Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Другие ипостаси |
английское название: |
Altered States |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
слоган: | «When he heard his cry for help it wasn't human» |
режиссер: | Кен Рассел |
сценарий: | Пэдди Чайефски |
продюсеры: | Дэниэл Мельник, Стюарт Бейрд, Ховард Готфрид |
видеооператор: | Джордан Кроненвет |
композитор: | Джон Корильяно |
художники: | Ричард МакДональд, Рут Майерс, Томас Л. Ройсден |
монтаж: | Эрик Дженкинс, Джек Хэрниш |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $19 853 892 |
Мировые сборы: | $19 853 892 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Фильм «Другие ипостаси», снятый режиссером Кэном Расселом, посвящен исследованиям над человеческим сознанием. Главный герой картины (Доктор Эдвард Джессуп) стремится найти способ выйти за пределы своего сознания, чтобы прийти к первоначальному «я». Что это «я» означает не до конца ясно, и стоит сказать, что фильм, затрагивая серьезную научную тему сенсорной депривации, во многом уходит в сферу метафизического, порождает больше вопросов чем ответов.
Идея отключения человека от внешних импульсов для проникновения в мир собственных представлений и фантазий очень интересна, на ее основе написано и снято не так много художественных работ.
Мне же, как человеку увлеченному научной-фантастикой, этот фильм показался сильно недоработанным и во многом нелогичным. И тут необходимо пояснить, почему мне фильм показался не слишком удачным плане реализации.
В прекрасном произведении писателя Станислава Лема «Условный рефлекс», написанном до выпуска киноленты Рассела, также затрагивается тема сенсорной депривации: космонавт Пиркс проходит испытание «сумасшедшей ванной» схожей по функциям с барокамерой в которую погружается Доктор Джессуп. Но Лем, в отличие от режиссера «Других ипостасей» не стал придумывать то, что сознание влияет на физиологическое состояние человека. Рассел в этом плане решил сыграть на эффектность и тут он не прогадал, сюжетная линия благодаря такому повороту обрела новый вид: превращение человека в страшного примата действительно может поразить воображение зрителя. Однако такое решение окончательно убило научность в фильме, если до этого видения, порождаемый в сознании Эдварда, можно было оправдать особыми условиями эксперимента, то физические феномены, которые происходят в конце фильма объяснить рационально никак не получается.
Второй большой вопрос, который я задавал себе во время просмотра фильма — зачем нужна религия и философские рассуждения в этом фильме? Фильм-то научный как никак, а получается, что Доктор и его подруга рассуждают о своих религиозных переживаниям и псевдонаучных явлениях. Ученые, по моему мнению, скорее должны критиковать философию в духе позитивизма Карнапа. Но герои даже не помышляют об этом, а полночью идут на поводу у сюжетной задумки: когда надо, возлюбленная доктора рассуждает об «объятиях абсолюта», сам же виновник торжества только и мыслит этими понятиями. В итоге, ученый оказывается с такой кашей в голове, что начинаешь удивляться, как он смог достичь такого высокого статуса в научном сообществе. Доводы в пользу теории о том, что в мозге/(душе) человека содержится энергия, которую можно направить на пробуждение другой сущности, не приведены. Хотя идея и правда притягивает своей мистичностью.
Фильмов подобных «Другим ипостасям» не так уж и много, в нем много сильных черт: в первую очередь, сюжет и визуальная составляющая видений. Заметно, что фильм сделан с большой фантазией и хорошей задумкой. Как художественный продукт, нацеленный на развлечение зрителя, «Другие ипостаси» отвечает всем требованиям, но как фильм о научной-фантастике, он проигрывает по многим пунктам.
6 апреля 2019
Итак, все просто: молодые ученые из любителей пощекотать нервы себе и миру науки, испытывают мозг коллеги на прочность. Испытатель — энтузиаст, вечно стремящийся в незримое будущее, готовый хоть головой расшибиться, а истину со дна подсознания достать. Импульсивность режиссера тут как раз в помощь: герой скачет из трипа в трип, без каких-либо намеков на рефлексию, единственным важным для него является поиск ощущений. Вот он плескается в камере с водой под действием ЛСД, в следующий момент он в Мексике, в обществе индейцев принимает псилоцибы, испытывает невероятный опыт, почти религиозный экстаз, и, кажется, что вот тут режиссер возьмется за идею и начнет окунать проклятых учёных в котлы адовы, а не тут-то было! Вместо этого Рассел взбрыкивает и берется за эволюционную теорию и так далее к большому взрыву.
Визуально все довольно неплохо, актеры подобраны хорошо, но в целом фильм, как корявая телега, которая медленно катится по каменистому склону, теряя деталь за деталью и в конце рассыпается в ничто за доли секунды. И хорошо, если Рассел говорит о ничто, но он водит за нос себя и нас, даже не стараясь выдумать чего-то более пафосного, чем просто «сила любви». Глупо, но в целом красиво и местами очень смешно. Рекомендуется любителям победы любви.
2 декабря 2018
Фильм, начинающийся, как байопик об очередном Фаусте в какой-то момент переходит в фантастический триллер про обезьяну, сбежавшую из клетки.
На самом деле, тот факт, что каждый раз, когда в фильме заходит речь об альтернативе религии, и нахождению истинной научной первопричины, ничего кроме любви сценаристы придумать не в состоянии.
