Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Школьный вальс |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Павел Любимов |
сценарий: | Анна Родионова |
продюсер: | Таги Алиев |
видеооператор: | Петр Катаев |
композитор: | Владимир Шаинский |
художники: | Семен Веледницкий, Лидия Коняхина |
монтаж: | Т. Ридель |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Пересматриваю этот фильм по нескольку раз в год. Он моя юность, моя первая (невзаимная)любовь, первые разочарования, первые слезы. Перед выпускным наш учитель попытался в двух предложениях проанализировать этот фильм. Суть в следующем: что бы ни происходило в жизни, нужно оставаться человеком; все может случиться с вами, но постарайтесь выйти достойно из самых нелицеприятных, даже позорных для общества ситуаций, ДОСТОЙНО. Второе предложение я запомнила на всю жизнь, оно стало напутствием, своеобразным заветом. Не берусь судить о художественных достоинствах или недостатках фильма, на это есть специалисты. Я проживала фильм на эмоциях, актеры смогли передать идею. Я росла с этим фильмом. Благодарна безмерно его создателям.
P. S. Три фильма из юности, которые советую людям моего возраста пересматривать иногда: 'Школьный вальс', 'Вам и не снилось', 'В моей смерти прошу винить Клаву К.' И будет вам счастье...
18 ноября 2023
Посмотрела фильм Школьный вальс (1977) после того, как прочитала статью о Елене Цыплаковой: она мне в юности очень нравилась, особенно в фильме Адам женится на Еве (1980).
В том фильме, по жанру комедийном, по смыслу философском, вымышленный суд решает, может ли пара пожениться, подбрасывая молодым гипотетические испытания.
А фильм Школьный вальс — драма, в которой выпускники школы без всякой подготовки погрузились в испытания после того, как наломали дров. Прежде всего — это беременность главной героини, Зоси.
Ее возлюбленный, Гоша, оказывается к этому не готов. Родители девочки тоже проявляют себя не лучшим образом, так что вся ответственность за жизнь собственную и ребенка теперь лежит на девочке.
Для фильмов семидесятых тема подростковой беременности была очень смелой. А в жизни такие случаи были, хотя и не часто. О них шептались, детей старались быстрее поженить по справке или вынудить девочку тайком избавиться от беременности. В любом случае давление родственников было сильным.
У нас в школе девочка забеременела в 8 классе, парень к тому времени уже восьмилетку закончил. Они поженились, растили ребенка. Помню, как классный руководитель нам, десятиклассницам говорила, что у нас еще есть лет пять свободных для учебы и самих себя, а у этой девочки — коляска, быт преждевременно.
Вот и Зося оказалась преждевременно с ребенком. Как сложится ее жизнь, осталось за кадром. Но виден железобетонный характер девочки, работавшей на стройке во время беременности.
В фильме много недоговоренностей, и актеры больше молчат, чем выражают эмоции.
Кроме Цыплаковой из знаменитостей там Юрий Соломин, играющий отца Зоси. Умный, понимающий и молчаливо бездействующий. Его роль в дальнейшей жизни Зоси также остается за кадром.
В фильме играет и юная Евгения Симонова. По сюжету у нее отрицательный персонаж: соперница- разлучница. А получилась избалованная девочка, которая привыкла, что все ее «хочу» выполняются. Эдакая капризная принцесса из сказки про 12 месяцев, которой зимой понадобились подснежники.
В фильме именно Евгения Симонова приковывала мое внимание: ее героиня жила эмоциями, смеялась и плакала. А героиня Цыплаковой была вечно хмурой и недовольной, противостоящей всем.
Такая жизнестойкая девочка, которая сама придумала себе трудности, а потом героически их преодолевала. Вполне в духе времени, в котором она жила.
Фильм о любви, но вот любви в нем я и не увидела.
7 из 10
16 октября 2020
Значительной частью социальных осложнений мы обязаны нашей терпимости к корыстно неряшливому словоупотреблению, готовности нашей этой неряшливости подыгрывать. «Больше всего на свете я ценю независимость!» — лапидарничает сытый юнец, и мы понимаем его буквально вместо того, чтобы подставить вместо независимости слово беспроблемность и определить юнца в своей картине мира туда, где он и должен быть — на место личинки социального трутня, каким он непременно станет, если его вовремя всем социумом не разоблачить. Ответ на основной вопрос к сценарию «Школьного вальса», а именно на то, почему же подчёркнуто ершистый, независимый юноша бросил беременную, но горячо любимую девушку, а потом сразу, без перерыва, не просто сошёлся, но женился на нелюбимой, нежеланной, с казармой душной — не продохнуть — родни за спиной, — здесь. Не свободы юноша алкал, не независимости, а лёгкости жизни без вериг и обременений, оттого и делегировал наивно свои бытовые, желудочные, карликовые (других-то — откуда взять интеллигентскому отпрыску в Москве семидесятых?) проблемы тем, кто подставил под них плечи, не понимая по молодой дури, что такая сделка — это всегда обмен первородства на чечевичную похлёбку, всего себя — на заказы с икрой, тортом «Птичье молоко» и другими убогими застойными дефицитами.
