Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Посетитель Q |
английское название: |
Bijita Q |
год: | 2001 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «The only thing stranger than this family is... Visitor Q.» |
режиссер: | Такаси Миике |
сценарий: | Итару Эра |
продюсеры: | Рейко Аракава, Сэйитиро Кобаяси, Хисанори Эндо, Акира Саито, Сусуму Накадзима |
видеооператор: | Хидэо Ямамото |
композитор: | Кодзи Эндо |
художник: | Ютака Уки |
монтаж: | Ясуси Симамура |
жанры: | ужасы, триллер, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 7000000 |
Мировые сборы: | $12 397 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 марта 2001 г. |
на DVD: | 16 августа 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Кажется, японский кинобеспредельщик Такаши Миике таки снял полноценный метафильм в своей кинокарьере, даром что «Посетитель Q» 2001 года, ставший в свою очередь заключительной частью киносериала о социальных изгоях современного японского общества (начиная с ленты «Токийская мусорщица»), поначалу безыскусно и безвкусно в общем-то притворяется болезненной пародией на все существующие реалити-шоу (хотя и не без этого, само собой). Перманентно заставляя зрителей фалломорфировать, между тем, «Посетитель Q» еще и издевается настолько, насколько это вообще возможно над всеми общепринятыми понятийными категориями. Автономное существование персонажей ленты, резко отрицающее у них любые признаки семейственности, обуславливается целым скопом комплексов, травм и перверсий в необратимой стадии, и даже пресловутый незнакомец в их доме не в силах их излечить, изменить, избавить. Социальные изгои таковы — если не их трахают, так они себя сами, иногда с привлечением всяких подручных материалов. Не зря в картине зримо присутствуют социальные маркеры, обрисовывающие такой себе мелкомещанский тоскливый быт, когда от скуки хочется выть, ныть и убивать: впрочем, недолюбленные (платонически), недотраханные (физически), недоношенные (эстетически) герои ленты Миике не получат ничего взамен от появления в их жизни с одной стороны камеры, этого всевидящего ока и транслятора вуайеристически-эксбиционистских норм поведения, а с другой — некоего наблюдателя, который, в отличии от героя «Теоремы», антибуржуазно переимевшего всех без разбору, заразив сифилисом бунта, не стремится предпринимать какие-то явные радикальные меры. Куда уж пуще, если и так все здесь все или запущено, или вовсе пущено под откос — Визитер лишь служит неким унылым напоминанием о том, что осталась еще притворная даже видимость нормальных отношений, но и не более. Ничуть не отмежевываясь ни от Пазолини, ни от Вакамацу, ни от Осимы, ни даже от, прости Господи, гуманиста Куросавы, Миике умудрился, помимо цели создать «фильм в фильме», снять кино о том каково быть посторонним и носителем ratio в среде тотального хаоса, не имея никакой внятной созидательной возможности привести этот мир в порядок, привнеся в него некий, хотя бы временный, баланс. Причём очевидно, что «Посетитель Q» это и еще и чисто экспортное кино, эксплуатирующее на всю катушку пресловутые японские странности.
