Десять лет без права переписки
5.7
5.8
1990, драма
СССР, Германия, 1 ч 43 мин
12+

В ролях: Борис Щербаков, Наталья Белохвостикова, Александр Панкратов-Чёрный, Александр Яковлев, Евгений Евстигнеев
и другие
После окончания войны герой фильма приезжает в Москву, чтобы отомстить доносчику, по вине которого в 37-м погиб его отец. Он приводит свой приговор в исполнение и готов ответить за это по закону. Его подруга становится невольной участницей драмы…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Десять лет без права переписки

год: 1990
страны:
СССР, Германия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Александр Мурса, Валентин Железняков
художник: Евгений Черняев
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
на DVD: 1 марта 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Десять лет без права переписки», 1990

Видео: Фрагмент (Десять лет без права переписки, 1990) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Десять лет без права переписки», 1990

В царство божие войдут юродивые

Этот фильм стал второй частью дилогии, посвященной сталинским репрессиям и начатой Наумовым в 1989 году фильмом «Закон». Тот первый фильм мне представляется более удачным, цельным.

С внешней, эстетической стороной дело обстоит очень хорошо. Скорее всего, фильм снимался ранней, ненастной весной, когда по небу часто гуляют хмурые великаны облаков, а строения и люди предстают какими-то особенно понурыми и серыми. Вдобавок то было время стремительного загнивания и крушения советской системы, и обшарпанность, брошенность знаменитого «Дома на набережной», где в основном проходили съемки, — все это придавало картине прекрасный постапокалиптический, оруэлловский оттенок. Да и внешние атрибуты сороковых — пятидесятых годов выглядят вполне достоверно. Лишь по некоторым деталям можно судить, что на дворе все же 1990 год, а не, скажем, 1946.

До объявления перестройки и гласности тема государственного террора практически не поднималась в советском кино, поэтому фильм представляет собой гневный, истеричный выплеск накопившихся обид, вопросов, внутренних противоречий. Персонажи находятся на постоянном взводе и готовы взорваться в любую минуту. Они совершают бессмысленные эмоциональные поступки под гнетом внутреннего разлада с окружающей действительность, как, например, спонтанное явление репрессированного сотрудника НКВД к своему бывшему начальнику.

Главные герои — странные люди: ветеран, инвалид и кафешантанная певичка… Каждый из них обладает гипертрофированными, шутовскими чертами. Можно подумать, что режиссер хотел представить их людьми не от мира сего, которые, чтоб сохраниться в вихре безумного лихолетья, прибегают к такому вот поведению. Приключения этой шайки юродивых скоморохов придает картине ощущение безумности, нереальности происходящих событий. Не зря в одном из эпизодов появляется Сталин в окружении свиты и видит себя в кривом зеркале.

К сожалению, Наумов не удержался и приправил фильм постельными сценами и модными тогда сплетнями из жизни советских тиранов, например, о ненасытной сексуальности Берии и превращений случайных девушек в его рабынь.

8 марта 2017

Все мы как бы стреляем по Сталину, а попадаем в никуда.

Интересная идея у фильма восстановить справедливость в отношении ложно обвиненного отца в сталинскую эпоху. И были ли реальные попытки это сделать?Может и были, но все это выглядит как гиблое дело, да и опасно это будешь много писать кто его знает может власть решит, что ты сообщник и сядешь рядом. Так что тут три пути либо отказаться от родственника и забыть, либо тщетно пытаться реабилитировать его, либо сесть рядом, но в любом случае выиграть у государства нельзя.

Потому что в том то и дело что мы имеем дело даже не с произволом властей или превышением полномочий, мы имеем дело с самой государственной машиной в сталинское время, и в то время дела обстояли так что лишь сама советская власть решала что чрезмерно, а что нет, поэтому если уж что-то решила, то навсегда ни даже большой политик, не тем более простой гражданин не в состоянии отменить того что решил государственный аппарат. Конечно же среди врагов народа были разные люди, как виновные так и невиновные. Поэтому говорить что все враги народа -невиноватые, это так же не верно как сказать что все там были виновны.

Был процент невиновных и вот этих людей действительно справедливо реабилитировать, но реабилитировать тех людей кто реально продолжал скрытую гражданскую войну внутри страны и был внутренним врагом- я считаю не правильным, они знали на что шли. Поэтому когда сейчас хотят реабилитировать чуть ли не всех и правых и виноватых — поддерживать это я считаю неверным, не логичным, даже если ты не любишь сталинскую эпоху — но давать реабилитацию абсолютно всем — это такая же страшная ошибка как и желание всех репрессировать!