«Школьный вальс» до сих пор остаётся одним из лучших в советском кино исследований калечащей заботы, парализующего избаловывания, порочности идеи о том, что взрослого ребёнка можно материально и эмоционально обслужить на всю его жизнь, стоит лишь усадить его душу удобно, но так, чтоб не вырвалась — в инвалидное, с колёсиками, на мягких рессорах кресло «Менялся нрав, ломался голос, не помню лета — помню стужу, какой-то стыд, какой-то тормоз мешал мне вырваться наружу,' — Татьяна Бек в своём программном, «Скворешники» открывающем стихотворении пишет и об этом тоже — не являясь, как и Дина, главной при этом пострадавшей. Потому что первая группа риска перед прогрессивным параличом от материнской, навязчиво ласковой, обволакивающей фигуры — это мужчины, причём чем моложе они, чем чище, освобожденнее от бытовухи, медальнее лицом, самоувереннее с девушками — тем проще их обездвижить, обескровить, лишить мужской и человеческой субъектности. «Школьный вальс» — это кладбище застойной мужественности, дающее весь имевшийся в наличии спектр столичных выше среднего типажей — от школьного Казановы, ленящегося даже на воротах в футболе постоять как следует, не жуя и не оседая тряпично, через вечно везде отсутствующего, самого себя отовсюду стёршего «не врача, но главврача» с бесполезно европейской внешностью, и до прячущегося за солдафонской тупостью отставника, даже обедающего в кителе, чтобы совсем не рассыпаться в пыль перед напором своей убийственно активной жены.
Перед драмой этой мужественности, вовремя никем не замеченной, не отрефлексированной, не исправленной — меркнет главная проблема фильма, сама по себе страшная, непонятно кем и как оставленная без внимания в стране передового в целом-то здравоохранения. Проблема эта, конечно, в многолетней банальности аборта как едва ли не единственного средства контрацепции — при в целом европейских нравах в том, что касается сексуальной свободы и ответственности родительства. Сцены в абортарии, куда женщины ездят, как в профилакторий («Только здесь с тобой и встречаемся!» — воркуют две очевидно привычные, очевидно смирившиеся с этим положением вещей пациентки, отсылая спать пламенеющую ужасом Зосю) — по-настоящему пугают, а уточнения («мы вчетвером в одной комнате, а дочка — хитрая стала, всё понимает!») погружают в такую безысходность, что хоть вой, хоть бейся головой об стену, хоть сдавай все бастионы за доступность противозачаточных. Счастье и благость нашего времени, конечно, хотя бы в том, что эта проблема — решена, а потому и основная коллизия «Школьного вальса» потеряла свою выстраданную женщинами мучительность, как когда-то, после легализации лёгкого и равноправного развода, потеряла мучительность коллизия «Анны Карениной». Все у всех нарушено, разбито — почему-то легче, что у всех…
8 июля 2020
Наверное, наговорю банальщины, но всё же.
… На первый взгляд мальчик казался мужественным, целеустремлённым, его порывистые желания стать героем-геологом воспринимались не более чем юношеской бравадой, и в искренность его любовных отношений верилось безоговорочно. Но как только он проявил первую неуверенность, растерянность, весь прекрасный образ тут же побледнел. Вслед за этим сюжет мощно ввернул ситуацию, после которой возврат был возможен только через очень сильное самопреодоление и самоанализ. И эти растерянность и неопределённость уже влачились за Гошей до самого конца, как тяжёлый ненужный хвост, наличие которого он даже не осознавал и не пытался анализировать, а лишь мямлил: «Ничего не понимаю».
Здесь уместно поразмышлять, что могло стать причиной такого поведения? По сюжету известно, что несмотря на свой внешний лоск, парень рос практически без родителей, которые были постоянно в каких-то командировках. Возможно, они сами были геологами, поэтому ребёнок невольно воспринял от них такой жизненный стереотип поведения — нескончаемая череда экспедиций. Именно поэтому с ребёнком мало времени проводил отец, ему не с кого было брать пример для подражания в быту, пример отношения к женщине. И если в одной ситуации Гоша проявлял себя как завидный любовник, постоянно беспокоясь о подруге, то, попав в необычное положение, — гипотетическое по сюжету, ведь это было лишь предположение, — немедленно растерялся. Это в целом нормально для человеческой психики, так может повести себя любой, ведь нельзя быть постоянно готовым к любым поворотам судьбы. Настоящее мужество заключается в преодолении себя, и фильм демонстрирует как раз неспособность героя и в дальнейшем принимать осмысленные ответственные решения. «Больше всего в жизни я ценю независимость», — вот жизненный стандарт этого человека, который критикуется в контексте фильма.
Кто изменился в этой истории, кто её настоящий герой? На мой взгляд, в этом фильме нет главного героя, потому что все остались такими же, как и были, участники драмы не получили никакого развития. Разве что заведомо отрицательный персонаж, Дина, сделала для себя кое-какие выводы, но лишь за это нельзя назвать её главным героем.
