Сталин
Stalin
5.8
7
1992, триллер, драма, криминал
США, Россия, Венгрия, 2 ч 52 мин
В ролях: Роберт Дювалл, Джулия Ормонд, Максимилиан Шелл, Ерун Краббе, Джоан Плаурайт
и другие
Фильм рассказывает о судьбе Иосифа Сталина, человека, сыгравшего огромную роль в истории нашей страны, а также об участи, постигшей его врагов, соратников и семью. Повествование ведется от лица его дочери Светланы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сталин

английское название:

Stalin

год: 1992
страны:
США, Россия, Венгрия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Вилмош Жигмонд
композитор:
художники: Кит Уилсон, Владимир Мурзин, Марит Аллен, Наталья Иванова, Владимир Башкин, Алистэр Кэй
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, военный, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 ноября 1992 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, военный, биография, история

Видео к фильму «Сталин», 1992

Видео: Трейлер (Сталин, 1992) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Сталин», 1992

Сборник хрущевских легенд и анекдотов

Прежде чем начать разбор данного «шедевра», хочу сказать, что я не являюсь поклонником сталинизма. Во времена каждого правителя были свои плюсы и минусы. Время правления И. В. Сталина тоже является неоднозначным, и мазать его полностью либо темными, либо белыми красками нельзя.

Данная картина же настолько замазана этими самыми черными красками, этим негативом, что после просмотра мне хотелось смыть с себя всю эту грязь, которую создатели фильма вылили в мою душу. Угнетала буквально каждая сцена, каждый кадр, все больше появлялось сомнение относительно исторической достоверности данного творения.

Удивление появляется с первого же кадра. На экране написано, что действие начинается в Сибири 1917, однако нам показывают известный московский музей-заповедник Коломенское образца начала 90-х годов. Я, конечно, понимаю, что фильм снимали иностранцы и явно снимали для себя, но все-таки можно было с большой ответственностью подойти к натурным съёмкам. Но это всё мелочи, если сравнивать с дальнейшими событиями. А дальше начинается самый лютый бред, который я когда-либо видел: создатели взяли маленькую щепотку официальной истории и смешали её с бесчисленным множеством легенд про Сталина, разумеется, не имеющими документальных подтверждений. Тут тебе и Сталин, лично пришедший на допрос к убийце Кирова Николаеву, и Сталин тушащий окурки об свою жену, и прочее-прочее из разряда «сам не видел, но знаю, что именно так и было». Фильм идёт больше двух часов, но за эти два часа успехи нам не были показаны ни индустриализация, ни победа в Великой Отечественной войне, ни хотя бы открытие первой ветки метро в Москве, а только расстрелы-репрессии, репрессии-расстрелы…

Угнетают также образы почти всех персонажей. Все 2 с половиной часа действующие лица, от Сталина до Ягоды и Ежова, занимаются только тем, что плетут мелкие кухонные интриги, развлекаются, сношаются, едят и пьют. Едят и пьют непрерывно, это просто утомляет, когда очередной эпизод со столом и выпивкой сменяется следующим. Пьют и едят и в конюшне, и в кабинетах, и в одиночку, и в компаниях, и на природе, и с женами, и с любовницами, пьют коньяк и шампанское, водку и самогон. Пьют все — и Сталин, и маршалы, и генералы, и курсанты — все тридцать с лишним лет, охваченные фильмом, все герои только и делают, что пьют и едят. В фильме нет примера ни единого государственного решения показанных в сериале государственных деятелей. Все государственные деятели СССР только пьют и плетут интриги. Больше им заниматься, видимо, нечем. Сами персонажи тоже выглядят ужасно: Хрущев — идиот, Сталин — маньяк, Ленин — мошенник, Берия -паяц, Киров — карьерист. Единственным положительным персонажем в этом фильме является Надежда Аллилуева, но авторы настолько переборщили с её духовной чистотой, что получилась Богородица, а не жена Сталина.

