Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Перед экзаменом |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
сценарий: | Виктория Токарева |
видеооператор: | Василий Трушковский |
композитор: | Вадим Храпачёв |
художник: | Сергей Бржестовский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 мая 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 4 мин |
В течение всей истории девочка демонстрирует незаурядное поведение, – высокую степень подросткового эпатажа и бесшабашности. В сущности, она ходит по грани и провоцирует окружающих на реакцию, особенно опасным в этом смысле было сближение с незнакомым мужчиной. Без преувеличения можно утверждать, что в этой части фильм получился остросюжетным.
Возможно, кто-нибудь возразит, что таков её осознанный выбор, она не ребёнок, и знает о возможных последствиях, она ЗНАЕТ ВСЁ, в особенности на личном примере со своей матерью. Но всё же, молодости свойственна беспечность и поспешность, это естественный закон природы, и Таня для него не исключение. При этом она, – в отличие от заурядных подростков, – не торопится сделать свой выбор, на котором так настаивает мать, она предпочитает пока держаться главного жизненного принципа – оставаться хорошим человеком. А какую выбрать профессию – не важно.
В этом показана глубокая философия жизни. При этом здесь у всех персонажей своя собственная правда, свои резоны и основания, но перед душевной чистотой главной героини, перед её правдой жизни, все остальные правды кажутся мелкими, помятыми и негодными.
Картина затрагивает серьёзные социальные проблемы: одинокое материнство, супружеская неверность, выбор профессии и другие. А на более тонких планах: целомудрие, тщеславие, эгоизм. Всему даётся нравственная оценка, и на примере конкретных персонажей показывают неоднозначность и сложность всех этих сторон жизни.
Игорь Кваша прекрасно отыграл свою роль, просто умница! Впрочем, как и его напарница Ольга Жулина. Благодаря актёрскому таланту, умело разыграны потрясающие сцены, где за внешне сдержанными образами героев угадывается настоящая буря страстей! С психологической точки зрения фильм является откровенно провокационным. Героиня удивительно вовремя задаёт своему знакомому правильные вопросы, чем удерживает его от дальнейших шагов к точке невозврата. Эта дуэль желаний и возможностей имеет местами крайне накалённый характер. Выглядит одновременно и миленько, и страшно... Привыкший к современной распущенности зритель, пожалуй, на этих сценах будет выть и рвать ушанку зубами!
Очень трогательный и милый момент, – когда предельно откровенная история «о том, что было», окончательно заглушает похотливый родничок в командированном ловеласе! Могу лишь в очередной раз аплодировать тому, насколько выше были советские люди в нравственном отношении в сравнении с современниками. Один лишь кинематограф чего стоит. Такие фильмы хотя бы детям не страшно показывать, а как понеслась перестройка с её «Маленькими Верами» и прочей чернухой, – туши свет, кидай гранату!..
Невероятно забавно выглядят карикатурные молодожёны – настоящий гимн молодости! Очень яркое и самобытное пятно на всём полотне. (Кстати, кто не видел женщину-абьюзера, – вот она; кто не видел мужчину-тряпку, – вот он).
Каждый герой здесь достоин отдельного подробного разбора, хоть сочинения пиши. Даже эпизодическая подруга Тани.
В финале в качестве утешения зрителю мимолётно показан откровенный разговор с матерью. Это очень похоже на примирение, и это действительно по-взрослому, – между матерью и дочерью обязательно должен быть душевный контакт и понимание.
Надо отдать должное автору сценария и режиссёру, настоящие молодцы! Достаточно сказать, что сценарист здесь Виктория Токарева, создавшая такие сложные произведения как «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шла собака по роялю».
Особое. Любой национальный кинематограф всегда старается продемонстрировать красоту столичных городов, это имеет глубокий смысл. Поэтому единственная неразрешимая загадка этой киноленты: почему Киев оказался никак не отражён на экране? Столько про него было упомянуто на словах, и в результате – ничего. Может быть, это сделано намеренно, чтобы максимально сосредоточиться на сюжете, а кому нужен Киев – ласкаво просимо.
Вывод. Это редкий, непопулярный советский фильм. Я не знаю почему, лишь подозреваю, что несмотря на то, что он в целом правильный и нравственный, всё же он не даёт пример решительности, осмысленности и ответственности. Скорее, показан пример прямо противоположный. Возможно поэтому картину не старались показывать часто, и она мало известна зрителям.
