовался возможностью избежать наказания. С другой, его угрызения совести со временем нашли воплощение во вполне конкретных действиях, по которым можно сделать вывод, что майор - человек, который прогнил не до конца, в котором ещё остаётся чувство справедливости и сострадания.
Сам Быков сыграл в своём фильме одну из ключевых ролей, и его персонаж более однозначный, хотя и тоже далеко не безынтересный. В целом, именно в этом фильме сформировался костяк пусть не звёздных, но весьма крепких и колоритных актёров, которых режиссёр впоследствии неоднократно будет привлекать в свои картины.
К чести Юрия стоит отметить, что, хоть он и берёт за основу остросоциальные темы, но никогда не скатывается в откровенную чернуху. Его кино оставляет горькое послевкусие, но после просмотра не хочется пойти под холодный душ и там же и остаться. В 'Майоре' есть неоднозначные персонажи, есть откровенно отрицательные действующие лица, но нет ни одного, кого можно было бы назвать воплощением зла.
Резюмируя: я обязательно продолжу знакомство с творчеством этого режиссёра. Уверен, ему ещё есть, что сказать.
7 из 10
1 января 2024
Режиссеру фильма не знакомо понятие катарсиса. После просмотра фильма остаётся подавленность, чувство безысходности и пустоты. Все бы ничего, но откуда такой бюджет фильма? На что вы потратили 2 млн долларов?!
Если у режиссера была такая цель - создать ощущение безысходности, то тогда он не знаком с трудами Виктора Франкла, психолога из концлагеря или с литературой, посвященной Ленинградской блокаде, да и всей войне. Там сотни примеров того, как человек в нечеловеческих условиях может сохранить свое человеческое достоинство, сделав свой выбор. А в фильме 'Майор' такой посыл, что бедные полицейские в системе не могут оставаться людьми. Да ещё и такие философы при этом, задают вопросы якобы риторические о том, как бы вы поступили на их месте.
В общем, не надо снимать такие фильмы, остановитесь, да ещё за такие деньги, отдайте их лучше на благотворительность, а сами займитесь чем-нибудь полезным.
20 февраля 2023
Картина не проявляет почти ни одну слабость, сильна как и художественно, так и технически во всем, на протяжении всей ленты, режиссер держит зрителя в интересе, что очень радует, никогда бы не подумала, что это наше кино. Если не зацикливаться на мелочах, то картина получилась рядовая для Голливуда и достаточно мощная для нашего кинематографа в сфере фантастики. Начало и конец фильма-это типичный почти марвеловский блокбастер, а середина больше напоминает фантастичную мелодраму, но это не портит ни весь фильм в целом, ни откровенно сюжет.
Сюжет: майор полиции Игорь Гром известен всему Санкт-Петербургу пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность — всё это делает майора Грома идеальным полицейским. Но всё резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора. Заявив, что его город «болен чумой беззакония», он принимается за «лечение», убивая людей, которые в своё время избежали наказания при помощи денег и влияния. Общество взбудоражено. Полиция бессильна. Игорь впервые сталкивается с трудностями в расследовании, от итогов которого может зависеть судьба всего города. Больше всего зацепил момент, когда выясняется, что никакого друга нет, а сам злодей — это, на первый взгляд, милый главный герой, поистине крутая, шизофреничная идея. Еще стоит отметить, что исполнитель майора Грома очень гармоничен в своей роли. Не понравился только напарник Грома-слишком наигранно, теряется естественность.
Игра актеров: безусловно все хороши, но больше всего запомнился Горошко. Особенно сильно зашел конец и причина зла.
Плюс за доставленное удовольствие.
8 августа 2021
«Майор» стал для меня первым фильмом Юрия Быкова. Я была под невероятным впечатлением, и решила, что теперь просто обязана посмотреть все его фильмы. И с каждым просмотренным фильмом всё более укреплялась во мнении, что это мой режиссёр. Возвращаясь к «Майору», картина получилась очень сильная, пронзительная и многослойная. Тяжёлая и страшная своей реалистичностью, но меня зацепило далеко не только это. Безусловно, круговая порука, принцип «или ты, или тебя» здесь идут жирной линией, но всё же это фон. Это условия, в которые поставлены герои, правила жизни, навязанные им извне. И в этих условиях каждый показывает себя таким, какой он есть на самом деле, все плюсы и минусы вылезают на поверхность, когда тебя прижмёт.
Каждому герою постоянно приходится делать сложный моральный выбор. Что лучше — будучи полицейским, сесть в тюрьму, обрекая себя, или позволить другим платить за твои ошибки — своим будущим, своей жизнью? Что лучше — оставить своего только что родившегося ребёнка без отца или переступить через себя, забыв об убитом чужом ребёнке? Что лучше — позволить близкому другу уничтожить свою жизнь или уничтожить свою, помогая ему? А как бы Вы ответили на каждый из этих вопросов?
Нельзя сказать, что главные герои однозначно хорошие или плохие, ведь каждый человек — это набор полутонов, и этим он уникален. Именно поэтому им сопереживаешь, несмотря на всё, что они вытворяют, пытаясь разрулить сложившуюся ситуацию. При этом, как ни странно, главный герой Соболев не вызывает таких эмоций, как его друг и большинство вроде бы второстепенных героев. Персонаж, погибший при нападении отца сбитого ребёнка, защитивший по сути самого Соболева, поступивший так, как велело ему сердце. Отец ребёнка, пришедший мстить полицейским, явно стремившихся закрыть дело, и убийце в частности. Мать, мечтающая умереть и прекратить свои и чужие страдания. Каждый герой вызывает эмпатию.
Однозначно самые сильные эмоции вызывает Коршунов, друг Соболева. Он остается верным дружбе от начала и до конца. Что бы он ни вытворял, стараясь выгородить друга, как ни странно, вызывает понимание. Он делает столько страшных вещей, но это не вызывает однозначного отторжения. Да, это всё совершенно ужасно, ты это прекрасно осознаёшь, но его мотивация перекрывает последствия. Он действует в тех условиях, в которые поставлен, и по-другому нельзя. Это страшно, но ты его понимаешь и оправдываешь. Вполне вероятно, что и ты поступил бы так же. Потому что делаешь выбор, в котором близкий человек становится важнее жизней невинных людей, важнее собственного будущего и будущего твоего окружения, против которого ты пошёл.
Рекомендую к просмотру!
10 из 10
5 августа 2021
Очень люблю творчество Юрия Анатольевича Быкова и считаю его лучшим режиссёром страны на сегодняшний день. Однако, прочитав множество мнений по поводу его фильмов, пришел к выводу, что абсолютное большинство зрителей в корне не понимает его творчество.
