Повесть непогашенной луны
6.1
6.8
1990, драма
СССР, 1 ч 22 мин
В ролях: Виктор Проскурин, Наталья Данилова, Михаил Ремизов, Александр Сирин, Николай Кузьмин
и другие
Легендарный полководец Гражданской войны, победитель Врангеля приезжает в столицу по вызову Сталина. В столице он с недоумением узнает, что Политбюро на специальном заседании решило заставить его прооперировать застарелую язву. Лечащий врач убежден, что операция не нужна, но, повинуясь партийной дисциплине, старый большевик ложится на операционный стол.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Повесть непогашенной луны

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Вадим Алисов
композитор:
художник: Валентин Поляков
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Повесть непогашенной луны», 1990

Вселенная Витаутаса Жалакявичюса — этюд о деле врачей и Виктор Проскурин в роли Сталина

Фильм своего времени. Разрозненный, рваный, неоднородный, с масштабным замыслом и посредственным исполнением. А самое важное — с революционным надрывом. Даже забавно, ибо лента осуждает эту слепую страсть с которой люди создавали новый мир, рушили и терялись в этом всем. При этом фильм вполне можно упрекнуть в подобных — слепых и однозначных оценках.

Конечно ключевая фигура ленты — это не главный герой. Нет. Это — Сталин. И выполнен он достаточно бесхитростно. Перед нами самый невзыскательный, заурядный и серый человек. Ничего выдающегося. Грубит, матерится, ведет себя резко и эмоционально. Иными поступками ничем не выделяется. Ну да… Но таков слепок эпохи. Это отражает скорее не исторические истины, а дух того нигилистического времени, когда был создан фильм.

Интересен подход к роли Сталина от Виктора Проскурина. При полной внешней непохожести актер постарался наметить общие поведенческие точки, умело выделил их. Разработал он и образ. Его Сталин не похож на привычные, сделанные через клише о «грузинах» актерские работы. Так происходит чудо актерского мастерства — при полном внешнем несовпадении мы понимаем — это Сталин. Вот такой, особенный. И это большая работа для Проскурина. Другое дело, что трактовка образа, его содержание вызывает вопросы. Это уже было дело режиссерское сформулировать смысл.

Так что, эту ленту вряд ли можно считать сколько-нибудь интересной. В рамках исторического погружения рассказ о странном исходе дней героя Гражданской войны по причине навязанной операции в предложенном виде не увлекает. Тут куда более значимой будет краткая историческая справка. Атмосфера и декорации скорее соответствуют девяностым годам двадцатого века, нежели умело воссоздают то непростое время. Это вам не германовский «Хрусталев». Да и сама история, личная психологическая драма, четко не прочерчена. Увы.

Очень жаль, что этот невыразительный фильм стал одним из последних в творческой биографии Витаутаса Жалакявичюса (он тут выступил сценаристом). Позже он будет весьма критично отзываться о предоставленной в девяностых свободе. В советские годы, при цензуре и прессинге такую тему ему точно не позволили бы реализовать. Но, при этом, такой слабой и невыразительной работы бы тоже, точно не вышло.

5 из 10

2 июля 2020

Перестроечные домыслы по фабуле повести

Пожалуй, главная слабость фильма в том, что это фактически пересказ модных сплетен, усиленных в годы перестройки, о загадочной смерти военачальника Фрунзе, а не экранизация собственно повести Пильняка.

Переводить Пильняка в кино — дело вообще неблагодарное, так как пильняковский язык (как и бабелевский, платоновский) перенасыщен метафорами, поэтическими образами. Кроме того, главная тема повести — это и трагическая беспомощность человека перед катом истории, и обостроенное для крупного человека, привыкшего повелевать судьбами, ощущение близости смерти, и печаль, что большое дело выбивается из рук и развивается по каким-то своим законам, а не так, как было задумано.

