Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Митридат, царь Понта |
английское название: |
Mitridate, re di Ponto |
год: | 2006 |
страны: |
Германия,
Австрия
|
режиссер: | Петер Шёнхофер |
сценаристы: | Vittorio Amedeo Cigna Santi, Жан Расин |
продюсер: | Бернхард Фляйшер |
видеооператор: | Gnter Euringer |
художники: | Фальк Бауэр, Jrgen Bckmann |
монтаж: | Иво Ташнер |
жанры: | драма, музыка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
28 августа 2006 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 31 мин |
2006 год стал ярким событием в хронологии современной музыкальной культуры, вместив невероятный калейдоскоп мероприятий, посвященных 250-летнему юбилею Вольфганга Амадея Моцарта. Особый вклад в чествование австрийского гения внес Зальцбургский фестиваль, посвященный композитору, — в рамках летнего театрального марафона были представлены все 22 оперы Моцарта.
«Митридат, царь понтийский» — не самое востребованное произведение Моцарта. Основанная на одноименной драме Расина, эта поистине античная трагедия посвящена личной и политической драме правителя Понта Митридата Евпатора. Мерцающая строгой красотой поздне-барочной оперной эстетики, эта классическая опера-сериа ограничивает исполнительский состав пятью ведущими солистами, разыгрывающими драму о честолюбии, долге, предательстве и искуплении. Зальцбургский фестиваль не стал обращаться к барочной стилизации Грэма Вика, предоставив режиссерские полномочия Гюнтеру Крамеру, который избрал крайне скупой, почти стерильный художественный стиль, исполненный суровой брутальности. Единственная декоративная деталь — символическая надпись на выбеленной стене — Mitridate e morto, информирующей о гибели царя в сражении с Римом, которую поспешно исправляют на «vivo» после возвращения Митридата, чудом уцелевшего в кровавой бойне. Однако после первой же арии монарха и это скудное украшение исчезает, оставляя сценическое пространство безжизненно пустым, создавая атмосферу вакуума, в которой воплощена идея власти. Тематика отчужденности также солирует и в драматургии взаимодействия персонажей. Топор — карающее орудие возмездия, — становится центральной символической деталью в кульминационной драме оперного финала.
Политический антураж оперного сюжета щедро сдобрен морально-этическим и любовным антагонизмом. Митридат препоручил свою невесту Аспазию заботам своих сыновей Сифара и Фарнака. Однако оба очарованы молодой женщиной, и Аспазия отвечает на чувство Сифара, пренебрегая брачным долгом. Фарнак намерен предать отца и вступить в союз с врагами страны-римлянами. В столь сложный период поступает известие о гибели Митридата, начинается семейный конфликт, но царь возвращается, однако еще не осознает масштаб пагубных изменений, произошедших в его отсутствие. Он намерен заключить династический брак между Фарнаком и царевной Исменой, безответно влюбленной в своего жениха. Но он узнает об измене своих сыновей и, терзаемый нравственным выбором, вынужден следовать долгу отца или монарха. Отягощает ситуацию угроза военного вторжения римских легионов. Такой драматический накал Моцарт оформляет изысканными, невероятно виртуозными ариями, требующими большого технического мастерства, рафинированности и искушенности в особой музыкальной стилистике композитора.
Американец Ричард Крофт — в титульной партии, отличающейся невероятной сложностью. Выходная каватина Se di lauri сразу же выявила все недостатки певца — плохая подвижность, смазанная фиоритура, полное отсутствие изящества, рваные легато, проблемный верхний регистр — Крофт фактически пасовал перед высокими пассажами и резкими межрегистровыми переходам. А крайне слабый, крохотный, тусклый, блеклый тембр с неприятным ватным призвуком некрасив и лишен царственного благородства.
Израильское сопрано Нетта Ор — дебютантка фестиваля — в сложнейшей партии Аспазии разочаровывает избыточной тремоляцией, дилетантским уровнем техники и субреточным интонированием.
Сочное, гибкое сопрано шведки Мии Перссон в партии Сифара звучит действительно достойно, особенно, в сравнении с ее партнерами.
Контр-тенор Бейджун Мета, племянник знаменитого индийского дирижера, в образе Фарнака, звучит со всеми неизбежными недостатками этого типа голоса — вымученностью, сдавленностью, ограниченностью, плохой полетностью.
Шведка Ингела Болин в образе Исмены вполне удачно справилась и с вокальной, и с драматургической задачей.
В маленькой партии римлянина Марция — тенор из ЮАР Колин Ли, обладатель весьма заурядного тенора. Любопытно, что роль Арбата поручена не традиционным басу или сопрано, а сопранисту, как и на оперной премьере в 1770 году.
Дирижирует знаток барочной музыки Марк Минковски.
Учитывая, что записей Митридата единицы, можно ознакомиться и с этим сомнительным фестивальным продуктом. Однако лучшая видео-версия этой оперы — из Лиона с великим Рокуэллом Блейком в титульной партии. Также хороша запись из Ковент-Гардена с Брюсом Фордом в образе Митридата.
23 июня 2020