Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Призраки Гойи |
английское название: |
Goya's Ghosts |
год: | 2006 |
страны: |
США,
Испания
|
слоган: | «Tell me what the truth is» |
режиссер: | Милош Форман |
сценаристы: | Милош Форман, Жан-Клод Каррьер |
продюсеры: | Марк Альбела, Денис О’Делл, Пол Заенц, Deme Naranjo, Сол Заенц |
видеооператор: | Хавьер Агирресаробе |
композитор: | Дэн Бауэр |
художники: | Патриция фон Бранденстайн, Хосе Мария Аларкон, Эдуардо Идальго мл., Ивонн Блейк, Эмилио Ардура |
монтаж: | Адам Бум |
жанры: | драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 50000000 |
Сборы в России: | $409 900 |
Сборы в США: | $1 000 626 |
Мировые сборы: | $9 448 082 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 ноября 2006 г. |
на DVD: | 14 августа 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Главный посыл фильма, по моему мнению,- это превратности судьбы, которую ты выбираешь, и непредсказуемость этого выбора.
Фильм, ставящий вопросы, заставляющий думать, если вы готовы воспринять жизнь такой, какой она предстает в истории, без лишних прикрас и с жестким взглядом сквозь тебя.
Нельзя питать иллюзии — они опасны, как сон для разума, рождающий чудовищ, и на развеяние всяких из них, замечательно подходит эта картина.
Иллюзии верного пути, который мерещится за видимыми маяками, службы Церкви, государству, своему тихому семейному или свободному от нее счастью, встречают на своем пути в любой эпохе проверку на прочность.
Фильм не о конкретных людях, или времени, фильм о том, выборе который сделал бы ТЫ, товарищ зритель, в подобных условиях, и именно, то насколько близко проходит сквозь твое сердце герои картины, и настолько и подвергается серьезным думам твоя голова.
Фильм, суровый? Конечно, ведь его задача — не развлечение, а осмысление жизни и человека, а в этом вопросе без суровости и честности не обойтись.
А ответы на возникающие вопросы зритель, будет искать сам.
Кино — такое каким и должно быть, и воспринять его надо без привязки к тому, что слышали или читали, оно самобытное, живое и глубокое, просто не смотрите на него свысока, а так, как будто перед вами встают подобные и совсем не легкие перекрестки ВАШЕЙ жизни.
1 августа 2021
Мне очень понравился фильм вообще и как один из лучших фильмов о художниках- и образ великого Гойи здесь раскрыт несколько неожиданно, мы ведь совсем немного знаем о его последних годах…
Фильмы, книги о художниках как правило описывают их самые продуктивные годы, пик творчества, и вот вдруг в интерпретации Милоша Формана перед нами художник на стыке эпох, а потом и вовсе уже старый всеми забытый Гойя, глухой, но зоркий и внимательный к происходящему… именно благодаря его гениальным рисункам и гравюрам последних лет мы знаем о том что происходило в Испании начала 19, вернее не то что а то, как… Художник должен держать руку на пульсе времени, и Гойя безусловно был одним из тех кто умел видеть, понимать и глубоко чувствовать актуальность и здесь это показано буквально намеками- но красной лентой через весь фильм идут кадры с его зарисовками и работой над образами современников
Некоторые считают что он тоже был душевно больным- так сильны и даже страшны его работы. Но мы то теперь понимаем что не обязательно художник сошел с ума если он рисует ужасы и кровь- скорее это его отношение к миру… А Гойя как раз и жил в такое время когда борьба идей и войны порождали такой ужас, который как в зеркале отражался на лицах людей в работах Гойи… безусловно ему присуща гиперболизация, и это групповой портрет Испании. Он опередил время, был первым экспрессионистом еще до появления этого понятия, так же как Иероним Босх, картина которого есть в фильме, был сюрреалистом за 2 века до Дали и Миро… Сам сюжет безусловно сильный, я не буду повторять, я присоединяюсь к восторженным отзывам, Форман безусловно гениален, игра актеров и антураж все прекрасно… Но главным героем я все таки считаю Франсиско Гойю!
9 декабря 2017
Режиссёр Милош Форман наиболее известен благодаря своему культовому фильму «Пролетая над гнездом кукушки», за который Джек Николсон получил свой первый Оскар, и картине «Человек на Луне», где Джим Керри исполнил одну из своих лучших ролей. Эти фильмы можно назвать лучшими в карьере режиссёра, но есть один, который был незаслуженно забыт зрителями и полностью отвергнут критиками. И говорю я о картине 2006 года «Призраки Гойи».
Как можно понять из названия, фильм повествует о жизни великого художника Франциско Гойи (Стеллан Скарсгард). Но, на удивление, его нельзя назвать основным персонажем сюжета, так как главный герой здесь — время — то, что оно делает с людьми и куда может привести. Завязка в том, что муза художника, по имени Инесс (Натали Портман), была заключена в тюрьму по приказу испанской инквизиции. Франциско просит помощи у своего знакомого, брата Лоренцо (Хавьер Бардем), чтобы тот исправил положение и помог Инесс вернуться домой. На протяжении всего фильма нам показывают как меняются судьбы троих героев — Франциско, Инесс и Лоренцо.
Итак, почему время является главным героем фильма? Потому что именно обстоятельства определённого времени и влияют на всё происходящее здесь. Персонажи лишь жертвы жестокости происходящего. Гойя — художник, тот, кто может остановить момент и перенести его на полотно. Лоренцо — подчинённый суровой действительности, который действует только ради собственного блага, по своим желаниям и потребностям. Инесс же невинная жертва этого мира, в котором остались только «призраки».
Сюжет фильма интересен и необычен, и заставляет вновь задуматься насколько страшные люди жили и продолжают жить в нашем мире. Люди, прикрывающиеся церковью и «словом Божьим» для того, чтобы вершить свои тёмные дела. Но, что наиболее ужасно, так это то, что они не чувствуют себя виноватыми, ведь «действуют по канонам и выполняют Божью волю». Насколько же отвратительно то, что показано в картине очень ярко и реалистично.
Подобные мысли приводят нас к печальным, итогам — к сожалению, такие люди существуют. Существуют и те, кто готов изменять своей вере, взглядам и мировоззрению ради собственной выгоды. В фильме примером подобного человека является Лоренцо, который представляется мне своеобразным переосмыслением Клода Фролло из романа Виктора Гюго «Горбун из Нотр-Дама». Что Лоренцо, что Клод, старались оставаться верными Богу, но лишь одно обстоятельство помутило их разум — появление женщины. И все данные чувства были прекрасно показаны актёром Хавьером Бардемом. В определённый момент ты боишься его персонажа, но в конечном итоге презираешь. Он — волк, который гонится за добычей — он не остановится, пока не получит выгоду для самого себя.
Инесс — представитель той группы людей, которых всегда нужно защищать от «волков», их можно назвать «овечками». Она невинна и чиста, и лишь жестокое время делает с ней всё, что ему захочется. На протяжении фильма, она сильно меняется, и данное изменение было гениально сыграно моей любимой актрисой Натали Портман. В определённом смысле, это одна из её лучших ролей, так как за всю картину она показала три образа, и все были столь различны и необычны. Ведь показать девушку, невинно пострадавшую от времени и его жестоких порядков, сыграть её полнейшее перевоплощение, под силу не многим современным актрисам.
И наконец, Гойя. Франциско Гойя — творец, художник, который через картины показывает людям то, какими они являются на самом деле. Возможно это не их облик, но точно их души. Через свои работы он призывает их одуматься и измениться. Он, как художник, старается вдохновить людей, показывая их истинные лица. Любой ценой он будет защищать «овечек» от «волков», и пусть церковь дальше выступает против его работ, ведь ему не страшно показывать правду его времени.
Хотя, с тех пор мало что изменилось. До сих пор сильные угнетают слабых, а деятели искусства продолжают призывать людей одуматься. Но, к большому сожалению, как и всегда, к искусству прислушиваются в последний момент. Человек будет слушать и доверять политикам, церкви, но не своей душе и сердцу. Это отлично показано в картине «Призраки Гойи», так как никто практически не пытается понять суть картин Гойи. Почему у его людей такие страшные лица, почему они кажутся призраками? Потому что многие люди уже стали этими призраками, потеряв свою человечность и любовь в сердце.
Рассуждая обо всём этом, мы возвращаемся к самому фильму. И справедливо будет задать один важный вопрос — почему данный фильм не приглянулся зрителям и не понравился критикам. Возможно, многие стали придираться к некоторым поворотам сюжета, которые кажутся слишком простыми и удачно совпавшими. Но, честно сказать, для меня чувства и эмоции, которые я испытал во время просмотра, оказались сильнее логики и аналитического восприятия. Главное — идея фильма, его призыв одуматься и посмотреть на свою жизнь, на своё время, которое мало чем отличается от того, что показано в «Призраках Гойи». Люди до сих пор глупы и жестоки. Но, что мешает нам хотя-бы попробовать помочь этому миру? Возможно, так же как и Гойя, создавая что-то прекрасное? Я верю в то, что человек, пожелавший помочь миру своим искусством, всегда найдёт его отклик, и хотя бы на одну триллионную он сможет изменить часть этого сурового и жестокого мира.
10 из 10
17 августа 2017
Фильм повествует об одном из известных художников Испании периода конца 18 — начала 19 веков — Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесе. А также в фильме раскрываются истории знатных семей Испании, простых жителей, церкви и их взаимодействие друг с другом через призму трагических событий, которыми была наполнена историческая действительность, какой её запечатлел сам Гойя. Удивительные картины, оставшиеся в наследство мировой культуре от этого художника, послужили отправными точками в создании сюжета фильма. А уникальная гамма цветов в картинах того времени перешла на экран, что конечно выглядит как по-настоящему оживший холст.
