Отец-хозяин
Padre padrone
7.2
7.3
1977, драма, биография
Италия, 1 ч 53 мин
18+

В ролях: Нанни Моретти, Станко Мольнар, Пьерлуиджи Альвау, Джузеппино Анджиони, Фабио Анджиони
и другие
Экранизация одноименной автобиографической книги итальянского писателя Гавино Ледда, которого собственный отец забрал из начального класса школы. До 18 лет - до армии - Гавино обречен оставаться безграмотным пастухом. Отец относится к собственному сыну как к рабу, но Гавино решает бросить ему вызов. Он поступает в школу и открывает для себя совершенно новый мир.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отец-хозяин

английское название:

Padre padrone

год: 1977
страна:
Италия
слоган: «...my father, my Master»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Марио Мазини
композитор:
художники: Джанни Сбарра, Лина Нерли Тавиани
монтаж:
жанры: драма, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 мая 1977 г.
на DVD: 20 декабря 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Постеры фильма «Отец-хозяин», 1977

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Отец-хозяин», 1977

Благие намерения по-сардински

Наверняка если бы не участие в качестве председателя жюри Каннского фестиваля неукротимого маэстро Роберто Росселини, то едва ли этот фильм братьев Тавиани стал так известен. Вероятно, именно храбрый и решительный, новаторский нрав гения увидел в этих авторах что-то близкое, гениальное и талантливое.

На самом деле фильм совсем не прост. Тут есть и смысл, вопрсоы над которыми интересно рассуждать. Есть и поэтическое созерцание. Та трогательность с которой Тавиани изучают сельский быт предвосхищает «Дерево для башмаков» Эрманно Ольми и вполне соответствует работам Терренса Малика. Это ведь Малик регулярно воспевал в своих фильмах дуновения ветра, шелест трав и покачивания деревьев.

При этом, Тавиани разворачивают перед нами такую простую интригу, что наверное она коснется едва ли не каждого зрителя. Это ведь вопросы взаимодействия с родителями.

Вот что делать маленькому мальчику, если его отец забирает из школы и заставляет работать пастухом? Малейшее неподчинение жестко пресекается. Что делать, если полевая жизнь приводит к таким странным парадоксам, о которых даже в анекдотах говорить не все могут. Да-да. Я как раз об этом. Братья Тавиани прямо намекают, что все дети в тех краях слишком сильно были эмоционально привязаны к домашним животным. Просто и без прикрас они рисуют и стройный экономический уклад семьи, где всеми денежными средствами распоряжается один человек — отец семьи. А как ужасно признавать парню в армии свою безграмотность. Италия ведь совсем неоднородна. Сардинский диалект вовсе не подразумевает понимание итальянского языка. Сколько трагедий придется испытать нашему герою прежде чем опериться и сказать отцу — «не повинуюсь». Многовековой уклад, идущий еще со времен римского права, оказался подвергнутым сомнению. А уместна ли тут пощечина?

Вопросы, которые поднимают братья Тавиани выходят далеко за пределы конкретной итальянской глубинки (Сардинии), равно как и не касаются они никак эдипового комплекса. Это не банальное взросление и сложный «выход» из гнезда. Тут мы сталкиваемся с ломкой стереотипов. Времена меняются. Меняется и отношение к детям, родителям, семье. То, что еще совсем недавно казалось диким — например, пренебрежение родительским напутствием, сегодня становится нормой. Приятно, что авторы картины завершили все прямым монологом с автором книги, о жизни которого и рассказывал фильм. Вымысел соединился с реальностью точно также, как у этих самобытных мастеров поэзия соединяется с реализмом. Просто и непринужденно. Затянуто конечно немного, но вполне и вполне достойно. Даже возникает закономерный вопрос о том, так ли силен по сравнении с этим фильмом «Амаркорд» Феллини и, вообще, не сделали ли скромные братья Тавиани настоящий прорыв. Но это ведь просто вопросы. Слишком уж неочевидное для шедевра это кино.

7 из 10

28 июня 2014

Три тысячи оплеух

Вообще, для этой картины более правильным названием стоило бы считать- «Отец-хозяин», так как именно оно адекватнее всего отражает происходящее на экране.

А на экране разворачивается сложнейшая история взаимоотношений отца и сына. Соединяющая как размышление о соседстве традиционного прошлого и модернизированного настоящего, так и укладнический конфликт города-деревни. А за всем этим бушует миф о Эдипе.

Чисто художественно кинематограф братьев Тавиани в их лучшие годы, был близок неореализму, с другой же стороны позднему Феллини, с его стилистическими излишествами, при том что по картинке они более всего напоминали «младших братьев» Пазолини. Тем самым, они и сами оказывались между прошлым и сегодняшним днём, наделяя этой же двойственностью всё своё творчество.

