Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хвала любви |
английское название: |
Éloge de l'amour |
год: | 2001 |
страны: |
Франция,
Швейцария,
Германия
|
режиссер: | Жан-Люк Годар |
сценарий: | Жан-Люк Годар |
продюсеры: | Ален Сард, Рут Вальдбюргер |
видеооператоры: | Жюльен Хирш, Кристоф Поллок |
художник: | Марина Тибо |
монтаж: | Рафаэль Уртен |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $252 074 |
Мировые сборы: | $485 003 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
«Хвала любви» — очень лиричный, проникновенный текст, а его сложность обусловлена, всего на всего, дискретностью и полифоничностью изображения и звука. Годар предпринял попытку деконструировать голливудские лав-стори, пошел войной на клише с обычной для себя эмансипаторской целью — вырвать язык из лап метафизики, освободить означающие из-под власти означаемых. И в том, что его герои в конце концов терпят поражение перед голливудской махиной, то что большие деньги и коммерция подчиняют себе искусство, сказывается отнюдь не его пессимизм как художника и человека, а просто тот факт, что униженные, отверженные, маргинальные знаки и образы обречены проиграть неубиваемой в мире тяге к смыслу и истине.
Эта картина выражает сам дух Франции, в котором любовь, поэзия и революция теснейшим образом переплетены, а им противостоят деньги, насилие и государство. «Государство не способно влюбиться» — звучит в фильме, намекая на слова Симоны Вейль, процитированные Годаром дважды: в «Нашей музыке» и «Образе и речи»: «Там, где одиночки мечтают быть вдвоем, государство мечтает быть одно». Здесь вспоминаются незабываемые страницы из «Анти-Эдипа» Делеза и Гваттари, где авторы пишут, что любое государство одержимо параноидальными импульсами, желанием насильно объединять, сливать в одно, экстатически обезличивать в тирании целого.
Хоть «Хвала любви» — и не политический фильм, политики в нем мало, но есть постоянные для Годара болевые точки истории, где идут войны, творится насилие, где во имя высшего смысла терроризируются меньшинства, в этой ленте — это Косово и оккупированная нацистами Франция. Почему в фильме, озаглавленном как «Хвала любви», поднимается тема Сопротивления с большой буквы, не только французского в годы Второй Мировой, но сопротивления вообще? Потому что сам дух Франции, ее культура, ее поэты и мыслители, ее поэзия, ее кино — родина Революции, не деградирующей в террор, но противоположной ему, той силы любви, которая стремится осчастливить человечество, в конечном счете силы любви Христа, Пришедшего к отверженным и обездоленным, к маргиналам и отщепенцам, той любви, свечение которой ощущается во французском искусстве Гюго и Бальзака, Руссо и Расина, Бодлера и Рембо. И в фильмах Годара.
Деля фильм на цветную и черно-белую часть, Годар показывает нам изнанку кинопроизводства от замысла до воплощения, и пусть почти невозможно уследить за всеми героями, за переплетением их воспоминаний, за многочисленными цитатами из множества книг, здесь нет кадров хроники и игровых фильмов, это постановочное кино, бегущее от нарративности в чистую поэзию, горизонтальную, ненасильственную, свободную от ухищрений власти.
Хотя Голливуд, как всегда побеждает, крадя чужие истории (американцы, как всегда у Годара со времен «Презрения», — носители власти, мировые жандармы не только в сфере политики, но и искусства, профанирующие любой намек на поэзию, где бы то ни было, как ищейки, они ищут ее повсюду для того, чтобы опошлить), пусть революция любви и лирики обречена: слишком серьезные у нее враги — само государство и его институты, однако, анархическое сопротивление в крови у влюбленных и поэтов. И метафоры на чьей-то странице вновь выйдут из-под контроля, и персонажи Годара, которые постоянно читают в кадре и цитируют тексты, эти такие немодные люди, призревшие гаджеты, воздающие хвалу не только Любви, но и Книге, вновь будет бороться против власти внутренних жандармов — разума и смысла, чтобы сила чувств вновь выразила себя на освобожденном от властных отношений поэтическом языке.
24 мая 2019
О чем-то. О ком-то. И о любви.
Годар уже не новая волна. Но от этого не хуже. Многое что не получалось в раннее время, по прошествии лет стало подвластно. Дыхание еще не последнее.
