Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Игра с огнем |
английское название: |
Catch a Fire |
год: | 2006 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
ЮАР,
США
|
слоган: | «The spark that ignites us, unites us.» |
режиссер: | Филлип Нойс |
сценарий: | Шон Слово |
продюсеры: | Тим Беван, Эрик Феллнер, Энтони Мингелла, Сидни Поллак, Джулия Блэкман, Лиза Чейсин, Миранда Калли, Дебра Хейуорд, Женевьева Хофмайер, Робин Слово, Джефф Абберли |
видеооператоры: | Рон Фортунато, Гарри Филлипс, Ренато Фортунато |
композитор: | Филип Миллер |
художники: | Джонни Бридт, Реза Леви, Мелинда Лонспак, Деларе Вагенер |
монтаж: | Джилл Билкок |
жанры: | боевик, триллер, мелодрама, драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 14000000 |
Сборы в США: | $4 299 773 |
Мировые сборы: | $5 669 944 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 сентября 2006 г. |
на DVD: | 14 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
В мировом прокате фильм не явился значительным кинособытием, любителей триллеров не привлек, но мне он более интересен с точки зрения своей идейной составляющей.
Патрик Чамассо — молодой южноафриканский работник нефтехимического завода в ЮАР, который своим трудом и упорством смог дорасти до начальника бригады. У него есть красавица-жена (в бывшем модель), две прекрасные дочери, хороший дом и даже автомобиль. К нему настороженно относятся американские военные, постоянно патрулирующие улицы городка, но не трогают, Патрик — законопослушный гражданин.
По иронии судьбы в ту ночь, когда главный герой уезжает к своей любовнице, группа рабочих его завода взрывает один из блоков предприятия в знак протеста против угнетения африканских рабочих.
Патрика сразу же бросают в пыточную камеру, а Ник Вос, возглавляющий отделение сыска в городе, американский полицай, играет в доброго и милосердного начальника, которые удивленно поднимает брови, заметив искромсанное лицо Патрика. Из героя выбивают признание, когда издеваются над его женой: вот такая она, демократия по-американски!
Но Ник понимает, что Чамассо невиновен, он дарует (почти по-царски) ему освобождение с вечной слежкой.
После таких издевательств Патрик добровольно приходит к осознанию необходимости борьбы против апартеида североамериканского империализма. И вступает в отряд борцов.
Как развиваются события дальше — рассказывать не будем, чтобы у читателей не пропало желание смотреть фильм. Тем более, что он очень динамичный и вызывает немало эмоций.
Взглянем на то, чему картина и посвящена: борьбе ЮАР за независимость.
Апартеид (apartheid на африкаанс — разделение) — политика ограничения в правах небелого населения Южной Африки, проводимая в ЮАР до 1994 года.
Все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности на белых, цветных, черных и индийцев (азиатов). Для разных групп были установлены разные права, естественно больше всего их было у белых. Было введено раздельное обучение и медицинская помощь, разделен транспорт, общественные и развлекательные учреждения, церкви, запрещены смешанные браки. Даже лавочки и пляжи были «только для белых» и «для других».
Развитием политики апартеида стало создание бантустанов (Bantoestan на африкаанс) — территорий компактного проживания коренных черных южноафриканцев, по сути — резерваций.
* * *
Смотрю информацию об апартеиде и замечаю один очень «толерантный» факт: все пишущие осуждают это явление, но не говорят, представители каких именно стран обеспечивали и поддерживали расовую сегрегацию. А ведь это независимые и демократические европейцы и американцы. Но и здесь нельзя мазать одном миром всех жителей этих стран: в политике апартеида были те, кто получал непосредственную прибыль на крови африканских рабочих. Это капиталисты так называемых «развитых стран». И это именно тот социальный стержень фильма, ради которого стоит отнести картину к классовому кино. И ради которого стоит ее посмотреть.
26 января 2013
После драматического детектива «Тихий американец» режиссёр Филлип Нойс пустился в путешествие по миру, где начал ставить фильмы, обходящие, в географическом смысле, США либо же его родную Австралию. В 2006-ом году он уже на Африканском континенте и затрагивает в своём новом фильме «Игра с огнём» будоражащую, но не самую лицеприятную тему апартеида в одной из самых густонаселённых и этнически разнообразной стране Африки — в ЮАР.
