| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.2 |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Остров Медвежий |
| английское название: |
Bear Island |
| год: | 1979 |
| страны: |
Канада,
Великобритания
|
| слоган: | «The Third Reich ended here...The Fourth Reich is just beginning» |
| режиссер: | Дон Шарп |
| сценаристы: | Дэвид Батлер, Дон Шарп, Мюррэй Смит, Алистер Маклин |
| продюсеры: | Уильям Хилл, Питер Снелл |
| видеооператор: | Алан Хьюм |
| композитор: | Роберт Фэрнон |
| художники: | Гарри Поттл, Питер Чайлдз, Кеннет Райан, Кимберли Ричардсон |
| монтаж: | Тони Лоуэр |
| жанры: | боевик, триллер, приключения, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
12100000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 ноября 1979 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 52 мин |
...Эту ленту можно считать хрестоматией по провальной работе оператора. Слишком уж невыразительными вышла большая часть кадров. В фильме было избыточно ночных съемок с размытыми, не всегда видными лицами исполнителей главных ролей. Даже днем на снегу 'картинка' не становилась лучше. Оператор будто и не собирался усиливать напряжение за счет крупных планов и погружения в северный колорит. Он лишь довольствовался скучными общими планами.
Несколько человек оказываются на заснеженном острове. Их связывает шпионская интрига, однако на самом деле внимание всех направляется в прошлое. События недавно завершившейся мировой войны не дают успокоиться. На острове будет найдена база нацистов и... Кажущиеся лишенными логики убийства будет непросто объяснить. И тут как раз возникает основная интрига ленты - выявить преступников и догадаться об их истинных желаниях.
На мой вкус все будет более, чем предсказуемым. Персонажей тут будет не так уж и много, и определить, кто же именно из них является преступником будет достаточно легко. Ну а с мотивацией злых дел уже не станут затягивать сами авторы. Поэтому основная ставка в этой ленте будет сделана на жестокие белые снежные пейзажи. Монументальная непоколебимость пленэра выходит в этом фильме на первый план.
Впрочем несколькими годами спустя Джон Карпентер, видимо вдохновившись этой лентой показал как правильно нужно снимать снег. И вправду, у него сцены на снегу были яркими. А вот на 'Острове Медвежьем' все выглядит тускло. Даже в дневные солнечные сцены мы получаем невыразительные виды. Даже заснеженные горы смотрятся бесцветно. Видимо оператор не особо был впечатлен 'белой натурой'. Кстати, обе ленты снимались в Канаде, в Британской Колумбии.
Но нужно обязательно еще отметить и затрагиваемые в ленте темы. Они касаются не только противоборства России и США. Герои обсуждают такую неожиданную для тех лет тему, как изменение климата и рассматривают возможность фальсификации отчетов для усиления заданной повестки. Конечно такой момент современному зрителю сложно не заметить.
Нельзя не заметить и то, как осторожно авторы фильма пытаются показать, что совсем не все фашисты были негодяями. Так осторожно нарушается узкая грань допустимого, что переходит в финальное чествование солдата Третьего Рейха. И пусть каждому из моментов можно дать вполне разумное обоснование, все в совокупности представлено как раз если не пересмотр величайшей трагедии двадцатого века, то как оправдание...
Подводя итог замечу, что замысел ленты обладает несомненным потенциалом. Жестокая природа, арктическая база и несколько человек, среди которых кто-то явно недружественный и опасный. Состав актеров был подобран так, чтобы усилить психологический накал. Однако оператор будто вовсе 'пропустил' самые выигрышные планы Дональда Сазерленда и Ллойда Бриджеса. Без особого энтузиазма работали и сами артисты. Увы... озвученный потенциал никак не был реализован, были лишь обозначены возможности.
4 из 10
25 сентября 2025
В первую очередь фильм радует погружением в роскошный фон из натуральной величественной снежной природы с бескрайним царством снега, белых гор до небес, ледяной воды, где раскиданы трюковые приключенческие сцены. Остросюжетная направленность щедро подана в тематической опасности со сходом гигантских лавин или другого выживания людей против стихии заснеженного острова, но не менее захватывающим получился сценарий со своей запутанной детективной линией, кренящийся в напряжённый триллер с убийствами и каверзами членов экспедиции, замкнутых одним общим лагерем. Интрига постановки держит внимание за счёт уймы удачных слагаемых, куда намешивается целая вереница «прелестей» Холодной войны с политической подоплёкой и тотальным недоверием каждого друг к другу, где любой человек изначально не учёный, а представитель своей страны, вынашивающий тайные планы или возложенную миссию. Благо секретов остров таит немало, постепенно затрагивая ещё достаточно актуальное мрачное наследие кладбища фашистских подводных лодок с неким ценным грузом, способным повлиять на мировую экономику, так же есть кое-какие личные мотивы, уходящие корнями в семейную нравственную дилемму главного героя истории.
