Среди серых камней
7
6.8
1983, драма, история
СССР, 1 ч 28 мин
В ролях: Игорь Шарапов, Станислав Говорухин, Роман Левченко, Сергей Попов, Виктор Аристов
и другие
Странная атмосфера, причудливая вереница мимолетных, но ярких человеческих образов, калейдоскоп индивидуальных и коллективных ценностей, лицевая сторона бытия и изнанка переживаний, параллели и пересечения детского и взрослого взгляда на мир, полифония жизни и смерти - то, о чем нельзя сказать, но во что можно проникнуть...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Среди серых камней

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Алексей Родионов
художник: Валентин Гидулянов
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 мая 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Среди серых камней», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Среди серых камней», 1983

Памяти Киры Муратовой (часть 5)

Логичный вопрос: «Стоит ли смотреть «Среди серых камней», если фильм был подвергнут редактуре, так что даже сама Муратова убрала свою фамилию из титров?» Безусловно, стоит, ибо стиль режиссера, выражающийся в работе с массовкой, ярких диалогах, визуальной экспрессии и даже типичных для нее монтажных переходах, никуда не делся. Повесть Короленко «В дурном обществе» стала для постановщицы благодатным материалом для формальных экспериментов, фирменном для нее совмещении модернизма и реализма. Канва текста сохранена, но развертывается в вихре визуального хаоса, которым Муратова умело дирижирует, вызывая у зрителя ощущение стихийности, неуправляемости происходящего.

Нищие и беспризорники — герои Короленко, также типичные персонажи Муратовой, разглагольствующие о жизни, смешные и жалкие, человечные и безобразные. Надо полагать, что именно с этой картины начинается крен постановщицы в сторону мизантропии, уход от прямолинейного и гармоничного гуманизма, отличающего, как мы видели, три ее предыдущие ленты. «Среди серых камней», как и «Мелодия для шарманки», снятая четверть века спустя, поднимает очень ценную для Муратовой тему трагедии детства: то, что дети тоже умирают, до Муратовой в российском кино еще никто не показывал. Для режиссера, как и для зрителя, эти невыносимые сцены становятся приговором взрослому миру с его безжалостностью к слабым.

«Среди серых камней» — номинально фильм о дореволюционном обществе, но приметы времени намеренно опущены постановщицей, так что ощущается больше атмосфера безвременья, чем конкретного исторического периода. Нищие маргиналы и отщепенцы мира становятся в этой ленте метафорой социального отчуждения интеллигенции в контексте строящегося социализма, и поэтому то, что перед нами — мрачное высказывание о «застое», у зрителя не возникает не малейших сомнений.

«Среди серых камней» — кино о том, как гибнет надежда, будущее (символом которого становятся дети) в мире, время в котором остановилось, а развитие заглохло, по-настоящему творческие силы выброшены на обочину социальной жизни, никак в нее не интегрированы (хотя формально в советском обществе и не было люмпенов, но маргиналы, пишущие музыку или картины, и при этом работающие дворниками, сторожами или кочегарами, были, это факт). Наряду с постоянными исполнителями фильмов Муратовой, среди которых Сергей Попов и Нина Русланова, прекрасно концептуально вписался в «Среди серых камней» и Говорухин, создающий образ дезориентированного «хозяина жизни».

Вообще яркие типажи и социальные маски, напористая эмоциональность актерской игры, порой чреватая полифонией, так что многие реплики и не расслышишь, указывают на то, что в этой ленте Муратова переходит от созерцания жизни, которым отмечены его ранние фильмы, к ее критике с позиций разочарованного в людях гуманиста. Уже через четыре года она снимет «Перемену участи», в которой это критика станет тотальной, а через шест лет — «Астенический синдром», свою наиболее жесткую картину, где социальная критика захлебывается от режиссерского возмущения несправедливостью жизни. Каким должен был бы быть фильм «Среди серых камней», мы так никогда и не узнаем, но даже в существующем виде это кино рубежное для Муратовой, ибо в ней ее стиль кинематографической симуляции жизненного хаоса все более сгущается, чтобы в «Астеническом синдроме» стать концентрированным до невыносимости.

18 июня 2020

- Сёдня кошка съела птичку. Кошка злая? — Нет, голодная. Спи.

Лицо, закрытое ладонями в жесте скорби и отчаяния — так, задавая настроение всему повествованию, начинается фильм Киры Муратовой «Среди серых камней», в основу которого лег рассказ Короленко «В дурном обществе». В городе, где самым заметным архитектурным украшением является не церковь, а здание тюрьмы, в руинах заброшенного графского замка находят себе пристанище бездомные бедняки. Отпрыск овдовевшего судьи, проказник и егоза, горит желанием поближе познакомиться с новоселами покрытых пылью забвения развалин.