Под режиссерским прицелом на сей раз во всей своей безнадежной красе предстал типичный мииковский парад гордости моральных и физических отщепенцев разной степени шизанутости, не слишком мирно уживающихся под протекшей крышей дома своего, поскольку у главного героя ленты, телепродюсера эдакого японского варианта нашего ТНТ и по существу альтер эго самого Миике, вроде все как в одном советском мультфильме, с поправкой на реальность: умничка-жена, несовершеннолетний сыночек и лапочка-дочка. Только вот последняя в свободное от угрызений (совести) науки время проститутствует напропалую чисто из филантропских побуждений (в ее обязательную культпрограмму входит и родной отец), сын вовсю косплеит быковское «Чучело», в то время как Маман — это пресловутая героиня на героине, как поет незабвенный Сплин. Проблема в том, что самым нормальным или не настолько критически контуженным (невзирая на дальнейшие долгие лобызания с женским трупом по ходу всего действа) является именно глава семейства Киеши, а не явившийся черт те откуда безымянный Визитер с ускользающими намерениями. Осознавая окончательную деградирующую природу собственного быта, но при этом не сильно страдая от сквозняков в окне Овертона, Киеши решает за счет своей уберимморальной семьи подняться по карьерной лестнице, и невольно, но возникает прямая ассоциация с самим Такаши Миике, отличающемся с одной стороны безграничной эклектичностью, но с другой же — безаппеляционной неразборчивостью, снимая практически все, что можно снять и продать: от дремучего артового кино до наивного детского и крепкого садомазохистского. «Посетитель Q» — это такая постмодернистская квинтэссенция творчества Миике, большая, чем «Ичи-киллер», «Кинопроба»,' Счастье семьи Катакури» или «Изо»; здесь в равной степени сошлись удачно лед и пламя, псевдоснафф и псевдодокументалистика, черный юмор и зверское насилие. Якобы примирительная интонация убийственного финала лишь подчеркивает абсурдность, тотальную ирреальность, вымышленность самих героев, не тождественных реальной действительности, ведь, как и в случае с Тарантино, герои Миике — фантомы, плоды его склонного к рефлексии разума. И погрузив их в финальное тихое сумасшествие после предыдущих громких вспышек немотивированной жестокости вкупе с шизофренией, некрофилией и инцестом, Миике лишь совладал со своими собственными противоречиями чисто кинематографического плана, достигнув желанной гармонии в тотальном единении Эроса и Танатоса.
22 февраля 2017
Кажется, японский кинобеспредельщик Такаши Миике таки снял полноценный метафильм в своей кинокарьере, даром что «Посетитель Q» 2001 года, ставший в свою очередь заключительной частью киносериала о социальных изгоях современного японского общества (начиная с ленты «Токийская мусорщица»), поначалу безыскусно и безвкусно в общем-то притворяется болезненной пародией на все существующие реалити-шоу (хотя и не без этого, само собой). Перманентно заставляя зрителей фаллоформировать (или фалломорфировать, не суть), между тем, «Посетитель Q» еще и издевается настолько, насколько это вообще возможно над всеми общепринятыми понятийными категориями. Автономное существование персонажей ленты, резко отрицающее у них любые признаки семейственности, обуславливается целым скопом комплексов, травм и перверсий в необратимой стадии, и даже пресловутый незнакомец в их доме не в силах их излечить, изменить, избавить. Социальные изгои таковы — если не их трахают, так они себя сами, иногда с привлечением всяких подручных материалов. Не зря в картине зримо присутствуют социальные маркеры, обрисовывающие такой себе мелкомещанский тоскливый быт, когда от скуки хочется выть, ныть и убивать: впрочем, недолюбленные (платонически), недотраханные (физически), недоношенные (эстетически) герои ленты Миике не получат ничего взамен от появления в их жизни с одной стороны камеры, этого всевидящего ока и транслятора вуайеристически-эксбиционистских норм поведения, а с другой — некоего наблюдателя, который, в отличии от героя «Теоремы», антибуржуазно переимевшего всех без разбору, заразив сифилисом бунта, не стремится предпринимать какие-то явные радикальные меры. Куда уж пуще, если и так все здесь все или запущено, или вовсе пущено под откос — Визитер лишь служит неким унылым напоминанием о том, что осталась еще притворная даже видимость нормальных отношений, но и не более. Ничуть не отмежевываясь ни от Пазолини, ни от Вакамацу, ни от Осимы, ни даже от, прости Господи, гуманиста Куросавы, Миике умудрился, помимо цели создать «фильм в фильме», снять кино о том каково быть посторонним и носителем ratio в среде тотального хаоса, не имея никакой внятной созидательной возможности привести этот мир в порядок, привнеся в него некий, хотя бы временный, баланс. Причём очевидно, что «Посетитель Q» это и еще и чисто экспортное кино, эксплуатирующее на всю катушку пресловутые японские странности.