Все пишут о том, какой Юрий смелый, как качественно пропесочивает «ментов» и чиновников. Но никто не задумывается, почему министерство культуры продолжает давать ему деньги на фильмы, а до мозга костей конъюнктурный Эрнст зовет на Первый снимать сериалы. Ответ прост: Быков — отнюдь не бунтарь, его роль — воспитатель. Воспитатель общества. И ключевая мысль фильмов «Майор» и «Дурак» — это то, что все эти «менты» и чиновники являются выходцами из общества, такими же, как все мы. И кульминационным, поясняющим весь смысл фильма, моментом в «Майоре» является диалог Гаишника с Гуторовой. «А если бы твой муж кого-то сбил, ты бы его в ментовку повела?» Точно также, в «Дураке», таким ключевым моментом является последний диалог Никитина с женой. Так что, фильмы не про продажную полицию и ворующих чиновников, они про нас с вами.
Правильно ли это? Безусловно… Наше общество сходит с ума. «Человек человеку — волк» — эта поговорочка стала реальностью, как никогда. Каждый считает себя выше другого, каждый считает, что достоин больше других и что идти по головам — это норма жизни. А кто так не считает, тот «дурак». Зависть, всеобщая неприязнь, переходящая в ненависть — все это стало обычным явлением. Достаточно сесть за руль и выехать в город — на дороге особенно ярко видно, как все готовы друг друга поубивать и как каждый считает себя выше «толпы». И с этим, безусловно, нужно что-то делать, иначе придет новый «Сталин», создав условия, при которых люди будут жрать друг друга как пауки в банке, строча доносы, или новый «Ельцин», при котором можно будет убивать друг друга буквально. Поэтому такие фильмы и такие режиссёры нужны. Жаль, что мы понимаем их неправильно. Видимо попкорн отрицательно влияет на мозговую активность.
У меня все. Да, жестко и злобно. Но иначе никак…
18 июля 2021
Режиссер фильма «Майор» Юрий Быков в одном из интервью объяснил для особо впечатлительных зрителей, что никогда не стремился к документалистике и реализму, а его картины — это художественный вымысел, который лишь может кажется реальным. Вероятно, некоторым любителям расщеплять смысл кино на молекулы, к коим я и сам тоже отношусь, полезно будет обратиться к теории, а именно уточнить, что есть авторское художественное кино с коммерческой пометкой «триллер».
«Майор» — это уникальный фильм, с элементами гротеска, который в утрированной форме показывает нестабильность системы, построенной на коррупции и воровстве. Не единственная картина Юрия, которая показывает несостоятельность и шаткость братства, созданного на отрицании моральных норм и злоупотреблении властью.
О сюжете:
Россия. Наши дни. Майор полиции Соболев мчит по трассе к рожающей жене и на полпути насмерть сбивает мальчика, который с материю переходил дорогу. С этого момента для героя начинается этап осознания происходящего, принятия вины и отрицания себя в системе, которая до этого кормила его, обеспечивала власть и статус в обществе. Понимая, что правила жизни в системе противоречат его личным принципам и убеждениям, майор постепенно дистанцируется от сослуживцев и братьев по цеху, которые в свою очередь пытаются всеми доступными им способами стереть следы возникшего конфликта с родителями погибшего.
В попытках остаться человеком майор добровольно закрывается в камере и изъявляет желание понести хоть какое-то наказание, похищает мать погибшего по его вине ребенка в целях сохранения ее жизни и даже устраивает перестрелку со своими же.
Развязка шокирует. Юрий это умеет. На протяжении всего повествования, допускаешь возможность подобного исхода, но до конца пытаешься это отрицать.
В этом фильме все отлично. Не понятным остался только образ капитана полиции Коршунова, которого сыграл сам режиссер. Мотивы персонажа мне показались мало чем обоснованными, ведь его автор предпочел не раскрывать до конца. Но, уверен, режиссером был заложен определенный смысл в героя, которого он предпочел сыграть сам. Поэтому нет ни одного основания не поставить картине заслуженные 10/10.
Ждем новый проектов от Юрия!
5 января 2021
Майор РОВД Сергей Соболев спешит в роддом к лежащей на сохранении жене, у которой начались схватки и на скользкой трассе насмерть сбивает ребёнка. На пешеходном переходе прямо на глазах у матери. Вот, собственно, с этого момента и запускается необратимый процесс вытаскивания наружу гнойных частиц человеческой сущности: лжи, подлости, жестокости. Соболев, поначалу пробуя выкрутиться, невольно запускает череду смертей и трагедий, а опомнившись, делает попытки дать задний ход, но уже не в силах остановить кровавую мельницу.
Чёрная драма от культового режиссёра, взорвавшего зрительскую аудиторию фильмом «Дурак», вышедшим чуть позже. Но лично для меня именно «Майор» удерживает первенство среди работ Юрия Быкова. Успех «Дурака» был ожидаем. Показательная обречённая борьба добра со злом. Мы, следившие за сюжетом фильма, сплотились в эдакой солидарности. Нелепой, безнадёжной схватке простого народа с кучкой зарвавшихся паразитов у власти. Более того, главный персонаж картины «Дурак» — герой положительный, за которого переживаешь и сочувствуешь. Соответственно, зритель безоговорочно на его стороне. Мощная классическая социальная драма не без доли пафоса.
В «Майоре» нет положительных персонажей. Разве что несчастная мать сбитого мальчика. Главный герой — служитель закона, который, попав в сложную ситуацию, пытается использовать своё служебное положение и связи для выхода из тупика. В свою очередь система своих не бросает, но убивает тех, кто оказался рядом.
Сам Соболев как бы и против кровопролития, и даже собрав волю в кулак, силится вывести из-под удара мать погибшего ребёнка, но обстоятельства сильнее его. Как только судьба вновь ставит его перед выбором — этот выбор не в пользу добра. Фильм мрачный до боли, атмосфера безысходности поглощает с первых кадров. Прослеживается своего рода отсыл к событиям в цапковской Кущёвке, где местечковая власть спишет и отмажет всё и вся.
Ставя себя на место каждого действующего лица картины, не знаешь, как поступил бы сам, любое решение — патовое. Например, как в эпизоде с выбором, где на одной чаше весов твоя семья, а на другой — ни в чём не повинная женщина. Третьего не дано.
Заслуживает внимания и другой, не менее значимый персонаж фильма. Это коллега Соболева, капитан Коршунов, мастерски сыгранный самим режиссёром картины. Если Соболев где-то сомневается, и даже терзаемый муками совести порывается остановить беспредел, то его сослуживец не признаёт полутонов. Только чёрное и белое. Без тени сомнения недрогнувшей рукой он «выручает» товарища и «спасает» систему. Чуждый жалости и милосердия, он не остановится ни перед чем. Между прочим, Юрий Быков оформил творческий покер в «Майоре». Он режиссёр, автор сценария, композитор и монтажёр.
Также как и в картинах почитаемого Быковым Балабанова, фильм не обходится без мощных цитат и диалогов:
- Я тебя на том свете достану!
- Ты меня на этом достань.
Или:
- Кому ты что доказать хочешь? Ты один — человек, что ли? Все — люди, а за чертой — все звери. Мир не переделаешь!
Итог: шедевр, не побоюсь сказать, Мастера. Мрачное, беспощадное кино, где главная изюминка — это наш зрительский выбор, который мы пытаемся сделать, примерив ситуацию на себя и взглянуть на положение дел глазами того или иного персонажа. Избави нас, Бог, прикоснуться к такому выбору.