Режиссёром картины стал известный режиссёр Милош Форман, снявший в 1975 Пролетая над гнездом кукушки.
Актёрский состав очень серьёзный, это Стеллан Скарсгард (в роли Гойи), Хавьер Бардем, Натали Портман, Рэнди Куэйд и другие замечательные актёры.
Фильм снят на высоком профессиональном уровне, с отличной игрой актёров, великолепной стилизацией (под картины Гойи), отличными костюмами и гримом, а главное это удивительный и непредсказуемый сюжет. Всё это делает фильм в моём понимании достойным высокой оценки критика-зрителя, но фильм не получил должной оценки со стороны зрителя и оказался провальным в прокате.
9 из 10
7 января 2017
После того, как прочёл достаточно интересную книгу «История исскуства» Г. Эрнста, в которой описывалось течение истории живописи, архитектуры и в которой достаточно много цветных иллюстраций знаменитых произведений исскуства различных эпох и стран мира, возникло желание посмотреть фильм-биографию какого-нибудь художника. По данной тематике нашёл фильм «Призраки Гойи». Поскольку он имеет высокую среднюю оценку на этом сайте и поскольку режиссёром является Милош Форман, «Пролетая над гнездом кукушки» которого произвёл на меня положительное впечатление, решил посмотреть.
Поставил низкую оценку, потому что мне не было понятно, что вообще происходит. Приведу в пример пару эпизодов.
Лоренцо совратил, находящуюся под стражей Иннесс, однако, перед тем как он выследил её для задержания не было изображено его мотивов. Такое ощущение, что он решил взять любую девушку. Сама Портман, исполняющая роль заключённой, плакала во время ареста так, будто она пародирует плач. Может это связано с самой атмосферой картины, где эпизоды сменялись слишком быстро и все действия не производили нужного впечатления драматизма. После того, как у священника Лоренцо отец Иннесс, заключённой под стражу, выпытал признательную записку о том, что тот не может являться дееспособным, ожидалось, что Иннесс отпустят. Должны были её отпустить, потому что отец показал записку влиятельному лицу Испании (вроде королю). Однако, в фильме идут события «15 лет спустя», а Иннесс всё это время была взаперти. Почему не показали причины, по которой её не отпустили, тем более Лоренцо сбежал.
Действия в фильме разворачивались хаотично, и последние 10 минут досмотрел с трудом. И путь Гойи как художника, и судьба Иннесс после заключения, и переворот в Испании, и возвращение Лоренцо после побега с изменившимися взглядами на жизнь, и поиски дочери Иннесс — много элементов, и, на мой взгляд, их стоило описывать более досконально и связывать между собой более чётко. Драмы и глубины не ощущалось. Не хватало атмосферности. Саундтрек не запомнился.
Единственное, что меня восхитило, это игра Х. Бардема. Натурально изображал властность натуры. Образ вышел колоритный.
4 из 10
26 июня 2016
Печальная, трогательная история. История выражающая дух жестокого, невежественного и несправедливого времени прошлого. Создателям удивительно точно удалось вдохнуть жизнь и перенести на экран гравюры и картины великолепного художника Франсиско Гойа, обличающего в своем творчестве пороки своего времени. Этот фильм ни в коем случае не нужно воспринимать как биографию художника, он скорее повествует о тех событиях которые повлияли на его творчество.
Трагическая судьба Инес не оставит равнодушным никого, за ее судьбу переживаешь от начала и до конца. Натали Портман просто великолепна, я не знаю как ей это удается, но в этом фильме она сыграла целых три образа и все они получились полноценными и интересными.
Актерский состав великолепен, каждый персонаж на своем месте и все они играют безупречно. Костюмеры и гримеры тоже постарались, они в полной мере воплотили на экране атмосферу и образ времен Наполеоновских войн. Возможно некоторых смутит весьма трагическая концовка фильма, однако я полагаю, что именно так фильм и должен был закончиться.
9 из 10
20 января 2016
Если у вас с самого начала не задался день, а настроение мрачнее тучи, то отложите этот фильм для более светлых времен. «Призраки Гойи» пронесут вас сквозь смутное и жуткое время. 19 век, Испания, время царствования инквизиции, которое сменяется революцией и вторжением армии Наполеона.
Гениальный Милош Форман (именно он снял «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном) раскрывает нам всю суть превратностей человеческой истории через живописца Франсиско Гойя и его музу Инесс. Имущие власть грешники осуждают на адские муки праведников, войны и революции меняют и перетасовывают власть предержащих. Сегодня ты сам Бог, а завтра оказываешься тем, кото еще вчера судил.
Главные роли исполняют талантливые Стеллан Скарсгард, Натали Портман и Хавьер Бардем. Им веришь, сочувствуешь, ненавидишь. Идеальная режиссура, стыковка кадров и музыки полностью погружают в сюжет этой картины. Сценарий фильма настолько хорош, что ничуть не удивительно, что одним из ярких событий 2007 года во французской литературе стал выход опубликованного литературного сценария Милоша Формана и Жан-Клода Карьера «Призраки Гойи».
Этот фильм Вам будет нелегко смотреть. Даже редкие ироничные моменты полностью подходят под определение «смех сквозь слезы». Но пройдя через все испытания, можно душевно обогатиться. Вы еще долго будете вспоминать этот фильм, думать о нем, а последние кадры фильма останутся у вас в душе навсегда.
4 января 2016
Запутанная драматическая история, лишенная глубины — вот что хочется сказать про «Призраков…» Формана. Красивые декорации, достоверные костюмы, но зрелище кажется картонным. Желтоватые тона фильма усиливают впечатление от простой стилизации (пожелтением под старину любят имитировать древность).
Возмутительно вольно Форман обходится с историческими событиями. О вольностях пишут разные люди, заметившие лажу. Но пишут как-то по мелочам. Что-то о том, что де ноги не так связали, дыбой пользовались не так. Что такая-то картина не тогда была написана, когда в фильме показывали.
Я вас умоляю! Это такая чепуха! Намного страшнее другое…
Это кто режиссеру рассказывал, что узники в казематах были голыми? Видать, это он присочинил, чтоб добавить картине эротичности. Будь там какой-нибудь мужичок с обрюзгшим телом, его бы приодели.
Кстати, узница покидает заточение в одежде. Можно подумать, что она по дороге ее нашла, но где? Это вам не американская тюрьма, когда то, что забрали, после срока выдают обратно. Да и как она вышла, когда ее приговорили к смерти?
У Формана получилось, что все инквизиторы такие дураки и мерзавцы, чтоб заподозрить кого-либо в ереси только из-за нелюбви к свинине! Преувеличение заметит и не историк, а историк уж точно скажет, что охочая до создания огромного количества протоколов и дотошная испанская инквизиция не могла вот так слету, без размышлений верить любому доносу. Это такое известное преувеличение по поводу священного трибунала, которое появилось ближе к нашему времени. Славе инквизиции как чего-то порочного и пользующегося абсолютной безнаказанностью поспособствовал известная книга бывшего не то секретаря, не то еще какой крутой шишки от инквизиции Хуана Антонио Льоренте, которая так и назывался «История Инквизиции». Кстати, про этот труд более чем уместно в вспомнить, потому что главный злодей в «Призраках…», как говориться, ну просто вылитый Володька… в смысле, Хуан Антонио.
На картине, показанной в фильме, этот герой стоит в такой же позе и в такой же одежде, в каких написан Льоренте у Гойи. А главное, что основные повороты судьбы этого злобного инквизитора с известного историка инквизиции ну просто списаны! Персонаж нашего фильма тоже секретарь инквизиции и тоже убег к французам. Льоренте у французов стал лютым свободоборцем и написал эту самую книжицу, так любимую нашими советскими борцами-антирелигизниками, хотя даже самый последний Григулевич как бы между делом сознавался, что хоть испанский историк и помог ему что-то осмыслить, но легонько приврал в количестве жертв и намеренно сгустил краски.
Как жаль, что Лиоренте жил так давно и не может оценить, прототипом для какого героя стал! У мертвых глаза не видят. Придется нам, зрителям, моделировать возможную реакцию. Вот мне кажется, что он испытал бы, как сейчас говорят, сильнейший баттхерт, который, как опять же мне кажется, полностью заслужит. Так тебе и надо, презренный враль! Получи от плодов сочиняемых тобой баек.
А будь я поклонником Льоренте, я бы возмутился. Вы что, свечку держали? Это же чистой воды поклеп! Никаких узниц Хуан Антонио не совращал. Понятно, что все в фильме вымысел на реальных событиях, но если придуманное про Гойу и его музу в целом не обидно, то про инквизитора, сбежавшего к французам вышла чистая клевета. Между тем, самому Форману и людям, не любящим инквизицию как-то странно бросать камнями в тех, с кем они солидарны.
Гойи в фильме мало и он очень неэмоционален. Он в целом положительный герой, хотя известно, что в жизни художник не был слишком кроткого нрава. С Гойей в фильме связана одна хорошая мелочь. Показано, как он делает офорты — это полезно для зрителя, не имеющего прямого отношения к изобразительному искусству. Порадовала достоверная шляпа со свечами. Не порадовало то, как Гойа писал героиню Натали Портман, потому что вышло слишком современно, хотя это тоже мелочь.
Вообще в «Призраках» очень мало и Гоий и Инквизиции, зато много перевоплощений Натали Портман, которая на девушек с картин великого испанца ну как-то совсем не похожа. Уж очень типичная для современного глянца у ней красота.
