Дорогой Эдисон!
7.6
6.8
1986, драма
СССР, 1 ч 45 мин
12+

В ролях: Всеволод Абдулов, Николай Волков мл., Вячеслав Гостинский, Маргарита Сердцева, Сергей Рощинец
и другие
Выпускник столичного института Одинцов по направлению уезжает работать в провинцию. О том, как складывается судьба молодого, подающего надежды ученого в условиях тоталитарного советского общества, рассказывает фильм.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дорогой Эдисон!

год: 1986
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Лев Бунин
композитор:
художник: Игорь Шихарёв
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 марта 1987 г.
на DVD: 22 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Дорогой Эдисон!», 1986

«Я не передумаю»

При каждом просмотре я невольно останавливаю фильм на моменте, когда главный герой – Виктор Григорьевич Одинцов (Андрей Ташков) – подписывает своё заявление. Словно надеюсь, что он на миг задумается и порвёт бумагу или в последний момент вернётся от двери кабинета и, извинившись, положит её в карман. И всё пойдёт по-другому, то есть по-прежнему. Но каждый раз в ответ на предложение представителя областного комитета Народного контроля Широкова (Леонид Марков): «Если передумаете насчёт заявления, можете забрать. Никто ничего не узнает» – слышу реплику Одинцова: «Я не передумаю». Не зря же непосредственный начальник Бочаров (Всеволод Абдулов) сказал ему: «Как же я тебя сразу-то не разглядел? Я-то думал, ты – Эдисон, а ты, оказывается, Джордано Бруно…» Может, и Бруно мог бы избежать «наказания без пролития крови» (что означало быть сожжённым заживо), отказавшись от своих взглядов, кто знает…

Памятная мне эпоха середины 1980-х (позднего застоя) передана в фильме восхитительно. Это касается как внешнего антуража (моя мать работала в похожей лаборатории, как сейчас, помню эти унылые тёмные коридоры, расшатанную мебель, вытяжные шкафы, лабораторную посуду, в которой готовят обед), так и взаимоотношений: вручив нам, девятиклассникам, в райкоме ВЛКСМ комсомольские билеты, какой-то там функционер тут же спихнул на нас свою работу, а чтобы мы не отказались, назвал её «первым комсомольским поручением». Помню, как остро я почувствовала в тот момент диссонанс между скрытым стремлением комсомольского вожака попользоваться наивными дурачками и желанием придать этому своему деянию красивый идеологический лоск.

Так и фильме мы всюду видим фальшь, когда пафосные слова о науке расходятся с подковёрными делишками хапуг и карьеристов. Все врут и все знают, что все знают, что все врут... И вдруг в этой устоявшейся среде (вернее сказать – болоте) по распределению появляется молодой специалист Виктор Одинцов. Как же Андрей Ташков красив в этой роли – во всех смыслах этого слова! И внешне – один только внимательный взгляд больших глаз чего стоит, и внутренне – интеллектом, целостностью, харизмой. Будь интеллекта в нём поменьше, а цинизма и жизненного опыта побольше, как у его коллеги Разуваева (Александр Фатюшин), его судьба не совершила бы с хрустом и скрежетом свой драматический поворот.

И ведь обитатели третьеразрядного института сразу уловили в Одинцове эту «непохожесть» и все возлагали на него разные надежды, так, начальник лаборатории увидел в нём своего преемника. А Виктор этих надежд, получается, не оправдал. Потому что в критический момент не смог предать единственного близкого ему по духу человека – профессора Ивинского (Анатолий Ромашин), хотя тот и не от мира сего, а больше похож на современного Дон Кихота от науки. Потому-то не от большого житейского ума и ввязался в «драку» с таким прожжённым проходимцем, как директор института (Владимир Меньшов), и поневоле втянул в неё Одинцова, который выглядел в этой ситуации мудрее своего старшего коллеги. В силу этой же своей полудетской наивности и внутренней порядочности Ивинский, скорее всего, простил бы Виктору предательство, и молодой инженер наверняка об этом знал. Так почему же не вернулся забрать заявление, для чего совершил «благородный, но бессмысленный поступок»? («Благородство никогда не бывает бессмысленным, смысл благородства в самом благородстве, и никакого другого смысла ему не надо» – словно бы озвучивает мысли героя голос из радиопередачи.)

Хотя всё ещё может сложиться вполне благополучно: Разуваев научит Виктора по субботам «зашибать деньгу», а значит, многие жизненные неурядицы (например, в виде шумных соседей по общежитию) исчезнут, сам он продолжит работу в лаборатории своего наставника Ивинского и наверняка многого добьётся на научном поприще.

И при этом Виктор Одинцов, вполне возможно, останется таким же верным себе, цельным человеком, а может, сломается, сто раз передумает и пожалеет о своём поступке. Но даже несмотря на внешнее сокрушительное поражение и изощрённое унижение, на сожаление в будущем, именно в тот критический момент он одержал большую внутреннюю победу. Ибо не всё обстоит так, как кажется. Этим ценен и поучителен фильм. Его стоит посмотреть полностью, от начала до конца, хотя бы для того, чтобы не просто послушать, а прожить стихи Киплинга, звучащие на последних кадрах, как прожил, прочувствовал их «на своей шкуре» герой Андрея Ташкова:

О, если ты спокоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг…

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова –

Без прежних сил – возобновить свой труд…

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, –

Земля – твоё, мой мальчик, достоянье.

И более того, ты — человек!

9 из 10

30 апреля 2025

С Днём Рождения, Андрей Евгеньевич Ташков!