Препарируя старый образ жизни, с его ритуальными обязательствами, как пережиток, авторы вводят в ленту сквозную историю Вендетты. Казалось бы гибнет эпизодический герой, ан нет- это событие повлияет на всю дальнейшую жизнь юного персонажа. Именно такими символическими нюансами, весь строй сюжета будет цепляться, за сравнительный анализ уходящей и сменяющей её эпох в истории Италии. Из страны аграрно-крестьянской, постепенно превращающуюся в ведущую индустриальную державу мира.

Главным посылом ленты выступит естественное желание личной свободы и нежелание себе судьбы своих родителей. И здесь нельзя не провести параллель с недавним фашистским прошлым страны, которое также подавляло индивидуальность и жило по закону «высших ценностей» того времени- власти и силы.

Конечно изумительно прекрасна палитра картины: аскетичное, словно нарисованное акварелью пасмурное небо, зелёные луга и вековые кладки камней вдоль участков-пастбищ. Но главный герой всё это ненавидит, он не радуется этой красоте, она его личная тюрьма, а отец вечный надсмотрщик. И всё же, суровая школа жизни не ожесточит юношу, также как его родителя, а воспитает в нём склонность к познанию мира и желанию учиться. Парадокс, что к этому будет во многом причастен его столь ненавистный-«любимый» папа, научивший героя общаться с природой: стоя на ветру с завязанными глазами, улавливать звуки вокруг себя и разборчиво различать из всего этого мысли животных…

9 из 10

17 мая 2011

Я тебя породил…

Кропотливая экранизация автобиографического романа Гавино Ледда, где автор предпринял попытку на примере личной судьбы рассказать о целом поколении малолетних жителей Сардинии, вынужденных прозябать в холоде и невежестве, подчиняясь тирании деспотичных родителей, которых нужда толкала на нещадную эксплуатацию собственных детей.

Исполненный самодурства, папаша Гавино, знал, чего хочет от жизни, как ему казалось, он знал жизнь и мог всеми править — женой, детьми и прочим домашним имуществом. Власти толкали его выживать, и старик боролся, как мог, с нуждой и горьким бессилием, срывая свой гнев на тех, кто был ближе, под рукой.

Голоногое детство и юность Гавино напоминали жизнь гофмановской золушки, с той лишь разницей, что он не был заперт в четырех стенах, а прозябал на горных пастбищах вместе с домашней скотиной, разговаривая не с кухонной утварью, а с глупыми овцами, норовящими испортить и без того никчемную жизнь своего незадачливого пастуха.

Случайная встреча с заплутавшими бродячими музыкантами открывает уже взрослому парню окошко, какое там «окошко», — дает легкий намек на то, что в мире есть что-то запредельно прекрасное, как, например, тот короткий фрагмент из «Летучей мыши», который наигрывали те самые, случайные путники.

Братья Тавиани ставят крепко и твердо, держа в уме гуманизм, социальную справедливость и общественное несовершенство, напирая на личные отношения и прибегая к обобщениям, слишком показным и демонстративным, делая кино не камерно-индивидуальным, а прокламационным призывом к обществу.

Глухой провинциальный дух Сардинии, хранящей и продолжающей следовать обычаю средневековой вендетты, гонит молодежь искать счастья вдали от насиженных мест, но главному герою счастье и удачу принесут не дальние края, а армейский призыв, под который (насмешка судьбы) он попадет по воле своего неугомонного отца.

Только там мауглеобразный Гавино, наконец, избавляется от своего заскорузлого деревенского диалекта, открывая вместе с итальянским языком путь к культуре и просвещению, который, по-другому и быть не могло, пролегает через разрыв с отцом.

Патетика слов — от патетической режиссуры. Братьев двое и они, наверное, поделили между собой съемки пролога и эпилога этой картины, закольцованных в общих кадрах напряженного детского страха и ожидания неминуемой и страшной беды.

Прониклись. Две пальмовые ветки от сентиментальных Канн. Социальное кино без социального заказа. Не для широких масс. Для индивидуального пользования.

14 мая 2008

Драма Отец-хозяин появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссерами являются Паоло Тавиани, Витторио Тавиани. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Нанни Моретти, Станко Мольнар, Пьерлуиджи Альвау, Джузеппино Анджиони, Фабио Анджиони, Джузеппе Брандино, Марио Шери, Giuseppe Chessa Perle, Доменико Дериу, Марина Д’Онофрио, Pietro Paolo Fauli, Франка Флорис, Mario Fulghesu, Antonio Garrucciu, Gianni Garruccio.

Страна производства - Италия. Отец-хозяин — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.