| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Поговорим, брат |
| год: | 1979 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Юрий Чулюкин |
| сценаристы: | Юрий Чулюкин, Альберт Иванов, Георгий Кушниренко |
| продюсер: | Михаил Фишкин |
| видеооператоры: | Валентин Макаров, Владимир Захарчук |
| композитор: | Александр Градский |
| художники: | Вячеслав Кубарев, П. Липатова |
| монтаж: | Татьяна Лихачева |
| жанры: | боевик, приключения |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
26 июля 1979 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 18 мин |
Этот фильм отправляет нас в далекий 1922 год. Мы оказываемся на Дальнем Востоке. И здесь идет настоящая война. С одной стороны - красноармейцы, а с другой - белогвардейцы и японские интервенты.
Сейчас, по прошествии многих лет, мне представляется самой большой творческой удачей фильма - небольшая актерская работа Александра Пороховщикова. Он сыграл белогвардейского полковника Новикова. И эта роль многое расставляет на свои места. Нам показывают не карикатурного тщедушного персонажа, а сильного и уверенного в себе мужчину, достойного оппонента. Однако большая часть его проблем сводится к тому, что он вынужден считаться со мнением японцев. И именно японские, так называемые, союзники относятся к нему предельно жестоко. Он вынужден им многое доказывать. Лишь по его взгляду становится понятным все его отношение к такому партнерству, а из немногих диалогов я бы выделил следующий:
- Разрешите, господин генерал. Это диверсия отряда Туманова. Я знаю, где базируется отряд. Там мой агент. Я также знаю, где спрятано похищенное оружие. Я мог бы его вернуть.
- Вам бы лучше доложить, что Вы уже вернули его.
- Ну с этим не следует торопиться, Ваше превосходительство.
- Ваша русская манера все переносить на завтра. Нехорошо. Преступно.
- Несколько партизанских отрядов соединяться в селе, чтобы слиться в полк. Я впущу в ловушку всех и не выпущу никого. Тем самым мы избавимся от необходимости гоняться за каждой бандой в отдельности.
Конечно этому фильму явно недоставало развития персонажа Пороховщикова. Он создал образ сильного и умного противника. Но сколько же в нем жестокости. Поэтому сведение всей сюжетной канвы к перестрелкам или страстям потерь сделало ленту чрезмерно поверхностной. Именно с его персонажем и была связана основная интрига - внедрение двойного агента, 'своего среди чужих'. Кстати, позже этот образ будет не раз повторен Пороховщиковым в таких лентах, как 'Ищи ветра' и 'На крутизне'.
А вот портреты большевиков вышли чрезмерно однотонными. Это и простоватый и грубый в отношении женщин Митька Кокорин - Юрий Григорьев, и молчаливый лидер Антон Туманов - Афанасий Кочетков. Они были выразительны, но в полной мере, как мне представляется, так и не раскрылись.
Самому же фильму не доставало интриги, остроты, резкости. Даже любовный треугольник тут был показан небрежно - с надрывом, но без чувственности. Ну а столкновение двух противостоящих сил неторопливо подводится к неизбежному сражению. И в этом много той жанровой предсказуемости, за которую теряли свой потенциал многие ленты о гражданской войне. А из позитивных моментов я бы отметил совсем не вписывающуюся в общую канву повествования, но беспредельно романтичную песню Александра Градского и выглядящие весьма аутентично бытовые сценки.
6 из 10
16 февраля 2025
Итак, посмотрел этот замечательный приключенческий боевик (истерн) про борьбу красных партизан с белыми и японскими интервентами на Дальнем Востоке. Хотя везде в комментах пишут, что это фильм детства, я в детстве этот фильм почему-то не видел, и вообще только сейчас его нашел, хотя очень уважаю советские революционные боевики.
В центре сюжета два брата-коммуниста, члены партизанского отряда. Если в дилогии Балабанова младший брат спокойный и рассудительный, а старший наоборот лихой и несдержанный, то тут все ровно наоборот. Младший Митя это просто шельмец с ветром в голове, постоянно гоняется, кричит, шутит и барагозит. При этом образ получился совершенно не карикатурный, поскольку в минуту опасности он показывает себя как первоклассный воин и герой. А вот Пётр наоборот воплощение спокойного благородства, но при этом, в отличие от белых, без чванливого презрения к остальным. И все же именно Митя является воплощением первых большевиков, которые были одержимы практически мистической идеей освобождения человечества (мистической, поскольку в основе любой религии лежит прежде всего идея свободы в нашем априори ограниченном бытии, да и сами большевики по многочисленным свидетельствам напоминали религиозное братство или орден).
Помимо интереснейшего динамичного сюжета с многочисленными сюрпризами (я например не смог понять, кто шпион белых), фильм отличается удивительной технической составляющей. Экшен ничуть не уступает современным боевикам, говорю это со всей ответственностью. И стрельба, и драки, и погони выглядят просто отлично. Конечно есть сказочные моменты, где герои расправляются с толпами, но для боевика это норма.
Остальные персонажи тоже весьма колоритные: и медсестра Вера, и крутой «батяня-комбат» Туманов, и старичок-шаман Пак, и жестокий полковник Новиков. Любовная линия ненавязчивая, но крайне эмоциональная и «живая», что нечасто встречается.
В общем и целом великолепная картина, но действительно незаслуженно забытая. Я бы поставил ее в один ряд с «Апокалипсис Сегодня» по глубине и колориту. Но из-за отсутствия пиара советский фильм не получил мировую известность, хотя вполне это заслужил.
Также интересно, что спустя столько лет фамилия Кокорин ассоциируется уже не с романтическим героем, который мечтает освободить весь мир, а с мажором, который плюет на приличия и права других людей. Может быть поэтому сейчас эти фильмы не показывают по телеку и не снимают похожие. Ценности нынче другие.
9 из 10
30 марта 2019
Этот революционный истерн посвящен комсомолу, снят на студии «Беларусьфильм» и рассказывает о событиях в Приморье в 1922 году. Революционный отряд отбивает у белых эшелон с оружием. Арсенал надо доставить другим партизанским соединениям, но белые берут партизан в кольцо.
Есть здесь и любовная история: в трех соснах человеческих взаимоотношений бродят два брата и медсестра. Бонус — шпионская история с японским акцентом.
В моем советском детстве этот фильм имел культовый статус. Особенно всем нравился дедушка Пак, в которого потом играли. Культовыми стали фразы: «Путя свободна!», «Плохой человека». Нарицательной стала фамилия Жмаков. Любовная история нас интересовала мала. Зато здесь были драки, погони, перестрелки, захват поезда… Короче говоря, всё то, что советские кинематографисты и прокатчики в те годы от нас так старательно скрывали. А еще — чудесная песня Александра Градского, от которой мурашки бежали по коже.
По словам каскадера Валерия Потокина, который работал в этом фильме, режиссер Юрий Чулюкин, поставивший культовых «Девчат» и «Неподдающихся», хотел сделать по-настоящему интересный игровой фильм. Надеялся, что его будут помнить. Но судьба распорядилась иначе. Возможно, из-за революционной тематики фильм очень давно не показывали по ТВ, он не издавался на DVD, и уже вряд ли когда-либо появится. К сожалению, многие советские фильмы попросту забыты. Юрий Чулюкин, по словам всё того же Валерия Потокина, «был убит в Мазамбике, его выкинули в шахту лифта с 10 этажа».
7 из 10
4 декабря 2012