Анна Павлова
7.7
1983, драма, музыка, биография
СССР, Германия (ГДР), Куба, 2 ч 26 мин
В ролях: Галина Беляева, Лина Булдакова, Жак Дебари, Петр Гусев, Джон Мюррэй
и другие
История жизни легендарной русской балерины: ее становления, триумфов и скитаний, самоотверженного служения искусству и личной драмы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Анна Павлова

год: 1983
страны:
СССР, Германия (ГДР), Куба, Франция, Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператоры: Евгений Гуслинский, Владимир Нахабцев
композитор:
художники: Ганна Ганевская, Борис Бланк
монтаж: , , ,
жанры: драма, музыка, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 июля 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка, биография

Постеры фильма «Анна Павлова», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Анна Павлова», 1983

Анна Павлова - фильм

Это был неимоверно амбициозный проект. Дело не только в том, что для утверждения в Госкино в Москву приехал Роберт де Ниро. Авторы предложили семантику лишенную советской нравоучительности. Получился красочный биографический фильм со множеством локаций и исторических поворотов. Революция, Первая мировая война, интриги императорского дворца - все стремительно проносится в этой ленте. Герои оказываются в Санкт-Петербурге, Париже, Эквадоре, Мексике, США. Лента кажется отражала стремительный темп жизни нашей героини.

Стилистически Эмиль Лотяну приблизился к работам Майкла Пауэлла и Кена Рассела. Многочисленные хореографические композиции сменялись лаконичными диалогами. Автор изящными мазками выводил цельный образ сильной и трогательной женщины. Галина Беляева стала неразрывным целым с образом Анны Матвеевны Павловой. Она показала печаль, тревогу и целеустремленность: беспокойство лидера в непростые годы, печаль по родине.

Этот фильм полон выразительных сцен и ярких актерских работ. Маленькая Анна Павлова на плоту - поезд с мексиканскими солдатами переносит Анну Павлову - трогательная прогулка Михаила Фокина и Анны... А в небольших памятных ролях сверкнут Мартин Скорсезе и Джеймс Фокс, Игорь Скляр и Всеволод Ларионов. Вообще, Ларионов в роли Дягилева - это особая находка. Он задает, пожалуй, самый интересный второстепенный образ яркого человека, сделавшего очень много для прославления России за рубежом. Тут он одновременно и неуклюж, и самодостаточен.

В отличие от многих советских лент того времени фильм очаровывает своей динамикой. Действие проносится неимоверно быстро - а каждый персонаж неимоверно интересен. Отсюда и недосказанность, которая через несколько лет была преодолена выходом пятисерийного сериала.

8 из 10

30 июля 2024

Вечная женственность

Начну так. Это фильм не просто о великой балерине Анне Павловой, это фильм о женственности вообще. Мне кажется, если бы у меня была дочь, и мне бы захотелось её увлечь балетом, я бы показала ей этот фильм.

Фильм очень хорошо поставлен, краски, сцены, образы — всё очень колоритно.

Посмотрев этот фильм в 13 лет первый раз, я просто влюбилась в образ Анны Павловой. Она мне показалась какой-то феей, совсем не земной. Галина Беляева создала образ очень лёгкий, нежный и выразительный. При этом в её исполнении Анна Павловна получилась человеком, как бы отрешённым от того, что происходит в мире и вокруг неё. Многочисленные жизненные и творческие драмы балерины были несколько смягчены.

Впоследствии познакомившись с биографией Анны Павловой более глубоко, я пришла к выводу, что и сама артистка, и её жизнь были несколько, если так можно выразиться, посуровее… Но разве искусство, пусть даже биографическое, должно точь-в-точь отражать правду жизни? Сам этот фильм, мне кажется, сохранится в истории как кино-памятник великой женщине, который воплотил все лучшие черты её искусства: изящество, виртуозность, женственность и, прежде всего, жертвенность.

