Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Торпедоносцы |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Семён Аранович |
сценаристы: | Светлана Кармалита, Юрий Герман, Алексей Герман |
видеооператор: | Владимир Ильин |
композитор: | Александр Кнайфель |
художник: | Исаак Каплан |
монтаж: | Александра Боровская |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 августа 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Торпедоносцы - это единственный фильм, про который мой дед, сам военный лётчик, сказал - всё правда от начала и до конца.
Это, на самом деле, лучший фильм, передающий атмосферу и быт лётчиков времён Великой Отечественной.
Здесь нет песен и плясок, нет смуглянки-молдаванки, нет весёлых конфликтов, когда пехота бьёт рожу пилоту, не разобравшись, а потом вместе пьют водку.
Здесь только север, лёд и смерть. Тяжелейший ежедневный труд, который наши мужики тащили на себе.
Спрыгнуть из горящей машины и допетлять по кустам до своих нельзя - в ледяном море проживёшь максимум минут пятнадцать. Есть только ты и твоя работа - отправлять нацистских мразей на дно. Лети и делай свою работу.
Они летели и делали.
10 из 10
15 апреля 2024
Фильм был снят Семёном Арановичем в 1983 году. Основой для сюжета стала незаконченная повесть Юрия Германа. Завершили это произведение сын писателя и сноха. В повести и фильме рассказывается о лётчиках Северного флота, о торпедоносцах.
Снят на «Ленфильме», дух студии в фильме ясно чувствуется. Дело в том, что сцены боёв и в принципе военные сочетаются с основным: это кино о людях на войне. У них свои истории, ссоры и примирения, у кого-то нестерпимое горе, а кому-то чуток не повезло…
Но все они зависят от главного свойства войны — от угрозы насильственной смерти. Быт скрупулёзно восстановлен и показан без прикрас и смакования сложностей.
Напыщенности никакой, а от эпизода к эпизоду только нарастает убедительность взгляда на военные будни, как на трудовые, изнуряющие. Они фактически без отпусков и без выходных, ибо не бывает такой роскоши на войне, пока её не закончили победой.
Как живут военные лётчики, режиссёру было известно — в 1955 году Аранович окончил Высшее военно-морское авиационное училище и отправился служить в Заполярье в военно-морской авиации Северного флота.
Вероятно, по этой причине фильм о военных буднях лётчиков так подкупает зрителя искренностью и болью.
Здоровье помешало режиссёру продолжать службу. А всё, что стало известно о ратном труде военных лётчиков в особых условиях и понадобилось для экранизации, он наверняка узнал не только из документов и книжных воспоминаний ветеранов, но и от участников событий, с которыми лично разговаривал. От тех узнал, кто дожил.
Фильм и сейчас влияет на зрителя. В нём нет пафоса. Есть призыв не забывать о людях, отстоявших наше будущее. Иногда ценой жизни…
И о тех не забывать, кто был для этих героев близким тылом, без которого военная работа невозможна.
В СССР премьера фильма состоялась в августе 1983 года. Прошло почти сорок лет, но о северной военной авиации времён Великой Отечественной и в принципе о военных лётчиках это до сих пор один из самых лучших фильмов.
9 из 10
18 июня 2021
Этот фильм пронизан насквозь мрачной атмосферой, а гибель героев просто-таки смакуется, особенно в завершающей сцене фильма (в то время, как их подвиги показаны, как бы «между делом»). Чего не было ни в «В бой идут одни старики» (если брать СССР), ни в «Брестской крепости» и «28 Панфиловцах» (если брать сегодняшние времена). Хотя в тех фильмах также показаны и смерть, и гибель самих героев фильмов, а также их товарищей по оружию. Несмотря на огромное количество хвалебных отзывов к этому фильму, на мой взгляд, он является типичным образчиком перестроечного кино, где на первый план старательно выпячивается атмосфера пустоты, мрачности, безысходности от всего того, что имеет отношение к СССР. Из той же оперы — такие фильмы, как «Делай раз», «Авария — дочь мента», «Чучело», «Сто солдат и две девушки» (сюжеты фильмов разные, но общий их смысл, к которому подталкивают зрителя, ровно один). Этот фильм, на мой взгляд, является достаточно грамотно сделанной чернухой под видом фильма об одних из героев Великой Отечественной.
