Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Костер в белой ночи |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Бунеев |
сценарий: | Юрий Сбитнев |
видеооператор: | Алексей Чардынин |
композитор: | Евгений Геворгян |
художник: | Ольга Беднова |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Писатель Юрий Николаевич Сбитнев многие годы жил и работал в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Памире. Однако своей творческой родиной писатель считает Нижнюю Тунгуску, как он её называет, «северную Гангу — самую загадочную реку мира». Именно она, Нижняя Тунгуска, воспетая Вячеславом Шишковым в «Угрюм-реке», стала вдохновением и главным героем «северных повествований» прозаика, среди которых — тетралогия «Авлакан», вместившая книги «Стрелок из лука», «До ледостава», «Пожар» и «Костёр в белой ночи». Режиссёр Борис Алексеевич Бунеев, после экранизации остросюжетной повести Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя», вновь обратился к таёжной теме, в центре которой — село Ёрбагачён в Иркутской области, расположенное на правом берегу реки Нижняя Тунгуска. Зимой это самый холодный населённый пункт Иркутской области, абсолютный минимум температуры в нём составляет минус 61 градус. В тёплое время года достаточно непродолжительное время в Ербогачёне наблюдаются белые ночи, отсюда и название — «Костёр в белой ночи». В 1971 году поселку, действительно, угрожал крупный лесной пожар, ставший основной темой романа Юрия Сбитнева «Пожар».
Борис Бунеев с размахом подошёл к съёмкам. По этой причине в жанры, совершенно заслуженно, можно поставить «фильм-катастрофа». Это и есть катастрофа, когда желание одного человека заработать рубль «подлиннее» ставит на грань уничтожения целый посёлок. Пожары в Иркутской области далеко не редкость, ведь там находится свыше 10% лесных богатств нашей страны. Особенно ценными являются запасы сосны и кедра. Обидно, когда всё это «вылетает в трубу», и вдвойне обидно, когда желание урвать лишнюю сотню, уничтожает богатство на многие миллионы. Рвач Елфимов (Вадим Андреев) в данном случае образ собирательный. Он же не намеренно поджигал тайгу. Он просто хотел «убыстрить» оттайку вечной мерзлоты, чтобы досрочно закончить ещё несколько шурфов. Виноват и Павел Копырёв (Владимир Антоник), хотя все работы он проводил очень аккуратно, и откажись он от приказа бригадира, тот нашёл бы другого исполнителя. Виноват и «перекати-поле» Красноштанов (Николай Гравшин), за бутылку водки готовый и маму родную продать.
В какой-то степени герои получились шаблонными: либо чёрный, либо белый. Вроде как без полутонов. Однако не все они такие. Есть несколько ярких эпизодических ролей. Лена в исполнении Галины Мунзук — добрая порядочная, но глубоко несчастная женщина. В молодости искренне полюбила, но быть с любимым не смогла. Потом встретила другого мужчину, пыталась сделать из него настоящего человека. Не сумела — «зелёный змий» стал дороже и жены, и детей. Запоминающийся образ у старика Авачана (Николай Олзей-Оол). Эта сюжетная линия самая пронзительная, благодаря эмоциональности героя. Его поступок в горящем лесу едва ли забудется, как и слова мудрого, много повидавшего человека: «Молодой — живёт, старый — думает. Я всё понял, тайгу понял: ты одежду износишь — скинул её. Новую надел. Жалко? Не-е-ет, время пришло! А тело худой стал, износил, тоже скинул, а сам в дерево ушёл, в цветок, в травку, в зверя…» Такие слова долго помнятся, потому что идут от самого сердца…
3 марта 2018