В фильме есть потрясающий эпизод, когда Павлова входит в зал, где репетируют совсем-совсем начинающие балерины, одна из которой задаёт ей, мэтру, довольно дерзкий и провокационный вопрос:«А правда ли то, что пишут? Что Анна Павлова не владеет техникой?» Чувствуется, что Анну этот вопрос несколько оскорбил, и оскорбилась она потому, что вот эта девочка, начинающая свой творческий путь, нисколько не понимает смысла того искусства, которому собирается служить. Тогда Анна, в обычном стесняющем движения платье, исполняет для них фуэте такого уровня, что барышни замирают от восторга. Она понимает причину этого восхищения, выдерживает паузу и восклицает:' Вот техника. Но техника — это всего лишь ноги, а балет — это душа…»» И в зале повисает тишина…

Потрясающая сцена. А эти слова я до сих пор вспоминаю. Они оказались очень нужными мне в моей, совсем не балетной, профессии.

И отдельного упоминания заслуживает финальный эпизод этого многосерийного фильма. Тема смерти художника поднимается в нём очень утончённо. Режиссёр как бы говорит нам: «Художник уходит, но его искусство остаётся».Vita brevis — ars longa. Но благодаря, в частности, этому фильму Анна Павлова останется в нашей памяти одним из символов той самой неуловимой Вечной женственности, которую всегда будут искать в жизни и в искусстве многие поэты и художники.

6 июня 2014

Она любила танец так же нежно и преданно, как и Россию…

По телеканалу «Культура» закончился показ пятисерийного телефильма режиссёра Эмиля Лотяну «Анна Павлова»… Целая неделя пролетела, как одно мгновение, когда с нетерпением ждёшь новой встречи с каждой серией, а после просмотра долго не можешь забыть увиденное…

Фильм о служении любимому делу, о призвании… Фильм о Белом Лебеде, парящем над миром и напоминающем людям о красоте и гармонии, человечности и милосердии… Фильм об изящной хрупкой балерине со стальным характером. Фильм о России и русских людях, об их свершениях, об их непростых судьбах на Родине и за её пределами.

Пересматриваешь такой фильм и с удивлением и радостью вспоминаешь о том, что над фильмом, как и над книгой, тоже можно думать, чувствовать, гордиться родной страной и её богатой культурой, её людьми. И любить…

В фильме звучит очень много прекрасной музыки, — как классической, так и композитора Еуджена Доги. За сменой в каждом кадре красивейших исторических костюмов Ганны Ганевской наблюдать одно удовольствие.

Танцевальные сцены поставлены в соответствии с исторической эпохой Петипа, Павловой, Фокина, Дягилева, Нижинского, Бакста. От созерцания танцевальных сцен в этом фильме невозможно оторваться и вряд ли можно остаться равнодушными. Вряд ли сегодня где-то ещё можно всё это увидеть…

Уникален и неповторим этот фильм ещё и тем, что многие роли в нём исполняют профессиональные артисты нашего русского балета: например, Пётр Гусев в роли Мариуса Петипа, Михаил Крапивин в роли Вацлава Нижинского, Тийт Хярм, Марат Даукаев, Валентина Ганнибалова.

Хрупкая и изящная по-балетному Галина Беляева в заглавной роли очень хорошо играет и прекрасно выглядит. Её Анна Павлова то очаровательна и нежна, то экзальтированно-капризна. В этом фильме Галине Беляевой даже внешне придали сходство с великой русской балериной Анной Павловой, что тоже радует. Голос Елены Прокловой, дублирующей роль, очень гармонично вписывается в атмосферу фильма и запоминается. Вместе они создают пленительный, незабываемый образ экранной Анны Павловой.

Съёмки фильма проходили во многих странах мира. Следуя за непростой судьбой русской балерины, зритель покинет Петербург, побывает в Лондоне и Париже, объедет весь мир. Так, например, драматические события, происходящие с Анной Павловой и её труппой в Мексике, съёмочная группа данного фильма снимала в живописных уголках Кубы.