Кинопоток сознания состоящий из обрывочных фраз, безупречно совмещен в гармонии с изображением — так родилась «Хвала любви».
О чем-то. О ком-то. И о любви.
Главным героем фильма является сам режиссер. В номинальном Эдгаре это без труда угадывается. Edgar — Godard почти анаграмма, а Бруно Пюцюлю почти Годар внешне.
Вы помните имена ? Может быть ничто не было сказано. Может быть ничто не было сказано. Было. Было. Было. Имена и обрывки фраз — ключ к пониманию фильма. Имена и обрывки фраз — средства с помощью которых режиссер выражает свои взгляды. Имена и обрывки фраз — киноязык коммуникации со зрителем.
О чем-то. О ком-то. И о любви
Годар критикует современное искусство. Искусством заправляет Уолл-Стрит. Ценность произведений стала измеряться суммами заплаченными на аукционах. Покупатель фактом покупки хочет быть на равных с Творцом. Брокер как равный Фидию. Что если вернут Брака и Влавинка ? Добавят Уорхола, Абрамович, Поллока. А вместо Ники Самофракийской унитазы да писсуары? Будет «современное искусство». Чем «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» Алле отличается от «Черного квадрата» Малевича? Ценой. Власть денег возводит бездарей и откровенных посредственностей в ранг гениев.
Годар не любит Голливуд. Голливуд покупает чужие идеи. Голливуд покупает истории. Голливуд перевирает истории. Голливуд снимает всякий шлак и впаривает его Вам за ваши деньги. В этом особенно преуспел Спилберг. Вдове Шиндлера так и не заплатили. Она умерла в бедности.
«Живые мертвецы этого мира» — Брессон, Бунюэль, Антониони и другие режиссеры кто снимает не ради денег, а киноискусства. К ним Годар причисляет себя.
О чем-то. О ком-то. И о любви.
Я не люблю этот мир. Современная цивилизация мчится под откос. Главный локомотив — США. Годар не любил США в 60-х, не любит его и сейчас. США уничтожает разнообразие в мире, как гегемон, оно требует абсолютной власти. Весь мир становится американским. Нападение на Югославию — это не только военное преступление, это преступление против человечества. Против самоопределения. Преступление оправданное ложью. Ложь проникает через идеологический диктат. Через идеологический диктат США оправдывает свое беззаконие. США страна без корней, переписывает историю, так что бы обосновать свое господство, так чтобы скрыть свои злодеяния. Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений. Я мечтаю о ком-то… (о чем-то) вроде Симоны Вейль и Ханны Арендт. Современный мир развращен, он идет к гибели, в нем должен быть достигнут баланс между человеком и природой, обществом и государством. Главная опасность для человечества представляют не Нибиру и Рептилоиды, главная опасность таится в самом человечестве. Она исходит изнутри. Абсолютная власть, требует полного подчинения, осуществления полного контроля за всеми сферами жизни покорных масс. Правление железной пятой. Насилие и террор.
Мы должны помнить чтобы сопротивляться. Мы должны помнить что такое фашизм. Мы должны помнить откуда он взялся. Мы должны помнить как ему сопротивляться. Этьен де ла Боэси: «Рассуждение о добровольном рабстве». Люди сами отказываются добровольно от свободы, всовывая голову в узурпаторское ярмо. Почему нужно подчиняться законам и государству? Если государство не способно любить. Люди сами отдают свободу за возможность больше употребить ненужного хлама, ради похабных зрелищ и удовлетворения низменных чувств. Криста Вольф «Кассандра» Ты должен бороться за собственное утверждение. Ты должен иметь мужество отстаивать собственные интересы. Ты должен бороться за свою свободу.
О чем-то. О ком-то. И о любви.
Фильм из черно-былых тонов настоящего где все однообразно и уныло, переходит в прошлое которое бурлит многообразием красок. Оно пронизано любовью.
О чем-то. О ком-то. И о любви.
Годар видит спасение в любви. Любви всеобщей. Только через такую любовь увядающий мир может спастись. Возлюби ближнего своего. Персеваль встречает Эглантин. Через поиск истины Годар приходит к любви. Любви к красоте — как наивысшей целесообразности природы. Любовь к истине дает Годару мужество и свободу. Мужество свободно выражать свои убеждения. Человек производит идеи. Вы знаете это высказывание Святого Августина: «мера любви — это любить без меры». Через кадры фильма, сочится любовь, она переживает 4 самых важных момента — встреча, физическая страсть, разлука и новая встреча.
