Специальное воспитание
Specijalno vaspitanje
7.3
8.3
1977, драма
Югославия, 1 ч 50 мин
В ролях: Славко Штимац, Любиша Самарджич, Александар Берчек, , Ратко Танкосич
и другие
Юный правонарушитель из провинциального городка Пэра Трта, приезжает в Белград на перевоспитание. В то же время в Доме для малолетних правонарушителей появляется воспитатель Жарко, который имеет несколько другие методы работы со своими подопечными... Их судьбы объединяются вокруг воспитанника Дома Люпче, который избегает контактов с кем-либо и молчит с момента своего приезда...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Специальное воспитание

английское название:

Specijalno vaspitanje

год: 1977
страна:
Югославия
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Живко Залар
композитор:
художники: Мильен Крека Клякович, Надежда Перович
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 апреля 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Специальное воспитание», 1977

Знакомством с четвертым представителем «Пражской школы» югославского кино получилось неоднозначным. Правда однозначно, что фильм очень хороший. В остальном… Выводы отсутствуют. Вопросы заданы, ответов нет. Большую часть времени воспринимаешь увиденное, как обычную социально-педагогическую драму на грани соцреализма с небольшими элементами комедии. Тема трудных подростков в 70-е и 80-е не была редкостью в восточноевропейском кино, так что ничего не поражает воображение поначалу. Пера «Трта» (прозвище — производное от глагола «тртиться», аналог русского «заниматься любовью») живёт с мамашей — тихой нимфоманкой и воображает, что его неведомый никому папаша — это милиционер Цане, который постоянно задерживает его за мелкое воровство.

В конце концов Пера оказывается в исправительном учреждении для несовершеннолетних. Там все модные, в клешах, постоянно дерутся и ходят в город, когда им вздумается. Такая непринуждённая житуха «пацанов» — первая отметка о нестандарности фильма. В это же время там появляется новый воспитатель Жарко Мунижаба. Крутой до черта, он сразу демонстрирует свою безаппеляционность. Кроме своей «системы», никаких авторитетов среди персонала учреждения у него нет. Эдакий «Макаренко» с гипертрофированной демонстрацией доверия к воспитанникам. При этом «свой», строгий и справедливый. Но и здесь диссонанс — «Жаба» со временем бреет налысо и отвешивает пощечины подопечным. Нестандартно в общем, не святой… Третий герой — не говорящий ни слова «заключенный» Любче. В вязаной шапочке а-ля МакМёрфи, он явно списан с персонажа Николсона.

Социализация Любче, который никогда ничего не украл, просто не воспринимает мир, главная задача воспитателя Жарко. В рамках его «системы» Пера и Любче начинают ходить на работу в один гараж и становятся друзьями. Вскоре неожиданно замечаешь, что смотришь уже (может и давно, но не сразу понял) совсем другое кино. Подходящие прилагательные: глубокое, высокое, тонкое, глобальное. Смешно понимать, но тонешь в противоречиях. Эфемерное и конкретное. Не про воспитание, а про жизни людей. И не важно, сколько им лет. Финал — катарсис. И снова… молчащие говорят, говорившие молчат. Недостатки в фильме есть, но круто всё равно.

7,5 из 10

9 апреля 2019

Другой метод

Фильм «Специальное воспитание» — первая работа режиссера Горана Марковича, увиденная мной. Эту картину я решила посмотреть из-за участия в ней Славко Штимаца, интересного сюжета и, конечно, югославских пейзажей. Фильм меня не разочаровал: это достойная работа, и один из лучших фильмов XX века на данную тему (по моему скромному мнению). К сожалению, эта работа не является очень популярной ни в России, ни за рубежом. Это не удивительно: год выпуска 1977 г., страна Югославии, нет ярких имен (мало ко знает о существовании Марковича, Штимаца и композитора Зорана Симьяновича), ни на каких кинофестивалях отмечен не был… Это неизвестность высшей степени, однако, будь этот фильм снят в Америке или в европейской стране (кроме самой Югославии, разумеется), то любители арт-хауса и просто хорошего кино уже давно бы атаковали этот фильм, говоря о том, насколько он гениален и насколько гениальны они, понявшие его. К сожалению (а может и к счастью), никакого ажиотажа по поводу картины нет, и мой отзыв будет первым относительно ее. Так начнем же.