Фильм кончается, а оплакивать никого не хочется. Для этого «Призраки Гойи» получились слишком стерильными, хотя я не считаю, что зря потратил время на просмотр.
24 июля 2015
Думаю, еще с первой строчки стоит сообщить о том, что сейчас, в момент написания рецензии на фильм «Призраки Гойи», я нахожусь под огромнейшим впечатлением сразу же после просмотра, так что мой отзыв не будет содержать ни единого отрицательного комментария. Также хочу предупредить, что не слишком хорошо знакома с историей, а такого художника, как Франсиско Гойя, имела случай узнать лишь сегодня, следовательно, едва ли мое мнение во многих аспектах можно будет считать объективным.
Собственно, я и наткнулась на этот шедевр не из желания пополнить свои знания об инквизиции в Испании или о творчестве одного из великих мастеров изобразительного искусства, а изучая фильмографию прекрасной Натали Портман, поэтому бОльшую часть повествования я посвящу тому, как хорошо ей удалось войти в роль каждого из своих персонажей, ведь актриса очень убедительно, волнующе сыграла трех совершенно разных людей.
Сперва мы видим ее той самой Музой художника, невероятно красивой лицом и душой девушкой, такой молодой и невинной, еще не познавшей жизнь, однако по нелепой случайности, гигантской несправедливости она становится жертвой подозрительных преследователей неких изменников, заставивших Инесс под страшной пыткою признать свою вину перед Господом. С этого момента начинается совершенно другая жизнь героини…ее буквально вырывают из теплого круга семьи и друзей, вынуждая проводить те по идее лучшие годы в темнице. После 15 лет заключения от прежней Инесс остаются лишь измученная голодом оболочка и искренняя, страстная натура девушки, потерявшей связь с разумом и отдавшейся идее о поиске своей дочери, чью роль Натали сыграла так же великолепно. На этом моменте во избежании спойлеров, которые уже так и просятся влезть в мой рассказ, я прекращаю вдаваться в подробности.
Остальные актеры были также на высоте. Ни один персонаж не заставил меня разочароваться в картине. Каждый исполняет роль так, как, казалось, и должен. Ничто не заставляет усомниться в искренности героев.
Фильм охватывает огромный спектр проблем, оставляет множество мыслей после себя, открывает глаза на вещи, о которых ранее не задумываешься. Безусловно, мотивирует познавать, развиваться духовно и нравственно.
Подводя итог, хочу сказать, что невозможно передать в должной мере все эмоции, которые пришлось испытать. Невозможно разобрать все идеи, выдвинутые создателями. Невозможно описать все прелести оформления и исполнения. Это стоит увидеть.
10 из 10
16 июня 2015
Не скрою, я давно хотела посмотреть этот фильм, и вот, наконец-то до него добралась. Толчком послужило недавнее изучение творчества Франсиско Гойи на лекциях по зарубежному искусству XIX века.
Хочу выделить, как мне показалось, важную тему, затронутую в этом фильме. Эту тему я обозначила в заголовке своей рецензии: контекст времени, в котором жил и творил великий испанский художник.
На мой, да и не только мой взгляд, важно понимать условия, в которых художник создавал свои произведения, так как именно эти условия и находят прямое отражение в его творчестве. И это как раз и показывает фильм. Инквизиция, продержавшаяся в Испании аж захватившая начало XIX столетия, люди, которых за одно неверное движение или слово подвергавшиеся священному суду со всеми вытекающими последствиями, вторжение армии Наполеона в Испанию и кровавый беспредел, который она принесла. Все эти факторы нашли отражение в творчестве великого Гойи (вспомним серии офортов «Капричос» и «Бедствия войны»). И может, не будь этих событий, мы бы знали другого Гойю, а может и не знали о таком художнике вообще. Поэтому, по моему мнению, идея режиссёра показать не самого даже художника, а ту обстановку, в которой он жил и творил не менее ценна, чем если бы Милош Форман создал игровой биографический фильм о Франсиско Гойе.
Хотелось бы отметить ещё два пункта.
Мощная концовка, а точнее титры, фоном для которых выступают работы Мастера. Они являются как бы итогом, выводом, отражением событий, показанных в фильме.
Игра актёров. Все были хороши в своих ролях, но в особенности, Натали Портман. Поистине нужно обладать недюжинными способностями и талантом, чтобы сыграть трёх абсолютно разных людей.
Итог: оригинальная идея, плюс великолепная актёрская игра, плюс замечательная работа художников — равно десять баллов. И почётное место в моей фильмотеке.
11 мая 2015
Картине Милоша Формана я поверил как-то сразу. У меня не было претензий к каким-то натяжкам и искусственностям на протяжении всего фильма. Тон повествования соскакивал с трагического на фарсовый, что как нельзя лучше описывает жизнь человечества, особенно в периоды великих потрясений.
«Призраки Гойи» не стоит рассматривать лишь как исторический фильм, рассказывающий о конкретном известном художнике, жившем в Испании в конкретный исторический период. Типажи представленные в картине, темы, поднимаемые здесь, свойственны всем эпохам и странам. Пожалуй, во времена больших перемен как никогда в другое время проявляется истинная сущность человека, становится ясно чего он стоит. Остается ли он самим собой, пытается сохранить привычные взгляды и ценности, наперекор бушующему за окном слому прежних порядков, или же подчиняется всеобщей вакханалии, с удовольствием растаптывая призраки прошлого, некогда столь могучие и жуткие. Именно в такое время вдруг становится понятным, что глава церкви, глава святой инквизиции, пред которым трепетало всё королевство, на самом деле всего лишь немощный старик, который без своего привычного облачения выглядит не величественно, а просто жалко. И понимаешь, что для талантливого выскочки, так хорошо сыгранного Хавьером Бардемом, нет разницы где строить карьеру — в лоне церкви или же на политической арене. Хорошая соображалка, инициативность в нужные моменты, отличное понимание принятых правил игры позволяют пробиваться наверх везде и всегда, какая бы историческая буря не бушевала вокруг.
Хочется отметить, что эта самая История, холодная и безучастная, врывается в жизнь героев как-то по-настоящему — на полуслове прерывая пламенные речи и руша все прежние планы. Лишь маленькая случайность оставляет у королевского двора живописца Фарнциско Гойю, который преподнес «ужасный» портрет королеве, изобразив ее дурноту без прикрас. Художник мог поплатиться за это удалением от двора, ссылкой, немилостью, но здесь вмешивается могучая История, которая заставляет короля забыть обо всем мелком и незначительном — ему сообщают о смерти короля Франции Людовика XVI — его кузена. Только об этом он и будет думать в ближайшее время — ведь королей не убивают, их не гильотинирует толпа, это все из области мифов и сказок, как можно уложить такую мысль в своей голове? Вчерашнего монарха, помазанника божьего, вседержителя мощнейшего государства казнят как последнего бандита! Какой слом сознания, какой душевный переворот. А в этот момент Гойя может вздохнуть с облегчением — судьба на этот раз оказалась милостива к нему.
И еще один из важных героев этого фильма — Толпа. У Милоша Формана понятие «толпа» не равно «массовка». Каждый, составляющий толпу, находится на своем месте с четкими инструкциями, ведущий себя и одетый подобающе, как должен выглядеть и вести себя обыватель того времени. Почему стоит вообще выделять Толпу как отдельного персонажа? А для кого же еще, как не для нее, стараются пламенные ораторы, священнослужители и прочие, любящие поиграть на чужих страстях. Ведь от толпы во многом зависит судьба этих исторических фигур — смогут ли они ее убедить и заставить идти за собой или будут сметены и втоптаны в грязь. И как это ни горько, но Толпа (а можно обобщить и до народа в целом) подчас чрезвычайно легко меняет своих фаворитов и готова кричать сегодня «Да здравствует король!», а завтра, с не меньшим воодушевлением, «Да здравствует республика!» Сегодня она одобрительно кричит во время казни осужденных инквизицией, а завтра с улюлюканьем встречает казнь инквизиторов. И всё это происходит на площадях в атмосфере праздника, с песнями и плясками, под звуки духоподъемной музыки. И как сложно остаться в здравом рассудке, уберечься от соблазна не закричать вместе с остальными «Ура!» новой власти во время всеобщего истерического загула, и остаться самим собой, что все-таки удалось Франциско Гойи.
Один из лучших фильмов по честности и правдивости, который видел за последнее время.
2 января 2015
«Призраки Гойи» — красивый исторический фильм, который погружает зрителя в Испанию времен заката Святой инквизиции. В последние дни своего существования эта чудовищная машина калечит своими жерновами жизнь совсем еще юной красавицы Инесс. Тяжелейшие испытания выпадают и на долю ее семьи.
Все в фильме выверено и уравновешенно до мелочей. Грязь и чистота души, любовь и предательство, честность и ложь. Но он бы так и остался в памяти красивым историческим фильмом, если бы не последние минуты. Не знаю, вкладывали ли создатели фильма именно этот смысл в происходящее. Но тем не менее.
После невероятнейших страданий Инесс наконец-то улыбается счастье. Она находит свою дочь и воссоединяется с любимым, и теперь они несомненно будут жить долго и счастливо. И только со стороны видно, на сколько безумно и призрачно это счастье. Дочь у Инесс уже давным давно не маленький невинный ребенок, а вместо мужчины ее мечты, мертвое тело.
