Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Была не была |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Федосов |
сценаристы: | Александр Чумак, Юрий Перов |
видеооператор: | Юрий Любшин |
композитор: | Игорь Кантюков |
художники: | Наталья Иевлева, Михаил Кац |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 4 мин |
Третья работа режиссёра Валерия Федосова получилась и спорной и интересной одновременно. Спорной, потому что соединить воедино музыкальный фильм и социальную драму весьма непросто, а интересной, потому что Федосов не ограничился одной «узкой» историей, а попытался в двух сериях изобразить срез уходящей в небытие социалистической реальности. Подобная «всеохватность» несколько «распылила» зрительский интерес, «растушевав» авторские акценты, но при этом, каждая из показанных сюжетных линий является штрихом, оттеняющим характер главного героя. Главный герой в картине — старшеклассник Василий Серов — трудный подросток, одинаково способный как на хорошие, так и на плохие поступки. Григорий Катаев годом ранее уже сыграл похожую роль («Танцы на крыше» (1985)), поэтому Вася Серов в его исполнении получился искренним и ярким.
Картина построена таким образом, чтобы донести до зрителя постепенную морально-эмоциональную эволюцию подростка. Делается это через призму его собственных поступков, и поступков окружающих его людей. В юности всё выглядит ярче, а воспринимается обострённее. Именно болезненная обострённость обуславливает импульсивность и неконтролируемость некоторых поступков. Чтобы сгладить подобные «углы», подростку в это время необходим человек, которому он может целиком довериться. Среди одноклассников таковым является Антон Шелест (Владислав Корнеев). Но отношения эти приводят лишь в тупик, о чём красноречиво свидетельствует несколько сцен. Есть ещё один «товарищ» — мелкий «хулиганчик», Алексей Кудрявцев («Лёха»), которого ярко, «на кураже» сыграл Дмитрий Харатьян. Вот только дружба с «Лёхой» становится для Серова всё более опасной.
Центральной музыкальной темой ленты является подготовка классом, где учится главный герой, танцевально-хореографического выступления на тему древнеегипетской мифологии. Осирис вывел людей из дикости, обучив земледелию и ремёслам. Женой его стала Исида, владевшая магией. Люди прославляли своего мудрого и доброго царя. Однако был у него злобный завистник — Сет, мечтавший завладеть его троном… В какой-то степени история жизнеописания Осириса перекликается с тем, что происходит с самим Васей Серовым. И совсем не случайно в картине показаны «намётки» романтической истории Серова с Ирой Звягинцевой (Тина Лаптева), играющей в спектакле Исиду. Да и сама эта танцевальная сюжетная линия в фильме как нельзя кстати: с какой увлечённостью, с каким азартом и интересом старшеклассники занимаются делом, которое для них по-настоящему интересно!
Местами фильм перестаёт быть поучительным, становясь просто созерцательным: вот юноши и девушки, увлечённые танцами, вот учительница, «приберегающая» знания для репетиторства, вот овощебаза, на которой гноят продукты тоннами, а потом «списывают» всё это на «нерадивость» подростков. Особый плюс картины заключается в том, что после просмотра не остаётся щемяще-гнетущего чувства полной безнадёжности, которым «прославились» «перестроечные» картины. Несмотря на все коллизии, которые происходят с главным героем, картина оставляет самые приятные впечатления. Немалая заслуга в этом прекрасных актёров: Алексея Жаркова в роли директора школы Андрея Петоровича Звягинцева, Валентины Теличкиной в роли завуча школы Зои Андреевны, Ларисы Белогуровой в роли классной руководительницы Серова — Анны Павловны, и других, не менее талантливых актёров.
Есть в фильме и откровенно слабые места. Касается это прихода Серова к потерпевшим: хоть пять раз смотри эту сцену, а так и не поймёшь — по какой причине они отказались от своего заявления? Эпизод на овощебазе тоже, что называется, «притянутый за уши» — не станет директор так «подставляться». Финал тоже, на мой взгляд, излишне «накручен». Впрочем, всё это уже относится к сослагательному наклонению: возможно, предположительно, желательно. А между тем, фильм — вот он. Снятый и смонтированный ровно 30 лет он будто подводит черту под настоящими гуманистическими картинами с позитивным сценарием, ведь затем хлынет настоящая волна псевдовоспитательной «чернуху», в которой ни режиссёрам, ни сценаристам не будет никакого дела до душевных терзаний 15-летнего подростка, потому как на первом месте будет стоять исключительно Его Величество Рубль…
27 марта 2016
Кто из нас не метался в 15 лет? Непонимание родителей, первая любовь, соблазны, столкновение с ложью и несправедливостью — все это формирует характер человека. Главное, чтоб рядом был кто-то взрослый, мудрый, чтоб подсказал, поддержал и направил.
Эту непростую тему, да еще в то время когда разрешили с экрана говорить обо всем, поднимают авторы фильма. Рассказывая историю мятущегося подростока, авторы параллельно решили захватить еще несколько линий: отношения между наставниками юного существа, сцены из жизни египетских богов, борьбу с расхитителями социалистической собственности. Но они забыли, что нельзя «объять необъятное», а если уж решаетесь на такой замах, то не только хороших актеров приглашайте, но и сценарные линии доводите до элементарного логического конца. Метания нашего героя завершились, конечно, правильным выбором (как никак школа все-таки советская и воспитывает молодежь под эгидой чести, совести и ума нашей эпохи), хоть с долей правонарушения.
Тому кто увлекается брек-дансом, может будет интересно посмотреть, единственное, что может зацепить в этом фильме.
4 из 10
21 июня 2013