Признаться, изначально я ожидала другого. Почему-то мне казалось, что фильм должен быть пропитан гуманистическими идеями, вечным милосердием и т. д., и т. п. Но это было бы очень просто. Было бы просто, если бы воспитатель Жарко Мунижаба (Беким Фехмию), придя в Дом, тут же бы влился в коллектив (но не учительский), чувствовал бы себя «своим» среди учеников, и в конце фильма они бы непременно встали на путь истинный. Нет, на путь истинный никто не встал, и сам Мунижаба имеет несколько постыдных тайн… Исправительное учреждение не исправило и не исправит никого, да и Мунижаба сделать это не в силах. Он помогает лишь Люпче, главному герою, и то потому, что тот не должен находиться среди малолетних преступников. И в чем же тут смысл, спросите вы? К чему снимать фильм про исправительное учреждение, если никто так и не сможет стать другим в финале? Быть может потому, что это фильм не о Доме, а о воспитании, о воспитании любви к жизни.

Что нам первое приходит в голову, когда мы думаем об исправительных учреждениях? Конечно же, их работники. В Доме все как на подбор: директор, который делает все лишь для того, чтобы его заведение не закрыли, не оштрафовали и, конечно, чтобы был виден результат (результатом обычно является поступление воспитанника с учебное заведение, получение им профессии и свадьба. Ну и конечно, ни единого привода в милицию); воспитатель, который предпочитает в буквальном смысле «достучаться» до учеников (читайте: рукоприкладство), и, конечно, психолог, милая женщина, которая должна у всех вызывать уважение (на деле же, она может только говорить терминами. Не дано ей понять все закоулки души этих детей). Жарко Мунижаба разительно отличается от них: во-первых, он сразу отделил «своих» детей от «чужих»; во-вторых, он, хоть и понимает, с кем имеет дело, не идет «стучать» директору по поводу украденного граммофона, а верит на слово истории воспитанников о тетке; в-третьих, он не воспитывает своих детей, а они воспитывают друг друга. Воспитывают любовь к жизни.

Главный герой картина — Люпче (Александар Берчек, с которым я также, как оказалось, знакома, благодаря «Завету» Кустурицы) — бежал из Дома, однако вскоре его вновь туда вернули. Он не совершил ни одного преступления за всю жизнь, однако на его глазах убили мать, и его отправили в исправительное учреждение, просто от того, что больше некуда было. И Люпче молчит. Он не признает этот мир, отгораживается от него, как только может… И это видит Жарко Мунижаба. Он считает, что может помочь этому несчастному человеку и делает это, благодаря еще одному воспитаннику, Пэру Трте. Пэра — жизнерадостный (насколько это возможно) мальчик, который не оставил своего «ремесла» (карманичество) и после того, как был отправлен в дом. Кстати, находится он там еще и потому, что мать его была определена в больницу душевнобольных. Это и роднит Люпче и Трту: они потеряли близкого для них человека. С этого момента и начинается их странная дружба.

Трта делает все возможное, чтобы Люпче заговорил (где-то его наставляет Мунижаба, но, в общем, он действует интуитивно), и для этого он знакомит его с девушкой. Между молодыми людьми вспыхивает чувство, и тот, кто до этого молчал, заговорил. Он почувствовал любовь к жизни, почувствовал ее вкус… Он выбирается за стены Дома, и даже когда его обвиняют в преступлении, которого он не совершал, он счастлив. Наконец-то он вырывается из своей тюрьмы, наконец-то он чувствует, что живой… И далее я остановлюсь. Хочется, чтобы все-таки вы посмотрели этот фильм. Финал картины, быть может, предсказуем, но можно сказать, что он счастливый. Счастливый для его главного героя.

Хотелось бы добавить несколько слов насчет художественной составляющей: актерская игра и музыка. Все актеры жили своими ролями, высший балл. А музыка Зорана Симьяновича гармонично вписалась в фильм. Как и в «Папе в командировке», так и здесь он сумел отразить главных героев своими композициями. Здесь нет намека на грусть, здесь современная (для 70-х гг.) музыка, которая отражает дух времени и дух молодых людей, о которых этот фильм рассказывает.

10 из 10

9 февраля 2014

Драма Специальное воспитание появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссером является Горан Маркович. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Славко Штимац, Любиша Самарджич, Александар Берчек, Cvijeta Mesic, Ратко Танкосич, Hasim Ugljanin, Olivera Jezina, Раде Маркович, Йован Яницевич, Radmila Savicevic, Милка Лукич, Радмила Гутеша, Жарко Байич, Весна Краина, Любомир Ципранич.

Страна производства - Югославия. Специальное воспитание — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.