Но сколько женщин, да и мужчин, во всем мире тешат себя подобными иллюзиями? С одной стороны людей, которые отрицают дурное в близких, можно понять. Но не безумие ли не замечать очевидного? Стоит ли обманывать себя, отгораживаясь от реального мира, саваном иллюзий? Или все же правильнее быть честным с самим собой, честным на столько, чтобы мысли и слова не расходились с делами? В противном случае мы рискуем зайти в тупик собственной лжи, оставшись бесплотными призраками для стороннего наблюдателя.
10 из 10
13 ноября 2014
В феодальной Испании Великая Инквизиция на последнем издыхании отчаянно цепляется за жизнь, вводя все новые правила и запреты, возрождая бесчеловечные пытки и сожжение вероотступников. На троне Карл IV, но балом фактически правит любовник королевы, Годой. Во Франции набирает обороты революция, результатом которой становится вторжение армии Бонапарта в Испанию. Король отрекается от престола в пользу своего сына Фердинанда, а когда под давлением французов и он оставляет трон, и правителем провозглашают брата Наполеона, в стране начинается напряженнейшая партизанская война. Еще через некоторое время в Испанию входит британская армия под руководством Веллингтона, на престол возвращается Фердинанд, который, не гнушаясь политики террора, воссоздает и укрепляет в своих правах Инквизицию и разворачивает глобальную антилиберальную программу. Страна изнемогает под гнетом пыток и голода, что в итоге приводит к затяжной гражданской войне и к новому государственному перевороту в 1823 году. Именно такой исторической подоплекой встречает зрителя фильм Милоша Формана о знаменитом испанском живописце Франциско Гойе.
Сразу стоит оговориться, что характеры и историко-политические реалии очень неплохо прописаны в книге, выпущенной самим Форманом и сценаристом Клодом Карьером год спустя после премьеры фильма. В самой же картине события максимально урезаны и разворачиваются в основном в Мадриде, до которого уже начинают доноситься громовые раскаты приближающихся затяжных войн. Но хаотичность быстро сменяющих друг друга событий призвана не столько отразить исторические перемены, сколько оттенить человеческую драму, сложенную из противостояния с обществом и конфликта с самим собой. В горнило неспокойной эпохи попадают трое: известный живописец Франциско Гойя, дочь богатого купца, ложно обвиненная в вероотступничестве и иудействе (что интересно, роль музы Гойи исполнила Натали Портман, иудейка по вероисповеданию), и молодой амбициозный монах Лоренцо.
Швед Стеллан Скарсгард выглядит практически точной копией испанского живописца. Во всяком случае, детальное сходство с теми портретами и автопортретами, которые сохранились до нашего времени заметно даже невооруженным взглядом. Актер, может быть, и не проявляет здесь весь свой талант, но играет свою роль твердо и довольно убедительно. Жаль, не полностью раскрыт персонаж Лоренцо, хотя испанец Бардем, пожалуй, больше всего вписывается в антураж и убедительнее всего выглядит, играя как пылкую веру, так и не менее страстное разочарование. Несмотря на сравнительно небольшой хронометраж ленты, ему удается в полной мере показать те изменения, которые произошли с его героем именно с той долей надрыва, которая не выглядит переигрыванием. Кстати, говорят, у Лоренцо существовал реальный прототип, генеральный секретарь испанской инквизиции, в конце восемнадцатого века написавший «Критическую историю инквизиции Испании». Натали Портман, приглашенная режиссером за сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо», также выступает в роли жертвы жестоких обстоятельств, очень живо и убедительно превращаясь из молодой цветущей девушки в измученное существо, лишенное всего, что дорого ей: положения, семьи, даже рассудка. Да и жизнь в застенках инквизиторской тюрьмы вряд ли можно назвать переменой к лучшему. Брошенные, потерянные герои безрезультатно пытаются отыскать хотя бы каплю света в творящемся вокруг аду.
В фильме мы видим Гойю уже художником, получившим определенную известность: он приближен к королевскому двору, имеет особый статус, а по Мадриду упорно ходит слух о том, что живописец продал душу самому Дьяволу. И, хотя в его работах все еще встречаются отзвуки былых радостно-возвышенных мотивов — роскошная позолота королевских покоев, изящность фигур, утонченность линий и высота яркого неба — Гойю все больше занимает неприязнь к тем реалиям, в которых он вынужден жить, мрачная неудовлетворенность ситуацией, сложившейся в стране и неподдельный интерес к идеям Французской революции. В это время он создает серию гравюр, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка», чем немедленно обращает на себя внимание Инквизиции, организации, доживающей свои дни и вспоминающей о былом величии. Пугающе мрачным работам еще далеко до знаменитых «Черных картин», но уже здесь проявляется талант Гойи как выдающегося гравера, моментально схватывающего суть вещей и событий. Уже здесь видны изломанные фигуры, изуродованные черты лиц, больше напоминающих маски, и нескрываемая насмешка над современной ему Испанией, которая опошлилась, утратила былые гордость и величие. Он шаг за шагом открывает за грязью мостовых и за роскошью богатых покоев пороки, напасти, горести, страдания и бесконечный мрак души человеческой.
По мере развития сюжета обстановка нагнетается, краски сгущаются, ужасы войны и отчаянного испанского сопротивления прорисовываются все отчетливее как в жизни, так и в сознании Франциско. Улицы города в прямом смысле залиты кровью, полуразрушенные и разграбленные дома заполнены трупами, над городом висит плотное пороховое облако, скрывающее от обессиленных горожан свет жаркого мадридского солнца, и конца всему этому не предвидится. Гойя к этому времени уже переносит несколько тяжелых болезней, паралич и почти полностью теряет слух. Множество трагедий, как личных, так и мировых оставляют свой неизгладимый след как в душе художника, так и в его искусстве. Мир Гойи — мир, населенный настоящими демонами, мир, где беспокойные люди-призраки мечутся в оплоте мрака, хаоса, жестокости и безверия. Где они, существа, попавшие в бесконечную череду отчаянных и кровавых стычек за прошлое, настоящее и будущее, пытаются отыскать свой путь среди бушующего вокруг них пламени. Это мир, в котором силу набирает дух Просвещения и торжество рассудка над суевериями, а на первое место выходит поиск истины и себя, облагодетельствования мира и людей, населяющих его. Но тем не менее, Гойя все еще остается приверженцем теории о том, что «сон разума рождает чудовищ».
* серия из 82 гравюр Франсиско Гойи (1810—1820гг.)
20 июня 2014
С первых кадров картина притягивает внимание изящностью, плавностью, продуманностью постановки. В последующих притягивает душу за шиворот и начинает неистово копаться в ней, выставляя всё новые и новые вопросы очарованному зрителю.
Трепетное отношение к истории и запредельный уровень игры триумвирата актёров Бардем — Скарсгард — Портман не могут оставить равнодушным ни одного вдумчивого и искушённого зрителя, — два козыря, бьющие любое сочетание находимых псевдонедостатков. Фабула, сюжет, артисты, декорации, непредсказуемость, глубина — ни один из параметров не представлен ниже уровня, достаточного, чтобы приковать к экрану и не отпускать до финальных титров.
Неотъемлемая черта глубокого кино отчётливо проступает и в данном удивительном экземпляре — во время просмотра не раз хочется задать рефлексивный вопрос: «Как бы поступил сам?» Сложность ответа блистательно демонстрируется в изумляющей, самой неожиданной в и без того пестрящем такими поворотами фильме, сцене с пыткой покамест инквизитора Лоренцо. Который за несколько мгновений до этого был уверен в помощи бога, как в чём-то, не подвергающемся сомнению. Как говорится, всем наука, не спеши с ответом.
9 мая 2014
Если уж говорить об изобразительном искусстве, то никак нельзя обойти стороной испанцев, поскольку они добились колоссальных успехов в живописи. Именно оттуда к нам дошли имена таких гениев кисти, как Сальвадор Дали, Диего Веласкес, Пабло Пикассо, Эль Греко и, конечно же, Франсиско Гойя. Вот о последнем как раз и хотелось бы поговорить. Я помню, что давным-давно смотрел этот фильм, но сюжет совершенно стерся из памяти, оставив там только обнаженную Натали Портман, поднятую на дыбе.
Пересмотрев фильм еще раз, мне стало понятно, почему я его не запомнил. Тут же практически нет самого Гойи. Он, конечно, ходит туда-сюда, улыбается и даже пишет несколько портретов, но выступает исключительно в роли стороннего наблюдателя, что довольно странно, на мой взгляд, ведь в жанре значится биографическая военная драма. Из биографии великого художника вы узнаете только то, что он действительно был живописцем при королевском дворе какое-то время, страдал от глухоты и делал офорты на политические, социальные и религиозные темы. Ну, еще сможете увидеть его работу над картиной «Королева Мария-Луиза на лошади» и несколько других картин в финальных титрах. На этом биографические сведения заканчиваются, к моему огромному разочарованию.
А дальше идет историческая драма об испанской инквизиции начала XIX века. Священник Лоренцо призывает своих собратьев доносить на всех, кого можно заподозрить в ереси, иудействе и прочих грехах против церкви. Одной из жертв инквизиторов стала молодая муза художника Инесс за то, что ей не нравится свинина на вкус. А уж при помощи дыбы священники узнали, что девушка была тайной иудейкой. Вот, собственно говоря, весь сюжет о смутном времени испанской инквизиции и начале французской революции. Казалось бы, пусть себе снимают на здоровье очередную историческую драму. Но зачем же туда Гойю впихнули, если от него нет никакого толку?