Сценарий, основанный на реальных событиях, написала Шон Слово, получившая некоторую популярность после драмы «Выбор капитана Корелли». В него вошла история доброго семьянина и неплохого работника, добившегося некоторых успехов, чернокожего парня Патрика Чамуссо (Дерек Люк). Он отправляется с футбольной командой мальчишек, которых тренирует, в другой город, а затем приезжает к своей бывшей подружке. В это время на заводе, где он работает происходит теракт. В связи с тем, что никто не знает, где он был (он скрывает посещение женщины), то подозрение падает на него. Белокожий агент Ник Вос пытается выбить из него показания, но затем отпускает Чамуссо. Но издевательства в тюрьме, полное разрушение жизни Чамуссо делают из него борца против апартеида. Он становится террористом…
Из всех картин Филлипа Нойса данная лента несёт в себе самый философский смысл. Его герой не хотел проблем, жил своей жизнью, любил жен и детей, но беззаконие белого меньшинства сотворили из него нового для них врага. Это история одного человека, который на собственной шкуре почувствовал, что значит быть вне закона и каким образом он решил восстановить справедливость, но не для самого себя, ему чуждо личное отмщение, он решил стать лишь винтиком в том механизме, который должен был разрушить то зло, которое существовало в его стране.
Мы, в нашей стране, немного знаем о той эпохе. Филлип Нойс и Шон Слово дают нам возможность увидеть это глазами униженного и оскорблённого.
Кроме философской подоплёки в ленте присутствует и актуальность. Пусть со дня отмены режима апартеида прошло прилично времени, но всем стоит знать про это зло, которое мало в чём уступало тирании и фашизму.
Тим Роббинс (это он сыграл агента Ника Воса) и Дерек Люк сумели создать на фоне террора обоюдоострую борьбу двух различных людей, с разными взглядами с разными принципами. Их дуэль (психологически она сильно потрясает при просмотре) — яркий образец, как необходимо играть в подобном кино.
Безусловно, просто потрясающая работа оператором создаёт неповторимый вид незнакомой многими Африки. Но они показали нам не экзотику, а показали наполненную страхом атмосферу страны тех годов.
Один из самых серьёзных фильмов, советую тем, кто воздал по заслугам эпику «Кровавый алмаз».
8 из 10
24 декабря 2011
Потрясающий фильм.
О чём это кино? Оно о вражде двух цивилизаций в одной стране. Он о временах апартеида в ЮАР. Он о противостоянии двух миров, двух народов, двух людей.
Д. Люк играет чернокожего рабочего, причём он довольно высокого разряда. Политикой он не интересуется (в отличие от родни), работает себе на крупном комбинате и радуется семейной жизни (мама, красавица-жена и двое детей). Но на предприятии и вообще в стране всё чаще происходят взрывы… Боевики АНК (Африканского Национального Конгресса) взрывают железнодорожные пути, заводы, полицейские участки… Белые в ответ жёстко «прессуют» чернокожих (которые в реале ещё и грызлись между собой). И вот скромному и не замешанному ни во что противозаконное мастеру крупно не повезёт. После очередной диверсии за ним приезжают… И тогда он встретится с героем Тима Роббинса Ником Вогом, офицером антитеррористического центра. Вначале я боялся что новомодная политкорректность перешибёт всё. Слава Богу, отмороженного гестаповца и пожирателя младенцев из героя Роббинса делать всёж не стали. Хотя его герой действительно очень суров, жесток и беспощаден к врагам своей страны. Но он также умён, обладает личным мужеством и хотя и может наблюдать за тем, как его подчинённые пытают подозреваемого, всёж не отправит на виселицу невиновного…
Оба актёра сыграли просто выше всех похвал. Показаны две правды — правда угнетённого чернокожего большинства и правда белой цивилизации ЮАР (ведь и буры за века тоже породнились с этой землей). Чернокожие отлично поют, танцуют, даже сцены подготовки в лагерях бойцов АНК напоминают порою что-то карнавальное… Офицер же спецслужб ЮАР любит выехать с семьёй на пикник, поиграть на гитаре, выпить коктейль… Симпатии создателей фильма отданы чернокожим. Но и белые показаны полнее достойно (и в рядах тех же юаровских коммандос, устроивших зачистку базы АНК в Мозамбике, было и немало чернокожих, а не только потомков голландцев и англичан с немцами). Показана война людей разного цвета кожи, но родина у них одна…
И пусть искренне понимаешь мотивы негра-повстанца, но и герой Роббинса порою тоже вызывает самое искреннее уважение и одобрение (скажем, сцена погони за машиной и разминирование бомбы).