Визуально фильм смотрится местами устарело, а местами очень даже интересно. Особенно мне понравился момент, в котором главные герои, словно по воле Таноса, рассыпаются на песчинки.
Ещё было забавно наблюдать, как герой под действием веществ видит тот же сон, что я видел пару раз в детстве.
В любом случае, фильм смотреть не обязательно. лучше посмотрите «Не кричи Волки» 1983 года.
6 из 10
21 октября 2018
Фильм интересный, особенно понравится тем, кому интересна тема измененных состояний сознания, так же ему присуща некоторая глубина и парадоксальность. Кино мне напомнило собой Лестницу Иакова, немного нудноватое и скомканное, нас как бы протаскивают по событиям, рывками не подготавливая, вроде только поженится хотели, а уже двое детей. Но такова задумка режиссера. Сама концепция затрагивает много интересных идей, на которые обычно любим порассуждать мы с вами. Это вопросы религии, поиски себя и смысла существования, переоценки ценностей. Везде читаются отсылки, главное интересно передаётся нарастающий саспенс главного героя, его полное погружение и страх перед неизвестностью, этим мгновением абсолютного ужаса зарождения жизни, это ничто, о котором, главный герой догадывается, но не может смириться с ним, отказываясь сначала от религии, потом от всего, что было в его системе ценностей, сам фильм это одна большая аллегория перерождения человека, чему в подтверждение символизм неоднократно показанной нам змеи. Перевоплощение героя, его взглядов, иррационального восприятия мира, он как змея сбрасывает кожу и начинает видеть то, что было так близко и он не замечал этого, того что оказывается действительно важно. Он понимает что тратил жизнь на то, чтобы создать иллюзию жизни. И тут всплывает основной тезис, который был под толщей этих высказываний нельзя провести всю жизнь в поисках смысла, нужно жить здесь и сейчас. И хотя итог всех наших страданий, лишь большие страдания, порой мы просто не замечаем, что сами отказываемся от своего счастья и чувства комфорта, увлекаясь душевной неприкаянностью.
Игра актёров интересно смотрится, сюжет замечательный, что самое удивительное хотелось бы отметить спецэффекты, графику, которая для 80го года, показалась мне даже сейчас свежо, монтаж и эффекты заслуживают отдельного внимания, смотрится без замыливания глаз, а уж если брать в скидку то, что фильму 37 лет… Интересно, что у нас в 2017ом в России не научились снимать и делая намного хуже тратят миллионы. Конечно скажу так, если вы не любитель подумать и порассуждать вместе с главным героем, проникнуться атмосферой, как бы переживать все эмоции походу сюжета, вам фильм покажется нудятиной. Если вам понравилась Лестница Иакова, обязательно к просмотру. Фильм не требует много от зрителя, но для его просмотра лучше быть настроенным.
6,5 из 10 ипостасей
15 июня 2017
«Другие ипостаси» — лента, абсолютно характерная для некоммерческих режиссёров того времени, если брать в расчёт именно сюжетную составляющую. Ну любили тогда повествовать об употреблении запрещённых веществ, подробно расписывая — как и почему получилось вот то, что получилось. Но Рассел пошёл дальше — он умудрился идеально свернуть в единое целое научный рациональный подход исследователя и мессианскую составляющую в духе «сейчас я расскажу вам, в чём смысл жизни». Что радует — получилось и нетривиально, и отнюдь не приторно. Прям как надо получилось.
В общем и целом, наш главный герой, заинтересовавшись новыми методиками исследования действия пейотля (с помощью депривационной камеры, тока и всего вот этого вот такого прям любопытного, что грех не заинтересоваться), отбыл в гости к одному племени, в коем потребление того самого пейотля было законным, считалось полезным и в дополнение перемежалось всяческими полуколдовскими, полушаманскими обрядами в духе Петра Лоа у вудуистов.
Ну, казалось бы, отбыл и отбыл — натестировался своего пейотля, опыт расширения сознания в блокнотик записал, на видео всё происходящее снял да домой отчёт о проделанном писать вернулся.
Однако же, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Разумеется, домой он возвращается, это логично, однако же, прощается с женой, своей компанией и тут же, по горячим следам, отбывает в лабораторию, дабы продолжить усиленное и планомерно тестирование этого самого пейотля.
В моём описании нет даже минимальной толики цинизма. Он правда отбыл в лабораторию. Тестировать пейотль.
Поэтапное тестирование оказалось для главного героя, мягко скажем, губительным. Поясню — пейотль (равно как и аяуаска) относится к категории нереально сильнодействующих веществ, похлеще даже опийной настойки. В общем и целом, даже самые не гуманно настроенные по отношение к своим подопытным учёные заранее предупреждали, что тестировать оное более одного раза для жизни (ну, хотя бы для нормального функционирования мозга, более чем опасно и привести к последствиям может если не летальным, то близким к тому).
Однако же, наш герой настроен более чем решительно и бросается практически в омут с головой (т. е. с пейотлем внутри рыбкой прямо в бак). К сожалению, то ли дозировку рассчитали неверно, то ли и в правду без шаманских плясок и пения потреблять это нельзя, то ли воистину настолько сильнодейственная вещь, однако же в конечном счёте герой наш возомнил себя симпатичным таким орангутангом и вприпрыжку понёсся в местный зоопарк. Прошу прощения за подробности — охотиться.