Зося лишь окрепла в своих убеждениях, что поступила правильно, сохранив ребёнка, при этом ни разу за всё время она не раскаялась в том, что только она одна была виновата в его появлении. Её ответственный поступок можно только приветствовать, но в этом нет настоящего героизма: довольно обычный случай и довольно обычный результат, за который нужно было ответить. И она ответила сполна, это достойно всяческого уважения. Особенно в ситуации, когда даже самые близкие люди не только не поддержали её, но даже подталкивали к иному. Однако мне кажется, что такой пример поведения Зоси вряд ли мог подтолкнуть женское «массовое» сознание к завистливому подражанию. Ведь эта покинутая девочка отнюдь не стала счастливой, никаких возможных жизненных перспектив перед зрителем эта картина не нарисовала: учёба, карьера, крепкая семья, радостное материнство. Всего этого она разом лишилась, остался только тяжкий труд матери-одиночки по уходу за ребёнком. Вряд ли этим кого-то соблазнишь. Наоборот, прикинув перспективы, кое-кто предпочёл бы отказаться от «личностного роста» подобного рода.
Зося изначально была сильной цельной личностью, способной не только на собственные ответственные решения, но и на изменение мира вокруг себя. Сказав «а», она твёрдо сказала и «б», минутное колебание здесь было уместно и простительно. Взяв ответственность на себя, она также радикально изменила свой образ жизни. Могучая сила воли, которой остаётся лишь восхищаться!
Довольно мутная роль здесь у отца Зоси. Эти холодные молчаливые отношения между отцом и дочерью, эта постоянная «терпильность» в отношениях с нагло изменяющей женой, вплоть до нарочитого джентльменства: «Я ухожу», — вместо того, чтобы указать изменнице на дверь. Эта странная серая мышь данной истории не оставила о себе приятных воспоминаний, за исключением лишь холодной выдержки в любой ситуации. Даже с этим более положительным в сравнении с матерью отцом Зосе не очень-то повезло, хотя в трудные её дни подчёркивалось, что он оказывал ей хоть какую-то поддержку.
Вообще этому фильму катастрофически не хватает вербальных смыслов, здесь многое отдано в руки зрительских фантазий и домысливания. Поэтому проблема главных героев этой истории (и не только главных) видится мне, в первую очередь, в том, что они неспособны были разумно объясняться, влиять друг на друга хотя бы простыми и понятными словами, доходчиво доносить свои мысли и желания. Это фильм действий и решений, за которыми зритель должен что-то угадывать и рисовать возможное воображаемое развитие событий.
Несмотря ни на что, я уверен, что волевая Зося могла бы сделать из своего парня настоящего героя. Ведь между ними были искренние глубокие чувства, которые даже со временем не прошли, несмотря на всё произошедшее. Это прекрасная основа для выстраивания дальнейших отношений, но молодые люди этим не воспользовались. Эта неспособность к осмысленному, направленному человеческому общению меня здесь сильно удивляет: счастье было так близко, но никто не захотел его взять. А нужно было лишь делать хоть что-нибудь, а не плыть молчаливо по течению обстоятельств и ждать неизвестно чего. Зося смогла бы обуздать этого «вольного мустанга» и поставить его в «стойло», ведь за всем своим «героическими» метаниями он отчаянно нуждался в поддержке и внешнем управлении, но то ли гордость, то ли глупость, то ли неопытность этого Зосе не позволили. Скорее, последнее.
Зато получилась отличная мелодрама, душевная и умная, но, однако же, оставляющая зрителя без особого утешения.
Остаётся ли здесь надежда?.. Я здесь в неё не верю, не тот «материал».
9 из 10
21 октября 2019
«Гениально!» Именно такая мысль у меня промелькнула в какой-то момент просмотра картины. И — да, именно «Картины»! Здесь это слово уместно. Написанной широкими, быстрыми, уверенными мазками и линиями. Если режиссер решил, что не стоит мельчить, вдаваться в подробности, как там всё было, как происходило, то это его право и именно такой стиль. Иначе бы получилась мелодрама, растянутая на много серий и всё равно предсказуемая. А так- драма, с несколько будто бы недосказанным концом. Хотя этот недосказанный конец, так часто встречающийся в советских фильмах того времени, и не только советских, немного вводит в ступор, он зачастую является единственным разочарованием после просмотра, как и на этот раз. Но очень интересно было наблюдать за характерами и поведением персонажей, которые очень удивляли, особенно за отношениями в Зосиной семье. А Дина так вообще — даже не персонаж, а словно картонная карикатура, прущая против очевидности.
9 из 10
29 декабря 2016
Как гласит заезженная «народная мудрость», мужчины любят одних, а женятся на других. В основе сюжета фильма «Школьный вальс» как раз такая типичная ситуация. Он, она и соперница. Он и она строят свои отношения на «умной почве», скрепляющей их далеко не платоническую связь. Но никакой пошлости в кадре: ни поцелуев и, уж тем более, постельных сцен. Нет и особого эмоционального накала: слезы Дины, увы, беспомощны. Она обречена на одиночество: не затрагивает сердце Гоши, вызывает неприязнь у зрителя (кому понравится разлучница?).
Зося, претендующая, вероятно, на звание положительного персонажа, представляет собой образ девушки, которая плывет по течению: не пытается бороться за любимого, не устраивает сцен, когда надо бы не просто кричать, а бить в колокола. «Как, ты ничего не знаешь?», — удивленно спрашивает она. То есть она надеялась таки, что какой-нибудь добрый самаритянин просветит горе-папашку. Но сама она, конечно, особа гордая, упорно хранит молчание: а зачем ребенку отец, не правда ли. Неоднократно говорится о «кошачьем имени», что видится не просто случайностью или неудачным сравнением. Такую параллель проводит и мать Зоси, и друзья, и, наконец, Гоша. То есть дело не в отношении извне, а в каком-то сущностном качестве. Ребенок — котенок, которого можно «очень любить», он ждет дома и никогда не предаст. Насколько Зосей осознается ответственность момента — большой вопрос.