PS: Если посмотреть на то, какие вражеские корабли показаны, то там можно идентифицировать, как минимум, один сторожевик проекта 50 типа «Горностай» и несколько тральщиков проекта 266-М. Эти корабли были разработаны и спущены на воду уже после войны. Да ещё и в самом СССР.
6 июня 2020
В наше время мы всё чаще слышим по ТВ (да и из каждого утюга) («Новое кино о Великой войне, основанное на реальных событиях». Но все чаще после просмотра таких «творений» остается только лишь ощущение испохабленной истории и нежелание верить в тех «героев».
Лично для меня знакомство с ВОВ в Заполярье началось с прочтения «Океанский патруль» Валентина Пикуля. Фронт во времена ВОВ за полярным кругом считается едва ли не самым статичным за период 1941—1944. Но так ли было все «безоблачно» в действительности, правда ли что? Конечно же нет. Несмотря на некоторую статичность и остановку движения противника, бои и на суше и на море не утихали долгое время и освобождение советских территорий (а затем и Норвегии) затянулось на долгое время. И «Торпедоносцы» демонстрируют как все было в действительности и чего стоила эта «статичность».
В данной картине нет заявок на что-то подобное «основано на реальных событиях» (тогда, к счастью, такой заезженной пластинки не было). Без всяких преувеличений… лента именно о людях и их судьбах. Людях (гражданских и военных), для которых тыл и фронт едины.
Показано множество героев (именно что не персонажей), которые ценой своих жизней приближали скорейший мир для всего человечества, и они явлены зрителю и как простые люди. И их характеры проявляются во всем. Что бы это ни было… и шутливое поведение (незначительные эпизоды фильма), и межличностные отношения, и, конечно же, поведение героев на боевом задании.
Сильнейшее впечатление оставляют именно сцены боевых вылетов и событий накануне такого. Съемочная группа смогла создать именно ту атмосферу, которая (без всяких прикрас) «берёт за душу» и оставляет неизгладимое впечатление. Вдобавок ко всему это усиливается и сценами ландшафтов и кадрами военной хроники. В конце фильма фотографии военнослужащих, принявших участие в ВОВ на фронте убеждают в реальности событий ленты и реальности самих героев.
После просмотра остается множество размышлений на тему того, какой ценой досталась та самая победа.
10 из 10
26 мая 2020
Добросовестный фильм, снятый с чувством меры и ответственности. Не суконный, без ура-патриотизма. Здесь влияние Германа не только в литературной основе рассказов его отца, но и в манере подачи материала, участии актеров «его обоймы». Аранович снял вполне себе камерное кино, внебатальные достоинства которого, скажем, более весомы. Как раз батальные сцены, монтировка хроники с постановкой и комбинированные съемки воображения сейчас не потрясают (сколько лет прошло с тех пор), но все сделано обстоятельно.
Именно отсутствием разухабистости, экспрессии мне фильм в общем и понравился. Тема обязывает. Участок войны является локальным, персонажи — гвардейцами с соответствующими манерами, статусом, так что фильм нельзя отнести к антивоенным по существу. Частная история нескольких достойных людей, исполнявших свой долг. Соответственно, в плане постановочном, киноязыка и свежести взгляда фильм откровением не является. Как формы юмора, так и нашедшийся мальчик, потопленный гражданский корабль — все достаточно традиционно, вполне в рамках сложившегося канона с его рамками, который Аранович соблюдал (в отличие от того же Германа или Климова).
Хорошо сделанный профессиональный фильм с хорошими актерами и добросовестной постановочно-операторской работой.
7 из 10
5 июля 2016
Туман, туман. Седая пелена.
И всего в двух шагах за туманами война.
Идут бои без нас, но за нами нет вины.
Мы к земле прикованы туманом.
Воздушные рабочие войны.
… строки из песни, исполненной когда-то Максимом Леонидовым, очень хорошо характеризуют кинофильм, о котором дальше пойдет речь…
«Торпедоносцы» Семена Арановича можно вполне причислить к ряду «аккуратно правдоподобных» фильмов о Великой Отечественной войне.
