Серп и молот
6.1
6.4
1994, драма
Россия, 1 ч 33 мин
16+

В ролях: Евдокия Германова, Марина Кайдалова, Зульфия Хакимова, Алла Клюка, Нодар Мгалоблишвили
и другие
30-е годы. Вождь одобряет проведение медицинского эксперимента по перемене пола: «Родине нужны солдаты - будут солдаты. Родине нужны матери - сделаем матерей». Так колхозница Евдокия Кузнецова становится метростроевцем Евдокимом Кузнецовым. Невидимые руки лепят его судьбу по своему желанию: Кузнецов становится стахановцем, депутатом, гордостью страны Советов, наконец, моделью легендарного изваяния «Рабочий и колхозница». Но однажды в жизнь Евдокима вторгается любовь. И это испытание оказывается самым сложным в его судьбе.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Серп и молот

год: 1994
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Сергей Мачильский
композитор:
художник: Елена Добрашкус
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 сентября 1994 г.
на DVD: 29 ноября 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Серп и молот», 1994

Видео: Фрагмент (Серп и молот, 1994) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Серп и молот», 1994

Довольно мрачная история о судьбе жертвы научного эксперимента. Под лозунгом «Родине будут нужны солдаты — мы сделаем ей солдат!» из простой женщины Евдокии Кузнецовой делают мужчину Евдокинма Кузнецова, это происходит в СССР в 1930-е, из чего понятно, что фильм фантастический, а ученый Бакрадзе с внешностью Нодара Мгалоблишвили и голосом Армена Джигарханяна — родственник булгаковских профессора Преображенского и Персикова. Впрочем, им двигает не желание поиграть с природой, а помочь любимой женщине, которая работает в его экспериментальной «шарашке». Опыт прошел успешно, впрочем, Бакрадзе это не помогло — его собрались обвинить в антисоветских экспериментах, но он успел покончить с собой. А вот живой результат опыта Кузнецов стал жить вполне успешно и делать образцовую советскую карьеру — стал метростроевцем, ударником, женился на ударнице-трактористке, супруги остаили свою тяжелую работу и стали заниматься общественной деятельностью и удочерили ребенка — девочку, эвакуированную из Испании. Все бы хорошо, но прошлое не оставляет Кузнецова-Кузнецова, что приводит к трагичному финалу.

Фильм — памятник смутному времени, в которое снимался. Начинается он с эмблемы — трех бабочек. Кто там был, знает, что это значит.)

Лучшее в фильме — эпизоды-стилизация под агитационные съемки 30-х, где бодрым голосом рассказывается о счастливой судьбе четы Кузнецовых.

Замечательная история с их позированием Вере Мухиной для «Рабочего и колхозницы».

Хороши актерские работы. Не могла поверить, что брутальный и тогда еще не побитый жизнью Серебряков играет бывшую женщину (пластикой лица для советской ФтМ его создатели не заморачивались). А вот поди ж ты — нашлось в нем что-то женственное. Убедительная Клюка в роли его жены, шустрой выскочки. Авангард Леонтьев очень живой в роли отвратительного чиновника.

Прекрасная музыка Леонида Десятникова просто украшает собой фильм.

1 августа 2020

Сверху молот, снизу серп — это наш советский герб!

