Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Раскол |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Колосов |
сценарий: | Сергей Колосов |
видеооператор: | Андрей Смоляков |
композитор: | Алексей Рыбников |
художники: | Сергей Стручев, Михаил Карташов |
монтаж: | Светлана Гуральская |
жанр: | история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 55 мин |
Раскол РСДРП и предшествующие этому события. Фильм не сыскал популярности в своё время, сейчас тем более. Тема не так интересна широкому кругу.
Между прочим, очень познавательный и полезный сериал. И насколько актуален даже сейчас! Вернее, особенно сейчас. Да, он может быть скучен местами, и второй раз его вряд ли будешь пересматривать, но это здорово, когда кино заставляет подумать.
С самого начала мне здесь импонирует взгляд на марксизм Петра Струве, который почти отрицает насильственное свержение власти, настаивая на постепенных эволюционных демократических преобразованиях (но такие у нас почему-то считаются мягкотелыми и трусами). Но, безусловно, далеко не все взгляды его отражены в картине. Некоторые были ошибочны, как показала история. Конечно, революцию делают совсем другие люди. И расстрелять его не успели, он двинул в эмиграцию после Гражданской.
Струве говорит — «Слово либерал сейчас стало почти ругательством». Ничего не напоминает?:) Здесь вообще очень много параллелей можно провести с нашим временем. Но не только его позиция мне нравится. Тот же Плеханов, Мартов, чьи предсказания оказались верными в итоге…
Центральный персонаж — конечно Ленин. Он стержень картины и действия. И он здесь здорово сыгран. Ленин по-своему тоже прав. Только жёсткая вертикаль, дисциплина, единомыслие в партии, партийный вождь способны сконцентрировать её и привести к целенаправленному перевороту, избежав разброда. Но что потом? Ведь на смену монархии при такой организации неизбежно приходит диктатура. Шило меняем на мыло. И в фильме кто-то (по-моему, Струве) сказал Ленину об этом. Он же ответил на это излишне простым аргументом. Я не знаю, так ли он себе объяснял взгляд на этот вопрос на самом деле. Я думаю, что разногласия между большевиками и меньшевиками — это отчасти вопрос целей и задач.
Фильм мрачноват, как и вся музыка здесь. Качество картинки тоже не ахти, но надо помнить в какое время он снят. С другой стороны, съёмки довольно серьёзные, они проходили в очень многих странах.
Предвзят ли взгляд режиссёра и сама картина? Ну, а вы мне покажите абсолютно объективный с точки зрения исторической действительности художественный фильм. С другой стороны, здесь ввинчены сцены с монологами режиссёра, и в общем-то по ним понятно, что он придерживается не стороны большевистского пути марксизма.
7 из 10
4 февраля 2016
Этот фильм посвящён расколу РСДРП и образованию партии большевиков. То есть событиям не только малоизвестным, но и малоинтересным современному зрителю. Они ведь, эти события, в отличии от то воспеваемой, то проклинаемой сталинской эпохи, не столь грандиозны внешне, не столь ярки и не столь кровавы. И неудивительно, что весьма талантливая кинокартина именитого советского кинорежиссёра Сергея Колосова, посвящённая им, оказалась довольно быстро забытой. Однако, тем не менее, значимость раскола РСДРП и образования партии большевиков, громадна. Ведь именно она, во многом, и предопределила дальнейшую судьбу России: Октябрьскую революцию, создание СССР и всё далее от этого вытекающее.
К сожалению, Колосов снимал свой фильм в перестроечные годы, из-за чего в нём появились некоторые недостатки. И это относится не к обычной для того времени дешевизне съёмок. Она, дешевизна, с лихвой перекрывается блистательной игрой актёров. Так, к примеру, Вадим Романов, на мой взгляд, вообще один из лучших исполнителей роли В. И. Ленина в кино. У него получился жесткий и в чём-то завораживающий и заставляющий симпатизировать экранный образ.
Главный недостаток фильма же заключается в другом, а именно в комментариях режиссёра, которые звучат за кадром. Или точнее выражаясь, даже не в самих этих комментариях, а в их содержании. Они переполнены типичными для перестройки антибольшевистскими, антиленинскими, антисталинскими и даже антисоветскими высказываниями. Выражения типа «сталинщина», «тоталитаризм» так и сыплются изо рта режиссёра. Не берусь судить, насколько Колосов был искренен в своих словах, ведь в те смутные времена, под напором антисоветской пропагандистской лжи, которая лезла из всех щелей и дыр, многие разочаровывались в коммунистической идее и меняли свои убеждение. Но в любом случае, режиссёру следовало бы быть более объективным и уж точно не давать своих оценок, происходящего на экране.