И в отличие от многих своих собратьев по цвету кожи победивший повстанец не стал изгонять и убивать белых за цвет их кожи…
Отдельное спасибо мастерам грима и операторам. Ибо действие фильма растянуто на несколько лет…
Ну а то что в последние годы из ЮАР уезжают белые, растёт число убийств (причём не одних только белых фермеров)… Ну ладно. Н. Манделу как человека я уважаю. Но какое будущее будет у отравленного вековой взаимной ненавистью Юга Африки…
Не могу не вспомнить и лучший, на мой взгляд, роман А. Проханова «Африканист». Этот роман (наряду с «Матрицей войны»), пожалуй, является одним из его сильнейших творений и в то же время он практически неполитзирован и очень лиричен… Противостояние двух разведчиков — из СССР и ЮАР на фоне африканских войн…
Много ещё чего можно сказать об этом фильме. Но иногда надо быть предельно кратким. Лучше один раз его посмотреть, нежели несколько страниц критики прочитать…
Резюме: Этот фильм был для меня полной неожиданностью. Сильное и тяжелое местами кино. Тим Роббинс сыграл божественно. Режиссёру и оператору браво. Этот фильм стоит посмотреть.
29 июля 2010
Тема апартеида никогда не забудется для стран африканского континента, ведь нет ничего нелепей, когда одна раса считает себя превосходящей другую. Картина эта показала не только то, что африканцы абсолютно равны белым, но и что ради справедливой свободы человек может отречься даже от семьи, пожертвовать собой ради благополучия целого народа. И тех повстанцев никак нельзя назвать террористами.
Картина, в принципе, неплохо передала те события. Но не знаю, ощущалась какая-то недосказанность. Скорее фильм воспринимался как комментарий к историческим событиям нежели в качестве их описания. Даже Манделу упомянули лишь мельком, а не как следствие сюжета картины. Но тем не менее после просмотра фильма невольно думаешь: а ведь то, что было в те годы, творится и сейчас. только теперь не между расами, а между властью одной страны по отношению к прибыльным территориям развивающихся государств…
27 мая 2010
«Однажды мои дети скажут: Наш отец был человеком, который боролся за правое дело… А что скажут твои дети?» П. Чамуссо.
Картина основана на реальных событиях и повествует о временах апартеида (политики расовой дискриминации) в странах Африки, в частности, в ЮАР. Главный герой — простой южноафриканец Патрик Чамуссо (Д. Люк), обычный семьянин, рабочий нефтеперегонного завода. Когда вокруг царят нечеловеческая жестокость и издевательства «белой» элиты над коренным «черным» населением, Патрик старательно прячет голову в песок и всеми способами стремится избежать неприятностей с властями. Такой жизни, больше похожей на жалкое существование приходит конец, когда на заводе, где работает главный герой происходит террористический акт — взрыв бомбы, в котором обвиняют Патрика…
Фильм оставил двоякое впечатление. Сценарий основан на реальных событиях, и история получилась драматичной и вдумчивой. Однако некоторые повороты сюжет, как мне кажется, совершает не в том направлении, после этого происходящее вновь обретает осмысленность и четкую направленность, но затем опять следует «поворот не туда»… В общем, нет цельности. И логика а также идеалы, обозначенные режиссером в дебюте фильма, во второй его половине то и дело начинают развеиваться, словно утренний туман. В итоге картина так и смотрится — на контрастах. Нужные сцены перемежаются с лишними, а герой становится все более неоднозначным и понять его к концу картины сможет далеко не каждый…
Положительные стороны у «Игры с огнем», безусловно, есть. Это и живая, правдоподобная игра актеров. В большей степени Дерека Люка, в меньшей — Тима Роббинса. Это и неплохая операторская работа, и крепкое музыкальное сопровождение, и отлично переданная атмосфера африканского быта и необъяснимо жестоких событий тех лет.