Многие роли в фильме исполняют наши русские артисты, с нашей «русской душой», которым удалось передать и безудержное веселье, и радость свершений, и горечь потерь, и одиночество, и ностальгию: её не показывают на людях, но она всегда с нами…

Гениальный артист Сергей Шакуров поражает и запоминается в любой роли. Роль Михаила Фокина — не исключение. Талант, обаяние этого артиста, уникальный, запоминающийся голос, пластичность, проходят через весь фильм. Сотрудничество и нежная, преданная, дружба, связывающая Павлову и Фокина, являются одной из главных сюжетных линий фильма. Запоминаются и вспоминаются отрывки из интервью Фокина, предваряющие каждую серию: образные, полные скрытого смысла, фразы, которые словно созданы для того, чтобы их цитировали через века…

Нежный, домашний, любящий образ матери создаёт прекрасная актриса Светлана Тома. Ослепительно-царственной и кокетливой предстаёт Матильда Кшесинская в исполнении красавицы Натальи Фатеевой. Вальяжный, экзальтированный, мятежный Сергей Дягилев в исполнении незабываемого Всеволода Ларионова. Всепонимающий и всепрощающий Виктор д`Андре, муж и импрессарио Анны Павловой, в исполнении обаятельного американского артиста Джеймса Фокса. Его роль, как и многих других, дублирует прекрасный, глубокий, запоминающийся голос Сергея Малишевского. В скольких фильмах этот артист демонстрирует высочайший уровень мастерства советского дубляжа, в наши дни безвозвратно утраченного!… Смотрела и вспоминала о том, как же я их всех люблю!…

Фильм для широкой аудитории зрителей, который подтолкнёт многих расширить кругозор, сходить в театр, пойти в библиотеку и Интернет и почитать книги об Анне Павловой, её окружении, погрузиться с головой в ту эпоху, помечтать…

10 из 10

19 февраля 2011

Мятежный гений. Или Лебедь с нравом Тигрицы

В многочисленных диалогах фильма очень ярко и точно показан нрав величайшей балерины начала XX века — прекрасной, талантливой, но капризной и дерзкой Анны Павловой. Эта женщина задерживала начало концерта, бесконечно спорила с организаторами выступлений, изводила балерин из своей труппы, устраивала ужасные истерики своему импресарио и мужу Виктору Д’Андре(святой человек, сколько он вытерпел!..), в общем, демонстрировала свой непростой характер на каждом шагу. Но, наверное, без этого совершенно отвратительного характера Анна Павлова не была бы собой. Поэтому ей прощали всё. И правильно делали, ведь во время каждого выступления, каждого спектакля она переживала такой невероятный наплыв эмоций, ей просто необходимо было как-то «разряжаться», понятно, что «разрядку» приходилось терпеть самым близким.

Но ей повезло с близкими. Этой вздорной, капризной, но в глубине души одинокой, хрупкой и боязливой женщине неимоверно повезло с близкими людьми, которые понимали, что жить с гением- это их подарок и одновременно их крест. И они несли этот крест до конца.

Фильм этот действительно шедевр, ведь в съёмках в 1983 году участвовали актёры, режиссеры и продюсеры со всего мира! Например, Виктора Д’Андре играет знаменитый голливудский актёр Джеймс Фокс, а среди продюсеров мы можем найти не кого-нибудь, а самого Скорсезе, который, кстати, даже согласился сыграть в «Анне Павловой» небольшую эпизодическую роль. Очень радует то, что саму Анну Павлову играет русская актриса Галина Беляева, известная всем по главной роли в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», если бы «русскую душою» Павлову играла иностранка, ничего хорошего из этого не вышло бы.

