Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Распад |
год: | 1990 |
страны: |
СССР,
США
|
режиссер: | Михаил Беликов |
сценарий: | Михаил Беликов |
продюсер: | Михаил Костюковский |
видеооператор: | Василий Трушковский |
композитор: | Игорь Стецюк |
художник: | Василий Заруба |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 сентября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
В целом, о Чернобыльской катастрофе хороших фильмов нет вообще — один мусор, и пара документалок, и те весьма спорного качества.
Здесь же, местами вроде и получилось вполне неплохо в плане драмы, но остается такое чувство, что все-таки фильму чего-то не хватает. Скорее всего, хотелось бы увидеть драму, разворачивающуюся непосредственно в самом месте происшествия, не в жизни какого-то журналиста или влюбленной пары как основу, а там — на станции, откуда все и началось.
Но тут хочется заметить, что авторы фильма решили обойти этот момент стороной, скорее всего, по причине крайней осторожности, дабы не допустить каких-нибудь несуразных ляпов и искажений фактов, что могло бы испортить их репутацию в глазах общественности.
Сюжет фильма больше повествует о жизни людей, имевших несчастье оказаться в месте катастрофы, нежели о самой катастрофе. Все бы хорошо, но…
Показано, конечно, без искажений и грязных игр с фактами, но как по мне, иногда уделяется слишком много внимания мелочам. При всем уважении к создателям фильма, несколько раз ловил себя на мысли, что фильм местами становится просто очень скучным. Часто слишком сильно затянуты малозначимые сиюминутные моменты.
Я понимаю — это не тот случай, чтобы развлекать зрителя, однако фильму остро не хватает зрелищности. Отнюдь не ради развлечения, но чтобы не утомлять зрителя не относящимия напрямую к сюжету мелочами.
Однако следует отметить один момент, где присутствует доля юмора, или даже, скорее всего, иронии: когда батюшку местной церкви при эвакуации попросили оставить икону потому что «она светится» — он ответил, что ведь правильно (цитата вольная, дословно не помню, хоть и ни один раз смотрел): она же заряжена святым духом.
Мне бы было интереснее увидеть качественный фильм, где взята за основу именно сама катастрофа, а не весьма скучные приключения (если их вообще повернется язык назвать приключениями) молодоженов, или повесть в духе «из жизни одного киевского журналиста».
Не могу оценить фильм очень высоко, но и поставить ему низкую оценку рука тоже не повернется, наверное, потому что здесь нет откровенного вранья и больной фантазии авторов под соусом «художественный прием». Да и актеры играют вполне неплохо.
6 из 10
17 мая 2021
Смотрел фильм давно, потому отзыв будет короткий и смазанный. Но скажу сразу: фильм сильный!
«Распад» снят на рубеже десятилетий, но хорошо передаёт атмосферу 80-х. Он очень жёсткий, на меня произвёл сильное впечатление. Во всей красе показана и тупость начальства, и самоотверженность ликвидаторов (в том числе друзей Журавлёва), и паника среди простого населения. Особенно сильно цепанули два момента: когда колонна автобусов проносилась на большой скорости мимо женщины с коляской и когда Колька остался дожидаться маму в обезлюдевшей Припяти.
Пожалуй, что достоинство этого фильма по сравнению с другими фильмами о Чернобыле — то, что он хронологически первый, а потому наиболее близкий по времени к той аварии, точнее воспроизведена атмосфера того времени. Чем позже фильм, тем больше вероятность ляпов. А тут всего 4 года разницы.
П. С. Не знал, что Серебряков водит мотоцикл. Лихо он делал «вилли» на ИЖаке (поднимал на дыбы), да ещё и с пассажиркой!
16 июня 2019
Важная тема, которую как-то быстро позабыли. Благо, о Чернобыльской аварии сейчас можно почитать рассекреченные архивы Украины и Беларуси не поднимаясь с дивана. Можно прочесть и весьма душевное, почти оправдывающееся, интервью Горбачева. Наверное в силу этого обстоятельства все как-то позабылось.