Поставлю среднюю оценку за неплохой актерский состав и работу художников-постановщиков и гримеров. Мне понравилось, как из красивой и цветущей Натали Портман сделали тощую и беззубую сумасшедшую. Это смотрелось убедительно. Хавьер Бардем отлично отыграл в финальной сцене. Пожалуй, это самый яркий эпизод в фильме. Но в целом фильм совершенно не оправдывает ожидания тех, кто ориентируется по названию и указанному биографическому жанру. Тут даже не упоминают о том, что у Гойи была жена с детьми и шурин Франсиско Байеу, при помощи которого Гойя попал ко двору! По фильму он вообще кажется одиноким холостяком. Это не призраки Гойи, это просто жертвы инквизиции, которые к самому художнику не имеют практически никакого отношения.
5 из 10
23 января 2014
Не перестаю поражаться, как тонко некоторые режиссёры моделируют перипетии человеческих жизней на фоне масштабных исторических событий. В данном случае, это наполеоновская война. Что касается части человеческих жизней, то режиссёр берёт пример тихой богатой семьи, чья дочь Инес (Натали Портман) является, своего рода, вдохновительницей художника Франсиско Гойя (Стеллан Скарсгард) и попадает под суд испанской инквизиции, под пыткой, признав себя иудейкой.
Сразу хочу отметить, что бесполезно разбирать этот фильм на косточки. Он очень целостен, поднимает в себе очень много важных тем с помощью значительных и принципиальных ситуаций, где решается вопрос «Кто я?» — в общем-то, для каждого персонажа. Это как раз та картина, при просмотре которой (лично у меня) где-то в середине, понимая и ужасаясь от происходящего, невольно ставишь паузу и обращаешь глаза к верху, пытаясь справиться с эмоциями, задаваясь миллиардами вопросов, тут же отвечая на них и так далее. Честно скажу, для меня этих моментов здесь очень много. И пытаясь их как-то отметить, понимаю, что я просто пересказываю фильм в деталях. Поэтому просто посмотрите его:)
Единственное, пара слов о Натали Портман. Впервые вижу её прекрасную и нежную внешность в виде измученного искажённого лика женщины, вышедшей из «святой» тюрьмы. Очень непредвиденно!
19 ноября 2013
Фильм притягивает реальностью повествования, развитием сюжета, костюмами и декорациями. С самых первых минут проникаешь в суровый мир Испанской цивилизации, где веру в Бога поддерживает страх, а перед святой инквизицией трепещут все. Разумеется, не обошлось без исторических ляпов. Например, мне показалось странным: неужели осуждённых на смерть держали в заточении по несколько лет? Признаюсь, эта мысль не посетила меня во время первого просмотра, и лишь пересмотрев фильм через неделю, я многое понял, а так же сделал вывод, что человеку, не изучавшему историю смотреть фильм в некоторой степени проще. Хотя по правде говоря, это не есть правильно.
Я почти не пишу рецензий на исторические картины, и вообще не пишу на биографические: слишком большая ответственность. «Призраки Гойи» меня зацепили тем, что тут я увидел качественную игру актёров, умеренно раскрытые характеры героев, реалистичность костюмов и атмосферу того века. Поистине создатели фильма соблюли каноны жанра исторической драмы. Но увы, им пришлось немало потрудится над сценарием, что бы сотворить не просто драму, а драму с интригой и реальными персонажами.
В плане операторской работы фильм ничем не выдаётся: это особенно заметно во время съёмок массовки и на улицах. Возможно, ограниченность бюджета (который нужно заметить, оказался довольно солидным для своего времени) не позволила полностью «выложиться», дабы одеть больше массовки, и показать улицы города. Сопровождающая повествование музыка подходит этому фильму, так же мне понравилась идея показывать во время титров работы известного художника.
Мораль фильма довольно жестока и навязчива, и не исключаю тот факт, что критики не одобрили фильм именно из-за того, что было показано «истинное» лицо церкви. Судьбы героев фильма, и судьбы реальных персонажей сравнивать не буду, скажу только, что нам показали два небольших отрывка из жизни Франсиско Гойи, а ещё там подробно показали, как делают гравюры, и последующий их оттиск на бумагу. Возвращаясь к морали добавлю, что она не ограничивается только тем, чего добилась инквизиция, сама ирония судьбы героев, их поступки, заставляют задуматься о многом, в том числе о нашей с вами реальности.
Не думаю, что фильм можно смотреть всей семьёй — с детьми до 13 включительно. Не исключено что они заснут, или того хуже: не поймут суть и поставят крест на этом жанре. Лучше смотреть уединённо, это как раз тот случай, хотя лично я смотрел фильм дважды — сам, и в кругу семьи. Постельных сцен нет, только намёки, и такие слова как «шлюхи» и им подобные. Подводя черту ещё добавлю, что если бы не сравнение с историей, то присвоил бы фильму наивысшую оценку. Так что прошу меня понять, к тому же это совсем не сложно.
8 из 10
10 сентября 2013
Я очень люблю Гойю, плохо разбираюсь в истории (особенно, испанской) и совсем не знаю режиссера, который снимал этот фильм. Поэтому буду говорить о том, о чем знаю или почерпнула из просмотра.
Актеры. «Все актеры — на своих местах, за исключением Натали Портман» — так я подумала при первых минутах просмотра. Однако открывающиеся двери застенок испанской инквизиции меня переубедили. Довольно внушительно, хотя большую роль сыграл грим и перекошенная челюсть. Гойя очень похож на Гойю, только вот мне не хватало «беса» в его глазах, которые он сам же и рисовал когда-то. Есть в его автопортретах что-то с безуминкой, такое, что сразу видишь — он действительно видел призраков. А вот в фильме это был богатый, сытый и довольный жизнью придворный художник, рисующий великосветских особ. Лоренсо — вот тот единственный, кто радовал своим многогранными изменениями. Правда, что злодеи всегда интереснее однозначно положительных героев. Так и вышло — мы видим не только злодея, но и любящего отца, убеждающегося, что карета с семьей уехала настолько далеко, что ее уже не догонят. Всего-то и не хватало ему, что семейного очага, что он изначально пытался компенсировать насилием Инессы.
Сюжет. Вот тут будет почти однозначный минус. Да, я понимаю, что история и художник, ее рисующий, неотделимы, но! В фильме было все — инквизиция, пытки, приговоры, перевороты, революции, но я так и не увидела там художника. С одной стороны, я понимаю, что весь фильм как большая картина, которую он рисует каждый день, мазок за мазком, то, что видит, но уже не слышит. И понимаю название — все эти люди, лица проходят мимо него как призраки эпохи, яркие ее выражения. Но не было тут человека, который это все создает. Биографией тут, увы, и не пахло. А я так надеялась посмотреть на процесс работы над «Махой обнаженной» и «Махой одетой»!
4 из 10
Нельзя делать кино о художнике без самого художника.
18 августа 2013
Неужели Форман еще не наговорился об этом? О зле из учебников истории: при любом раскладе несправедливой власти, революциях, неправой политике, религии без Бога и о прочих удушающих формах несвободы…Насколько вообще это актуально? Свобода (как художественная тема и как философский феномен) сегодня все чаще осмысляется с помощью будущего или настоящего — не прошлого. Думаю, ее определения, вырванные (с кровью или без) из французской или, предположим, русской революции, постепенно изживают себя.
Однако исторический пласт фильма Милоша Формана явно претендует если не на откровение, то на глобальность обобщения точно. Вот только он прошел как-то мимо меня… Более того — увел (или заставил бежать?) совсем в другую сторону. Что там у нас антоним истории? Непреходящее? Вечность?…
Я смотрела «Призраки…» с грустным и забавным стишком Вертинского в голове. Стишком, в котором некая женщина с серыми глазами сравнивается с полотнами Гойи …
…Так естественно, просто и ласково
Вы, какую-то месть затая,
Мою душу опутали сказкою,
Сумасшедшею сказкой Гойя…
Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и трагической
И конец, и начало светло…
Конечно, де Гойя не сказочник. Я понимаю.
Пусть он даже трижды сумасшедший, смешной и трагический… но он ничего не выдумывал. Ни историю. Ни инквизицию. Ни кровь. Ни агонию романтизма. Ни время, сорвавшееся на крик. Ни собственную глухоту. Ни молчание правды…
Вот только красоту, похоже, выдумал (как сказочник сказку). Красоту лишнюю, чужую в эпохе, которая так хотела заменить ее справедливостью, точнее сначала Божьи судом, а потом судом (куда более кровавым и человеческим) свободы, равенства, братства…
Эта красота стала призраком не истории, не времени, нет! Таланта. Невидимым для других, но воскрешаемым вновь и вновь одержимостью преданного ей человека; ставшую его бескровной революцией, его отчаянным бунтом, его риском, его принципом — заданием совести.
Конечно, я понимаю, Гойя прекраснодушным не был. Он умел и видеть, и изображать уродства и зло (почти как Босх — неслучайно в своей картине Форман явил босховский сАд в полную величину!). Умел рисовать его правдиво, страшно точно, словно снимая слепок с лица трупа. Он умел запечатлевать правду, какой бы некрасивой и злой она ни была (помните лицо королевы, в жизни лгущее о себе, а на полотне «вскрытое» до последней уродливо-надменной морщины? Помните игру короля на скрипке? Гойя солгал, что она прекрасна. Солгал в жизни — на полотне бы не смог, и нарисовал бы его также, как королеву!).
Рисуя, Гойя отрицал ложь и зло, убивал их во имя красоты. Тем оружием, которое у него было — кистью. Всего лишь.
И, смею думать, добротой. А она всегда не столько ПРОТИВ зла, сколько ЗА красоту. Таким был и формановский Моцарт. Таков любой добрый гений, наверное (добрый — во-первых, гений — во-вторых).