Вместе с тем это «солнечный» и жизнерадостный фильм, очень интересный, и при этом заставляет думать и учит хорошему. Если бы родители вместе с детьми смотрели такие фильмы и вместе обсуждали, мир вокруг был бы лучше, определённо.
28 января 2022
«Перед экзаменом» — тот фильм, который интереснее всего смотреть, «держа в уме» страну и эпоху, где и когда он был снят.
Обычно бывает наоборот — и от того, и от другого рекомендуется «отключаться». Однако посмотреть «Перед экзаменом» просто как фильм и получить удовольствие на уровне его рейтинга едва ли получится.
Первое — это откровенно глупый сценарий. Поразительно здесь не само качество драматургии, сколько то, что Виктория Токарева была тогда модным и популярным литератором не только у читателей, но и у критиков. Ужасно пафосные и ужасно философские диалоги, логически необъяснимые (но типовые для «женской прозы») поступки… Токарева явно стремилась к славе «советского Сэлинджера» или по крайней мере Саган.
Второе — качество драматургии обуславливает и качество актерской игры. Она не то что бы плоха (учитывая качество текста, скорее даже хороша), но неправдоподобна. Иногда в голову приходит мысль, что все без исключения герои ленты — профессиональные философы с любимой книгой «Критикой чистого разума» Канта.
Третье — старомодная и в какой-то степени даже примитивная режиссура. Вячеслав Криштофович, по крайней мере в те годы, явно фанател по французской «новой волне» в целом (а это — рубеж 1950-х — 60-х) и «На последнем дыхании» в частности. Игорь Кваша, без сомнения, взят в фильм именно за свое внешнее сходство со знаменитыми звездами «новой волны» — Аленом Делоном и Жаном-Полем Бельмондо. При этом, если сама лента в целом — «На последнем дыхании», только без криминальной интриги, то звукомузыкальный ряд безусловно позаимствован из «Мужчины и женщины» Клода Лелуша.
Так что скучно, господа… Однако эта суровая оценка переворачивается с ног на голову, если вспомнить, что это — СССР, и на дворе — 1979 год. Даже если считать Токареву графоманкой, она тогда была культовым и у читателей, и у начальства автором (в 1979 вышло две ленты по ее сценариям, эта и «Шла собака по роялю»). А это значит, что если не сюжет, то как минимум ее герои должны были отвечать тому, что встречали советские люди в жизни. Инструкторы по плаванию в Средней Азии; преподаватели зарубежной литературы, специализирующиеся на кулинарии; 18-летки, не умеющие мечтать и не знающие, что такое мечта. Пафосная философия, излагаемая главной героиней, обретает плоть и кровь, если предположить, что она просто-напросто повторяет чужие слова, типичные для позднего СССР кухонные мудрствования.
Соответственно, если отвлечься от сюжета (это же Токарева, а не Лев Толстой) и сосредоточиться исключительно на героях, то совершенно иными красками заиграет и актерский ансамбль. Главный герой в 1959 был профессиональным спортсменом, выступал за сборную (то есть был мастером спорта международного класса) — и к 1979 его вышвырнули инструктором в Среднюю Азию! Главная героиня способна не только излагать всевозможную чушь, но и понимать, что все эти «мудрые» слова — чушь. Она о чем-то мечтает, чего-то хочет, но не может понять этой мечты, не может выразить этих своих желаний. И все ее глупые поступки не так уж и глупы, если принять за факт, что «умные» поступки, по ее опыту, не приводят ни к чему хорошему.
Ну и не было бы счастья, да несчастье помогло: если бы Вячеслав Кристофович был на 1979 год более опытным и самостоятельным режиссером, у него не получилось бы сделать «фоновым героем» своей картины Киев 1979 года. Который, по отзывам самих киевлян, в те дни был совсем другим, чем в наши дни.
7 из 10.
Фильм, без которого едва ли появился бы «Курьер».
2 декабря 2020
«Перед экзаменом» — это уникальный фильм, хотя бы потому, что он ярче и лучше авторского произведения Виктории Токаревой. Там мама главной героини периодически избивает свою дочь, что в общем-то противоестественно даже для отца.
Этот фильм пронизан непередаваемой поэзией жизни, реальной непридуманной жизни, в которую хочется закутаться с головой, забыться и не думать ни о чем.