А фильм, снятый с небольшим лагом после известных событий, относит нас в самый центр трагедии фиксируя судьбы людей, которые стали заложниками страшной трагедии. Люди не знают о происходящем, а когда все выходит наружу то из глубин небытия появляется Хаос, поглощающий все соприкасающееся с ним. Наверное все эти эпизоды, которые нам предлагает режиссер, чрезмерно надуманны и пафосны — одинокий старик, девушка с коляской, ставший безнадзорным мальчик, бегущая собака, изменяющая жена… Все это мне кажется лишним и несколько уводящим от главного. Эмоции на грани истерики — это ведь тоже, не слишком хорошо.
Впрочем, это очень хорошо, что такой фильм вышел. Нужно снимать еще. На большом бюджете с известными актерами. Не следует забывать.
5 из 10
13 января 2015
Фильм скорей понравился, нежели нет.
Его основная черта — это эклектичность, столь свойственная работам конца 80 — начала 90х. В реалиях того времени создатели картин могли просто с камерой ходить по улицам и снимать народ на улицах, до того это были бы благодатные типажи!
Но тут мы имеем не просто фильм, а фильм о Чернобыльской трагедии. Плюс снятый за спонсорские деньги, это важно!
Получилось как ни странно очень достойно. При всей скромности бюджета и средств в наличии получился реально эффект присутствия тем апрельским днем близ горящего реактора. Удалось передать героизм поступков ликвидаторов — врачей, пожарных, военных. Совершенно потрясающе сняты сцены эвакуации Припяти — кадры с собакой, бегущей за автобусом, сцена с женщиной с коляской мосту — еще долго остаются в памяти.
Герой этого отрезка фильма — врач Толик, по зову сердца пристроившийся в хвост колонны, едущей налегке к реактору, и получивший огромную дозу радиации одним из первых.
Параллельно основной сюжетной линии идут еще несколько. Это бытие журналиста Журавлева и его семьи, оказавшихся в Киеве в тот момент. Надо сказать, что имеет место мелодраматичное пережевывание внутрисемейных перепетий, откровенно вызывающее зевоту.
Затем — молодая пара, сыгравшие свадьбу в тот самый злополучный день и так некстати уехавшие отдыхать в леса близ ЧАЭС. Со всеми дальнейшими последствиями. Прекрасная работа Алексея Серебрякова и Марины Могилевской! Действительно, это изюминка картины, особенно поразила финальная сцена в церкви, пасхальная служба под присмотром солдат в противогазах и костюмах химзащиты.
Показаны судьбы еще нескольких людей, и все это приправлено несколько гротескной, но не глупой, критикой действий властей, которые без указки свыше способны закрывать глаза на самые очевидные факты и «справлять все запланированные 20 свадеб», несмотря ни на что, хоть радиоактивные осадки с неба выпадут.
В этом плане несколько вычурно выглядит и финальная сцена водружения красного флага на реактор, но опять же баланс соблюден и съемки пейзажа оттягивают внимания от этого бессмысленного акта.
Теперь о минусах. Они не то, чтобы глобальны, но они есть. Если упомянутую Санта-Барбару из личной жизни главного героя можно еще хоть как-то потерпеть, то ряд кадров (крошечных эпизодиков, порой в секунду!) откровенно сделан для спонсора, чтобы выставить этих strannih russkih и окружающих их действительность в каком-то абсолютно шизофреническом ключе. Я говорю о кадрах автомобильной аварии в самом начале фильма, сцены падения некоего человека на толпу у стадиона, ну и конечно эпизода у КПП, где парочка занимается сексом у забора с колючей проволокой среди рвущихся за ограждения людей. Это не метафора и не арт-хаусная ремарка. Это бред сивой кобылы — ни к селу, ни к городу. Привет инвесторам.
