| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.6 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дорогой Эдисон! |
| год: | 1986 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Исаак Фридберг |
| сценарий: | Исаак Фридберг |
| видеооператор: | Лев Бунин |
| композитор: | Андрей Ташков |
| художник: | Игорь Шихарёв |
| монтаж: | Т. Пахомычева |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 марта 1987 г. |
на DVD:
|
22 января 2009 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 45 мин |
При каждом просмотре я невольно останавливаю фильм на моменте, когда главный герой – Виктор Григорьевич Одинцов (Андрей Ташков) – подписывает своё заявление. Словно надеюсь, что он на миг задумается и порвёт бумагу или в последний момент вернётся от двери кабинета и, извинившись, положит её в карман. И всё пойдёт по-другому, то есть по-прежнему. Но каждый раз в ответ на предложение представителя областного комитета Народного контроля Широкова (Леонид Марков): «Если передумаете насчёт заявления, можете забрать. Никто ничего не узнает» – слышу реплику Одинцова: «Я не передумаю». Не зря же непосредственный начальник Бочаров (Всеволод Абдулов) сказал ему: «Как же я тебя сразу-то не разглядел? Я-то думал, ты – Эдисон, а ты, оказывается, Джордано Бруно…» Может, и Бруно мог бы избежать «наказания без пролития крови» (что означало быть сожжённым заживо), отказавшись от своих взглядов, кто знает…
Памятная мне эпоха середины 1980-х (позднего застоя) передана в фильме восхитительно. Это касается как внешнего антуража (моя мать работала в похожей лаборатории, как сейчас, помню эти унылые тёмные коридоры, расшатанную мебель, вытяжные шкафы, лабораторную посуду, в которой готовят обед), так и взаимоотношений: вручив нам, девятиклассникам, в райкоме ВЛКСМ комсомольские билеты, какой-то там функционер тут же спихнул на нас свою работу, а чтобы мы не отказались, назвал её «первым комсомольским поручением». Помню, как остро я почувствовала в тот момент диссонанс между скрытым стремлением комсомольского вожака попользоваться наивными дурачками и желанием придать этому своему деянию красивый идеологический лоск.
Так и фильме мы всюду видим фальшь, когда пафосные слова о науке расходятся с подковёрными делишками хапуг и карьеристов. Все врут и все знают, что все знают, что все врут... И вдруг в этой устоявшейся среде (вернее сказать – болоте) по распределению появляется молодой специалист Виктор Одинцов. Как же Андрей Ташков красив в этой роли – во всех смыслах этого слова! И внешне – один только внимательный взгляд больших глаз чего стоит, и внутренне – интеллектом, целостностью, харизмой. Будь интеллекта в нём поменьше, а цинизма и жизненного опыта побольше, как у его коллеги Разуваева (Александр Фатюшин), его судьба не совершила бы с хрустом и скрежетом свой драматический поворот.
И ведь обитатели третьеразрядного института сразу уловили в Одинцове эту «непохожесть» и все возлагали на него разные надежды, так, начальник лаборатории увидел в нём своего преемника. А Виктор этих надежд, получается, не оправдал. Потому что в критический момент не смог предать единственного близкого ему по духу человека – профессора Ивинского (Анатолий Ромашин), хотя тот и не от мира сего, а больше похож на современного Дон Кихота от науки. Потому-то не от большого житейского ума и ввязался в «драку» с таким прожжённым проходимцем, как директор института (Владимир Меньшов), и поневоле втянул в неё Одинцова, который выглядел в этой ситуации мудрее своего старшего коллеги. В силу этой же своей полудетской наивности и внутренней порядочности Ивинский, скорее всего, простил бы Виктору предательство, и молодой инженер наверняка об этом знал. Так почему же не вернулся забрать заявление, для чего совершил «благородный, но бессмысленный поступок»? («Благородство никогда не бывает бессмысленным, смысл благородства в самом благородстве, и никакого другого смысла ему не надо» – словно бы озвучивает мысли героя голос из радиопередачи.)
Хотя всё ещё может сложиться вполне благополучно: Разуваев научит Виктора по субботам «зашибать деньгу», а значит, многие жизненные неурядицы (например, в виде шумных соседей по общежитию) исчезнут, сам он продолжит работу в лаборатории своего наставника Ивинского и наверняка многого добьётся на научном поприще.
И при этом Виктор Одинцов, вполне возможно, останется таким же верным себе, цельным человеком, а может, сломается, сто раз передумает и пожалеет о своём поступке. Но даже несмотря на внешнее сокрушительное поражение и изощрённое унижение, на сожаление в будущем, именно в тот критический момент он одержал большую внутреннюю победу. Ибо не всё обстоит так, как кажется. Этим ценен и поучителен фильм. Его стоит посмотреть полностью, от начала до конца, хотя бы для того, чтобы не просто послушать, а прожить стихи Киплинга, звучащие на последних кадрах, как прожил, прочувствовал их «на своей шкуре» герой Андрея Ташкова:
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг…
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд…
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, –
Земля – твоё, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты — человек!