Обобщая все вышесказанное, добавлю, что «Игра с огнем» трагичная история борьбы за свободу и равенство. История, которую нельзя смотреть без содрогания, и сочувствия. Но вместе с тем это история лишенная целостности, а некоторые поступки и выбор, сделанный главным героем вызывают недоумение. В итоге получилось вполне приличное кино, посмотреть которое стоит. Но на столь мощной основе можно и нужно снимать более сильные картины. В качестве примера могу привести «Кровавый алмаз» Э. Цвика.
7 из 10
10 февраля 2010
Фильм 2006 года Catch A Fire совсем не случайно прошел незамеченным в российском доморощенном кинопрокате. И дело тут не в лени основных продюсерских компаний, которым в последние годы свойственно не прилагать никаких усилий для «прокатывания» действительно стоящих фильмов. Хотя примеров такой лени достаточно.
Одна из функций кино, как и любого искусства, — инициировать обсуждение злободневных проблем, вопросов социальной критики. Фильм ставит именно такие вопросы. В нем замечательно показывается эволюция аполитичного маленького человека, столкнувшегося с политикой.
Однако, сегодня ниша, в которой в принципе происходило бы обсуждение каких-либо серьезных вопросов, а не только связанных с социальным устройством, практически полностью исчезла из российской киноиндустрии. И более того — из искусства в целом.
Жизнь вокруг нас полна множества примеров, когда чья-то борьба за свои интересы, идеалы и, в конце концов, себя и свою семью вызывает резко негативное отношение со стороны. Люди, не склонные к молчаливому соглашательству (а тем более выбирающие активные способы сопротивления) обвиняются в «отсутствии конструктивного подхода», «лени», «нежелании работать», «маргинальности», а то и в банальной «проплаченности». И это одинаково относится и к правозащитникам, и к профоюзникам, и многим другим. Такие представления сегодня — норма. Они являются органической частью современной российской идеологии.
Фильм показывает, как в обычном человеке закономерным образом формируются взгляды «бунтовщика». Режиссер последовательно и честно демонстрирует, что может произойти с человеком, которому не повезло родиться «не в той стране и не в то время».
Иными словами, преодолеваются идеологические штампы, навязываемые обычному человеку. И делается это на понятном этому самому обычному человеку языке. То есть, наиболее подходящим способом. Потому фильм несет освободительное значение.
Главный герой — Патрик Чамуссо — довольный жизнью и семьей работник нефтеперерабатывающей фабрики, опоры растущей экономики ЮАР. В меру работоспособен и старателен: на заводе, на котором проработал всю сознательную жизнь, смог дослужиться до бригадира. В меру удачлив: жена — победительница национального конкурса красоты. В меру отзывчив — безвозмездно тренирует детскую футбольную команду, которая делает успехи. Патрик строит свое простое тихое спокойное счастье и подчеркнуто ни во что не ввязывается.
Единственная проблема — он живет на закате режима апартеида в ЮАР. Уже многим очевидно будущее страны, но репрессивный аппарат буров еще продолжает работать. Его жертвой и оказывается главный герой, ошибочно обвиненный в организации теракта.
Ведущей линией фильма является внутренняя эволюция главного героя. После ареста ему пришлось пережить пребывания в тюрьме, избиения на допросах, изнасиловании жены (что, по мысли солдат из группы по борьбе с терроризмом, должно развязать Патрику язык). И, оставаясь честным с самим собой, герой приходит к мысли об активном сопротивлении. Он совершает первый шаг — вступает в партизанские отряды АНК. Второй шаг в своем внутреннем развитии герой делает находясь в тренировочном лагере партизан. Погруженный в новую атмосферу, он уже ведом не просто жаждой мести. Поняв позицию террористов более глубоко, Патрик начинает ее разделять. То есть, его собственная позиция становится обоснованной, а борьба — осмысленной. И Патрик теперь даже готов умереть за свои новые идеалы.
