Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек-пеликан |
английское название: |
Pelikaanimies |
год: | 2004 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Лииса Хелминен |
сценаристы: | Уильям Олдридж, Лииса Хелминен, Лиина Крон, Аннина Энкель, Helena Anttonen |
продюсеры: | Ханна Хемила, Анита Оксбург, Пер Нильсен |
видеооператор: | Тимо Салминен |
композитор: | Туомас Кантелинен |
художник: | Мария Ууситало |
монтаж: | Юкка Нюканен |
жанры: | фэнтези, приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 ноября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
- И не надо, что вы. Со временем вы об этом забудете или вернетесь. Иногда для того, чтобы забыть, надо вернуться туда, откуда уехал. Снова увидеть это место — и вдруг понять, что это совсем не то, чего ты хотел.
— Что это не твой дом, да?
— Не твое место или не твое время.
Взрослея, человек теряет в самом себе целый мир, целую вселенную. Он подчиняется набору принятых кем-то другим правил, меняющихся в соответствии с веяниями времени, регламентирует свою жизнь с требованиями окружающей действительности, только ради достижения сомнительных дивидендов ломая до основания собственное естество. И только на грани старости, измученный хронической усталостью, он, наконец, понимает, что жизнь прошла под чужую диктовку (зачем?), без единого проблеска в череде бесконечной будничной беготни (для чего?) и горькой слюной на язык ложится запоздалый вопрос: «разве оно того стоило».
Пеликан приходит в город: одевает костюм, заталкивает лапы в неудобные ботинки и растворяется, неотличимый от всех прочих, в людском потоке, которому и дела нет до его огромного клюва, выпирающего над воротничком. Мальчик Эмиль ещё не выучился взрослой привычке смотреть сквозь и замечает человека-пеликана первым среди прочих. Он учатся друг у друга миропониманию, читают книги, вместе разглядывают реальность как если бы с высоты птичьего полёта, правда, в конкретном случае всего лишь на расстоянии вытянутого крыла.
Почему дети верят в чудеса? Взрослые склонные объяснять это наивностью, инфантилизмом или даже отсутствием какой-то выдуманной ответственности, но, быть может, чтобы понять — мир не исчерпывается зазубренными сентенциями — им не хватает именно такого отстранённого взгляда со стороны (актёр Кари Кетонен, исполнивший роль пеликана, действительно казался/был птицей: скошенная голова, кособокая походка, даже иначе моргающие глаза, что добавляло только натуралистичности происходящему). Существо, стоящее на грани двух миров и сующее своё любопытный клюв во все сферы человеческой жизни, становится проводником в нашу блёклую жестокую реальность, бессердечность которой мы привычно стараемся не замечать, слепо глядя в небо мёртвыми глазами.
И, хотя этот рассказ о долгой дороге к дому, в тоже время он беспощадно и правдиво — о смерти мечты.
- Ты — человек, и твоя задача — помнить. Человек, которым я был, умрет, а мертвые забывают обо всем. И буквы, и целую жизнь. Но ведь жизнь от этого не становится бессмысленной.
— Нет, становится, — грустно сказал Эмиль.
— Ну, уж если все бессмысленно, то нет смысла и грустить об этом. Ну-ка, улыбнись! — приказал пеликан.
10 из 10
18 июля 2016
«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»
Г. Х. Андерсен
В настоящее время нишу киносказки прочно занял жанр фэнтэзи — Эрагон, Хроники Нарнии, Звездная пыль, Гарри Поттер, — эти наиболее яркие представители жанра поражают детское сознание потусторонними мирами, чудными зверями и сверхъестественными способностями героев.
Целое поколение детей подрастает на этих фильмах и плохо это или хорошо покажет, наверное, только время.
Но мне, человеку «докомпьютерного детства» ближе и интереснее сказочные истории, снятые без чудес компьютерной графики — где чудом оказывается что-то, что существует рядом и тогда, без вмешательства технологий, в воображении возникает сказка.
Именно так произошло с финской сказкой «Человек — пеликан».
Но все по порядку.
Фильм повествует о том, как один Пеликан решил стать человеком. Он посчитал, что для этого достаточно примерить на себя человеческую одежду и тогда люди примут его за своего. После чудесного перевоплощения в пляжной кабинке Пеликан начал осваивать человеческую жизнь — устроился на работу в оперный театр, снял квартирку в тихом районе финской столицы, тут же влюбился в изящную балерину и… никто, кроме грымзы-домоправительницы, которая страдала от аллергии на птиц, не заподозрил в этом симпатичном молодом человеке его истинную пернатую сущность. В это время Эмиль, маленький мальчик, который из-за развода родителей был вынужден с мамой переехать из деревни в Хельсинки, и поселится в том же доме, что и пеликан начинает догадываться о прошлом Пеликана. Родственные души находят друг друга, но что ждет их дружбу в будущем?
Картина снята по мотивам повести финской писательницы Леены Крун — «В одежде человека» в лучших традициях сказок шведской сказочницы Астрид Линдгрен и не менее известных скандинавских детских писателей Синкен Хоппа, Яна Экхольма и Туве Янсон.
Роль Пеликана исполнил финский актер Кари Кетонен — и исполнил очень виртуозно!
Тут и смешная птичья походка и мимика и интересные диалоги. А его трогательная песня на празднике двора? А расставание в финале? В моем воображении теперь все пеликаны такие как он — несколько наивные, добрые и честные.
Маленький Эмиль напоминает Малыша из сказки про Карлсона — такой-же одинокий, смышленый и чуткий. Рони Хааракангас, сыгравший Эмиля, выглядел несколько скованным, но это компенсировалось искренностью и теплотой в глазах.
Несмотря на то, что фильм был снят не так давно, в 2004 году, и по сюжету время действия примерно то же, компьютеры, мобильные телефоны и прочие приметы времени остались за кадром, что добавляет картине элемент безвременья, сказочной атмосферы — это еще один плюс Человека — пеликана!
Резюмирую: Теплая, добрая, смешная, несколько наивная, но очень правильная сказка, которую я, в будущем, обязательно покажу своим детям!
3 ноября 2009