Почему правдоподобных? Потому, что мы видим страдания жен и подруг, потерявших своих мужей и любимых. Вот перед вами опытные пилоты — подполковники, капитаны, старлеи. На их счету сотни вылетов и тысячи разрушенных судов и подлодок. Но кому-то в один из вылетов будет суждено не вернуться. А может быть, даже не только одному из них… Кадры пилотов Северного флота (эти реальные летчики служили в фильме, своего рода, каскадерами), лихо пролетающими над эскадрой эсминцев, горящими в их пламени. Актеры, сидящие в макетных структурах самолетов и в замасленных шлемах, передают свей мимикой всю боль и трагичность войны. Особенно сильны кадры, в коих происходит возгорание кабины: пылают макеты пилотов, разрывается на части фюзеляж. Да! Это все очень правдоподобно. Конечно, это огромная заслуга режиссера Семена Арановича и художников-постановщиков, с которыми он работал.
Реалистичность предают и хроникальные черно-белые кадры. Само собой, реконструировать многие батальные сцены — дело нелегкое. Поэтому постановщики и идут на такой шаг. Ну а фотографии летчиков-балтийцев, по большей части, не вернувшихся с боевых заданий, говорят о том, что никто не забыт.
Сильна и игра актеров. Особенно запомнился образ старлея Белоброва, созданного Родионом Нахапетовым (который вскоре эмигрирует в США). Нахапетов сыграл немногословно (все таки, война это не то время, когда можно распылятся на ненужные словеса), но ярко. Его скупой отреченный взгляд и эффектное подергивание лицом… когда он узнает о женитьбе Насти. Его резкий плевок водой из кружки… когда он видит, как затонул пассажирский корабль, так тесно связанный с его жизнью. Все это говорит о его профессиональной игре.
Слегка забавный образ получился у Станислава Садальского. Но Стас, на мой взгляд, всегда слыл актером комедийным, нежели драматическим.
Почему «аккуратно правдоподобным»? Потому что в фильме нет лихих батальных сцен с отрубленными ногами и руками. Нет зверства и ярого трагизма в каждом кадре. Здесь редкие боевые сцены (возгорание бомбардировщиков, ковровое торпедирование вражеских кораблей) перемежаются с салонными сценами (концерт лилипутов в клубе, теплое приветствие офицерами Игорешки в летной столовой и т. д.). Ну а неумелый поцелуй Маши и Черепца можно вообще принять за редкий комичный кадр в сей драме.
Кроме всего прочего, главной заслугой сценаристов Светланы Кармалиты и Юрия Германа является то, что каждый герой имеет свой собственный отличительный характер. Но про это я писать не буду… Лучше посмотрите кино.
10 из 10
4 мая 2014
Фильм «Торпедоносцы» посвящен памяти летчиков Краснознаменного Северного флота, героически погибших в боях за освобождение своей Родины на фронтах Второй Мировой войны. Эта «история о советских камикадзе», как однажды назвал свое детище режиссер, была снята по мотивам военных рассказов и неоконченной повести «Здравствуйте, Мария Николаевна» Юрия Германа, служившего военным корреспондентом на Северном фронте.
Кинолента повествует о полковой жизни летчиков морской авиации, где каждый из них герой, и каждое боевое задание — это подвиг, который всегда может стать последним для каждого из них. Идет 44-й год, война приближается к завершению, но как много еще горя принесет она в их семьи, унося с собой бесчисленные жертвы, ибо перед смертью все равны — у нее нет рядовых и офицеров, она безжалостно и хладнокровно забирает их жизни, не спрашивая имен, чинов, наград. И храбро защищая воздушно — морское пространство родной Земли, они с честь жертвуют собой, до конца исполнив долг перед Отечеством.