На первый взгляд данный опус Сергея Ливнёва, кажется обычной постперестроечной чернухой, которая не шибко заботясь о собственном качестве исполнения, норовит полить грязью относительно недавнее советское прошлое. Хотя при желании, посмотрев таки фильм, можно найти вполне жизненно способные мысли авторов сего кинематографического произведения. Которые с большой натяжкой, но всё таки спасают всю картину, при том, что снят проект довольно таки трешево. Что объясняется отнюдь не только бездарностью его создателей, но так же и отсутствием достойных на съёмку подобного кинофильма средств. Кстати, продюсировала проект Ливнёва, в последствии снискавшая себе кислую славу, контора не без известного Сергея Мавроди. Так, что если учесть то, что «МММ» финансировало фильм на деньги принесённые им народонаселением, можно даже прийти к странному выводу, что «Серп и Молот» — кинопродукт национальный. Хотя совсем не народный. Но отставив ироничность, попытаемся понять, что же двигало авторами ленты, что они в тяжёлое, кризисно — бандитское время становления демократии, решили делать кино именно об этом, и даже нашли таки деньги! Вполне вероятно, что добротный советский сценарист Владимир Валуцкий, сочинивший на пару с самим режиссёром Сергеем Ливнёвым (известным по сценарию к культовому перестроечному хиту Сергея Соловьёва — «Асса») историю про то, как в середине 30-ых годов, в СССР по заданию Компартии начали проводить тайные эксперименты по превращению мужчин в женщин, а женщин в мужчин (в зависимости от того, кто в данный период нужен в социалистическом хозяйстве — колхозницы или солдаты) — подчерпнул крамольные мотивы из сокрытой более полувека действительности. Ведь архивы партии и секретные дела на Лубянке, в начале горбачёвской Перестройки начали постепенно открываться народу, которого наконец то заинтересовала настоящая Правда. В 90-ых же, все табу и вовсе полетели к чёрту — новая власть во главе с пропившимся строителем капиталистической демократии, разрешила снимать и писать обо всём, о чём только душе заблагорассудится. Чем не преминули воспользоваться ушлые и оборотистые кинематографисты отечественной «новой волны», среди череды довольно пакостных и неряшливо исполненных боевиков и эротических полу — криминальных комедий, появились такие вот «шедевры» современного российского кинопрома, выставляющие нашу родину и её социалистическое прошлое в неприглядном, мрачно — кровавом свете. Не избежали искуса высказаться на тему сталинизма даже такие мастера как Алексей Герман — ст., Никита Михалков и его возвратившийся (после скандальной эмиграции) в родные пенаты, брат Андрон Кончаловский. Разумеется, уровень работ этих троих неизмеримо выше, чем поделки прочих киношников в данном жаре драмы в стиле сталинского ретро. Сергей же Ливнёв, по сути благополучно влился в безликие ряды ныне канувших в лету постановщиков, в своё время снимавших плохое (во всех смыслах) кино на отмытые деньги мафии, воров или мошенников всех мастей, которые на первых парах охотно вкладывали большие средства в кинематограф. Очевидно памятуя о бокс — офисах советского кинопроката. Который, впрочем рухнул ещё задолго до рокового 1991 -ого…

Сегодня довольно занятно видеть в больших и не очень ролях, ныне считающихся далеко не последними актёров. Например, главную роль — прооперированной колхозницы Дуни Кузнецовой, ставшей под скальпелем советской медицинской науки — Евдокимом Кузнецовым, видным метростроевцем, примером для подражания и послужившим, вместе со своей супругой натурщиком для знаменитого монумента «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной — играет ныне маститый Алексей Серебряков (правда в озвучке Гоши Куценко, который здесь так же присутствует и в небольшой роли милиционера). Есть так же, сегодня популярные Владимир Сычёв и Алла Клюка. Из старой гвардии присутствуют: Нодар Мгалоблишвили, Анатолий Ровикович и Евдокия Германова (все — в образах репрессированных врачей — профессоров), Авангард Леонтьев предстаёт в роли члена ЦК, благодаря пенсне на носу — с аллюзией на Лаврентия Берию. А Владимир Стеклов играет непохожего самого на себя Лучшего Друга всех пионеров, лётчиков и полярников. Помимо известных имён в актёрских титрах, за кадром так же работали не последние люди. Так снимал картину оператор Сергей Мочильский, а писал саундтрек — композитор Леонид Десятников. Местами есть успешные находки и творческие решения. Например — псевдо — документальная хроника, типа киножурнала, раньше предварявшего в кинотеатрах сеансы, в которой Серебрякова на манер Тома Хенкса в «Форресте Гампе» (хотя менее удачно) вмонтировали в чёрно — белые кадры метростроя 30-ых. Или экспрессивная игра некоторых исполнителей (тот же Алексей Серебряков — органично существует в кадре). Но всё это тонет в нуте, будучи не в силах спасти картину. Дешёвая киноплёнка, по качеству близка к той, на которую снимали видеоклипы и телерекламу, весьма куцые и бюджетные декорации и интерьеры довоенной Москвы, отсутствие массовки и транспорта тех лет (сложилось впечатление, что в сталинской «новой» Москве всего пара автомобилей — две легковушки, один грузовик и один пароход). Сергей Ливнёв не смог даже сравнится по воссозданию ретро — атмосферы с нищей «Прорвой» Ивана Дыховичного — что уж там говорить про «Ближний Круг» Кончаловского, или «Утомлённые Солнцем» Михалкова. Но несмотря на неровный сценарий, блеклое исполнение и очевидный примитив постановки, детище Ливнёва — было представлено на нескольких известных кинофорумах, как на родине, так и за рубежом. И даже получило ряд номинаций и премий (включая «Особое Упоминание» на МКФ в Салониках!). Это просто нонсенс какой то!