На вопрос — стоит ли смотреть это кино, я отвечаю: «Стоит».
28 августа 2012
Фильм, судя по количеству рецензий, мало кто видел. А жаль!
Неплохой, небредовый фильм. О крушении привычной жизни. На главного героя все навалилось одновременно — предвиденный уже конец СССР, проблемы с женой. А тут еще и авария, эффект от которой многократно умножен паникой населения. И уже мало кто понимает, что надо делать, куда бежать. А может оставаться на месте и не делать ничего?
Кто-то выполняет свой долг, не думаю о том. что будет завтра, но зная, что нужен здесь и сейчас. А власть имущие бегут так далеко и так быстро, как только возможно. И не надо лишний раз пинать СССР. Думаете, сейчас было бы хоть немного по-другому? Зря. Трусость — она вне времени, пространства и национальности.
В первую очередь фильм не об аварии, а о том, как она повлияла на людей.
Есть несколько поистине потрясающих сцен. Мне запомнилась всенощная пасхальная служба — это правда было страшно. И абортарий.
А вот брошенный мальчик — это уже перебор. Сразу понятно, что производство совместное с США. Ну не можем мы так поступать! Это не по-русски. Кто-то присмотрел бы за малышом. И ведь не забросили же город сразу раз и навсегда! Там еще очень долго шли работы, там было много людей — в основном военнослужащих. Этот сюжет могу допустить только как символ беспомощности и одиночества человека перед тем, что он сам создал, но что он контролировать не в силах.
Думаю, мало кому кино понравится. Нет здесь того, что хочет видеть современный зритель — нет самого момента взрыва, нет борьбы со стихией. Это драма, а не экшен. Тема-то неоднозначная, за нее редко берутся.
Актеры отыграли на 100%.
7 из 10
11 декабря 2011
Долго откладывал просмотр этого фильма, да и честно говоря не стоило и смотреть. Среди десятков фильмов о Чернобыльской катастрофе «Распад» практически ничем не выделяется. Фильм снят в 1990 г. и это сильно отразилось на его содержании. Фильм не интересен с точки зрения содержания или сюжета, в нем удивляет прежде всего сочетание несочетаемого. Фильм насквозь пронизан тонким юморком и символами агонии распадающегося Союза.
Вероятно создатели фильма именно и хотели показать аварию на ЧАЭС как символ падения СССР. И можно сказать, что это им удалось. Весьма символично, когда у подножия горящего реактора медленно обугливается бюст Ленина. Так что символических сравнений в фильме хоть отбавляй. Поражает тупость местного партийного руководства. Такое впечатление, что они сами верили в то, чем убеждали людей. Эта сторона фильма не вызывает нареканий.
Особо следует отметить работу оператора. Четко прослеживается влияние американской школы. Фильм уж никак не назовешь классикой советского кинематографа. Самый большой недостаток «Распада» это отсутствие масштабности, без которой трудно обойтись в подобного рода лентах.
Создатели изо всех сил пытаются давить на жалость зрителя, пытаясь заставить сопереживать — но в моем случае этот номер не прошел. Так что мой вердикт — фильм на один раз, да и то он мне дался с трудом
6 из 10
5 июня 2011
«Распад» для меня, есть нечто большее, чем фильм о техногенной катастрофе. Авария на ЧАЭС — ширма, которая скрывает распад личности, человека, общества и государства. Как молекула, люди распались на циников (Правительство, эвакуирующих своих близких) и добродетелей, кто просто пытался помочь людям, поставив на себе крест. (Друзья Журавлева).
Авария стала символом перемен, дорожкой к очищению, как например, для героя Шакурова. Который считает себя таким же виновником развернувшихся событий в обществе, в стране: «В том, что происходит виноваты все. И я в том числе». (Появляется другой символ времени — велогонка на тв). Поэтому ему была необходима эта поездка добровольцем на зачистку территорий от последствий аварии. Это некий символ возвращения «человеческого лица»: «Только пережив то, что пережили мы, можно вернуть себе человеческое лицо и стать нормальным человеком». А финальный диалог Журавлева с женой вызывает опасение, еще не одна ЧАЭС произойдет, если забудем о том, как же им быть, нормальным человеком.