Под режиссерским прицелом на сей раз во всей своей безнадежной красе предстал типичный мииковский парад гордости моральных и физических отщепенцев разной степени шизанутости, не слишком мирно уживающихся под протекшей крышей дома своего, поскольку у главного героя ленты, телепродюсера эдакого японского варианта нашего ТНТ и по существу альтер эго самого Миике, вроде все как в одном советском мультфильме, с поправкой на реальность: умничка-жена, несовершеннолетний сыночек и лапочка-дочка. Только вот последняя в свободное от угрызений (совести) науки время проститутствует напропалую чисто из филантропских побуждений (в ее обязательную культпрограмму входит и родной отец), сын вовсю косплеит быковское «Чучело», в то время как Маман — это пресловутая героиня на героине, как поет незабвенный Сплин. Проблема в том, что самым нормальным или не настолько критически контуженным (невзирая на дальнейшие долгие лобызания с женским трупом по ходу всего действа) является именно глава семейства Киеши, а не явившийся черт те откуда безымянный Визитер с ускользающими намерениями. Осознавая окончательную деградирующую природу собственного быта, но при этом не сильно страдая от сквозняков в окне Овертона, Киеши решает за счет своей уберимморальной семьи подняться по карьерной лестнице, и невольно, но возникает прямая ассоциация с самим Такаши Миике, отличающемся с одной стороны безграничной эклектичностью, но с другой же — безаппеляционной неразборчивостью, снимая практически все, что можно снять и продать: от дремучего артового кино до наивного детского и крепкого садомазохистского. «Посетитель Q» — это такая постмодернистская квинтэссенция творчества Миике, большая, чем «Ичи-киллер», «Кинопроба»,' Счастье семьи Катакури» или «Изо»; здесь в равной степени сошлись удачно лед и пламя, псевдоснафф и псевдодокументалистика, черный юмор и зверское насилие. Якобы примирительная интонация убийственного финала лишь подчеркивает абсурдность, тотальную ирреальность, вымышленность самих героев, не тождественных реальной действительности, ведь, как и в случае с Тарантино, герои Миике — фантомы, плоды его склонного к рефлексии разума. И погрузив их в финальное тихое сумасшествие после предыдущих громких вспышек немотивированной жестокости вкупе с шизофренией, некрофилией и инцестом, Миике лишь совладал со своими собственными противоречиями чисто кинематографического плана, достигнув желанной гармонии в тотальном единении Эроса и Танатоса.
17 февраля 2016
Когда-то что-то похожее в кинематографе зритель уже видел в драме Пьера Паоло Пазолини «Теорема», снятой в 1968 году. Японский режиссер Такаси Миике (как сам утверждает) вдохновил себя тем фильмом и снял нечто очень похожее.
В его шокирующей истории мы видим семью, в которой все деградировали и перешли все грани дозволенного и аморального. Мы видим, как отец спит за деньги со своей дочерью, снимает на камеру, как избивают его сына, занимается сексом с трупом женщины, которую он сам и убил, пьет молоко из грудей своей жены. Его дочь безнравственная проститутка, а сын садист, избивающий родную мать. В семье появляется неожиданный гость, который играет важную роль в дальнейших событиях…
Если режиссер имел замысел шокировать зрителя, то у него это получилось. Кино действительно шокирует и полностью обескураживает. Почти каждая сцена из рада вон выходящая. Герои все со своими странностями и они далеки от чего-то нормального и привычного. Затея снять нечто обескураживающее получилась, вопрос только в качестве съемок.
Во многих сценах видно вверху микрофоны, что является большим минусом и создается впечатление, что это любительское кино. До статуса режиссера Пьера Паоло Пазолини (мастера самых шокирующих фильмов) японскому любителю Такаси Миике очень далеко. Если сравнивать их, как режиссеров, то это небо и земля.
Этот фильм раскрывает раскол всего института семьи, и это ужасно. Шокировать зрителя, режиссеру удалось, вот только фильм в целом кинематографической ценности не имеет из-за не качества съемок и местами неправдоподобной атмосферы. В этом фильме присутствует смесь жанров триллера, драмы, ужасов, криминала и немного комедии. Самая забавная сцена, связанная с камнем и загадочным гостем. Это просто невероятно комичный и обескураживающий момент.
