Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Излечить страх |
год: | 2013 |
страны: |
Украина,
Беларусь
|
режиссер: | Александр Пархоменко |
продюсер: | Олег Сытник |
видеооператор: | Сергей Рябец |
композиторы: | Вадим Борисенко, Геннадий Пугачев |
художник: | Сергей Бржестовский |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $95 080 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Фильм режиссёра Александра Пархоменко «Излечить страх». Если смотреть на наш отечественный кинематограф (этот белорусско-украинский фильм я причисляю к «нашим»), то возникает чувство, что этот фильм появился в нём каким-то чудом. Ведь подобных биографических фильмов сейчас нет. Большие экраны заполонило совсем другое кино с совсем другими «героями».
Удивительная жизнь человека, практически нашего современника, и при этом — Святого.
Советский врач, талантливейший хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий и он же — архиепископ Симферопольский и Крымский, причисленный Украинской православной церковью к лику святых и канонизированный Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Полная тяжелейших испытаний судьба и выбор, сделанный во благо людям. История человека на фоне истории страны. Поразило, что будучи ещё юношей, Войно-Ясенецкий выбрал для себя не поприще художника, к чему лежала его душа, а медицину, поскольку именно эта сфера деятельности, по его мнению, могла принести наибольшую пользу другим людям. Современной молодёжи, выбирающей сферу деятельности, исходя из совсем других критериев, наверное, этого не понять… Также поразительный факт, что безвинно осуждённый и отбывающий сибирскую ссылку Лука, узнав о начале Великой Отечественной войны отправляет телеграмму Калинину:
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку». «Готов вернуться в ссылку!» Смотришь фильм и понимаешь, какой любовью к людям, к своей Родине, великим искренним желанием быть полезным, облегчать страдания народа, полно сердце этого человека, над которым так измывалась своя же страна!
Вообще, на мой взгляд, фильм «Излечить страх», в первую очередь, о сильном духом, мужественном, высоконравственном и благородном человеке, сделавшим свой жизненный выбор в тяжелейших исторических условиях. Всю жизнь, невзирая на физические и духовные испытания, он твёрдо следовал своим принципам и высшим идеалам, своей вере. Как хирург он исцелял тела, а как духовный пастырь — души окружающих его людей. И картина в полной мере отражает это.
В фильме сильные актёрские работы Виталия Безрукова и Андрея Саминина воплотивших образ Луки в разные периоды его жизни, а также Екатерины Гусевой, сыгравшей его жену. Ещё хотелось бы отметить Викторию Малекторович (сестра милосердия Софья Сергеевна) и Алексея Шевченкова (проессор Михайловский). В картине очень много эмоциональных сцен, когда невозможно удержаться от слёз, сцен, вызывающих настоящее потрясение.
Вообще, при просмотре картины ты проникаешься огромным уважением к этому Человеку (именно так, с большой буквы) за его исключительную самоотверженность как в профессиональной, врачебной практике, так и в его духовной жизни. За мужественное смирение, с которым он принимал и преодолевал все страдания и тяготы, и, конечно, за добро и любовь, которые он нёс в этот мир и дарил людям. И продолжает дарить.
20 февраля 2020
Когда вышел этот фильм я была весьма рада, что решили снять фильм про святителя Луку, который жил-то, можно сказать совсем недавно и в такие времена, когда ослабела вера и пришли гонения и войны.
Прежде всего эта картина напоминает зрителю, что святые и просто очень хорошие люди всегда среди нас и В НАС. Не в далеких веках, не в монастырях и даже порой не в храмах, а здесь и сейчас. Лука ведь просто обычный труженик, который старался работать на совесть и на пользу людям. Сделав один выбор, в частности пойдя работать хирургом, ему выпал следующий и следующий, в конце концов живя честно и самоотверженно (отрекшись от себя совершенно) Лука духовно возрос и его уже не тревожили мысли такого порядка» А что со мной будет?», теперь святой врач заботился лишь о ближнем и жил полной жизнью, ибо как жить не помогая тем кто рядом?
