Анна Павлова
7.7
1983, драма, музыка, биография
СССР, Германия (ГДР), Куба, 2 ч 26 мин
В ролях: Галина Беляева, Лина Булдакова, Жак Дебари, Петр Гусев, Джон Мюррэй
и другие
История жизни легендарной русской балерины: ее становления, триумфов и скитаний, самоотверженного служения искусству и личной драмы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Анна Павлова

год: 1983
страны:
СССР, Германия (ГДР), Куба, Франция, Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператоры: Евгений Гуслинский, Владимир Нахабцев
композитор:
художники: Ганна Ганевская, Борис Бланк
монтаж: , , ,
жанры: драма, музыка, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 июля 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка, биография

Постеры фильма «Анна Павлова», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Анна Павлова», 1983

Анна Павлова - фильм

Это был неимоверно амбициозный проект. Дело не только в том, что для утверждения в Госкино в Москву приехал Роберт де Ниро. Авторы предложили семантику лишенную советской нравоучительности. Получился красочный биографический фильм со множеством локаций и исторических поворотов. Революция, Первая мировая война, интриги императорского дворца - все стремительно проносится в этой ленте. Герои оказываются в Санкт-Петербурге, Париже, Эквадоре, Мексике, США. Лента кажется отражала стремительный темп жизни нашей героини.

Стилистически Эмиль Лотяну приблизился к работам Майкла Пауэлла и Кена Рассела. Многочисленные хореографические композиции сменялись лаконичными диалогами. Автор изящными мазками выводил цельный образ сильной и трогательной женщины. Галина Беляева стала неразрывным целым с образом Анны Матвеевны Павловой. Она показала печаль, тревогу и целеустремленность: беспокойство лидера в непростые годы, печаль по родине.

Этот фильм полон выразительных сцен и ярких актерских работ. Маленькая Анна Павлова на плоту - поезд с мексиканскими солдатами переносит Анну Павлову - трогательная прогулка Михаила Фокина и Анны... А в небольших памятных ролях сверкнут Мартин Скорсезе и Джеймс Фокс, Игорь Скляр и Всеволод Ларионов. Вообще, Ларионов в роли Дягилева - это особая находка. Он задает, пожалуй, самый интересный второстепенный образ яркого человека, сделавшего очень много для прославления России за рубежом. Тут он одновременно и неуклюж, и самодостаточен.

В отличие от многих советских лент того времени фильм очаровывает своей динамикой. Действие проносится неимоверно быстро - а каждый персонаж неимоверно интересен. Отсюда и недосказанность, которая через несколько лет была преодолена выходом пятисерийного сериала.

8 из 10

30 июля 2024

Вечная женственность

Начну так. Это фильм не просто о великой балерине Анне Павловой, это фильм о женственности вообще. Мне кажется, если бы у меня была дочь, и мне бы захотелось её увлечь балетом, я бы показала ей этот фильм.

Фильм очень хорошо поставлен, краски, сцены, образы — всё очень колоритно.

Посмотрев этот фильм в 13 лет первый раз, я просто влюбилась в образ Анны Павловой. Она мне показалась какой-то феей, совсем не земной. Галина Беляева создала образ очень лёгкий, нежный и выразительный. При этом в её исполнении Анна Павловна получилась человеком, как бы отрешённым от того, что происходит в мире и вокруг неё. Многочисленные жизненные и творческие драмы балерины были несколько смягчены.

Впоследствии познакомившись с биографией Анны Павловой более глубоко, я пришла к выводу, что и сама артистка, и её жизнь были несколько, если так можно выразиться, посуровее… Но разве искусство, пусть даже биографическое, должно точь-в-точь отражать правду жизни? Сам этот фильм, мне кажется, сохранится в истории как кино-памятник великой женщине, который воплотил все лучшие черты её искусства: изящество, виртуозность, женственность и, прежде всего, жертвенность.

