Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джек Восьмеркин — «американец» |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Татарский |
сценаристы: | Анатолий Козак, Евгений Татарский, Николай Смирнов, Аркадий Тигай |
художник: | Виктор Амельченков |
монтаж: | Тамара Гусева |
жанры: | комедия, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 декабря 1986 г. |
на DVD: | 3 февраля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Неделя новогоднего просмотра. Фильм 3-й.
Этот фильм вообще видела только отрывками, как-то ещё в далёкие 90-е, по телевизору. Полностью посмотрела его только сегодня. Когда искала в декабре фильмы для просмотра в новогоднюю неделю, то наткнувшись на этот фильм, решила всё же внести его на просмотр (чтобы наконец посмотреть его полностью).
Фильм снят по одноимённой повести Николая Смирнова (1890-1933), впервые опубликованной в 1930 году. Яша Восьмёркин мальчишкой попал в Америку, но, узнав, что в России произошла революция, решил вернуться домой. Так Яков, ставший в Америке Джеком, сделался русским фермером и начал на родной земле внедрять свои американские замыслы. Первоначально фильм хотели назвать «Баллада о коммунарах».
Из отрывочных просмотров, запомнила только два эпизода, когда кулак Скороходов, в блестящем исполнении Льва Дурова, обманув Джека, завладел всеми его сигарами, и потом выдавая их за простую махорку, продавал втридорога людям. И когда Джека склоняли вступить в коммуну, а он хотел остаться фермером-одиночкой.
Жил простой русский парень Яша Восьмёркин в Америке. Там он вырос, начал фермерствовать. Но американская мечта не сбывалась. Не получалось разбогатеть. Тут один знакомый фермер рассказал ему, что в России крестьянам землю раздают бесплатно, бери сколько надо, и работай. Вот завязка фильма «Джек Восьмёркин - американец», о событиях, которые происходили в Советской России накануне коллективизации.
Итак, в 1928 году Восьмёркин приезжает в деревню где-то в центральном чернозёмном районе РСФСР. Время это было накануне Великой депрессии в Америке, так что Джек вовремя оттуда уехал. Но и в России назревали перемены, начинались коллективизация и индустриализация. НЭП заканчивался, время наступало не простое, очень противоречивое.
Вообще фильм комедийный, над фермером-единоличником все деревенские посмеиваются. Уж очень далеки его американские реалии от жизни русской деревни. Но как говорится, с почином. Начал Джек фермерствовать. Парень вроде не дурак, руки-ноги на месте, работать умеет, трудится с утра до вечера. 1928 год, за прошедшие после гражданской войны годы советская страна постепенно восстановила разрушенную экономику. Хаос, голод и разруха ушли в прошлое. Все дисбалансы Военного коммунизма были устранены. Крестьяне начали потихоньку становиться на ноги. Тут Джек решил наладить производство вирджинского табака. Дело вроде верное, вырастил урожай и по-американски начал крутить сигары. Крестьяне сигары не курили, покупать не стали. Разоряется Джек на своём табаке. Не идёт американское фермерство на русской земле. Намучился американец Восьмёркин, пока жизнь его переучивала.
Фильм снят добротно, с советским качеством, режиссёр и актёры постарались. В кино много не только комедийного, но есть и музыка, песенки на тему приключений Джека. Большую часть времени коммуна разгуливает по деревне с самодельным оркестром и поёт революционные песенки. Никто не работает, а только выкрикивают лозунги и злятся на «кулаков», которые в отличие от коммунаров, работают «от зари до зари», чтобы поддерживать своё хозяйство. Коммунары несколько раз приглашают Джека к себе в коммуну, но тот отказывается, хотя часто помогает коммунарам с трактором.
Совещания коммуны отдельная песня - все галдят, орут друг на друга. Пишут глобальные резолюции и протоколы, отправляют их Чемберлену и всерьёз ждут ответа. В общем, наш герой из Америки попадает в ряды серой советской массы, на фоне которой он приятный, яркий, талантливый и работящий.
Хорош молодой Александр Кузнецов. Потом он появлялся в других фильмах, но всегда ассоциировался с Джеком Восьмёркиным. Приехал парень в Страну Советов со своей американской мечтой – заработать и жить в достатке, но разбилась его мечта о советскую реальность.
Осадок от просмотра этого фильма остался такой: умный и работящий парень едет трудиться в СССР. Вкалывает больше всех и в результате остаётся ни с чем. Коммунары, которые только гуляют, поют, и выкрикивают лозунги, а получают и трактор и электричество. Хитрый кулак получает результат его труда. При просмотре просто кипела от гнева в некоторые моменты: сколько времени прошло со дня событий, которые показаны в фильме, а у нас в стране ничего не изменилось - всё так же ходят с лозунгами бездельники-горлопаны, готовые отнять у того, кто что-то произвёл и заработал на этом деньги, и поделить на всех; всё те же перекупщики, которые у производителей всё скупают за гроши, а потом перепродают втридорога, не пускают их на рынок. Вводят в заблуждение всякие смешные словечки-выражения.