Более того, всякий раз при коммуникации нашего героя с вышеозначенным веществом результат был абсолютно идентичным — он обращался обезьяной. По сути, всё более чем объяснимо — первобытный инстинкт, теория дарвинизма, точнее, не тонкий стёб Рассела над нею, родимою, более того, даже сам герой именно в том и сознавался, что внутренний питекантроп берёт в нём верх и поделать он с собой ничего не может, потому крушит двери, убивает охранников и вообще ведёт себя по-свински, но всё лишь потому, что внутреннему питекантропу необходимо в зоопарк.
Не поймите меня превратно, но у меня лично к главному герою вопросов всякий раз очень много, начиная с банального — «а завязать вы не пробовали», заканчивая «ну зоопарков же много, почему вы ходите только в один». И завязать он пробовал, а другие зоопарки далеко — это потом у него выясняют за меня другие персонажи, испытующие героя на прочность.
И завязать он пробовал, а другие зоопарки далеко — это потом у него выясняют за меня другие персонажи, испытующие героя на прочность.
Но по сути ключевой вопрос в другом — у него вообще-то семья есть, друзья, дом, быт там всяческий, обязанности, в общем, много всего полезного и нужного. И вместо того, чтобы этим всем заниматься, он сидит в баке и бегает по городу голым с истошными воплями, вылавливая и пожирая местных зверушек. Ну неправильно оно как-то, он же даже не Кинг-Конг.
Потому все друзья берут его жену — и собирают консилиум по спасению друга. Консилиум, к слову, ничего не даёт, потому жене приходится, волей-неволей, как-то разрешать ситуацию своими силами.
И вот тут-то на помощь и приходит вышеозначенное мессианство Рассела — разумеется, любовь любую обезьяну победит, это вообще сомнениям не подлежит, однако то, как он весь этот процесс победы человеческого над животным изобразил — это видеть надо.
Да вообще это всё видеть надо, целиком и полностью — ну где ж вы ещё-то такое посмотрите.
9 января 2017
Эдди Джессап — учёный времён культуры хиппи и пост-хиппи, которым также, как и многими другими овладела идея познания сущности бытия, поиска абсолютной истины, словом — особого духовного просвещения. Для этого он начинает экспериментировать с камерой сенсорной депривации и добивается определённого прогресса, однако влюбляется в своего коллегу-антрополога и делает выбор в пользу семьи — у него красавица-жена и двое детей. Спустя годы Эдди понимает, что так и не смог реализовать свои идеи, свой научный потенциал, поэтому он подаёт на развод и возвращается к своим исследованиям, но уже полулегально. Джессап уверен, что в мозге человека содержится вся информация о прошлом Вселенной вплоть до её создания, нужно только преодолеть психологический барьер, расширить сознание и узнать истину. Это Эдди планирует сделать с помощью особых галлюциногенных грибов, которые он достал у мексиканских индейцев. Но готов ли Джессап к тому, что он узнает, к последствиям его экспериментов?
Фильм у меня вызвал двойственность чувств — с одной стороны отличная игра актёров, с другой — весьма странный сюжет, по ходу развития которого, все мы отходим от понятия «научный» в сторону псевдонаучной ереси.
Думаю немногие в курсе, но камера сенсорной депривации была создана в реальной жизни Джоном Лилли и до сих пор может быть куплена частным лицом для личных нужд у какой-нибудь компании-производителя. В своё время Лилли тоже был на волне хиппи и ловил забористые глюки в камере собственного изобретения. Однако камера, по-сути, разрабатывалась для изучения мозга, т. к. мозг человека ежесекундно обрабатывает тоны информации, даже во сне; и Лилли заинтересовало, а что же будет, если мозгу дать «настоящий» отдых — отключить всю внешнюю информацию? — внутри камеры человек ничего не видит, не слышит, практически нечего не чувствует — мозг остаётся наедине с самим собой. А оказалось то, что и следовало ожидать — мозг существует для того, чтобы обрабатывать информацию, и если его отключить от внешних её источников, он начинает обрабатывать и переосмысливать ту информацию, которая в нём уже имеется. Поэтому испытуемые видели галлюцинации, представляющие сон на яву, небывалые комбинации уже пережитых ими ранее событий и полученных ранее знаний. В принципе, не то, чтобы это великое открытие в области физиологии, но знаковое, тем более, что камера позволяла людям сбросить психическое напряжение, имела расслабляющий и антидепрессантный эффект, при условии разумного её пользования. Наш же герой изо дня в день часами оттуда не вылазил, находясь при этом под грибами и ждал откровений. В реальной бы жизни он снаркоманился, стал бы психом и назидательным примером для других горе-учёных. Но нет, на экране мы видим совсем другое, что меня, признаюсь, разочаровало. Однако финал картины и её главный посыл мне понравились — семья и любовь близких это самое важное что у нас есть. Не думаю, что для принятия этой простой, пусть и не всем понятной истины, требуется проделать такой тернистый путь.