Избирая никогда не устаревающую универсальную классическую фабулу детектива с немногочисленным коллективом в пределах отчуждённой от всего остального мира тихой вотчины, где вершатся слишком подозрительные несчастные случаи с летальным исходом, фильм ловко разыгрывает жанровую партию с упрятанной истинной личиной негодяя и многих ложных путающих обманок, хитро водящих зрителя за нос. Поэтому, несмотря на внушительный хронометраж, любопытство не ослабевает, с каждой очередной минутой подтасовывая новые догадки или проливая свет на истинную причину мотивов действующих лиц. А они как раз подобраны отменно и многие узнаваемы. Это исполняющий протагониста Дональд Сазерленд (Donald Sutherland), мучимый угрызениями совести из-за происхождения от немецкого капитана подводной лодки времён Второй мировой войны, собирающий сведенья о его судьбе, попутно старающийся спасти собственную жизнь и всё-таки вникнуть в суть запутанной политической смертельно опасной мозаики. Его образ получился бойким, подходящим для остросюжетного жанра, чтоб легко вступать в схватку с природой, просчитывать умственные ходы, очаровывать женщин, и балансировать на грани мужества и бравады. Ванесса Редгрейв (Vanessa Redgrave) будет ответственна за амплуа привлекательного доктора, неслучайно разбирающегося в психологии, разговаривая с забавным акцентом. Ллойд Бриджес (Lloyd Bridges), что на пенсии обзаведётся удачной карьерой комика, здесь ещё вполне серьёзен и в меру отважен, конечно ни без маленьких тайн, как и остальные члены экспедиции, включая Кристофера Ли (Christopher Lee), однако его удостоили небольшим участием на экране.
В целом фильм, к огромному сожалению, малоизвестен для большинства зрительской аудитории, которая любит отличные приключенческие зрелищные запутанные детективы в достойных натуральных декорациях и с мастерской работой оператора, ухватившего величественные панорамы суровой природы, где орудует коварный опасный человек.
8 из 10
28 августа 2014
Персонажи со скрытыми мотивами, тайные загадки, агенты ЦРУ и КГБ, немецкие подводные лодки, поиски нацистского золота, полярная станция, — все это излюбленные атрибуты шотландского автора остросюжетных романов Алистера Маклина. Однако, снятый по одноименной новелле фильм, разительно отличается по содержанию от первоисточника, что по-моему сказалось не в лучшую сторону.
Во-первых, авторы фильма сделали основной акцент на завершающей стадии сюжета, порядочно сократив предысторию, диалоги персонажей и мысли автора. Как следствие, герои фильма получились какими-то бездушными и поэтапная гибель некоторых из них не оставляет трагического следа в зрительском восприятии. Это также ослабило «приключенческую» составляющую заявленного жанра. Ни к месту оказался эпизод (которого нет в книге), где Советский Союз обвиняют в проекте поворота сибирских рек, что якобы должно было привести к глобальному изменению климата на Земле. Сейчас, спустя 30 лет такое обвинение выглядит смешным, но тогда это видимо был один из элементов антисоветской пропаганды.
Во-вторых, будучи триллером, фильм практически лишен приемов нагнетания обстановки, т. е. саспенса, что ослабило интерес к процессу разгадывания мотивов персонажей и главного злодея. «Детективность» жанра несколько оправдывается содержательными приемами, включая ложные наводки автора произведения.
Несмотря на недостатки, в целом, если учесть, что это продукт своего времени, — картина смотрится не так уж плохо, хотя и немного затянуто. Визуально фильм напоминает «Нечто» (1982), а содержательно «Отель у погибшего альпиниста» (1979). Очень хорошо, на мой взгляд, сыграл Сазерленд старший, возможно, одна из лучших его ролей. Понравился его образ: двухметровый, невозмутимый и умный мачо, который и на кулаках дерется, и стреляет без промаха, на горных лыжах и на снегоходе искусно гоняет, и любую понравившуюся ему женщину охмурит своей тонкой вульгарностью.
6 из 10
21 февраля 2012