Очень интересный, смешной и необычный фильм с прекрасными музыкальным композициями. Дуров играет как всегда великолепно - в этих сценах остановить смех невозможно, а между тем, в фильме сказано много интересного как и об эпохе 20-х годов, так и о русской душе, так же прекрасно воссоздана атмосфера «ретро». Фильм чем-то напоминает эксцентрические комедии Гайдая. Яша (Джек) похож на простодушного, но смекалистого Иванушку-дурачка, который приобрёл в Америке несколько карикатурные и подчас утрированные замашки техасского ковбоя.
Чем хорош этот фильм? Он вне времени. Его можно пересматривать и сейчас. Старые проблемы никуда не делись. Да и весёлая получилась комедия у режиссёра Евгения Татарского, на пятёрочку.
А фильм, на самом деле, грустный. Но хороший. Одновременно смешной и серьёзный! Смотрится легко, на одном дыхании. И грустно становится после его просмотра. И это не детская игра, а взрослая жизнь. Артисты сыграли роли на высочайшем уровне. Очень понравилась работа Александра Кузнецова. У него герой получился оптимист, работяга, добрый, с открытой душой, всем помогает. А сам часто терпит неудачи в своём деле.
Благодарю всех создателей этого прекрасного фильма. И очень советую посмотреть эту занимательную и замечательную историю. Считаю это кино одним из шедевров советского кинематографа. Сегодня посмотрела, и убедилась, что фильм не потерял своих качеств. Всё смешно и талантливо. Жаль, что этот фильм, по моему субъективному мнению, известен малому кругу зрителей... Браво всем создателем и актёрам! Рекомендую посмотреть всем однозначно.
10 из 10
3 января 2024
Фильм А. Татарского — («Приключения принца Флоризеля», «Колье Шарлотты» и др.) заслуживает внимания уже по той причине, что это первая в советском кинематографе картина, которая в комедийном ключе обыгрывает события в российской деревне между двумя грандиозными потрясениями — гражданской войной и коллективизацией. Правда, время действия фильма все же не грозные 30-е, а все еще сохранявшие надежду на лучшее 20-е годы. Тем не менее, коммуны на селе как раз готовят почву для того, что развернется потом. До «Восьмеркина» этот драматичный период советской истории в искусстве преломлялся преимущественно в героико-эпическом ключе. Суровые рабочие-двадцатипятитысячники, крестьяне с медленно, но верно пробуждающимся классовым сознанием, злобные кулаки с обрезами — сей набор штампов советского кинематографа о тех годах благополучно кочевал десятилетиями из фильма в фильм.
Из комедийной составляющей в данном жанре до того времени можно вспомнить лишь некоторые эпизоды главной советской кинодрамы по коллективизации — экранизации главной же книги о ней М. Шолохова — «Поднятой целины» (ну, прежде всего, конечно, похождения деда Щукаря).
«Джек Восьмеркин-американец» снят по мотивам повести Николая Смирнова, вышедшей еще в 1930 г. Экранизировать повесть сочли возможным, к счастью, только в начале перестройки. К счастью, поскольку неизвестно, каким «шедевром» обернулась бы экранизация хотя бы пятилеткой раньше. Характерно, что первоначально предложенный Татарскому вариант экранизации должен был укладываться в привычные героические рамки и называться … «Баллада о коммунарах». Однако ветры перемен, подувшие с середины 80-х и крепчавшие с каждым годом, позволили уже через год приступить к съемкам совершенно другого фильма. По сути предпринята довольно смелая даже для своего времени (фильм вышел на экраны в 1986 г., когда еще мало что в СССР успело измениться и призывы Горбачева и команды к перестройке не до конца разбуженному после застойной спячки советскому обществу еще казались просто очередной лозунговой кампанией, которая быстро сойдет на нет, и все останется как было десятилетиями) попытка вывода на экран образа единоличника (т. е заведомого оппонента грядущей колхозной системы) с «человеческим лицом».