Той жизни, в которой не думают, как урвать кусок чужого масла на свой кусок хлеба. Той жизни, где встреча юной девушки с немолодым уже мужчиной не грозит изнасилованием, а грозит лишь обсуждением, что такое первая любовь и что такое первое разочарование.
Действительно, я помню только один случай в моей жизни, когда мы, подростки, нанимались на летние работы в загородном колхозном саду на в общем-то тяжелую работу по сбору урожая. И там была одна девочка, с которой я боялся встретиться взглядом, и все старшие ребята смеялись над нами, но как же легко и радостно было с ней грустить, смеяться и радоваться, радоваться каждому ее взгляду, каждой ее шутке, каждому движению.
29 ноября 2020
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от тебя, медведь, подавно уйду!
Русская народная сказка Колобок (до встречи с лисой)
Жила была девочка Таня и говорила ей мама, — учи Таня физику, завтра у тебя экзамен. Но «скушна» была наука Тане и побежала она к подружке. Говорила Тане подружка, — я обязательно поступлю в консерваторию. И «скушно» стало Тане с подружкой и убежала Таня гулять. И встретила Таня Ивана. Хотел лишить Таню Иван иллюзий, но пошёл с ней купаться на реку. Поплыли, — позвала его Таня. Но сослался Иван на радикулит и не пошёл в воду. Разочаровалась Таня в Иване и убежала от него. Пришла к тёте Жени, дворничихе, и говорит, — дай мне соли (т. е. мудрости). Та и насыпала ей коробок спичечный. А больше не могла. Ибо рано было Тане иметь много мудрости. Не жила она ещё жизни. И не видела ни плохого, и не хорошего. А было Тане 18 полных лет. Постояла, постояла Таня с коробочкой, и убежала от дворничихи. И принесла свою «мудрость» к маме. Домой. Что с неё возьмёшь? Дитя не разумное. И заявила маме, — никуда поступать не буду, буду жить как хочу… Знать не встретилась ещё Тане на дороге та лисичка-сестричка…
Вот таким иносказательным языком можно было бы изложить эту историю про девочку-подростка, чистую как слеза младенца. И один день из её жизни. Закончена школа, необходимо сделать выбор — куда дальше? К станку? К учёбе? Но нет стремлений, размыты горизонты. И что неправо, что налево, одинаково. А может быть во взрослую жизнь? В самостоятельность? За ограждение заповедника? В свободное плавание? Одёргивает разумом мама, наставляет —
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
Так получилось, что один за другим к просмотру подобрались два совершенно одинаковых фильма. Одногодки. Семьдесят седьмого выпуска. Юношеское и девичье вхождение во взрослую жизнь. ОН — «Запасной аэродром». ОНА — «Перед экзаменом». Ищут себя оба. В отрыве от родовых корней — вчерашний мальчик, путаясь в маминых пелёнках — вчерашняя девочка. Пробно ступают, нащупывая ногами устойчивость грунта, сомневаются и дрожат, матерея опытом. Высшее образование как шаг к развитию себя. И тут, и там. Оба перед выбором. Оба пренебрегают этой возможностью. Мужской фильм более динамичный, пестрит приключениями. Дамский, содержит иносказательный смысл, имеет подтекст, хотя кажется совсем простым. На первый взгляд. Безусловно — соль, её покупка (не сразу), приобретённое количество — это улыбка автора и зерно рационального размышления нам зрителям. Полагаю, несколько надуманы диалоги и слишком быстро произошёл переход в доверительность между совершенно незнакомыми людьми. Да ещё и с разницей в возрасте. Пожалуй, фильм имеет мелкие штрихи недочёта. Но это для слишком взыскательной публики. И при другом масштабе. Здесь всё проще. Радикализм Мити, как выбранная стезя своего пути. Умеренный радикализм Тани как женское начало вблизи «отчего» дома. С выводами подведённой черты.
7 из 10
29 августа 2018
Фильм «Перед экзаменом» практически не знаком широкому кругу российских кино и телезрителей. Отчасти потому, что история поведанная режиссёром Вячеславом Криштофовичем, не вписывалась в каноны образа жизни молодого поколения советской эпохи. Ну, посудите сами, главная героиня фильма, молодая девушка с прекрасным пушкинским именем Татьяна или просто Таня (Ольга Жулина), не знает чего хочет в жизни. В ту досточтимую эпоху, как правило молодые люди хотели быть космонавтами, лётчиками, инженерами, врачами, а кто-то и агрономом. А вот Таня в свои 18 лет, так и не пришла к определённому выводу, чем бы хотела заниматься.
