Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Белый снег России |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Вышинский |
сценаристы: | Александр Котов, Юрий Вышинский |
видеооператор: | Сергей Вронский |
композитор: | Александр Флярковский |
художники: | Татьяна Лапшина, Александр Мягков, О. Пустовалова |
монтаж: | Людмила Елян |
жанры: | драма, биография, спорт |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«Белый снег России» — экранизация 2-й и 3-й частей романа Александра Котова «Белые и чёрные». Если «Жертвуя пешкой» — фильм про то, как шахматист достигает звания чемпиона мира, то «Белый снег России» — про то, как достигший этого звания шахматист пытается его сохранить.
Александр Алехин (именно Алехин, а не Алёхин, хотя в фильме он почему-то сам называет себя Алёхиным) — безусловно, человек, заслуживающий про себя хорошего биографического фильма. Он был очень неоднозначным человеком как личность. Тему написания им статей «Арийские и еврейские шахматы» в годы нахождения в Третьем Рейхе в фильме предпочли не раскрывать. Между тем очень важно то, что за эти статьи ему был впоследствии объявлен бойкот, и во многом именно он и мог его подкосить в последние годы жизни.
Алехин был шахматным гением. То, как он побеждал на турнирах в Сан-Ремо и Бледе, навсегда войдёт в историю. Он доказал то, что способности человеческой памяти огромны — многочисленными достижениями в сеансах одновременной игры вслепую.
В общем, хороший биографический фильм про данного человека однозначно не помешал бы. Проблема в том, что «Белый снег России» никак нельзя всерьёз назвать хорошим. Слишком уж много в нём определённой политической конъюнктуры, стремления «окраснить» Алехина, ибо в советской России нужно было что-то делать с тем фактом, что великий русский шахматист, по сути, заочный учитель советских шахматистов, которые на протяжении десятилетий стали доминировать в шахматах во всём мире — белый эмигрант. Так, в реальности Алехин никогда не отказывался от своей антибольшевистской речи в Русском клубе, в фильме же подчёркнуто изображено, что её произносит другой человек, что Алехин за неё не пьёт, и что помещение этой речи в газеты под его именем вызывает у него протест.
В фильме слишком много акцента на то, что Алехин «любит только шахматы». Нет, реальный Алехин — живой человек, и в его жизни было много тяжёлых событий, а не только поражение от Эйве в 1935-м году. Но эти тяжёлые события не показываются. Практически все сцены сняты с очень небольшой массовкой, а ведь были в жизни Алехина и такие важные события, которые с ней не снять.
В общем, при всей популярности шахмат в СССР, фильм не без причин прошёл практически незамеченным, и известен сейчас, пожалуй, только большим любителям шахмат и, возможно, большим поклонникам Александра Михайлова и Натальи Гундаревой.
18 мая 2020
На днях я посмотрел одну занимательную передачу на первом канале «В наше время». Приглашённым гостем в ней был актёр Александр Михайлов. Передача мне понравилась и мне припомнился один не очень известный фильм, в котором сыграл этот самобытный русский актёр. Вот о нём я бы и хотел немного рассказать, поделиться так сказать впечатлениями. А называется картина «Белый снег России».
Кино режиссёра Юрия Вышинского о жизни известного русского эмигранта шахматиста Александра Алёхина. Безусловно интересный фильм с множеством вопросов. Не могу сказать, что картина смотрится на одном дыхании. Возможно, чтобы лучше понять происходящее на экране, надо быть более подготовленным, как по жизни русских эмигрантов за рубежом, так и по личной персоне шахматиста Александра Алёхина. Я же похвастаться обширными знаниями в этой области не могу, поэтому моё мнение будет ну очень не квалифицированным и дилетантским. Что ж, думаю посыл этой ленты очевиден: изучение личности человека на примере известного русского шахматиста, изучение света русской эмиграции. И за это конечно спасибо, создателям фильма.
Выражаясь шахматным языком, дебют картины погружает зрителя в 1927 год, когда Алёхин выиграл матч за звание чемпиона мира по шахматам. Шахматная корона досталась русскому человеку. Это было большое событие, как для Алёхина, так и для всего русского народа, хотя на тот момент шахматист уже без малого 6 лет жил в дали от Родины. Ну, а затем в фильме очень хороша показана судьба русского эмигранта, да не только его одного.
Мне запомнился разговор Александра Ивановича Куприна и Александра Алёхина, в котором два человека волей судьбы оказались на чужбине. Один замечательный писатель, другой шахматист. Тоска по Родине у того и другого. Как не вспомнить слёзы героя Владмира Самойлова, когда он показывает Алёхину советский паспорт и говорит, что Родина его простила. Вообще здорово, что показали знакомство Куприна и Алёхина. Первого очень люблю, как автора замечательных повестей «Яма» и «Поединок», а второго уважаю, как человека преданного своему делу.
Конечно можно много и долго спорить на тему почему Алёхин уехал? Предатель ли он или жертва обстоятельств? Сотрудничал он с нацистами или это всё досужие разговоры? В любом случае сейчас узнать правду не представляется возможным. А вот эпизод, когда Алёхин с немецкими офицерами играет вслепую на 32 досках и у один немец теряет сознание от мелькания фигур и клеток, заслуживает самых добрых слов.
Понравилась мне и то, что режиссёр показал не просто шахматного гения, но человека со своими слабостями и пороками. Да, гений, да шахматный король. Но при этом и пил и жене изменял. В общем, в повседневной жизни, такой же человек, как мы с вами. А предпоследние кадры говорят о многом, в частности о великолепной работе Александра Михайлова. Такая в глазах боль и грусть, что словами не передать! Хотел было поставить семь или восемь, но рука не поднялась, а посему высшая оценка, как признание фильма во всех отношениях!
10 из 10
10 июля 2014
Играть в шахматы — это не просто двигать фигурами туда-сюда в ожидании, что соперник ошибётся. Для того, чтобы играть в эту игру, нужно быть «творцом», а не «исполнителем»! Ведь шахматы — это искусство рисовать на холсте, что зовётся доской, с помощью 16 фигур. Но не стоит забывать и про краски-фигуры другого художника, что сидит напротив Вас…
Фильм довольно «совковый», но это отодвигается на второй план, когда погружаешься в жизнь главного героя, в ту эпоху, те события. Игра актёров на высоком уровне. Сюжет затягивает тебя в пучину событий тех дней.
Прекрасно показана «эмиграция» русских в Париже в то время. Зодчество и природа, что представляются взгляду, дают возможность ощутить «дух и нерешительность» тех дней, тех Людей.
Он играл чудесно. По его партиям учатся дети, взрослые; начинающие, мастера и гроссмейстеры…
«Он сделал ход. Нажал на часы. И его время никогда не закончится.»
8 из 10
1 апреля 2013