Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ходжа Насреддин и Азраил |
английское название: |
Afandj va Azroil |
год: | 2004 |
страна: |
Узбекистан
|
режиссер: | Хилол Насимов |
сценаристы: | Шукрат Гаххор, Хилол Насимов, Гафур Гулям |
видеооператор: | Султан Мирзахмедов |
композитор: | Дони Ильясов |
художник: | Кахрамон Нуритдинов |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 июня 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 13 мин |
Весь этот прекраснейший неоузбекский фильм я просмотрел с доброй улыбкой на устах, а в самом финале, вероятном, но всё же внезапном, начал потихоньку аплодировать. Поверьте, было, чему.
Про похождения Насреддина в разное время снято несколько фильмов (вспомним хотя бы старый советский «Насреддин в Бухаре»). Но все они были, по большому счёту, полусказочными, сатирико-юмористическими. А здесь нам предложили настоящую драму, без малейшего гротеска (так и хочется добавить- «основанную на реальных событиях»). В ней самым простым и естественным образом повествуется о обретении неким смышлёным и находчивым жителем древнего среднеазиатского города (при посредстве воплощённого в крутого мордастого мужика ангела смерти Азраила, впоследствии затребовашего его душу) сути и образа будущего народного героя Насреддина. На сердце теплеет от сцены, когда будущий Насреддин, по настоятельному совету и «высочайшей протекции» Азраила заделавшийся лекарем и преуспевший в этом деле, в момент, именуемый «за вами пришли», прежде всего интересуется, выздоровеет ли вон та маленькая больная девочка, а потом объясняет неумолимому смертоносцу, что наконец-то сам может лечить и просто нести людям добро. Он понял, нашёл себя.
Весь фильм, поставленный по рассказам о Ходже, явно делится на две части. Первая, «бытовая», повествует о «гостевых» встречах главного героя с замаскированным падишахом, предпринявшим «хождение в народ» и вознамерившимся поставить-таки неунывающего хитреца в безвыходную ситуацию, а также о жизни его приятеля-сластолюбца и т. д. Не слишком гармонично это «бытописание» переходит во вторую, судьбоносную, философски-драматичную часть, начинающуюся со встречи с Азраилом, что является существенным недостатком (но едва ли не единственным!) картины. Сама же она снята совсем незатейливо (три-четыре старых простецких «спецэффекта» легли туда, куда надо), без излишеств, «по-житейски» (с такой же игрой достопочтенных актёров). Ну и как же без юмора рассказывать о проделках Насреддина! Только юмор здесь спокойный, естественный, без переигрывания, кривляния фриков и луидефюнесовской мимики. И, что немаловажно, мусульманские нравы показаны вполне реалистично, современно и без купюр. То есть фильм делал не «идеологически правильный» советский «Узбекфильм», а новое, свежо мыслящее поколение узбекских кинематографистов, которых, хоть и с восьмилетним опозданием, рад поздравить с успехом и добавить к своей оценке пару плюсов.
8 из 10
2 июля 2012