Она должна проникнуть в твой разум, ибо по ком звонит колокол, он звонит по тебе.
О чем-то. О ком-то. И о любви.
9 из 10
24 апреля 2017
Фильм сложный, очень. Годар запутывает — поначалу ты вообще не понимаешь, что происходит, ради чего все это и к чему должно привести, даже главного героя вычленяешь не сразу, да и героев в принципе. Гораздо важнее здесь, слова, мысли идеи, которые, между тем, не виснут в воздухе, а заставляют задуматься, они не голословны, а подтверждены историей, опытом, мировоззрением говорящего. Тут важно и то, что говорящий часто вообще за кадром, затемнен или стоит спиной к зрителю, а слушающий — в кадре, крупным планом. Режиссер призывает нас быть внимательными, услышать его, понять. С ним можно согласиться или нет, но вовсе не задуматься может только тот, кто вообще не хочет думать.
О чем фильм? О памяти, о восприятии действительности через призму прошлого, опыт, который позволяет видеть вещи под определенным углом, и о любви — тема заявлена в названии фильма, она просто есть, как подложка всего происходящего в жизни человека.
Важный символ — книга с пустыми страницами — это история, которую ищет Эдгар (главный герой), это история, которую создает Годар, это история каждого, кто делится с Эдгаром кусочком своей жизни, это наша история — та, которую мы видим в фильме и в то же время наша собственная, которая изменится после просмотра. Она не может быть у всех одинаковой, поэтому у каждого — своя книга.
Первое свое кино Годар снял в 1955 году, а «Хвалу любви» — в 2001, возможно, для режиссера — это попытка разобраться в себе и своем творчестве, подвести какие-то итоги, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
А еще фильм очень красивый, здесь нет бессмысленных кадров, что называется, «ради красного словца», каждая картинка несет свою смысловую нагрузку, но в то же время каждый кадр (простите за пафос) — произведение искусства. Если сложно продраться через меланхоличное, медитативное повествование, то можно просто представить, что пришел на выставку, скажем, фотографии.
Возможно, это и не самый удачный фильм Годара (так пишут критики, я не берусь судить, ибо, мало смотрела — раз, не кинокритик — два), возможно, это и не киношедевр мирового масштаба, но это вдумчивое, красивое кино.
21 ноября 2011
Память — сложноустроенная вещь, сочетание прекрасного и ужасного, сход-развал эпох и фильтрация ключевых моментов эпохи, золото-руда. Фильм как попытка, фильм как исследование великого наследия Годара, его причинно-следственных связей возрастов. Разобраться невозможно. Вшитые в сначала чёрно-белую, ближе к концу — цветную картинку поэтичные диалоги вводят в заблуждение, понять трудно, принять невозможно — опыт у всех свой.
Глубина мысли, ныряя на которую легко задохнуться, интеллигентский багаж длиною больше полувека. У человека всё пройдено, всё познано. Цвета неважны, поэтому сухое ч/б. «Встреча, физическое влечение, расставание, примирение» — фазы взаимоотношений, о которых нам говорит он, Творец. Он говорит (голосами героев): «Отверженные, они повсюду», мы верим. А что нам остаётся.
Центральной тема — память, что с ней делать? А это узнаем, когда проживём три возраста — молодость, зрелость старость. Годар как бы говорит: «Она обжигает, она стёсывает лесками, верёвками, ласками; лучше бы не было и вовсе всех этих люблю, живу, дышу (ради тебя, вас)».
Усложненная структура фильма, напоминающая дайджест, записную книжку — с перечёркнутыми фразами. Надо не раз просмотреть, чтобы вобрать в себя, изучить реальные аллюзии, реальные истории, заложенные в плотносплетённую канву рассказа.
Для памяти жизнь — дефрагментированна, непонятна. А в его памяти, памяти великого режиссёра — улицы, улицы Франции и люди, до сих пор красивые, родные хоть и 21 на дворе. И любовь, куда же французам без неё.
Разбивка на главы «О чём-то» и «О любви» есть противопоставление, с которым не поспоришь, всё в мире: о любви и о чём-то там ещё. В голове остаётся «взрослых не существует» как отрицание опыта, то есть памяти. Ну что ты с ней будешь делать, с этой занозой в голове?
Только любви я там мало увидела. В фильме. Мало.
9 сентября 2010