Также вызвали у меня вопросы поведение коллег Джессапа — они до последнего считали его параноиком, но почему-то поддерживали его эксперименты. Интересно также, что Эдди и его друзья так и не ответил по закону, за то, что проводил нелегально исследования в университете, ещё и с запрещёнными психотическими веществами, особенно, учитывая какой бардак они устроили в результате этих исследований. Не люблю, когда в фильмах проблемы вдруг решаются сами собой, или в какой-то момент оних забывают и выносят за кадр — в жизни так не бывает.
Неплохой фантастический фильм, который, однако, явно не дотягивает до топ-100 лучших.
7 из 10
21 ноября 2015
Фильм — порождение «новой волны» научной фантастики. Тематика на стыке НФ, психоделии и мистики, измененные состояния сознания, сенсорная депривация, шаманские практики… Хорошая база для интеллектуального кино.
Но получилось нечто не слишком удобоваримое. Первая половина фильма — скучное повествование о проводимых главным героем исследованиях, разбавленное психоделическими трипами. Последние впечатляют, но некоторые образы видений никакого особого значения в фильме не имеют — паукообразный агнец, библейские аллюзии… Может быть, конечно, какой-то смысл в них есть, но к сюжету и идее фильма они относятся очень косвенно.
Затем фильм превращается в динамичный триллер — как будто бы режиссеру самому стало скучно снимать людей, уныло обсуждающих глюки. И, в конце концов, внезапно прерывается — пафосно, вполне по-голливудски, логично и предсказуемо, но остается ощущение, что из фильма вырезали минут десять, или создателям фильма надоело его снимать.
Что до идеи «Других ипостасей», то она в том, что, изменяя сознание, человек может изменить и свое физическое воплощение — вплоть до превращения в других живых существ и даже перехода в аномальные состояния вещества, неизвестные науке. Углубление в такие исследования грозят утратой разума и гибелью — и герою фильма придется бороться с этой опасностью. Идея, конечно, интересная, но раскрыта она как-то топорно и странно. И выводы банальные: «не влезай — убьет» и «любовь побеждает все».
При всем этом, фильм, как ни странно, особо негативного впечатления на меня при просмотре не произвел. Может быть, дело в эффектной визуальной составляющей — видениям главного героя в фильме отводится значительное время, а я вообще люблю фильмы, в которых есть на что посмотреть, зрелищные, причудливые.
Итог: как бы интеллектуальное кино о расширении сознания. Или же средненький фантастический триллер о том, что бывает с людьми, лезущими в тайны мироздания, не наведя порядок у себя в голове. Зависит от восприятия. Фильм интересный, вполне достойный просмотра, но немного несуразный.
7 из 10
29 апреля 2015
Фильм с первых кадров буквально обволакивает зрителя, забирая из обыденной реальности. Мы окунаемся в атмосферу на вечеринке. Звучит песня группы The Doors, приходит осознание что вся компания находится под действием «косяка». Характерна реакция хозяйки на звонок в дверь -«Сколько он уже звонит?» Мы находимся в кругу интеллектуалов и ученых, жадных до открытий и самых смелых экспериментов. Свободная любовь, открытые суждения о жизни.
-«Мы тратим жизнь на то, чтобы создать иллюзию жизни.»
Поднимаются интересная тема для раздумий — тема бесконечности сознания, пугающая своим бесцеремонным вторжением в бездну неопознанного. И неизвестно предполагается ли возвращение обратно. Фильм пугает не только концепциями, но и самими сценами. Галлюцинации показаны настолько реально — полностью окунаешься в атмосферу шизофрении и пропускаешь всё через себя. Звуковое сопровождение заставит кровь застыть в жилах.
Герой Уильяма Хёрта одержим поиском ответов на главные вопросы человечества. Окружающие люди боятся его, как боятся всего неизвестного и темного. Но он идёт вперёд и открывает «черный ящик». Его игры с индивидуальным сознанием привели к изменениям в объективной и измеримой реальности. Он попадает в бесконечность. Он — везде. Он — всё. Всё сущее. Таков его выбор — истина вместо реальности.
Концовка фильма приходит внезапно, и после всего этого глубинно-мрачного сюрреализма основной идеи фильма может показаться немного наивной и доброжелательной. Однако, приятно видеть именно такой конец — он оставляет зрителю шанс не сойти с ума на ближайшей неделе.
В общем, если у вас есть желание немного приоткрыть дверь в неизведанное — этот фильм для вас.
10 марта 2015
Учёный-естествоиспытатель из Гарварда Эдди Джессап верит в то, что измененные состояния материи точно так же реальны, как и наша повседневная действительность. Отключая органы чувств под действием галлюциногенных препаратов, он исследует «другие ипостаси», лавируя в потоке собственного подсознания и проявляясь во всех своих предыдущих физических формах.
Обнаженный доктор Джессап парит в кромешной тьме специально созданной барокамеры, установленной в подвале медицинского центра. Но по мере развития экстремальный научный эксперимент выходит из-под контроля вместе с главным его участником. Специалист по неврологии не сразу сознаёт, что с ним начинают происходить необратимые изменение: он поочередно превращается то в человека-обезьяну, то в бесформенную субстанцию…
Кен Расселл, «дикий мессия» из Англии, любитель интерпретировать «ЖЗЛ» в самых невероятных фантасмагорических образах, зачастую не имеющих ничего общего с реальными биографиями героев, на этот раз обратился к чистой фантастике, которая давала ему прекрасную возможность реализовать страсть к визуальным излишествам.
