Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гроши с неба |
английское название: |
Pennies from Heaven |
год: | 1981 |
страна: |
США
|
слоган: | «There's a world on both sides of the rainbow where songs come true and every time it rains, it rains...» |
режиссер: | Херберт Росс |
сценарий: | Деннис Поттер |
продюсеры: | Рик Маккаллум, Нора Кэй, Херберт Росс, Кен Адам |
видеооператор: | Гордон Уиллис |
композиторы: | Билли Мэй, Ральф Бёрнс |
художники: | Филип Харрисон, Берни Катлер, Боб Маки, Сеймур Клэйт, Bernard P Cutler, Фред Тач, Гаррет Льюис |
монтаж: | Ричард Маркс |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
22000000 |
![]() |
$9 171 289 |
![]() |
$9 171 289 |
Дата выхода | |
![]() |
11 декабря 1981 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 48 мин |
В 1981 году на экраны вышел мюзикл «Гроши с неба», который провалился в прокате и вскоре был абсолютно забыт зрителями. Лично я на него наткнулась только пару недель назад и мне представлялось, что я наткнулась на непризнанный шедевр. Хотя узнав имя режиссёра — Херберт Росс (он снял несколько фильмов с Барброй Стрейзанд) — мой энтузиазм немного поутих. И как выяснилось, не зря.
Сюжет сего творения выглядит так: Главный герой фильма — Артур Паркер (Стив Мартин) живёт не той жизнью, о которой мечтает: он работает комивояжёром и разъезжает по всей стране торгуя нотами, что не приносит большой прибыли, у него скучная жена (Джессика Харпер), которая стесняется близости с ним.
Сам Артур мечтает жить, «как в песнях» и открыть магазин граммпластинок, поэтому он уговаривает жену пустить в дело деньги ее отца. Но дело оказывается неудачным и не приносит ему счастья. Во время одной из поездок, Артур знакомится и соблазняет местную учительницу (Бернадетт Питерс), после чего её жизнь идёт под откос — она забеременела от Артура, потеряла работу, избавилась от ребёнка и стала проституткой…
Хотя, я и надеялась, что наткнулась во время просмотра на непризнанный шедевр, но уже к середине фильма мне стало ясно, что это заблуждение. С одной стороны, выглядит весьма дико, что из отнюдь не весёлого (и не оригинального) сюжета рискнули сделать мюзикл. С другой стороны, от финального итога отдаёт неестественностью и наигранностью. Режиссура Херберта Росса неплоха, но явные недоработки проскальзывают.
Музыкальные номера в фильме вплетены очень неорганично — в момент, когда ты готовишься к чему-то серьёзному — начинают петь и танцевать. И хотя номера поставлены в стиле мюзиклов классического Голливуда, создатели фильма не смогли сделать то, что могли режиссёры мюзиклов в 30-х, 40-х, 50-х и 60-х — склеить всё, чтобы это смотрелось, как единый фильм.
В итоге получается, что мы смотрим на серьёзную драму о временах Великой Депресии, но в какой-то момент в сюжет врывается отрывок из мюзикла 30-х годов, а потом всё возвращается, как было — и так раз 15 — что после часа просмотра уже начинает надоедать.
Ещё один момент, который немало подпорчивал впечатление от фильма — все актёры в фильме поют не своим голосами. Это не было бы проблемой, если бы каждого дублировал какой-то конкретный, а главное, один певец — как обычно и принято при съёмках мюзиклов.
Но Стив Мартин, к примеру, поёт в фильме несколькими голосами, причём, как женскими, так и мужскими. Тоже самое можно сказать про Бернадетт Питерс и Джессику Харпер. Возможно, это такой специальный ход, но смотрится неестественно и натужно.
Актёрская игра в фильме мало чем удивляет. Стив Мартин слабо справляется с серьёзной ролью, демонстрируя в начале фильма обычные для себя комичные ужимки, хотя со второй половины он уже более или менее исправляется. Танцевать, правда, для фильма его научили вполне прилично — но он, всё же, не Фред Астер.