5 июня 2016

Живой бренд Страны Советов

«Серп и молот» Сергея Ливнева, известного как сценариста «Ассы» — фантасмагоричный, прошитый насквозь символами, памфлет середины 90-х, обличающий язвы диктатуры пролетариата сталинского периода.

В круге первом гулага, в секретной лаборатории, учёные проводят эксперимент по перемене пола. Благодаря их усилиям, колхозница Евдокия Кузнецова превращается в метростроевца Евдокима Кузнецова (Алексей Серебряков). Вся жизнь её, точнее, его, отныне будет выверена и рассчитана до мельчайших деталей государственным аппаратом. Мало того, что Евдоким — ударник-стахановец, пропаганда сделает его брендом Страны Советов. А бренд не может рассчитывать на право жить своей жизнью, он должен подчиняться системе и соответствовать её требованиям, он не может решать сам, за него всё уже решено. К чему при тоталитарном режиме способен привести бунт одиночки? Есть ли возможность вырваться из замкнутого круга и перестать быть марионеткой бездушной власти?

Идея фильма хороша, цепляет необычной интригой, узнаваемыми образами, но вот реализована неровно. Картина то и дело съезжает с лёгкого ироничного тона трагикомедии на уровень дешёвого газетного шаржа, особенно в сцене со Сталиным, но, тем не менее, временами весьма и весьма остроумна. Некоторые места отталкивают вульгарностью, но другие преисполнены драматизма, особенно финал картины. Короче, режиссура, несмотря на приз фестиваля «Киношок» в Анапе — не самая сильная сторона фильма, но актёрская игра, отмеченная той же наградой, и сценарий весьма недурны.

На общем фоне современного российского кинематографа эта лента смотрится очень неплохо, хотя потенциал её гораздо выше, чем то, что предлагается зрителю: как пирог, который местами пропёкся, а местами ещё совсем сырой. Есть можно, но не везде вкусно.

Смотреть совершенно не обязательно. Однако, если хочется увидеть отечественный фильм, после которого не тянет плеваться весь вечер, то этот фильм как раз к таким и относится.

7 из 10

2 декабря 2012

Рабочая и колхозница

Еще одна кинолента о нелегкой жизни в СССР. Занятная история создания «рабочего и колхозницы». Идея сделать из прототипа рабочего девушку весьма оригинальна, но вот видать на этой оригинальности авторы решили остановиться, сделав все остальное спустя рукава- очень много нелогичного, бутафорского в поведении героев, от этого зритель не проникается их судьбами, а остается отстраненным и скучающим наблюдателем. Но главную идею все же фильм передает весьма успешно. Правда, идея показать безразличие тоталитарной машины к судьбе обычного человека так же стара, как и тоталитаризм. Так что авторы подали то же блюдо, но под другим соусом. Но все же хорошо, что они нам напомнили, как государство может породить героя, который после уже себе не принадлежит, пусть он хоть тысячу раз будет хорошим и думающим человеком, и что в одно мгновение этот герой может быть сотрен в порошок своим родителем. Для тоталитарного государства важно достижение целей любой ценой, а на людей ему плевать. Воспитывалась одинаковость, всех «кормили» одной словесной кашей, а кто отказывался, того убирали. Страшное время для неординарных личностей со своим мнением.

Нужно помнить о тех ужасах, чтобы не допустить их в нынешнее время.

Интересно, хоть и непохоже, смотрелся в роли Сталина Владимир Стеклов.

4 июня 2009

Драма Серп и молот впервые показанa в 1994 году, премьера вышла более 30 лет назад, его режиссером является Сергей Ливнев. Актерский состав, кто снимался в кино: Евдокия Германова, Марина Кайдалова, Зульфия Хакимова, Алла Клюка, Нодар Мгалоблишвили, Анатолий Равикович, Борис Яновский, Алевтина Добрынина, Олег Зима, Сергей Грачев, Александр Лырчиков, Алла Миронова, Ирэна Кокрятская, Дмитрий Медведев, Лазарь Чимитов.

Страна производства - Россия. Серп и молот — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.