29 июня 2020
Продолжая ставить над собой эксперименты через просмотр того, что не следует, под впечатлением ранее упомянутого списка лучших новых фильмов с точки зрения западного проката, посмотрел «Майора» Быкова. После просмотра, или даже в процессе, уже всё поняв, набрал на смартфоне «морализаторство», и что характерно, среди первых ссылок появился роман «Воскресение»- имхо один из слабейших среди произведений ЛНТ. Тут важно понять, что морализаторство к морали и нравственности имеет лишь опосредованное отношение, и оправдывать, что мол зато о хорошем, о душевных муках в борьбе со злом- некорректно. Рассказывая о Платоне Каратаеве и о Нехлюдове, Толстой в обоих случаях говорит о морали, нравственности, но первому мы верим, второму — нет.
Майор, разъезжающий на икс 7 с блатными номерами, добравшийся до хорошей должности, видевший преступления сослуживцев и участвовавший в них, и Нехлюдов, не устоявший перед соблазнительной полугорничной, и решивший, что именно он отправил её в публичный дом, при том, что была целая традиция взросления барчуков через горничных и служанок- одинаково фальшивы. Был старый фильм «Инспектор ГАИ»- там показан чудак, и всем понятно, что хоть и милый, но чудак, и начальником он не станет. Но ему веришь. А тут… Морализаторство, а это похоже и есть художественный стиль Быкова, тем и плохо, что оно «залапывает отпечатками» благородные порывы, делая их ещё более невозможными. Видя фальшь, зритель ещё более убеждает себя в цинизме, как родитель убеждающий чадо в одном и делающий на его глазах противоположное.
Тем более, что смешиваются совершенно разные вещи, когда режиссёр через персонажа говорит женщине, потерявшей и сына и мужа: «А ты бы разве не попыталась спасти мужа, соверши он такое?» У всех нас могут быть те или иные желания, тем более в трагические моменты, но выбор каждый совершает сам. Резюмируя, говорить о хорошем и делать хорошее- разные вещи, ложь в этом хуже воровства, и Быков похоже это не понимает.
22 мая 2020
Ознакомился с данным «произведением» только сейчас, случайно наткнувшись на рекомендации. Ровно половину фильма ждал, что вот-вот начнется путешествие на Землю, но ближе к концовке режиссер стремительно гнал куда-то все дальше от реальности. Я работал в тех самых органах, о которых идет речь, в начале 90-х, продолжаю трудиться и сейчас. Знаю и видел много чего, но… Сюжет просто бредовый. Такого не может быть только потому, что такого не было и не будет.
Помню советские детективы. Я со своим опытом и знаниями всегда найду до чего докопаться, но… здесь же просто абсурд. Неужели трудно было обратиться к реальным историям? Схожим с этой. Например, в Татарстане в 2014 году человек по фамилии Минниханов сбил студента… на остановке, но даже там обошлось без убийств… Трудно было найти консультанта? Специалиста по оперативно-разыскной деятельности, особенностям документирования и расследования особо тяжких преступлений? А костюмы? Опер в полевой форме, выехавший на ДТП!? Бред! У опера и формы может не быть. На ДТП ему чего делать? Укрыть? При действующей системе фиксации и кучи видеорегистраторов? Идиотизм.
Наслушался про Евсюкова? Так сними же фильм про него. Про систему, в которой тот был. Про интриги в высших эшелонах власти. Про заказ Пронина. Знаю людей, что были лично знакомы с Денисом. Они много чего могут рассказать. Но есть убеждение, что режиссер, даже будучи проинформированным, снимет опять чернуху про то, как милиционеры из райотдела всех убили… Он и портрет-то нам, что висел в кабинетах, показать не решился… Мало ли…
Не считаю себя синемафилом, но убежден, что кино, абсолютно не похожее на реальность, следует именовать фантастическим. Об этом необходимо предупреждать зрителя перед демонстрацией. Где-то слышал, что российские кинохудожники давно снимают не для народа, а ради иностранного признания. Периодически получают что-то вроде «gut, Waldemar, gut…» и довольны. Можно как угодно относиться к власти и ее органам, но гнать откровенную туфту ради печеньки — перебор.
15 мая 2020
Я уважаю творчество Юрия Быкова и каждый раз в его фильмах ожидаю какой-то мало мальский хэппи энд. И зря. Ни в одном фильме я не увидел то, чего хотел.
Русский тлен. Русский мрак. Русское ничего. Русское «завтра не наступит». Вот что до на пытался донести Быков. Получилось ли у него это? Да. Но все же не могу не отметить, что это очень получился очень субъективный и утрированный взгляд на русские реалии.
Зачем режиссер снимает такие фильмы? Чтобы показать реальность? Но людям достаточно выглянуть в окно и увидеть реальность, которая будет значительно отличаться от того, что он описал в своем фильме с претензией на то, что ТАК ВЕЗДЕ.
Я категорически не согласен с этим фильмом. В середине, когда пошел замес в отделении, я поймал себя на мысли, что такого не было уже точно очень давно. Такие истории остались глубоко в 90х и даже на периферии их сейчас не поймать, а уж благодаря Телеграмму все новости появляются в сети максимально быстро.
Быков забирает у зрителя надежду на то, что все будет хорошо. Такое кино, конечно, нужно, но совсем без белых красок нельзя.
Поставил фильму 8 из 10 только за актерскую игру и режиссерскую работу. Два балла снимаю за бесконечный тлен.
6 мая 2020
Из всех фильмов Юрия Быкова, Майор оказался в моем списке единственным непосмотренным до недавнего времени. И, о боже, какие же говорливые, какие же правдоборые персонажи у Быкова в каждом фильме.
Человек по Быкову — функция. Грубая убийственная функция. И у этой функции есть лишь два значения: нападать и страдать или убивать и защищаться. Так вот эта аксиома соблюдается и в этом фильме.
Майор, сыгранный Шведовым, груб, черств, холоден и временами непоследователен. Многие говорят, что фильмы Быкова про людей, но это абсолютная ложь. Людей в его фильмах нет. Фильмы про систему. Систему, которая перемалывает каждого, выплевывая труху на обочину в виде грязного снега. Шведов сыграл застрявшую в мясорубке кость. Его Майор — это то, что случается с каждым огромным валуном на каменоломне. Он разрушается по ходу фильма на мелкие кусочки, в конечном итоге все равно превращаясь в труху.
Я знаю, что фильмы Быкова — это угол зрения на российскую действительность. И, по правде говоря, я не хочу ему верить. Ведь в жизни так не бывает! Ведь в жизни так не бывает?
Майор — фильм без надежды. Фильм, за которым неприятно наблюдать, и лучше не осознавать. Фильм-депрессант и очередная бесподобно срежиссированная работа Юрия Анатольевича. Кстати роль для самого себя он тоже нашел (и далеко не последнюю).
Но это все философия, что около кино. Если говорить непосредственно о фильме, как продукте, то грамотно прописанный саспенс, динамичный сюжет, вкупе с нестыдной актерской игрой, дают Майору несколько очков форы перед НТВшными фильмами и сериалами. «Майор» красиво снят (если такой термин применим к абсолютно беспощадному серому цвету на протяжении всей картины), грамотно сделан по звуку и саундтрекам (коих немного в этом фильме), хорошо сыгран и неплохо продуман в ключевых поворотах сюжета.