Почти никак не показываются душевные страдания Зоси (немного рыданий — и это все?). Ни трудная жизнь в общежитии, будучи беременной, ни роды, наконец. Весьма слабая сцена в больнице: где муки, где сомнения? И это ведь это происходит с героиней не в 37 лет, а в 17! Всё в первый раз: другая острота ощущений — весь мир перевернуться бы должен. Но на экране — «самурай в юбке». Додумывайте, зрители, сами, что там с ней было. Немного «житейского опыта», и Зося видится замечательной и прекрасной, а Дина, конечно, — расчетливой стервой.
Как бы там ни было, это история вчерашних школьников, которые так накуролесили, что им этого хватит разгребать на всю оставшуюся жизнь. И все высокопарные слова учителей, под носом у которых дети вовсю танцевали «не школьный вальс», увы, весьма карикатурны по отношению к реальности.
26 августа 2015
Что можно сказать о судьбе Зоси, посмотрев этот фильм?
Как сказала учительница на выпускном:«Главное всегда оставаться человеком».
И Зося замечательно справилась с этой задачей, в отличие от Гоши.
Зося осталась человеком, который не смотря на все трудности нашел в себе силы дать жизнь другому человеку. Маленькому существу, которое будет любить ее всем сердцем.
В конце концов она нашла ту любовь, которую бы ей не мог дать ни один Гоша. И она будет счастлива, в отличие от него.
Фильм замечательный. Стоит посмотреть каждому, кто готов/столкнулся с правдивой реальность (нужное подчеркнуть)
Фильму ставлю 10/10, а для себя отмечаю еще раз, что главное в любой ситуации оставаться человеком.
11 марта 2015
Все жалеют Зосю за то, что на ее долю выпали испытания, хвалят ее за то, что она сильная… Но никто не смотрит в корень проблемы.
С самого начала — кому как не девушке заботиться о безопасности секса, но нет. Ну да ладно, СЛУЧИЛОСЬ, с кем не бывает. И что же делает героиня? Она одна решает за всех: за себя, за отца ребенка, за родителей (которым как не крути придется обеспечивать дочь и внука). Материнский инстинкт!!! скажите вы. Глупость скажу я. Так начинаются тысячи историй Российских женщин, с десятком таких историй знаком лично и мажорных нот в этих историях ничтожно мало.
Фильм о безответственности и ее последствиях.
А вообще хорошая картина, рекомендуется к просмотру.
7 из 10
20 марта 2014
Главные герои — Зося, Гоша и Дина, как и другие выпускники, полны надежд и ожиданий, впереди у них большое будущее.
Однако, впервые столкнувшись с недетской проблемой и встав перед выбором, молодые люди ведут себя по-разному.
Узнав, что его возлюбленная беременна, Гоша не пытается поддержать Зосю. С одной стороны, его можно понять — он только недавно сам вышел из детского возраста и не готов воспитывать своих детей. С другой стороны — осознает ли он сам свою социальную нестабильность и отсутствие необходимого опыта для рождения и воспитания ребенка, или же им правит эгоизм? Мне кажется, что второе. Если бы он действительно любил Зосю, то обрадовался возможности создать с ней семью и воспитать с ней ребенка. Естественно, как и у всех молодых родителей, у них случились бы проблемы, которые впоследствии могли бы разрушить их отношения, но знал ли наперед о таких перспективах Гоша? Вряд ли. Скорее всего, он хотел оставить все как есть — наслаждаться молодостью и не отвечать за свои поступки. Поэтому прихожу к выводу, что он был эгоистом и по-настоящему Зосю не любил.
Зося, хоть и не сразу, но принимает ситуацию, такой, какая она есть, со всеми вытекающими последствиями. Замечу, что это было не ее решением делать аборт — в больницу ее приволокла мама под предлогом, что дочь зависит от них в первую очередь материально да и шанс поступить в хороший вуз у нее очень высок, зачем же его упускать? Видно, что Зося колеблется, а разговоры счастливых многодетных мам в палате и плакат про аборты стали последней каплей: Зося совершает серьезный взрослый поступок — принимает решение оставить ребенка и нести ответственность уже не только за себя одну. Чуть позже, когда ее одноклассники поступают в вузы, девушка начинает работать.
Мне кажется, этот момент можно считать точкой отсчета, когда Зося вступила во взрослую жизнь со всеми ее тяготами и невзгодами, а Гоша, который решил не замечать проблему, остался ребенком.
Интересна и судьба Дины, последнего звена любовного треугольника. Вначале фильма эта героиня не вызывала у меня ничего кроме раздражения. Разумеется, ее поступки — намеренно не позвала Зосю в гости, увела ее кавалера танцевать и т. д. — свидетельствуют о ее эгоизме и наглости. О таких говорят «по головам пойдет».
