Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Между небом и землей |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Фокин |
сценарий: | Виктория Токарева |
видеооператор: | Геннадий Алексеев |
композитор: | Герман Лукьянов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 58 мин |
Именитый музыкант беззаботно рассуждает о творчестве и жизни, быстро устаёт от отдыха на природе, решив вернуться обратно. Предавшись беспечным мечтам, он опаздывает на рейс самолёта, который терпит крушение. Перехитрив судьбу, счастливчик обнаруживает, что далеко несчастлив, ведь дома его уже никто не ждёт и особо не рад. Фабула проста. Не менее просто исполнение в виде телеспектакля. Режиссёр Валерий Фокин, взяв за основу пьесу «Ехал грека» Виктории Токаревой, которую мы знаем по сценарным работам в ряде любимых кинокартин, не случайно использовал пустоту сцены и одного артиста, всё время не покидающего кадр. История, которую через четыре года воплотят в виде полноценного художественного фильма с не менее выдающимся актёром Олегом Янковским, тут нарочно лишена отвлекающих декораций и большого внимания к другим персонажам. Пред нами почти моноспектакль безошибочной актёрской игры и тончайших эмоций Андрея Миронова, превращающих повествование о неприкаянном мужчине в метафоричную притчу о человеческой жизни, её смысле, поступках и их плодах.
Извечный диалог со зрителем, постоянное обращение в объектив камеры, пронзительная глубина пристального взгляда артиста прямо на нас — он обнажает мысли и душу пред нами, его сухие слёзы, аскетизм окружения, стойкое ощущение предрешённости событий, словно они уже были прожиты, и наш герой, окутанный аурой смерти, навевают на мысль о совершенно неслучайном выборе заглавия. Спустя лиричное вступление очень скоро закрадывается мысль, что автор ставил негласный психологический триллер, почти мистическую хронику блуждания души по чистилищу, которое где-то меж раем и адом — между небом и зёмлей. Пробегающая в воспоминаниях трубача гора, куда он так мучительно взбирался, становится личной «лестницей Иакова», заставляющей однажды замереть на миг, чтобы спохватиться, что пик жизненного пути когда-то был пройден позади. Всё прожитое до крушения самолёта требует болезненного переосмысления, позволяющего окинуть жизнь критическим взглядом, увидев себя со стороны обаятельным, мягким, ищущим, мыслящим, однако эгоистичным и самовлюблённым. «Я никому не нужен» — жалуется скиталец. «Это тебе никто не нужен» — слышит он в ответ. Меланхоличное путешествие по остаткам своей прошлой жизни наполнено короткими встречами с близкими людьми, неспешно возникающими и исчезающими почти фантомами памяти средь отсутствующих декораций — сейчас герою важны лица, чем мелкие детали условного фона. Так много требуется понять о себе, встретившись с влюблённой женщиной, почувствовавшей облегчение от трагичного известия, ведь некому уже её мучить ложными надеждами. Нужно навестить мальчонку-сына, который рос где-то там поодаль, будучи плодом брака, чьё расторжение доступно разуму, а заключение остаётся загадкой, поэтому, не ровен час, он попросту не узнает родного отца, бросив, что у него их целых два. Музыка, творчество, группа — свято место пусто не бывает. А может мама и сестра? Но разве честно заявляться на порог и требовать счастья от того, кто любит тебя независимо и всегда?
Фильм, будто чистосердечная исповедь взрослого человека перед самим собой, преисполнен тревоги жить несправедливо, когда все вокруг лишь приложение к тебе, запасные аэродромы, куда всегда можно заскочить, покружиться в небе и покинуть, оставив пустоту. Но к общему грустному настроению постановки ловко добавляется неиссякаемый окрыляющий оптимизм с верой в будущее. Неважно случится это в прозаической истории с опозданием на самолёт, повлёкшим перемены в себялюбивой жизни, либо где-то уже там, на небесах, наподобие «рождественской песни» Диккенса, только всегда есть шанс встретить своего личного растрёпанного ангелочка-хранителя, чтобы начать всё с начала, не повторив ошибки прошлого. Это и может стать тем самым рукотворным раем, спустя очищение грехов в чистилище, ведь не каждая женщина на вопрос о своём имени игнорирует ответ, задавая собственный в желании узнать сначала твоё. Берегите и цените неравнодушное отношение к себе, а личному безразличию самое место в самолете, улетевшем в никуда.
17 сентября 2017
В 1977 году Виктория Токарева написала повесть «Ехал грека». И в этом же году режиссёр Валерий Фокин поставил телевизионный спектакль по вышеупомянутой повести, дав ему название «Между небом и землёй». А на главную роль в своём фильме, Фокин пригласил Андрея Миронова, что являлось неким залогом успеха. Почему этот почти часовой спектакль не показывают по ТВ мне трудно судить, но то, что картина отличная, у меня сомнений не вызывает.
Шёл восьмой день отдыха… С таких слов, начинается монолог Климова (Андрея Миронова). Казалось бы, человек в отпуске, должен радоваться и веселиться, отдыхать на полную катушку, тем более он на море. А наш герой разбит и опустошён. С чего бы это ? Но не так-то легко отсидеться в тени, когда ты на солнце. Нашёлся один друг-товарищ, который предложил Климову совершить восхождение на гору Каркадак. Поскольку терять кроме своих духовных цепей герою Миронова было нечего, он согласился. Началось восхождение, а вместе с ним и рассказ или история жизни главного действующего лица.