7 из 10
В первую очередь за осадок пыли в горле после просмотра. Все же Юрий Быков такой же поэт, как и его однофамилец. И для красивых рифм (повязанности между собой) и ритма (убийств) порой жертвует смыслом, хоть и ни капли не теряет в остроте.
5 апреля 2020
Одна из первых полнометражных работ Юрия Быкова, отличается глубоким сюжетом и динамичным повествованием. Без воды, ничего лишнего, с первых минут просмотра увлекает, и не отпускает до конца.
Прежде всего, фильм о человеческих ценностях. Главный герой, совершив преступление, не может понять, согласен ли он пойти на сделку с совестью или нет. Причем, положительные качества в герое рассмотрели еще ранее, его коллеги, которые задавая минимум вопросов готовы сделать для него максимум, потому что он нормальный мужик.
Всего одно глупое и страшное стечение обстоятельств, способное изменить жизни многих людей, или закончить. Обратила внимание на диалог главных героев, в котором один объясняет другому, что все люди из одного теста, и поэтому, когда случается беда, действуют одинаково: пострадавшая сторона-найти и наказать виновника, сторона виновника-напротив, пытается всеми силами, деньгами, связями урегулировать вопрос мирным путем, и помочь близкому человеку. И неважно, что за человек, важно на какой стороне он оказывается, и действует, соответствуя обстоятельствам.
Очень ярко показан твердый мужской характер главного героя, он стоит на своем, хочет поступать справедливо, готов ответить за свои действия. Его не пугает возникновение проблем, в некоторых моментах он идет против системы. Но у каждого есть уязвимое место, надавив на которое, можно рассыпать все принципы и моральные кодексы человека. Сильно. Очень сильно! Отличный фильм!
Я искренне надеюсь, что подобного беспредела и произвола уже нет. Хочется, чтобы подобные события мы видели только в фильмах, особенно в работах такого талантливого режиссера, как Юрий Быков.
Рекомендую к просмотру
10 из 10
28 октября 2019
Майор полиции Сергей Соболев мчится в роддом к жене. На скользкой трассе он сбивает мальчика. Пока мать, на глазах которой развернулась трагедия, находится в шоке, Соболев задействует все связи, чтобы замять дело.
Давно слышала о «Майоре», но не решалась посмотреть из-за прохладного, мягко говоря, отношения к российскому кино. Вчера любопытство пересилило, а фильм неожиданно понравился. В первую очередь отсутствием кучерявостей и пафоса. Все буднично, местами даже слишком, мрачно и хреново. Те, кто считает «Майора» чернухой, отчасти правы. Но должна заметить, что это не балабановская чернуха, когда после фильма у тебя ощущение, будто только что нырнул в ванну с опарышами. Мерзостью здесь никто не любуется. Главный герой, к слову, полностью признающий свою вину, но не ставший от этого белым и пушистым, вполне живой и узнаваемый. Куда печальнее ситуация с его коллегами, для которых подобное стало обычным делом. Привычно подтасовываются факты, привычно работает схема, привычно убираются лишние люди и кровь с пола.
Мужские персонажи удались все, особенно мне понравился режиссер Юрий Быков, сыгравший одного из полицейских. А вот единственная женщина на экране (Ирина Низина) оставила меня равнодушной. Не получилось у нее сыграть ни убитую горем, ни озверевшую мать, не дотянула.
Отдельный балл поставлю за хорошо подобранную музыку. Она не заслоняла собой действие, но была заметна.
Рекомендую. Небывалый случай для российского кино.
23 июля 2019
Российский режиссер и сценарист Юрий Быков давно стал знаковой фигурой российского кинематографа, его творчество необычайно популярно, а сам он стал проводником отражения социальных проблем в кино. В отличие от другого знаменитого автора, Андрея Звягинцева, Юрий Быков не делает ставку на метафоры и скрытые смыслы. Его фильмы весьма прямолинейны, события развиваются в грубой, порой гротескной форме. Возможно именно эта прямолинейность и является причиной успеха его фильмов у простых зрителей, но иногда вызывает неприятие у профессиональных критиков. Данная лента полностью соответствует этому определению.
Перед нами криминальная драма с элементами триллера с очень сильной социальной тематикой. Картина тяжелая и суровая, здесь нет места философским размышлениям, это предельно реалистичное кино, в котором намеренно сгущаются краски. Автора не интересует внутренний мир его героев, он не собирается копаться в их душевном состоянии, лишь изредка показывая эмоциональный пласт. Это скорее приговор государственной системе в которой нет места справедливости, есть только сила и власть, у кого они есть, за тем и правда. Круговая порука показанная в фильме приобретает пугающую форму, когда отступать уже некуда, а каждый дальнейший шаг ухудшает предыдущий.
Происходящие на экране события показаны в нарочитой форме, здесь мало реализма. Тем кто знаком с реальным положением дел в правоохранительной системе, покажется странным то, что происходит в полицейском участке. Однако это нисколько не мешает понять главный посыл ленты. Режиссер правдоруб полностью на стороне простых людей, а потому излишняя карикатурность не является недостатком. Юрий Быков использует простую художественную форму, предельно доступную для зрителя, это его режиссерский стиль.
На экране разворачивается мрачная атмосфера беспросветных будней российской провинции. Серые пейзажи маленького городка холодной зимой навевают тоску и уныние. Надежд на справедливость практически не остаётся. На мой взгляд финал не получился, всё выглядит слишком неправдоподобно и кажется нелогичным. Это самый главный недостаток ленты.
Главную роль исполнил Денис Шведов, в очередной раз показав образ брутального и сурового человека, он винтик в системе и живёт по её законам, но при этом сохраняя человеческие качества и остатки совести. Режиссер Юрий Быков исполнил роль циничного опера, сослуживца главного героя. Он настоящий злодей, у которого нет совести и жалости, однако есть своеобразное представление о чести и дружбе. Илья Исаев сыграл роль сотрудник ДПС и вроде бы ничего особенного в его игре нет, но при просмотре фильма я вдруг понял, что это актер дубляжа, голосом которого говорит, к примеру, Майкл Фассбендер. Любопытный факт.
Майор это суровая криминальная драма с сильным акцентом на социальную проблематику. Автор безжалостно проходится по правоохранительной системе, цинизму государственного аппарата, показывая человеческую жестокость на примере людей, призванных нести справедливость в обществе. Это далеко не идеальное кино, намеренное утрирование не каждому придётся по душе, но это честное высказывание на волнующие проблемы российского общества. Рекомендую к просмотру.
7 из 10
24 июня 2019
Общее впечатление: Динамичное и остросоциальное от Быкова. Посмотрев как-то «Дурак» я взялась и за эту ленту. Все так же пахнет несправедливостью, жадностью, печалью. Не знаю как так получается у Быкова, но он может привлечь внимание («Завод» не считается).
