Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пантера |
английское название: |
Panther |
год: | 1995 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «The People Called Them Heroes. The F.B.I. Called Them Public Enemy Number One.» |
режиссер: | Марио Ван Пиблз |
сценарий: | Мелвин Ван Пиблз |
продюсеры: | Престон Л. Холмс, Марио Ван Пиблз, Роберт Де Ниро, Тим Беван, Лиза Чейсин, Эрик Феллнер, Мелвин Ван Пиблз, Nolbert Brown Jr |
видеооператор: | Эдвард Дж. Пай |
композитор: | Стэнли Кларк |
художники: | Ричард Хувер, Брюс Роберт Хилл, Кэрол Лавуа, Боб Кенсинджер, Пол А. Симмонс мл. |
монтаж: | Кевин Линдстрём, Эрл Уотсон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $6 834 525 |
Мировые сборы: | $6 834 525 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 апреля 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
«Негритянская тема» пробилась в кино довольно поздно — в середине 80-х. То есть тогда, когда волнения по поводу расизма в Америке уже практически утихли и чернокожие наконец-то добились равных прав с белыми. Но это вполне понятно, ведь в 60-х, когда «чернокожая революция» достигла пика после убийства Мартина Лютера Кинга, снять «черное» кино было делом абсолютно невозможным. В 70-х стали постепенно появляться фильмы из серии «блэк муви», но это были, как правило, второсортные мюзиклы, боевички и ужастики, которые ничего не давали негритянской культуре.
Даже актер-негр в те годы получал на порядок меньше белого актера того же уровня, я уж не говорю о политике, судах Линча, идиотических биллях Гувера, школах для белых, уничтожению чернокожей интеллигенции и вывесках «собакам и неграм вход воспрещен». Об этом кино заговорило лишь в 80-х, когда один за другим стали появляться фильмы-лозунги, раскрывающие правду о смутном и позорном для Америки времени.
Постепенно негров в кино зауважали, а в конце 90-х, когда политкорректность стала брать верх, превратили в своеобразный объект поклонения, что только дало еще больший повод говорить об американском лицемерии и обратной стороне американской демократии и свободы. Сейчас словосочетание «права черных» превратилось в фарс, негры, подталкиваемые стыдливым и подхалимским «уважением» белых, быстро превратились из угнетенной нации в продвинутую силу, и сами стали с удовольствием иронизировать над своим прошлым, которое было отнюдь не смешным и совсем не веселым.
Фильм «Пантера» поднимает тему истинной борьбы негров за равноправие, такой, какая разворачивалась в 60-е гг, с забастовками, стачками, митингами, организованными и неорганизованными протестами, предательствами, произволом властей… Это фильм о настоящей, необъявленной войне, такой же грязной, как и все остальные войны Америки.
Фильм переносит нас в те годы, когда те негры, кто шутит сейчас над своим «черным самосознанием» и превращает в фарс столетиями добывавшуюся свободу, еще не родились, и рассказывает об их родителях, которые выходили на улицы и поднимали головы ради того, чтобы их черные дети могли ходить в школы, жить не в трущобах, получать высшее образование, не прятаться, завидев полицейского, и не стыдиться своей черной кожи. Это фильм о том, как много пришлось пострадать неграм в 60-е, чтобы бездарная Холли Берри получила свой Оскар за свой цвет кожи в годы торжества политкорректности.
Актера, режиссера и сценариста Марио ван Пилбблза «негритянская тема» в кино интересовала не меньше, чем Спайка Ли. Тем более, что автором новеллы «Пантера», по которой он снял этот фильм, является его отец, непосредственный участник тех событий. Ну, а мне, как противнику всякого нацизма и расизма, фильм был к просмотру обязателен. Тем более, что, в отличии от Спайка Ли, Пибблз выбрал для раскрытия темы не жанр боевика или криминального триллера, а жанр полудокументальной драмы, что придало ему плюсов как авторскому кино, но сильно отняло в популярности и кассовом успехе.
В фильме рассказывается о левой экстремистской группировке «Черная пантера», которая постепенно превратилась в самую настоящую социалистическую партию чернокожих американцев, поначалу борющуюся за свои права исключительно законными методами, но постепенно ставшую действовать более радикальными методами. В отличии от Кинга, несшего в народ божье слово и методы ненасильственного сопротивления в духе Ганди, «Черные пантеры» постепенно поняли, что нужно действовать так, как действует враг, и бить врага его же способом. В драме действуют вполне реальные исторические лица — Бобби Сил, основатель партии, Эдгар Гувер, директор ФБР, «черные революционеры» и т. д. И снят фильм в безусловно удавшейся режиссеру «псевдодокументальной манере», когда художественные кадры органично переплетаются с якобы документальными и настоящими документальными кадрами.
Люди, действующие в фильме — очень разные. Это и настоящие революционеры-социалисты, знающие Мао Цзе Дуна, Че Гевару и Маркса и с успехом придерживающиеся их идей. Это и самые настоящие террористы, ищущие лишь возможности пострелять «за идею», это и представители «левой черной интеллигенции», образованные люди, бывшие ветераны Вьетнама, знающие, что насилие порождает насилие, но не видящие больше возможности терпеть. Это и те, кто, будучи негром, добился высоких постов, и решительно отрекся от своих соплеменников, возненавидев их и действуя в интересах своих работодателей. Это и те, кто жил только ради кошелька, и с удовольствием травил своих собратьев наркотиками, плюя на все расовые предрассудки и дискриминации.
Кого-то из них объединяла идея, кого-то разобщала. В фильме довольно ярко дается картина разобщенной, неполноценной партийной власти, которая не способна выдерживать четкой программы действий и четкого одностороннего руководства, собственно, поэтому «Пантеры» так и не стали реальной политической силой и довольно быстро их борьба, по-настоящему искренняя, сошла на нет. Раскрываются и разные негритянские характеры, при этом четко прослеживается мысль о нехватке чернокожему населению идейного вдохновителя и лидера, способного повести массы к борьбе. Как сказал один из героев фильма, «если бы у негров было оружие, они бы давно друг друга перестреляли». Дается общая картина настроений в этом обществе горячих и довольно темных людей, в которых столетиями устоявшееся рабское лепетание сплетается с сильной волей, энергией, желанием бороться и побеждать и с верой в Бога.
При этом фильм вовсе не является манифестом, это повествовательный фильм, вроде «Вируса» Роджера Споттисвуда, где дается именно картина действий, но никого ни к чему не призывают. Фильм довольно долгий, местами несколько затянутый, иногда наскучивающий своей историчностью, но все же довольно сильный, честный и нужный. Кстати, в США он большого успеха не имел, поскольку оказался слишком далеким от вкусов и потребностей современной американской публики, в том числе и чернокожей. Победив на фестивале в Локарно и получив номинацию от Гильдии Политического кино, фильм прошел в прокате очень скромно и не вызвал ажиотажа. Чернокожие подростки с большим удовольствием через год шли на «Не грози южному централу», что еще раз говорит о том, насколько трудно было инициаторам партии «Черные пантеры» добиваться своих целей в среде не слишком понимающих, что от них хотят, ограниченных и запуганных людей.
Этот фильм как приложение к «Истории США», это хороший, сильный и умный политический фильм, раскрывающий причины негритянского бунта и причины его же трагической несостоятельности. Этот фильм будет гораздо полезнее, я вас уверяю, чем «Очень страшные кина», «Дом большой мамочки» и «Не грози южному централу», особенно для чернокожих подростков, идущих каждый день в школы только потому, что когда-то их деды и отцы поняли, что гнуть головы и спины им больше не хочется. Хорошее кино.
15 декабря 2008