Немного о похожести актеров. Типажи Сталина, Ленина, Троцкого весьма удачны. Неплох типаж и Надежды Аллилуевой. Похожесть же остальных персонажей оставляет желать лучшего. Особенно ужасен в этом смысле Берия. Тощий, тщедушный и к тому же ещё с копной длинных волос, он скорее похож на Брежнева, чем на легендарного наркома внутренних дел СССР.

Итог: абсолютно неинтересная картина, к тому же еще насыщенная легендами и карикатурными персонажами.

2 августа 2016

Отец Народов

«-Я не шью сапог. Я их ношу…» (с)

В «перестроечные» годы завершилась затянувшаяся на десятилетия Холодная Война, и в Советском Союзе наступила гласность. Это позволили поднимать в искусстве, в частности в кино и литературе тему сталинских репрессий, и вообще свободно говорить о той мрачной эпохе. В СССР на излёте текущего режима было снято несколько картин данной направленности. Также, после распада Союза эту тему некоторое время муссировал, уже российский кинематограф. Запад эта тема тоже волновала, так как там жизнь советского государства почти 70 лет была за «железным занавесом». Период правления Сталина — вообще долгое время был окутан тайнами и противоречивыми сведениями. Известно было только то, что это — крупнейший политический деятель 20-го века, диктатор и Верховный Главнокомандующий Красной Армией, которая разбила фашистскую империю Гитлера, тем самым спася Европу и Мир от порабощения. Поскольку эта тема была им интересна, а наше «перестроечное» и «постперестроечное» кино у них не прокатывалось, нет нечего удивительного в том, что западные кинематографисты вскоре сами сняли кино на эту тему. Правда тут стоит заметить, что рассматриваемая в данной рецензии картина малоизвестного постановщика Ивана Пассера не была первой, осветивший жизнь в довоенном Советском Союзе. За год до телевизионной ленты Пассера, на большие экраны вышел голливудский фильм Андрона Кончаловского «Ближний Круг» — в котором показывалось ближайшее окружение Вождя и их взаимоотношения с ним и друг с другом. Это была качественная, увлекательная остросюжетная мелодрама, хотя и с допустимыми для иностранного зрителя элементами «клюквы». Но не смотря на участие известных, как американских, так и советских исполнителей и громкое имя режиссёра — картина не снискала особого успеха ни у критиков, ни в прокате. В отличии от вышедшего позже фильма Ивана Пассера, который был тепло встречен как критикой, так и зрителями. Его «Сталин» получил ряд весьма престижных кинематографических наград, включая аж трёх Золотых Глобусов (один из которых совершенно справедливо достался исполнителю главной роли — Роберту Дювалю) и премию Эмми. Об этом, ныне забытом фильме мне и хотелось бы сказать несколько слов в своей рецензии.