Но в конце истории стало жаль и ее — глупо обвинять маниакально влюбленную девушку в том, что она, зная, что ее любовь не взаимна, все-таки надеялась на счастье. Немаловажным фактом является и то, что именно Гоша принял решение быть с Диной, что на определенном этапе не могло не вселять ей надежду на счастливое будущее с ним. Очень зацепил диалог Дины с маленьким мальчиком, соседом по подъезду. Несмотря на то, что Дина по всем параметрам взрослая — замужняя женщина, живет отдельно от родителей и одевается, как женщина, перед нами — разговор двух маленьких детей. Она по-детски говорит о муже, что раньше он был хорошим, а теперь стал плохим, не понимая того, что сама виновата, женив его на себе, хотя выбор-то у нее был.
Отношения Зоси и ее родителей заслуживают отдельной темы. С мамой все предельно ясно, а вот отношения отца и дочери, на мой взгляд, раскрыты не полностью. Догадываюсь, что для Зоси отец был намного ближе, чем мама — именно ему она звонила в момент, когда бежала из больницы, и в новогоднюю ночь. Но на протяжении всего фильма отец молчит и не демонстрирует своих эмоций, что создается впечатление, будто бы он, хоть и умный, но очень инертный человек.
В связи с этим для меня загадка — как у людей, которые, на мой взгляд, не состоялись ни как муж и жена, ни как родители, да и как личности, выросла дочь с таким набором моральных качеств и волей?
Финал фильма — встреча выпускников. Прошел всего год после окончания школы, но главные герои уже не так полны надежд и ожиданий. Их будущее наступило очень быстро.
За тот год, что они не виделись, Зося, пройдя множество испытаний, могла бы не только разлюбить, но и возненавидеть отца ребенка, но она хранила фотографию Гоши и жаловалась своему отцу, что не может о нем не думать. Мне кажется, что Зося — единственный персонаж в любовном треугольнике, кто любил искренне и по-настоящему. Любила до беременности, любила и после, когда Гоша оставил ее одну разбираться с их проблемой. Возможно, именно из-за любви к Гоше она в итоге и оставила ребенка.
И вот спустя год они встречаются снова. Обнимаются при встрече. На какой-то момент у меня создалось впечатление — она его простила, а он все понял, все осознал — они будут вместе! Но вместо этого Гоша жалуется на свою жизнь и говорит, что хочет все бросить и уехать в экспедицию, а у его сына «имя какое-то кошачье». И, несмотря на то, что Гоша изъявляет желание познакомиться с Васькой, мы видим не взрослого человека, который осознал свою ошибку и хочет ее исправить, а запутавшегося эгоистичного маленького мальчика, который не знает, что ему делать.
В финальной сцене Зося выходит из школы и спешит домой к своему ребенку. Она много пережила за этот год, несомненно, больше, чем другие главные герои, но при этом осталась человеком. Препятствия, выпавшие на ее долю, только закалили ее характер — она не спивается, как Гоша, и не впадает в истерики, как Дина. За ее спиной — окна учебных классов, где прошло ее детство, а впереди — любимый сын, взрослая жизнь и большое будущее. Будьте уверены — она со всем справится!
P.S. Как мне кажется, о проблемах молодой семьи, беременности у подростков и абортах открыто заговорили уже в 90е, поэтому для меня стало большим откровением, что кино по такой тематике снимали в СССР в 70е. Фильм своей актуальности не потеряет. Рекомендую всем!
18 декабря 2013
Объективно говоря, фильм наверное хороший: характеры убедительны, игра актеров очень хороша, музыкальное сопровождение — душевное и к месту, сценарий, все — замечательно…
Но мне лично фильм не нравится: давящая атмосфера, отсутствие воздуха, безвыходность, безнадежность, одним словом — тоска смертная. Беда в том, что я не вижу благоприятного исхода ни при каком повороте событий: все герои загоняют себя в такую безнадегу, что жить не хочется. Не буду рассматривать отношения родителей Зоси, отношения Дины и Гоши, хотя и о них можно много чего сказать. Рассмотрю варианты развития событий в отношениях Гоши и Зоси.
Вариант 1 реализованный: Гоша, страшась рождения ребенка, бросает Зосю (кстати, что это за имя у нее такое? Интересно, зачем героиню обозвали именно Зосей). Но Гоша не в состоянии быть счастливым без Зоси. Как и Зося без Гоши. Убедительно. И без вариантов, на мой взгляд.
Вариант 2: Гоша остается с Зосей, она рожает ребенка. Этим отношениям все равно не долго жить, потому что я не могу себе представить, что Гоша воспримет этого младенца как единственное, чего ему недоставало в жизни в 17 лет. Результат — Гоша все равно сбежит, причем ждать придется недолго.
Вариант 3: Зося делает аборт и остается с Гошей. Тут уж Зося не позволит себе быть счастливой: мучимая угрызениями совести вкупе со страхом никогда больше не родить (вернее, эти доводы надо переставить местами), она либо просто разрушит отношения с Гошей, либо быстренько забеременеет опять. И повторится Вариант 2, а именно: Гоша сбежит от младенца.
Вариант 4: Зося ухитряется не забеременеть. Ее роман с Гошей счастливо развивается, и они даже заключают брак. Пара на седьмом небе от счастья. Но буквально через пару месяцев Зося все равно беременеет, потому что в СССР о планировании семьи вообще слыхом не слыхивали (если не считать абортов): молоденькие жены очень быстро беременели и рожали. Потом они продолжали беременеть, но уже прибегали к абортам: почему-то второй, третий и последующий аборт в СССР уже не воспринимался как трагедия, и излишних душевных мучений не доставлял. Соответственно, такое развитие событий снова возвращает нас к варианту 2.
