Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Спираль тумана |
английское название: |
Una spirale di nebbia |
год: | 1977 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Эрипрандо Висконти |
сценаристы: | Лучано Лучиньяни, Фабио Маури, Лиза Морпурго, Roselyne Sesboue, Эрипрандо Висконти, Мишель Приску |
продюсеры: | Жерар Дуко-Рупп, Франческо Джиорджи |
видеооператор: | Бласко Джурато |
композитор: | Иван Вандор |
художник: | Клелия Гонсалес |
монтаж: | Франко Аркалли |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Один из самых недооцененных итальянских киномастеров, племянник Лукино Висконти, снял фильм, который по прошествии тридцати четырех лет смотрится так, словно он был снят сегодня.
Картина начинается как фильм-расследование. Молодая пара с приятелем мужа отправилась на охоту, в результате чего погибла жена. Что это было- убийство, трагическая случайность или что-то еще — мы так и не узнаем до конца фильма. Эрипрандо Висконти, режиссерский стиль которого напоминает неистовую страстность Валерио Дзурлини, непостижимым образом соединенную с аскетическим пессимизмом и минимализмом Робера Брессона, расшевеливает и нервирует зрителя неопределенностью и туманностью не меньше, чем финал «Пустыни Тартари». Там зрители тоже два с половиной часа ждали, когда же на гарнизон нападет полчище таинственных татар, но когда на последней минуте фильма татары наконец появлялись где-то у горизонта, фильм демонстративно заканчивался. Висконти точно так же долго и упорно «разводит» недалекого зрителя, ожидавшего увидеть детектив, и даже не самого недалекого зрителя, ожидавшего увидеть психологический детектив в стиле Шаброля семидесятых. Резкими и в то же время удивительно нежными и тонкими мазками он набрасывает «семейный портрет» мертвецов, в которых превращаются живущие в браке. Лишь главная героиня Валерия пытается вырваться из адского круга пожирающей повседневности и ненавистной ей нормальности, постепенно сходя с ума. Ее неистовые попытки примириться с однообразной, скучной жизнью в деревенской глуши до определенного момента выплескиваются в безудержной сексуальности и стремлении заняться любовью в каких-то не совсем подходящих для этого местах — например, под дождем, на грязной земле, где серьезную конкуренцию пенису могут составить прыгающие лягушки. Но порывы плоти и сексуальные игры лишь ненадолго способны утихомирить мятущуюся бунтарку из породы, судя по всему, раннефевральских водолеев или ранних Весов, к которым относится Эрипрандо. Эти представители Воздуха всегда тоскуют по чему-то другому, а женщины, слава Богу, никогда не становятся занудными примерными женами, от которых в стратегически отступательные маленькие хоботки сворачиваются пенисы их мужей … И тогда супруг находит для новоявленной госпожи Бовари наилучший выход. А, может быть, и нет. Возможно, просто человеку без тараканов стало невмоготу жить с излишне «тараканистой» женой. И он избавился от ада безумной ненасытности и неприкаянности, чтобы столкнуться с адом одиночества и тоски, конца у которых не видно. Или концом для них может стать только физическая смерть. После гибели Валерии красавчик муж признается следователю, что жить ему осталось недолго, и это не будет самоубийство — нет, на такое примитивный обыватель не способен — он просто позволит тоске по ушедшей изглодать и разрушить его изнутри. Жизнь в паре — ад активного столкновения, жизнь без пары — ад пассивного умирания. И то, и другое губительно для индивида. Человек бесконечно одинок по жизни, а его тщетные попытки обрести то, что привыкли называть второй половинкой, чаще всего, если не всегда, оказываются бесплатным сыром…
В фильме практически все основные герои хоть раз, да показаны обнаженными. Но красивые любовные сцены и страсть мы видим только в самом начале романа главных героев, потом эта страсть превращается в отчаяние. В «Туманной спирали» можно увидеть самый красивый и трагический минет в истории мирового кино, он не менее возвышен, чем соединение тел, устремляющихся ввысь в «Жертвоприношении» Тарковского. И безнадежен. Страсть-отчаяние столкновения-одиночество-смерть. Такова, по Висконти, цепочка взаимоотношений каждой пары. Тела других героев абсолютно неэротичны. Они ведь находятся в состоянии смерти или предсмертной агонии. И уже абсолютно никому не интересны, словно гипсовые фигуры у студентов операторского факультета ВГИКа.
В этом тонком психологическом фильме великолепна Кароль Шове. Ее красивые и выразительные глаза полны отчаяния человека, не способного примириться с этим миром. Следователя играет Стефано Сатта Флорес, хорошо знакомый нашему зрителю по роли фанатика-киномана в фильме Этторе Сколы «Мы так любили друг друга», а также главной роли в картине Паскуале Скуитьери «Оружие», бывшей в свое время в советском кинопрокате в урезанном на полчаса варианте. Воздушна и стеснительна, горда и неприступна, застенчива и сурова одновременно Клод Жад, известная по тетралогии Трюффо об Антуане Дуанеле. В небольшой роли появляется одна из самых красивых итальянских актрис семидесятых годов Элеонора Джорджи.
Э. Висконти не занимать умения работать не только с актерами, оператором Бласко Джирато, но и композиторами. На заре своей режиссерской деятельности он вынудил Эннио Морриконе написать, пожалуй, лучшую его мелодию к «Монахине из Монцы». В «Туманной спирали» Висконти работал с венгерским композитором Иваном Вандором — другом Морриконе и его сокурсником в Санте Чечилии. Вандор уже написал удивительно красивую и органичную музыку к «Сидящему одесную» Валерио Дзурлини, однако две невероятно тонкие, неизгладимые и, без преувеличения, гениальные темы, написанные для «Туманной спирали», будут преследовать зрителя еще очень долго после завершения просмотра, когда раздастся финальный выстрел из ружья. Как неизгладимыми останутся и кадры молодой пары, бредущей по осеннему холодному лесу на трагическую охоту, ставшую для обоих предвестием необратимой смерти…
9 из 10
29 марта 2014