Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
La mansión de Araucaima |
год: | 1986 |
страна: |
Колумбия
|
режиссер: | Карлос Майоло |
сценаристы: | Julio Olaciregui, Сандро Ромеро Рей, Lvaro Mutis, Карлос Майоло |
продюсеры: | Берта де Карвахаль, Liuba Hleap |
видеооператор: | Родриго Лалинде |
композиторы: | Херман Арриета, Карлитос Гомес |
художник: | Мигель Гонсалес |
монтаж: | Karen Lamassonne, Луис Оспина |
жанр: | драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
250000 |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 25 мин |
За свою не столь уж и долгую жизнь Карлос Майоло снял не слишком много фильмов. Собственно, полнометражных всего два: «Плоть от плоти твоей» и «Поместье Араукаима» — но впечатление они оставили неизгладимое. Первая из этих картин известна несколько больше — все-таки получила признание на международных фестивалях (пусть и всего лишь «фантастических фильмов») да и вообще — пусть со скрипом, но все-таки укладывается в прокрустово ложе жанрового кино. А вот с сюрреалистическим, насквозь пронизанным ощущением магической поэзии, да еще при том и по-латиноамерикански богохульно-католическим «La mansión de Araucaima» дело обстояло несколько иначе. Этот фильм в гораздо большей степени арт-хаусно фестивальный, чем предыдущая работа Майоло, снят в еще более вычурной манере, и создание мистической «барочно-готичной» атмосферы заботило режиссера куда больше, нежели развитие сюжета. Который на этот раз явился экранизацией рассказа колумбийского поэта и писателя Альваро Мутиса, в России, к сожалению, совершенно неизвестного, но от этого не становящегося менее типичным представителем латиноамериканской школы магического реализма.
«Поместье Араукаима» — как раз и является ярким (или не очень — смотря на чей вкус) представителем этого течения. Действие фильма происходит вне времени и пространства, реальное и фантастическое перемешаны настолько тесно, что совершенно неотделимы друг от друга, а герои представляют собой скорее мифологические архетипы, нежели что-то еще.
Где-то в колумбийской провинции проходят съемки то ли бесконечного сериала, то ли очередного рекламного клипа (не суть важно), и в разгар работы уставшая от тупого повторения бессмысленных действий актриса сбегает со съемочной площадки. Уехав на велосипеде куда глаза глядят, она упирается в полуразрушенные ворота старинного поместья. На воротах повешена табличка с четверостишием, общий смысл которого можно перевести как «Оставь надежду всяк сюда входящий». Но… Велосипед сломался, надвигается ночь, а вместе с ней и буря, и девушке не остается ничего другого как войти в загадочные ворота, которые, несмотря на отсутствие развалившейся ограды охраняются вежливым и предупредительным стражем…
Приготовившихся к очередной порции готического хоррора (а как же: таинственное полуразрушенное поместье, ночное ненастье с громом и молниями — даешь призраков, вампиров и разных прочих зомби!) ждет изрядное разочарование. На этот раз «ужасов» в привычном среднестатистическому зрителю смысле не будет. Даже таких, какие были в предыдущем фильме Майоло. А вот с «готикой» все будет обстоять просто замечательно… Можно даже сказать, что готическая атмосфера в «Поместье Араукаима» хлещет через край: старинные одежды, таинственные легенды, вудуистские обряды, загадочные обитатели дома и т. д. и т. п. Кстати, ответа на вопрос «кто в теремочке живет?» до конца фильма так и не будет получен. Да он, собственно, к тому моменту станет уже и не актуален: люди то были или призраки ушедшей эпохи, а то и просто материализовавшиеся мифологические персонажи — не важно. Куда важнее, что их мирная, словно бы проходящая во сне жизнь (хотя, почему «словно бы»?) оказывается разрушена вторжением существа из внешнего мира. Хозяин, Священник, Слуга, Пилот, Охранник и женщина, которую именуют Мачиче — кто-то вроде хранительницы очага. Их время в этом доме остановилось: одежда, домашняя обстановка, воспоминания относятся к периоду от начала XX века до 50-х годов. Времени, из которого нынешние обитатели Араукаима сюда попали, оказавшись не в состоянии покинуть дом.
Теперь сюда попала Актриса, надеясь просто переночевать. Но, как нетрудно догадаться, магия поместья уже не отпустит ее от себя. Вот только времена нынче (ну, или в 80-е годы прошлого века, когда фильм снимался) изменились. И представитель этих новых времен не вписался в размеренное и консервативное существование Дома. Вихрем ворвавшись в спокойную и размеренную жизнь (не-жизнь?) обитателей поместья Актриса сначала влюбляет в себя всех его обитателей, а затем заставляет их мучаться от ревности. Не испытывая никаких моральных неудобств, буквально олицетворяя собой «грешную невинность» (Адриана Эрран идеально воплощает подобный образ в обоих фильмах Майоло), она одного за другим соблазняет практически всех жильцов Дома. Но тот, в лице своей хранительницы Мачиче, жестоко мстит нарушительнице. Отпустить ее он уже не может, но и позволить уничтожить прежнюю жизнь тоже.
Столкновение старого и нового ведет к катастрофе. Но при этом на чьей стороне сам Карлос Майоло остается загадкой. Он сохраняет строгий нейтралитет, прячась за режиссерским пультом. И даже его собственный персонаж (а сам режиссер играет в своем фильме Охранника) остается, пожалуй, самым нейтральным (и самым «современным» из обитателей Араукаима). Актриса принесла в поместье вне времени и пространства грех из внешнего мира, и этот «грех» сдвинул застывшие часы. Время вновь обрело ход, мухи задвигались в янтаре — и все рухнуло. Так что это — зло или благо? Вопрос, который фильм оставляет без ответа. Даря взамен этого завораживающую атмосферу и красивейшую визуальную картинку, сопровождаемую идеально подобранным ретро-саундтреком.
29 мая 2011