Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Забойщик овец |
английское название: |
Killer of Sheep |
год: | 1977 |
страна: |
США
|
режиссер: | Чарльз Бёрнетт |
сценарий: | Чарльз Бёрнетт |
продюсер: | Чарльз Бёрнетт |
видеооператор: | Чарльз Бёрнетт |
монтаж: | Чарльз Бёрнетт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 100000 |
Сборы в США: | $404 508 |
Мировые сборы: | $416 509 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 ноября 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Хорошо, что я проявил упорство и не раздумал смотреть американский независимый фильм «Забойщик овец» только по причине несовпадения звука и изображения. Нашёл другую версию, в которой всё было нормально с технической стороны. И уже во время повторной попытки посмотреть это признанное кино, у которого имеется, можно сказать, культовый статус, я понял, насколько для атмосферы данной ленты, решённой именно на мельчайших деталях, нюансах, случайных обмолвках, доносящихся откуда-то звуках, вроде бы посторонних шумах, важна и существенна вся моментально схваченная на экране и ничуть не отрепетированная реальность, где любое несоответствие резало бы слух, портило бы вид.
Вообще создаётся такое впечатление, что жизнь маленьких и взрослых обитателей негритянского квартала в Лос-Анджелесе подсмотрена скрытой камерой. А сценарист-режиссёр-оператор-монтажёр-продюсер Чарльз Бёрнет, являвшийся в период съёмок в первой половине 70-х годов студентом киноотделения университета в Южной Калифорнии, всего лишь наблюдал за тем, что происходило само собой, якобы без его участия. Но в том-то и заключается искусство тончайшей режиссуры и операторской работы, если мы склонны даже не замечать какие-либо усилия создателей картины по организации экранного пространства и управлении исполнителями в нужном ключе.
Вряд ли можно догадаться, что «Забойщик овец», снятый за смехотворную сумму $5 тыс., делался с перерывами в течение нескольких лет, а потом Бёрнет столкнулся с проблемами соблюдения авторских прав в отношении тех музыкальных сочинений, которые щедро использовал в фонограмме. Но без этого фильм был бы всё-таки иным, как и не обладал бы, наверно, достоинствами кажущейся импровизации, стихийно и наобум запечатлённой действительности, если бы сюжетная композиция оказалась тщательнее и продуманнее выстроенной, не выглядела рыхлой и неоформленной.
Обаяние данной ленты — именно в такой бессюжетности, мозаичности, обрывочности и незавершённости. Чего происходит? Да просто жизнь! И довольно трудно попасть с ней в такт, сыграть в унисон!
20 марта 2013
Этот фильм попал в историю из-за необъяснимых проблем, возникших с его выходом на DVD: хозяева музыкальных треков никак не могли согласовать с создателями цену их использования в образном оформлении видеоряда кинопроизведения. Однако, это не помешало ленте Чарльза Барнета остаться в истории — прошествовав по фестивальным экранам, занять место в разного рода топах, тасующих образцы и образчики высокохудожественного стиля.
В размытой канве сложно разглядеть чёткие линии. Да и есть ли здесь цельная история — большой вопрос. В хроникальных кадрах часто мелькает семья чернокожего трудяги Стэна. Жена, дети. Озабоченность жизнью, нужда с неловкими попытками выбраться на пригретый достатком крутой бережок спокойствия.
За стенами — извечный быт цветного гетто с приглушенными разборками и закулисными делами, с приторговыванием и приворовыванием, с шумной суетой дворовой шпаны, но без гангстерского размаха и взрывной волны насилия.
Скользя по поверхности, режиссер моделирует ситуации, выставляя актёров в мизансценах типичного свойства, которые на поверку оказываются художественной хроникой рядового работника обыкновенной скотобойни.
В выверенной череде идеально выстроенных чёрно-белых кадров просматривается искусное владение светом, тенью и композицией. Барнет нарочно расселся на всех стульях, решив делать все своими руками, от текста сценария до киносъёмки. Нет, он не нашел золотое сечение. Он нащупал оптимальное сочетание изображения и звука, при котором, близкий к стародавнему немому кино, немногословный видеоряд обретает душу в звуках джаза и блюза, музыки черных, заменившей здесь отработавшего своё тапёра.
Снятое в иллюстративном ключе, кино не требует от актёров развернутого представления образов, отводя им роль всё тех же моделей в руках экспериментирующего режиссёра.
Лента откровенно диссонирует с привычными глазу зрелищными и душещипательными историями, её невыносимо смотреть, не находя внутри сюжетных узелков и громких событий. Далеко не у всех хватит сил сосредоточиться на визуальных прелестях находчивого режиссёра, но те, кто «любит красиво», найдут в нём своё кино.
4 апреля 2009