Я думаю, что фильм хорошо передал этот душевный надрыв, когда все на пределе но человек все равно старается идти своим путем невзирая на всю жестокость мира.
Хороший прием выбрали создатели, когда перемешали прошлое с будущем. Воспоминания Луки будто ожили и заставили сопереживать и переосмысливать свою жизнь молодого юноши рядом с ним.
По части музыки тоже все отлично, если бы только, порой музыкальный фон не перемешивался с речью персонажей из-за чего восприятие несколько ослабевало, но это не слишком значительный аргумент.
Визуальное исполнение тоже чуть подкачало из-за обилия затемненных сцен.
Но несмотря на эти последние недостатки я получила то что хотела: Сильное, живое кино о реальной жизни, реального человека.
Спасибо всем кто работал над картиной.
Вдохновляет.
9 из 10
24 октября 2016
Идея фильма заключается не в том, чтобы изобразить видео-версию жития архиепископа Луки Войно-Ясененского. В этом плане, конечно, много к чему можно придраться и осудить. Но в этом фильме и не было такой цели, насколько я понял. Поэтому нет смысла рассматривать его в таком ракурсе.
Это фильм о большой, искренней, честной и настоящей вере, которую не сломить тяжелыми временами и испытаниями. Фильм о настоящей вере православной, отраженной в жизни не так давно жившего с нами, Человека (наверняка еще живы некоторые люди, которым доводилось общаться со святителем Лукой).
В фильме показаны основы веры христианской «в деле». Не пустые звуки сказанные и забытые, или слова, написанные на бумаге, но именно прожитые… воплощенные в жизни реального человека: Бог есть Любовь; Бог любит всех людей и ждет их покаяния и исправления (поэтому Христос учит любить и молиться даже о врагах своих, как и сам молился за тех, кто Его распинал: «Прости им, ибо не ведают что творят»); с Богом ты везде не один; жизнь в этом мире временна, но человек продолжает жить в вечности.
Чувствуется, что создатели фильма подошли к этому вопросу ответственно, с благоговением, и любовью. Это чувствуется и принимается сердцем. Здесь не чувствуется погони за наживой, наградами, но чувствуется искренность.
Огрехи присутствуют, но ничего идеального не бывает.
10 из 10
24 января 2016
Начну с плюсов.
Прекрасная идея фильма. Пожалуй, это тот редкий случай, когда хотелось, чтобы был больше хронометраж. Сильная игра главных актеров. На мой взгляд, именно актерская игра и идея фильма вытянули всю картину.
Очень бы хотелось поставить максимальную оценку, но..
Явно не хватило более детального развития каждого показанного события. Осталось впечатление очень большого трейлера. Все представлено достаточно конспективно: допросы, беседы, отправка в ссылку, врачебная деятельность в ссылке и на фронте. Было ощущение, что основное количество материала попытались уместить в заданное эфирное время. А жаль, все таки святитель Лука не в 13 веке жил и мы имеем достаточно источников о его биографии.
Разочаровала операторская работа: многие сцены сняты в плохом освещении, либо явно выбран неудачный ракурс. Но, повторюсь — все это зритель готов простить за саму идею фильма, так про святителя Луку можно смотреть и читать бесконечно. Жаль, что не показали момент похорон святителя, когда съехалась вся Россия и власти ничего не могли сделать против народного почитания. Конечно, кадр с улетающим голубем тоже неплох, но, думаю, что именно масштаб прощальной процессии произвел бы большее впечатление.
Тем не менее, фильм смотрелся с большим интересом и оставил светлое впечатление.
8 из 10
13 июля 2015
Фильм, снятый два года назад, проколесивший полпланеты, наконец-то добрался и до нас. За эти два года мало того, что фильм сменил название, так его еще и запретили для проката на Украине.