С самых первых минут происходят события и отпускать зрителя никто не будет до титров. Постоянное движение привносит краску такому непростому триллеру, как «Майор». Ибо если в «Дураке» по окончанию у меня был депресс нереальный, здесь все-таки вышло попроще. Хотя кино тоже не лишено социальной тематики. И чем больше я задумываюсь, тем мне тяжелее от реальности, которая засасывает меня в этот черный водоворот алчности и вседозволенности…
Герой фильма столкнувшись с такой ужасной проблемой (см синопсис), пытается как-то ее заштриховать, но чем больше он наносит неумелые мазки, тем сильнее и хуже последствия. И только позже он понимает что натворил, а пути назад нет. Вроде бы Сергей Соболев (Денис Шведов), тот самый майор, обычный мужчина — работает, жена, долгожданный ребенок. Но резкий разворот в его жизни меняет все, возможно кто-то скажет, как так быстро он поменялся? Но прописанный характер героя, дает нам понять, со стороны мы все готовы судить, а столкнувшись уже с ситуацией лицом к лицу — это другое. У Шведова яркая роль, да и отыгрывает он ее вполне достойно. Несомненно стоит выделить роль убитой горем матери — Ирина (Ирина Низина) — ей сочувствуешь, ее жалеешь. Как только она появляется в кадре, понимаешь что ее старания и терзания проработаны досконально. Молодец! Ну и конечно, сам Юрий Быков — сослуживец майора — Павел Коршунов (Говорящая фамилия?). Сыграв одну из важных ролей в ленте, Быков смог показать, какое оно связующее звено между жадностью и властью? Он не даст ступить лишнего шага, беспощадно прикрываясь системой…
Не все фильмы показаны в позитивным ключе, иногда нужно и такое кино смотреть. Такое это какое? Тяжелое.
8 из 10
18 марта 2019
Сегодня посмотрел фильм Юрия Быкова «Майор»… И вот что думаю.
На мой взгляд, картина вовсе не о произволе, который творится в правоохранительных органах, а о том, в какую жизненную ситуацию необходимо поместить человека, чтоб он был готов совершить преступление.
Вы не задумывались о том, насколько близко органы внутренних дел находятся к той самой границе, которую пересекать нельзя? Я не оправдываю их. Я пытаюсь представить себя на месте каждого из обозначенных сотрудников в сложившейся обстановке. И раз общество меряет человеческую жизнь годами тюремного заключения, то почему мы так удивляемся, что люди эти вещи ставят порой на разные чаши весов?!
Главный герой совершает преступление по неосторожности и поначалу хочет избежать наказания. Имеет ли он на это право? Мужчина в полном расцвете сил, дослужившийся до майора полиции, заместителя начальника, имеет высокий авторитет и уважение среди сотрудников; один из немногих, кто по долгу службы принимал на себя огонь преступников; он женат и вот-вот станет отцом. Впереди — безмятежное будущее: очередные звания, кресло начальника отдела, радость отцовства, благополучие и процветание. Можно ли предположить, что он очень не хочет расставаться с таким будущим? Конечно можно! Но роковая ошибка меняет все.
По прошествии времени осознание необходимости понести наказание рассеивает все иллюзии (он попросту ставит себя на место родителей погибшего ребенка). К сожалению, поздно: первая фигурка домино упала, а далее — необратимый процесс… Попробуйте подумать, как бы вы поступили на месте каждого из сотрудников того отдела внутренних дел без возможности влияния на остальных.
Главный герой отчаянно хочет вернуться на белую сторону, признаться в преступлении, предстать перед судом и получить заслуженное наказание. Но назад дороги нет! Единственная дверь, которая способна пропустить его дальше, откроется только после тяжелейшего выбора.
Представьте теперь, что в вашей реальности теоретически возможна такая ситуация, когда вы предстанете перед подобным выбором.
7 из 10
5 января 2019
Нужно ли современной индустрии и зрителю такое кино? Ответ становится совершенно очевидным, когда сюжет картины про майора полиции, сбившего ребёнка, начинает набирать интенсивность. Быков превращает, в общем то, вполне реальную ситуацию, во что-то переходящее все мыслимые человеческие границы морали.
Такое кино нужно. Нужно, как крепкая отцовская пощёчина загулявшей дочери (в роли последней выступает оценивающая публика). Юрий Анатольевич, словно мастеровитый хирург, оперирует смыслами и словами, продолжая тянуть линию своей предыдущей работы «Жить» и задавать людям риторические вопросы, ответы на которые, не то чтобы не нужны, а сложны для стороннего восприятия.
И ведь все все прекрасно понимают. Понимают и чувствуют. От того и появляется страх с последующим защитным механизмом осуждения — «режиссёр фаталист», «всё приукрашено», «провокатор» и др. Честным быть всегда сложно, тем более, когда это касается себя самого. Быков же (в творчестве которого чувствуется весомый отпечаток Алексея Балабанова) преуспел на этом поприще более прочих: прогнившие социальные институты, душевные терзания персонажей на уровне мировых литературных драм, качественная игра актёров. Об этом уже сказано многими, но что более важно — реальность бывает куда страшнее (может быть не так «нуарно», как в фильме, но все же), а местами излишняя художественность лишь намекает на то, что, в общем то, один глупый человеческий поступок способен изменить жизни десятков людей.
8 из 10
1 января 2019
Часто встречается в отзывах: какой-то майор не достоверный, не верю я в его раскаяние… Человеческое сознание пытается упростить окружающий мир и привести его в систему: плохой герой должен быть плохим, хороший — хорошим, если уж раскаялся — то раскаялся, а не метается туда-сюда. Но в жизни все не так. Ступая на территорию неизведанного, человек начинает сомневаться, ошибаться, пересматривать свою систему ценностей.
На мой взгляд главная заслуга Быкова в том, что он не идет на поводу у «ленивого» зрителя, укладывая своих персонажи в прокрустово ложе классических типажей. Персонажи у него живые люди. Они сложные. И когда сложные люди попадают в сложные обстоятельств — это и есть самое интересное в кино. Майор — это очень классный пример такого персонажа, мастерски прорисованный Быковым.
С одной стороны мы, конечно, понимаем, что майор, что называется «в обойме», то есть он отлично знает про грехи своих соратников и подчиненных и закрывает на это глаза, думаю, списывая все на систему, да и за ним самим скорее всего такие грешки тоже водятся. Но при этом, он ловит преступников, и делает это грамотно и самоотверженно (про 2 дырки в фильме говорится, а по сюжету фильма видно, что он прирожденный руководитель и очень профессиональный опер), он верен своему слову и товарищам (это мы слышим от гаишника в конце фильма), он любящий муж и скорее всего стал бы прекрасным отцом, и главное, до событий, описанных в фильме, он был уверен, что у него есть красная черта. От себя добавлю: весьма вероятно, что он с детства мечтал стать милиционером, начал карьеру с самых низов, прошел каждую ступеньку и благодаря своим реальным заслугам, а не связям занял такую высокую должность (потому что немного профессионалов нужно даже в самой коррумпированной и прогнившей системе). И я думаю, что сам майор считал себя человеком скорее хорошим, полагая, что пользы он приносит людям больше чем вреда.