В центре сюжета, как можно понять уже из самого названия картины — стоит одиозная и противоречивая фигура советского Вождя всех времён и народов — Иосифа Виссарионовича Сталина. Но сценарий ленты, написанный Полом Монашем устроен таким образом, что начинает повествования с 1917-ого года, в котором уже 38 летний Коба возвращается из сибирской ссылки в революционный Петроград. По сути начинается картина со свадьбы Сталина и Надежды Аллилуевой, далее стремительно развиваясь за счёт акцентов на взаимоотношениях Сталина с его партийными соратниками, большинство из которых со временем стали из его друзей его заклятыми «врагами». Периоду Великой Отечественной уделено совсем немного времени, освещаются лишь первые дни Войны — когда все были растеряны и находились на грани паники, а сам Сталин был в полной прострации от случившегося. Послевоенное время фокусирует внимание зрителя на отношениях Вождя и его повзрослевшей дочери Светланы. А само действие в основном происходит на кунцевской даче Сталина, где часто собирается весь «престарелый» цвет политбюро от Берии, Ворошилова и Молотова, до Хрущёва — человека, который совсем скоро войдёт в историю разоблачив «культ личности» своего патрона. Которому пока во всём подчиняется, даже нелепым приказам, вроде станцевать украинский гопак… Но всё же основное время фильма приходится на довоенные годы, когда авторитет Вождя только набирал обороты, а сам он заполучив неограниченную власть начал расправляться над своими старыми друзьями, которых в ввиду разных (порой откровенно бредовых или незначительных) причин, объявил врагами народа… Показаны крайне натянутые отношения Сталина с Вождём мирового пролетариата, которого просто виртуозно воплотил Максимилиан Шелл. Так же правдоподобно воспроизведены отношения Сталина с женой Ильича — Надеждой Крупской, которую как известно тот ненавидел. Причём причина этой ненависти сценарием обусловлена: Крупская (весьма колоритная роль Мириам Маргулис) в последние дни жизни Ленина пыталась организовать его встречу с Троцким (Дэниел Мэсси)- личным врагом Сталина, которого тот сразу после смерти Ильича выслал за границу (расстрелять без суда и следствия ещё не мог, но расправится с ним позже — подослав наёмного убийцу). Кстати, авторы фильма придерживались теории, согласно которой убийство Кирова было совершенно по приказу Сталина. Провернул это дело тогдашний глава НКВД Ягода, которого вскоре после ликвидации двух других знаменитых революционеров — Зиновьева и Каменева, сменил на этой должности Ежов, а сам Ягода разделил участь другого сталинского соратника — Бухарина, против которого вынужден был давать показания. Ещё режиссёр согласен с тем, что Серго Орджоникидзе умер не от сердечного приступа (как было официально сообщено советскому народу), а по распоряжению Сталина совершил самоубийство — Вождь не простил ему отказа лжесвидетельствовать против Бухарина, и своим самоубийством видный партийный деятель и революционер сохранил своё славное имя и жизнь своих родных…

Главный конфликт картины, это конечно же взаимоотношения Сталина со второй женой — Надеждой Аллилуевой (обворожительная Джулия Ормонд), которая родила Вождю двух детей — Василия и Светлану (Джоанна Рот — получит за свою роль Золотой Глобус). Ссоры и скандалы между высокопоставленным мужем и фактически бесправной женой были из за его грубых и жестоких методов правления. Супруга пыталась смягчить нрав Сталина, но только сделалась для него таким же предателем, как и все те, которые не разделяли его точку зрения касательно управления государством. Это и жестокое обращение мужа со старшим сыном от его первого брака — Яковым, в последствии доконали несчастную девушку и она, понимая что иного способа уйти от мужа нет — застрелилась. Прослеживается также несчастная судьба детей Вождя: Яков во время войны попал в план, и отец от него отказался. Василий понимая что старый отец не вечен, и что он слишком много знает, что бы его оставили потом в живых, в результате спился. А Светлана пережив несколько неудачных браков не смогла создать семьи и под гнётом советской системы, в последствии бежала из страны. Повествование в фильме, кстати ведётся от её лица… Разумеется, в сюжете есть некие перегибы, или недоработки, но в целом — это необычайно сильная (тем более для ТВ) постановка, с участием идеально подобранных исполнителей и их блестящей игрой, продуманным сценарием, относительным размахом съёмок (где не хватает массовки — используется документальная хроника) и превосходной операторской работой Вилмоша Жигмонда и саундтреком Станислава Сиревича. Исполнителя же главной роли, стоит упомянуть особо. Ибо без Роберта Дюваля не состоялась бы картина. Настолько он отдался этой роли, что ему можно простить даже отсутствие портретного сходства — по истине великий актёр!

23 сентября 2015

Фильм не о Сталине

Вы хотите увидеть фильм о том, как Сталин шел к власти, как он проводил коллективизацию и индустриализацию? О трагических страницах Великой Отечественной Войны? О чистках в партии? О создании ядерного щита? Тогда этот фильм не для вас.