Жизнь святителя, со всеми лишениями, со всем горем, со всеми смертями, со всеми достижениями, со всей радостью, можно ли уместить в 110 минут экранного времени? И вообще — можно ли показать доступными средствами, что такое — святость, как стают святыми?
У китайцев есть восхитительная поговорка про время перемен. Именно такими временами проверяется человек и то, что в человеке. Сейчас такие времена. И сто лет назад были такие времена. Менялись границы государств, ломались судьбы людей. Как в бурлящем потоке, наверх выносилось и поднималось не самое лучшее (вот как и сейчас на Украине), а порой худшее из худшего — и из людей и в самих людях.
Несостоявшийся врач, ставший священником, вдруг предает Бога и уходит прочь.
Врач, хирург с уже состоявшимся именем вдруг становится священником, а потом епископом. И это не переставая заниматься хирургией.
Тяжелым был путь будущего святителя — не к вере, к Богу. К Служению.
Почему-то говоря об этом пути (взять хотя бы аннотацию к фильму), говорят о том, что внезапно умерла его жена, которую он не мог вылечить и вроде бы как это стало толчком, приведшим на Путь. Нет. Валентин Феликсович с детства был избран Богом для Своего служения. Чтобы это понять, достаточно ознакомиться с житием святителя или, что еще лучше, с его автобиографией, по которой и был снят фильм. «Я возлюбил страдание…»
Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии.
Бог вел будущего святителя всю его жизнь. Выбирая между рисованием и спасением жизней, он выбирает профессию врача. Выбирая между отчаянием после смерти жены и принятием произошедшего как промысла Божьего («да будет воля Твоя»), он выбирает движение вперед и, поручив детей другу семьи, продолжает трудиться. Выбирая между отречением и восхождением на Крест, он выбирает Крест.
Работа должна выглядеть, как бриллиант, куда его ни повернешь, он блестит.
Святитель и стал бриллиантом. Арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. Около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск… Все это не могло не закалить и не очистить его.
В фильме вся жизнь святителя показана урывками, словно нитками, вырванными из общего полотна. Не зная о святителе ничего, так ничего из фильма и не узнаешь. К сожалению, мало мы узнаем о детях, которых воспитывала Софья Сергеевна, о самой Софье Сергеевне (показанное в фильме мне почему-то показалось пошлым)…
Лично меня порадовало известие о том, что вскоре выйдет сериал, в котором личность святителя раскроется более полно. Потому что не хочется, чтобы люди, далекие от веры, от Бога, просмотрев фильм, спросили: и к чему это все? А такой вопрос даже у меня мелькал в голове. Потому что на фоне не очень внятной игры актеров, рванности сюжета, хочется увидеть ЖИЗНЬ. Жизнь святого человека.
26 июня 2015
В первый день после просмотра я думала, что буду всем своим друзьям и знакомым говорить, чтобы посмотрели этот фильм, просить, убеждать: «Посмотрите обязательно! Это великий фильм!»
Прошли дни, а я продолжаю думать об этом фильме. Размышляю, проживаю снова и снова. Он меня не отпускает, он тревожит мой ум, мое сердце и все струны моей души.
Я не буду рекомендовать его просмотру. Этот фильм не для всех. Около четверти зала ушло после 30—40 минут просмотра.
Не смотрите, если вы не в состоянии пережить вид крови, кадры из операционной хирурга, страдания, человеческую подлость, тяжелые испытания и смерть. Скорее всего, вам будет больно, вы не сможете сдержать слез. И не важно, мужчина вы или женщина. Плакали все. А когда фильм уже закончится, вы будете смотреть титры, и продолжать сидеть в зале, смотря на пустой экран, не в силах встать. Вам потребуется некоторое время, чтобы вернуться к привычной жизни. И, возможно, вернуться вы уже не сможете — ваш Мир уже не будет прежним. Если вы не верили в Бога — вы усомнитесь в своих убеждениях. Если в вас уже живет Вера — она обязательно укрепится.