И вот жизнь ставит этого, вообщем то неплохого человека, перед выборами — один страшнее другого. И по всем, вставшим перед ним вопросам, нет хороших решений. До последнего главный герой держится за свою красную черту. Но оказывается, что и в отношении нее он ошибается.
Кино очень тяжелое. Забавно, что кто-то из комментаторов назвал главного героя «тряпкой». Об этом легко говорить, сидя на диване и хрумкая попкорн. Но, в реальности, перед такими сложными выборами встает одним из миллиона, а майор пытается до самого конца оставаться собой. Я бы даже сказал, что майор герой. Но в схватке с жизнью он проиграл.
И вот в чем вопрос. Если задуматься, разве не мы (общество) создали этот ад для майора. Ведь где-нибудь в Германии ему бы даже в голову не пришло, что в такой ситуации он может уйти от ответственности. Он бы просто сидел на обочине и ждал приезда ГАИ (или, как оно у них называется). А мы допустили формирование такой системы, при которой так легко можно «отмазаться». И в Германии полицейский не будет так боятся, что если он сядет в тюрьму, его жена с маленьким ребенком останутся без куска хлеба. Разве это не мы загнали майора в тупик, в котором повесили огромную табличку «выход там». Майор, конечно, виноват, но ровно в той же мере, как и каждый из нас.
И хотелось бы, конечно, сказать, что все показанное в фильме, не может произойти в реальности. Но те же события в Кущевке показывают, что в реальности все может быть гораздо страшнее и циничнее.
5 августа 2018
Попытка сыграть на страхе тех у кого пистолета нет перед теми, у кого он есть, точнее, теми, кому держава выдала этот пистолет. Фильм о монстрах, порожденных системой полицейского государства — тем самым он отсылает к «Груз-200». Боязнь силовых структур близка большинству, т. к. совесть мало у кого действительно чиста, люди боятся расплаты за свои грехи.
Снято мрачно, в зимнюю пору — так лучше передается холод человеческих душ и сердец, холод расчетов и холод безнадежности.
Хорошо прописаны диалоги, актеры играю очень натурально. Местами не хватает воздуха в груди для переживания происходящего на экране. Но! До определенного момента воспринимается так очень близко и животрепещуще. Точнее, до брошенной в стену чашки. Дальше «чернуха ради чернухи». Трешня. Ненужные действия и диалоги, мало похожие на правду.
«Ты бы своего сдала?» — лейтмотив всего фильма.
В противовесе смысла и трешни выбор пал на последнее. Глубинный посыл, вероятно, имевший место быть, затерт.
Тяжело смотреть новости в формате фильма. Да и незачем. Концовка фильма ни к чему не обязывает, кто прав — кто виноват, с точки зрения автора — не ясно, да и не впору уехать подальше от такой «реальности», где даже в фильмах справедливостью не пахнет. Мысленно продолжив сюжет фильма — все остается на своих местах, кроме пострадавшей семьи. А в чем тогда посыл?
Может, если бы не события реальной жизни, то и фильм проще бы воспринимался.
28 июля 2018
Желание Быкова вскрывать социальные язвы заслуживает у меня уважение. Мало в наше время честных перед собой и тем более перед зрителем режиссеров способных работать за идею, а не только за кусок хлеба. Что впрочем закономерно, переход от постоянной нужды к материальному достатку и от крепостного права к весьма условной, но все же демократии не мог не сказаться на обществе. Дорвавшись до благополучной жизни многие готовы пожертвовать не только совестью, чтобы не растерять полученное. В таких ситуациях люди не редко превращаются в животных, которым чужды морально-этические принципы развитых личностей. Для меня «Майор» в большей степени именно об этом.
К сожалению картина получилась недоработанная и угловатая, в некоторых моментах создается впечатление что пленку будто перематывают, настолько быстро и незаконченно сменяются эпизоды. Вероятно Быков был очень стеснен в средствах, потому что подбор актеров тоже вызывает много вопросов, меньше всего претензий в этом отношении пожалуй к самому Быкову и Борису Невзорову. Главный герой, наряду с матерю и отцом ребенка во многих сценах смотрятся неубедительно и слабо. Здесь не нельзя не отметить, что задача перед режиссером в подборе актеров стояла отнюдь не тривиальная, найти подходящих по образу людей, которые смогли бы показать на экране душевные переживания и страдания сообразно ситуации, очень сложно и отчасти в этом есть недочеты сценария.
Возможно после следующей работы Юрия Быкова «Дурак», которую мне представилось увидеть первой «Майор» особенно изобилует недочетами, однако вместе с тем заметен рост Быкова как режиссера. Думаю, что ему еще многому предстоит научится, но уже сейчас это один из немногих режиссеров в России которые достойны уважения.
16 мая 2018
Первый раз посмотрел это в 2013-м. Впечатлился. Сейчас решил освежить в памяти и опешил. Раздирают смешанные чувства. Как зло и космически бесчеловечно. И игра актёров, и идея, и лихие повороты сценария. Даже придурковатый саундтрек из трёх аккордов на копеечной аппаратуре зашёл отлично. Блеск! Но есть одно «но», которое не даёт поставить 10 из 10.
Если не сказать больше — портит все и на корню. Если, конечно, придавать этому значение. А именно сценарий. Как я понимаю, «Майор» это драма. Без элементов фантастики. А значит 100% реализм. Но именно данный сценарий превращает картину не просто в выдумку, а в то чего не может быть. Даже студентам, которые хотят стать сценаристами, достоверно известно: любое событие в кадре должно быть оправдано логикой и объяснено зрителю. Иначе можно вообще не учиться и снимать фильмы на основе собственных снов или обрывков фантазий. Только получится белиберда. И никто смотреть не будет.
Залог хорошего сценария не только в неожиданных поворотах (это само собой), но в первую очередь в понятности действий героев. Каждый герой совершая тот или иной поступок должен чем-то руководствоваться. У него должна быть мотивация поступить именно так. А тут 2 часа отборной небывальщины. Картина «Майор» неправдоподобна, потому что не могла произойти в России. Да вообще нигде не могла произойти.
Мент сбил ребёнка? Сел бы. Понятно, что получил бы ниже нижнего и режим «мягче только дома». Но никто из коллег не стал бы городить огород из кучи трупов. Меня поразило, с какой легкостью сотрудники минусуют лишних персонажей. С учётом того, что за потерю патрона можно потерять работу в органах, никто не стал бы устраивать кровавую баню.
Чем больше трупов, тем больше улик. Если прятать, то все. Всплывет один — хана всем. А первый, как известно даже из трейлера (не спойлерю я), официально уехал в морг. Поражает с каким упорством начальство отдела (должны же соображать) на протяжении всей картины «поднимает себе с пола» все больше и больше неприятностей, и откровенно накручивают себе срок.
Ещё более нелепо выглядят кульбиты главного героя. Он мечется между скотом и обычным человеком. Туда-сюда, туда-сюда. И нет ему горемыке-оборотню покоя. Особенно доставило последнее перевоплощение. Его, опытного опера, или следака, или кто он там, взяли на понт как 14-летнюю девочку.