И хотя в данном случае их присутствие в полной мере оправдывает беспорядочный поток сознания главного героя, ставящего на себе психоделические опыты, Расселл во имя этого частного момента бросает «на произвол судьбы» сюжет и идею фильма, предоставивших ему шанс пойти по следам незабвенного Карлоса Кастанеды. Однако эта перспектива не получила развития и ограничилась одним, но зато самым ярким эпизодом.
Намереваясь совершить очередное путешествие в иные миры, Джессап отправляется в Мексику, чтобы принять участие в индейском ритуале с употреблением галлюциногенных препаратов. Индейцы не только разрешают ему присоединиться к священнодействию, но и заливают в своё грибное варево «из местных мухоморов» ещё и кровь самого Эдди. Последствия употребления этой гремучей смеси выражаются в потоке незабываемых сюрреалистических видений, сменяющих друг друга подобно узорам в детском калейдоскопе.
Неистовый монтаж аттракционов, в данном случае сильно напоминающих наркотические глюки, всегда считался чем-то вроде визитки британского режиссёра. И здесь Расселл в полной мере злоупотребляет этой страстью. Однако, увлекшись сюрными картинками, он выпускает из-под контроля специфику жанра, и с какого-то момента фильм начинает приобретать почти комический вид, превращаясь в смесь кича и трэша.
Хотя и не исключено, что Altered States задумывались как пародия на вышедшего годом раньше «Чужого» Ридли Скотта, или даже грядущую «Муху», очередную экранизацию которой Дэвид Кроненберг осуществит лишь через шесть лет. Однако травестийность явно не соответствовала намерениям автора литературного первоисточника (романа и сценария) Пэдди Чаевского, в итоге крайне разочарованного данной экранизацией. Он был до того обескуражен результатом, что даже отказался фигурировать в титрах и заменил свою фамилию псевдонимом Сидни Аарон.
Академики проигнорировали оригинальные (а на тот момент просто уникальные) спецэффекты Дика Смита и Брэна Феррена, не удостоив их даже номинации на «Оскар». Зато публика, напротив, весьма охотно посещала фильм, который помимо типичных расселловских фишек явил миру двух будущих кинозвезд: 30-летнего Уильяма Херта, только-только начинавшего свой путь в большом кино, и пятилетнюю Дрю Бэрримор, сыгравшую дочь главного героя.
11 ноября 2013
Фильм достаточно сложен для понимания, особенно его «сюрреалистическая» часть. Ее можно пересматривать несколько раз, каждый раз отыскивая все новые грани и смыслы.
Сюжет очень интересный и не обычный, хотя и не обошлось без заимствований. В частности мне почему-то сразу вспоминается не Лем с Лондоном, а Говард Ф. Лавкрафт и его произведение «Возвращение к предкам». Каждый раз поражаюсь, что фильмы, снятые по мотивам произведений Лавкрафта (Хронос, Реаниматор, Другие ипостаси и т. д.) значительно лучше тех, что сняты непосредственно по его произведений. Надеюсь, что Хребты безумия от Гильермо дель Торро разорвут эту побочную практику.
В любом случае это умное кино, показывающее альтернативную версию происхождения как психических заболеваний, так и появления мысли во вселенной.
10 из 10
3 июля 2011
Кен Расселл — режиссер, которого не нужно путать с режиссерами-философами или режиссерами-психологами типа Бергмана или Тарковского. Он интересен, прежде всего своей несдержанностью. Его картины не изысканны, но они цепляют визуальным рядом. «Другие ипостаси» — хороший пример расселовской несдержанности, хотя несдержанны в фильме только глюки, а бытовые сцены поставлены довольно скованно и вообще типично для Голливуда (эта картина была, если не ошибаюсь, первым американским проектом режиссера). Поэтому «Ипостаси» в восприятии как бы распадаются на два фильма, настолько бытовые сцены контрастируют с фантастическими. Из-за этого несколько страдает художественная цельность. Есть ли в фильме смысл и насколько он глубок, решать вам, но сказать что сцены глюков впечатляют, значит, ничего не сказать. По сравнению с этим фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» детская сказочка. Ради психического воздействия картину стоит посмотреть, и спецэффекты сделаны очень грамотно (не надо забывать, что фильм вышел в 1980 году). Интересно, однако, что Пэдди Чаефски, автору книги, по которой поставлен фильм, картина настолько не понравилась, что он потребовал убрать свое имя из титров.
11 ноября 2010
Считаю, что фильм отличается, в первую очередь, развязкой, во вторую — игрой актёров, а уж, в третьих, идеей и т. д.
Развязка — последствия эксперимента с серьёзным веществом!
Игра актёров — мало того, что актёры по самому фильму вели себя очень сдержанно, взросло, так сказать, так ещё и каждый актёр (как, наверное, каждый из в жизни — уж очень откровенно и искренне) был, как это принято говорить, умным, разборчивым. Супруга главного героя, в первую очередь, тому подтверждение!
Ну по поводу идеи всё ясно: необычное вещество, увлечённый учёный, практически фанатик относительно своих исследований, стремление к познанию глубин того, чего, может, никто и не знает вовсе. И далее последствия всего в сумме — просто замечательно! Тема серьёзная, сложная, нераскрытая в жизни, но безумно интересно рассказана на какую-то возможную долю в фильме.
