Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночные воришки |
английское название: |
Les voleurs de la nuit |
год: | 1983 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Сэмюэл Фуллер |
сценаристы: | Оливье Бир, Энн Дюттер, Сэмюэл Фуллер, Жорж Дюттер |
продюсер: | Antoine Gannag |
видеооператор: | Филипп Русло |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Доминик Андре, Розали Варда |
монтаж: | Катрин Кельбер |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 августа 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Казалось это новая попытка. Казалось, что маэстро ровно как и Генри Миллер, найдя себе пристанище во Франции, готовится к новому рывку. Многое казалось. А вышло очень личное, маленькое кино. Фильм, в котором Фуллер будет вещать о бунте маленьких людей и неистово копировать стиль Клода Шаброля.
И пусть, это в любом случае лучше, чем годы, проведенные без съемок или стилистически неудачный фильм о «белой собаке». Вышло слишком старомодно. Этот дискурс, молодых неудачников, рассерженных бунтарей мнящих себя Бонни и Клайдом уже давно минул. Даже Годар в те годы уже образумился. Но Фуллеру было что сказать. Вся эта милая жизнь добропорядочных буржуа оказалась под прицелом. И несмотря на явные технические несовершенства ленты получилось весьма добротно.
Это — милая история о двух нескладных молодых людях, волею случая попавших в безликие жернова системы. И вот неизвестно, что печальнее — их безликая жизнь или столь же невзрачная «гангстерская карьера». Не следует тут ждать шедевров. Складывается впечатление, что перед нами фильм уставшего человека. Протест как таковой ему совсем не важен. Но он все еще готов к бою: экспериментирует и использует новую стилистику. Почему нет? Он вещает нам о жизненных несовершенствах, без прикрас и серьезно.
6 из 10
8 января 2019
«Ночные воришки» — предпоследняя лента Фуллера, снятая им во Франции по французскому роману под Шаброля и с самим Шабролем в одной из второстепенных ролей. Снимая фильм о неприкаянности молодых преступников, но помещая его в оболочку фривольной мелодрамы в чисто французском духе с криминальным отливом, Фуллер, тем не менее, избегает даже намека на нуар. В первые двадцать минут скучноватое повествование постепенно набирает обороты, под чарующую музыку непревзойденного Морриконе, вновь используя фирменные крупные планы глаз, которые Леоне заимствовал у него еще в середине 60-х, и острый, лихорадочный монтаж в сценах, где имеет место перестрелки и насилие.
Возможно, в первый раз в своей карьере Фуллер снимает достаточно откровенные для себя постельные сцены и вообще уделяет фривольным шуткам во французском духе слишком много внимания, что вредит его стилю, отмеченного сухостью при барочной монтажной подаче. Сверкающих отточенностью монтажных фраз и рифм при аскетизме и лаконичности содержания здесь, к сожалению, нет, зато есть криминальная интрига и сильный укол в адрес европейской буржуазности, более изощрено и лицемерной, чем прямолинейные американские пуритане.
Картина столь разительно отличается от американского периода творчества Фуллера, что впору сравнивать режиссера скорее с Клодом Миллером, чем с автором «Обнаженного поцелуя» и «Шокового коридора». Актеры играют в типично французской манере, почти бесцветно, остроумно, с упором на диалог, но без заметных пластических и мимических акцентов. Отсутствие выдающихся актеров, видимо, вызванное скудостью бюджета, присутствие Шаброля и Одран как киномаркеров, отмечающих в фильме наличие жанра криминальной трагикомедии и мелодрамы из жизни средней буржуазии, сразу распознается зрителем как ненужный элемент.
Фуллер, как всегда, блистателен в остросюжетных сценах, снятых и смонтированных с выдумкой, остро и запоминающиеся с первых секунд. Однако, это не Кубрик и не Люмет, Фуллер — талантливый ремесленник, но ни как не гений и не философ кино, ставящий проблемы о существовании цивилизации, как его соотечественники, авторы «Сияния» и «Ростовщика». Тем не менее, данная картина заслуживает внимания хотя бы из-за чудной музыки Морриконе, фуллеровского монтажа, который приятно читать, как образец хорошо артикулированной киноречи и из-за карикатурной, мизантропической игры Шаброля, в котором умер комик. Этого вполне достаточно, чтобы скрасить несколько скучноватый просмотр этой, в целом, заурядной, ни на что не претендующей, не типичной для Фуллера ленты.
2 января 2016
Французский кинорежиссер Жан-Люк Годар как-то сказал: «Все, что вам нужно для фильма, это девушка и пистолет». Если вы находитесь на территории нуара, не доверяйте женщине. В крайнем случаи она умрет первой. Все, кто писал про фильм Сэмуэла Фуллера «Ночные воришки», не избежали реплики: «Это самый «шабролевский» фильм из фильмов снятых не Шабролем». Я бы сказал иное- Это самый что ни есть Фуллеровский фильм, в котором присутствует в кадре режиссер Клод Шаброль. В фильме Ж.-Л. Годара «Безумный Пьеро», Сэмуэл Фуллер отвечая на вопрос героя Бельмондо, что такое кино, говорит: «Кино — это поле боя: любовь, ненависть, насилие, действие, смерть».