Но в фильме почти ничего этого нет, а есть лишь сквозная печаль, что ленинская святыня — революция — была осквернена коварным Сталиным, а ее гвардия — уничтожена. В перестройку подобные настроения были популярны, когда злому и плохому Сталину противопоставлялся миф о добром и праведном Ленине.

Но в исходнике роль Сталина выглядит не столь зловещей; там лишь присутствуют обычные сомнения человека, который не стоял за операционным столом: все ли было сделано, как надо; надежные ли были врачи. В конце повести есть даже такой эпизод: «… Все вышли из палаты, в палате остались негорбящийся человек [Сталин] и труп человека Гаврилова [Фрунзе]. Человек сел на кровать к ногам трупа. Руки Гаврилова лежали над одеялом вдоль тела. Человек долго сидел около трупа, склонившись, затихнув. Тишина была в палате. Человек взял руку Гаврилова, пожал руку, сказал: Прощай, товарищ! Прощай, брат!» Если бы Пильняк был уверен в коварстве Сталина, то вряд ли бы он привел такие подробности: «…долго сидел около трупа, склонившись, затихнув».

До сих пор слухи о том, что Фрунзе был убит по приказу Сталина, не подтверждаются никакими данными, и пока нет никаких оснований не верить официальной версии смерти.

22 января 2018

Мне нравятся фильмы-биографии, посвящённые знаковым личностям 20 века. Особенно в «Стране Советов». Мне очень понравился многосерийный фильм «Брежнев», понравились «Серые волки» про Хрущёва, «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным». В школе, да и в университете я не особо любил историю, а эти фильмы помогают что-то узнать, подавая эти знания пусть не в строго историческом, но в художественном ключе.

«Повесть непогашенной луны» рассказывает о последних днях жизни наркомвоенмора СССР Михаила Фрунзе. В каждом городе есть улица Фрунзе, но кем он был и кто таков я никогда не представлял себе. Как я понял, в фильме показана лишь одна из версий его смерти, заключающаяся в том, что Сталин и политбюро практически заставили Фрунзе лечь на операционный стол. Есть и другие версии. Что это было заражение крови. Что эта была случайная смерть, не желаемая руководящей верхушкой. Что никто его не заставлял, а он сам хотел оперироваться и сам ждал начала операции. Как оно там было неизвестно, но, думаю, посмотреть художественный вариант воплощения одной из версий вполне можно. Хотя смущала мрачность и блёклость изображения и некая тягучесть повествования. Не каждому любителю фильмов-биографии понравится.

5 из 10

15 января 2012

Одноименную повесть Бориса Пильняка запретили сразу же после издания в 1926 году — такого едва прикрытого разоблачения своего режима Сталин потерпеть не мог. Легализовано произведение было только в 1987 году — и сразу стало актуальным на волне гласности и осуждения кровавого советского прошлого. Настолько актуальным, что не заставила себя ждать экранизация авторства Евгения Цымбала.

Обретя признание, «Повесть» разделила судьбу всех политически-заостренных произведений — публика предпочла свести заложенный Пильняком идейный фундамент к конкретным событиям. Между тем, писателем двигало не столько неприятие сталинских подковерных интриг, сколько размышления о жертвах истории, ее «расходном материале», к которому он причислял и загубленного врачами Фрунзе.

Пильняк описал частный случай тенденции, о которой говорит его герой: «Историческое колесо, к сожалению, я полагаю, в очень большой мере движется смертью и кровью — особенно колесо революции». Мавр сделал свое дело — мавр может умереть. Поэтому выполнивший миссию герой Гражданской войны все понимает, но не находит в себе силы противиться гибели. Неотвратимость исхода вызывает ассоциации со всевластным Роком античных трагедий. Его символом в повести является безучастная и холодная «непогашенная луна», для которой нет ни правых, ни виноватых.