9 из 10
30 апреля 2025
Сегодня День Рождения у актёра Андрея Ташкова и разрешите мне поздравить его написав отзыв о фильме «Дорогой Эдиссон!», где он сыграл главную роль. Без всякого подхалимажа, а с чистым сердцем и свободной совестью могу сказать, что картина Исаака Фридберга вышла безупречной во всех отношениях. Более того, вышла не просто драма, но и своего рода детектив, даже детектив в большей степени. По ходу фильма постоянно ловишь себя на мысли, что это детектив и с нетерпением ждёшь развязки, потому как предугадать для чего всё это затевалось не представляется возможным.
Фильм выполнен в духе нашумевшей в своё время картины по роману Виля Липатова «И это всё о нём». Главного героя вызывают на ковер к областному представителю народного контроля товарищу Широкову (Леонид Марков) и начинаются воспоминания молодого человека, состоящие из восьми глав или частей назовите как угодно. Попав по распределению в Реченский приборостроительный институт, талантливый и подающий надежды Виктор Григорьевич Одинцов (Андрей Ташков) в один миг превращается в персону нон грата. А дело всё в том, что когда Виктор Григорьевич учился в институте, он не просто был хорошим студентом, он был одним из лучших, а если быть до конца точным одной из трёх светлых голов, как сказали ему на комиссии по распределению. Разумеется Одинцов не хотел ехать в провинциальный Реченск, даже пошёл держать совет к профессору Прохорову (Николай Волков), на что тот просто и без обиняков ему ответил:
-Я всегда говорю себе, никогда не жалуйся на судьбу, могло бы и этого не быть.
То есть фактически вопрос о том ехать или не ехать в Реченск отпал сам собой. И Виктор покатил в провинцию. А в провинции, что не девушка, то непременно Татьяна Ларина: грустная, умная и с косой, по словам директора института Сергея Трофимовича Смирнова (Владимир Меньшов). Интересно, какую косу имел ввиду персонаж Владимира Меньшова. Но любовной линии в этой картине не будет, так что уж извиняйте. И это ни в коей мере не портит просмотр, а лишь усиливает впечатление.
Проработав 7 месяцев в данном учреждение, Виктор Григорьевич, как и его коллеги, были вызваны, как я уже выше обмолвился к руководству на ковёр. Рассказывать в чём там собака зарыта, я не буду, скажу лишь, что речь пойдёт о внутриинститутских интригах, в которых сумеет выжить тот, у кого броня крепка и танки наши быстры. В этой связи очень интересен персонаж Разуваев, сотрудник лаборатории, которого вдохновенно сыграл Александр Фатюшин. Одна фраза из его уст чего стоит:
-Чем меньше я работаю, тем лучше я выгляжу. И это было не кривлянье, не позёрство вперемешку с фиглярством, а именно своя жизненная позиция.
Встретимся мы и со Станиславом Вениаминовичем Ивинским, учёным, который в этой картине сыграет весьма значительную, если не сказать решающую роль. А исполнит роль учёного Анатолий Ромашин, блестяще выполнивший свою работу. Фильм Исаака Фридберга наполнен замечательными и умными диалогами, которые сейчас большая редкость. Но это не набор умных мыслей и цитат, совсем нет. Это лишь контур по понимаю самой сути фильма. И суть глубокая, как вся наша жизнь. Столь разнообразным, многоплановым и многокомпонентным получилась картина, что очевидно одного просмотра недостаточно, чтобы ощутить все прелести той эпохи и той системы, как с хорошей, так и с негативной стороны. И, как во всяком замечательном творении, в фильме не обошлось без песни. Нет, она не звучит в начале фильма, нет её и в середине, то есть не проходит она рефреном по всему полотну. Но чтобы картину получилась завершённой она нужна и она будет. Исполнит её главный герой, когда пойдут титры. Песня на стихи известного писателя Редьярда Киплинга, в переводе Самуила Маршака, под голос Андрея Ташкова. Если заинтригованы, то смотрите это умное и тонкое кино!
10 из 10
30 июля 2014
Фильм начинается с момента, когда молодой человек ждёт телефонного звонка, который переменит всю его жизнь. Затем показан его допрос, перемежающийся упорядоченными воспоминаниями. Фильм рассказывает историю талантливого человека, ум которого никто не оценил. Его отправляют в глушь, где он, к тому же, впутывается в криминальную историю.
Несмотря на большое внимание, уделяемое незаконным махинациям, фильм далёк от криминального. Он — о трудности жизни честного, порядочного человека в сложное советское время. Молодой научный сотрудник Одинцов пытается найти правду, но, к сожалению, эта правда никому не нужна. Ему помогает профессор («Судить можно, только если украли деньги, а вот если украли веру в справедливость, за это судить нельзя»), которого позже «убирают с дороги» недоброжелатели.
Фильм использует уже заезженную идею о благородном человеке, идущем против системы. Но эту идею нельзя назвать шаблоном, поскольку её можно развить так, чтобы фильм был великолепным. Именно это и получилось в данном случае. Во многих советских фильмах используется эта идея, но в конце таких фильмов обязательно стоит победа правды и крах мелких бюрократов. Этот же фильм показывает гнилость не отдельного предприятия, а всей системы, и крах одерживает правда.
10 из 10
9 апреля 2011