Что касается «картинки», то для 1990 года и скромного бюджета — это шедевр, такое ощущение, что побывал на месте аварии, поучаствовал в этой смуте событий. (Также в фильме использованы кадры из реальной Припяти образца ~90года, т. е. когда это место еще было похоже на город).
8 из 10
2 марта 2011
Из немногих художественных фильмов о Чернобыльской катастрофе «Распад», на мой взгляд — лучший. Не без «чернухи» в адрес «партии и правительства», но все ли мы знаем о тех событиях? Можно конечно сейчас говорить, как там все было четко организовано, но вот знакомые «ликвидаторы» почему-то утверждают иное…
Жили-были три друга… Один — успешный журналист, второй — атомщик, третий — врач, и все были довольны своей профессией. Мирный отдых счастливых людей прервало сообщение: на АЭС пожар. И началось… Рвущиеся к станции колонны пожарных машин, врач Толик, который вообще был не на дежурстве, но не смог проехать мимо, оператор Игнат, который сделал, что еще можно было сделать, и погиб на посту, идущие в огонь пожарные, зловещее графитовое пламя на крыше энергоблока. И на фоне этого тотального героизма — начальник АЭС, успокаивающий всех: ничего страшного, заурядная авария! Хотя зрителю-то уже понятно, что заурядной аварией там и не пахнет. Но люди на экране еще ничего не знают и работают в огне без защиты, без респираторов, без дозиметров…
Фильм достаточно тяжелый. Атмосфера бравурности и непередаваемой начальственной тупости ощутимо давит. Врач Толик, уже все понявший, уже сам нахватавшийся смертельных доз, бьется в «инстанции»: эвакуируйте хотя бы детей! Бесполезно… А эта фраза директора ЗАГСа — «У нас запланировано 20 свадеб сегодня, и мы их проведем!» Хоть всемирный потоп, а у нас вот запланировано… И ничего не сделать — система несокрушима и непробиваема.
Кадры эвакуации — бесконечная череда пыльных автобусов, на бешеной скорости уходящих из обреченного города, недоумевающие глаза стариков в придорожных деревнях — их забыли предупредить, Припять с борта вертолета, брошенный ребенок, рисующий на асфальте громадные буквы: «Мама, приходи!» А мама не придет, мамы больше нет… Вот этот ребенок, забытый в спешке — и есть самый настоящий ужас, куда там фантазиям голливудских режиссеров! И тут же — партийные чиновники, в панике эвакуирующие своих детей самолетами, бегущие сами, бросая подчиненных, прорывая кордоны… Мертвый город, брошенное в беспорядке имущество, люди, падающие от острой лучевой болезни. Песец как он есть, но ведь на самом деле было ничуть не лучше!
Откровенно спародирована сцена штурма пораженного энергоблока. Добровольцы, завернутые в брезент и увешанные свинцом, идут к разрушенному реактору, чтобы… водрузить красное знамя на его вершине! Прямо взятие рейхстага какое-то. Это уже сюр, хотя… все ли добровольцы, ходившие в реале к четвертому реактору и потом умершие, все ли эти жертвы были необходимы? А красный флаг в реальности был, но не на реакторе, а на одной из больших труб — ориентир для вертолетов.
Если отрешиться от политической сатиры, то весь фильм — полноценная «техногенка». Фильм о катастрофе. Без бреда о пришельцах, якобы взорвавших реактор, без мистики и мутантов, чем сегодня грешат те, кто пишет и снимает о Чернобыле. Бытовой такой фильм, про обычных людей. Таких, как все мы. И от этого лишь страшнее его смотреть…
29 мая 2009