Когда я думал, что умираю, передо мной стояло ее лицо. А я ничем ей не помог. Больше я не предам ее.
Де Гойя говорит это не только об Инесс — о красоте. «Я не предам» — значит везде и во всем буду ее видеть. Даже в изуродованном инквизицией сумасшедшем лице Инесс, даже в хамоватом личике ее дочери-проститутки Алисии, даже в повозке с трупом своего друга-врага — охотника за вожделенной властью, проигравшего в споре за нее и эпохе, и вечности. И даже художнику, который власти боялся, не понимал и не хотел, но получил сполна.
И власть эта — сила его вечных полотен, на которых всегда три союзника вечности: рождение, смерть, красота. И их странная оппозиция — время.
Прекрасна финальная сцена фильма, которая, на мой взгляд, подтверждает это.
Невинно изуродованная красавица (красота вечная) идет за повозкой с трупом растлившего ее монаха-инквизитора (впоследствии революционера-бунтовщика против монархии), назовем его человек-время, и целует его (времени) руку. При этом держит на руках ребенка — новую жизнь.
Звучит наивная детская песенка, ее поют любопытные мальчики и, пританцовывая, бегут за повозкой.
Завершает эту странную процессию — Художник, созерцатель, отринувший звуки, наивный и любознательный, как дети. Он всегда будет идти так. Идти и идти. Узнавая, наблюдая Вечность / Время, Рождение / Смерть и, конечно же, Красоту. Останавливая, задерживая их кистью. И, возможно, даже спасая.
Если, красоту вообще можно спасти…
P.S. Кстати, а вы не замечаете, что она и сейчас умирает? Без всякой там инквизиции. Она брошена, как Н. Портман в узкую темницу, в чудеса фотошопа, в уравниловку моды, в поточность «Индустрии Красоты»…
…Вы не знаете какого-нибудь сумасшедшего Гойю, который мог бы ее спасти?
25 июня 2013
Я не стану вдаваться в подробности и разбирать, насколько точно историчен представленный Милошем Форманом сюжет. Как бы то ни было, это художественное полотно прекрасно. Оно ярко, кроваво, реалистично.
Как-то невольно фильм отсылает по окончании к биографии Гойи. И отражение её действительно можно увидеть. Хотя разумнее, конечно, зрителю к подобным картинам (претендующим на определение «исторический» в жанре) подходить с некоторой долей осведомлённости.
Гойя оказался в стороне. Однако, в какой-то мере это логично, ведь он — художник, а значит, не может быть в центре, его судьба сплетается с судьбами окружавших его людей, а творчество стало фоном изображаемого. Великолепным фоном
Настолько ближе я познакомилась с творчеством и стилем Гойи именно посредством Милоша Формана. Гойя — реалист, и картины его не лгут, но беспринципный, продающийся любому, и он ничем не лучше своего «доброго друга» Лоренцо. Он зависим, рука его рисует, а глаза косятся в кошелёк заказчика, и — нет, это не порок. Это его работа. Однако, справедливы ли в таком случае его обвинения в адрес «шлюхи-Лоренцо», который ровно так же продаётся любому, кто приходит к власти?
Я думаю, стоит обратить внимание в героях именно на это качество: на эту двойственность, на подлость натуры и в то же время — обыкновенное человеческое чувство привязанности, ведь ничто человеческое им не чуждо, кто бы страной ни правил. Гойя привязан к своей вечной музе, он не оставляет её ни в радости, ни в сумасшествии. Пытается сделать всё, чтобы её спасти. Инквизиция, интервенция, наполеоновское вторжение позволили лавировать его практической натуре, но (в фильме) своей музе он остался до сумасшедшего дома. Он глубоко несчастен и если и был в чём-то виноват — то заплатил немало, здоровьем, потрясениями и периодическим унижением, которое вынужден был демонстрировать всякий раз со сменой власти.
А «брат» Лоренцо… Персонаж более чем просто двойственный. Он заставил себе сочувствовать, даже в его греховной страсти, потом заставил себя ненавидеть и снова сочувствовать и… восхищаться. Потому что в последний миг своей жизни он смог доказать Гойе, что он не «шлюха» и лучше умрёт, чем раскается. Сильный персонаж, бесчестный, ренегат, но на плахе искупивший своё вероломство принципиальной молчаливой, нераскаявшейся верностью идеалам революции. Пусть эти идеалы уже и никому не были нужны.
Фильм очень сильный, яркий. Впечатляющая реалистичная драма на фоне исторических событий. Демонстрация того, как «кто был ничем, становится всем» и наоборот; как продаётся совесть и предаётся идеал.
18 июня 2013
Пока что первый и единственный фильм Милоша Формана, что мне довелось увидеть. Впервые это произошло, когда мне было 15. И вот он оставил после себя впечатление, что акт просмотра впустую не прошёл.
Теперь — мои впечатления в виде полусвязанных тезисов.
Тезис Первый. Тезис важный. Название картины говорит о том, что художник здесь присутствует. И не просто как дух, воспоминание, аллюзия. Сыгранный, блестяще сыгранный Скарсгардом, он живой, плоть и кровь, а если и дух, то вкупе со всем, дух того века, в котором жил и творил. Но название не означает, что фильм о его творческом пути. Нет. Гойя, в каком-то смысле — не совсем рядовой призрак, потому, что ему, находящемуся в одном ряду с современниками удалось запечатлеть их в важные моменты истории страны, а также их собственной ныне призрачной жизни. Призраки — те люди, что окружали Гойю — тоже имеют отношение к тому, что с ним происходит. Но всё не более того. Гойя просто обеспечивает тогдашнюю действительность художественной вуалью, что вовсе не значит, что фильм исключительно о нём.
Тезис Второй. Изображённая эпоха — не такое уже и средневековье совсем — 18ый — 19ый века. Однако в фильме всё равно удаётся прочувствовать грязь и темноту такими, какими они были раньше. Почему? Как? Ответ простой и исторически и религиозно обусловленный — Инквизиция. Что это такое, объяснять не нужно. Да вот только про инквизицию в Испании разговор особый. Там, как нигде, применялось очищение огнём, гарротами, сапожками (да и Бог (ха-ха) знает, чем ещё) по отношению к еретикам. Рьяности и эффективности действии богослужителей можно только диву даваться. Но слишком уж тёмное, грязное да разрушительное диво получается. Ещё одно событие — противостояние французам — тоже добавляет грязи и крови. Так и получаем то, что было тогда. Конечно, Гойя преуспел в том, чтобы всё это запечатлеть. Весь ужас, все страдания запечатлены в его набросках, гравюрах (я сейчас особенно о серии гравюр Los Desastros de la Guerra — Бедствия Войны)
Тезис Третий.С учётом того факта, что Скарсгард очень похож на Гойю, а Натали Портман и вправду напоминает нарисованную когда-то реальным Гойей девушку, с точки зрения хотя бы актёрского состава этому фильму суждено было появиться.
Тезис Четвёртый.Отдельно выделяю Хавьера Бардема и Натали Портман. Впервые я увидела Бардема именно в этом фильме, и мне тогда показалось, что не Гэри Олдманом единым можно исполнять роли «плохих парней» — Бардем тоже более чем способен на это. Но моё «плохих» здесь — это не совсем справедливо, конечно же. То, как судьба и реальность крутят-вертят здесь жизнями всех героев — это просто невероятно, но все эти резкие повороты необходимо, для более адекватной оценки, учитывать. Что до Портман, она убедила меня в своём профессионализме. Наивность и скромность Инес До, жалко искривлённая челюсть и навязчивые мысли о младенце Инес После, диковатость и раскрепощённость Алисии — всё ей оказалось по плечу и по характеру.
Тезис Пятый и Последний Возвращаюсь здесь к Гойе. Известно, что творец был многостороний — и придворный живописец, и портретист, изобразитель и пороков человеческих, не зависящих от общественного ранга, и страдании людских, маломыслимых, но тем не менее реальных. В фильме это тоже можно понять, однако, как ещё можно заметить, жизнь самого Гойи относительно соседних с ним призраков не столь турбулентна. В этом, наверное, тоже заключается причина отстранённости его от других персонажей. В каких бы отношениях он с кем-либо ни состоял, он отстранён, он всегда отстранён.
Но всегда очень близок, достаточно, чтобы разглядеть и набросать эскиз-другой.
Не думаю, что кто-нибудь пожалеет о просмотре, за исключением, может быть, тех, кто ожидает фильм-автобиографию. Фильм исполнен потрясающими сценами, будьте готовы.
10 из 10
17 июня 2013
Фильм просмотрела из желания сравнить/провести параллели с «Девушкой с жемчужной сережкой». Заранее была уверена, что это совсем разные истории, ведь они о таких непохожих художниках. Но причина оказалась в другом.
В отличие от созерцательной, почти медитативной «Девушки..», которая, по сути, является экранизацией одного конкретного полотна и гимном искусству и тонким материям, на которых оно зиждется, «Призраки..» — это историческое кино. Кино о жестокости инквизиции, жестокости революции, жестокости отдельно взятых людей и общественных нравов в целом. Художник здесь — лишь наблюдатель, рассказчик и связующее звено. У музы здесь нет ничего, кроме лица, которое она теряет, и исковерканного материнства. Акцент не на отношениях между людьми, а на обстоятельствах, которые переплетают и ломают судьбы
Самый содержательный эпизод фильма — сцена на площади, где пересекаются пути оглохшего Гойи, приговоренного к смерти Лоренцо, обезумевшей Инесс с чужим младенцем на руках и Алисии. Смеющаяся в объятиях английского офицера, она знать не знает, что там, в человеческом море, бушующем под ее балконом, ее мать пришла с малышкой, которую принимает за нее, на казнь ее отца, зарисованную в блокнот одним из величайших художников Испании. Алисия олицетворяет живучесть, она — цветок, пробивающийся сквозь камни, она — воплощенное будущее, потому что у нее нет прошлого, а есть только гордость и инстинкт самосохранения.