В общем, говоря о реализме… если филатовский стрелец Федот принёс бы эту картину царю, он бы полностью удовлетворил его требования.
Исхитрись-ка мне добыть
То-Чаво-Не-Может-Быть!
Запиши себе названье,
Чтобы в спешке не забыть! (с)
Если максимально абстрагироваться от олигофренической мотивации героев фильм получился шедевральный. И завязка, и развитие и концовка — блеск. Фантастическое все, но прекрасно выполненное.
Отдельно хочется сказать Быкову за исполненную роль. Коршунов вызывает бурю эмоций. Только ради отстрела таких уродов у нас в стране нужно легализовать огнестрельное оружие.
Вообще все работы Быкова, как режиссера, мне очень по вкусу. Сильно, зло, безисходно. И ведь он такой молодой. Значит впереди должно быть много замечательных фильмов. С нетерпением потираю руки.
7 из 10
20 марта 2018
Нужно было знакомиться с этой лентой до того, как познакомился с личностью Быкова, это очевидно. Ибо было бы загадкой её состояние, стратегия её развития, действующие лица. Больно режиссёру, ещё как больно, но нарциссизм спасителя земли русской уже из-под земли струится. И он даже в неком смысле правильный и праведный — что в речах, что в кино. Множество вопросов, «а как», «а что», и попытки ответов, среди которых главным всё равно остаётся сомнение.
Главный её успех, безусловно, в том, что российское кино подобного типа смотрится безумно легко и не вызывает негатива ни в одном из эпизодов. Снег закрывает российской серо-бетонное убожество, отделение полиции смотрится как огромный притон сил зла и мерзости, который может состоять только из обшарпанных стен и отталкивающего света, российские дороги и деревни с заводами на дальнем плане способны если не возбуждать, то приводить в эстетическое удовольствие.
Вторым по очереди успехом фильма выглядит его эмоциональная составляющая. У режиссёра, прежде всего, получилось создать мужской компанейский характер, большую общину людей, заинтересованных в общем деле и подверженных общим идеалам. Как и персонажи, пытающиеся спасти общую шкуру порока и отвращения, актёры стоят друг за друга, им не приходится играть чужеродных мастей, они выглядят сплоченными на этапе создания фильма.
Конечно, финальная развязка фильма вызывает и долго будет вызывать вопросы по своей необходимости, завершённости, плавности по размерности с повествованием, и, прежде всего для русского зрителя, гуманистической направленности. Может ли предложение понять для себя, как поступить в подобной ситуации, если она произойдёт персонально с тобой, являться ответом на все поставленные вопросы? Кажется, что Быков сам для себя не решил, как правильно и есть ли у этой правильности черта. Показать, что у чёрного нет возможности стать белым — это лишь одна глава, предельно рассекреченная в этой ленте. Глава же вторая, как поступать самому, при кажущейся очевидности вопроса, так и не раскрывает свой ответ, предлагая возможность сомневаться.
Наряду с этим, Быков оказывается хорош как визуализатор. Конечно, снимать и сниматься тяжело, мотивами такого решения Быков может с успехом оперировать на своих лекциях и публичных выступлениях, однако такого маниакального кружения камеры вокруг героев я не видел давно. Так же как и сокрытия под снегом неприглядной русской действительности, которую, к слову Быков искренне любит и не боится демонстрировать. Схождение этих факторов для меня определяет откровенно положительный исход и только утверждает во мнении, что «Майор» непримиримо лёгок к своей довольно тяжёлой, драматической основе.
Имеет ли фильм отношение к реальности? Не думаю, что он должен. Гипертрофированность мрази, иным образом отсутствие светлого на фоне тех же снежных покровов, прекрасно демонстрирует грань мира, которая является для нас с вами запретной, но в которой, по сути, нет ничего чрезмерного, нет никаких препятствий, через который пришлось бы переступать. Гибнут невинные, гибнут виноватые, гибнут те, кто остаётся в живых, из чего видно, что у судьбы нет выхода.
Только если ты недавно появился на свет.
17 марта 2018
Первая моя рецензия на Кинопоиске: прочитав отрицательные отзывы на данный фильм, не могла не вставить свои пять копеек.
В традиции российского кинематографа завершать фильм «открытой» концовкой. Рядового зрителя, взрощенного на очень типичном кино со вступлением, развязкой, кульминацией и однозначном завершении, подобные творения ставят в тупик. Признаюсь, меня тоже иногда это раздражает (например, Нелюбовь Звягинцева), однако здесь подобный финал очень к месту.
Замысел «Майора» не в том, чтобы развлечь публику, а в том, чтобы вскрыть «раны» российского коррупционного уклада. И пусть они вскрывались до этого фильма и еще много раз после, кино это однозначно стоит посмотреть.
Сюжет развернут вокруг истории ДТП и всех «повязанных» в ней чиновников. Лента и заканчивается развязкой именно этой сюжетной линии. Мы видим, что зло все равно восторжествовало и справедливость побеждает далеко не всегда. Однако есть небольшой просвет, а именно дружеский жест Коршунова в конце фильма, значит, что-то человеческое в отрицательном герое все-таки осталось. Историю фильма венчает мрачный финал, который зритель должен осознать сам: череда бессмысленного насилия, смертей, клановости власти и маловажности обычного человека. Удалось ли майору укрыться и воссоединиться с семьей — уже другая история. Сценарий можно было бы дописать и дать майору уйти или наоборот поймать его, но тогда фильм не был бы таким потрясающим и пронзительным.
В завершение добавлю, что Быкову удалось не только хорошо снять фильм, но и убедительно сыграть в нем роль.
7 из 10
11 марта 2018
Сразу начну с конца. До последних 5—10 минут фильма на эмоциях в голове зрела оценка 9/10… Концовка испортила все. Быков, сказав «А» не сказал «Б» и слил все в неизвестность, по принципу «ну а дальше фиг его знает что снимать… сами додумаете». И это портит весь фильм, это заставляет подумать что автор фильма снимал сам не зная что снимает и что он этим фильмом хотел сказать.
И вот досмотрев до конца этот не доснятый фильм, я вдруг увидел, что на самом деле и фильма-то нет. Есть набор клише о «ментах», есть сказка о том какие у нас «менты» плохие, есть мифология и беспределе ментовском и вседозволенности власти.
Есть ли в стране оборотни в погонах? Конечно же есть, они есть везде где есть человек, законно носящий оружие и имеющий право его применять. Происходят ли преступления с участием работников силовых структур? Да, и не только у нас но и во всем мире в большей или меньшей степени.
Только мне кажется эти преступления имеют цель, логику, план, методы реализации и конечный итог. В фильме нет ничего из вышеперечисленного и не только потому что завязка произошла из-за незапланированного ДТП, несчастного случая.