Я после этого кина, не задумываясь, сразу же посмотрела «Лестница Иакова» (англ. Jacob`s Ladder, также «Лестница Якова», «Лестница Джейкоба» — психологический триллер режиссера Эдриана Лайна по сценарию Брюса Джоэля Рубина.
«Другие ипостаси» — фильм, который будет актуален во все времена, я имею в виду нераскрытость темы. Каждый раз после просмотра, думаю, в голове будут открываться и рождаться новые вопросы, новые размышления, рассуждения.
Смотреть тем, кто любит углубляться туда, чего сам не знает, но сильно интересуется, на мой взгляд.
7 октября 2010
Фантастический хоррор Кена Рассела «Другие ипостаси» представляет из себя визуальную философскую притчу о поиске себя и жизненных ценностей, о стремлении к познанию и смыслу, о мудрости и невежестве, где даже нет четких граней добра и зла.
Не стандартный по своей основе фильм, затягивает с первых минут, удивляя своим акцентированием на самых разных деталях. Внимание уделено и фантастике, и романтической линии, и внутреннему миру главного героя, затем перескакивает на атмосферу и психоделическое давление, заменяясь насыщенным жутким видеорядом трансформаций, мутаций и просто разнообразных зверств, чаще всего в отношении животных. Так что представителям «зеленых» такое кино крайне не рекомендуется, остальным же при наличии интереса и соответствующего просмотру возраста — в обязательном порядке.
Видеоряд насыщен всевозможным цепляющим действием, выразительно проходящим через всю сюжетную канву. На визуал тут сделан основной акцент, и захватить внимание фильму удается именно благодаря развернувшемуся на экране действию. Скачащие и сменяющие друг друга картинки галлюцинаций и видений, в которых воплощены разнообразные метафоры, ритуальные действия и мифические картины ада, жуткие монстры с кучей глаз, и льющиеся реки крови, буйство вулканов и звериная неукротимая энергия, бьющая изнутри. Память предков или животное начало? Фильм многогранен достаточно, для того, чтобы здесь многие могли увидеть самые разные вещи, интерпретируя творящееся на их глазах различным способом. Символизм, психология, познание себя — все тесно переплетено жутковатыми узорами на трансформирующемся до ужаса теле.
Обращающийся к глубинам собственного разума, главный герой открывает дорогу внутреннему зверю, животной природе и неконтролируемой ярости. После всех сюрреалистичных картин и эротических сцен, перед нами возникает дикарь, не способный себя контролировать, и утративший собственное «я». Человек-волк, бешено несущийся по негостеприимному миру, борющийся с любой враждебной сущностью или возможным проявлением агрессии в его сторону, ищущий пищу и потерявшийся не только в мире современных технологий, разума и логики, но и внутри самого себя, падая в бездну пропасти, в надежде обрести знания или достать наружу глубоко зарытую память ипостасей человечества.
Убедительная игра актёров позволяет здесь проникнуться к персонажам всевозможными чувствами. Уильям Хёрт даже был номинирован на «золотой глобус», как прорыв года, и в фильме он выкладывается на полную катушку. Боб Бэлабан и Чарльз Хейд представляют в фильме очень похожих внешне друзей-коллег персонажа Хёрта, но при внешнем сходстве типажи отыгрывают довольно разные и по-своему интересные. И раз уж говорить об актёрском составе, то можно еще заодно сказать, что здесь первая роль Дрю Бэрримор в большом кино, но на это явно не стоит покупаться: совсем эпизодические роли, без внятных ракурсов камеры на её персоне и полное отсутствие какой-либо роли для сюжета. Так что если уж брать её ранние работы, то «Инопланетянин», «Кошачий глаз» и «Воспламеняющая взглядом» заслуживают неимоверно большего внимания.
И все же концентрируется история больше не на излишней драматичности бесконечного самокопания, а на хоррор-элементах и дикости их проявления. А заодно и впечатляющим гримом по визуальной части. Все сцены кожаных мутаций способны вызвать мурашки и отвернуться в мерзкой гримасе, жутко выглядящие эпизоды с применением качественного грима обретают крайне реалистичные черты и заставляют полностью верить происходящему, а изредка появляющаяся графика при всей своей простоте удачно дополняет сюрреалистичные кадры видений, так же впечатляющих своей визуальной частью.
Нельзя не отметить в фильме множество сильных монологов, посвященных поднятым проблемам и несущих важную смысловую нагрузку, делая фильм не только страшным, но и умным. Их можно разбирать на цитаты, а можно впечатлённо вникать в сказанное, делая собственные выводы. К акустическому восприятию добавляется пробирающий до граней души звуковой ряд, который в итоге оказался в «оскаровских» номинациях по саунду, и это касается как музыкального сопровождения, так и шумовых эффектов целиком. Таким образом, фильм захватывает не только бурно насыщенным визуальным контентом и его многообразием, но и за счет звукового оформления сцен и проекта целиком.
Доминирующие интересы по жизни могут завести черт знает куда, а во всем нужно знать меру и дозировку, ведь в погоне за знанием и открытиями, можно запросто потерять себя и своих близких, позабыв, что в мире жестокости, разврата и безразличия всегда побеждает сильная и настоящая любовь, способная творить невообразимые чудеса. Шикарный фильм и идеальный ужастик, настоящее произведение искусства, имеющее право громко называться шедевром!