«Посетитель Q» — другое кино от Такаси Миике 2001 года. Этот фильм для меня в списке самых обескураживающих и шокирующих фильмов, что я видел. Не осмелюсь посоветовать кому-то смотреть это кино, да и сам второй раз ни за что бы не стал смотреть. Японская, современная «Теорема» от Такаси Миике — это смесь деградации, безумия, изощренной безграничности запретной стороны человеческой природы.
29 июля 2015
«Посетитель Q» — это наиболее раскрученная картина из шестёрки так называемых фильмов о любви, снятых на студии CineRocket в цифровом формате съёмки группой независимых, но достаточно опытных японских режиссёров, принадлежащий Такаши Миике, до этого известному в первую очередь благодаря весьма неоднозначной экранизации романа Рю Мураками «Кинопроба». Будучи одним из самых неординарных азиатских постановщиков современности (не зря же его пригласили в «Мастера ужасов»), Миике на сей раз предпочёл обойтись без всякой лирики и сантиментов, с первых же кадров будто бы намекая аудитории, что дальше будет ещё хуже.
Выбрав, по своему же признанию, в качестве основы для своего творения классический фильм Пазолини «Теорема», японец разбавил его свойственными ему нетрадиционными приёмами. Получился некий симбиоз разных жанров и направлений, этакая гремучая смесь, впечатления от которой для некоторых окажутся пострашнее яда азиатской кобры. Неслучайно британский критик Тони Рэйнс, известный знаток азиатского кино, назвал данный фильм самым оскорбительным из последних работ Миике. С другой стороны, тот факт, что лента достойно выдержала пристальный взгляд BBFC, не пострадав при этом, свидетельствует, скорее, в её пользу.
Но одной лишь профессиональной камеры для того, чтобы запечатлеть весь этот искромётный фарс, японцу показалось недостаточно. И он решил прибегнуть к отнюдь не новому, но весьма действенному методу, отправив своих персонажей в свободный полёт по междекорационному пространству с любительской камерой в руках и предоставив им львиную часть хронометража для реалити-шоу под личной редакцией.
Каждый из этих субъектов является своего рода жертвой, стеснённой какими-то обстоятельствами, подчас априори, перешедшей ту самую черту, за пределами которой находится уже другое измерение. Подросток, терпящий издевательства со стороны сверстников, с успехом компенсирует свои неудачи грубым отношением к матери. Та, в свою очередь, находит единственное утешение в наркотиках и молчаливом созерцании следов от побоев перед зеркалом. Глава семейства, с маниакальной одержимостью пытающийся доказать собственную значимость с помощью лишь двух инструментов — своего природного достоинства и аппарата с объективом, бесстрастно фиксирующего любое проявление человеческой сущности, включая инцест с родной дочерью и некрофильские акты. Здесь вполне уместно вспомнить о том, что рыба гниёт с головы, и нет ничего хуже, чем потеря главой семьи управления над ней; далее происходит цепная реакция, отчуждение в отношениях и трансформация прежней структуры внутрисемейных отношений, приводящая к духовно-нравственному упадку.
Ниспровергая общественные устои развитого общества, Миике вместе с тем не даёт чёткого плана действий как лучше выбраться из этой всё более и более разрастающейся по всей территории страны ямы, в которую попадают самые разные представители социальной сферы. По его мнению, для того чтобы понять, нужно смотреть и наблюдать, как бы ни тяжело это было. Многие сцены «Посетителя Q» говорят сами за себя. Героиня, примеряющая мусорный пакет под стать своему положению; человек без имени, сидящий под зонтиком, на который разбрызгивается символ материнской природы; подростки, закидывающие комнату школьника фейерверками, словно революционеры. Трагедия нынешней японской действительности, о которой говорят сами же персонажи его фильмов, слишком глубока, чтобы приукрашивать её. И Миике — отнюдь не единственный режиссёр, понимающий это.