В данной, с позволения сказать, кинокартине, нет Сталина-правителя, Сталина-отца народов, Сталина-тирана и т. п. Он вообще не рассматривается как политик. На это ничто не указывает.

Вся лента — это надерганные из антисоветских методичек «true-story», как Сталин уничтожал своих товарищей. Вот, в общем-то и все. От интриги к интриге, от заговора к заговору. В промежутках — издевательства над своими особо циничными приспешниками и домашними. А еще — рефлексия вроде пьянок или бани.

Первую половину фильма Сталин подсиживает свое начальство, вторую — уничтожает тех, кто может подсидеть его. Вы не увидите ни одного принятия ключевых решений в истории нашей страны. Ни одного! Даже репрессий! За весь фильм Сталин не подпишет ни одного расстрельного списка.

При этом в фильме всячески подчеркивается, что заслуги Сталина велики, что народ любит его. И что его любит его семья. Но за что, совершенно не понятно, потому что весь фильм Сталин занят тем, как бы кого-нибудь грохнуть.

Причем делает он это с нарочитой грубостью:

- Я думаю, вы виноваты перед Родиной.

- Но я выполнял ваши приказы, товарищ Сталин.

- Вы виноваты перед Родиной и застрелитесь.

- (всхлипы, сопли и мольбы)

Такое ощущение, что диалоги писал ребенок. Настолько они примитивны. Характерно, что со Сталиным никто не берется спорить. Да-да, все буквально пасуют перед ним. Причем не как перед руководителем, а как перед человеком, словно боятся, что он «даст в голову» и этим кончит диалог.

Сам же вождь — это собрание плохих качеств и вопиющей некомпетентности. Он коварный, наглый, некомпетентный, циничный, подчеркнуто грубый, теряющий над собой контроль, подозрительный и глупый (по сюжету фильма он «не верил (!) в голод»). Каким образом он попал во власть? А это в фильме не раскрывается. Фильм вообще ставит каждый раз перед фактом, не раскрывая процесса. Война началась, голод начался, репрессии идут, Сталин установил полный контроль — причин всего этого вы не сыщете в этой кинокартине. И главное — Сталина любят. Повторюсь, опять-таки просто по факту. Потому что это Сталин. И злой он тоже по факту. И дочь его любит до смерти тоже по факту.

Окружение Сталина изображено подчеркнуто гнусным, это любители выпить, поржать и поубивать друг друга. Накал идиотизма доходит до того, что Берия ЛИЧНО расстреливает партийных бонзов из нагана. За что? Потому что их заподозрил Сталин. В чем? В измене, потому что они были с ним не согласны. Да-да, именно эта примитивная логика преподносится в фильме. Разность политических программ? Продажа государственных секретов? Кадровые ротации? Это слишком сложно для сценариста. Есть рецепт проще: они были не согласны со Сталиным. Это повод для расстрела и несогласного и всей семьи.

Такое вот собрание клише из агиток. Все это может быть объяснено тем, что авторы картины не имели возможности вместить обширный период в 30 лет в два-три часа ленты, поэтому не имели возможности для объяснений тех или иных событий. На это наслоилась традиционная западная нелюбовь к «папаше Джо» и веяния эпохи. Но тогда зачем снимать такой бездарный и глупый по содержанию фильм? Не лучше ли выделить отдельные эпизоды, чем сочинять унылый и примитивный комикс, на котором оттоптался здравый смысл?

Отдельно стоит сказать о том, что авторы даже не озадачились подбором актеров по визуальному сходству, за исключением Дюваля, пожалуй. Причем тут ляпы просто вопиющие. Усатый (!) Ежов, длинный как палка Ягода. Лысый с щербатой улыбкой Бухарин — меланхоличен и длиннокудр. Ворошилов выше остальных на голову и больше похож на премьера Великобритании Чемберлена. Берия — маленький и щупленький семит. Вы себе представляете, если бы например Петр Первый был показан ростом в полтора метра, рыжим и веснушчатым? А для создателей «Сталина», я думаю, это не стало бы проблемой.

