Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Миф |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аян Шахмалиева |
сценарий: | Кирилл Ласкари |
видеооператор: | Сергей Юриздицкий |
композитор: | Александр Кнайфель |
художник: | Георгий Кропачев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Балерина Вера, после смерти любимой бабушки, в период кризиса открывает в себе хореографический дар. Примерно так можно описать сюжет этого необычного фильма. Сюжет безусловно есть и он интересен, но в данном случае вторичен, в «Мифе» гораздо важнее не ЧТО, а КАК. Начала смотреть почти случайно и невозможно было оторваться до самого конца, а всё-таки две серии. Атмосфера фильма необычайна, и главная героиня необычная, а визуал и музыка незабываемые. Музыка Александра Кнайфеля просто гипнотическая, фильм назван «Миф» (в отличии от первоисточника легшего в основу сценария повести Кирилла Ласкари «Двадцать третий пируэт»), и действительно в музыке есть древняя сила, неторопливая, подчиняющая. Визуально он решен в стиле Тарковского; долгие медитативные планы с парящей камерой; лето, колышутся разросшиеся травы, Вера с бабушкой сидят на ступеньках маленькой разрушающийся часовенки, вот их дом в стиле модерн, рядом врезан огромный мост через реку, квартира Веры, тревожные иконописные лики нарисованные старым художником на стенах пустой залы… «Миф» уникален удивительно любовно подобранными локациями. Снимали в древнем Пскове, дом Веры это дом Батова, с майоликовым панно на фасаде обращенном к реке Великой, рядом спроектированная архитектором Щусевым в 1911 году прелестная часовня святой Анастасии «изгнанная» под Ольгинский мост, во время прогулки героини по Троицкому мосту над рекой Псковой хорошо видна церковь Косьмы и Дамиана, а во второй серии душевные переживания охватывают её в Изборске у храма Николы на городище. Эти подлинные древности придают «Мифу» особую глубину, но не акцентируют именно на древней Руси, они лишь лейтмотив многовековой силы и красоты, красоты заброшенной, полузабытой, но живой. Тут Псковские храмы созвучны ещё одному лейтмотиву фильма — стихотворению Давида Самойлова «Крылья холопа», по которому Вера ставит свой астральный балет.
Героиня балерина и балет конечно присутствует, но под сурдинку, это не фильм о балете, хотя танцем всё пропитано, это фильм о творчестве. Вера молчаливо ходит, внимательно смотрит, разговаривает, но чувствуешь что она постоянно находится в творческой медитации, и энергетика от неё так и расходится волнами вовлекая как в воронку её окружение.
Фильм о балете немыслим без танцовщиков и тут всё настоящее, главную героиню сыграла Регина Кузьмичёва тогда солистка Пермского театра оперы и балета, рыжеволосая, запоминающаяся экзотической страшной красотой, она может быть и уродлива и прекрасна, опытный оператор Сергей Юриздицкий мастерски показывает как героиня расцветает — в начале фильма она как гадкий утёнок, а во время генерального прогона своего детища необыкновенно хороша. Легендарный Марис Лиепа прекрасно справился с ролью возлюбленного Веры, провинциального балетного премьера уходящего на пенсию, и решившего заделаться хореографом, персонаж вышел неоднозначный. Совсем уж легендарная Инна Зубковская появилась в небольшой роли шикарной столичной примы. Белорусская балерина Людмила Бржозовская сыграла бесплотную Шипу подругу главной героини, а юную балерину соперницу Веры исполнила Евгения Левен.
Необычно ещё и то что в режиссёрском кресле «Мифа» замечательный мастер ленфильмовской школы Аян Шахмалиева, режиссер прежде всего известная своими пронзительными работами о подростках: «Свет в окне», «Дети как дети», и «Миф» смотрится в её фильмографии как-то инородно, что ли, настолько он не похож на то что она раньше снимала, и в отличии от других её картин, регулярно показываемых по ТВ, «Миф» подзабыт (куда смотрит канал «Культура»!), что совершенно неправильно, так как это одно из редких и глубоких киновысказываний о природе творчества, завораживающее по ритму и атмосфере.
8 сентября 2019