Для меня этот фильм оказался, прежде всего, об Истинной Вере, о том, какая Великая Судьба может быть прожита человеком, если в его сердце живет Бог. О силе и слабости Духа. О чести и достоинстве, о русской интеллигенции, о любви Земной и Небесной. О принятии своей судьбы, без сожалений, упреков и жалости к себе и к другим. О том, как важно жить, не предавая себя. О милосердии, сострадании, о принятии и прощении.
10 из 10
13 мая 2015
Фильм повествует о жизни одного из самых почитаемых святых XX столетия Русской Православной Церкви — Святителе Луке (Войно-Ясеневском). В годы страшных гонений на Церковь в советской России, он будучи преуспевающим хирургом, но видя как закрываются и разоряются храмы, становится православным священником и милостью Божией очень быстро воздвигается в сан архиепископа.
Рассказанная в последние годы жизни, автобиография, к тому времени, уже слепого подвижника христианской веры, вряд ли, оставит кого равнодушным. Там где люди бывают скошены под корень, как трава, наш герой остается столпом христианской веры и доказывает всем, что Бог есть любовь. Он одинаково любит, как белого офицера, так и бывшего священника, который примкнув к большевикам заставляет его снять рясу и отказаться от веры.
Настоящее чудо то, что Валентин Феликсович (настоящее имя Святителя Луки) остался в живых, одевая медицинский халат поверх рясы священника, когда в его операционной висела икона, а в конце Великой Отечественной Войны он был еще и награжден Сталинской премией.
В картине великолепно показаны моменты истинной веры в Бога, когда человек оказывается в смертельной опасной ситуации, но при этом говорит, что самое страшное — это когда не можешь помочь другому.
Терпение архиепископа Луки и истинное упование на Бога дают нам настоящий пример человеческой твердости и высочайшей нравственности, очень важный для того, чтобы сохранить Человеческое лицо в современном мире.
8 из 10
12 мая 2015
Именно так бы я дополнил оригинальное название данной картины Александра Пархоменко.
Вернуться к Богу — есть нечто иное, как постоянное следствие всей жизни, когда позабыв о совести и морали, мы в очередной раз падаем и падаем, отворачиваясь тем самым от Него, в то время, как Он ждет от нас возвращение в свои объятья.
Так и в этой картине, нам представлено суровое падение русского человека в роковой час истории нашей страны, где упасть пришлось всем, а вот подняться не каждому.
Если же вернуться к художественно-изобразительному аспекту, надо отметить достаточно простой и легкий по восприятию подход повествования жизни главного Героя через призму времени. С другой стороны, здесь это выглядит как нельзя кстати, образуя тем самым единую философскую идею, сопоставляя прошлое и настоящее. А уже зритель может взглянуть и в будущее, каждый сам.
Безусловно это не масштабный проект при поддержке Мин. Культа и т. п., да и пожалуй первая серьезная работа данного режиссера. Но я не могу сказать, что фильм не получился пресным или невыразительным как в операторской работе, как в звуковом сопровождении, вообще в технической стороне. Если честно, этот вопрос меня перестал волновать спустя 20 минут просмотра. Дальше тебя увлекает сам сюжет и работа актеров. А это, безусловно, сильная сторона фильма, как и само впечатление после просмотра.
Очень эффектным для меня был эпизод с распахиванием закрытого храма, и вновь, и вновь, несмотря на время, несмотря на испытания. Это по нашему! Именно этим уже все сказано — вернуться к Богу!
Поразительно, но при достаточно казалось бы слабой работе, лично для меня получился довольно таки добротный и весьма на уровне фильм.
Конечно же вспомнилось и само жизнеописание Святого, но картина хороша именно сама собой, включая все вышеперечисленное мною.
Спасибо за внимание, приятного просмотра и помоги вам Бог!
8 из 10
30 апреля 2015