Безусловно, на рубеже 80—90-х, когда российское общество сотрясала новая революция, мысли Пильняка были ценны. И Евгений Цымбал их не растерял. Причем изобразил «киношными», миметическими средствами: аналогии между белогвардейцами, которых Фрунзе пускал в расход в 1919-м году, и самим наркомвоенмором проведены достаточно ясные. Даже холодная желтая луна несколько раз всплывает в кадре.

Другое дело, что Пильняк, литератор до мозга костей, большое внимание уделял форме. И то, как написана «Повесть», исключает малейшую возможность ее удачной экранизации — если, конечно, не переписать сюжет заново. Если бумага стерпит отстраненную, почти хроникальную манеру изложения (ведь, согласно заголовку, повесть пишет луна), то на экране сухость и анемичность, которых усердно придерживается Цымбал, просто противопоказаны.

Более того, текст первоисточника будто соткан из частностей — позже этот стиль назовут орнаментальной прозой. У Пильняка нет цельного образа протагониста, служащего центральным ядром истории. То же и в фильме: колоритный Сталин ведет себя в кадре куда интереснее, чем Фрунзе, который вызывает недоумение излишней для матерого вояки сентиментальностью и мягкостью. Как вы догадываетесь, чести фильму этот факт не делает.

Откровенно слабых мест в «Повести» нет, но все же это весьма средняя картина. Она располагает к раздумьям, но цепляющим зрелищем ни разу не является — не вытянул Цымбал крайне малособытийный сюжет. Хотя, справедливости ради, эстетской съемке удалось частично передать словесную магию орнаментальной прозы. В качестве компенсации за скуку зритель получит красивые ракурсы и цветовую гамму в духе винтажных фотоаппаратов «Зенит».

5 из 10

9 декабря 2011

О причинах смерти наркомвоенмора М. Фрунзе спорят до сих пор. Была ли это ошибка врачей, намеренное убийство, или все под богом ходим? С одной стороны, его лечили лучшие профессора России, с другой, — зачем было Сталину и его клике убирать Фрунзе, которого они только что (несколько месяцев назад) сами же и произвели в наркомвоенморы взамен смещенного Троцкого? Да и не была еще в 1925 году отлажена та смертоносная машина устранения своих противников, которая вовсю заработает через 10 лет. Даже главного своего врага — Троцкого — Сталин в 1928 выпустил со всем архивом за границу, в чем потом, естественно, будет очень сожалеть. Фрунзе же был весьма далек от большой политики и был чистым воякой. Так что версия, представленная в фильме, не кажется убедительной.

Но все меняется, если мы вспомним, что этот фильм поставлен по одноименной повести Бориса Пильняка, изданной аж в 1926 году, то есть по горячим следам странных событий. Хотя в фильме, как и книге, нет имен главных героев (только Наркомвоенмор и Первый), исторические прототипы узнаются мгновенно, отчего художественное произведение становится обличительным актом. И тут нужно поразиться мужеству Пильняка, осмелившегося написать и издать такое! Причем даже если он и ошибся с версией именно этих событий, он все равно предугадал причины многих последующих, ибо подстраивать смерти своих противников и конкурентов стало для Сталина вскоре нормой и правилом. Под каток в 1938 попал и сам писатель.

Таким образом этот фильм, являясь единственной экранизацией по произведениям Пильняка, предстает в своем роде данью памяти и уважения незаслуженно забытому талантливому русскому писателю, а кроме того, и недурным художественным произведением сам по себе, так как хорошо поставлен, сыгран и снят.

7 из 10

22 июня 2011

Драма Повесть непогашенной луны появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Евгений Цымбал. Список актеров, которые снимались в кино: Виктор Проскурин, Наталья Данилова, Михаил Ремизов, Александр Сирин, Николай Кузьмин, Владимир Стержаков, Иван Уфимцев, Павел Белозеров, Ольга Васильева-Назарова, Илья Иванов, Николай Игнатов, Александр Мыльников, Раиса Сазонова, Евгений Серов, Любовь Стриженова.

Страна производства - СССР. Повесть непогашенной луны — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.