19 марта 2014
A Family Guy.
Нам не говорят, как это случилось. Нам не говорят, что было до этого. Нет причин, нет даже последствий. Так просто есть. Впрочем, так не будет всегда.
Я мог бы сделать это со своим отцом… Это мог бы сделать со мной кто угодно… Я мог бы сделать это со своей матерью… Я мог бы стать жертвой… мог бы стать тираном… Я мог бы все исправить… но я могу только разрушать.
Идиллия. Она принадлежит каждому по отдельности. Дружная семья, разделяющая идиллию между собой по отдельности? Может быть, но только не здесь. Неудачник, шлюха, наркоманка, жертва. Мои совесть, стыд и моральные ценности желают, чтобы они снова стали вместе. Визитер, подобно дьяволу, совращает каждого героя по отдельности, сталкивая его с его же изъянами, — что то сравнимо с шоковой терапией. Только Визитер на то и дьявол, что он их не излечивает. Он дьявол для нас, зрителей, которые желают увидеть хотя бы намек на хэппи-энд, но концовка лишь говорит о том, что перед нами и правда больные люди. Но они счастливые больные люди. Визитер делает их едиными. Отец, дочь и мать разделили идиллию между собой и укрылись в своем счастье, в своем пластиковом синем брезенте. Сыну нравилась его собственная идиллия, которую Визитер разрушил, поставив его перед выбором: остаться или уйти. Мальчик выбыл.
It seems today, that all you see, is violence in movies and sex on TV…
Масс-медиа, СМИ. Никто не привык видеть счастье на той стороне экрана, особенно когда у тебя самого все хорошо. Окоченевший труп девушки, непроизвольно испражняющийся, пока его долбит психопат с перемотанной головой. Брызги молока из торчащих в разные стороны сосков, заливающих им линолеум. Разлагающиеся трупы школьников, гниющие в мусорном контейнере. Отец, трахающий свою дочь за 100 тысяч йен. Мы хотим это видеть. Нам нужен кто-то, кому хуже, чем нам. Семья Йямазаки — это отражение всей сути современного телевидения, в котором слово зрелище стало главным фактором его существования.
Посетитель Q — шок терапия для всей цивилизации. Он пугает. Он не говорит тебе того, чего ты хотел бы услышать. Ты остаешься в обескураженном состоянии, не знаешь куда деваться, задаешь себе вопрос: «Зачем я вообще посмотрел этот фильм?». Такаси Миике гиперполизировал разложение института семьи до уровня социального треша и черной комедии. Зачем? Потому что это его теорема. Тот, кто попадает под нее, лишь подтверждает ее правильность.
My dick really felt it.
2 ноября 2013
Даный фильм смотрела два раза. После первого просмотра долго не могла пить молоко — сразу вспоминалась гиперлактирующая женщина. Во время второго просмотра, когда суть фильма была уже более-менее понятна и стадия отвращения прошла, можно было спокойно пить молоко прям во время фильма.
Для чего снимают такого рода фильмы? Сразу стоит сказать, что авангард не рассчитан для широкого круга зрителей, то есть воспринять и понять его могут далеко не все. Визуальное отвращение, эксперементальный, мрачный и тяжелый сюжет — все это занавесь, через которую надо пройти к пониманию мысли, выражаемой создателем. Или к собственной интерпретации. Другими словами, тема не преподносит нам идею на тарелочке, наоборот — создает своего рода барьер. Наша задача — перепрыгнуть через этот барьер. Так фильм становится не предметом развлечения, а поводом подумать.
Что же мы видим здесь? Первое, что нам показывает радикальный Миике — это почти разрушенная семья. Отец — законченый неудачник, мать — наркоманка, дочь — проститутка, над сыном издеваются в школе. Чтобы спасти свое положение отец хочет снять об этом фильм. Какое непринужденное получилось бы реалити шоу! А ведь так всегда — СМИ только выигрывают от человеческих несчастей. Это и подтверждается сценой изнасилования, которую непрерывно снимают.