В фильме есть потрясающий эпизод, когда Павлова входит в зал, где репетируют совсем-совсем начинающие балерины, одна из которой задаёт ей, мэтру, довольно дерзкий и провокационный вопрос:«А правда ли то, что пишут? Что Анна Павлова не владеет техникой?» Чувствуется, что Анну этот вопрос несколько оскорбил, и оскорбилась она потому, что вот эта девочка, начинающая свой творческий путь, нисколько не понимает смысла того искусства, которому собирается служить. Тогда Анна, в обычном стесняющем движения платье, исполняет для них фуэте такого уровня, что барышни замирают от восторга. Она понимает причину этого восхищения, выдерживает паузу и восклицает:' Вот техника. Но техника — это всего лишь ноги, а балет — это душа…»» И в зале повисает тишина…

Потрясающая сцена. А эти слова я до сих пор вспоминаю. Они оказались очень нужными мне в моей, совсем не балетной, профессии.

И отдельного упоминания заслуживает финальный эпизод этого многосерийного фильма. Тема смерти художника поднимается в нём очень утончённо. Режиссёр как бы говорит нам: «Художник уходит, но его искусство остаётся».Vita brevis — ars longa. Но благодаря, в частности, этому фильму Анна Павлова останется в нашей памяти одним из символов той самой неуловимой Вечной женственности, которую всегда будут искать в жизни и в искусстве многие поэты и художники.

6 июня 2014

Она любила танец так же нежно и преданно, как и Россию…

По телеканалу «Культура» закончился показ пятисерийного телефильма режиссёра Эмиля Лотяну «Анна Павлова»… Целая неделя пролетела, как одно мгновение, когда с нетерпением ждёшь новой встречи с каждой серией, а после просмотра долго не можешь забыть увиденное…

Фильм о служении любимому делу, о призвании… Фильм о Белом Лебеде, парящем над миром и напоминающем людям о красоте и гармонии, человечности и милосердии… Фильм об изящной хрупкой балерине со стальным характером. Фильм о России и русских людях, об их свершениях, об их непростых судьбах на Родине и за её пределами.

Пересматриваешь такой фильм и с удивлением и радостью вспоминаешь о том, что над фильмом, как и над книгой, тоже можно думать, чувствовать, гордиться родной страной и её богатой культурой, её людьми. И любить…

В фильме звучит очень много прекрасной музыки, — как классической, так и композитора Еуджена Доги. За сменой в каждом кадре красивейших исторических костюмов Ганны Ганевской наблюдать одно удовольствие.

Танцевальные сцены поставлены в соответствии с исторической эпохой Петипа, Павловой, Фокина, Дягилева, Нижинского, Бакста. От созерцания танцевальных сцен в этом фильме невозможно оторваться и вряд ли можно остаться равнодушными. Вряд ли сегодня где-то ещё можно всё это увидеть…

Уникален и неповторим этот фильм ещё и тем, что многие роли в нём исполняют профессиональные артисты нашего русского балета: например, Пётр Гусев в роли Мариуса Петипа, Михаил Крапивин в роли Вацлава Нижинского, Тийт Хярм, Марат Даукаев, Валентина Ганнибалова.

Хрупкая и изящная по-балетному Галина Беляева в заглавной роли очень хорошо играет и прекрасно выглядит. Её Анна Павлова то очаровательна и нежна, то экзальтированно-капризна. В этом фильме Галине Беляевой даже внешне придали сходство с великой русской балериной Анной Павловой, что тоже радует. Голос Елены Прокловой, дублирующей роль, очень гармонично вписывается в атмосферу фильма и запоминается. Вместе они создают пленительный, незабываемый образ экранной Анны Павловой.

Съёмки фильма проходили во многих странах мира. Следуя за непростой судьбой русской балерины, зритель покинет Петербург, побывает в Лондоне и Париже, объедет весь мир. Так, например, драматические события, происходящие с Анной Павловой и её труппой в Мексике, съёмочная группа данного фильма снимала в живописных уголках Кубы.

