Рейтинг фильма | |
![]() |
6.4 |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последняя охота |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Шешуков |
сценарий: | Артур Макаров |
видеооператор: | Владимир Бурыкин |
композитор: | Вадим Биберган |
художник: | Евгений Гуков |
жанры: | боевик, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
24 марта 1983 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 21 мин |
Северный Ледовитый океан. Край мира. Кладезь даров моря и пушнины. Место обитания племен. Но теперь все иначе. На этой далекой земле столкнутся циничные американские пираты и идеаллистически настроенный революционер. Саркастический Хорсфилд (Олег Иванович Борисов) первую половину фильма будет пытаться убедить нашего соотечественника в том, что Советская власть его обязательно обманет. Ну, а когда аргументы иссякнут все сведется к классической для вестернов развязке - жестокой кровавой перестрелке.
Все эти моменты предопределены жанровыми особенностями 'наших вестернов' - истернов. И картина никак не удивляет. Да и сюжетные перипетии тут лишь обозначены, как бы для проформы. Тут все решает другое: крупные планы персонажей. Юрий Богатырев - играет в сущности Егора Шилова из михалковского 'Свой среди чужих...'. Эта история вполне могла бы приключиться с ним. Да и обвинения в предательстве тоже вполне ему могли 'прилететь' - слишком сблизился он с оппонентом. Поначалу даже может показаться, что Хорсфилд убедил его, очаровал... Ну а Олег Борисов будто готовился к роли Гудионова из абдрашитовского 'Слуги'. Он так мил, так изящен, даже трогателен, интеллектуален, только подлец.
Многое в этой ленте определяет и суровая северная природа. Океанская зыбь, бескрайнее небо и пустой берег преследуют героев, напоминая о чем-то очень важном, значимом, родном.
Тогда почему столь скромная оценка? Дело в постановке и операторе. Получив двух замечательных актеров и помножив их талант на незабываемый пленэр авторы ленты видимо не особо беспокоились об итоговом результате. Поэтому мы получаем океан лишь в роли фона. А между тем, погоду, ветер, волны - многое можно было привлечь для большей поэтичности картины. Ну а многие сцены общения героев сводятся к обычным разговором в каюте. Когда же доходит до перестрелок, то ситуация описывается формально - без излишеств. А жаль...
6 из 10
25 января 2024
Об установлении Советской власти на Крайнем Севере снято немного фильмов: «Романтики» (1941), «Алитет уходит в горы» (1949), «Начальник Чукотки» (1966). Есть, наверное, ещё, только мне они пока не встретились. «Последняя охота» Игоря Шешукова сильно отличается от перечисленных фильмов. Во-первых, время создания само накладывает отпечаток. Во-вторых, здесь практически нет революционной романтики, которой в конце 70-х годов режиссёры уже не увлекались. В-третьих, «веяния времени» в большей степени определили «глубину» сюжета. Сценарий написал Артур Макаров, уже имевший богатый опыт по созданию приключенческих сюжетов в разные исторические периоды: «Новые приключения неуловимых» (1968), «Горячие тропы» (1971), «Золотая мина» (1977) и др.
По зрительской заинтересованности фильм условно можно разделить на две неравные части. В первой половине, которая получилась лучше всего, история выглядит достоверно. Здесь сценаристу, собственно, и придумывать было нечего: «тёмные» эскимосы, только и говорят о том времени, когда же придёт «большая шхуна» с «веселящей водой». До Советской власти им нет никакого дела. Главное, чтобы было ружьё и патроны к нему. А вот их-то как раз и не хватает, потому что на факторию давно не приходил корабль, чтобы вывезти скопившуюся за три года на складе пушнину. И вот тут у берега появляется шхуна, команда которой совсем не прочь любыми способами присвоить чужое добро.
История получилась интересная благодаря яркой актёрской игре. Олег Борисов, как всегда, великолепно отыграл своего отрицательного персонажа Джона Хорсфилда. Собственно, благодаря ему «разговорная часть» фильма и не выглядит скучной. Известных артистов в картине много, и все они наделили своих персонажей запоминающимися чертами. Николай Гринькко — Ивана Сергеевича Шатохина — рассудительностью. Альгимантас Масюлис — Стэна Стюарта — нагловатостью, Алексей Жарков своего Дрейса — невыразительностью, Максим Мунзук — шамана Келеуге — полным набором отрицательных черт.
Персонаж Юрия Богатырёва мне совсем не понравился. В его исполнении Сергей — это аморфная и безынициативная личность, витающая в облаках в то время, как нужно действовать. Ближе к финалу картина из приключенческой стала исключительно боевиком. Причём, боевиков весьма и весьма средненьким. В погоне за «пострерялкой» режиссёр явно утратил чувство реальности, и в этой реальности для актёрской игры уже не оставалось места…
19 января 2016