При этом, я не осуждаю Гошу. Ну скажите честно: зачем семнадцатилетнему парню младенец? У него нет никакой потребности в младенце. Ему надо учиться, работать, познавать мир, людей. Желание иметь детей и нести за них ответственность, возможно, придет к нему через энное количество лет. (И может и не придет никогда, кстати.) Но мир, в котором живут Гоша и Зося не предоставляет им вариантов. Вариант один — практически при любом раскладе — младенец. Единственный выход — строгое воздержание.
Вариант 5: строгое воздержание. Гоша и Зося поступают в институт, учатся, знакомятся с миром. Одновременно они продолжают встречаться друг с другом, не позволяя делу заходить слишком далеко. Сколько так можно протянуть? Обычно советские студенты, чьи отношения начались до института, в лучшем случае были способны дотерперь до третьего курса. Дальше — брак и… младенец. Возможно, через три года этот младенец уже не сыграл бы столь разрушительную роль, и брак Гоши с Зосей устоял бы, превратившись в лучшем случае, скажем, в аналог брака Зосиных родителей. Но этот вариант не кажется мне более оптимистичным чем все предыдущие.
Зачем же Зося принимает решение рожать? Это признак ее высокоморальности? Да нет, она просто боится последствий аборта. Ей срочно нужен ребенок? Материнские чувства одолели? Ничего подобного: Зося обычная девушка. Ей надо учиться, как и Гоше. Зося страдает по Гоше, а вовсе не мечтает о младенце. Зося хочется танцевать и флиртовать на вечеринках, а не люльку качать. (И на мой взгляд, было бы странно, если бы было наоборот.) Да, Зося не отказывается от своего ребенка после его рождения. Но и сей факт не является каким-то особо веским аргументом в пользу Зосиной порядочности в противовес «подлости» Гоши: по чисто физиологическим причинам женщины гораздо реже отказываются от своих детей чем мужчины.
Возможно, что последний шестой вариант — является самым оптимистичным:
Варинт 6: исходящий из событий фильма, додуманный. Случилось то, что случилось. Зося колупается со своим младенцем, Гоша уезжает в экспедицию. Или не уезжает, а продолжает учиться в институте. Потихоньку они налаживают отношения, спихивают младенца на бабушек-дедушек. Правда, с этим у родственников с обеих сторон — напряженка. Однако, папа Зоси внушает некоторую надежду, да и мамаша, возможно, в конце концов будет вынуждена оставить свои любовные похождения и заняться, наконец, ребенком — своей прямой обязанностью! (в прямом соответствии с советскими семейными ценностями.) После того как пройден самый тяжелый младенческий период, Зося поступает в институт и, наконец, начинает жить почти нормальной студенческой жизнью, наслаждаясь (наконец-то) отношениями с Гошей.
Вывод: дети в 17 лет в 99% случаев — не дают шансов отношениям в паре. Это, конечно, не вина детей. Но и не вина их бедных родителей, зажатых в реалиях Советского Союза второй половины 70-х. Грустная история. Грустная и правдивая.
11 июня 2012
Фильм Павла Любимова «Школьный вальс» раскрывает очень важную во все времена тему: «проблема матери — одиночки». Но эта проблема еще сложнее, Зося не просто мать — одиночка, она 18-ти летняя девушка, кинутая своим любимым, да еще и с дитем на руках. Но Зося уже в свои 18 повзрослела минимум на 5 лет. Она сильная, не смотря ни на что, Зося рожает и без чьей-либо помощи самостоятельно воспитывает ребенка, в то время как ее любимый Гоша медленно скатывается вниз.
Все критикуют Гошу за его поступок, но я считаю что его можно понять, в 18 лет стать отцом, не почувствовав молодость сразу войти во взрослую жизнь — это слишком сложно для выпускника школы. Вместо того чтобы идти дальше, он сдается… что ж, это его выбор. Зоси все переживают, но стоит ли? Мне показалось, что она не чувствует себя несчастной, а даже наоборот. Ей не нужен никто кроме сына. Даже после того как Гоша ее бросил, она продолжала любить, но когда Гоша понял свою неправоту и попробовал все исправить было уже поздно.
В целом, «Школьный вальс» — это довольно смелый фильм. В нем поднимают небывалые на то время темы, такие как «Молодая беременность» и «Вопрос аборта». Рекомендую к просмотру всем, желательно задуматься над происходящим и вынести что нибудь себе на будущее.
9 из 10
11 марта 2012
Впечатлило. Как и большинство советских фильмов. Сначала чем-то напомнил «Москва слезам не верит», тот же трагизм, та же брошенная с ребенком молодая мать, те же страдания. Однако героиня Алентовой становится сильной, а Зося уже в свои 17 — взрослая женщина, способная принимать серьезные решения (она даже ни разу не заплакала, не было и бури эмоций, выплеска какого-то).