10 из 10
23 февраля 2010
Кену Расселу удалось, казалось бы, невозможное: смешать в одном фильме столь противоположные вещи, как научную фантастику и мистику. И для этого он нашел самую подходящую почву — шизофрения.
Эдди Джессап принимает растительные наркотики и при этом погружается в изоляционный бак, наполненный 10%-ым раствором сульфата магния, тем самым вызывая мощный поток галлюцинаций. Все это, в какой то мере, имитирует шизофрению. А поскольку опыты на животных, которые не обладают сознанием, невозможны, а людях запрещены, то участником эксперимента становится он сам, во многом повторяя опыт хиппи. Однако он делает с одной лишь целью — заглянуть в глубины человеческого сознания, пробудить память предков, которой много миллионов лет.
Видения Эдди — это непрерывный поток символов, все их расшифровать практически невозможно, но они образуют целостную картину, похожую на сюрреалистическое творчество. Вначале, он видит человека с головой козла, у которого множество рогов и глаз; он прибит к кресту и падает в пропасть. Попробовав варево из индейских грибов, ему видится Адам и Ева, они изображены символично на скале (в них очень трудно опознать перволюдей), стилизованно под индейские рисунки, между ними змей, который напоминает огромную ящерицу. Затем мы видим живого варана, который превращается в его жену Эмили, затем она становится каменным сфинксом, и ветер медленно выдувает из него песок. Очень красиво и символично: его жена — змей искуситель, ведущий его к истине. Да, Я думаю, Эдди бы с удовольствием съел плод с древа познания, или, как говорит Эмили, он продал бы душу дьяволу за знание абсолютной истины.
Видения не только грамотно сняты, но и красиво описаны словами: например, «ощущение, будто до меня дотронулся Христос» или «ощущение колоссального ускорение времени».
Центральное место в картине занимают отношения Эдди и Эмили, которая понимает, что она все равно никогда не сможет занять в его сердце то место, которое отведено научным поискам. Их диалоги очень показательны в этом смысле. Например, он говорит:
«Я чувствую себя с женщинами не очень комфортно. Вряд ли Я могу найти, хоть на половину, похожую на тебя», — и это одновременно и признание в любви, и предложение руки и сердца.
Фильм философский: он повествует о природе человеческого сознания, памяти; расставляет акценты, какую роль в жизни человека играет любовь, а какую поиски первоначальной сути человека. Фильм также наводит на размышления о том, чья позиция в научном мире правильнее: Эдди, который испытывает неизученный препарат, вызывающий в итоге шокирующие последствия, или его приятеля Мейсона — ученого-ортодокса, следующего классическим методам исследования, и скептически относящегося к экспериментам Эдди.
До чего дошел Джессап, пытаясь перенестись в сознании на миллионы лет назад, рассказывать не буду. Однако до истины все же добрался. После того, как он открывает значение своего открытия Эмили, последующие несколько минут мне показались слишком уж сказочными и ненужными.
В целом, фильм производит приятное впечатление чрезвычайно умного, интересного, но эмоционально порывистого произведения.
9,5 из 10
29 августа 2009
Этот фильм, пожалуй, лучшее, что я видел у Рассела.
Картина представляет собой эксперимент над зрителем, попытку показать выход человека за рамки его привычного состояния. Главный герой пытается воплотиться в образ, который себе представляет, пытается найти свою истинную сущность, спрятанную глубоко внутри, и вытащить её наружу, превратившись во что-то новое. Пытается найти в себе другого человека, изменить своё тело с помощью разума, найти не рождённую душу, раскрыть себя полностью, во всех возможностях своего тела и памяти, провести себя через все возможные ипостаси внутреннего Я. Расщепить сознание и дойти до сути шизофрении, ведь шизофрения — не болезнь, а всего лишь другая ипостась.
Этот фильм — отчаянный поиск истины, самой сокровенной правды, ценой собственного рассудка. И показать эту искусственно созданную шизофрению удалось Расселу минимальными средствами (и не знаю, можно ли, прибегнув к современным цифровым технологиям показать расщепляющееся, воспалённое сознание столь же ярко).
Отдельных похвал достоин 30-и летний Уильям Хёрт, сыгравший здесь одну из первых своих ролей и сошедший сума, специально для этого фильма.
Пусть немного оборванной получилась концовка фильма — всё равно, это яркий и интересный эксперимент, который я бы советовал пройти каждому.
30 апреля 2009
О сюжете (возможны СПОЙЛЕРЫ, но не злостные).
«Разве цель всех страданий — еще большее страдание?» — таким вопросом задаётся 16 летний Эдди, на глазах у которого долго и мучительно умирает его отец, заболевший раком. Юноша считал отца самым добрым и честным человеком на Свете. Чувство чудовищной несправедливости вынуждает Эдди отречься от Бога, в которого он фанатично верил все детские годы. Потеряв веру он начинает искать вселенский смысл внутри себя. Годы спустя, став одним из ведущих ученых Гарвардского университета, Эдди постепенно приходит к выводу о множественности состояний человеческой души. С научной точки зрения он объясняет это гипотезой о том, что память — это та же энергия, которая никуда не исчезает, а хранится в архивах человеческого мозга. Нужно лишь найти такое внешнее воздействие, чтобы ее разбудить и найти там своё истинное, первоначальное Я.
