Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смерть в горах |
английское название: |
Into Thin Air: Death on Everest |
год: | 1997 |
страны: |
США,
Чехия
|
слоган: | «Extreme Adventure. Extreme Danger.» |
режиссер: | Роберт Марковиц |
сценарий: | Роберт Дж. Эврек |
продюсеры: | Розали Маскэтт, Ханс Пропп, Дэвид Минковски, Мэттью Стиллман, Дебора Эделл Андервуд, Рэйчел Верно, Бернард Софронски |
видеооператор: | Нил Роач |
композитор: | Ли Холдридж |
художники: | Кристиан Вагенер, Индржих Кочи, Барбара Лэйн, Астрид Зибен |
монтаж: | Дэвид Битти |
жанры: | драма, приключения, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 ноября 1997 г. |
на DVD: | 29 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Порой для создания остросюжетного фильма не нужно особо ничего выдумывать сценаристам — сама жизнь способна подкидывать идеи для новых проектов. Так, трагедия 10—11 мая 1996 года на Эвересте, когда в результате рокового стечения обстоятельств при спуске с вершины горы погибло несколько человек, оказалась настолько увлекательным материалом для киношников, что уже через год вышел художественный телефильм Роберта Марковица «В разреженном воздухе: Смерть на Эвересте» (который в России был переведён как «Смерть в горах»). Однако по иронии судьбы, поспешив донести общественности историю реальной трагедии через форму игрового фильма (даже первые документальные фильмы об этом инциденте вышли позже), данная картина оказалась… малоизвестной современному массовому зрителю. Причём настолько, что при упоминании Эвереста практически любой назовёт фильм-катастрофу 2015 года, а не этот фильм. Видимо здесь уместно будет применить поговорку «поспешишь — людей насмешишь», чтобы понять почему так произошло. А между прочим, про саму ленту Марковица мне есть что сказать (хотя и не просто обойтись без сравнений с фильмом Кормакура).
Сценарий «Смерти в горах» был основан на мемуарах Джона Кракауэра — одного из участников трагедии. Хотя структура фильма получилась неровной. В принципе, Кракауэр в исполнении Кристофера Макдональда и выступает главным героем фильма. Однако нельзя сказать, что вся трагедия показана его глазами (потому что почти половина всех сюжетных линий была без присутствия в них Джона). Поэтому и выглядит всё это как-то странно, что Кракауэр своим монологом фильм открывает, завершает, а на экране, как персонаж, присутствует далеко не везде. Что касается остальных участников трагедии, то они получились серой массой. Увы, но как бы не ругали за это же фильм «Эверест», у телефильма 1997 года данная проблема выразилась гораздо больше. У Кормакура же более-менее понятно кто есть кто: характеры персонажей раскрываются и за счёт диалогов, и за счёт поступков. Здесь же это просто люди, которые шли на гору, а потом кое-кто из них погиб. При этом, когда начинается буран, и вправду непонятно кто есть кто — слишком они все «одинаковые» в такие моменты.
Говоря о трагедии 1996 года, я не могу не упомянуть об одном моменте, который получил со временем прямо противоположные трактовки. Я говорю о подвиге русского альпиниста из Казахстана Анатолия Букреева, который сумел без кислородной маски вернуться из лагеря назад к вершине, чтобы спасти потерпевших туристов. В мемуарах Кракауэр обвинил Букреева в том, что он всех бросил на произвол судьбы, поспешив вернуться в лагерь. Однако в своей книге Букреев напротив, объяснял свой поступок необходимостью восстановить силы, чтобы вернуться назад за другими. Сам же Кракауэр, к слову, оставался в лагере до конца. Собственно говоря, зная про этот случай (равно как и то, что данный фильм основан на книге именно Кракауэра), я был готов увидеть очернение великого русского альпиниста. Но здесь создателям удалось преподнести это аккуратно. Да, сам факт возвращения Анатолия за другими был показан. Но как-то так, между делом, вскользь. Впрочем, той самой «клюквы», без чего американцы не могут обойтись, показывая русских, здесь не было (чему я был искренне удивлён).
Актёрский состав получился спорным. Если отталкиваться исключительно от внешнего сходства, то исполнителей на роли Роба Холла, Скотта Фишера подобрали очень хорошо. С другими же персонажами (в том числе с Анатолием Букреевым) обошлись не очень. К тому же лично для меня актёрский состав был малоизвестен. По крайней мере без обилия знаменитостей (что было в фильме Кормакура).
В общем, фильм получился средним. Ругать его как-то не хочется (всё же видно, что старались проиллюстрировать то, что случилось в мае 1996 года). Но и хвалить особо не за что. Всё-таки лучше посмотреть документальный/научно-популярный фильм на эту тему, чем пытаться понять то, что не раскрывается ни через диалоги, ни через закадровый голос в этой попытке «хайпануть» на трагедии.
5 из 10
10 мая 2021