Многие роли в фильме исполняют наши русские артисты, с нашей «русской душой», которым удалось передать и безудержное веселье, и радость свершений, и горечь потерь, и одиночество, и ностальгию: её не показывают на людях, но она всегда с нами…

Гениальный артист Сергей Шакуров поражает и запоминается в любой роли. Роль Михаила Фокина — не исключение. Талант, обаяние этого артиста, уникальный, запоминающийся голос, пластичность, проходят через весь фильм. Сотрудничество и нежная, преданная, дружба, связывающая Павлову и Фокина, являются одной из главных сюжетных линий фильма. Запоминаются и вспоминаются отрывки из интервью Фокина, предваряющие каждую серию: образные, полные скрытого смысла, фразы, которые словно созданы для того, чтобы их цитировали через века…

Нежный, домашний, любящий образ матери создаёт прекрасная актриса Светлана Тома. Ослепительно-царственной и кокетливой предстаёт Матильда Кшесинская в исполнении красавицы Натальи Фатеевой. Вальяжный, экзальтированный, мятежный Сергей Дягилев в исполнении незабываемого Всеволода Ларионова. Всепонимающий и всепрощающий Виктор д`Андре, муж и импрессарио Анны Павловой, в исполнении обаятельного американского артиста Джеймса Фокса. Его роль, как и многих других, дублирует прекрасный, глубокий, запоминающийся голос Сергея Малишевского. В скольких фильмах этот артист демонстрирует высочайший уровень мастерства советского дубляжа, в наши дни безвозвратно утраченного!… Смотрела и вспоминала о том, как же я их всех люблю!…

Фильм для широкой аудитории зрителей, который подтолкнёт многих расширить кругозор, сходить в театр, пойти в библиотеку и Интернет и почитать книги об Анне Павловой, её окружении, погрузиться с головой в ту эпоху, помечтать…

10 из 10

19 февраля 2011

Мятежный гений. Или Лебедь с нравом Тигрицы

В многочисленных диалогах фильма очень ярко и точно показан нрав величайшей балерины начала XX века — прекрасной, талантливой, но капризной и дерзкой Анны Павловой. Эта женщина задерживала начало концерта, бесконечно спорила с организаторами выступлений, изводила балерин из своей труппы, устраивала ужасные истерики своему импресарио и мужу Виктору Д’Андре(святой человек, сколько он вытерпел!..), в общем, демонстрировала свой непростой характер на каждом шагу. Но, наверное, без этого совершенно отвратительного характера Анна Павлова не была бы собой. Поэтому ей прощали всё. И правильно делали, ведь во время каждого выступления, каждого спектакля она переживала такой невероятный наплыв эмоций, ей просто необходимо было как-то «разряжаться», понятно, что «разрядку» приходилось терпеть самым близким.

Но ей повезло с близкими. Этой вздорной, капризной, но в глубине души одинокой, хрупкой и боязливой женщине неимоверно повезло с близкими людьми, которые понимали, что жить с гением- это их подарок и одновременно их крест. И они несли этот крест до конца.

Фильм этот действительно шедевр, ведь в съёмках в 1983 году участвовали актёры, режиссеры и продюсеры со всего мира! Например, Виктора Д’Андре играет знаменитый голливудский актёр Джеймс Фокс, а среди продюсеров мы можем найти не кого-нибудь, а самого Скорсезе, который, кстати, даже согласился сыграть в «Анне Павловой» небольшую эпизодическую роль. Очень радует то, что саму Анну Павлову играет русская актриса Галина Беляева, известная всем по главной роли в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», если бы «русскую душою» Павлову играла иностранка, ничего хорошего из этого не вышло бы.