Дети, танцующие под жизнерадостную мелодию вокруг повозки с трупом и сумасшедшей женщины — тоже отголоски этого будущего, завтрашнего дня истерзанной, обесчещенной, преданной и покоренной страны.
Гойя тоже по-прежнему жив, по-прежнему пишет и, возможно, это означает, что какая бы эпоха не восседала на троне, у нее всегда будет свой придворный живописец. И его ценой за эту честь станут призраки, в которых рано или поздно превращаются простые люди, схваченные и прикованные цепями в темницах времени.
7 из 10
2 мая 2013
Сперва воспринимаешь этот фильм как неудачу Формана. Это не создатель «Амадея» и «Гнезда Кукушки», фильмов с потрясающе ровно нарастающим напряжением, тонко продуманным и строгим сюжетом. В «Призраках Гойи» сценарий сначала кажется хаотическим и аляповатым, тема — «ужасы инквизиции» — несколько условной и устаревшей, трюк с двумя ролями Портман — дешевым. И, прежде всего: что вообще там делает Гойя? Хавьер Бардем и Портман прекрасно бы разыграли свою драму и без него.
Все так. И это, действительно, не «Амадей» и не «Гнездо кукушки». Это скорее автобиография, с очень важным и вероятно нарочито отодвинутым на второй плане горьким признанием о себе. В чопорной и подозрительной Испании, где даже абсурдные догматы веры не должны подвергнуться сомнению, а контроль духовных трибуналов стремится стать полным, довольно просто различить коммунистическую идеократию Чехии — и тогда станет понятным, что эзоповски скрыто под видом неправдоподобного рассказа об «ужасах инквизиции». Но бонапартовская Испания «свободы» оказывается не менее жесткой идеократией, где женщин не принуждают пытками к сожительству, а просто приводят на панель. Это, конечно, не Запад, на который бежал от красной «инквизиции» Форман, это скорее образ Запада, манящего свободой от пуританских рамок и абсурдных догматов, созданный воображением чешских диссидентов, таких как Форман, Иван Пассер или Кундера и доктор Гавел. Слишком просто. В иллюзии всегда все слишком просто. И этой иллюзии «прекрасной Америки», запретные плоды которой так долго учили любить, Форман отдал должное в мюзикле «Волосы». Но иллюзия распадается от прикосновения реальности. И в новой стране, в новом дивном мире художник узнает прежние лица, «призраки». Это не гротесковые призраки его «Каприччос», это призраки в совсем ином смысле. Это люди, явившиеся из прошлого, где когда-то они были погребены.
Хитроумный фанатик-католик в исполнении Бардема становится восторженным разоблачителем прежней, суровой Испании, фанатично же преданным идее разрушить старое и мрачное, строить новое и светлое. А что случилось с невинной жертвой в исполнении Портман — мы уже сказали. Неважно, что по сюжету она играет новый персонаж, а Бардем — того же самого человека. Важно, что эти лица возвращаются, но с какой обескураживающей переменой!
И тогда-то и становится понятным, что Гойя — центральный герой фильма, и как в «Амадее» и других фильмах Формана речь идет о том же: художнике и обществе. «Художник» — не обязательно живописец или композитор, это может быть артистическая, бунтарская личность, каким предстал Николсон в «Кукушкином гнезде» или издатель-порнограф в фильме «Народ против Ларри Флинта». Все эти формановские персонажи ставятся волею обстоятельств в конфликтные отношения с обществом, и неважно, общество ли это коммунистических лицемеров-ханжей или буржуазно-гламурного «тлетворного» Запада. Народ всегда против.
Но Форман в «Призраках Гойи» не задерживается на этом утверждении. Он идет дальше, показывая беспомощность и пассивность художника. Бунтарь не он, а бывший самый ретивый и искусный гонитель. Гойя остается в стороне. Поэтому он, вместе с режиссером, может посочувствовать старику-епископу, не такому фанатичному прежде, но и не поменявшего старый радикализм на новый. Поэтому он, вместе с режиссером, остается в стороне от событий, наблюдателем которых довелось ему стать. И поэтому не ему, а деятелю, энергичному и в прошлую, донаполеонскую эпоху, и в новую, в эпоху реформ и освобождения от идеологических «предрассудков», — достается преданность героини, прежней героини Натали Портман. Глухота Гойи обретает почти символический смысл, это знак его эскапизма, бегства от событий, которые разражается за пределами его мастерской. И в Гойе узнаешь воплощение медитации Формана о себе, о своей судьбе кинематографиста, ярко отзывавшегося на изменяющуюся реальность, однако теперь озирающегося на прожитые годы и понимающего, что стремительные перемены были игрою иллюзий, в которых повторялись вечные человеческие типы, не зависящие от идеологического климата, форм быта и мировоззрения, консерватизма и прогресса. Не зависящие, потому что в мире вокруг нас отражаемся мы сами, и сознательно или бессознательно, мы снова и снова встаем на одни и те же грабли, молодость настойчиво возвращается в призрачных подобиях. И что гораздо хуже, эти призраки кричат о себе, но художник глух.
7 из 10
28 апреля 2013
Режиссер просто надругался над историей убитого им в фильме католицизма. Потом спустя месяц после убийства он вырыл из земли ее разложившийся труп и еще раз надругался уже над трупом. Но претензий к нему тут быть не может. Даже если не все правда и не все объективно показано, история инквизиции была и остается прежде всего свидетельством морального облика духовенства того времени.
…
Возможно каким то образом Милош Форман вместе с этим фильмом выразил всю глубину своего отношения к церкви которая хоть и раскаялась в делах давно ушедших лет но за грехи и пролитые слезы тем не менее не расплатилась.
…
Когда вам встретится набожный католик, слепо верующий в непогрешимость догматов своей церкви — сразу посылайте его смотреть этот фильм. Это очень увесистый аргумент. Сродни общему наркозу в виде бейсбольной биты.
8 февраля 2013
У меня было три побудительных момента для того, чтобы посмотреть этот фильм: 1) история из жизни прославленного живописца — я некоторое время назад начал отсматривать фильмы этой тематики; 2) Хавьер Бардем; 3) Милош Форман. Кроме того посмотреть «Призраков Гойи» мне советовали сразу несколько очень важных для формирования моего киновкуса людей.
Скажу сразу, я немного разочарован тем, что Франсиско Гойя является в этой картине отчасти статистом. Вернее его творчество, к которому я хотел через этот фильм прикоснуться. Его полотна выступают здесь не каким-то самодостаточным явлением, а неким культурным и историческим фоном, контекстом. Гойя (согласимся, удачно сыгранный Стелланом Скарсгардом) представлен в этом фильме скорее не главным действующим лицом, а своеобразным современником, свидетелем того, что происходило помимо него. Акценты, по-моему, должны были быть расставлены иначе, коль скоро этот фильм заявлен, как биографическая лента о Гойе.
У Формана, по-моему, очень серьезный крен не в сторону понимания творчества Художника, а в сторону конфронтации Церкви с обществом и здравым смыслом. Это вовсе не значит, что фильм от этого сильно потерял. Он просто несколько про другое, чем я ожидал, но это уже мои проблемы. Хотя стоит признать, что процесс создания и восприятия известных портретов Гойи (героини Портман и героя Бардема, а также испанской королевы) показан очень детально. И все же Церковь, Инквизиция, массовое безумие общества и роль личности в истории — вот, пожалуй, главные темы этого фильма, главные акценты.
Мне кажется, Форман соткал очень яркое и противоречивое полотно: здесь есть место и волевым личностям, и безобразным поступкам, и людским порокам — и все это на фоне безумствующей толпы и безумствующего времени… Есть какой-то тайнымагнетизмзм в этосочетаниии Испании и Инквизиции — черная непроглядная ночь, затуманенное сознание, страшное изворотливое нутро…
Отдельно стоит высказаться об актерской игре. Я вообще не большой поклонник Натали Портман, но я ее очень уважаю и ценю, знаю, какого уровня эта актриса. Пожалуй, ее игра в этом фильме понравилась мне больше всего из ее ролей после «Леона». Бардем. Бардемище! Очень его роль. Скрытный смиренный послушный духовник сперва и отвязный развращенный властью чиновник потом — и снова смиренный духовник в конце… Поразительно сколько трансформаций по ходу фильма претерпевает этот образ. Микаэль Лонсдаль в роли главного Инквизитора — блеск. Одной фигурой просто передали всю порочность и выморочность религиозно-фанатичного движения…
Напоследок скажу пару слов об аналогии, которая возникла у меня в связи с размышлениями о заглавии. «Призраки» Гойи в данном контексте мне почему-то живо напомнили «Бесов» Достоевского — и тот и другой Творцы не только изображали в своих произведениях человеческие пороки, но предсказывали будущее — массовую истерию и чертовщину, помутнение рассудка общества…
8 из 10
15 января 2013
«В этих стенах, за этими запертыми дверями с висячими замками держат мужчин и женщин, которых местные власти изолировали от остальных людей, считая их недостойными общества, так как они, на свою беду, лишились того, что другие называют рассудком, тем самым рассудком, который там, на воле, приводит к всевозможным войнам и бойням, отрезанным головам, водруженным на деревья, изнасилованным детям, рекам крови — словом, ко всему тому, что считается отличительными признаками психической устойчивости и здравого смысла».