Эта военная драма построена на дневниковых рассказах главного героя — старшего лейтенанта Александра Белоброва, образ которого запечатлел актер Родион Нахапетов. Наравне с этой ролью выделяются и другие, на первый взгляд второстепенные, но не менее яркие и характерные, ведь в картине речь идет о военных буднях полка, которые в киносюжете одновременно представлены на примере нескольких летчиков отдельных экипажей и их семей. В связи с этим можно отметить запоминающиеся образы: стрелка — бортрадиста Черепца, чудаковатого лейтенанта Дмитренко, капитана Гаврилова, в исполнении Алексея Жаркова, Станислава Садальского и Андрея Болтнева, а так же женские образы в исполнении Веры Глаголевой, Татьяны Кравченко, Надежды Лукашевич.
Оригинальная композиция фильма составлена по принципу пазлов, где на главную сюжетную нить нанизаны отдельные крупные фрагменты, как ветви второстепенных минисюжетных линий, дополняющих и обогащающих смысл основной. Такие короткие лирические эпизоды из частной жизни киногероев помогают зрителю воспринимать настроение той эпохи, военной дух и психологию ее людей, то чем они жили и дышали. Здесь показана не просто война. Ведь летчики в ней — это, прежде всего обычные люди, со своими характерами, проблемами, личной жизнью, которым не чужды и слабости. Они умеют по — настоящему любить, дружить, воевать, при этом оставляя в своей жизни место для маленьких человеческих радостей и юмора.
По стилю фильм напоминает прямой кинорепортаж из прошлого, где документальные вставки воздушных боев и заключительные кадры с подлинными фотографиями летчиков Северного флота, усиливают иллюзию съемки военных лет. Такого эффекта и добивался Семен Аранович. Имея за плечами опыт военного летчика, бортмеханика и режиссера документалиста, он продумывал все до мелочей, стараясь воссоздать нужную историческую атмосферу. Ведь на съемках его картины все предметы декорации и даже вспомогательные элементы были настоящими свидетельствами ушедшей войны. А заключительным аккордом, который усиливает общее настроение фильма, стало музыкальное сопровождение, напоминающее скрежет старых стальных механизмов, истерзанных войной и ржавчиной, наложенный на звук военного колокола, что создает для человеческого слуха жуткое, психологически сверлящее мозг ощущение, словно эхо устрашающей, мертвой пустоты давно минувшего времени.
6 июня 2013
Так получилось, что наш главный военный фильм про летчиков — «В бой идут одни старики». Безусловно, великий фильм, который можно пересматривать и пересматривать, чувствуя, как ближе к финалу комок подкатывает к горлу. Однако лично для меня именно «Торпедоносцы» — главный фильм про летчиков на войне. Это очень тяжелое и грустное кино, в котором есть место и любви, и подвигу, и человеческой трагедии. Незачем подробно пересказывать сюжет. Кто не видел, посмотрите обязательно. Здесь великолепно показаны человеческие характеры, необязательные детали убеждают в достоверности происходящего на экране гораздо сильнее «кровавой каши», которую пихают в современные военные фильмы. Сквозная линия с сыном майора Гаврилова, совсем короткая и вроде бы даже лишняя, пробирает до глубины души, а финал картины доводит почти до инфаркта, настолько страшно становится, когда видишь потопленный немцами транспорт с людьми и перекошенное от ужаса и ярости лицо капитана Белоброва. Кстати, финал сценария фильма, написанного Алексеем Германом и Светланой Кармалитой, был более оптимистичным, даже немного фантастическим.
Жаль, что сегодня в нашей стране больше ни снимают такое кино. И вряд ли когда-нибудь снимут. Остается только пересматривать, каждый раз наивно надеясь, что в конце экипаж Белоброва всё-таки дотянет до аэродрома.
10 из 10
17 декабря 2012
Не преувеличивая, можно сказать, что «Торпедоносцы» — это картина о настоящих героях. Не телевизионных, не всенародно освещённых, а о простых парнях, честно и до конца исполняющих свой долг. Возможно, достоверности картине добавляет военная хроника и стилизация в ряде эпизодов. Возможно. Однако, в любом случае, режиссёру Семёну Арановичу удалось создать атмосферу военного времени, пусть и не совсем такую, какую мы привыкли видеть в кино послевоенного периода, но ведь фильм снят в 1983 году, а это всё-таки уже далеко.