Ну а мужские характеры и в том и другом фильмах — к сожалению, не отличаются героизмом подвигов и благородством, что придает им самобытности. Что тот, что другой — эгоисты, ищут встреч с бывшими любимыми только когда в их жизни случаются трагедии. И это печально. И коль уж проведена мною параллель между этими сюжетами, не хватает в конце, конечно, обретения счастья Зоси, хотя она его заслужила и оно было так возможно с «Пушкиным», который единственный, кто отозвался о ребенке с такой теплотой и нежностью — «хороший человек будет».
Об актерской игре.
Весьма впечатлила и порадовала Симонова, кажется по актерскому мастерству, искренности, умению вживаться в роль, молодая Симонова нисколько не уступает сегодняшней, зрелой. Цыплакова тоже впечатлила, силу натуры Зоси показала одной лишь мимикой. И, безусловно, Соломин. гениально.
Стоит смотреть. Хотя бы для того, чтобы самим не совершать в жизни малодушных поступков…
30 мая 2011
- Люди любят друг друга, а потом перестают… Отчего?
- А это от глупости! А мы с тобой люди умные.
Всем нам хочется верить, что все будет хорошо, что чувства остаются навсегда. Но почему-то так не бывает. Происходит что-то и людям не хватает, бог знает, чего, чтобы сохранить самое дорогое, что есть в жизни. Нас влекут неведомые горизонты, и мы думаем, что они сделают нас счастливыми.
Гоша хотел свободы и независимости. Он получил ее, променяв на это все. Но стал ли счастливее? Стала ли счастливой Дина, добившись замужества с человеком, которого обожала, но прекрасна знала, что тот любит другую? Матери Зоси наскучила семейная жизнь и она променяла мужа и дочь на любовника. Хотя и знала, что с ним не будет счастлива.
Одна только сильная Зося не погналась за счастьем. Не испугалась ответственности, не пожалела променять свою счастливую многообещающую молодость на маленького, еще не родившегося человека. Да и разве может женщина сделать что-то в жизни более значимое чем родить, вырастить нового человека?
А у кого бы из нас в ее возрасте хватило бы на это смелости, сил? У нас ведь в моде жить как можно интереснее многограннее, добиваться высот, строить карьеру и быть независимыми. Но не делает ли нас это порой бесчеловечными, эгоистичными?..
Елена Цыплакова и Юрий Соломин сыграли замечательно. Может они говорили немного, но их глаза и немногословность были куда красноречивее.
Ну и конечно обаяние Цыплаковой и прекрасная трогательная музыка делает этот фильм живым, цепляющим…
10 из 10
1 апреля 2011
«У московских школьников Зоси и Гоши — любовь, но совсем не такая, какую обычно показывают советскому зрителю, особенно, если он в возрасте главных геров..»
А есть ли вообще эта любовь? Судя по поведению Гоши ее вообще не наблюдается. Он представляется мне эмоционально не зрелым, безответственным, слабохарактерным человеком. Конечно некую симпатию к Зосе он все питал, но она была так поверхностна, так не глубока, так неэмоционально окрашена…
Зося же, наоборот, вызывает невольное уважение. Это сильная независимая девушка, знающая чего она хочет в жизни. Возможно она не так сильна на проявление эмоций, несколько холодна, но ее глаза, то каким взглядом она смотрит говорит сам за себя. Ей веришь…
Дина в исполнении Евгении Симоновой по началу как героиня мне не понравилась своей легкомысленностью, навязчивостью и отсутствием гордости, то как она все время ходила за Гошей. К конце фильма проникаешься симпатией и к ней.
Параллельно идет линия сюжета, повествующая о сложных и запутанных взаимоотношениях родителей Зои.
У каждого из героев этой киноленты своя правда и своя судьба.
10 из 10
14 января 2011
Этот шедевр меня почему-то все время «обходил стороной». Посмотреть удалось совсем недавно по телевизору. В картине три драмы: первая — бесспорно отношения Зоси и Гоши, вторая — Дины и Гоши, третья — родителей Зоси. По сути, два любовных треугольника так нам раскрыты, так показаны, что диву даешься на удивительное скопление талантов в этом фильме. Видимо, это действительно тот случай, про который говорят «звезды совпали»!!!
Драма молодых. По ходу сюжетной линии сначала осуждала героиню Елены Цыплаковой. Мое воспитание не позволяло мне принять ее позицию до того момента, пока Зося не сбежала из больницы. Героиня Евгении Симоновой — Дина меня не раздражала своей навязчивостью. Любовь — дело тонкое, и за свои ошибки мы расплачиваемся сами. Вот и Дине досталось то, за что так боролась. В картине не показано, знала ли ОНА о том, что Зося ждет ребенка, но она отдавала себе отчет в том, что «женит на себе Гошу». Ну а сам Гоша… что можно сказать? За-лю-би-ли парня, закружилась голова от успеха у женщин! Сильный вначале и слабый по жизни персонаж!
Драма взрослых. Очень тонок и трогателен в этой картине Юрий Соломин. Настолько хорошо им сыграна эта роль мужа и отца, что нет слов! Наталья Вилькина в роли мамы также убедительна: конец ее истории с любовником был ясен ее героине еще вначале романа, но этой женщине зачем-то «надо было идти до конца»! Она также получила по заслугам!
Я очень рекомендую этот фильм к просмотру всем!