Звезда бродвейских мюзиклов Бернадетт Питерс, пожалуй, сыграла в фильме лучше всех. Актриса прекрасно играет, поёт (правда, в этом фильме ей почти не дали шанса это сделать) и великолепно танцует. «Золотой Глобус» за эту роль она выиграла совершенно заслуженно.
Остальные актёры более или менее справляются со своими ролями, поэтому не вижу смысла на них останавливаются. Саундтрек у фильма великолепен, лично я услышала много знакомых песен, а именно: «Pennies from Heaven», «I`ll Never Have to Dream Again», «Did You Ever See a Dream Walking?», «Love Is Good for Anything That Ails You», «It`s a Sin to Tell a Lie», «Let`s Misbehave», «Let`s Face the Music and Dance» и «The Glory of Love». Танцы в фильме также хорошо поставлены, но в фильм всё это, как я уже говорила, плохо вписывается.
Подводя итоги, хочу констатировать, что фильм мог получиться шедевром, но при реализации данного проекта вышло что-то невразумительное. Цитируя одного моего знакомого — «смотреть фильм можно, а вот восхищаться — уже нет». Другими словами, для разового просмотра фильм подойдёт, но ценители жанра будут разочарованы. Спасибо за внимание!
6 из 10
17 декабря 2014
В начале были песни. Великолепные, душевные, лиричные песни из американских кинофильмов джазовой эпохи. Страна еще вставала с колен, едва очнувшись от Великой Депрессии, и жизнь едва стала налаживаться, а из кинотеатров уже неслись веселые, беззаботные песенки, раздавался стук женских каблучков и удары мужских тросточек, ботинки отбивали забористую чечетку, на экранах любили, пели, танцевали, были счастливы и радовались жизни, жизни которая только что забрала у миллионов людей веру в американскую мечту. Эти песни возвращали людям мечту. Нет, они не могли накормить, не могли одеть и помочь найти работу, но слушавшим их хотелось идти дальше, это были правильные песни, песни, которые грели душу и вселяли надежду.
На экранах блистало все больше звезд, делавших вид, что все очень хорошо. Красивые блондинки, статные брюнеты, веселые комедии и красочные мюзиклы, отвлекавшие людей от забот, наполнили тогда экраны Америки.
Вначале был сериал. Английский. Он назывался так же, «Пенни с небес», или, если ближе к русскому пониманию этого выражения, то «Манна небесная». Ведь именно ее, бесплатной манны, ждут все, кому нечего больше ждать.
Вначале была песня. Та самая песня, в которой рассказывается о том, что вначале, когда Бог сотворил Землю, все, что называлось счастьем, было бесплатным и радовало человека, но потом случилось так, что счастье исчезло и теперь за каждую его секунду человеку приходится дорого платить. Эта песня впервые прозвучала в фильме…«Пенни с небес» 1936 года, где играли Бинг Кросби и Мадж Эванс, и, хотя тот фильм был совсем о другом, песня из него не только дала название новому фильму, но и стала его гимном, носителем основного смысла.
Вначале был «Придурок». «Гроши с неба» — только вторая главная роль Стива Мартина в кино, который взлетел к вершинам кинославы вместе с одной из этапных комедий в истории кино, с «Придурком», который перевернул понятие американцев об эксцентрике. Абсурдный юмор отвязного, бесстыдного, некорректного, чокнутого долговязого парня, рано поседевшего и издевавшегося над всем и вся сделал имя Мартина кассовым и покупаемым. Затем был сольный номер в «Фильме Маппетов», а потом…
Потом были «Гроши с неба». Почему они появились и ради чего снимались, мне не известно. Почему Херберт Росс на сложную и драматичную роль решил позвать главного чудака Америки, мне тоже не понятно, что было сначала — сценарий к фильму, к которому приклеивались старые песни или старые песни, к которым по смыслу приписывались диалоги героев и приклеивался сюжет, я не в курсе. Я могу оценивать лишь то, что получилось в итоге.