Есть ли какой-либо способ исправить все это? Есть. Кое-кто должен ударить отца по голове, чтобы тот опомнился. Кое-кто должен воссоздать мать как такую, а мать — это молоко. Кое кто должен ударить дочь камнем по лице, когда она предлагает себя.
Но не все так просто. Зачем отцу было насиловать и душить сотрудницу? И почему даже смерть не остановила его? Был ли это способ выпустить последний пар? Или наказание одного из обидчииков? Кто знает. Но тем не менее процес рассоединения тел стал еще одним шагом к возобновлению семьи. «Я не знал, что она такая знающая». Так воссоеденившиеся родители с улыбкой на лице мстят за сына. Так дочь, предварительно побитая приходит домой и видит сцену — мать кормит отца грудью. Последнее, что мы видим — попытка изобразить полную семейную идилию.
Но есть одно «но». Парень (который единственный не попал в идилию) спрашивает «Зачем ты пришел? Чтобы все разрушить?». И это опровергает все высшесказаные догадки. Может загадочный гость — это олицетворенная первопричина всех несчастий? Может из-за него гармония в обычной японской семье рушилась? Человек начинает что-то менять, только стыкаясь лицом к лицу со врагом. И вот первопричина появилась в образе некого мужчины. Теперь можно склеивать все, что порвалось, вживую борясь и выдерживая эту первопричину.
Так воссоздать или разрушить? Зачем пришел?
12 июля 2013
Семью японского телепродюсера Ямазаки нельзя назвать нормальной и традиционной. Его дочь торгует собой и даже продает себя родному отцу, являющемся примером настоящего семейного тирана. Сын терпит издевательства над собой в школе и снимает свою накопившуюся злобу на еще более извращенной матери, склонной к наркомании и садомазохизму. Чтобы восстановить себя на рабочем месте, отец решает снять документальный фильм о жизни своей семьи, но внезапно в их разлагающееся бытие врывается некий Визитер и от его стремлений излечить данную семью все становится еще хуже.
Фильм «Посетитель Q» культового японского режиссера Такаши Миике показывает весьма оригинальный взгляд на распад семейных отношений в современном мире и на зависимость человека от различных медиа и рейтингов(думаю, неслучайным является тот факт, что отец Ямазаки — телепродюсер). Киноязык Миике в данной ленте — хардкорный и трэшевый, с большим количеством сцен жесткого насилия и эротики, нарушающий все возможные табу, при этом картина является примером настоящего дикого абсурда и сатиры, высмеивающей лицемерные нравы современного общества. Противостояние в целом нормального безымянного Визитера дикой семье Ямазаки приобретает в ленте утрированный характер и таким образом утверждается мысль, что больное общество следует лечить шокотерапией или принять сегодняшнюю реальность как данность(финал ленты нельзя назвать однозначным).
Снят фильм оператором Хидэо Ямамото реалистично, жутко и смешно, ибо практически вся лента состоит из полудокументальных сьемок главного героя своей безумной семейки.
Актеры играют в фильме прекрасно и смело, глубоко раскрывая непростые характеры своих героев.
«Посетитель Q» — наиболее шокирующий и одновременно смешной фильм Такаши Миике, который я рекомендую всем поклонникам авторского и неформатного кино а также тем зрителям, кому пришлись по душе «Сербский фильм» и «Сало, или 120 дней Содома». Детям до 18 и слабонервным, а также зрителям с психическими отклонениями эту ленту смотреть запрещено ввиду наличия в ней очень эпатажных сцен.