На носу у неё вступительные экзамены в ВУЗ, а именно подлежит сдаче такая дисциплина, как «Физика». А Таня преспокойно смотрит в окно и думает о своём, о девичьем. Может ли понравиться такая героиня ? Ещё, как может!!! Куда как проще заклеймить молодую барышню из Киева и встать на сторону её матери, с которой у Тани вышла ссора. Мать конечно права, что ругает дочь за легкомысленность взглядов и суждений. Она несёт ответственность за своего ребёнка и как всякая мать желает своему чаду лучшей доли. Но Иван Сергеевич Тургенев на то и классик, на то и знаток человеческих душ, что давным-давно обозначил конфликт отцов и детей. Так было, так есть и так будет, пока не изжил себя человек.
У Тани есть прекрасный пример для подражания, её подруга Лера (Лариса Удовиченко), которая поступает в консерваторию. Так ведь нет, Тани этого недостаточно, в качестве главного критерия жизни. А может быть правильно ? Может быть у каждого свой путь в жизни, свои набитые шишки, при соответствующих взлётах и падениях.
Но картина Криштофовича не ограничивается лишь ссорой главной героини с матерью, да терзанием самой себя Тани. Когда на не театральные, но киношные подмостки выходит герой Игоря Кваши Иван, то вечер и вправду перестаёт быть томным, а фильм выруливает на новый уровень. Появляется интрига. Ему 37, ей 18. Он из Средней Азии и женат. Она из Киева и толком не знает будет или не будет поступать в педагогический. Случай свёл их у театра, а там уж нам предстоит увидеть, кто и на что из них способен. Волшебно, просто волшебно нарисовал Криштофович их встречу и прописал самые лучшие и искуснейшие диалоги. Без пошлости и обыденности, без предсказуемости, но с лёгким оттенком эротизма, что даёт право считать это кино наиинтереснейшим со многих точек зрения. Ольга Жулина светится румянцем, игривостью и молодостью, вкупе с завидным интеллектом. Что до Игоря Кваши, то и он обедни не портит, а производит весьма и весьма достойное впечатление. Его герой может не Джеймс Бонд, может не семи пядей во лбу, но с таким понятием, как «порядочность» знаком. Одним словом мне очень понравилось это кино, при том, что его продолжительность чуть более часа. Советую и рекомендую!
10 из 10
2 января 2015
Очень хороший. Именно просто очень хороший. Маленькая незатянутая история становления юного поколения. Точнее — история, как действительно надо, а не как «положено». Какая физика, когда за окном голуби, какой экзамен, когда не лежит душа к тому, чему учишься… Зубрёжка приводит к снобизму и самомнению, тем самым чертам, которые так характерно показала нам подруга Тани в фильме. Память и факты не показатель критического ума и такого же по определению отношения к жизни. Учатся не за учебниками, учатся «на людях», в живой беседе с незнакомцем-«инструктором». Самый грустный и самый ощутимый опыт — тот, что мы получаем не в теории и беспочвенных измышлениях, а в практике… Не знаю, возможно, я так пишу, потому что близка героине по возрасту. Возможно, потому, что мечтала когда-то сбежать из университета и встать за станок на заводе, чтобы мои знания были прикладными, выливались в нечто нужное людям, а не оставались болтологической теорией. Люди любят учить, будучи «неучами» сами… Под словом «неуч» я ведь не имею ввиду отсутствие корочки. Я говорю о принуждении самих себя к «залогу будущего», к постоянству через (даже и нелюбимый) труд. Инструкторы учат правильности, сами поступая по-свински. Хотя это «свинство» в исполнении Игоря Кваша такое обаятельное, сразу не видное, так хорошо разыгранное под знание жизни и влюблённость… Однако, юность не так часто бывает слепа. к счастью. Поэтому ни физика, ни однодневный роман не закоптили её, более того — помогли принять действительно правильное решение. Негатив не всегда бесполезен. Он часто толкает к верным поступкам уже одним своим контрастом с тем, чего по-настоящему хочется достичь.
9 из 10
24 августа 2014