Я очень долго откладывала просмотр этого фильма. Были причины:

Во-первых, мне не хотелось смотреть фильм-балет. Да, несмотря на мою страсть к этому искусству, я не хотела смотреть телевизионный балет. К счастью, оказалось, что это не балет, а именно художественный фильм с небольшими танцевальными вставками. Эти танцевальные вставки были интересны лично для меня тем, что они поставлены не по современным канонам балета, а именно так, как ставили их для Павловой Петипа и Фокин, такого сейчас нигде не увидишь.. Времена меняют и танец. Кстати, к слову, Галина Беляева, хоть и окончила балетное училище, на мой взгляд, идеальной балериной не является, но это уже мои придирки. Вообще же она очаровательна, очень хрупка и нежна, хотя иногда чрезмерно эмоциональна. Простим ей это, ведь таких моментов в фильме немного, а она изо всех сил старалась, ведь не каждый день приходится играть одну из величайших и знаменитейших женщин в мире.

Во-вторых, Анна Павлова как балерина меня разочаровала, когда я посмотрела запись одного из её выступлений. Движения не очень сложные, ноги у неё, скажем, не самые хорошие, да и поднимает она их не очень высоко (по нынешним канонам это почти стыдно). Поэтому сначала наступает ступор и разочарование… Потом понимаешь, что вся прелесть как раз в том, что, несмотря на все эти недостатки, взгляд оторвать невозможно. Анна Павлова была легка, хрупка (когда ей было под 50, она походила на хрупкую девушку лет двадцати… лебеди ведь не стареют), обаятельна. И она брала залы всего мира именно этим: «Танец — это ведь не техника. Танец — это душа». Я этого не понимала раньше.

Но сейчас я не жалею, что потратила время на просмотр. Фильм перевернул всё мое представление об этой женщине, он позволил окунуться в ту атмосферу, где рождался русский балет, он показал нам не балерину, а женщину, которую боялись и любили одновременно, которая любила и изводила одновременно.

Самая трогательная, пожалуй, в этом фильме — тема дружбы между Павловой и Фокиным. Я не знаю, была ли их дружба действительно такой нежной и трогательной, но в фильме эта сюжетная линия самая прекрасная, на мой взгляд. Нет смысла описывать и рассказывать: это надо видеть.

Тигриный характер Павловой вызвал у меня практически поросячий восторг, наверное потому, что сама я никогда бы не смогла говорить и поступать так, как она. Конечно, не всегда он ей помогал, приводил к комическим ситуациям, как с Сен-Сансом (насколько я знаю, такого в действительности не было, композитор лишь говорил: «Увидев, как госпожа Павлова танцует Лебедя, я понял, что написал прекрасную музыку»), но именно из-за стойкости своего характера она смогла сделать то, что сделала. Она не сдавалась никогда: ушла из труппы Дягилева, создала свою собственную, выручила Д’Андре из долговой тюрьмы, объездила весь мир, не исключая и мест, где шли войны, где распространялись страшные заболевания. Она привносила в жизнь несчастных и больных частичку божественного света своего танца, счастливым она дарила блаженство и ещё большее счастье. Она не оставила равнодушным никого. Кроме Смерти.

Наверное, не стоит судить по названию и ассоциациям и отказываться смотреть фильм только потому, что он «про балет», а вы этим не интересуетесь. Это не про балет, это про одну мятежную жизнь, про женщину, которая любила тюльпаны и одиночество, а вынуждена была слоняться по миру в постоянном окружении десятков людей, которые её совершенно не понимали.

4 марта 2010

Драма Анна Павлова появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Эмиль Лотяну. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Галина Беляева, Лина Булдакова, Жак Дебари, Петр Гусев, Джон Мюррэй, Светлана Тома, Наталья Фатеева, Валентина Решетникова, Мартин Скорсезе, Игорь Дмитриев, Виктор Сергачев, Светлана Светличная, Михаил Крапивин, Тийт Хярм, Олег Федулов.

Производство стран СССР, Германия (ГДР), Куба, Франция и Великобритания. Анна Павлова — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.