10 из 10
20 сентября 2012
Обычную японскую семью с некоторых пор покинула гармония. Тут началось такое, что ни в сказке сказать, а только Такаши Миике кино снимать… Сына теперь постоянно задирают в школе одноклассники. Придя домой, он не находит ничего лучшего, как вымещать накопившуюся злость на матери, и принимается избивать ее. Она, в свою очередь, просит только об одном: не бить ее по лицу — оно ей еще пригодится. В перерывах между схватками с сыном мамаша успевает расслабиться, находя отдохновение в героиновых инъекциях. Меж тем дочь активно шлюшничает, но чтобы иметь больше денег на карманные расходы, не брезгует левым приработком — ублажает в постели собственного папашку…
А у главы семейства свой кризис: не сумев сделать карьеру на телевидении, он пытается заявить о себе миру с помощью документального фильма о молодежном насилии. В центре придуманной им истории — реальные издевательства над его собственным отпрыском… И тут появляется некий человек, который вносит в событийный ряд еще больше хаоса, насилия и разврата. Это и есть визитер Q. С его приходом агрессия у всех членов безумной семейки высвобождается еще активнее.
Из пяти десятков лент, поставленных Такаши Миике, «Посетитель Q» (снятый за 70 тысяч баксов и всего за неделю!), едва ли не самый оскорбительный. Миике продолжает прочищать зрителю мозги, обратившись к гремучей смеси брутальной комедии, сатирического фарса и перверсивного шокинга с рекордно большим количеством разнузданного секса и сверх натуралистичного садизма. До этого фильма, пожалуй, еще никто в кино так цинично не издевался и не поносил «основу всех основ» — семейную ячейку.
Как это ни покажется странным, но эта черная комедия входит в серию из шести картин, посвященных любви. Они были сняты на цифровое видео шестью «подающими надежды молодыми режиссерами Японии». Несмотря на большое количество эпатажных и откровенно оскорбительных сцен, таких как — некрофилия, фекализм, чрезмерная лактация, физиологически детально имитируемый секс и убийства, в фильме прослеживается очень консервативная линия, которая дает представление (конечно, сильно утрированное) о современном социальном статусе семьи в Японии.
Понятно, что персонажи, совершающие подобные поступки, могут существовать в любой другой стране. Просто ситуации, в которых оказываются герои, доведены автором до десадовского беспредела. Пролог со сценой инцеста и еще более шокирующих финал — вот те два полюса, между которыми зажата не менее отвратительная начинка. Ее энергетическая ценность исчисляется преимущественно процентным содержанием секса и насилия. Так сегодня выглядит позитивная семейная терапия по Миике. Вернее сказать — психоанализ.
Самый шокирующий тезис главного японского Enfant terrible звучит так: «Легко любить людей такими, какие они есть, когда они чистят зубы и причесываются и не обливают нас струями грудного молока, но постоянная семейная любовь может придти только тогда, когда наши тенденции к самоубийству, наркомании, мазохизму, некрофилии и насилию являются составной частью всего того мира, который мы называем любовью. Люби меня, люби мой ужасный фетиш». Не очень понятно, но зато концептуально и красиво.
Visitor Q, может быть, самый скандальнейший фильм неутомимого экстремала, призван выполнить одну задачу: разрушить как можно больше табу и довести зрителя до состояния физиологического отторжения. В помощь режиссеру — давно облюбованный арсенал рвотно-провоцирующих и мозгодробильных средств: неимоверное количество извращений и зрительный ряд в стиле порно-трэша, способный пробудить (и развеселить) даже мертвого.
По своей сути, «Посетитель Q» — это ещё один (конечно, вызывающий) взгляд на проблему распада института семьи. «Насилие и зло вовсе не одно и то же. В мире существуют зло и добро и в столкновениях между ними насилия не избежать», — так, во всяком случае, комментировал этот замысел сам Миике. — «Я часто повторяю, что похож на ребёнка, которому дарят разнообразные игрушки. И я не хочу отказываться от возможности играть со всеми игрушками, которые мне предлагают».
Миике скромничает, даже кокетничает — он давно уже ничего не ждет. Сломав все «подаренные игрушки» и вытащив наружу внутренности, он создал свою кунсткамеру экстрима. Без передышки пуляя с экрана брутальными образами, он ухмыляется и, показывая язык, приговаривает: «Жрите, суки!».