Когда в самом начале фильма Стив Мартин, покрашенный в радикального шатена, вскочил с постели и запел чистым женским голосом песенку из какого-то старинного мюзикла, я рассмеялся. Потом я еще какое-то время наслаждался хохмами и шарнирной пластикой Мартина, но чем дальше, тем меньше у меня было поводов для веселья. Я начал смотреть этот фильм, не имея никакого понятия о его жанре, зная лишь, что там снимается великий комедийный актер Стив Мартин, а это оказалась драма.
Или даже нет, ностальгическая притча, в которой события перенеслись в Америку 30-х, а песни, ставшие символом фильма, превратились в мост, соединяющий те мрачные времена с временами выхода фильма, и с нашим временем, далеко не самым безоблачным. Стива Мартина в этой роли можно не принять. С «Придурком» эта роль в таком резком контрасте, что зрители в 81-м, наверное, были просто поражены. Ценность этой картины тогда разглядели лишь немногие критики, ведь фильм получил несколько номинаций на Оскар, Золотой глобус, другие премии, но у зрителей совсем не пошел, оставшись одной из самых болезненных неудач в карьере великого комика, в общем и целом, практически не знавшей провалов.
Зато те гроши, что свалились в этим фильмом с копилку мирового кино — поистине бесценны. Этот фильм не прост блистательно воспроизводит эпоху Великой депрессии, он не загораживается от действительности, как те фильмы, в которых пелись эти песни, он делает эти песни частью идейного посыла. Каждая из них звучит горьким рефреном к событиям, о которых рассказывается в фильме, каждая из них — урок людям. Эти веселые, оптимистичные песни приобретают совсем другую окраску, попав в безрадостное окружение сюжетных рамок фильма Герберта Росса.
Кстати, если уж говорить о сюжете и стиле фильма, то сюжет не нов, а стиль… Росс — автор одного из популярнейших мюзиклов Голливуда, «Смешная леди». Он умеет ставить танцевально-музыкальные номера, а здесь в его руках оказался такой роскошный материал, как Мартин, Уокен и Питерс. Мартин и Уокен вообще блестящие танцоры, что они до сих пор показывают, — удивительно гибкие, пластичные, органично смотрящиеся в костюмах любых эпох, музыкальные, — идеальные актеры для жанра. Бернадетт Питерс вообще популярна у режиссеров, снимающих в неоклассицизме, ее в подобных ролях видел не только Росс, но и Брукс, и Иствуд. Она действительно очень похожа на звезд стыка немого и звукового кино, у нее есть для этого и внешние данные, и голос, и даже манера игры, поэтому там, где сфальшивили бы Джоли, Белуччи или Альба, Питерс не лжет.
Надо сказать, что у Мартина с Питерс получился отличный дуэт. Постоянно чувствуешь, как между ними что-то пульсирует, есть какая-то искра, настоящий тандем, связка, творческое горение. Они действительно смотрятся вместе. Чувствуют свои образы тонко и точно, хорошо, что Россу удалось запечатлеть этот дуэт на пленку. А Мартин, который здесь сыграл настоящего «фигаро» 30-х, мечтающего жить как в песне, но на деле движущегося к неизбежному падению в пропасть, к сожалению, после провала картины, надолго завязал с серьезными ролями, и уже следующая картина, «Мертвые пледов не носят», тоже ностальгическая постмодернистская смесь классики с современностью, но решенная исключительно в комедийном ключе, принесла уже значительные прибыли.
Про песни я уже сказал, но забыл упомянуть, что это один из немногих фильмов, песни в которых НЕ перепеты. Все они звучат в оригинальном исполнении. Мартин, Питерс, Уокен, Харпер просто открывают рот, и мы слышим голоса Кросби, Монро и др. звезд ушедшей эпохи. Это не вызывает раздражения, это можно воспринимать как шутку, а можно просто как удачный эстетский ход.
В любом случае картина смотрится сейчас настоящим открытием. Грустная, красивая лента с талантливейшими актерами, гениальными песнями, восхитительной музыкой, душещипательным сюжетом, впечатляющими танцевальными номерами — один из непризнанных шедевров 80-х, безусловно. Правильный фильм, и Мартин в нем, несмотря на контраст с большинством его ролей — правильный. Дай бог, чтоб побольше с мирового кинонебосклона падало таких вот «грошей».
10 из 10
15 августа 2009