Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Влюбленный |
английское название: |
Gudia |
год: | 1997 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Гаутам Гхош |
сценарий: | Айн Рашид Кхан |
продюсер: | Амит Ханна |
видеооператор: | Гаутам Гхош |
композитор: | Гаутам Гхош |
художники: | Ашок Босе, Мандира Шукла |
монтаж: | Молой Банерджи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 ноября 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 19 мин |
«Кукла», ещё одна гениальная работа Митхуна Чакраборти, про которую смело можно сказать, что она заслужила национальную премию (кстати, сам фильм получил эту награду как «самый лучший индийский фильм»). На фильмы с Митхуном легко писать рецензии. Он играет не только сюжет, но и всю биографию своего героя, которая была «до». Ясно читаются и все мысли, и чувства героя. Это свойство гения.
По сюжету фильма, Джонни — популярный певец и музыкант. Звездой его шоу является говорящая кукла Урваши, имеющая облик прекрасной девушки. Певец так привязан к своей кукле, что впадает в отчаяние, когда её уничтожают безжалостные враги. Чтобы помочь Джонни, любящая его девушка Розмари решает выйти на сцену вместо куклы. Что можно понять из этой аннотации? Некий странноватый маньяк Джонни влюблён в свою куклу. Настолько, что когда её не стало, его девушке пришлось притворяться этой куклой. Фильму наши переводчики и название дали с намёком, так сказать, — «Влюблённый». Соответственно и награду в Каннах получил, видимо, потому что там такое любят — «странное». Но уверяю вас — фильм вовсе не об этом. Мало того, посмотрев внимательно этот фильм, в очередной раз, я вообще сомневаюсь — а есть ли там эта тема — любовь к кукле. Как говорится — «а был ли мальчик?» — а есть ли там «влюблённый»? Давайте разбираться.
Вентрология, или чревовещание — сценический приём, при котором артист говорит, не шевеля губами, создавая иллюзию, что голос исходит не от него. Искусство это древнее и редкое, так как овладеть им достаточно сложно. Джонни (Митхун Чакраборти), герой фильма, попытавшись стать певцом, понял, что таких, как он, людей с гитарами очень много. И тогда он примкнул к труппе Хамида, который выступает с говорящей куклой. Кукла, естественно, говорить не умеет — говорит за неё Хамид, искусный вентролог, своему мастерству начинает учить и Джонни.
Джонни, каким его играет Митхун в начале фильма, скромный человек, уже не очень молодой, неуверенный в себе, уставший от неудач. Это подчёркивается и внешним обликом — опущенные плечи, настороженный взгляд. Грим и костюм намеренно «негероические» — чёрные длинные спутанные волосы, очень тёмная кожа, простая дешёвая одежда. И только солнечная улыбка напоминает Митхуна-«звезду». Джонни старательно и настойчиво учится говорить, не шевеля губами. Он уже умеет говорить и за мужчину, и за женщину — словно в нём живут два существа. Его забавляет отношение Хамида к кукле — как будто она живой человек. Хамид ни разу не назвал её «кукла», только — «женщина», «красивая женщина», «Урваши». Он разговаривает с ней, как с живым человеком, трепетно одевает, разыгрывает с ней страстные любовные диалоги. Джонни это смешит, и он подшучивает над своим наставником. Забавный момент — Джонни-Митхун поёт своей Урваши и на радость зрителям «Ай эм а диско дэнсер» — такой иронический поклон в сторону своего коммерческого «танцородискового» прошлого. Джонни часто разговаривал с куклой, задавал ей вопросы и сам же на них, голосом куклы, отвечал. Можно предположить, что отвечало его подсознание, то, что внутри, в душе, недаром куклу он называет частью своей души. Честность Джонни такова, что сознание своё, разум свой он ещё может подчинить, заставить произносить ложь. А подсознание, душу — нет. Джонни испытывает сильнейший стресс, от бесконечного давления на него, от невозможности «продаться» и лгать. Кажется, что у него действительно начинается раздвоение личности. Дома он кричит на куклу — почему молчала? И сам же отвечает себе — потому что слова, которые надо было произнести, — ложь. Джонни похож в этот момент на сумасшедшего. Он таким и кажется окружающим. Но по сути, его разговор с Урваши в этой сцене — это разговор вслух со своим подсознанием, со своей совестью. Только и всего. «Я» разумное, приспосабливающееся столкнулось с «Я» честным и порядочным. И это второе «Я» и оказывается настоящей натурой Джонни. Он сердится, кричит, что продаст куклу, но свою натуру куда денешь?
Название «Кукла» обретает двойной смысл — это и о кукле, и о человеке, который отказался быть послушной куклой в руках сильных мира сего. Смелые выступления Джонни вызывают ненависть критикуемой партии. Ему угрожают, принуждают уехать из города. Джонни не по собственной воле оказался вовлечён в политику — грязный и жестокий мир. Негодяи уничтожают куклу. Джонни безумным взглядом смотрит на то, что осталось от его Урваши. А потом внезапно, с яростью схватив обломки, сам выбрасывает их в море. Бессмертная нимфа, вечно молодая красавица — миф, мираж, иллюзия! Крашеная картонка, за которой он пытался спрятаться. Мне кажется, Митхун играет здесь злость и ярость именно на себя, на свою трусость, на своё желание спрятаться от жизни. А после всплеска ярости наступает опустошение. Герой обессиленно опускается на колени. Часть души его умерла. Его искусство — умерло… Как это всё сыграно — трудно передать словами. Невероятно ярко и пронзительно. Джонни тоскует не по кукле — по творчеству. У него отняли голос, отняли возможность говорить со зрителем — а это самая большая трагедия для творца.
Фильм, считающийся психопатическим триллером о любви к кукле, на деле оказался драматическим и серьёзным разговором о назначении искусства, о судьбе творца в расколотом социальными и классовыми противоречиями мире. Фильм о нравственном выборе, о выборе художника — о чём говорить, с чем выходить к людям. Самый нелёгкий и сложный выбор. И одна из самых сложных психологических ролей Митхуна, и он неотразим в ней.
Когда посмотрела этот фильм впервые, была потрясена до глубины души, не только персонажем Митхуна, но и тем смыслом который передаёт этот потрясающий фильм. Долго ходила под впечатлением. И вот сегодня пересмотрев его ещё раз, пережила не меньшее потрясение, чем в первый раз. Это же глубочайшая восточная философия, которая, если внимательно и сосредоточенно смотреть фильм, проникает в самые потаённые уголки души и переворачивает мировоззрение. Такого эффекта я не испытывала никогда прежде, ни один индийский фильм, даже самый мощный и пронзительный, не поражал меня так, как «Кукла». И незабываемый взгляд Митхуна, уххх… словами не описать. Самый глубоко философский фильм из всех существующих. Бесподобно…
10 из 10
25 сентября 2018