Я очень долго откладывала просмотр этого фильма. Были причины:

Во-первых, мне не хотелось смотреть фильм-балет. Да, несмотря на мою страсть к этому искусству, я не хотела смотреть телевизионный балет. К счастью, оказалось, что это не балет, а именно художественный фильм с небольшими танцевальными вставками. Эти танцевальные вставки были интересны лично для меня тем, что они поставлены не по современным канонам балета, а именно так, как ставили их для Павловой Петипа и Фокин, такого сейчас нигде не увидишь.. Времена меняют и танец. Кстати, к слову, Галина Беляева, хоть и окончила балетное училище, на мой взгляд, идеальной балериной не является, но это уже мои придирки. Вообще же она очаровательна, очень хрупка и нежна, хотя иногда чрезмерно эмоциональна. Простим ей это, ведь таких моментов в фильме немного, а она изо всех сил старалась, ведь не каждый день приходится играть одну из величайших и знаменитейших женщин в мире.

Во-вторых, Анна Павлова как балерина меня разочаровала, когда я посмотрела запись одного из её выступлений. Движения не очень сложные, ноги у неё, скажем, не самые хорошие, да и поднимает она их не очень высоко (по нынешним канонам это почти стыдно). Поэтому сначала наступает ступор и разочарование… Потом понимаешь, что вся прелесть как раз в том, что, несмотря на все эти недостатки, взгляд оторвать невозможно. Анна Павлова была легка, хрупка (когда ей было под 50, она походила на хрупкую девушку лет двадцати… лебеди ведь не стареют), обаятельна. И она брала залы всего мира именно этим: «Танец — это ведь не техника. Танец — это душа». Я этого не понимала раньше.

Но сейчас я не жалею, что потратила время на просмотр. Фильм перевернул всё мое представление об этой женщине, он позволил окунуться в ту атмосферу, где рождался русский балет, он показал нам не балерину, а женщину, которую боялись и любили одновременно, которая любила и изводила одновременно.

Самая трогательная, пожалуй, в этом фильме — тема дружбы между Павловой и Фокиным. Я не знаю, была ли их дружба действительно такой нежной и трогательной, но в фильме эта сюжетная линия самая прекрасная, на мой взгляд. Нет смысла описывать и рассказывать: это надо видеть.

Тигриный характер Павловой вызвал у меня практически поросячий восторг, наверное потому, что сама я никогда бы не смогла говорить и поступать так, как она. Конечно, не всегда он ей помогал, приводил к комическим ситуациям, как с Сен-Сансом (насколько я знаю, такого в действительности не было, композитор лишь говорил: «Увидев, как госпожа Павлова танцует Лебедя, я понял, что написал прекрасную музыку»), но именно из-за стойкости своего характера она смогла сделать то, что сделала. Она не сдавалась никогда: ушла из труппы Дягилева, создала свою собственную, выручила Д’Андре из долговой тюрьмы, объездила весь мир, не исключая и мест, где шли войны, где распространялись страшные заболевания. Она привносила в жизнь несчастных и больных частичку божественного света своего танца, счастливым она дарила блаженство и ещё большее счастье. Она не оставила равнодушным никого. Кроме Смерти.

Наверное, не стоит судить по названию и ассоциациям и отказываться смотреть фильм только потому, что он «про балет», а вы этим не интересуетесь. Это не про балет, это про одну мятежную жизнь, про женщину, которая любила тюльпаны и одиночество, а вынуждена была слоняться по миру в постоянном окружении десятков людей, которые её совершенно не понимали.

4 марта 2010

Драма Анна Павлова появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Эмиль Лотяну. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Галина Беляева, Лина Булдакова, Жак Дебари, Петр Гусев, Джон Мюррэй, Наталья Фатеева, Валентина Решетникова, Игорь Дмитриев, Виктор Сергачев, Светлана Светличная, Михаил Крапивин, Тийт Хярм, Олег Федулов, Мирча Соцки-Войническу, Юрий Гусев.

Производство стран СССР, Германия (ГДР), Куба, Франция и Великобритания. Анна Павлова — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.