И на пользу стране ни та ни другая крайность я считаю не пойдет. Особенность сталинской эпохи и вот всех этих политических чисток, я считаю не в том что власть была кровожадной, а в том что все забывают что как таковая гражданская война она не закончилась в 1922 г, и правление Сталина было тихо и безоблачно — дело в том что рано объявили практически все правление Сталина была в условиях военного положения -костер революции не потух, различных политических сил самого разного толка было еще предостаточно в стране, поэтому Сталину просто ничего другого не оставалось как попытаться заморозить этот процесс бесконечной войны, чтобы вернуть страну в мирное русло. Этим и объясняется жесткая позиция советской власти как в отношении активных сил, что продолжают готовить чуть ли силовое свержение существующего строя так и пассивных, а именно профилактику в отношении не согласных, которые в случае только советская власть даст слабину возьмутся за оружие или перейдут на сторону активных.

Поэтому это нам хорошо рассуждать когда живем в спокойной обстановке, а тогда что бы там не говорили просто не было другого пути у Сталина — необходимо было всех урезонить, найти управу, на самые широкие народные массы накинуть кандалы и многих отправить остудиться на Колыму, потому что другого способа обуздать все эти брожения и анархию послереволюционных лет не представлялось возможным. И вот под эту гребенку конечно же попали и невиновные, а может быть даже полезные люди, но с этим ничего нельзя было поделать. Даже Сталину наверно это пришлось принять как неизбежное, хотя я уверен что лично ему все это было не надо, я думаю он обрадовался бы самым первым, если бы вся это война уже наконец то закончилось и он мог бы приступить к строительству мирной жизни, вместо того чтобы успокаивать буйные головы.

Поэтому мне хорошо понятен порыв главного героя, отомстить за отца, посадить того кто его оклеветал или ложно обвинил, да еще по конституции публично, чтобы страна признала его врагом, а не просто так тихо из под тишка убить в подворотне как предлагал ему друг. Но проблема в том что виновника как такого нет — можно конечно обвинить там самого Сталина, государство, советскую власть, но как то даже после этого у меня такое ощущение что сделать так это как тыкнуть пальцем в небо. Так сложилось то беспощадное время, и многие тогда попали под этот замес, молох пассивной гражданской войны

. Поэтому после просмотра фильма и возникает такая безнадежность что хочется наказать виновных, поставить точку, но это никак не можно сделать. И все мы вынуждены просто принять вот все то суровое время сталинскую эпоху перед которой все оказались беспомощны все мы, вся страна и даже сам Сталин, которого упорно продолжают считать как ее создателя, как будто это только он один был властен над временем и над страной, но в том то и дело что над тем временем был к сожалению не властен никто и даже сам Сталин, это время творил грубо говоря весь тот уставший озлобившийся народ и поэтому никто не смог бы этот народ уберечь туда куда он сам себя загнал — в это чудовищное репрессивное время. Что касается, Сталина я больше чем уверен, что вопреки мнению он был не отрицательным, а положительным героем той эпохи, вероятно даже предотвращал и сглаживал многие углы, ситуацию, и мы его виним до сих пор лишь за то что ты товарищ Сталин гад за то что не смог решить все наши проблемы, расхлебать всю ту кровавую кашу которую заварил весь народ, хоть ты и пытался больше всех. И поэтому ты виновен.

Правление Сталина выпало на период когда все хотели убивать и карать, а потом после смерти Сталина народ благополучно с подачи Хрущева свои желания приписал Сталину, и оказалось что в те времена убивал и карал в стране один лишь Сталин, а про что это не Сталин уничтожал народ, а сам народ занимался самоуничтожением об этом все забыли. Поэтому можно реабилитировать репрессированных, можно проклясть Сталина, да только нельзя остановить убийцу народного, потому что этот убийца сам народ. Поэтому Щербаков и все мы стреляем как бы по Сталину, ведь это же он убийца наших отцов- попадаем ему прямо в лоб! И все равно МИМО. Убийцы и первопричина любых репрессий — это мы сами, это сам народ и его бесконечная жажда мести, справедливости, а в итоге справедливости нет, никто не отомщен, а повсюду в стране одна кровь, кровь, кровь. Но давайте это время назовем не эпохой кровожадного народа, а эпохой кровожадного Сталина.

25 декабря 2014

Иногда месть и справедливость одно и тоже

Как сказано в прологе ленты, история лёгшая в основу фильма, это экранизация слухов и сплетен, которые шёпотом рассказывали жители послевоенной Москвы. И вполне возможно, что такая история могла произойти на самом деле. События картины происходят осенью и зимой 1946-ого. В центре сюжета молодой фронтовик Михаил, который чудом уцелел на войне. А теперь вернулся в родной город для того, что бы добиться справедливости и привлечь к ответу крупного партийного чиновника, в своё время доносом погубившего его отца, и поселившегося в их квартире. Но письма во все судебные инстанции и даже политическим лидерам партии, во главе с самим Вождём — ни к чему не привели. Тогда герой по совету друга детства Николая по кличке Татарин, у которого и поселился по приезде в Москву, решает вершить самосуд. А как бы фоном этих событий, показывается правящая верхушка и их порочные наклонности. Удачно в этом плане выведен, без малого злодеем Берия. Ночами его «воронок» рассекает по пустынной столице, а сидящий на задним сидении Лаврентий Павлович высматривает себе очередную жертву для сексуальных забав. Несчастных девушек после задерживают чекисты в штатском, и доставляют на дачу своему патрону. Эти, и некоторые другие сцены вызывают отвращение к советской действительности тех лет. Ведь за фасадом коммунизма, равенства и братства, на самом деле стояла лож. Ни какого равенства в Союзе не было. А было такое же, как и везде разделение на успешных и неудачливых, богатых и нищих. Только в отличии от СССР, граждане других стран не были вынуждены жить в постоянном страхе за свою жизнь и свободу. Ведь получить срок в то страшное время было делом плёвым. Достаточно было испачкать сталинский портрет, а самим чекистам не уложиться в отведённую начальством разнарядку…