10 из 10
11 декабря 2010
Одни эмоции. Такие отношения были у людей. Надежные, крепкие, сильные. Зося верила в Гошу, Гоша верил в Зосю. Зося — сильный, умный, сдержанный человек, и уж если такая девушка явилась инициатором близких отношений, ну подумай, болван, какое чудо тебе досталось, она возьмёт на себя всю ответственность за ребёнка, будь только ты рядом, она тебя любит!
Даже из дневника читала выдержки, вот как доверяла.
Нет, не понимаю Гошу. Ведь не дурак! Как можно было позволить свиристелке Дине себя увлечь, он же ей говорил, не ходи за мной, почему ты Зосю на День Рождения не позвала, видно же, что она его раздражала.
Вобщем, если ситуацию перенести в реальность, я желаю Зосе найти сильного и любящего человека, а не такого как Гоша, пустослова, а таких людей как Дина и её мать — презирать и избегать. Несмотря на внешнюю приветливость таких людей.
Дина же знала о чувствах и намеренно разбила их. Ненавижу.
А Зося и потом его любила, и спустя год, и наверное, и два, и три. Можно понять человека.
10 из 10
11 августа 2010
Несмотря на то, что фильм снят в 1977 году, в нём поднимаются настолько близкие и жизненно важные проблемы — проблема прощения, душевной стойкости, самостоятельного принятия сложнейших решений, едва вступив во взрослую жизнь — могу точно сказать своей актуальности этот фильм не потеряет никогда.
Какие испытания по силам вынести настоящей любви? Способна ли любовь пережить серьёзнейшее предательство? Самые что ни на есть животрепещущие вопросы, никакой пошлости — но как это типично было для советского правительства отрицать существование социальных проблем. Конечно, проще сказать «В СССР секса нет, школьницы у нас не беременеют, парни сплошь семьянины (школа-институт-семья), и вообще у нас тут типа образцово показательное общество, без социальных драм». Жаль, что фильм для многих так и остается неизвестным. Напрасно. Потому что все темы легко переносимы на любую эпоху, любое время прошлое, настоящее, будущее!
Меня поразило то, каким показан Гоша. Это просто удивительное сочетание самолюбия, нигилизма, трусости и наглости. «А что мне-то делать?» заявляет он Зоське, которую бросил беременную, заставил пройти через столько мучений. Как язык поворачивается? Имеет ли право на второй шанс даже самый конченный трус и негодяй? Во имя любви…!? На этот вопрос каждая ответит по своему.
Изумительный фильм, тонкая, злободневная драма — о выборе пути, о людях, о цене любви и взаимопонимания, просто о проблемах простых людей. Жизнь.
10 из 10
22 марта 2010
Очень хороший фильм. Смотрю его не в первый раз и, надеюсь, не в последний. Нравится. Нравится вопреки, если быть точным. Вопреки моему острому неприятию подобных сюжетов. Не трогают меня эти «маленькие трагедии». Может быть поэтому, ничего не ожидая от сценария, обращаешь внимание на постановочную часть и… всё хорошо, никаких замечаний.
Или другая версия: именно нейтральный тон повествования при том, что тема поднята достаточно острая и актуальная, обеспечивает успех картины. Никто не является очевидной безвинной жертвой, каждый сам в той или иной степени виноват в своих проблемах, и эта приближенность к реальной действительности не может быть не замечена зрителем.
Авторы не просто показали нам цепь событий и предоставили право решать, кто прав, а кто виноват. Им, на мой взгляд, удалось сделать больше: дать нам возможность увидеть проблему в разных ракурсах, с различных позиций. Жизненность, другими словами, — вот в чем секрет фильма. Всё просто, достоверно, и это подкупает.
И еще. Елена Цыплакова. Ее личный вклад в успех фильма я бы выделил особо. Даже не вникая особо в перипетии сюжета, просто выбирая между двумя девушками — ей и Симоновой — особо не сомневаешься. Обаяние это, что-то другое — не знаю, но факт есть факт.
9 из 10
2 марта 2009
Казалось бы типичная ситуация — мальчик и девочка в выпускном классе любили друг-друга, девочка забеременела, мальчик вскорости женился на другой, такой же влюбленной в него девочке. А героиня аборт делать не стала, устроилась работать на стройку и родила мальчика. Казалось бы какие страсти, какой накал чувств! Однако все персонажи фильма весь фильм молчат.
Молчит папа героини (Юрий Соломин), который любит свою дочь и переживает за нее, изредка взрывается репликами мама героини, изменяющая мужу, немногословен возлюбленный героини, ценящий прежде всего независимость. А сама девочка (Елена Цыплакова) весь фильм мрачно смотрит на окружающих и, видимо, ждет от мира только плохого. Этот заговор молчания нарушает лишь соперница (Евгения Симонова). Ее любовь отчаянна и эмоциональна, но и она в конце-концов не выдерживает. Замолкает. Пока смотришь фильм, мучительно думаешь, почему бы героям просто не поговорить друг с другом.
Крикнуть, закатить истерику, дать пощечину. Нет, весь накал страсти в глазах Цыплаковой должен по сути заменить зрителю все развитие сюжета. Но почему то не заменяет. Хочется простого человеческого диалога, переживаний и эмоций. А фильм просто рассказал — да, вот бывает и так. Подумайте девочки и мальчики, прежде чем целоватьсся в десятом классе.
1 сентября 2008