Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сквозь оливы |
английское название: |
Zire darakhatan zeyton |
год: | 1994 |
страны: |
Франция,
Иран
|
режиссер: | Аббас Киаростами |
сценаристы: | Харольд П. Мэннинг, Хенгамех Панахи, Аббас Киаростами |
продюсеры: | Ален Депардье, Аббас Киаростами |
видеооператоры: | Оссейн Джафарьян, Фархад Саба |
композиторы: | Amir Farshid Rahimian, Chema Rosas |
художник: | Аббас Киаростами |
монтаж: | Аббас Киаростами |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $40 300 |
Мировые сборы: | $40 300 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Через оливы - заключительный фильм трилогии Киаростами, которая началась с фильма Где дом друга? про бедного школьника, который теряется в городе, разыскивая одноклассника, чтобы передать ему тетрадь. Через оливы, фильм трагикомичный и строится вокруг необразованного юноши, который пытается ухаживать за малообщительной девушкой во время съемок фильма.
Мне нравится подход режиссера снимать подобного рода кино о кино. Он придумывает даже своего рода слоган всему творческому процессу: нас не покажут по Тв, но разве это повод не снимать фильм. Трагедия заключается в том, что после землетрясения молодые юнцы учатся в очень диких условиях, прямо на природе, благо хоть у коллектива есть большая палатка. После таких разрушительных последствий, когда все вокруг опустело, людям должно быть не до склок и поколенческих разборок. Но тут в дело вступает любовь, и молодой юноша готов отстаивать свою позицию в поединке с уверенной в себе старушкой, приходя раз за разом на кладбище провести с родственниками своей суженной переговоры.
Я потерял 25 человек после этого землетрясения. Нет, для драматизма нужно сказать 65. Кино не продолжение жизни, это обман. Но, как и в жизни, у кино есть свое здравствуй и прощай. И самая смешная часть фильма - это съемки фильма, в перерывах которых юноша будет добиваться руки и сердца у прелестной барышни. Но они продолжают играть в кино, и срабатывает установка, и вместо того, чтобы оторвать взгляд от страниц и поднять голову, она продолжает, как загипнотизированная, сидеть, уставившись в текст. Пожалуй, и в жизни не так-то просто перевернуть страницу. Жизнь, что говорится, плоха по обе стороны экрана. Ирония заключается еще в том, что юноша не захотел класть кирпич, но теперь носит груз на съемках, за которым пристально следит камера. Этому парню явно нужен был советчик, в каком-то смысле даже учитель. И он его нашел в лице режиссера, и тот ему дает пару дельных советов. Но все же главное решение будет за самим парнем, но под пристальным взором режиссера. Я лишь могу согласится, что жить у шоссе действительно плохо. Что, что, а найти общее между двумя такими разными культурами и народами можно.
4 июня 2023
Кажется, что у иранского классика от режиссёрской школы Аббаса Киаростами не существует лучших или худших фильмов. Скорее, должны найтись зрители, умеющие и желающие подстроиться под его творчество с разной степенью успеха. А перед настоящим творцом, как известно, никогда не стоит задача удивить мир, его цель — познание и поиск ответов на свои, а не чужие, вопросы.
Старт этого фильма погружает в атмосферу саморефлексии, донося до зрительского слуха речь центрального персонажа, рассказывающего про свой замысел снять фильм. В этом коротком монологе, крайне быстро сменяющемся квази-документальным стилем основного действия вперемешку с драматическими отступлениями в отношения двух местных жителей по имени Хуссейн и Тегере, играющих главные роли в вымышленном фильме вымышленного персонажа-режиссёра, уже чувствуется отнюдь не простой замысел Киаростами, снимающего кино с двойным дном. Примечательно, что большинство его картин не содержат ссылок на других авторов, но постоянно цитируют сами себя. Применительно к «Сквозь оливы» такими фильмами являются «Где дом друга?» и «Жизнь и ничего более», связанные не только географией в виде местечка Кокер на севере Ирана, фигурирующего во всех трёх работах, но и через сравнительное уподобление их некоторых образов.
Для претворения своих идей у Киаростами есть парочка проверенных опытом и годами средств — видеокамера и транспорт. Последний является не только средством для передвижения, но и сложным инструментом для каждого отдельного социально-географического участка. Временами рождаются слабые ассоциации с классическими дорожными лентами, но наличие низкого темпа, связанного, в том числе, с многочисленными препятствиями, перекрывающими проезжую часть и, как следствие, поисками альтернативных маршрутов с зависанием и без того медленного развития, дают больше времени ощутить поэтику местных пейзажей, их таинство, скрывающее в себе невидимое величие Мироздания. Пожалуй, именно в такие минуты и распадается условная граница, отделяющая реальное от воображаемого.
«Сквозь оливы» концентрируется вокруг социальной структуры иранского общества с преобладающим влиянием патриархальных императивов. Подобно другим фильмам Киаростами, он не создаёт искажённый портрет его внутренней жизни, но и не подкапывает слишком глубоко, ограничиваясь наблюдением за некоторыми её аспектами. Учитывая специфическое отношение местных властей к любым формам искусства, включая кинематограф, очень легко объяснить позицию Киаростами, почти в каждом своём фильме использующим центральный образ пожилого и опытного режиссёра, причём, отнюдь не трусливого характера, упорно исследующего безадресную периферию с её особенностями и бытом. Эта явно нарочитая усложненность помогла Киаростами не только добиться поставленных задач, но и получить признание за пределами родины, свидетельством чему является неоднократное участие его картин в международных фестивалях и, конечно, Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля 1997 года.
Глубокая искренность этого фильма впечатляет, но более сильная и одновременно удручающая мысль приходит уже некоторое время спустя. При всём понимании абсолютно разных по сути государственных моделей Востока и Запада, к которому, судя по всему, принадлежит развитая часть нашего государства, даже беглого, зрительского ознакомления бывает достаточно, чтобы оценить неизмеримо более высокий по сравнению с многими «культурными» странами уровень человеческой простоты умеющих общаться, слушать и слышать друг друга людей восточного общества. В мире, где обесценивание слов идёт в ногу со временем, всё же есть исключения и те, для кого культура речи стоит слишком дорого, чтобы её портить.
13 мая 2014
Один из моих любимых фильмов.
Я думаю каждый поймет что хотел сказать автор этой истории.
Нет смысла пересказывать сюжет в рецензии. Скажу только что первоначальное неторопливое повествование про жизнь иранской грубинки, красивые виды и описание быта людей незаметно перерастает в глубокое переживание за главных героев и ты не можешь оторваться от фильма ожидая как же сложиться их история.
Но автор не дает ответа — и это очень правильно.
Посмотрите не пожалеете.
10 из 10
17 ноября 2013