Постановка подобной картины, с таким жёстким, «порочащим» советскую власть сюжетом, естественно могла осуществиться уже, так сказать на излёте эпохи. Надо сказать, что особо ни кому, «10 Лет Без Права Переписки» глаза не открыли (разве, что относительно страшного смысла данной формулировки, призванной в своё время скрыть чудовищную цифру репрессированных приговорённых к расстрелу). Своим «обличительным» фильмом Владимир Наумов опоздал с этой миссией. А вполне возможно и не собирался успеть, а снимал его с прицелом на иностранный прокат (частично ленту финансировали немцы). До этого свет увидели не только «полочные» картины (ярким представителем которых был «Мой Друг Иван Лапшин» Алексея Германа), но и снятые во время перестроечного угара «Холодное Лето 53-его» Александра Прошкина, и «Пиры Валтасара или Ночь со Сталиным» Юрия Кары (надо признать, необычайно сильная постановка этого трешмейкера). Во всех этих фильмах была представлена советская действительность той поры, «во все красе» (с неустроенностью в личной жизни, грязью, хамством и коммуналками, а правящая элита представала в неприглядном, отталкивающем свете). Фильм Наумова, снятый по сценарию написанному им же самим в соавторстве с Александром Кабаковым затерялся где-то среди вышеперечисленных картин, артефактов минувшей эпохи, которые сегодня некому не интересны и всеми давно забыты. Нельзя сказать, что это справедливо. Взять хотя бы этот фильм. Снят он в лёгкой, слегка ироничной манере. Повествование идёт, что называется резво, в градусе приключенческого жанра. Одни события сменяют другие. И параллельно развитию сюжета, зритель знакомится с героями и получает некий, как бы экскурс в советское, послевоенное прошлое. Смотрится картина на одном дыхании. И некая «серость» совсем не отталкивает от неё, даже спустя столько лет. Сегодня её можно списать на старание авторов придать фильму мрачного колорита. Иными словами, фильм Наумова о том как друзья-фронтовики в попытки добиться справедливости вступают в войну с советской бюрократической, построенной на страхе системой, является этаким «совковым» нуаром. Надо признать, что этот стиль этому ретро-фильму идёт невероятно.

Стоит сказать несколько слов и об сыгравших в фильме актёрах. Мстящего за оклеветанного отца фронтовика-Михаила сыграл популярный в те годы Борис Щербаков. А его закадычного друга детства, потерявшего на войне ногу Кольку-Татарина, сыграл всегда харизматичный Александр Панкратов-Чёрный. Роль подруги детства Нинки, сыграла Наталья Белохвостикова. А всегда красивая и сексуальная Вера Сотникова, даже показала немножко «клубнички». Из прочих артистов запомнился только появившийся в эпизоде, в роли профессора живущего в подземке метро дабы избежать ареста, Евгений Евстигнеев. И Александр Яковлев -сыгравший приятеля Нинки -администратора кабака, в прошлом сотрудника НКВД, которого из за досадной нелепости свои же отправили в лагеря. Прочие исполнители мне неизвестны, но выделить некого не могу по той причине, что кроме как здесь, больше их негде не видел.

В веду своей специфики сегодня этот старый, ещё советский фильм понравится не многим. Но те, кого интересует поднятая в нём тема, мимо проходить не должны. Любителям истории и политических драм, «10 Лет…» придутся по вкусу. Снят он весьма качественно и с приличным бюджетом. А для «кооперативного» кино начала 90-ых, это уже большая редкость. Замечательные актёры, предметы быта, старые автомобили и звучащие в картине песни 40-ых, полностью погружают в атмосферу тех лет. А чёрный юмор, которым авторы как бы «разряжают» сгущающуюся обстановку, заставит не раз засмеяться по ходу просмотра. Уверен, по окончании равнодушных фильм не оставит.

8 из 10

15 июня 2014

Драма Десять лет без права переписки появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Владимир Наумов. Список актеров, которые снимались в кино: Борис Щербаков, Наталья Белохвостикова, Александр Панкратов-Чёрный, Александр Яковлев, Евгений Евстигнеев, Варвара Сошальская, Валентин Брылеев, Ян Янакиев, Валентин Голубенко, Максим Воронков, Павел Комаров, Олег Банников, Евгений Кулешов, Владимир Майсурадзе, Владимир Романовский.

Производство стран СССР и Германия. Десять лет без права переписки — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.