Хроника огненных лет
Ahdat sanawovach el-djamr
6.1
7.3
1975, драма
Алжир, 2 ч 57 мин
В ролях: Мухаммед Лахдар Хамина, Шейх Нурредин, Хассан Эль Амир, , Брахим Хаджадж
и другие
Фильм показывает борьбу Алжира за освобождение от французского колониализма глазами простого крестьянина, покинувшего поражённое засухой село и присоединившегося к движению сопротивления...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Хроника огненных лет

английское название:

Ahdat sanawovach el-djamr

год: 1975
страна:
Алжир
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Марчелло Гатти
композитор:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 мая 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 57 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Хроника огненных лет», 1975

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Хроника огненных лет», 1975

Длинная хроника

Смотря не ранее, чем позавчера один из матчей чемпионата мира по футболу в Бразилии я был поражен ликованию алжирских болельщиков. В своей одежде, ликовании, жестах и мимике они выразили не только страстный темперамент, но и очень тонкое, выстраданное отношение к свободе. К сожалению, «Хроника огненных лет» была куда менее выразительна. В течение трех часов нам рассказывали то, что сформулировано в нескольких строчках Википедии. Важнейшие моменты истории Алжира были так незатейливо рассказаны, что иногда по темпу фильм напоминал мне политические обозрения первой половины 90-х. Режиссер пытался абстрагироваться от происходящего, избегая оценок и эмоций (заметьте, как часто камера смотрела на мир сверху вниз) и приближаясь тем самым к документалистике. Благо, было на кого ориентироваться — картина Джилло Понтекорво «Битва за Алжир», вероятно была этаким эталоном, о равнении на который создатели «Хроники» наверняка не слишком распространялись. Все и так было понятно.

В качестве немногих плюсов этой картины — описание алжирского быта, совещаний племен, бесед о революционном движении. Однако, в силу временной потери актуальности, фильм оказывается совершенно несмотрибельным. Затянутый, плохо смонтажированный и неимоверно прямолинейный, фильм сейчас скорее может вызвать больше дискуссий на тему» почему ему дали главный приз в Каннах, нежели затянуть внимание на обсуждении его художественных особенностей. Своеобразный парафраз «Красным» Уоррена Битти. Скучно, неинтересно, конъюнктурно. Остается только порекомендовать смотреть хороший футбол вместо плохих фильмов.

2 из 10

28 июня 2014

Конец одиночества

«Это мое личное горе» — именно так высказался Альбер Камю в год, когда Алжир, его несколько суровая, но горячо любимая Родина, получила независимость от Франции. Странным образом, но будущий лауреат Нобелевской премии по литературе оказался в абсолютном меньшинстве, получив почти всеобщее осуждение за свои «почти империалистические взгляды». Настроения за отмену колониальной политики оказались так сильны во французском обществе, что их отзвуки были слышны и спустя 20 лет, когда на Каннском фестивале 1975-го года главный приз получила достаточно противоречивая лента Мухаммеда Лахдара Хамины «Хроника огненных лет». Отнюдь, я не умаляю заслуги этой ленты, однако, для любого синефила закономерным станет вопрос, как в год, когда в основном конкурсе Канн принимали участие выдающиеся шедевры, вроде «Запаха женщины» Дино Ризи, «Они сражались за Родину» Бондарчука-старшего или «Профессия: репортер» Антониони, главный приз достался меркнущей на их фоне ленте о зарождении национально-освободительного движения в Алжире.

М. Л. Хамина не пытается особенно экспериментировать с формой, его история основана на любимой Голливудом фабуле: личная история на фоне масштабных исторических событий. Однако, углубляясь в детали, фильм начинает тонуть в них, нивелируя весь фон исторического масштаба. Главный герой повествования — простой крестьянин Ахмед, чью жизнь с трудом можно назвать осмысленной. Он живет в небольшой деревне, где все жители — это лишь племя примитивных фаталистов, возлагающих надежды на кого угодно и на что угодно, но не пытающихся даже двинуть пальцем, дабы как-то изменить свое состояние. Жаловаться на жизнь, спать в жару и уповать на высшие силы — вот три столпа, на которых основано бытие этих людей. Начиная осознавать абсурдность происходящего, Ахмед вместе с семьей переезжает в город, где надеется на какие-то перемены. Но от себя не убежишь, да и окружающая обстановка оказывается там не лучше: единственным вменяемым человеком, этаким рупором совести, является Милуд, местный сумасшедший, чьи причуды уже давно никого не удивляют. Однако, почти каждая его реплика обладает глубинным смыслом. «Там вы были свободны и несчастны, тут вы будете просто несчастны» — так резюмирует Милуд попытку Ахмеда обрести новую жизнь в городе.