В «Ночных воришках» Фуллер появившись в микроэпизоде в роли Золтана, скупщика краденого, объясняет суть режиссерской профессии — пользоваться чужим. Его герой пристально рассматривает невооруженным глазом дорогие часы, и на обвинение в том, что он ничего не видит, так как у него нет даже лупы, спокойно отвечает, указывая на линзу в глазу — а это что по вашему не линза, с помощью которой я вижу все насквозь. Шаброль же в роли Луи Крипена, кадровика из центра занятости, по прозвищу Тартюф, это обратная сторона режиссерской профессии — вуайеризм. Это бессилие и наблюдение «без проникновения» в суть. Ночные воришки — нуар, в котором есть ненависть обернувшаяся жалостью, насилие без насилия, действие как бегство и возвращение, вот только смерть, увы, настоящая. А еще здесь есть «девушка и пистолет».
7 из 10
11 ноября 2013
- Мы непрофессиональные воры!
- Так говорят все начинающие сопляки…
Эту картину можно наградить множеством эпитетов, но вряд ли она кого-то оставит равнодушным. Красивая, холодная, сентиментальная, таинственная, трогательная, драматичная и по-своему завораживающая с первых же кадров. И хотя режиссером в титрах заявлен Сэмюэль Фуллер, всё в этом фильме от манеры съемки, стиля повествования, актеров (будь то сам мэтр или его жена) до классической музыки в кадре, выдает принадлежность к картине Клода Шаброля. Только когда мы доходим до трагического и безкомпромиссного по своей жестокости финала, так несвойственного французскому кино, начинаешь понимать — фильм всё-таки снимал Фуллер. Имея давние связи с французской новой волной (как актер он даже снимался в «Безумце Пьеро» у Годара), Фуллер довольно быстро сдружился с ещё одним представителем этого течения в кино, Клодом Шабролем и даже предложил тому роль в своем фильме. Что только пошло на пользу данной картине. Влияние Шаброля видно здесь во всем, критика буржуазного уклада жизни, эротизм, исследование человеческих пороков, вот те нотки которых никогда не было у Фуллера.
- Весь мир тонет в крови по вине несчастных случаев…
«Ночные воришки», стал первым фильмом американского режиссера Сэмюэля Фуллера поставленным им во Франции, куда он уехал из США из-за своей неуживчивости и непримиримых взглядов на политику. Известный своим собственным выразительным визуальным стилем, прямотой и жестокими сценами насилия, которые он почерпнул из своего военного прошлого. На склоне лет, имея уже огромный опыт в режиссуре и больше 20-ти киноработ за плечами, Фуллер взялся экранизировать роман Оливье Бира «Пение мертвых детей». Казалось бы на первый взгляд простая история безработной пары решающей отомстить своим обидчикам, в итоге превращается в трагическую историю любви. Роковое стечение обстоятельств неминуемо ведет к фатальному финалу, механизм саморазрушения запущен и уже ничто не сможет им помочь. Картина получилась похожей на произведение искусства, красивый визуальный ряд, выразительные крупные планы, прекрасная музыка Эннио Морриконе, харизматичные актеры. Здесь нет ничего лишнего и всё продуманно до мелочей.
- Надо же, как одна маленькая деталь, может запустить огромный механизм…
Мир Фуллера и Шаброля настолько разнообразен, а их стиль настолько свободен от предсказуемости, что подражать ему практически невозможно. Это отдельная реальность, герои которой живут в каком-то выдуманном режиссерами мире, часто во многом отличающемся от унылой действительности. Например, в картине постоянно звучит классическая музыка. Она звучит в квартире Тартюфа во время убийства, её записывает на магнитофон главный свидетель, герои идут в ресторан где играет только классическая музыка, она так же играет на концерте с которого начинается и заканчивается действие фильма. Главный герой является виолончелистом, а его друг хозяином мастерской музыкальных инструментов. Да и виолончель является таким же полноправным персонажем фильма как и сами актеры. Так же часто появляется на экране кошка (со странной кличкой «Аль Капоне»), видимо как символ свободы, тайны и женского начала. Другие герои фильма имеют не менее странные клички — «Тартюф», «Муссолини», «Золтан».
- В наше хренократическое время, ненормальный — значит чувственный и гордый…
Особо стоит поговорить про актеров. Вероник Жанно я заприметил давно, ещё по её трагической роли в фильме «Военврач», где она составила замечательный актерский дуэт с именитым Аленом Делоном. Здесь же она сыграла просто великолепно, прекрасно передав целую палитру эмоций. То её глаза искрятся от счастья, то полны слез от горя и даже ужаса. Особенно трудно забыть её лицо в снегу. Завороженный холодным дыханием смерти, режиссер привносит этот элемент в данную картину. «Обожаю смерть на экране, она умирает как никто!»,- говорит Фуллер своим зрителям, устами сыгранного им персонажа, перекупщика Золтана. В его вселенной, любовь и смерть всегда идут рядом. От себя, в этот чисто французский фильм, Фуллер добавил молодого талантливого американского актера Бобби Ди Чикко. За три года до этого они весьма успешно сработались вместе на фильме «Большая красная единица». Вместе, Жанно и Де Чикко составили очень органичную пару на экране. Хотя в фильме все называют их новым Бонни и Клайдом, я бы назвал их Ромео и Джульеттой нашего времени. Ведь их любовь заканчивается трагически, а все светлые мечты разбиваются о жестокую реальность…
- Настоящие Бонни и Клайд, сначала убили бы вас, а потом забрали деньги…
10 из 10
1 октября 2012