Следующий шаг герой совершает после смерти своих соратников. Теперь он не простой исполнитель, который ждет приказа, чтобы его выполнить. Он начинает сам активно участвовать в борьбе — предлагает свой план диверсии и делает все возможное для осуществления задуманного.
Характерной становится сцена неудавшегося захвата Патрика полицейскими перед самой диверсией. На автобусной остановке начинается стрельба, но в последовавшей суматохе герой ведет себя совсем не так, как повел бы еще совсем недавно и как повел бы себя любой представитель его среды. Он не поддается панике, а, контролируя эмоции, действует расчетливо и продуманно. Как «партизан», а не как «Патрик Чамуссо».
Показываемая зрителю история разворачивается на противопоставлении Патрика и Ника Воса (Тим Робинс) — полковника группы по борьбе с терроризмом. За каждым из них — почти непересекающиеся плоскости, в которых протекает жизнь разных социальных групп ЮАР. На первый взгляд различий между двумя характерами не очень много. Полковник Ник Вос также любит свою семью и заботиться о ней.
Он также честно подходит к исполнению своих обязанностей. Получив веские аргументы в невиновности Патрика, Ник Вос отпускает его, так как не считает нужным выслуживаться за счет выбитых фальшивых показаний. Главное для него — ловить настоящих террористов.
Герой Тима Робинса признает, что буры ведут уже перешли к обороне, и их поражение не за горами. Но он продолжает честно делать свое дело. Вот только представления о чести у него другие. Как и мораль вообще.
Показательна сцена, в которой старшая дочь полковника отказывается учиться самозащите, потому что не приемлет какое-либо убийство людей. Ей, на языке негров (а совсем не на родном языке белых!) в жесткой форме объясняют, почему она обязана взять в руки оружие. В стране, в которой 80% населения из-за своего цвета кожи было фактически лишено электричества, водопровода и медицинской помощи, язык черного населения буры использовали лишь для того, чтобы отдавать приказы!
Фильм, так глубоко показывающий психология человека и преодолевающий заезженные штампы заслуживает самой высокой оценки.
9 из 10.
11 мая 2009
Хорошая драма, основанная на реальных событиях о нелегкой судьбе африканского народа, который очень долго терпел угнетение и дискриминацию со стороны белого населения, хотя белого населения было всего 3 миллиона, а черного 25 миллионов. Фильм жесткий, напряженный, эмоциональный. Тим Робинс («Побег из Шоушенка») сыграл красиво, не плох был и Дерек Люк. В общем, советую для просмотра всем без исключения.
9 из 10
25 апреля 2007
Террористы или партизаны? Борцы за свободу или разрушители? Одних и тех же людей оценивают по разному. Кто-то считает, что надо воевать за независимость, а кто-то готов подчиниться кому угодно. Южная Африка была в подчинении и порабощении почти четыреста лет. Но настало время, когда пережали и терпеть стало невозможно. Вот об этих временах и фильм.
Кто в советское время смотрел программу «Время», знают аббревиатуру АНК и помнят кадры танцующих африканцев с «калашниковыми». В фильме они есть. Но фильм наверное не столько об этом. Хотя становится понятно гораздо лучше, чем из Советского ТВ, что такое апартеид на примере жизни конкретных людей и почему совершенно аполитичные люди поднимались на борьбу. Они не хотели мириться с унижением. И не мирились.
Но начав борьбу, пришлось научиться и прощать. Чтобы ненависть не росла, чтобы зло не порождало зло. Ведь «месть это зло», как говорит главный герой фильма (вернее его реальный прототип, которого мы видим в самом конце). А прощению их научил их «отец»: Нельсон Мандела: «Мы никогда не станем свободными, если не научимся прощать».
Бывший мастер химзавода, ставший подрывником в организации сопротивления и угодивший на 10 лет в колонию на каменоломню, в итоге становится основателем детского приюта. О нем, о Патрике Чемуссе, о его судьбе этот фильм.
22 апреля 2007