Сценарий фильма достаточно плотный, в нём нет почти ни одной лишней фразы и, уж конечно, нет натянутых сцен. У фильма свой уникальный лаконичный характер, поэтому смотрится он на едином дыхании. Таковы и герои картины — у них практически нет свободного времени, они всё время вынуждены действовать.
Безусловно, самая сильная сторона сценария — это люди. По ходу действия лётчикам несколько раз приходится выполнять боевые задания, и каждый раз зритель осознаёт, что в небо уходит не подполковник Фоменко или инженер-капитан Гаврилов, а рискующий своей жизнью человек, только в военной форме. За чинами и званиями скрываются люди со своей историей, своей судьбой. Это также заслуга блестящего актёрского состава.
В кино часто бывает так, что на экране создаются образы, имеющие свои отличительные черты, но не всегда создаются характеры. Заслуга сценаристов Светланы Кармалиты и Алексея Германа, а также и самого режиссёра в том, что в «Торпедоносцах» у каждого персонажа есть характер. Каждый несёт в себе понятие о чести, долге, Родине.
Важнейшим элементом сценария является хроника военных лет. Аранович, вставляя её в сцены боевых вылетов, даёт понять, что всё по-настоящему и никакого обмана.
Образ отца-командира в советском кино — это незапятнанный мундир, образец героизма, первый товарищ солдату на войне. Здесь Аранович не отступает от правил, но, хоть и делает командиров кроткими и отчасти суровыми, но человеческое в них явно преобладает над монументальным. Блестяще показан подполковник Фоменко (Юрий Кузнецов) в сцене перед первым вылетом, где он проявляет чуткость и мужество и по сути спасает Гаврилова от гибели. Молчаливый подвиг командира полка.
Сегодня очень актуален вопрос: что же это за порода людей такая, для которых подвиг — обычное дело? И что толкает их на героические поступки — война или заранее выработанный внутренний стержень? Или и то, и другое. Аранович раскрывая эту проблематику, раз за разом ставит героев в драматические ситуации. И не всегда они связаны с выполнением боевых заданий. Так, например, герой Родиона Нахапетова Саша Белобров ставит честь любимой женщины выше желания быть с ней рядом. Это ли не подвиг? А Гаврилов в исполнении Андрея Болтнева способен приютить ребёнка в трудное военное время, даже допуская, что это не его сын. Вот уж где настоящее мужское начало. Выходит, на подвиг способен каждый и совсем не обязательно быть для этого бравым лётчиком. Дело, выходит, вовсе не в войне. Дело в людях. И невольно возникает вопрос — а сегодня такие люди есть?
Лирическая составляющая картины тоже немаловажна. Ведь на фоне жестоких боёв и солдатского быта не может не быть любви. В картине всего несколько моделей отношений, но все они по-своему трогательны и обречены одновременно.
Очень примечательна игра Арановича с цветом. Часто в картине тёплые и уютные тона помещений сменяются холодными тонами суровой зимы и реалий войны. Этот контраст подчёркивает нестабильность жизненного уклада военного времени.
Атмосферность картин Арановича довольно своеобразна, и с первого раза её порой трудно раскусить. Но, пересмотрев фильм во второй, а некоторые эпизоды и в пятый раз, зритель, наконец, проникается (или не проникается) этой необычной атмосферой. И довольно сложно сказать, что именно работает, но можно определить, что ощущение достоверности создают как хроника, так и артисты-карлики. Эти породистые сочетания Аранович дарит зрителю, как хороший хозяин дарит гостю редкий сорт вина. Гости обычно довольны. Зрители тоже.
Выглядит довольно глупо, если в кино нет подлецов и трусов. Удивительно, но в «Торпедоносцах» это совсем не вызывает дискомфорта, как не вызывает его и предельная ясность характеров. Все они по-военному однозначны, но от этого, вот ведь странность, не менее многогранны.
Можно было бы отыграться на немцах и сделать их злодеями, как часто делали в старом кино про войну. Однако здесь немцы грамотно вписаны в контекст войны и более, чем врага, ничего из себя не представляют. Белобров даже приравнивает их себе в одной из сцен, давая зрителю понять, что на той стороне тоже люди. Но тот же Белобров, когда «ярость благородная» вскипает его жилах в решающий момент уверенно даёт команду: «Всех на дно! В атаку!» бескомпромиссность войны, перед которой все равны — вот, пожалуй, основной посыл режиссёра Арановича.