Как поступили бы «оборотни в погонах» в реальности? Да так как сказал герой Быкова — убили бы тетку, закопали бы обоих в ближнем лесочке и до весны… И ВСЕ! И не было бы фильма. Но зачем-то Быков перевел криминальную драму в жанр трагифарса с бредовыми поступками, с немотивированными действиями и с абсолютно не вытекающими из этих действий последствиями. А это уже совсем иной фильм с иным его послевкусием. В «Дураке» оно было, тут нет…
Потому что нет концовки, ибо трагифарс без концовки это бред…
Ставлю 6/10… Оценка отрицательная.
28 января 2018
Отзыв написан 27 августа 2014 года. Один из первых отзывов.
В фильме поднимается очень острая глобальная тема того, что всякие богатеи и правоохранительные органы могут легко задавить человека и нечего за это им не будет. Так вот, фильм «Майор» раскрывает всю эту проблему, так сказать, в другом цвете. Персонажи разные, у каждого свой характер, сам Майор очень странный человек. Актёры, можно сказать, молодцы, хоть и известных было мало. По мне, фильм очень тяжелый и очень интересный, но чего-то не достаёт. Ну не могут полицейские до такого докатится, да, у них свои правила и дела, но всё равно. Постоянно играл один и тот же саундтрек, в начале это было круто, но потом очень бесило, к слову, музыка красивая.
Главного героя можно понять, и в определенный момент ты за него переживаешь. Так же хочу выделить операторскую работу, и знаете что, в этом фильме меня не бесила трясущаяся камера, а наоборот был хорош эффект присутствия. Всё в этом фильме хорошо, если бы не концовка, такое ощущение, что сценарист писал-писал, и ему надоело, и он решил закончить обычно и легко. Но несмотря на некоторые недостатки, фильм отличный, и это настоящее сокровище в российском кинематографе, и я всем рекомендую это кино, так как там есть и очень хорошая мораль, и актеры отличные, и сюжет интересен.
21 декабря 2017
Специфика фильмов Юрия Быкова заключается в том, что он всякий раз ставит своих персонажей перед сложным моральным выбором. Ему удается не идеализировать ни одного из них, но последовательно наделять каждого героя сильным характером, яркими положительными и отрицательными чертами. В результате сюжет развивается совершенно непредсказуемым образом, а дать оценку действующим лицам практически невозможно. Это очень интересно!
Вообще фильм получился довольно реалистичным, несмотря на то, что иногда некоторые действия персонажей пересекают область фантастики, кажутся несколько надуманными, но на то и художественное пространство, чтобы позволять людям делать то, что они бы никогда не сделали в реальной жизни, и наблюдать за тем, как это влияет на развитие действия.
Неплохая игра актеров, одно сказать можно точно — они не переигрывают. Иногда несколько не хватает более явного проявления эмоций, но не исключено, что скупость тоже выступает самостоятельным эстетическим эффектом, гармонируя с однообразными зимними пейзажами.
Одним словом, это очень интересный, глубокий и проблематичный фильм, предоставляющий огромное количество пищи для ума.
1 октября 2017
Узнал о Юрии Быкове совсем недавно и сразу захотел ознакомиться с его творчеством. Решил я начать с 2-ух фильмов. Это фильм «Майор» и фильм «Дурак». Но сейчас подробнее о фильме «Майор». Сразу хочется сказать, что фильмы Быкова не для всех. Людям, которые смотрят фильмы для того, что бы словить «прикол» этот фильм не будет по душе. А вот тем, кто хочет задуматься о жизни советую данный фильм.
С самого начала фильма происходит хардкор. И продолжается он до конца всего фильма, держа нас (зрителей) в напряжении. Смотря этот фильм советую ставить себя на место героев и думать, что бы сделал ты в данной ситуации, т. к. когда вы смотрите этот фильм вы думаете: «О боже, как он, она, они могли так поступить?!» А когда же вы поставите себя на его место (ну или же её, их, неважно), то будете думать совсем по-другому. В фильме очень грамотно построены диалоги. В нужном месте для полноты картины вставляется мат, который ничуть не портит диалоги, а наоборот, придаёт им изюминку. Герои фильма исполняют свои роли великолепно. Хотелось бы так же сказать про то, что мне не совсем понравилась концовка фильма, как мне кажется она (концовка) была раскрыта не до конца. Но это лишь моё личное мнение.
Подводя итог хочется сказать, что фильм не для всех и требует вдумчивости от зрителя.
9 из 10
11 июля 2017
Майор Соболев спешит к жене, которая рожает и по дороге сбивает 7-летнего ребёнка. Его сослуживцы пытаются его прикрыть, но ситуация выходит из-под контроля…
Юрий Быков не особо прогремел со своим дебютом «Жить», но обратил на себя внимание сравнительно редкой темой морального выбора в жанре криминальной драмы. И хотя сам режиссёр не видит серьёзной связи с творчеством Алексея Балабанова, но она ощущается. И не только в жанре. «Майор» видится почти близнецом к балабановскому «Грузу 200». Правда, Быков, хоть и радикал, но менее метафоричен и жесток, чем Алексей Октябринович. Балабанов ваяет архетипы интеллигента, русского мечтателя-народника, мента-маньяка, полуневинной жертвы и прочих… Его молодой коллега предпочитает разрабатывать реализм, пусть и не лишенный гиперболы. На одной из встреч со зрителями Быков справедливо говорил, что его фильмы — не чёрно-белые и потому однозначно отрицательные персонажи там не встречаются. А выбор для его героев таков, что любого способен превратить в животное…
Самое интересное, что менты-беспредельщики, действительно, нормальные люди — пацана не вернешь, а неприятностей всему отделу не оберешься… Кто с этим не сталкивался у себя на службе, особенно на государственной? Другое дело, что режиссёр максимально провоцирует ситуацию и зрителя. Но каждый ли способен поступить иначе, чем майор?
И ситуация выбора, постепенно становящегося моральным, усугубляется ещё и тем, что чем дальше, тем больше требуется воли не просто отказаться от нечестивости, но ещё и добавить воли к отстаиванию ее силой… Потому что человек оказывается лицом к лицу не только со своей совестью, но и с системой, которой понятие «совесть`вообще не свойственно.
Быков ещё замечает, что его собственный герой (Коршунов) не беспринципное существо, стремящееся только к выживанию и упивающееся властью, а человек с определённой системой представлений, зовущейся корпоративным сознанием. Ментовское братство, преданное Соболевым, для него — не пустой звук.
Для кого-то проблема будет обозначена беззаконием власти. Но, думается, что заложена не только эта мысль — дело в непростой системе понятий (в смысле «по понятиям»), охватившей власть и общество. Съехавший с катушек отец ребёнка — тоже ведь не в законе, а в представлениях, и весьма своеобразных, о хорошем и плохом, в которых сила (насилие), [брат], — ключевой элемент. В условной Америке это была бы судебная драма, а в безусловном русском случае — разборка.
Конечно, это фильм о власти, для которой пределы и закон должны существовать, но и о совести, и о методах «ковки» справедливости и о сложности нашего сознания, в котором человеческая жизнь и ценность справедливости явно жиже, чем «моя милиция, которая себя бережет».
p.s. Кино хоть и авторское, проблемное, но и зрительское, увлекательное… Но вряд ли этот злой и напористый поиск правды можно назвать развлечением
11 июля 2017