| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.3 |
IMDb
|
5.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Очень страшная история |
| год: | 1986 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Никита Хубов |
| сценаристы: | Владимир Железников, Анатолий Алексин |
| видеооператор: | Гасан Тутунов |
| композитор: | Марианна Крутоярская |
| художник: | Евгений Штапенко |
| жанры: | драма, семейный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
12 сентября 1987 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
6+ |
Длительность:
|
1 ч 14 мин |
Повесть Анатолия Алексина - яркая, умная, захватывающая. В ней искусно сплетены школьная романтика и авантюрный дух подростковых приключений. 'Очень страшная история. Детективная повесть, которую сочинил Алик Деткин' впервые вышла в журнале 'Юность' и в сборнике с незамысловатым названием 'Повести' в 1969 году. Одна из любимых книг детства, читана-перечитана десятки раз. Разумеется, образы героев давно сложились в голове и запомнились такими на всю жизнь.
Книга полна деталей: кажущихся незначительными, мелкими, но, на самом деле, работающими на сюжет. И мешок с калошами с надписью 'Дет.', которую кто-то расшифровал как 'Детектив' и которая, по мнению Алика, предопределила его будущность. И заплатка на байковой рубашке, которую Деткин тщательно скрывал от Наташи во время пребывания в подвальном плену.
Что же осталось от повести в фильме? Имена, общие характеристики героев, хотя и не все, легкий иронический флер, основная сюжетная линия. Создателям необходимо было указать в титрах, что картина снята по мотивам повести Анатолия Алексина, потому что это не экранизация. Практически всё сценарист Владимир Железников (до этого написавший книгу и сценарий 'Чучела') изменил. Он даже юморные цитаты из книги поменял на свои собственные. 'Очень страшная история' в итоге получилась сплавом того же самого 'Чучела' (чем Глеб Бородаев не Лена Бессольцева?) и 'Приключений Электроника'.
Причины, наверно, ясны. Экранизировали книгу в 1986 году. Многие реалии, те же калоши в мешке, исчезли и стали непонятны. Необходимо было адаптировать повесть под реалии 80-х. С первыми школьными компьютерами, с презрительным отношением к школьным субботникам, с их внутриклассной иерархией. Но сделал это Железников чересчур старательно.
Если сравнивать экранизацию 'Алика Деткина' с другой повестью из 'Юности' - 'Милым Эпом', то там ситуация, конечно, намного хуже. От 'Эпа' в фильме не осталось практически ничего. Да что говорить, если в деталях пострадал даже шахназаровский 'Курьер', им же самим экранизированный. Видимо, экранизация - дело чрезвычайно сложное, и конечный продукт всегда найдется за что критиковать - в сравнении с первоисточником.
Если же от него абстрагироваться, то постановка Никиты Хубова вполне себе смотрибельная и атмосферная. Но только как самостоятельное произведение, без отсылки на Алексина. Что касается общего количества экранизаций повестей этого замечательного детского писателя, то их около десяти.
3 мая 2025
На юношеской прозе Анатолия Алексина выросло не одно поколение советских школьников. Его книги переведены на десятки языков и по сей день успешно переиздаются. А вот с экранизациями писателю не повезло. Казалось бы, проза Алексина так и просится на театральную сцену или на киноэкран, но фильмография более чем скромная и широкому зрителю совершенно не известная.
Отчего советский кинематограф прошел мимо такого кинематографичного автора, бог весть. Когда же на его книги взглянули через кинообъектив — было поздно. В конце Индустрия детских и юношеских фильмов мучительно агонизировала вместе с нерушимым Союзом, и, в общем, в конце 1980-х зрителя волновали совсем другие проблемы. Куда там было певцу нежного возраста и гуманизма!
Может быть, поэтому «Очень страшная история» получила такую слабую экранизацию. Главные герои и антигерои, декорации, операторская работа — все мимо. И это очень жаль. Хотя, сюжет этого произведения не устаревает и, возможно, ей однажды еще повезет с режиссером.
3 из 10
2 декабря 2019
Киностудия им. Горького, снимавшая фильмы для детей и юношества, решила создать «хоррор» для отечественных детишек.
Скажем прямо — получилось слабо и натужно. Дети-актеры сами не верят в происходящее и играют неестественно, «понарошку».
Немного лучше выглядят профессиональные актёры на взрослых ролях. Приятной неожиданностью было увидеть Людмилу Артемьеву в качестве одного из преподавателей музыки и литературы. Одна из первых приметных работ в её карьере. Далее последовали реклама холодка «Ментос» и главная роль в сериале «Таксистка».
Здесь мы видим все так же комичного Станислава Садальского спустя 7 лет после «Места встречи изменить нельзя», где он предстал хамоватым вором-карманником Кирпичом. Он, видимо, решил реабилитироваться и сыграть что-то реально «жуткое и кровавое», но не особенно вышло. К финалу фильма устрашающего вида герой Садальского скатывается к клоунаде, сводя на нет все попытки создания отрицательного образа.
Мне это напомнило фильм, который появился спустя десятилетие в США — «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Один герой там был очень похож на персонажа Садальского, этот герой ходил в плаще-дождевике и охотился за детишками.
Любителям детского «слэшера» я бы посоветовал лучше посмотреть фильм «С. С. Д.» (одна из расшифровок — «Смерть Советским Детям»). В нем реально оживают детские «страшилки», которые дети обычно рассказывают друг другу ночью в пионерских лагерях. Он и страшнее, и кровавее, да и развязка не такая обломная.
5 из 10
8 марта 2010