Заканчивается картина фотографиями настоящих участников войны, чем режиссёр ещё раз подчёркивает: «Никто не забыт. Ничто не забыто».
14 января 2011
Как-то в далеком детстве родители отправили меня вечером спать, но спать не хотелось и, пробравшись к ним в комнату, я таки умудрилась посмотреть фильм, который в тот момент шел по телевизору. Фильм был о войне, о летчиках, и поразил меня, на многие годы оставив в памяти сцену, когда наш самолет идет на таран немецкого корабля. Фильм запал в душу, но я не знала как он называется, а кроме той сцены тарана и общего впечатления от картины ничего больше не помнила. И вот уже в конце 90-х мне случайно попался номер журнала «Юность» за 1984 год со статьей, посвященной вышедшему на экраны фильму С. Арановича, и вот из этой-то статьи, сопоставив с ней свои детские впечатления, я и узнала название — «Торпедоносцы». Посмотреть его довелось спустя пару лет, случилась трагедия с «Курском» и в день траура по ТВ показали «Торпедоносцев»… Можно, конечно, возразить: «неужели про флот не нашлось фильма?» Но мне кажется, что именно эта картина тогда очень точно попала по тональности: Север, море, суровая природа, тяжелая служба, мужественные люди… Очень реалистичное, почти документальное кино. Суровое, скупое на эмоции и очень мужское.
Фильм снят точными, скупыми штрихами — вот утро в бараке, женщины готовят завтрак, мужчины собираются на службу, потом построение на аэродроме, ставится задача, самолеты взлетают, торпедная атака, гибель двух экипажей, возвращение из госпиталя Саши Белоброва, история с сыном инженера Гаврилова, любовь стрелка Черепца к Марусе, минуты отдыха в офицерском клубе, герой Садальского со своим псом Далдоном и… война, война, война… Между этими штрихами умещаются и диалоги, и завывающие метели, и чувства, и юмор, и даже одна забавная песенка про «в коробке той манто вам и стихи поэта Лермонтова». Ничего лишнего, ни одного слова, ни одного жеста мимо, ни одного непопадания в роль и тональность, музыка и цветовая гамма фильма доводят реалистичность происходящего почти до абсолюта.
Об актерах говорить не хочется, уж слишком неблагодарное занятие — пытаться оценить то, что оценить невозможно, ведь они не сыграли, а прожили эти роли. Хочется отметить лишь Садальского, может потому, что его роль здесь для меня была откровением: вроде тот же привычный балагур и балбес, но минутная сцена в столовой, когда Белобров спросил видел ли он как погибли два экипажа, и все меняется. «Видел, Саша, все видел» — и перед нами смертельно уставший после тяжелого боя человек, переживающий гибель товарищей.
И отдельно хотелось бы сказать о том, что дает общий фон и настроение фильма: Заполярье, тоскливые пейзажи, страшные северные моря, тяжелые условия полярной ночи. Кажется, что и люди в этих краях и предлагаемых судьбой обстоятельствах должны быть мрачными, озлобленными, депрессивными, но…
«Кто сказал, что здесь задворки мира?
Это край, где любят до конца,
Как в произведениях Шекспира
Сильные и нежные сердца»
Пожалуй, это всё, что я сейчас могу написать об этом фильме. Смотреть его непросто, здесь почти нет моментов «для отдыха» — ни тебе музыки, ни лиричных сцен, ни озорного юмора как в «Стариках» или «Хронике пикирующего». Здесь всё на нерве, потому что «здесь вам не равнина, здесь климат иной», потому что эти ребята практически камикадзе, ведь торпедная атака — это 600 м до цели, а корабельные зенитки бьют на несколько километров, и расстреливают летящие на них самолеты в упор. А самое главное, здесь каждый кадр достоверен, и когда фильм заканчивается, вместо титров — документальные кадры и фотографии летчиков Северного флота, смотришь на эти лица и понимаешь: мы в таком долгу перед ними, и расплатиться можем только достойной жизнью, достойной их подвига и их памяти…
14 марта 2010