21 июля 2012
Такаши Миике не первый, кто обыгривает и пародирует «Теорему» Пазолини. Знаменитый «Крысятник» Озона — это предшествующий опыт. В буржуазную семью у Пазолини попадает некий странный человек, который провоцирует скандальные метаморфозы. Озон увидел ситуацию иначе: это отец семейства решает вывести на чистую воду всю компанию и приносит домой крысу, от прикосновения к которой преображаются его дети, жена, служанка. Ирония Озона в том, что, раскрыв потаенные стороны своих плотно упакованных натур, члены буржуазной семьи вовсе не терпят жизненного краха, а, благополучно убив отца, превратившегося в огромную крысу, соединяются в усовершенствованную комбинацию, столь же буржуазную, как прежняя. Ключ к фильму Озона — в «Тотеме и табу» Фрейда. Крыса оказывается тотемом, напоминанием о жестоком отце-вожаке первобытной семьи, убитом матерью и детьми.
Абсурд у Озона, таким образом, логичен. Чего не скажешь о «Посетителе Q». Семью, которую «посещает» неизвестный юноша, никак нельзя назвать образчиком буржуазной лживой порядочности. Фильм начинается с того, что отец семейства совокупляется с дочерью-проституткой. Сын избивает стеком мать, а она втайне принимает наркотик. Повторение фразы из фильма Пазолини «Ты пришел, чтобы все разрушить?» в таких обстоятельствах оказывается комичным. Единственное, что может сделать Посетитель, это скорее восстановить. Правда, единственный способ коммуникации в мире Миике это насилие. Посетитель бьет отца, а потом и дочь камнем по голове. Приводит это к тому, что отец насилует и убивает свою коллегу, дальше идут некрофилия, избиение школьных обидчиков сына, дружные усилия родителей распилить труп убитой женщины. Некоторые подробности, одновременно и вопиющие, и смешные, я опускаю, само описание звучало бы непристойно и затянулось бы. Заканчивается фильм возвращением в семью стукнутой камнем дочери и подобием идиллии — отец и дочь приникают к сосцам матери, ставшим изливать молоко.
Неочевидным образом антагонистами в фильме являются Посетитель и сын. Именно последнему не находится места в «идиллии», именно домашняя тирания последнего уничтожена. В этом смысле Миике перевертывает ситуацию, исследованную Озоном. Сын принимает свое поражение с тем же удовлетворением, с каким приняли свою смерть брат сёгуна в «13 убийцах» и гангстер-садомазохист в «Ичи-киллере». Каждый из них ожидал кого-то, кто сможет противостоять его разнузданной жестокости и кто остановит его. Удары камнем по голове, как можно судить по «Людям-птицам в Китае», лишают жертв их привычной социальной личности. Сам удар камнем отсылает скорее к «Свинарнику» Пазолини, к антитезе первобытной дикости и извращенной современности. В конечном счете приходится назвать фильм действительно забавным, а его завершение посчитать скорее благополучным. Посетитель Q вернул героев на десятки тысяч лет назад, в какой-то мифический матриархат, где насилие по адресу чужаков не осуждается «кланом», а напротив, является обязанностью отца. Пороки позднейшей цивилизации (проституция, инцест, тирания младшего) сменяются злом архаическим. Но есть ли в этом выигрыш, сомнительно. Вернее было бы сказать, что Миике опять приводит зрителя к буддийской мысли о многотысячелетней жизни-страдании, из которой можно выйти только в не-жизнь, небытие.
8 из 10
7 апреля 2012
Редко, но метко под настроение попадает подобный треш. Такой жесткой сатиры на современное медиаобщество еще придется поискать. На экране будет сплошная программа максимум и газета жизнь внутри одной конкретно взятой японской семьи. Особенно сюрреалистично все смотрится на фоне нападок современного общества на мультики про «Южный парк» (как максимум асоциального пропаганды), принятия законов о том, как правильно мужчина должен смотреть на женщину на работе и т. п.
Не забудьте увести детей подальше от экранов. Интересно, как школьников привлекают в подобную киношку? И не запрещено ли им законодательством показывать результаты их работы?
28 июня 2009