Музыка довольно примитивна и представляет собой постоянно повторяющуюся Serious Russian Theme, адресующую к лагерям, храмам, непогоде, армии и загадочной душе. Однако и тут не обошлось без манипуляций. Великолепную музыку Прокофьева «Наступление крестоносцев» (из х/ф «Александр Невский» 1938 года), что особенно обидно вставили… нет, не как тему Войны. А как тему прибытия поезда с Лениным на Финский вокзал, что как бы должно вызывать у зрителя (особенно российского) понятные ассоциации.

Что же в этом фильме хорошего? Игра актеров. Действительно, они стараются играть в то… как они и режиссер видят Россию и СССР 1917—1953 гг. Они пытаются показать драму. Особенно хорошо это удается Джулии Ормонд (Светлана Аллилуева), и некоторым из них получается сочувствовать. Но это быстро разбивается о примитивные куцые диалоги, отсутствие логики действий героев, общую нелепость сюжета.

Что в итоге? Если вы хотите посмотреть драму о сатрапе, который доводит своих подчиненных «до ручки» — то «Сталин» это ваш выбор. Если вы хотите увидеть Сталина-правителя (плохого или хорошего — не важно), то вы потратите время.

2 из 10

23 сентября 2015

сталин N1992

В фильме Пассера играют прекрасные актёры. Особенно точен был Роберт Дюваль. Неожиданно точен. Но на этом с точностью в фильме завязали.

Режиссёр делает упор на хронологическую перспективу правления Сталина. Однако для представления полной картины понадобился бы целый сериал — в два с половиной часа такой материал не уложишь. Поэтому господин Пассер начинает «отсекать лишнее» к началу второго часа картины. И если до этого ещё присутствует хоть какая-то сбалансированность, то последующее изложение становится настолько скомканным и нескладным, что начинаешь просто засыпать. Речь уже даже не о том, «было или не было», хотя картина историческая должна передавать историческую правду вместе с художественной. Сценарий изобилует притянутыми за уши, а иногда и вовсе глупыми и наивными сценами, превращая происходящее в фарс (приход Сталина в камеру на допрос к убийце Кирова и т. п.).

Действие почему-то сосредоточено в основном на взаимоотношениях Сталина с Зиновьевым, Бухариным и Каменевым. Как-будто в стране больше ничего не происходило.

И самое, на мой взгляд, главное: не возникает чувства. Нет атмосферы. Той атмосферы, тех времён. Всепроникающего страха, ужаса сталинского террора. У Сокурова в фильме «Телец» Сталин получился очень страшным, почти демоническим. У Михалкова в «Утомлённые солнцем» тоже очень красочно, ярко.

Здесь же всё тускло, бледно. В общем, не очень.

28 октября 2013

10 из 10

Возможно события фильма несколько расходятся с реальными, но отличная режиссура и превосходная игра актеров сделали из него настоящий шедевр! Если смотреть его исключительно как художественный фильм, без претензий к достоверности, эффект просто потрясный! И очень классная музыка — обязательно поищу саундтрек. Советую смотреть всем!

10 из 10

27 августа 2010

Триллер Сталин на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 30 лет назад, его режиссером является Иван Пассер. Список актеров, которые снимались в кино: Роберт Дювалл, Джулия Ормонд, Максимилиан Шелл, Ерун Краббе, Джоан Плаурайт, Фрэнк Финлей, Рошан Сет, Дэниел Мэсси, Андраш Балинт, Джон Боуи, Джим Картер, Мюррэй Ивэн, Стелла Гонет, Колин Дживонс, Мириам Маргулис.

Производство стран США, Россия и Венгрия. Сталин — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.