Симпатичным ликом оного персонажа- Джека (в миру Якова Ивановича) Восьмеркина, в раннем детстве заброшенного превратностями гражданской войны аж в Северо-Американские Соединенные Штаты (так тогда именовалась в Отечестве заокеанская держава) и навострившегося там шпарить по-английски и фермерствовать, стала добродушная простецкая внешность Александра Кузнецова («Небывальщина», «Аляска Кид», «Приморский бульвар»), актера в то время молодого, но уже популярного и, безусловно, удачно подобранного на главную роль. Хоть и убежденный единоличник, Джек вполне толерантен к Советской власти и то и дело пригождается незадачливым коммунарам: то трактор починит, то электричество проведет. Но «разоблачительную» речь об Америке, которую вытягивает из него агитатор и горлан Капралов (А. Галибин) все же вывертывает так, что озадаченному боссу коммуны остается только пробормотать что-то о запутанности путей к классовому сознанию. И хотя минимум разоблачения американских реалий все же еще был обязательным в подобном фильме, авторам удалось уместить его в шутливую песенку про равенство возможностей в Америке.
Зато у главного антигероя картины — разумеется, кулака (тут традиция не нарушена) Пал Палыча Скороходова в блистательном исполнении великолепного Л. Дурова позиция в отношении новой власти вполне предсказуемая, но при этом он выведен в фильме так, что ну никак не тянет на роль врага, и в чем-то даже не менее симпатичен и уж во всяком случае обаятелен, чем его антагонисты. Буквально все эпизоды с участием Скороходова в фильме — свидетельство того, что высокий актерский класс, вкупе с талантливыми режиссурой и сценарием рождает поистине блистательный результат. Знаменитая «обструкция», исполненная дуэтом Пал Палыча и его непутевого сына (М. Васьков) с вечным «Дело в следующем…»- на мой взгляд, одна из лучших комедийных сцен советского кино 80-х.
Перекличек с «Поднятой целиной» в картине вообще немало. Правда, по жанру картины — в основном в комедийном ключе. Есть тут и свой Щукарь (дед Бутылкин — герой А. Суснина), и своя Марина Пояркова (разбитная Маруська Хворостьянова в исполнении Г. Бокшевской). Зато нет фанатиков типа Макара Нагульнова. Собирательный образ главного коммуниста- верховодящего коммуной Василия Капралова (одна из лучших ролей А. Галибина) откровенно анекдотичен, и в сравнении с ним серьезнее выглядит даже суснинский дед Бутылкин с «моим конкретным». Такое отношение создателей к коммунарам, день-деньской шатающимся по деревне и устраивающим митинги по поводу того, какую новую инвективу отправить Чемберлену по тому или иному вопросу международной жизни — пожалуй, более явный показатель «перестроечности» фильма, чем даже деловой единоличник или обаятельный кулак.
Удачны женские образы в фильме. Мать Якова Пелагея (Л. Малиновская) и сестра Катя (И. Ракшина) -буквально архетипичные образы российских сельских пролетариев, которых изо всех сил (и чаще всего безуспешно) пытается растормошить деловитый сын и брат. Не менее ярки образы женщин «кулацкого лагеря»- жены и дочери Скороходова — в исполнении М. Мальцевой и Ю. Чекмаревой. Очень неплохо смотрится Н. Смирнова в своей роли дочери отставного адмирала («Чем не партия для богатого фермера?», как пишет друг Чарли Джеку в одной из своих эпистол) Тани Кацауровой, возлюбленной главного героя.
Как всегда по-настоящему блистателен Е. Евстигнеев (в роли адмирала). Всего два года до триумфального «Собачьего сердца», но в застенчивом, чудаковатом адмирале Кацаурове трудно разглядеть бурю и натиск профессора Преображенского. Но лишний раз можно убедиться, что мало кто мог сравниться с Евстигнеевым по степени разноплановости и универсальности даже в великом советском кино.
Весьма неплоха и надолго запоминается музыка А. Журбина. Удачным приемом стали письма главному герою из американского далека от друга Чарли (прием, оправдывающий себя, начиная с переписки Сухова в «Белом солнце пустыни»). Характерным моментом является отношение к Америке — герой в своих мечтах представляет не светлое будущее мирового коммунизма, а американский буржуазный мирок с уик-эндами, автомобилем и др., что также служит красноречивой приметой не столько описываемой в фильме эпохи, сколько времени создания картины. Одна из первых картин, в которой при комедийном сюжете бичуются черты национального характера вроде готовности слепо платить спекулянту рубль за стакан махорки, сварганенной из сигар, которые покупатели-поборники коллективизма и справедливости не пожелали купить у честного труженика за пять копеек («Ребят, эт сколько ж он так заработает?!»).
В итоге получилась комедия на грани фарса, но одновременно с серьезным социально-историческим содержанием (вне этого аспекта кинокартин второй половины 80-х гг. встретить трудно). Примета нового времени — и финал фильма, оставляющий дальнейшую судьбу героя вопросом открытым. Одна из первых киноласточек перестройки в смысле пересмотра штампов в отношении недавней советской истории и в то же время один из последних образцов отличного советского кино.
10 из 10
28 июля 2017