Сегодня случайно наткнулась на этот фильм по телевизору. Смотрела с самого начала и единственное, что привлекло меня это Натали Портман в графе «Актеры». И даже предположить не могла, что этот фильм сможет меня так заворожить и поглотить.
Музу знаменитого портретиста Франциско Гойи — Инесс, инквизиция заставляет признаться в том, что она еретик и бросает в темницу. Отец девушки приходит к живописцу и тот просит о помощи священника Лоренцо. Проходит 15 лет, в стране перевороты и идет война с Наполеоном…
В этом фильме есть совершенно всё. Здесь негде придраться или сказать, что актеры ужасно играли. Священник Лоренцо вызывал отвращение, Гойя — симпатию, а Инесс — жалость, переживание и сочувствие. Я без ума от Натали Портман и её игры — эта женщина играет практически невыполнимые роли и идет на разные жертвы ради своих героинь. Она всегда выкладывается на все 100%.
В принципе, весь фильм крутится вокруг трех человек и это не утомляет, а помогает больше прочувствовать, вникнуть и понять это кино. Тем более, приятно смотреть, когда люди действительно увлечены своей ролью. В фильме подняты очень острые социальные проблемы на то время.
Я не понимаю, почему этот фильм даже не был номинирован на Оскар. Почему его не заметили? Этот фильм — произведение искусства, такое же, как и картины Гойи. Очень тонкая, тяжелая и чувственная картина одновременно. Почти два часа я сидела и переживала, ждала, что же будет дальше. Конец этого фильма печален и поучителен.
Не могу не отметить просто потрясающую музыку.
Я считаю, что этот фильм — шедевр, который должен посмотреть каждый образованный человек. Милош Форман с невероятным талантом, проницательностью, тонкостью, изяществом, юмором и одновременно серьёзностью показывает человеческую жестокость и человеческую же любовь.
Вывод из всего этого — я прожила сегодняшний день не зря, хотя бы только по тому, что посмотрела этот фильм.
10 из 10
Шедевр.
3 января 2013
Великолепное произведение искусства, которое создано по историческим событиям из архива с помощью великолепного режиссера Милоша Формана.
Сразу скажу, что фильм гениальный и посмотреть его нужно. И как многие фильмы Формана, этот фильм тоже многогранен, то есть его можно рассмотреть с разных сторон.
Формана не случайно назвал фильм «Призраки Гойи»,он имел ввиду не то, что многие подумают посмотрев фильм, а то что было посвящено человеческой сущности в плохих качествах, которая до сих пор сохранилась в нашем обществе.
Форман затрагивает миллионы тем:церковь, историю, чувства, но одним из самых важных является то, что люди способны делать для своего собственного блага.
Отличная игра актеров, в которых я даже не сомневался. Браво!
О фильме можно говорить и писать очень долго, но лучше всего его посмотреть.
10 из 10
26 ноября 2012
Те, кто знаком с величайшим фильмом Милоша Формана «Амадей», были бы согласны с мнением, что режиссер умеет ставить исторические драмы и вырисовывать незабываемые образы, плюс отличный сюжет. Поэтому практически не было сомнений в том, что «Призраки Гойи» — фильм, который должен показать еще одну знаменитую историческую личность в сфере искусства на фоне великих исторических событий.
Но как говорится, и у великих бывают провалы. Хотя назвать провалом «Призраки Гойи» язык не поворачивается, лучше сказать так: фильм, который немного идет не своей дорогой.
Центральное место фильма занимает священник Лоренцо, по сути, это его история, затем идет Инесс, муза Гойи и только потом великий художник, для которого в данной истории выбрали некую нейтральную позицию наблюдателя.
Хотя главной идеей и остается наблюдение событий глазами Гойи, его восприятие окружающего, от данного персонажа практически не исходит ни какой энергетики. Все забирает Лоренцо в великолепном исполнение Хавьера Бардема, это его фильм, его история, и он в ней хозяин.
От данного фильма ожидалось нечто иное. Хотелось увидеть трагедию не Инесс, а трагедию жизни Гойи. Как он стал великим художником, как общался с королевской семьей, как оглох, но все равно продолжал работать, если бы именно его вынесли на первый план, а остальных переместили на второй, то, наверное, получилась бы трагедия, достойная знаменитого «Амадея».
4 ноября 2012
Он говорил обо всем — о психушках, о гениальности, о сексе, о политике и о многом другом и его слушали. Смотрели. Теперь он стар и сам смотрит на все с высоты возраста и жизнь ему кажется мгновением. Это все и правда очень быстро проходит и самые прекрасные цветы увядают и нет ни одной судьбы не знавшей несчастий, а добро и зло часто меняются местами. Да, будут новые цветы и новые оттенки, и самое черное зло (ах, черт!) может сверкнуть достоинством. Абсолютные герои и однозначные злодеи бывают только в кино, но не в этом. Здесь только хрупкость и непостоянство человеческих судеб, что больше похоже на жизнь, чем на кино. Кажется, что ему их всех жалко, и хороших и плохих, а смотреть на них стало привычкой. Все это было раньше и будет потом. Такое кино снимают очень редко, это не для мега-кассовых сборов и не для того что бы «заявить о себе». Это филигранная работа большого мастера, который много узнал, многое видел и который знает как это рассказать.
18 октября 2012
Франсиско Гойя вошел в историю искусства как художник, воплощающий в своих гравюрах темные сны и фантазии. «Сон разума рождает чудовищ» — название офорта Гойи из сатирического цикла «Капричос», фрагменты которого идут в начальных титрах фильма; он подписал гравюру такой фразой: «Воображение в сочетании с разумом производит чудесные творения искусства, а чудищ порождает именно сон разума». Именно этот кошмар разума того времени, от которого каждый хочет проснуться, показал Милош Форман в фильме, сочетающем политическую сатиру и мелодраму.
В «Призраках» прослеживается хаотическая ситуация в истории Испании 18-го века: от одной тирании к другой и далее — к третьей. Никаких принципов, идеалов, никакой честности. Но несмотря на политическую подоплеку, фильм скорее о человеческой трагедии. Не биографический: для утонченного Формана это было бы неинтересно. Он использует фигуру живописца, желая обеспечить холст для двух главных героев: брата Лоренсо и невинной Инесс. Гойя представлен в фильме как глаза и кисть истории, символический художник, которому удается создать свои картины в разрушительное историческое время. Призраки Гойи — те люди и события, засвидетельствованные Гойей и превращенные в рисунки и картины; но термин «призрак» также относится к тому, на что похожи люди в те моменты, когда все изменяется. Квазилиберальный монах и молодая девушка и все другие люди в фильме — только пешки истории, которые затем исчезают. Призраки. Потому что они могут быть уничтожены в любой момент. Принципы, на которых строятся доносы, абсурдны: читаешь Вольтера — еретик! утверждаешь, что материя состоит из мельчайших частиц — пропагандируешь дьявольские идеи! если мужчина справляет нужду, прикрывая член ладонью, возможно, он обрезан, значит, — тайный иудей! говоришь «храм», а не «церковь» — протестант!
Таким образом, и Инесс Бильбэтуа, вызванная Святой Инквизицией, была обвинена в «следовании иудейским обычаям», всего-то — из-за отказа откушать свинину в таверне. В итоге, муза художника пробыла в заточении 15 лет. И возвратившись, полусумасшедшая, с исковерканной душой и телом, начинает поиски своей дочери. С британским вторжением в Испанию публично преследуется по суду и Лоренсо. У Формана человек всегда показан в борьбе с режимом, со какими-то неотвратимыми обстоятельствами («Амадеус», «Вальмон», «Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Лари Флинта», «Человек на Луне»). Почти все его герои — одиночки, сопротивлющиеся прессующему режиму.
В сатирических моментах так открыто высмеиваются власть имущие! На вопрос Гойи к Лоренцо, хочет ли он портрет с руками или без, тот отреагировал вопросом: «А в чем разница?» И когда получил ответ, что разница в цене: одна рука 2 тысячи, а две — 3 тысячи, то сразу же их спрятал. И еще момент, который заставляет улыбнуться. На вопрос Гойи к мужеобразной и далеко не молодой королеве Испании о том, какой бы хотела остаться в памяти потомков, она искренне отвечает: «Такой, какая я есть, молодой и красивой».
Натали Портман в ролях молодой-старой Инесс и ее дочери удивляет в своей многоликости и непринужденности. Шокируще выглядит образ высохшей старухи с исковерканной челюстью, в которой не сразу узнается красавица Портман. Великолепный испанец Хавьер Бардем со средневековой мордой идеально вписывается в роль брата Лоренцо; играя с изяществом змеи, показывает далеко не лучшие его качества: с легкостью отказывается от своих убеждений, при этом занимает абсолютно противоположную позицию, и радуется жизни, забывая о том, сколько искалеченных судеб у него за спиной. Стеллан Скарсгард в роли несколько пассивной (его роль, думается, и не должна в этом фильме быть выдающейся), и в некоторых моментах он еще и доверчивый простофиля. Но, все же, трудно согласовать приветливый и немного тусклый образ Гойи, который воплотил Скарсгард, с жесткими и мрачными работами художника.
Гурман Форман избегает показа реализма войны. Известно, что единственная цель этой войны — получение власти через страдание завоеванных, которые имеют одно право: крутиться на собственных костях и плоти. И только мелькающие гравюры «Черных картин» последнего периода Гойи приоткрывают кошмарный вид войны и человеческих мучений.
8 сентября 2012