На дворе стоит 40-й год, для местного населения новости о падении Франции оказываются бальзамом на душу, поводом для бесконечной радости, надеждой на позитивные перемены, однако, жизнь редко оправдывает подобные чаяния, лишь только ухудшая ситуацию. Приход новых оккупационных сил осложняет происходящее, приход «коричневой чумы», словно напрямую ссылаясь на творчество Камю, вводит нового героя — эпидемию тифа, которая ставит местное население ниже уровня человека, где город становится огромной тюрьмой, чьи заключенные обречены медленно погибать от смертоносной болезни. В этот момент Ахмед, уже испытавший щемящее чувство потери и начавший сознательно мыслить, испытывает перелом в своем сознании, долгой подсознательной одиссее во внутреннем мире чувств и мыслей, где путеводной звездой является тот же Милуд, уже без пяти минут пророк нового движения. Однако, потребуются ещё годы, дабы в сознании Ахмеда сформировалось новое видение мира, чье перевоплощение является символом смены менталитета у коренного алжирского населения.

Конечно, что бросается в глаза — это странная непоследовательность. Режиссер очень медленно и старательно пытается вырисовывать основные моменты, которые и привели к созданию национально-освободительного движения. Однако, делает это столь размашисто, что главная тема фильма всплывает примерно в последние полчаса, и то без какой-либо конкретики, коснувшись лишь одного вооруженного конфликта. Не успев развить тему национального движения, М. Л. Хамина резко обрывает повествование, так и не дойдя ни до логического конца, ни до внесения какой-либо конкретики в действие. Некоторые могут интерпретировать такую постановку вопроса как попытку представить на суд зрителя отстраненную притчу, которая и не должна ссылаться на конкретные события, но фильм уж слишком прямолинеен, а почти полное отсутствие какого-либо сюжетного дуализма и глубинного смысла наотрез отвергают подобные инсинуации.

Для такого достаточно редкого явления, как алжирское кино, режиссер проделал неплохую работу, сняв, пожалуй, свою лучшую ленту, однако, выбор каннского жюри все равно оставляет много вопросов. Хотя, для любого, кто интересуется национальным кино разных стран, эта лента, чарующая своими безжизненными пустынными пейзажами, будет обязательна к просмотру.

P.S. «Для большинства людей война означает конец одиночества. Для меня она — окончательное одиночество». Альбер Камю.

2 декабря 2013

Священная война

- Единственное блаженное место на земле, где ты спасен от опасностей, — это кладбище. Вот в чём истина.

Начало французской колонизации Алжира уходит корнями в 1830 год. Война за независимость Алжира — одна из самых известных антиколониальных войн — началась больше века спустя, в 1954 году. Франция переживала не лучшие времена: унизительная капитуляция во Второй мировой, оккупация и разруха, потеря индокитайских колоний. Фронт национального освобождения Алжира тоже перебивался кое-как: 500—800 полноценных бойцов плюс дефицит оружия. Партизаны нападали на армейские конвои, небольшие гарнизоны и посты, взрывали мосты, уничтожали линии связи. Велась и «идеологическая» война: детям запрещали посещать французские школы, простых жителей заставляли отказываться от употребления алкоголя и табака, тем самым вынуждая подчиняться нормам шариата, а заодно нанося удар по определённому сектору французской экономики.

Фильм Хамины — это попытка не только передать художественными средствами сухие факты об освободительном движении, но и рассказать зрителю о том, кто такие алжирцы, в каких суровых условиях формировалась их ментальность, что именно впитывал каждый из них с молоком матери, до каких пределов он мог терпеть несправедливость. Спустя три часа и минимум диалогов начинаешь понимать еще один народ немного лучше — разве это не доказательство объективных возможностей кинематографа?

Отсюда, пожалуй, и довольно странное восприятие актеров. Я вижу на экране простых алжирцев, которые играют других алжирцев, живших в другое, очень непростое и важное для страны время. Особняком выделяется только сам режиссер, играющий «блаженного» Милуда. Это городской сумасшедший, проводящий подавляющую часть своего времени на кладбище. Там он имеет возможность вдоволь наговориться с «жителями города», а если нужно — то даже мобилизовать мертвецов на войну с Гитлером. Милуд, считаясь ненормальным, отлично разбирается в людях и всегда говорит то, что думает, не считаясь с линией правительства. Те же давно махнули на него рукой — чего ждать от психа?

Картина не может похвастаться богатым визуальным рядом: выжженная солнцем земля, покрытая глубокими трещинами, однообразные глиняные лачуги. Но ощущение палящего зноя, доводящего до одурения, не оставляет ни на минуту; копится неудовлетворение, которое может снять только гроза — посланная ли небом или устроенная своими руками. Люди, столетиями продолжающие жить в таких нечеловеческих условиях, могут долго терпеть гнёт чужого правительства, как привыкли терпеть лишения, объясняя их волей провидения. Но если они решают сбросить ярмо, их ничто не остановит. «Хронику огненных лет» нужно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять те внутренние причины, что стоят за спиной истории.

20 января 2013

Драма Хроника огненных лет появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Мухаммед Лахдар Хамина. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Мухаммед Лахдар Хамина, Шейх Нурредин, Хассан Эль Амир, Mohamed Hadj Smaïn, Брахим Хаджадж, Хассан Хассани, Mohammed Kouiret, Sid Ali Kouiret, Абдальхалим Раис, Sissani, Надя Тальби, Larbi Zekkal, Yahia Benmabrouk, Хасене Бензерари, Нотис Пицилос.

Страна производства - Алжир. Хроника огненных лет — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.