15 августа 2014
Какую мысль хотели донести до зрителя авторы данного фильма? На мой взгляд, они явно стремились доказать ошибочность или даже экстремизм и фанатизм ленинских взглядов (доказать на уровне 92—93-го годов, когда антисоветизм был на пике популярности). Отсюда растут ноги у неизменных авторских отступлений в каждой серии, в основном посвящённых «тоталитарному режиму» и «сталинским преступлениям» (они-то уж тут причём?). Причём отступления эти со стороны смотрятся откровенным инородным телом, добавленным уже по ходу монтажа с целью успеть за конъюнктурой времени.
Отсюда же и излишняя идеализация всех оппонентов Ленина, особенно Струве (про которого по ходу тех самых отступлений допускается прямое враньё) и Зубатова (там вообще такая апологетика этого отца провокаторов, что просто диву даёшься). Кстати, Мартов выглядит на их фоне заметно бледнее, да и тезисы его, мягко говоря, не убеждают ни разу.
Но, несмотря на всё это, именно Ленин выглядит в фильме наиболее цельным и убедительным персонажем (Вадим Романов отыграл на 5 с плюсом, снимаю шляпу), а уж глядя с современных позиций так и вообще приходишь к казалось бы парадоксальному выводу: Ленин во всём был прав, по-другому революцию не сделаешь, и никакой другой путь, кроме революционного, решительно невозможен.
Такого ли эффекта добивались авторы? Вряд ли. Но тут ярчайший пример того, как художественное произведение, выйдя в свет, начинает жить своей жизнью, которая, зачастую идёт вразрез с волей и желаниями его автора. И это один из главных признаков того, что произведение по-настоящему талантливо.
Поставил бы 10, если бы не те самые «авторские отступления». А так
8 из 10
2 марта 2013
Прекрасная работа уважаемого режиссёра, который не кривил душой даже в годы засилья ложной идеологии. Сергей Колосов — не только добросовестный кинорежиссёр, профессионально, тщательно и бережно воссоздающий на экране подлинные реалии непростой истории нашего отечества. Он также и вдумчивый историк, не удовлетворяющийся самой близкой и сиюминутно понятной оценкой исторических событий, а стремящийся к максимально объективному и всестороннему освещению событий, которые имели переломное значение для нашей истории. Это, между прочим, труд, и труд немалый…
Очень жаль, что эта работа Сергея Колосова мало известна у нас, так и не осмысливших до конца свой собственный опыт строительства коммунизма. Этот фильм показывало телевидение, если не ошибаюсь, не более двух раз за семнадцать (!) лет, а на DVD он так и не вышел. И это при том, что множество других, гораздо менее значительных картин, тиражируется десятками, а то и сотнями тысяч! Поневоле начинаешь подозревать, что кому-то очень влиятельному не хочется показывать людям правду…
Фильм повествует не только о подготовке и проведении II съезда РСДРП, проходившего в Брюсселе и Лондоне летом 1903 года и расколовшего молодую российскую социал-демократию на два непримиримых лагеря — большевиков и меньшевиков. Фильм рассказывает о гораздо более важном: о неистребимом стремлении человека к преобразованию мира и о крайностях, которым он подвержен в этом стремлении, о верности своему делу и своим идеям и о том, чем приходится поступаться ради своего дела и своих идей… В сущности, фильм даёт наглядную картину того морального выбора, который лежал в основе победившего в нашей стране движения большевиков. И именно это делает многосерийный фильм «Раскол» чистой воды драгоценным камнем среди огромной массы пустой породы развлекательно-слезливых сериалов.
Помимо прочего, нельзя не отметить выдающуюся игру актёрского состава. Валерий Сторожик в роли Зубатова, Людмила Касаткина в роли сенаторши Калмыковой, Елизавета Никищихина в роли Веры Засулич, Регимантас Адомайтис в роли Георгия Плеханова, Армен Джигарханян в роли Павла Аксельрода, Евгений Дворжецкий в роли Юлия Мартова и, конечно же, Вадим Романов в роли Владимира Ульянова (Ленина) — все они играют просто бесподобно, выше всяких похвал (в чём заслуга прежде всего режиссёра). Прекрасно подобранный и сыгранный актёрский ансамбль делает картину не только познавательно-полезной, но и по-настоящему красивой.
Я убеждён, что эту картину не только нужно считать классикой отечественного исторического кино, но и необходимо включить в школьную программу для подробного изучения. Думаю, что большинство из тех, кто видел эту картину, согласятся со мной.
Оценка — 10 из 10
2 февраля 2012