Сегодня День Рождения у актёра Андрея Ташкова и разрешите мне поздравить его написав отзыв о фильме «Дорогой Эдиссон!», где он сыграл главную роль. Без всякого подхалимажа, а с чистым сердцем и свободной совестью могу сказать, что картина Исаака Фридберга вышла безупречной во всех отношениях. Более того, вышла не просто драма, но и своего рода детектив, даже детектив в большей степени. По ходу фильма постоянно ловишь себя на мысли, что это детектив и с нетерпением ждёшь развязки, потому как предугадать для чего всё это затевалось не представляется возможным.

Фильм выполнен в духе нашумевшей в своё время картины по роману Виля Липатова «И это всё о нём». Главного героя вызывают на ковер к областному представителю народного контроля товарищу Широкову (Леонид Марков) и начинаются воспоминания молодого человека, состоящие из восьми глав или частей назовите как угодно. Попав по распределению в Реченский приборостроительный институт, талантливый и подающий надежды Виктор Григорьевич Одинцов (Андрей Ташков) в один миг превращается в персону нон грата. А дело всё в том, что когда Виктор Григорьевич учился в институте, он не просто был хорошим студентом, он был одним из лучших, а если быть до конца точным одной из трёх светлых голов, как сказали ему на комиссии по распределению. Разумеется Одинцов не хотел ехать в провинциальный Реченск, даже пошёл держать совет к профессору Прохорову (Николай Волков), на что тот просто и без обиняков ему ответил:

-Я всегда говорю себе, никогда не жалуйся на судьбу, могло бы и этого не быть.

То есть фактически вопрос о том ехать или не ехать в Реченск отпал сам собой. И Виктор покатил в провинцию. А в провинции, что не девушка, то непременно Татьяна Ларина: грустная, умная и с косой, по словам директора института Сергея Трофимовича Смирнова (Владимир Меньшов). Интересно, какую косу имел ввиду персонаж Владимира Меньшова. Но любовной линии в этой картине не будет, так что уж извиняйте. И это ни в коей мере не портит просмотр, а лишь усиливает впечатление.

Проработав 7 месяцев в данном учреждение, Виктор Григорьевич, как и его коллеги, были вызваны, как я уже выше обмолвился к руководству на ковёр. Рассказывать в чём там собака зарыта, я не буду, скажу лишь, что речь пойдёт о внутриинститутских интригах, в которых сумеет выжить тот, у кого броня крепка и танки наши быстры. В этой связи очень интересен персонаж Разуваев, сотрудник лаборатории, которого вдохновенно сыграл Александр Фатюшин. Одна фраза из его уст чего стоит:

-Чем меньше я работаю, тем лучше я выгляжу. И это было не кривлянье, не позёрство вперемешку с фиглярством, а именно своя жизненная позиция.

Встретимся мы и со Станиславом Вениаминовичем Ивинским, учёным, который в этой картине сыграет весьма значительную, если не сказать решающую роль. А исполнит роль учёного Анатолий Ромашин, блестяще выполнивший свою работу. Фильм Исаака Фридберга наполнен замечательными и умными диалогами, которые сейчас большая редкость. Но это не набор умных мыслей и цитат, совсем нет. Это лишь контур по понимаю самой сути фильма. И суть глубокая, как вся наша жизнь. Столь разнообразным, многоплановым и многокомпонентным получилась картина, что очевидно одного просмотра недостаточно, чтобы ощутить все прелести той эпохи и той системы, как с хорошей, так и с негативной стороны. И, как во всяком замечательном творении, в фильме не обошлось без песни. Нет, она не звучит в начале фильма, нет её и в середине, то есть не проходит она рефреном по всему полотну. Но чтобы картину получилась завершённой она нужна и она будет. Исполнит её главный герой, когда пойдут титры. Песня на стихи известного писателя Редьярда Киплинга, в переводе Самуила Маршака, под голос Андрея Ташкова. Если заинтригованы, то смотрите это умное и тонкое кино!

10 из 10

30 июля 2014

«Я думал, ты — Эдисон, а ты, оказывается, Джордано Бруно»

Фильм начинается с момента, когда молодой человек ждёт телефонного звонка, который переменит всю его жизнь. Затем показан его допрос, перемежающийся упорядоченными воспоминаниями. Фильм рассказывает историю талантливого человека, ум которого никто не оценил. Его отправляют в глушь, где он, к тому же, впутывается в криминальную историю.

Несмотря на большое внимание, уделяемое незаконным махинациям, фильм далёк от криминального. Он — о трудности жизни честного, порядочного человека в сложное советское время. Молодой научный сотрудник Одинцов пытается найти правду, но, к сожалению, эта правда никому не нужна. Ему помогает профессор («Судить можно, только если украли деньги, а вот если украли веру в справедливость, за это судить нельзя»), которого позже «убирают с дороги» недоброжелатели.

Фильм использует уже заезженную идею о благородном человеке, идущем против системы. Но эту идею нельзя назвать шаблоном, поскольку её можно развить так, чтобы фильм был великолепным. Именно это и получилось в данном случае. Во многих советских фильмах используется эта идея, но в конце таких фильмов обязательно стоит победа правды и крах мелких бюрократов. Этот же фильм показывает гнилость не отдельного предприятия, а всей системы, и крах одерживает правда.

10 из 10

9 апреля 2011

Драма Дорогой Эдисон! появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Исаак Фридберг. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Всеволод Абдулов, Николай Волков мл., Вячеслав Гостинский, Маргарита Сердцева, Сергей Рощинец, Галина Анисимова, Галина Белозерова, Фёдор Гаврилов, Вячеслав Кутаков, Ольга Толстецкая, Евгений Тетервов, Анатолий Ромашин, Леонид Марков, Александр Фатюшин, Мария Виноградова.

Страна производства - СССР. Дорогой Эдисон! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.