Часто ли мы всматриваемся в лица нищих, просящих милостыню? Часто ли мы разглядываем грязных обросших людей, копающихся в мусорных баках? Так же, как и в жизни, эпизодические персонажи фильма — серая масса без имен и лиц, лишь мелькающие на экране расплывчатые образы, за которыми интуитивно угадываются сломанные судьбы, разрушенные надежды, осколки поблекшего и помутневшего человеческого облика. Оборванцы с блуждающим взором, философствующие юродивые и выжившие из ума самодуры, дефилирующие сквозь эстетически неприглядное слайд-шоу режиссерского видения. А среди них, будто выхваченная оком увеличительного стекла, бедствующая семья — отец, его сорванец-сын и крошечная Маруся — белокурый ангелок с огромными печальными глазами на кукольном лице.

Ад — это бесконечное повторение, как говаривал Стивен Кинг. А для Муратовой повторы — излюбленный художественный прием. Герои ленты, заевшей пластинкой, то и дело проговаривают одни и те же реплики бесчисленное количество раз, культивируя и без того тяжелую и затхлую атмосферу застоя и безысходности, подспудно заставляя ассоциировать себя с конкретными экспликатурами, въедающимися в память. «Ты помнишь матушку?» — с механическим постоянством риторически вопрошает пан судья своего сына, на самом деле обращаясь не к мальчику, а куда-то вглубь себя, с противоречивым желанием не то забыть, не то всеми силами сохранить в сердце память о любимой. «Иди ко мне», — твердит Маруся в неосознанном поиске любви и ласки. «Пригласите меня», — умоляет Вася, показывая свою тягу к дружбе и живому общению. Он раз за разом убегает из сытого, светлого, уютного дома, убегает от захлебывающегося слезами и меланхолией отца, потерявшего всякий интерес к детям. Занятый затяжным всеобъемлющим самоотводом судья раз за разом задает все тот же усталый дежурный вопрос опостылевшему чаду: «Хорошо ли тебе живется?». А маленькая глупенькая Соня вызывает светлые отеческие чувства только лишь потому, что чем-то неосязаемо похожа на свою покойную мать… Каждая неоднократно продублированная фраза по-своему символична и довольно четко характеризует героев, драматичные обстоятельства их жизни.

Запутанный клубок характеров, брошенный режиссером в клоаку бытия. Налипшая на него грязь густа и зловонна. С каждой попыткой распутать пачкаешься все сильнее. Ценность жизни и неотвратимость смерти — вперемешку. И не понимаешь толком, рваный от случая к случаю монтаж — особенность ли киноязыка, или же последствие работы безжалостных цензорских ножниц, из-за которых оскорбленная Муратова поначалу даже отреклась от собственной картины, позволив фигурировать в титрах вымышленному Ивану Сидорову. Прямолинейная игра на контрастах: ребенок, весело и беззаботно карабкающийся по ветвям подсвеченного солнечными лучами дерева на фоне предсмертного кашля больной женщины; смеющаяся детвора, озорно разыгрывающая остросоциальные сценки из взрослой жизни.

Обреченных детей подземелья Муратова не спешит выводить на свет божий, к небесам обетованным, — это сделает более жизнеутверждающий и более симпатичный широким массам режиссер несколькими годами позже. Персонажи, закованные в саркофаги своих образов, кроме, разве что, раскаявшегося судьи, практически не испытывают душевных метаморфоз, заочно подписывая приговор неизлечимому в глазах Муратовой обществу. Так и оставаясь скелетами в шкафу, призраками забытых руин и вечным проклятьем серых камней.

30 марта 2013

Противоположности среди серых камней

Много интересных контрастов и противопоставлений (церковь — тюрьма, смерть — жизнь, воздух — подземелье, дети — взрослые и еще много много много). Весь фильм построен по театральному на приеме контраста. До середины смотреть тяжело, не понимаешь, что происходит, и стоит ли смотреть дальше. Потом появляется Валентин, появляются монологи и диалоги, становится интереснее.

В фильме поднята тема смерти, показаны различные взгляды на жизнь и смерть глазами разных людей и их восприятие. Хорошо, что тема поднята, да и освещена неплохо — есть крайне интересные моменты в фильме. Затронута также тема отношений детей и взрослых, и опять же их различное отношение к смерти — мальчик который смерть не воспринимает и отец, который «умирает» вместе со своей женой.

Не жалко времени потраченного на просмотр — фильм подталкивает на интересные дискуссии и размышления.

7 из 10

8 октября 2011

Драма Среди серых камней появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Кира Муратова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Игорь Шарапов, Станислав Говорухин, Роман Левченко, Сергей Попов, Виктор Аристов, Федор Никитин, Нина Русланова, Олег Шапко, Михаил Данилов, Лидия Драновская, Владимир Дятлов, Валентин Козачков, Леонид Кушнир, Всеволод Лисовский, Виктор Павлов.

Страна производства - СССР. Среди серых камней — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.