Сразу припоминается фраза о талантливых людях. Мы пока ещё не знаем профессию Климова, но архиплавно Андрей Миронов подводит нас к тому обстоятельству, что доски на заводе он не складывает. Талантливые люди бывают двух видов: с чувством выхода — это творцы, и без чувства выхода — это я. Говорит герой устами Андрея Миронова. И тут же мы узнаём, что Климов трубач, играет в оркестре. Руководит оркестром некто Вячик, у которого как раз есть это самое чувство выхода. Почему же наш герой так строг к себе или попросту занимается самоедством ? Это трудный вопрос, который с кондачка не решишь. Да и нужно ли решать, когда ты видишь перед собой грустного человека с умными глазами ?
Чтобы если не понять, то хотя бы постараться краешком души почувствовать главного героя, необходимо упомянуть вот о чём. У Климова есть девушка с необычным и редким именем Микаэлла, которую он зовёт просто Мика. И вот терзает и мучает героя Миронова тот факт, что они никогда не говорят о главном. А что значит говорить о главном ? Это значит говорить о женитьбе. Но они ходят вокруг, да около. Почему ? Потому, что по собственному признанию, Климов не может никому принадлежать дольше, чем полтора часа в сутки. Когда истекают эти полтора часа, в нём развивается мания нетерпения. И Мика, да-да, та самая Мика, которую играет Марина Неёлова, это единственный человек, который его не утомляет, потому что в ней идеально выдержаны пропорции ума и глупости. Но если Мика его не утомляет, то что сам Климов значит для неё ? Может быть женщины устала быть просто приютом и прибежищем для этого эгоистичного человека ? Нам с вами Климова безусловно жаль, но мы-то с вами не были в положении Мики. То-то и оно.
Валерий Фокин прекрасно нарисовал отношения между Климовым и Микой. Они не возвышенные и не радужные. В них была страсть, любовь. Но ведь в любовной лодке не должен быть только один гребец, который будет тащить всё на себе, а другой будет в лучшем случае поплёвывать в потолок, а в худшем ещё и подгонять тычками и пинками этого самого гребца. Марина Неёлова отлично выложила на блюдечке образ Мики, образ многих женщин и девушек, которые тянут этот воз и поныне. Хотя…
Но фильм не только грустный. В нём есть и смешные моменты. К таковым смело могу отнести посещение Климова парикмахерской. Приходит он в парикмахерскую, в аэропорту, а там сидит девушка, которая похожа на царевну-лягушку в тот момент, когда она из лягушки уже превратилась в царевну. Сию барышню вдохновенно исполнила Елена Коренева. А из репродуктора поплыл густой бас «Из-за острова на стрежень» о Стеньке Разине и о том, что он сотворил с одной красавицей. И наш Климов решил сделать маникюр. Нет, вы не подумайте. С ориентацией у него всё гуд, просто надо же как-то обратить на себя внимание этой неприступной и холодной крепости. Такие вот метаморфозы. Очевидно невозмутимость — юмор, которым наделил создатель это существо, по мнению героя Миронова.
Пока Климова будет штормить, он будет грустить и философствовать, зритель будет проникаться к нему симпатией. А кто-то и не будет. В любом случае посмотреть это стоит. Возможно сия картина позволит избежать ошибок в отношения между полами, ведь на то оно и искусство, на то они и мастера, которым веришь…
10 из 10
13 августа 2015
Это такое кино, в котором надо разобраться. Гениальные монологи, написанные женщиной(Викторией Токаревой) и произнесенные Мужчиной (Андреем Мироновым) врезаются в память.
Сначала смотришь на отношение Климова к жене, детям. Но, несмотря на весь пофигизм, этот персонаж не вызывает антипатии или агрессии. Просто потерянный где-то глубоко в себе мужчина, который хочет собственного счастья. Возможно, тогда это было удивительным, но сейчас такие вещи на каждом шагу. И герою начинаешь сопереживать..
Потом появляются участники ансамбля, где герой Андрея Миронова, как будто останавливая кадр на каком-то моменте, начинает рассказывать о своем субъективном мнении к пианисту-композитору, солисту, гитаристу, барабанщику. Больше всего он уделяет внимания двум лишь персонажам.
А потом, в аэропорту, вся его жизнь словно меняется. Он опаздывает на самолет, а когда приходит домой, в СВОЮ квартиру, к СВОЕЙ жене, узнает, что это все уже не его. Что он потерял тонкую ниточку жизни и радости. И понимает, что у него нет никого.
Тонкая психологическая постановка, описывающее изменение человека — от его собственной нужности до полной ненужности. И то, как вытащить из депрессии одной лишь фразой..
«А как вас?..»
Отдельное спасибо хочу сказать режиссеру-постановщику, потому что картина, несмотря на минимум декораций, представляется точно и ярко.
А ещё, как ярый фанат А. Миронова, не могу не заметить, что он невероятно передал эмоции, слезы, выражения лица в этом кино. Что-то здесь есть особенное.
И очень врезаются в память монологи во второй половине фильма.
10 из 10
27 августа 2011