Обаятельный псих, — так называет его Эмили, очаровательная девушка и перспективный ученый, специализирующийся на исследованиях поведения животных. Эдди и Эмили познакомили их общие друзья, зная, что наука не оставляет времени на поиски любви. Эта сюжетная линия стала романтическим украшением к фильму, — они сразу влюбляются, как будто знали друг друга всю жизнь. Следует поставить акцент на их диалоги, особенно, когда Она делает Ему предложение. От такого предложения не смог бы отказаться ни один здравомыслящий мужчина.
Шизокамера (камера сенсорной депривации) — это большая металлическая бочка, заполненная теплым солевым раствором, плотность которого позволяет человеку находиться внутри в подвешенном состоянии, не касаясь дна. Такую камеру Эдди использует, чтобы отключить все факторы внешнего воздействия и сосредоточиться на своих глубинных состояниях. Проводя часы в этой камере он медитирует и к нему постепенно приходят видения, близкие к ощущениям шизофреника или наркомана. Для усиления эффекта, ученый экспериментирует с применением различных галлюциногенов. По-сути — это искусственно вызванная шизофрения.
В поисках тайны, Эдди отправляется с одним из своих приятелей в Мексику, где по слухам, сохранилось древнее индейское племя, совершающее таинственный обряд цивилизации толтеков, во время которого они готовят священный отвар из тщательно охраняемого вида грибов, содержащего наркотик, который вызывает у всех одинаковые галлюцинации. Харизматического вида вождь встречает их приветливо и во время церемонии дает попробовать отвар. Какие видения испытал Эдди рассказывать не буду — это надо видеть.
По возвращении в Бостон, Эдди продолжает эксперименты в шизокамере, используя микродозы подаренного индейцами отвара. Постепенно эксперимент дает сверхнеожиданный результат: путешествуя назад во времени, Эдди перевоплощается в одного из своих далеких предков. Всё, дальше рассказывать не буду.
Визуальные эффекты и звук
Сложно показать на экране видения шизофреника, если ты сам таковым не являешься, но на мой взгляд Кен Расселл справился с этой задачей весьма убедительно. Визуальные эффекты временами напоминают видеоэксперименты Годфри Реджио в «Накойкаци» (2002), временами фантазии М. Антониони в «Забриски пойнт» (1970), но в целом это нечто неописуемое, проходящее от клеточного уровня ко вселенскому. Современных компьютерных технологий естественно нет. Зато использован широкий набор специальных оптических и лазерных эффектов, микро- и макрофотография. Очень сложный монтаж, где синкопированные мельтешения различных кадров четко совпадают с музыкально-звуковым рядом. Значительную часть музыкального сопровождения трудно даже назвать музыкой. На самом деле это какофония звуков, исполненная лишь симфоническим оркестром, без всяких синтезаторов. Местами напоминает Стравинского и Римского-Корсакова. Фильм номинировался в 1981 году на Оскара по категории «Лучший оригинальный саундтрек» (Джон Корильяно) и «Лучший звук». Звук получился настолько богатым и мощным, что компания «Warner Bros.» выбрала именно этот фильм для премьеры-демонстрации своей новой звуковой системы «Megasound», которая после этого использовалась в кинотеатрах США.
Актёры и грим
Скажу коротко: достижение актерского состава — естественность всего происходящего. Даже и в голову не приходит сомневаться, что на экране фанатичные ученые, которые, тем не менее, интересны как обыкновенные люди. Очень сильна дебютная роль Уильяма Херта. В равной степени живо представлены как любовные диалоги, так и научные дискуссии. Кинопремия «Сатурн» за лучший грим (Дик Смит) говорит сама за себя. Особенно впечатляют начальные стадии трансформации главного героя, когда у него вздуваются и бегают по всему телу сгустки мышц. При этом актёра чаще показывают целиком.
Идеи и заимствования
Сценарий фильма основан на единственной новелле Пэдди Чаефский, который написал ее после (незаконного) прочтения научных трактатов Джона Лилли (изданы в конце 1970-х), много лет исследовавшего поведение человека в камере сенсорной депривации.
Однако, мои детские книжные пристрастия указывают, что чуть раньше эта идея встречается у Станислава Лема в его рассказе «Условный рефлекс» (1963), где навигатор Пиркс, сдавая экзамены в Институте навигационной астродезии и астрогнозии, проходит испытание в «сумасшедшей ванне».
Идея трансформации в состояние первобытного человека также не нова. Она встречается в повести Джека Лондона «От Адама». Там маленький мальчик во время сна испытывает осознанные и реалистичные видения, где он пребывает внутри сознания детеныша первобытного человеческого племени.
В целом, идея мне очень нравится. На мой взгляд, это одна из реальных гипотез, которая мола бы дать возможность человеку путешествовать во времени, перелистывая назад страницы жизни поколений всех своих предков. Действительно, возраст человеческой памяти около 6 млн. лет, а человеческий мозг используется лишь на несколько процентов. Ведь это не случайно?
Снял полбалла за концовку, я бы сделал ее несколько более мистической, но с учетом округления…
10 из 10
3 сентября 2007